Постановление Главы Администрации Белгородской области
от 22 августа 1996 г. N 486
"Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на
автомобильном транспорте в Белгородской области"
28 января 2002 г.
В целях обеспечения организации пассажирских перевозок в области постановляю:
1. Утвердить Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Белгородской области (прилагаются) и ввести их в действие с 1 сентября 1996 года.
2. Главам городов и районов области, управлению автомобильными дорогами общего пользования области (Беляев А.М.), областному отделению Российской транспортной инспекции (Скок В.Н.), юридическим и физическим лицам (автотранспортные предприятия, акционерные общества, частные лица и другие организации) независимо от форм собственности, осуществляющим перевозку пассажиров на автомобильном транспорте в области:
принять к руководству и исполнению Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в области;
организовать изучение указанных Правил всеми работниками, имеющими отношение к организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.
3. Управлению автомобильными дорогами общего пользования (Беляев А.М.), областному отделению Российской транспортной инспекции (Скок В.Н.) оказывать методическую помощь юридическим и физическим лицам независимо от форм собственности (автотранспортным предприятиям, акционерным обществам, организациям и частным лицам) в решении вопросов, связанных с применением Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Белгородской области.
4. Осуществление контроля за соблюдением Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Белгородской области возложить на управление автомобильными дорогами общего пользования области (Беляев А.М.), областное отделение Российской транспортной инспекции (Скок В.Н.).
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет экономического развития области администрации области (Калинин Н.Ф.).
Информацию о выполнении постановления представить к 1 сентября 1997 года.
6. Данное постановление и Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Белгородской области опубликовать в газетах "Белгородская правда", "Авто-Мото-Сервис".
Первый заместитель
главы администрации области |
В.Иваненко |
Правила организации пассажирских перевозок
на автомобильном транспорте в Белгородской области
(утв. постановлением главы администрации области
от 22 августа 1996 г. N 486)
28 января 2002 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы всех предприятий автомобильного транспорта независимо от форм собственности и предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на автомобильном транспорте (в дальнейшем субъекты) в Белгородской области.
1.2. Правила обязательны для выполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности, участвующими в организации и перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
1.3. Основными задачами субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
- полное удовлетворение потребностей населения области в пассажирских автомобильных перевозках;
- обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;
- эффективное использование транспортных средств, максимальное снижение транспортных расходов;
- обобщение и распространение передовых методов работы.
1.4. Настоящими Правилами предусматриваются:
- обеспечение условий для устойчивой работы и совершенствования обслуживания населения пассажирскими перевозками автомобильным транспортом;
- доставка пассажиров в кратчайшие сроки;
- необходимые удобства пассажирам и высокая культура их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;
- обеспечение безопасности движения;
- эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;
- высокая производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;
- реализация мер по защите прав потребителей.
1.5. Организация пассажирских перевозок включает:
- систематическое изучение пассажиропотоков;
- разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;
- нормирование скоростей движения автобусов;
- составление расписаний движения автобусов и графиков их выпуска на линию;
- координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;
- управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;
- обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути следования.
2. Лицензирование пассажирских перевозок
2.1. Лицензированию подлежит деятельность предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:
а) городские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров автобусами;
б) перевозки пассажиров легковыми автомобилями.
2.2. Без разрешения (лицензии) работа пассажирского автотранспорта запрещается.
3. Основные требования, предъявляемые к лицам,
занимающимся организацией пассажирских перевозок,
и лицам, непосредственно участвующим
в перевозках пассажиров автомобильным транспортом
3.1. Лица, занимающиеся организацией пассажирских перевозок в области, и лица, непосредственно участвующие в перевозках пассажиров автомобильным транспортом, в пределах возложенных на них служебных обязанностей должны знать и строго выполнять действующие нормативные документы на пассажирском автомобильном транспорте согласно приложению.
3.2. Работники пассажирского автотранспорта при исполнении служебных обязанностей и лица, осуществляющие перевозку пассажиров, должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.
4. Подготовка работников
пассажирского автотранспорта
4.1. Исполнительные руководители и специалисты, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения транспортных средств, проходят один раз в пять лет аттестацию на право занятия этих должностей.
4.2. Водители, назначаемые для работы на автобусах, обязаны пройти спецподготовку и стажировку в установленном порядке в соответствии с действующими нормативными актами.
4.3. Водители, предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, должны сдать экзамен на профессиональную пригодность.
5. Автобусные перевозки
5.1. Классификация автобусных маршрутов.
5.1.1. Автобусный маршрут представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Перевозки пассажиров на маршруте осуществляются по утвержденным расписаниям движения.
5.1.2. Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные.
5.1.3. К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.
5.1.4. Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные - начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района, внутриобластные - начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, межобластные - проходящие через территорию двух и более областей, международные - проходящие по территории двух и более стран СНГ и Дальнего Зарубежья.
5.1.5. Среди пригородных и междугородных выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, два и более районных центра между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.
5.1.6. Сельский населенный пункт, находящийся на расстоянии до 3-х километров от автобусной остановки, относится к пункту, обслуживаемому автобусным сообщением.
5.1.7. Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных - в течение определенного периода времени (сезона). К сезонным относятся также автобусные маршруты, осуществляемые к дачным и садово-огородным участкам.
5.1.8. Движение автобусов на постоянных и сезонных автобусных маршрутах может организовываться факультативно в определенные дни недели в зависимости от пассажиропотока.
5.1.9. На сезонных маршрутах к дачным участкам, в случае необходимости, по решению администрации района/города/ организуются факультативные рейсы в зависимости от сложившегося пассажиропотока и состояния дороги, обеспечивающего БД.
5.2. Порядок организации автобусных маршрутов.
Организация новых автобусных маршрутов производится в следующем порядке:
5.2.1. Городских, пригородных и междугородных внутрирайонных - государственным заказчиком на пассажирские перевозки, автотранспортными предприятиями независимо от форм собственности и предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по согласованию с администрациями городов и районов.
5.2.2. Междугородных внутриобластных, межобластных и международных - государственным заказчиком на пассажирские перевозки, автотранспортными предприятиями независимо от форм собственности и предпринимателями по согласованию с соответствующими областями и странами СНГ и Дальнего Зарубежья.
5.2.3. Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:
- определить потребность в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток);
- выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия;
- составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.
5.2.4. Новые маршруты открываются при наличии условий, обеспечивающих безопасность движения.
5.2.5. При открытии маршрутов должны предусматриваться:
- расположение начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;
- обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пунктами города;
- использование типа автобусов, соответствующего виду перевозок;
- средства контроля за регулярностью движения;
- обеспечение координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта;
5.2.6. Выбор трассы автобусного маршрута производится при обязательном соблюдении следующих требований:
- соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов Требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах, строительным нормам и правилам (СНиП);
См. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте
- соответствия общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты, расположенные на маршруте.
5.2.7. В случае, когда признано целесообразным открыть автобусный маршрут автотранспортным предприятием независимо от форм собственности или предпринимателем в порядке, определенном действующими нормативными документами на пассажирском автомобильном транспорте, составляется паспорт маршрута по установленной форме, разрабатывается расписание движения автобусов, которое в случае открытия городских и внутрирайонных: пригородных и междугородных автобусных маршрутов согласовывается с администрациями районов (городов) и утверждается государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
5.2.8. В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут (наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги и др.), и он утверждается Управлением автомобильными дорогами общего пользования.
