Постановление Главы Администрации Белгородской области
от 20 мая 2002 г. N 227
"О формировании тарифов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и
водоотведения и услуги по передаче электрической и тепловой энергии для
предприятий, организаций и учреждений, для которых данный вид
деятельности не является основным"
Постановлением Губернатора Белгородской области от 2 февраля 2004 г. N 33 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", в целях дальнейшего совершенствования регулирования тарифов и приведения тарифов в соответствие с действующими нормативными правовыми актами по формированию и применению тарифов на электрическую, тепловую энергию, на услуги водоснабжения и водоотведения постановляю:
1. Утвердить и ввести в действие Порядки:
- формирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую котельными предприятий всех форм собственности Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным (прилагается);
- формирования платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии предприятиями всех форм собственности Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным (прилагается);
- формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые предприятиями всех форм собственности Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным (прилагается).
2. Установить, что Региональная энергетическая комиссия области (Колодезный В.А.) на основании материалов независимой экспертизы экономического обоснования тарифов, производимой управлением цен администрации области, утверждает:
- тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую и реализуемую котельными предприятий всех форм собственности Белгородской области, для которых теплоснабжение не является основным видом деятельности;
- плату на услуги по передаче электрической и тепловой энергии предприятиями всех форм собственности Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным;
- тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению, реализуемые предприятиями всех форм собственности Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным.
3. Управлению цен (Пономарева В.В.) и государственной инспекции цен (Ермакова Л.М.) администрации области:
- при выявлении не утвержденных в установленном порядке тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги по водоснабжению и водоотведению взыскивать с руководителей предприятий и организаций всех форм собственности административный штраф в установленном законодательством порядке;
- при выявлении завышения тарифов или предельного годового норматива рентабельности, утвержденных в установленном порядке, взыскивать в доход бюджета полученные за счет этого суммы превышения с применением штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством.
4. Считать утратившими силу постановления главы администрации области от 7 июня 1995 года N 343 "О регулировании тарифов на тепловую энергию", от 3 июня 1996 года N 327 "Об утверждении Порядка расчета платы за услуги по передаче (перепродаже) электрической и тепловой энергии", от 28 августа 1996 года N 495 "Об утверждении Порядка расчета тарифа на тепловую энергию", от 3 мая 1995 года N 277 "О регулировании тарифов на услуги бань и услуги по водоснабжению и канализации", от 30 сентября 1996 года N 554 "Об утверждении Порядка расчета тарифов на услуги по водоснабжению и канализации".
5. Департаменту по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата главы администрации области (Ходеев А.Г.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации области.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства правительства администрации области (Головин Н.Д.).
О выполнении постановления информировать к 15 апреля 2003 года.
Глава администрации области |
Е. Савченко |
Порядок
формирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую и
реализуемую котельными предприятий всех форм собственности Белгородской
области, для которых данный вид деятельности не является основным
(утв. постановлением главы администрации области
от 20 мая 2002 г. N 227)
1. Действие настоящего Порядка распространяется на деятельность всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию тепловой энергии, а также обслуживающих сети и отдельные инженерные сооружения по передаче тепла независимо от форм собственности, для которых данный вид деятельности не является основным, оказывающих услуги на территории Белгородской области.
2. Настоящий Порядок формирования тарифов на тепловую энергию разработан с целью единого подхода к формированию тарифов на территории Белгородской области и предназначен для решения следующих задач:
- предотвращения установления завышенных тарифов с целью компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительной прибыли;
- оптимального сочетания экономических интересов производителей и потребителей тепловой энергии;
- формирования конкурентной среды в теплоэнергетике с целью повышения ее эффективности;
- создания экономических стимулов у предприятий, оказывающих услуги, для повышения эффективности использования ресурсов и снижения стоимости оказываемых услуг за счет внедрения энергосберегающих технологий;
- обеспечения сопоставимости показателей деятельности предприятий для анализа ценообразующих факторов и разработки мероприятий по снижению затрат;
- экономически обоснованного распределения затрат между видами услуг;
- повышения объективности принятия решений регулирующим органом по установлению тарифов.
Статья 1. Определение основных понятий
1. Организация теплоснабжения - организация, осуществляющая производство и реализацию тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также обслуживающая объекты инженерной инфраструктуры теплоснабжения.
2. Потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее тепловую энергию.
3. Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии, подлежащая прямому или косвенному воздействию регулирующего органа на величину тарифа в результате оценки необходимых затрат при принятом качестве услуг.
