Глава администрации области |
Е.Савченко |
Областная целевая программа
"Безопасное метеринство"
на 2001 - 2002 годы
(утв. постановлением главы администрации области
от 16 февраля 2001 г. N 115)
Паспорт
областной целевой программы
"Безопасное материнство" на 2001 - 2002 годы
Наименование программы - областная целевая программа
"Безопасное материнство" на 2001 -
2002 годы
Наименование, дата и - постановление Правительства
номер решения о Российской Федерации от 25 августа
разработке программы 2000 года N 625
- решение коллегии Министерства
здравоохранения Российской Федерации
от 11.04.2000 года N 7 "О Концепции
охраны репродуктивного здоровья
населения России на 2000 - 2004 годы
и Плане мероприятий по ее реализации"
Государственный заказчик - управление здравоохранения
программы администрации области
Основные разработчики - управление здравоохранения
программы администрации области
Цель программы - сохранение и укрепление здоровья
женщин, создание условий для рождения
желанных здоровых детей
- подготовка и повышение квалификации
кадров, работающих в области охраны
репродуктивного здоровья
- совершенствование организации и
поддержка служб охраны репродуктивно-
го здоровья
- укрепление материально -
технической базы учреждений
родовспоможения
- создание условий для "безопасных
родов"
- профилактика и снижение числа
абортов, показателей материнской и
младенческой смертности
- информационное обеспечение
населения и специалистов по проблемам
здорового образа жизни и охраны
репродуктивного здоровья
Сроки реализации - 2001 - 2002 годы
программы
Исполнители основных - управление здравоохранения
мероприятий программы администрации области
- органы местного самоуправления
городов и районов области
Объемы и источники - 133,4 млн. рублей в том числе:
финансирования - федеральный бюджет - 2,84 млн.
программы рублей;
- областной бюджет - 6,44 млн.
рублей;
- местные бюджеты - 10,92 млн.
рублей;
- внебюджетные источники - 74,57 млн.
рублей
- фонды обязательного медицинского
страхования - 38,63 млн. рублей
Ожидаемые конечные - совершенствование системы охраны
результаты реализации репродуктивного здоровья населения
программы и безопасного материнства
- улучшение организации и качества
акушерско - гинекологической и
педиатрической помощи
- укрепление материально -
технической базы амбулаторно -
поликлинических и стационарных
учреждений родовспоможения и детства
- снижение числа абортов и смертности
женщин после абортов
- снижение показателей материнской и
младенческой смертности
Контроль за исполнением - контроль за реализацией мероприятий
программы программы осуществляется управлением
здравоохранения администрации области
в установленном порядке
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня смертности населения в нашей стране проблемы охраны здоровья женщин и детей приобретают особую медико - социальную значимость.
В 90-е годы принят ряд важнейших документов по реализации государственной политики в области охраны материнства и детства.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих основные направления семейной политики, главой администрации Белгородской области изданы соответствующие документы, утвердившие план действий по улучшению положения детей на 1998 - 2000 годы, план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли до 2000 года и программу "Дети России", направленных на решение самых острых проблем охраны здоровья матери и ребенка - охрану репродуктивного здоровья, безопасное материнство, профилактику детской инвалидности, улучшение положения женщин и укрепление здоровья женщин и детей.
Как показала практика решение приоритетных задач по охране здоровья матерей и детей в условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения в целом наиболее оптимально в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем.
Целенаправленные мероприятия по охране репродуктивного здоровья женщин, профилактике и снижению абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности отражены в областных целевых программах "Планирование семьи" и "Безопасное материнство", реализуемых в области с 1993 - 1995 годов, действие которых постановлением главы администрации области N 236 от 27 апреля 1998 года продлено до 2000 года.
За короткий срок действия программ "Планирование семьи" и "Безопасное материнство" в области создана служба планирования семьи, широко проводится санитарно - просветительная работа по вопросам здоровья семьи, охране репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Дооснащение родовспомогательных и детских учреждений области способствовало внедрению современных технологий сокращения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий.
В результате реализации программ за последние 5 лет имеет место снижение абсолютного числа абортов в области - на 23%, что особенно важно в возрастной группе 15 - 19 лет - на 17,8%. В целом показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности ниже республиканских. Однако, несмотря на большую результативность и медико - социальную значимость программ, финансирование их недостаточно, а с 1998 года на федеральном уровне осуществляется в рамках только одной программы "Безопасное материнство" в минимальных объемах. В связи с этим не осуществляется ряд крайне важных программных мероприятий по охране здоровья женщин и детей. Прекращена централизованная закупка контрацептивных препаратов, что в сочетании с ростом цен на них лишило большинство женщин области, особенно из групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные), доступа к современным эффективным методам профилактики абортов.