5.2.9. При отсутствии паспорта эксплуатация автобусного маршрута не разрешается.
5.2.10. Если для улучшения обслуживания пассажиров необходимо дополнительно обустроить маршрут линейными сооружениями, одновременно с паспортом разрабатывается план мероприятий по обустройству маршрута с указанием сроков выполнения соответствующих работ, который утверждается одновременно с паспортом. По мере принятия в эксплуатацию новых линейных сооружений вносятся дополнения в паспорт маршрута. Работа на междугородных маршрутах разрешается, как правило, при наличии на конечных пунктах маршрута линейного сооружения или кассового пункта.
5.2.11. В зависимости от величины пассажиропотока, дорожных условий при обустройстве автобусного маршрута должно предусматриваться наличие:
- площадок для разворота и отстоя автобусов в начальных и конечных пунктах маршрутов, автопавильонов, а в крупных пассажирообразующих пунктах - пассажирских автостанций;
- специальных площадок для заезда - "карманов", посадочных площадок и автопавильонов, а в крупных пассажирообразующих пунктах - пассажирских автостанций на промежуточных остановочных пунктах маршрута;
5.2.12. В зависимости от величины и распределения пассажиропотоков на маршруте работа автобусов организуется с обычным, полуэкспрессным или экспрессным режимом движения или режимом движения по системе спаренных рейсов.
5.2.13. При обычном режиме движения остановка автобусов является обязательной на всех остановочных пунктах.
5.2.14. При полуэкспрессном режиме движения автобусы останавливаются лишь на отдельных остановочных пунктах (2-3 остановки) в начале маршрута и отдельных остановочных пунктах (2-3 остановки) в конце маршрута.
5.2.15. Автобусы - экспрессы следуют от начального до конечного пункта без промежуточных остановок или с ограниченным их количеством (не более трех на маршруте).
5.2.16. Движение автобусов в полуэкспрессном и экспрессном режиме организуется на основании действующих нормативных документов.
5.2.17. На маршрутах, остановочные пункты которых характеризуются большим пассажирообменом, движение автобусов организуется по системе спаренных рейсов. При этом движение каждой пары автобусов на маршруте осуществляется по единому графику (расписанию), и их подача на посадку и отправление от начального остановочного пункта производятся одновременно, практически без интервалов. Режим движения по системе спаренных рейсов применяется, как правило, в часы "пик".
5.2.18. При наличии значительного и устойчивого пассажиропотока на какой-либо части маршрута, в пределах указанной части маршрута, организуются укороченные рейсы.
5.2.19. Экспрессные, полуэкспрессные и укороченные рейсы или маршруты могут быть постоянными или временными (по сезонам года или в течение определенных установленных часов дня, в часы "пик").
5.2.20. При наличии большого пассажиропотока (выходные, предпраздничные и праздничные дни) на междугородных маршрутах организуются рейсы дополнительно к существующим в расписании, работающие в экспрессном режиме.
5.2.21. Каждому автобусному маршруту присваивается определенный порядковый номер: городским - от N 1 до N 99; пригородным - от N 100 до N 499; междугородным - от N 500 и выше. Нумерация городских и пригородных маршрутов ведется по каждому городу, району. Междугородные маршруты имеют единую нумерацию по области.
5.2.22. Цифры на трафаретах, указывающих номера маршрутов (рейсов) с экспрессным и скорым режимом движения автобусов, обозначаются красным цветом с добавлением соответственно буквы "Э" и "С", а укороченных - красным цветом с добавлением буквы "К".
5.2.23. Остановки автобусных маршрутов должны размещаться у пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов (жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, мест массового отдыха, железнодорожных станций, аэропортов, населенных пунктов).
5.2.24. В зависимости от специфики пассажиропотока и его периодических изменений промежуточные остановочные пункты по времени работы подразделяются на постоянные, временные и "по требованию".
5.2.25. Постоянные остановочные пункты устанавливаются в местах с устойчивым и значительным пассажирооборотом, и остановка автобуса на них обязательна.
5.2.26. Временные остановочные пункты устанавливаются при неустойчивом пассажирообороте. В часы уменьшения пассажирооборота автобусы на них не останавливаются. Временные остановочные пункты устанавливаются также в случаях ремонта дорожного полотна на отдельных участках маршрута и в других подобных случаях.
5.2.27. Остановочные пункты по требованию пассажиров устанавливаются в местах с малым и неустойчивым пассажирооборотом.
5.2.28. Минимальное расстояние между остановочными пунктами на обычных городских маршрутах должно составлять 300-400 м, максимальное - не более 800-1000 м. На пригородных и междугородных маршрутах остановочные пункты организуются на автовокзалах и автостанциях, а также в населенных пунктах, через которые проходит маршрут.
5.2.29. Перед открытием автобусного маршрута субъекты, указанные в настоящих Правилах, создают совместно с администрациями городов и районов комиссии с участием представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции. Комиссии обследуют условия организации перевозок на маршруте и составляют акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.
При наличии недостатков комиссия определяет в акте меры по их устранению с указанием сроков и ответственных лиц. Маршрут открывается после устранения недостатков, отмеченных в акте.
5.2.30. Об открытии или изменении городских маршрутов население оповещается через местную печать, радио и специальными объявлениями в автобусах и на остановочных пунктах не позднее чем за три дня, а междугородных и пригородных - не позднее чем за три дня, а междугородных и пригородных - не позднее чем за пять дней.
5.2.31. После открытия маршрута субъект организует систематический контроль за организацией перевозок и обслуживанием пассажиров на нем, уточняет направление маршрута, расположение остановочных пунктов, частоту движения, контролирует наполнение автобусов на отдельных участках и эффективность использования подвижного состава.
5.2.32. Изменение маршрута производится применительно к порядку, предусмотренному настоящими Правилами.
5.2.33. При изменении обстановки движения на маршруте и отсутствии возможности принять меры по обеспечению безопасности движения субъекты временно прекращают движение и уведомляют об этом письменно администрацию города или района и государственного заказчика.
5.3. Порядок закрытия автобусных маршрутов
5.3.1. Основанием для закрытия автобусного маршрута является:
- несоответствие дорог нормативным требованиям по эксплуатации, что подтверждается актом комиссионного обследования дороги;
- отсутствие пассажиропотока по установленной трассе маршрута, что подтверждается технико-экономическими расчетами, выполненными перевозчиком (автопредприятием, частным предпринимателем) за последние два месяца работы на маршруте.
5.3.2. Городские, пригородные и междугородные внутрирайонные автобусные маршруты закрываются Государственным заказчиком на пассажирские перевозки после письменного согласования с соответствующими администрациями городов и районов области.
5.3.3. Междугородные автобусные маршруты закрываются Государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
5.4. Нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах.
5.4.1. Нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.
5.4.2. Нормирование скоростей движения должно производиться с учетом требований действующих нормативных документов.