4. Регулируемая цена (тариф) - цена на тепловую энергию, складывающаяся на рынке при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины. Регулируемый тариф используется в рамках контроля и регулирования деятельности предприятий теплоснабжения - естественных монополий, действующих на локальных товарных рынках.
5. Тариф для потребителей услуг теплоснабжения - система ставок (за 1 Гкал тепловой энергии), по которым осуществляются расчеты за услуги теплоснабжения.
6. Категории потребителей - группы потребителей, получающие услуги теплоснабжения на различных условиях (пользование, оплата, защита прав и др.).
7. Нормативы потребления услуг теплоснабжения - нормативы, характеризующие минимально необходимый для поддержания жизнедеятельности объем потребления услуг теплоснабжения, оказываемых населению и другим организациям и предприятиям. Нормативы измеряются количеством материального носителя услуги (тепла) соответствующего качества. Нормативы расхода тепла для населения устанавливаются органом местного самоуправления, для предприятий - расчетным путем в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий или по приборам учета.
8. Период регулирования - временной интервал, принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов (размера платы за услуги).
9. Экономически обоснованный тариф на услуги теплоснабжения - размер платы за предоставление услуг теплоснабжения, обеспечивающий минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником объектов теплоснабжения программы их развития при соблюдении стандартов качества услуг.
10. Тепловая энергия на теплоснабжение - тепловая энергия, используемая в теплообменных процессах и устройствах (отопление, вентиляция, технологические нужды).
11. Тепловая энергия на горячее водоснабжение (ГВС) - теплоэнергия, расходуемая на подогрев водопроводной воды для непосредственного разбора в системах горячего водоснабжения.
Статья 2. Распределение по группам потребителей тепловой энергии
1. Потребители тепловой энергии при расчете тарифов распределяются на три группы:
I группа - население, проживающее в домах и общежитиях, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности и формы управления (ЖСК, кондоминиумы, ТСЖ);
II группа - жилищно-коммунальные предприятия областной и муниципальной собственности, бюджетные организации всех уровней;
III группа - остальные потребители тепловой энергии.
2. Тепловая энергия на нужды отопления потребителям 1 группы от всех теплоснабжающих предприятий, а также тепловая энергия, реализуемая муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями бюджетным организациям и прочим потребителям, реализуется по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления.
Отпуск тепловой энергии теплоснабжающими предприятиями, кроме муниципальных, потребителям II и III групп производится по тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией области.
Принятию решения о пересмотре тарифов предшествует проводимая в обязательном порядке управлением цен администрации области экспертиза их экономической обоснованности.
3. В тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления потребителям 1 группы, включен налог на добавленную стоимость.
В тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям II и III групп, налог на добавленную стоимость не включается, а при расчетах с потребителями взимается дополнительно к утвержденным тарифам.
Статья 3. Требования к установлению тарифов
1. Все теплоснабжающие организации самостоятельно рассчитывают тарифы в соответствии с настоящим Порядком.
2. Себестоимость услуг тепловой энергии рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации по учету расходов, связанных с производством и реализацией услуг, нормативными актами области и данным Порядком.
Натуральные показатели должны учитываться на основании показателей счетчиков и корреспондироваться с показателями договоров на обслуживание.
3. При реализации тепловой энергии бюджетным организациям или населению проектируемые тарифы, представляемые на утверждение Региональной энергетической комиссии, должны быть согласованы с органами местного самоуправления.
4. Основой формирования тарифов на тепловую энергию является определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат предприятий теплоснабжения.
5. Пересмотр тарифов в сторону повышения для потребителей 1 и 11 групп производится не чаще одного раза в год.
Основанием для предоставления документов на изменение тарифов может являться наличие хотя бы одного из следующих условий:
- изменение технологических условий производства услуг теплоснабжения (прием или передача на баланс предприятия котельных или тепловых сетей, сдача в аренду, введение иных дополнительных условий);
- существенное изменение затрат на оказание услуг теплоснабжения, вызванное увеличением цен на топливо, энерго- и материальные ресурсы, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений;
- изменение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, в том числе изменение уровня платежей населения.
Статья 4. Определение затрат на производство тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения
1. Начальным этапом формирования экономически обоснованного тарифа является оценка фактических затрат. Анализируется фактическая себестоимость, отражаемая в формах 6-Т, и выявляются резервы снижения затрат (потери, утечки, затраты, реально не потребляемых объемов услуг, возможность снижения удельного потребления услуг в результате реализации мероприятий по ресурсосбережению, установки приборов учета и др.).
Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе результатов анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде.
2. Себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем реализации услуг в натуральном выражении, рассчитанный исходя из нормативов их потребления, показаний приборов учета и общего числа потребителей по группам, то есть:
Собщ
Су = ------------, где
Он + Об + Оп
Су - себестоимость единицы услуги (руб\Гкал);
Собщ. - общая сумма плановых затрат (тыс. руб.);
Он - объем реализации услуг населению (Гкал);
Об - объем реализации услуг организациям бюджетной сферы (Гкал);
Оп - объем реализации услуг промышленным и прочим потребителям (тыс. Гкал).
Если предприятие, кроме теплоснабжения, осуществляет другие виды деятельности, то объем реализации услуг в формуле увеличивается на количество тепловой энергии, используемой на собственное производство.
3. Плановые затраты на материалы, топливо, электроэнергию и другие прямые затраты зависят от объема выработки тепловой энергии, который складывается в результате оценки необходимого объема реализации услуг потребителям, расхода на собственные технологические нужды котельной, потерь в сетях, расходов на производственные цели организации теплоснабжения.
4. Расход тепла на собственные нужды котельной включает: потери тепла на нагрев воды, удаляемой из котла с продувкой, расход тепла на растопку и обдувку котлов, расход тепла на подогрев мазута, расход тепла в паровых форсунках на распыление жидкого топлива, расход тепла на технологические процессы подготовки воды и др.
5. Количество тепла, теряемого в тепловых сетях при транспортировке тепловой энергии от котельной до потребителя, складывается из потерь тепла через изолированную поверхность и потерь тепла с утечками воды из сети. Предельная их величина при определении планового объема вырабатываемого тепла принимается в размере не выше 10%.
6. Затраты, связанные с производством и реализацией услуг предприятий теплоснабжения, группируются по статьям себестоимости:
- материалы;
- топливо;
- вода (для собственных нужд котельной);
- электроэнергия;
- затраты на оплату труда рабочих основного производства;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- расходы на ремонт основных средств;
- покупная продукция;
- цеховые расходы;
- общеэксплуатационные расходы;
- прочие затраты.
7. По статье "Материалы" определяются затраты на материальные ресурсы, непосредственно используемые для производства тепловой энергии. Это, как правило, соль, катионит (сульфоуголь), спирт, а также химические реагенты для очистки воды. Эта статья включает затраты на смазочные и обтирочные материалы, материалы и запасные детали на эксплуатационные нужды котельного оборудования и т.п.
Затраты на материальные ресурсы определяются, исходя из действующих норм расхода каждого вида ресурсов и цены за единицу вида ресурсов.
8. По статье "Топливо" определяются затраты на топливо, используемое на выработку тепловой энергии (газ, уголь, мазут). В случае отсутствия утвержденных норм (удельного расхода), потребность в топливе может определяться по паспортным данным оборудования в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденными заместителем председателя Комитета РФ по муниципальному хозяйству 22 февраля 1994 года.
Исходной базой для расчета служат удельный расход условного топлива на выработку 1 Гкал теплоэнергии, коэффициент перевода условного топлива в натуральное, общий объем выработки тепловой энергии. Затраты на топливо определяются, исходя из потребного количества вида топлива и цены за единицу вида топлива.
9. По статье "Вода" определяется расход воды на первичное заполнение водой оборудования источника тепла; подпитку в размере нормированных потерь (не более 0,25% к среднегодовому объему оборудования тепловых сетей); расход на собственные нужды (химическая подготовка, продувка, испытания гидравлические, промывка оборудования и др.)
Расход воды может определяться по паспортным данным оборудования (результатам испытаний) в соответствии с Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий.
Затраты на воду определяются, исходя из полной потребности в воде на выработку тепловой энергии и действующего тарифа.
10. По статье "Электроэнергия" определяются затраты на электроэнергию, используемую на технологические нужды, связанные непосредственно с выработкой тепловой энергии. По этой статье отражаются расходы электроэнергии на приводы тягодутьевых машин (дутьевые вентиляторы, дымососы), приводы механизмов топливоподачи, приводы питательных, вспомогательных механизмов (дренажные, исходной воды, химической подготовки), приводы исполнительных механизмов систем автоматического регулирования, питание системы телемеханического управления.
11. Удельная норма расхода электроэнергии на технологические нужды предприятия теплоснабжения рассчитывается, исходя из мощности установленного оборудования, коэффициента ее использования, числа часов работы в сутки, месяц, год.