Предпринимаемые в условиях социально - экономического кризиса и политической нестабильности меры государственной поддержки материнства и детства, определенные законодательными документами и реализуемые в рамках федеральных целевых программ, при ограниченных финансовых ресурсах не адекватны демографической ситуации и состоянию репродуктивного здоровья населения области. В современных условиях наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения - сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей. В Белгородской области за последние 5 лет общие потери в числе новорожденных составили почти 2000 человек.
Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Прогрессивный рост анемизации беременных (53,7% к числу закончивших беременность - 1999 год) в определенной степени является следствием ухудшения структуры их питания. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов, которое в 1999 году составило всего 14%. Неблагоприятным фоном является рост злокачественных заболеваний репродуктивной системы женщин; социально обусловленных заболеваний - инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизм, в том числе у беременных.
Материнская смертность - интегрированный показатель репродуктивного здоровья женщин более чем в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень и составил в 1999 году 34,7 на 100000 родившихся живыми (по России - 44,9). В структуре причин материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. По данным анализа в 30% случаи материнской смертности предотвратимы.
Несмотря на устойчивые положительные тенденции в снижении показателей младенческой смертности в области с 17,3 на 1000 в 1993 году, до 14,1 на 1000 в 1999 году (по России - 16,5 на 1000), в структуре младенческой смертности определяющими причинами (46,3%) являются пороки развития.
Проблемы абортов, особенно на фоне низкой рождаемости, имеют национальный характер (из 10 беременных 7 завершаются абортами и только 3 - родами). Сохраняется их высокий уровень (в 1999 год - 57,3 на 1000 женщин фертильного возраста) и высокий уровень осложнений после абортов. Показатель материнской смертности во многом обусловлен абортами, удельный вес которых в общей структуре материнской смертности в 1999 году составил четверть всех случаев.
Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности после абортов - недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции (3,7% в 1999 году, по России - 7,2% в 5 - 6 раз ниже, чем в мире в целом). Прекращение с 1997 года централизованной закупки контрацептивов оказало негативное влияние на уровень использования современных средств контрацепции.
Низкий индекс здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и родов, обуславливающие материнские и перинатальные потери, являются основанием для разработки областной целевой программы "Безопасное материнство" на период 2001 - 2002 годов.
При разработке указанной программы соблюдена преемственность программных мероприятий, реализуемых в предыдущие годы, а также включены дополнительные меры по охране репродуктивного здоровья и безопасного материнства, оказывающие существенное влияние на уровень материнской и младенческой заболеваемости и смертности в Белгородской области.
Цель и задачи программы
Цель областной целевой программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2002 годы заключается в защите, сохранении и укреплении здоровья женщин и детей, охране репродуктивного здоровья населения страны, социальной поддержке материнства и детства, создании условий для рождения желанных детей, профилактике и снижении абортов, материнской и перинатальной смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья женщин, снижения числа абортов, показателей материнской и младенческой смертности;
- улучшение системы подготовки и повышение квалификации кадров, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
- укрепление материально - технической базы учреждений родовспоможения;
- совершенствование организации и поддержка служб охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства;
- информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охране репродуктивного здоровья.
Основные направления реализации программы
Совершенствование системы подготовки специалистов
в области охраны репродуктивного здоровья и
безопасного материнства
За период действия программы необходимо:
- обеспечить повышение квалификации врачей, работающих в учреждениях родовспоможения и общей сети, по вопросам оказания необходимой помощи в акушерстве и гинекологии, внедрению новых перинатальных и семейно - ориентированных технологий; по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин;
- осуществлять работу по сертификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
- усовершенствовать систему планирования и распределения кадрового потенциала между стационаром и амбулаторным звеном.
Совершенствование организации и поддержка служб охраны
репродуктивного здоровья и безопасного материнства
Предлагается продолжить совершенствование амбулаторно - поликлинической и стационарной акушерско - гинекологической помощи, основанной на реструктуризации, внедрении современных организационных форм, стационарозамещающих и перинатальных технологий.
Основным направлением в совершенствовании организации медицинской помощи является оптимизация деятельности первичной медико - профилактической службы на всех ее уровнях с внедрением стандартов объемов оказания акушерско - гинекологической помощи. С этой целью необходимо развивать консультативно - диагностические службы и дневные стационары, специализированные виды медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных пороков развития, нарушений репродуктивной системы у детей и подростков, патологии переходного возраста и т.д.).