5.4.3. Автотранспортные предприятия и организации проводят нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах согласно действующим документам.
5.4.4. Нормирование скоростей проводят при открытии маршрута, а также (вне очереди) при изменении его трассы, замене подвижного состава и изменении условий движения.
5.4.5. На действующих маршрутах нормирование скоростей проводят в следующие сроки:
- городских и пригородных - не реже одного раза в два года. На маршрутах, проходящих по неусовершенствованным покрытиям, нормирование осуществляется на основании обследования и проведения пробного рейса не реже двух раз в год (в весенне-летний и осенне-зимний периоды);
- междугородных внутриобластных, межобластных - не реже одного раза в два года.
5.5. Обследование и изучение пассажирских потоков.
5.5.1. Для повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения эффективного использования подвижного состава субъекты обязаны систематически обследовать и изучать пассажиропотоки по дням недели и месяцам года как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети.
5.5.2. Предприятия и организации, имеющие право открытия автобусных маршрутов, ежегодно составляют и утверждают графики обследования пассажиропотоков, в которых определяют сроки его проведения.
5.5.3. Государственным заказчиком на пассажирские перевозки и администрациями районов и городов при необходимости оказывается помощь в проведении обследования и изучения пассажиропотоков.
5.5.4. Обследование пассажиропотоков проводится сплошное и выборочное. Сплошное обследование осуществляется одновременно на всех маршрутах одного или нескольких видов пассажирского транспорта, выборочное - на отдельных маршрутах или рейсах маршрутов.
5.5.5. Устанавливается следующая периодичность проведения обследований пассажиропотоков на автобусном транспорте:
- сплошное на всей городской, пригородной и междугородной маршрутной сети - не реже одного раза в три года. Рекомендуется проводить на всех видах городского или внегородского транспорта;
- выборочное на отдельных городских, пригородных и междугородных маршрутах - не реже двух раз в год (в осенне-зимний и весенне-летний периоды), а также при возникших резких изменениях пассажиропотока;
- на вновь открытых маршрутах обследование проводят после трех-четырех месяцев регулярной работы автобусов.
5.5.6. Обследование пассажиропотоков производится в соответствии с действующими нормативными документами.
5.5.7. Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы, отдельных маршрутов, составления расписаний движения автобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спаренных рейсов, выбора типа автобусов, распределения их по маршрутам, назначения остановочных пунктов и используется для разработки мероприятий по улучшению обслуживания населения в часы "пик".
Постановлением Главы Администрации Белгородской области от 28 января 2002 г. N 44 в пункт 5.6. настоящих Правил внесены изменения
5.6. Организация труда водителей и кондукторов.
5.6.1. Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений.
5.6.2. На междугородные, межобластные, международные, а также на городские и пригородные маршруты повышенной сложности допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.
5.6.3. Туристско-экскурсионные перевозки по разовым заказам осуществляются водителями, имеющими непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет.
5.6.4. К перевозке детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители.
5.6.5. Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:
- четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров;
- безопасность перевозок пассажиров;
- полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
- соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи;
- высокую производительность труда.
5.6.6. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, устанавливают в соответствии с действующим законодательством.
5.6.7. В состав рабочего времени водителя включается:
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания;
- время движения автомобиля на линии;
- время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров;
- время простоев не по вине водителя;
- время остановок, предусмотренных графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах;
- половина времени, предусмотренного заданием на рейс (расписанием, графиком) при обслуживании автомобиля, оборудованного спальным местом в междугородном сообщении, двумя водителями, когда один из водителей не управляет автомобилем.
5.6.8. Автотранспортные предприятия, предприниматели, ассоциации (союзы) владельцев частного транспорта, выполняющие пассажирские перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автобусов на маршрутах осуществляют:
- ежедневные предрейсовые, межрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей автобусов с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе;
- обеспечение водителей перед выездом в рейс расписанием (графиком) движения с указанием в нем времени прохождения остановок, времени и места обеда, отдыха, а также схемой маршрута с указанием опасных участков;
- анализ выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;
- регулярные, перед выпуском автобусов на линию, проверки наличия водительских удостоверений и ежедневную информацию водителей автобусов при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе;
- установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок пассажиров;
- контроль за режимом труда и отдыха водителей;
- установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки;
- контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями Правил дорожного движения;
- медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки;
- принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм вместимости автобусов (в автобусах городских и пригородных маршрутов разрешается перевозка пассажиров в количестве, не превышающем общую вместимость автобуса, указанную в технической характеристике автобуса данной марки. В автобусах междугородных маршрутов разрешается перевозка пассажиров по количеству мест для сидения);
- выдачу разрешения на выделение автобусов по разовым заказам только при наличии дорожных условий, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров.
5.6.9. При междугородных автобусных перевозках, осуществляемых с пребыванием водителя в автобусе продолжительностью более 12 ч., в рейс направляются два водителя, при условии наличия оборудованного места отдыха для второго водителя.
5.6.10. Движение автобусов в междугороднем сообщении в зависимости от сезона и времени суток не ограничивается.
5.7. Составление расписаний движения.
5.7.1. Расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения автобусов между остановочными пунктами.
5.7.2. Расписание движения должно разрабатываться с учетом необходимости обеспечить:
- удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;
- использование вместимости автобусов по установленным нормам;
- минимальные затраты времени пассажирами на поездки;
- регулирование движением автобусов на всем протяжении маршрута;
- создание необходимых удобств пассажирам в пути следования;
- соблюдение режима и условий труда водителей и кондукторов согласно трудовому законодательству;
- эффективное использование автобусов.
5.7.3. Автотранспортные предприятия и организации обязаны составлять расписания движения автобусов в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
5.7.4. Расписания (графики) движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок должны составляться на основе нормативных значений скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешенным правилами движения и дорожным знакам.
5.7.5. Исходя из условий эксплуатации подвижного состава, максимальные скорости движения автобусов на маршрутах могут устанавливаться ниже предела, определенного правилами дорожного движения.
5.7.6. Расписания движения автобусов для городских, пригородных и междугородных внутрирайонных автобусных маршрутов ежегодно согласовываются с администрациями районов и городов и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
5.7.7. Расписания движения автобусов для междугородных внутриобластных, межобластных и международных автобусных маршрутов раз в два года согласовываются с соответствующими органами, осуществляющими управление автомобильным транспортом в других областях и странах СНГ, и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
5.7.8. Движение автобусов на маршрутах, обслуживаемых автотранспортными предприятиями, организациями и предпринимателями, производится по московскому времени.
5.7.9. Организация перевозок пассажиров маршрутными автобусами без расписания, согласованного и утвержденного в установленном порядке, не допускается.
6. Тарифы на услуги пассажирского транспорта
6.1. Тарифы на услуги пассажирского транспорта в области устанавливаются в соответствии с законодательством и являются обязательными для всех субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки.
6.2. Стоимость проезда (билета) на городских маршрутах устанавливается в определенном размере за одну поездку независимо от расстояния.
6.3. Стоимость проезда (билета) на пригородных и междугородных маршрутах устанавливается на основании утвержденного тарифа и расстояния между остановочными пунктами маршрута, типа подвижного состава.