12. По статье "Затраты на оплату труда" определяется фонд оплаты труда, включающий в себя все виды выплат производственным рабочим, участвующим в процессе производства тепловой энергии, а также рабочим, непосредственно обслуживающим основные производственные фонды в этом процессе. К ним относятся: операторы котельной, машинисты (кочегары) котельной, машинисты насосных установок, аппаратчики химводоочистки, лаборанты химического анализа, транспортерщики и др.
Если теплоснабжающая организация обслуживается меньшим числом рабочих, чем предусмотрено нормативами, и при этом заданные объемы работ выполняются без нарушения правил техники безопасности, технологии процесса и качества работ, то для расчета тарифов учитывается фактическая численность.
Компенсационные доплаты (за условия труда, отклоняющиеся от нормативных, за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время и т.д.) определяются предприятием самостоятельно, но не ниже установленных законодательством размеров. По этой статье затрат определяется и резерв на отпуска для рабочих, занятых в процессе производства тепловой энергии.
Фонд оплаты труда одного рабочего в проектируемом тарифе на тепловую энергию в целом должен соответствовать среднему уровню оплаты труда по области.
13. По статье "Отчисления на социальные нужды" определяются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в государственные социальные внебюджетные фонды от затрат на оплату труда работников по статье "Затраты на оплату труда".
14. По статье "Амортизация" определяются амортизационные отчисления по установленным нормам от балансовой стоимости основных фондов отопительных котельных, производственных зданий, оборудования, измерительных и регулирующих приборов, также других основных фондов производственно - эксплуатационного назначения, числящихся на балансе предприятия и используемых для производства тепловой энергии.
Затраты на амортизацию определяются по одному из методов исчисления в соответствии со статьями 256-259, главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2.
При фактическом отпуске объема услуг ниже 75 процентов установленной мощности или пропускной способности сумма амортизационных отчислений учитывается с понижающим коэффициентом согласно степени использования мощностей, но не ниже половины стопроцентного начисления.
15. Статья "Расходы на ремонт основных средств" включается в себестоимость тепловой энергии в размере, не превышающем 10 процентов первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств. Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание основных производственных фондов системы теплоснабжения рассчитываются по методике учета и планирования, принятой организацией, в том числе арендующей это оборудование, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов рассчитываются на основании:
- аварийных актов, дефектных ведомостей, актов диагностического обследования, статистики и анализа повреждений;
- смет капитального ремонта, выполненных организацией, имеющей лицензию на составление сметной документации;
- плана капитального ремонта на текущий год с указанием источников финансирования и наименования служб, заключивших договор на выполнение этих работ;
- актов приемки выполненных работ за предшествующий и расчетный период.
При отсутствии перечисленных обоснований проектируемые суммы затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов в экономически обоснованных тарифах не учитываются.
16. По статье "Покупная продукция" отражаются затраты на оплату полученной со стороны тепловой энергии, воды на основе заключенных договоров.
17. Статья "Цеховые расходы" является комплексной и в нее включаются затраты на:
- содержание аппарата управления цеха, производящего теплоэнергию;
- содержание прочего цехового персонала;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизацию;
- ремонт и техническое обслуживание основных средств общецехового назначения;
- содержание зданий, сооружений, инвентаря;
- охрану труда;
- износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря;
- прочие расходы.
По статье "Содержание аппарата управления" определяются затраты на оплату труда начальников эксплуатационных участков котельных, мастеров котельных, начальников химических лабораторий, начальников служб (участков) по обслуживанию и ремонту контрольно-измерительных приборов, средств автоматики, электрохозяйства и др.
По статье "Содержание прочего цехового персонала" определяются затраты на оплату труда, рабочих, связанных с процессом производства тепловой энергии, но непосредственно в нем не участвующих (водители автомобилей, слесари-ремонтники и др.).
Порядок определения остальных статей затрат "Цеховых расходов" аналогичен расчетам затрат по соответствующим статьям, изложенным выше.
18. В статье "Прочие расходы" отражаются налоги, уплачиваемые за счет себестоимости, и остальные расходы, не предусмотренные предыдущими статьями.
19. Статья "Общеэксплуатационные расходы" является комплексной и по ней определяются затраты по управлению предприятием, общехозяйственные расходы, сборы и отчисления.
Расходы по управлению предприятием включают в себя:
- затраты по оплате труда административно-управленческого персонала;
- отчисления на социальные нужды;
- затраты на командировки и перемещения;
- затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;
- представительские расходы;
- прочие расходы.
Для определения необходимой численности работников могут быть использованы Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные Приказом Госстроя России от 12 октября 1999г N 74.