Укрепление материально - технической базы
учреждений родовспоможения
Предусматривается поддержка служб охраны репродуктивного здоровья - деятельности областной акушерско - гинекологической больницы, выполняющей функции перинатального центра, родильных домов (отделений), женских консультаций, центров планирования семьи и репродукции. Будет продолжено оснащение родовспомогательных учреждений современной лечебно - диагностической аппаратурой.
В целях внедрения современных эффективных методов профилактики абортов предусматривается централизованная закупка контрацептивных средств для обеспечения населения групп риска.
Информационное обеспечение по вопросам охраны
репродуктивного здоровья и безопасного материнства
Планируется осуществлять мероприятия в области информационного обеспечения специалистов и населения, особенно подростков и молодежи, по проблемам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства. Обратить особое внимание на проблемы защиты репродуктивных прав и здоровья, безопасного материнства, охраны репродуктивного здоровья подростков, предупреждения абортов, инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ/СПИД; профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин.
Использовать средства массовой информации для санитарного просвещения различных групп населения по проблемам грудного вскармливания, по различным вопросам здоровья семьи.
Ожидаемые конечные результаты программы
Реализация программы позволит:
- укрепить материально - техническую базу амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений акушерско - гинекологической и педиатрической служб;
- внедрить новые формы охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства;
- обеспечить современный уровень организации и качества акушерско - гинекологической и педиатрической служб;
- снизить уровень осложнений беременности, родов, абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Безопасное материнство" на 2001 - 2002 г.г.
Программные мероприятия | Сроки испо- лнения |
Исполнители | Источники финансиро- вания |
Стоимость (млн. руб.) | ||
2001- 2002 годы- всего |
в том числе | |||||
2001 г. | 2002 г. | |||||
1. Совершенствование системы подготовки специалистов в области охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства |
||||||
Повышение квалификации врачей акушеров - гине- кологов, терапевтов, анестезиологов - реани- матологов и неонатоло- гов по актуальным воп- росам акушерства, гине- кологии, неонатологии, экстрагенитальной пато- логии, вопросам интен- сивной терапии |
2001- 2002 г. г. |
Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Управление здра- воохранения адми- нистрации области Главы местного самоуправления Территориальный фонд обязательно- го медицинского страхования |
Областной бюджет Местные бюджеты Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
0,036 0,25 0,066 |
0,018 0,2 0,036 |
0,018 0,05 0,03 |
Подготовка врачей спе- циалистов по вопросам пренатальной диагности- ки |
2001- 2002 г. г. |
Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Управление здра- воохранения адми- нистрации области Территориальный фонд обязательно- го медицинского страхования |
Областной бюджет Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
0,02 0,02 |
0,01 0,01 |
0,01 0,01 |
Итого: | 0,392 | 0,274 | 0,118 | |||
2. Совершенствование форм организации охраны репродуктивного здоровья и обеспечения безопасного материнства |
||||||
Улучшение материально - технической базы учреж- дений области: - реконструкция и капи- тальный ремонт родовс- помогательных учрежде- ний области с открытием отделений совместного пребывания матери и ре- бенка |
2001- 2002 г. г. |
Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Управление здра- воохранения адми- нистрации области Главы местного самоуправления Управление здра- воохранения адми- нистрации области |
Областной бюджет Местные бюджеты Областной бюджет Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
1,1 5,5 1,6 18,0 |
0,615 3,0 0,8 9,0 |
0,5 2,5 0,8 9,0 |
- дооснащение детских и родовспомогательных учреждений области |
2001- 2002 г. г. |
Департамент экономики и фина- нсов правительс- тва администрации области Управление здра- воохранения адми- нистрации области Главы местного самоуправления городов и районов Территориальный фонд обязательно- го медицинского страхования |
Областной бюджет Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования Местные бюджеты Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
1,6 18,0 2,37 2,0 |
0,8 9,0 1,257 1,1 |
0,8 9,0 1,11 0,9 |
- оснащение андрологи- ческого центра для обс- ледования подростков |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения адми- нистрации области |
Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования Внебюджет- ные источ- ники |
6,0 12,0 |
3,0 7,0 |
3,0 5,0 |
- завершить строительс- тво корпуса санатория "Красиво" для организа- ции оздоровления и реа- билитации женщин и де- тей |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения адми- нистрации области |