6.4. Расстояние между остановочными пунктами маршрута должно быть определено с точностью до одной десятой километра.
6.5. На пригородных и междугородных маршрутах составляются таблицы стоимости проезда, с указанием стоимости проезда от начального пункта маршрута до промежуточных и конечного, в зависимости от расстояния.
6.6. В таблицы стоимости проезда на пригородных маршрутах включаются стоимость проезда взрослого пассажира и стоимость провоза одного места багажа.
6.7. В таблицы стоимости проезда на междугородных маршрутах включаются стоимость проезда взрослого пассажира, стоимость проезда ребенка (50% от стоимости проезда взрослого пассажира) и стоимость провоза одного места багажа.
6.8. В стоимость проезда (билета) на междугородных маршрутах включается страховой сбор в установленном размере, в соответствии с действующими нормативными документами.
6.9. Стоимость проезда в междугородных автобусах, выполняющих рейсы дополнительно к существующим в расписании и работающим в экспрессном режиме, устанавливается как для междугородных автобусов экспрессов, при этом оплата стоимости проезда пассажирами производится на общих основаниях.
7. Страхование пассажиров
7.1. В соответствии с действующими нормативными документами основанием для осуществления страховых операций является договор между страховой организацией /страховщиком/, имеющей лицензию на право обязательного страхования пассажиров на автомобильном транспорте, и субъектом автотранспорта /страхователем/, осуществляющим перевозки пассажиров.
7.2. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета (путевки) и взимается с пассажиров (туриста, экскурсанта) транспортной организацией независимо от ее организационно правовой формы собственности. За счет отчислений части страховых взносов страховщиком формируется резерв предупредительных мероприятий (РПН) в соответствии с процентами, предусмотренными в структуре тарифной ставки на эти цели.
7.3. Использование средств РПМ производится страховщиком в соответствии с планом финансирования мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении, утверждаемым страховой организацией по согласованию со страхователем.
7.4. Перечень предупредительных мероприятий разрабатывается страхователем, согласовывается с Государственным заказчиком на пассажирские перевозки /УПРДОР/ и включается в договор страхования как приложение к нему.
7.5. Контроль за соответствием использования средств резерва предупредительных мероприятий по обязательному личному страхованию пассажиров междугородных автобусов осуществляется областным отделением РТИ.
8. Билетная продукция и порядок ее реализации
8.1. Перевозка пассажиров маршрутными автобусами независимо от форм собственности и принадлежности осуществляется на территории области по билетам.
8.2. Изготовление и снабжение билетной продукцией производится централизовано.
8.3. На оборотной стороне каждого бланка поясного билета и багажной квитанции проставляется штамп субъекта - владельца автобуса, организации, учреждения.
8.4. Работа водителей без билетов, установленного образца, на маршрутных перевозках категорически запрещается.
8.5. Реализация билетов производится кассами автовокзалов, автостанций, кассовыми пунктами, водителями и кондукторами.
8.6. Реализация билетов на автобусы междугородных маршрутов большой протяженности и выполняющие не более трех рейсов в день производится в первую очередь пассажирам, следующим до конечного пункта маршрута.
Перечень маршрутов, на которые установлен такой порядок продажи билетов, утверждается Государственным заказчиком на пассажирские перевозки и согласовывается с администрацией области.
9. Регулярность движения автобусов на маршрутах
9.1. Регулярность движения автобусов является одним из основных качественных показателей организации перевозок и уровня обслуживания пассажиров.
9.2. Движение автобуса на маршруте считается регулярным, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
9.3. На автобусных маршрутах допускаются следующие отклонения от расписаний: городских - +- 2 мин; пригородных - +- 3 мин; междугородных - +- 5 мин.
9.4. Регулярность движения автобусов на маршруте определяется в процентном выражении, как отношение количества выполненных по расписанию рейсов к общему плановому количеству рейсов, предусмотренных расписанием за сутки, декаду, месяц, квартал, год.
В таком же порядке определяется регулярность движения автобусов по автотранспортному предприятию, городу, пригороду, автовокзалу (автостанции) или по группе маршрутов, проходящих через автовокзал (автостанцию), автомобильной дороге.
10. Экипировка автобусов,
оборудование остановочных пунктов
10.1. Автобусы, работающие на маршрутах, и остановочные пункты маршрутов оборудуются в соответствии с действующими нормативными документами.
10.2. Внешнее оформление автобусов включает:
- передний указатель следования и номер маршрута,
- боковой указатель маршрута следования,
- задний указатель номера маршрута,
- табличку или надпись "Выход",
- передний и задний наружный инвентарный номера автобуса.
Передний указатель маршрута следования помещается в нижнем правом углу ветрового стекла.
На указателе даются наименования начального и конечного пунктов и присвоенный маршрутный номер. Номер маршрута располагается в середине между наименованием пункта маршрута. На туристско-экскурсионных и заказных автобусах вместо надписи на лобовом указателе начального и конечного пунктов и номера маршрута - дается надпись соответственно "Туристско - экскурсионный", "Заказной".
Боковой указатель маршрута следования устанавливается:
- на автобусах с одной дверью - с левой стороны;
- на двух и трехдверных автобусах - справа от последней двери;
- на четырехдверных автобусах - с левой и правой стороны второй двери.
На боковом указателе маршрута следования указывается номер и наименование начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов.
Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса.
Таблички или надпись "Выход" укрепляются (наносятся) внутри над дверью автобуса.
Передний инвентарный номер автобуса наносится на передней стенке кузова справа у нижней кромки лобового стекла, задний - на задней стенке кузова слева по ходу автобуса у нижней кромки стекла.
10.3. Внутреннее оформление автобуса включает:
- табличку с фамилиями водителя и кондуктора;
- таблички с указанием номеров мест на сидениях;
- таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов;
- таблицу стоимости проезда;
- правила пользования автобусом;
- надпись или табличку о порядке оплаты проезда в бескондукторном автобусе;
- внутренний инвентарный номер автобуса.
Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки на лобовой стенке салона автобуса.
Таблички с указанием мест на сидениях устанавливаются в автобусах междугородных и пригородных сообщений.
Номера мест должны располагаться согласно установленной схеме. Табличка с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов прикрепляется над окнами первых шести мест слева по ходу автобуса.
Таблица стоимости проезда вывешивается в автобусах междугородных и пригородных маршрутов.
Правила пользования автобусами вывешиваются во всех автобусах. Правила помещаются в рамку и укрепляются на перегородке кабины водителя или боковом стекле справа от передней двери.
Внутренний инвентарный номер автобуса наносится на перегородке кабины водителя.
Автобусы, работающие на маршрутах, оборудуются звукоусилительными установками для информации пассажиров водителями в пути следования о времени прибытия, отправления и стоянки автобуса на промежуточных остановочных пунктах, наличии в пути пунктов питания, необходимости предъявления билетов для контроля и т.п.
10.4. На начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах городских и пригородных автобусных маршрутов при интервале движения менее 20 мин вывешивают показатели интервалов, при интервале более 20 мин - почасовые расписания движения автобусов по данному остановочному пункту.
10.5. На остановочных пунктах междугородных маршрутов вывешивают расписания движения автобусов.
10.6. На остановочных пунктах, где нет автовокзалов (автостанций), указатели установок и расписания вывешивают автотранспортные предприятия.
11. Требования к применяемому на маршрутах
подвижному составу
11.1. Каждая единица подвижного состава должна быть технически исправна, то есть соответствовать требованиям, установленным Правилами дорожного движения, инструкциями заводов - изготовителей подвижного состава, Государственными стандартами, другими нормативными документами, регламентирующими вопросы технического состояния подвижного состава и безопасности движения. Каждый раз перед выездом из предприятия на линию техническая исправность каждой единицы подвижного состава проверяется назначенным предприятием - перевозчиком ответственным лицом с отметкой об исправности в путевом листе. Выпуск неисправного подвижного состава запрещается. Указанное ответственное лицо должно иметь соответствующую квалификацию для проверки технического состояния (не ниже среднего специального образования или слесаря по ремонту подвижного состава 5 разряда со стажем работы на должностях в производственно-технической службе транспортного предприятия или на автотранспортном заводе не менее 3 лет).
11.2. Кузов каждой единицы подвижного состава должен быть оборудован не менее чем двумя исправными дверями для пассажиров. Не допускается эксплуатация подвижного состава с дефектами в салонах, которые могут нанести травмы пассажирам, повредить или испачкать одежду, багаж и ручную кладь. Салон и кабина водителя автобуса должны иметь исправную систему вентиляции, а в зимнее время года и отопление в соответствии с техническими условиями завода - изготовителя.
12. Линейные сооружения пассажирской
службы и организация работы автовокзалов
и пассажирских автостанций
12.1. Линейные сооружения пассажирской службы предназначаются для обслуживания пассажиров, размещения эксплуатационной и других служб, отдыха водителей и кондукторов.
12.2. К линейным сооружениям относятся автобусные вокзалы (автовокзалы), пассажирские автомобильные станции (автостанции), автобусные павильоны (автопавильоны).
12.3. Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в пригородном и междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.
12.4. Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта.
12.5. Автовокзал должен иметь билетные кассы, камеры хранения ручной клади и багажа, зал ожидания и в зависимости от категории комнату матери и ребенка, буфет или ресторан, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почту, справочное бюро, пункт медицинской помощи и т.д.), а также комнаты отдыха для водителей и кондукторов, пункт межрейсового медицинского осмотра водителей и другие служебные помещения для работников, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и организацией движения автобусов и таксомоторов.
12.6. Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов.
12.7. Автостанции строятся на автомобильных дорогах, в населенных пунктах и входят в комплекс обустройства автомобильной дороги.
12.8. Автостанция должна иметь здание в блоке с перроном для посадки и высадки пассажиров, а также площадки для стоянки автобусов.
12.9. В здании автостанции размещаются билетные кассы и в зависимости от объема перевозок зал ожидания, камера хранения и другие помещения для культурно-бытового, санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров и размещения работников, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и организацией движения автобусов.
12.10. Размещение автовокзалов (автостанций) должно быть удобным для большинства пассажиров.
12.11. В городах, населенных пунктах и на автомобильных дорогах области автопавильоны строятся закрытого, полузакрытого типа, а также в виде навесов и предназначены для укрытия пассажиров от дождя и других неблагоприятных климатических явлений.
12.12. Задачи автовокзала (пассажирской автостанции), его права и обязанности определяются действующими нормативными документами.
12.13. На автовокзале (автостанции) вывешивается на видном для водителей месте схема маршрута с указанием участков дорог, требующих особой осторожности езды, а также табло с информацией о метеорологических условиях.
12.14. Режим работы автовокзала (автостанции) устанавливается в строгом соответствии с графиком прохождения автобусов.
12.15. Закрытие автовокзала (автостанции) на обеденный перерыв или для уборки помещений не допускается. Перерыв в работе камеры хранения ручной клади и багажа может устанавливаться в часы наименьшей частоты движения автобусов и обязательным ее открытием не позднее чем за 30 мин до отправления очередного автобуса.
12.16. Автовокзалы (автостанции) оборудуются мебелью, а также обеспечиваются справочно-информационными материалами и другим инвентарем согласно действующим нормативным документам.
12.17. На автовокзале (автостанции), в диспетчерском пункте, а также в автобусах междугородных маршрутов обязательно должна быть "Книга жалоб и предложений", которая ведется в соответствии с действующими нормативными документами.
12.18. При междугородных перевозках обслуживание пассажиров, прием и отправление автобусов организуются в соответствии с действующими нормативными документами.
12.19. Порядок организации работы служб автовокзала (автостанции) должен обеспечивать максимальные удобства пассажирам с минимальной затратой времени на выполнение всех операций, связанных с поездкой. В этих целях на автовокзале (автостанции) организуется рациональное движение пассажиров в здании и на перронах, применяется оборудование, повышающее производительность труда работников автовокзала, в работу каждой службы внедряются передовые методы обслуживания пассажиров.
12.20. Для каждого автовокзала (автостанции) составляется технологический паспорт работы автовокзала (автостанции). Указанный паспорт автовокзала (автостанции) должен содержать:
- план автовокзала (автостанции) с экспликацией расположения и указанием назначения всех служебных пассажирских и вспомогательных помещений, входных и выходных дверей, стендов расписаний отправления и прибытия автобусов, таблиц стоимости билетов, схем маршрутов междугородных сообщений, перечень аппаратуры всех имеющихся видов внешней и внутренней связи, оповещения и сигнализации;
- план эвакуации пассажиров и персонала эксплуатационной службы в случае пожара, согласованный с местной пожарной инспекцией;
- генеральный план со схемой движения автобусов в станционной зоне с указанием направлений движения при въезде и выезде из нее. При этом должны быть предусмотрены только правые повороты при въезде и выезде, наличие пунктов разворота автобусов на прилегающих улицах в каждом направлении движения, подъезд автобусов к платформам посадки и высадки только правой стороной, минимальное маневрирование при подъезде и отъезде автобусов от платформ, устранение возможных пересечений путем движения автобусов с потоками пассажиров;
- план станционной зоны с обозначением мест установки указателей направлений въезда и выезда автобусов, выхода пассажиров в город и в здание вокзала и специализации платформ (перронов) по назначению (для прибывающих, отправляющихся и транзитных автобусов), а также контуров мест для стоянки таксомоторов и межрейсовых стоянок автобусов;
- график приема и отправления автобусов с указанием времени и мест стоянки автобусов каждого рейса;
- график работы станционных служб.
12.21. Управление автодорог общего пользования, ГАИ, РТИ, санэпидемстанции, представители администрации проверяют готовность, не реже двух раз в год, линейных сооружений к весенне-летним и осенне-зимним перевозкам пассажиров с оформлением акта.
12.22. Фасады и здания автовокзалов, автостанций, автопавильонов оформляются эмблемой с изображением буквы в "А". Размеры эмблемы определяются с учетом габарита и архитектуры здания, а также обеспечения хорошей обзорности эмблемы.