Внебюджет- ные источ- ники Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
62,58 8,0 |
32,36 4,0 |
30,22 4,0 |
Оснащение базового учреждения родовспомо- жения области областной акушерско - гинекологи- ческой больницы - сов- ременной медицинской аппаратурой |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения адми- нистрации области (целевые закупки Министерством здравоохранения Российской Феде- рации) |
Федераль- ный бюджет |
2,5 | 1,3 | 1,2 |
Обеспечение обследова- ния беременных женщин и новорожденных детей на инфекции, специфичные для перинатального пе- риода, а также обследо- вание девушек - подрос- тков и женщин групп риска на инфекции, пе- редающиеся половым путем |
2001- 2002 г. г. |
Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Управление здра- воохранения адми- нистрации области Территориальный фонд обязательно- го медицинского страхования |
Областной бюджет Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
0,1 3,0 |
0,05 1,5 |
0,05 1,5 |
Реализация системы ме- роприятий по профилак- тике и ранней диагнос- тики онкологических заболеваний репродукти- вной системы женщин |
2001- 2002 г. г. |
Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Управление здра- воохранения адми- нистрации области Территориальный фонд обязательно- го медицинского страхования |
Областной бюджет Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
1,5 0,7 |
0,8 0,4 |
0,7 0,3 |
Обеспечение беременных женщин и кормящих мате- рей лечебным питанием, витаминными препаратами |
2001- 2002 г. г. |
Главы местного самоуправления городов и районов |
Местные бюджеты |
1,3 | 0,6 | 0,7 |
Направление детей за пределы области для оказания высококвалифи- цированной специализи- рованной помощи |
2001- 2002 г. г. |
Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Управление здра- воохранения администрации области |
Областной бюджет |
1,5 | 0,8 | 0,7 |
Закупка лекарственных средств (простагландио- нов) для обеспечения "неосложненных" родов |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения администрации области |
Федераль- ный бюджет |
0,14 | 0,07 | 0,07 |
Централизованная закуп- ка гормональных контра- цептивных средств для обеспечения населения групп риска и внедрения современных эффективных методов профилактики абортов |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения администрации области Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области Главы местного самоуправления городов и райо- нов области Территориальный фонд обязатель- ного медицинс- кого страхования |
Федераль- ный бюджет Областной бюджет Местные бюджеты Средства территори- ального фонда обя- зательного медицинс- кого стра- хования |
0,2 0,48 1,4 0,85 |
0,1 0,23 0,8 0,45 |
0,1 0,25 0,7 0,4 |
Итого: | 132,8 | 69,23 | 63,6 | |||
3. Информационное обеспечение по вопросам охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства |
||||||
Подготовка обучающих групп для проведения занятий по проблеме грудного вскармливания и обучение персонала родовспомогательных и детских лечебно - про- филактических учрежде- ний |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения администрации области Главы местного самоуправления городов и районов |
Местные бюджеты |
0,1 | 0,05 | 0,05 |
Организация и проведе- ние постоянно дейст- вующих семинаров по поддержанию грудного вскармливания с меди- цинским персоналом на базе акушерских и детских лечебно - профилактических учреждений области |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения администрации области |
||||
Обеспечение родовспомо- гательных и детских учреждений специальной литературой и пособиями по вопросам охраны и поддержки грудного вскармливания |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения администрации области Департамент эко- номики и финансов правительства администрации области |
Областной бюджет |
0,1 | 0,05 | 0,05 |
Продолжить работу пос- тоянно действующего се- минара на базе област- ного центра планирова- ния семьи по вопросам охраны репродуктивного здоровья, организации службы планирования семьи |
2001- 2002 г. г. |
Управление здра- воохранения администрации области |
||||
Итого: | 0,2 | 0,1 | 0,1 | |||
Всего по программе | 133,4 | 69,6 | 63,8 | |||
Источники финансирова- ния: |
||||||
федеральный бюджет | 2,84 | 1,47 | 1,37 | |||
- областной бюджет - местные бюджеты - внебюджетные источни- ки |
6,44 10,92 74,57 |
3,373 5,907 39,36 |
3,07 5,01 35,21 |
|||
средства фондов обяза- тельного медицинского страхования, в том числе: - средства территориа- льного фонда обязательного медицинского страхова- ния - средства федерального фонда обязательного медицинс- кого страхования |
38,63 6,63 32,0 |
19,49 3,49 16,0 |
19,14 3,14 16,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 16 февраля 2001 г. N 115 "О внесении изменений в постановление Главы администрации области от 5 февраля 2001 года N 61"
Текст постаноления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" N 28, 2001 г.