13. Система автовокзалов и пассажирских автостанций
13.1. Главными задачами автовокзалов и пассажирских автостанций являются:
- высокий уровень культуры обслуживания пассажиров междугородных и пригородных сообщений;
- рентабельное и эффективное использование подвижного состава, выделяемого в распоряжение автовокзалов и автостанций;
- широкое использование достижений науки, техники и передового опыта в работе;
- разработка и внедрение мероприятий, способствующих расширению услуг, предоставляемых пассажирам, и повышению качества работы;
- внедрение в процесс обслуживания пассажиров средств механизации, автоматизации и компьютеризации;
- внедрение технических средств связи в работу автовокзалов и автостанций;
- контроль за экипировкой подвижного состава;
- внешнее и внутреннее оформление зданий автовокзалов и автостанций, прилегающих территорий и перронов;
- своевременный ремонт и поддержание в исправном состоянии имеющегося оборудования, линейных зданий и сооружений.
14. Особенности организации специальных и
заказных автобусных перевозок
14.1. Специальные автобусные перевозки.
14.1.1. Специальные автобусные маршруты организуются для следующих целей:
Своевременной и быстрой доставки работников промышленных предприятий и строительных организаций, жилые массивы и производственные объекты которых удалены от общих линий городского пассажирского транспорта, к месту работы и обратно;
Перевозки детей в школы и дошкольные учреждения.
14.1.2. Специальные автобусные маршруты подразделяются на городские и пригородные.
14.1.3. Специальные автобусные маршруты, указанные в настоящих Правилах, организуются в соответствии с действующими нормативными актами по договорам, которые заключаются с промышленными предприятиями и строительными организациями, и предусматривают обязанность этих предприятий и организаций покрывать дополнительные расходы в случае убыточности эксплуатации таких маршрутов.
14.1.4. Режим работы специальных маршрутов устанавливается по согласованию с промышленными предприятиями и строительными организациями.
14.1.5. Организация специальных автобусных маршрутов производится в порядке и в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
14.1.6. Движение на специальных маршрутах организуется согласно расписаниям.
14.1.7. Организации специальных автобусных маршрутов должно предшествовать выявление количества трудящихся, школьников, детей дошкольного возраста, которых нужно перевезти в разное время суток, мест расположения их жилья и определение рациональных пунктов сбора пассажиров.
14.1.8. Работу автобусов специальных маршрутов к строительным организациям и промышленным предприятиям организуют, как правило, в экспрессном или полуэкспрессном режиме движения.
14.1.9. Организация специальных автобусных маршрутов не должна ухудшать обслуживание пассажиров на обычных городских маршрутах.
14.1.10. Автотранспортное предприятие ежеквартально производит обследование дорожных условий на данных маршрутах в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
14.2. Заказные перевозки.
14.2.1. Выделение автобусов по заказам для выполнения перевозок за пределами города по маршрутам, где неизвестны условия движения, может производиться только в случаях, когда маршруты движения предварительно обследованы работниками службы эксплуатации и обеспечена безопасность движения.
14.2.2. В случаях, когда автобус, выделяемый по заказу, используется на маршруте большой протяженности, водитель должен иметь график движения с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, а также схему маршрута с указанием опасных мест.
14.2.3. При движении автобуса с пассажирами более семи часов в одном направлении или по маршруту протяженностью более 500 км необходимо планировать заезд на промежуточные автостанции для выполнения технологических и установленных требований.
14.2.4. Отклонение от установленного маршрута следования, превышение скорости движения, переполнение автобусов сверх установленных норм вместимости, нарушение режима труда и отдыха водителей категорически запрещаются.
14.2.5. На автобусах, выделенных для туристско-экскурсионных перевозок устанавливается лобовой указатель "Туристский" или "Экскурсионный", а для специальных перевозок и перевозок по разовым заказам - "Заказной".
14.2.6. Выделение автотранспортными предприятиями автобусов на заказные перевозки не должно ухудшать обслуживание пассажиров на установленных регулярных маршрутах.
14.2.7. Туристско-экскурсионные перевозки и перевозки по разовым заказам в ночное время не допускаются.
14.2.8. Количество пассажиров в автобусе на туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках не должно превышать количества мест для сидения.
14.2.9. Договоры и заказы оформляются при получении от заказчика сведений о месте назначения, маршруте следования, местах остановок, числе перевозимых пассажиров, лице - ответственном за перевозку (руководитель группы, экскурсовод), продолжительности нахождения автобуса у заказчика. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист.
14.2.10. При осуществлении перевозок двумя и более автобусами их движение осуществляется колонной. Автотранспортным предприятием (организацией, частным предпринимателем) назначается ответственное лицо, на которое возлагается контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и багажа, правил пользования автобусами, требований безопасности движения и техники безопасности.
14.2.11. Водители, осуществляющие туристско-экскурсионные перевозки по разовым заказам, обязаны выполнять указания ответственных за перевозку (руководителей групп), если они не противоречат правилам перевозки пассажиров, правилам дорожного движения и не связаны с изменением маршрута.
14.2.12. Перевозка пассажиров на специальных, туристско - экскурсионных и заказных маршрутах должна осуществляться по билетам установленного образца, выдаваемым Государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
14.2.13. Перевозчик должен выдавать коллективный или индивидуальный билет. В билете указывается название и адрес перевозчика. Перевозчик несет ответственность за вред, который может быть причинен пассажиру в результате нарушения обязательств, возлагаемых договором о перевозке.
14.2.14. Если перевозчиком выдается багажная квитанция, в ней указывается количество и характер багажа, который ему сдается; при наличии просьбы пассажира выдача багажной квитанции является обязательной.
15. Иностранный транспорт
15.1. Автотранспортные средства, зарегистрированные в других странах, не вправе осуществлять перевозки между двумя пунктами, расположенными на территории Белгородской области.
15.2. Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и ввозимые на таможенную территорию Белгородской области на срок до 6 месяцев, в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и транзита, независимо от их принадлежности и страны ввоза, подлежат регистрации и учету таможенными органами.
15.3. Транспортные средства, временно ввозимые в Российскую Федерацию на срок 6 месяцев и более, подлежат регистрации в подразделениях ГАИ МВД Российской Федерации.
15.4. При выявлении нарушений автотранспортными средствами, в том числе каботажных перевозок, отделением РТИ составляется акт определенной формы и направляется в Минтранс для принятия в установленном порядке мер, предусмотренных соглашениями с компетентными органами зарубежных стран.
16. Перевозка детей
16.1. Организация перевозки детей производится в соответствии с Типовыми требованиями по обеспечению безопасности автобусных перевозок, утвержденными МВД, и требованиями постановления главы администрации области от 18.10.95 г. N 612 "О порядке перевозок и мерах безопасности во время мероприятий, проводимых с учащимися учреждениями культуры, спорта, профсоюзов, туристско - экскурсионными, общественными, государственными и негосударственными предприятиями и организациями".
16.2. На всех автобусах, осуществляющих перевозку детей, должен быть установлен опознавательный знак, предусмотренный правилами дорожного движения.
16.3. Количество детей, перевозимых в автобусе при разовых перевозках, не должно превышать количества мест для сидения.
16.4. Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим за его обеспечение) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий. При этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час.
16.5. О проведении туристско - экскурсионных и разовых перевозок детей в обязательном порядке уведомляется ГАИ для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами.
16.6. Копии решения на перевозку и уведомление ГАИ представляются в автотранспортное предприятие (организацию) при оформлении заказа на перевозку.
16.7. Договоры на туристско - экскурсионные перевозки и разовые заказы на перевозку детей заключаются и принимаются при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
16.8. Экскурсионные автобусные поездки детей организуются по маршрутам протяженностью до 180 км, туристские - до 350 км.
16.9. Туристско - экскурсионные перевозки детей дошкольного возраста запрещаются.
17. Маршрутные таксомоторные перевозки
17.1. Для повышения качества обслуживания пассажиров в городском и пригородном сообщениях организуются маршрутные таксомоторные перевозки на микроавтобусах (типа РАФ) и автобусах малой вместимости (типа ПАЗ и КАВЗ) по установленным маршрутам.
17.2. Маршрутные таксомоторные перевозки в городах организуются для доставки пассажиров к вокзалам, крупным торговым центрам и другим объектам при наличии постоянного в течение определенного периода времени пассажиропотока.
17.3. Открытие таксомоторных маршрутов производится в том же порядке, как и автобусных маршрутов.
17.4. Обследование и изучение пассажиропотоков на таксомоторных маршрутах производится 2 раза в год.
17.5. Нормирование скоростей движения таксомоторов производится аналогично нормированию скоростей движения автобусов на городских маршрутах.
17.6. Маршрутные таксомоторы и остановочные пункты маршрутов оборудуются в соответствии с действующим ГОСТ Инструкцией по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов и Техническими условиями на расположение, параметры и оборудование остановочных пунктов городского общественного транспорта.
17.7. Посадка (высадка) пассажиров в маршрутные таксомоторы производится на остановочных пунктах и в пути следования по требованию пассажиров (не нарушая правил дорожного движения).
17.8. Посадка в пути по требованию производится при наличии свободных мест.
17.9. Движение маршрутных таксомоторов осуществляется по расписаниям, составленным на основе материалов обследований пассажиропотоков.
17.10. Перевозка пассажиров в маршрутных таксомоторах производится на основании билетов установленного образца, приобретаемых непосредственно в автомобиле.
17.11. Плата за проезд в маршрутном таксомоторе устанавливается согласно тарифам на маршрутные таксомоторные перевозки.
18. Легковые таксомоторные перевозки
18.1. Легковые таксомоторные перевозки организуются автопредприятиями, ассоциациями (союзами) владельцев частных легковых автомобилей в целях сокращения затрат времени на поездки и предоставления наибольших удобств при перевозке пассажиров и их багажа.
18.2. Легковые таксомоторы должны быть оборудованы отличительными знаками, таксометрами и другим необходимым оборудованием в соответствии с действующими нормативными документами.
18.3. Водитель легкового таксомотора должен иметь лицензионную карточку на данный вид деятельности.
18.4. Плата за пользование легковым таксомотором должна производится строго по показанию таксометра и в соответствии с действующим тарифом.
19. Диспетчерское управление движением автобусов
19.1. Диспетчерское управление городскими перевозками.
19.1.1. Для централизованного контроля и управления движением автобусов в области организуются центральные диспетчерские станции.
ЦДС оборудуются средствами проводной радиотелефонной и индуктивной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники.
Для централизованного управления движением автобусов ЦДС оснащается:
- прямой проводной связью с автотранспортными предприятиями, конечными и промежуточными контрольными пунктами автобусных маршрутов;
- индуктивной связью с автобусами на конечных и промежуточных контрольных пунктах маршрутов.
ЦДС в своей работе руководствуется Типовым технологическим процессом центральной диспетчерской станции пассажирского автомобильного транспорта.
Основными задачами ЦДС являются:
- улучшение качества транспортного обслуживания пассажиров за счет повышения регулярности движения, оперативного контроля за состоянием обслуживания пассажиров на линии, оперативного регулирования движения подвижного состава с соблюдением безопасности движения;
- принятие мер по оказанию своевременной технической помощи автобусам на линии;
- ведение учета и составление отчетности по выполненным перевозкам и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию их организации.
Центральная диспетчерская станция на основе получаемой информации осуществляет:
- оперативный контроль за своевременным и полным выпуском автобусов на каждый маршрут, соблюдением регулярности движения автобусов на маршрутах и эффективным использованием автобусов;
- управление движением на всей сети автобусных маршрутов;
- координацию движения автобусов с другими видами городского транспорта;
- принятие мер по оказанию своевременной технической помощи на линии.
ЦДС имеет право требовать от автотранспортных предприятий:
- выпуска автобусов в полном соответствии с утвержденными расписаниями и графиками;
- своевременного оказания технической помощи подвижному составу на линии или его замены при технической неисправности;
- выполнения указаний по распределению подвижного состава на маршруты;
- предоставления периодической информации, предусмотренной технологическим процессом работы ЦДС (о времени и количестве выпущенных автобусов, причинах неполного выпуска, опозданиях, сходах, принятых мерах и пополнении недостающего на линии подвижного состава и др.).
От водителей автобусов выполнения:
- всех установленных расписанием рейсов;
- информации о времени прибытия на контрольные пункты при выполнении каждого рейса, а также состоянии обслуживания пассажиров на маршруте;
- указаний диспетчерского аппарата по соблюдению регулярности движения, о переключении на другой маршрут и др..
ЦДС обязана:
- обеспечивать централизованное управление движением пассажирского автомобильного транспорта с соблюдением правил безопасности;
- строго выполнять технологический процесс работы пассажирской ЦДС;
- предоставлять оперативную информацию автотранспортным предприятиям о состоянии обслуживания пассажиров и работе подвижного состава на линии;
- вносить предложения по совершенствованию расписаний и графиков движения, уточнению маршрутной сети, размещению автобусных остановок, развитию средств диспетчерской связи;
- иметь информацию о состоянии регулярности движения автобусов в городе на любое время смены.
ЦДС несет ответственность за четкое управление движением автобусов на линии в соответствии с утвержденными маршрутными расписаниями и графиками.
19.2. Диспетчерское управление пригородными и междугородными перевозками.
19.2.1. Для централизованного контроля и управления движением автобусов пригородных и междугородных маршрутов на автовокзалах и пассажирских автостанциях организуется диспетчерская служба.
Диспетчерская служба автовокзалов и автостанций оснащается связью с автотранспортными предприятиями области для централизованного управления движением автобусов на внегородских маршрутах.
Организация контроля и управления должна обеспечивать повышение качества обслуживания пассажиров, полное и своевременное выполнение всех предусмотренных расписаниями рейсов, принятие мер по оказанию своевременной технической помощи автобусам на линии, регулярное движение автобусов на всем протяжении маршрута и их эффективное использование, ведение учета и составление отчетности по выполненным перевозкам и подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию их организации.
Диспетчерское руководство движением автобусов на междугородных маршрутах осуществляется передачей регулярной информации между автовокзалами и автостанциями о следующем:
- времени фактического отправления автобусов по каждому рейсу;
- нарушениях и отклонениях движения от расписания;
- наличии свободных мест в автобусах;
- освобождающихся местах в автобусах по прибытии на автовокзал (автостанцию);
- значительном скоплении пассажиров на автовокзале (автостанции);
- дорожных и погодных условиях;
- дорожно-транспортных происшествиях и др.
Диспетчерский состав в своей работе строго руководствуется действующими расписаниями движения автобусов на пригородных и междугородных маршрутах.
20. Разработка перспективных планов развития
пассажирских перевозок
20.1. Для каждого города (населенного пункта), в котором имеется автобусный транспорт, автотранспортные предприятия совместно с администрациями районов и городов и Государственным заказчиком разрабатывают перспективный план развития пассажирских перевозок и строительства производственно-технической базы.
20.2. Для городов Белгорода и Ст. Оскола, имеющих несколько видов пассажирского транспорта, разрабатывается комплексная схема развития всех видов городского пассажирского транспорта, которая является основным документом для составления перспективных и текущих планов развития пассажирских перевозок и строительства производственно-технической базы.
20.3. На основании перспективного плана развития перевозок, анализа поступивших предложений, изучения материалов обследования пассажиропотоков предприятия разрабатывают годовые планы развития маршрутной сети, в которых предусматривается:
- организация новых маршрутов;
- продление действующих маршрутов;
- изменение маршрутной схемы;
- усиление движения на действующих маршрутах;
- потребность в пополнении парка автобусов по маркам;
- потребность в финансировании строительства линейных сооружений.
20.4. Текущее планирование перевозок включает планирование их на текущий месяц в сутки.
Основными документами текущего планирования являются суточный план работы автобусов на маршрутах (маршрутный план) и наряд - задание автобусным бригадам.
20.5. Маршрутный план определяет объем перевозок (в пассажирах), работу автобусов (в пассажиро - километрах) и размер выручки (в рублях) за сутки по каждому маршруту.
20.6. Маршрутный план составляется на основании утвержденного расписания движения по маршрутам, суточного наряда на выпуск автобусов и материалов первичного учета размера денежной выручки и количества перевозимых пассажиров.
20.7. Суточный план автотранспортного предприятия в целом получается суммированием маршрутных суточных планов.
20.8. В соответствии с показателями, планируемыми автотранспортными предприятиями, и с учетом разработанных на основе этих показателей расписаний движения автобусов отдел эксплуатации по согласованию с технической службой автотранспортного предприятия составляет месячные графики выпуска автобусов на маршруты.
Месячные графики работы автобусов и обслуживающих их бригад, не позднее чем за две недели до начала работы по этим графикам, доводятся до сведения членов бригады.
Дежурный диспетчер автотранспортного предприятия на основании суточного наряда выдает водителям путевые листы, автобусные расписания и проверяет наличие билетно-учетных листов.
21. Инспектирование автотранспортной деятельности
21.1. Инспектирование пассажирского автотранспорта возлагается на областное отделение Ространсинспекции.
При инспектировании осуществляется контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией.
21.2. Порядок контроля определен Положением о лицензировании соответствующего вида деятельности.
22. Линейный контроль
22.1. Контроль на линии за работой пассажирского автотранспорта предусматривает проверки:
- качества подготовки автомобилей к работе на линии (внешний и внутренний вид, экипировка);
- выполнение водителями, кондукторами и другими линейными работниками своих должностных инструкций;
- соблюдения графика движения автобусов на маршрутах;
- соблюдения водителями Правил дорожного движения;
- правильности оформления путевой документации;
- полноты сбора выручки;
- состояния линейных сооружений;
- выполнения пассажирами Правил пользования автобусами городских сообщений, Правил пользования автобусами пригородных сообщений и Правил пользования автобусами междугородных сообщений.
22.2. Контроль за работой пассажирского автотранспорта на линии осуществляется контрольно-ревизорской службой Государственного заказчика во взаимодействии с органами ГАИ, РТИ, налоговой инспекции и полиции.
22.3. Контрольно-ревизорская служба контролирует работу пассажирского автотранспорта на линии, всех субъектов - владельцев, работающих на коммерческой основе.
22.4. Контрольно-ревизорская служба организуется при Государственном заказчике на пассажирские перевозки и руководствуется действующим законодательством.
23. Особенности перевозки пассажиров и грузов
автобусами
23.1. Запрещается совместная перевозка в салонах автобусов пассажиров, промышленных, продовольственных и сельскохозяйственных грузов.
24. Ответственность за нарушение
настоящих правил
Руководители хозяйствующих субъектов, предприниматели за нарушение требований настоящих Правил в зависимости от вида поступка, степени вины нарушителя, тяжести наступивших последствий привлекаются к уголовной или гражданской ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ, Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях".
25. Срок действия правил организации пассажирских
перевозок на автомобильном транспорте в
Белгородской области
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Белгородской области на территории области действуют в случае принятия федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих пассажирские перевозки, в части, не противоречащей им.
26. Перечень действующих нормативных документов
- Закон РФ "О безопасности дорожного движения";
- Закон РФ "О защите прав потребителей";
- Гражданский кодекс РФ;
- Приказ N 176 от 17.08.88 г. Министерства внутренних дел СССР "Об утверждении типовых требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок";
- Приказ N 200 от 31.12.81 г. Министерства автомобильного транспорта РСФСР "Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте";
- Указание Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 9.02.73 г. N НН-13/363 "О введении схемы опасных участков автобусных маршрутов";
- Постановление Госкомтруда и ВЦСПС от 16.08.77 г. N 255/16 "Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей";
- Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.08.93 г. N 876 и главы администрации Белгородской области от 10.08.94 г. N 415 "О проведении аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий автомобильного и горэлектротранспорта, связанных с обеспечением безопасности движения";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 г. N 1090 "Правила дорожного движения РФ";
- Постановление Совета Министров РСФСР от 08.01.69 г. N 12 "Устав автомобильного транспорта РСФСР".
- Приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 30.03.87 г. N 44 "О введении временной инструкции о порядке учета и контроля качества исполненного движения автобусами общего пользования";
- Приказ от 9.03.95 г. N 27 Министерства транспорта Российской Федерации "Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов";
- "Руководство по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий", утвержденное 16.01.95 г. Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ;
- Постановление Правительства РФ от 26.02.92 г. N 118 "Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 24.12.94 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (принят Верховным Советом РСФСР 20.06.84 г.);
- Указ Президента РФ от 7.07.92 г. N 750 "О государственном обязательном страховании пассажиров";
- Указ Президента РФ от 6.04.94 г. N 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования";
- Приказ от 27.06.86 г. N 86 Министерства автомобильного транспорта РСФСР "Об утверждении правил организации специальных автобусных маршрутов";
- "Инструкция о порядке снабжения, хранения, выдачи, и учете всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях такси, контроля и учета выручки от перевозов пассажиров и багажа", утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12.07.78 г.;
- Постановление главы администрации области от 18.10.1995 г. N 612 "О порядке перевозок и мерах безопасности во время мероприятий, проводимых с учащимися, учреждениями культуры, спорта, профсоюзов, туристско-экскурсионными, общественными, государственными и негосударственными предприятиями и организациями".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 22 августа 1996 г. N 486 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте в Белгородской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Белгородской области от 4 октября 2021 г. N 121 настоящий документ признан утратившим силу с 4 октября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 28 января 2002 г. N 44