Общехозяйственные расходы включают в себя следующие затраты:
- содержание общеэксплуатационного персонала (рабочих склада, рабочих, осуществляющих содержание и ремонт административных зданий, отдела сбыта, тепловой инспекции, производственных лаборатории и др.);
- содержание зданий, сооружений и инвентаря (материалы для содержания и ремонта общеэксплуатационных помещений, затраты на водоснабжение, канализацию, отопление, электроснабжение помещений и т.д.);
- амортизация основных средств (затраты на полное восстановление основных средств общехозяйственного назначения);
- ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения (затраты на все виды ремонтов основных средств общехозяйственного назначения в случаях, если на предприятии не создается ремонтный фонд);
- охрана труда;
- транспортные расходы (расходы предприятия по транспортировке работников к месту работы и обратно);
- подготовка кадров (на основании заключенных договоров с организациями, осуществляющими профессиональную подготовку);
- содержание пожарной, военизированной и страховой охраны (затраты на оплату труда вахтеров, сторожей, оплата их спецодежды);
- оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков (в соответствии с заключенными договорами с финансово-кредитными организациями в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке);
- содержание и эксплуатация фондов природоохранного назначения (затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров, а также оплата услуг за очистку сточных вод в соответствии с заключенными договорами и другие виды текущих природоохранных затрат);
- прочие расходы (другие общехозяйственные расходы, не учтенные при определении вышеуказанных статей себестоимости, в составе общеэксплуатационных расходов).
20. Для предприятий, имеющих, кроме производства тепловой энергии, другие виды деятельности, "Общеэксплуатационные расходы" распределяются по видам продукции (услуг) в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой предприятия, согласованной с органами Государственной налоговой инспекции.
21. При формировании тарифов на тепловую энергию необходимо определить размер прибыли в сумме средств, необходимых для обеспечения развития систем теплоснабжения.
22. Для предприятий, имеющих, кроме производства тепловой энергии, другие виды деятельности, устанавливается предельный норматив рентабельности в размере не более 15 процентов к полной себестоимости.
23. Если себестоимость услуг теплоснабжения выше уровня действующих в области тарифов, уровень рентабельности устанавливается регулирующими органами в размере, необходимом для уплаты налогов.
24. При внедрении новых технологий и проведении энергосберегающих мероприятий (снижение норм расхода газа, электроэнергии и др.), достигнутая экономия, т.е. снижение затрат на оказание услуг по теплоснабжению, не считается превышением установленного предельного уровня рентабельности и остается в распоряжении предприятия для пополнения оборотных средств или формирования средств, направляемых на развитие и модернизацию.
25. В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года N 9 "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" организации теплоснабжения должны вести раздельный учет теплоэнергии, отпущенной на нужды теплоснабжения, и теплоэнергии, отпущенной на нужды горячего водоснабжения. Это относится как к натуральным показателям, так и к себестоимости услуг.
Соответственно необходимо формирование двух тарифов на отопление и горячее водоснабжение.
Ведение такого учета обусловлено неравномерностью потребления этих услуг в течение года:
центральное отопление - отопительный сезон;
горячее водоснабжение - круглогодично.
Взимание платы за каждую из этих услуг в период, когда она оказывается, создает объективные условия для нормальных финансовых взаимоотношений с потребителями, особенно в условиях наличия приборов учета и регулирования тепла.
Годовой объем потребления горячей воды определяется отдельно по каждой группе потребителей.
При наличии приборов учета годовой объем потребления определяется по их показаниям. Для потребителей, не имеющих приборов - по утвержденным нормативами лимитам, предусмотренным договором (на основании анализа данных за предшествующий период).
Распределение основных затрат по производству, передаче и распределению тепловой энергии между себестоимостью услуг на отопление и горячее водоснабжение, также как и их учет осуществляется пропорционально объему теплоэнергии, отпущенной на нужды отопления, и теплоэнергии, использованной на подогрев воды для горячего водоснабжения.
Расчет себестоимости услуг по горячему водоснабжению производится по тем же статьям затрат, что и на тепловую энергию.
При формировании тарифов на отопление и горячее водоснабжение затраты по статье "цеховые расходы" предприятия относят на себестоимость, пропорционально затратам по статье "оплата труда основных рабочих".
"Общеэксплуатационные расходы" распределяются либо пропорционально "оплате труда рабочих основного производства", либо "стоимости основных производственных фондов".
В себестоимость услуг по горячему водоснабжению включается статья затрат "покупная вода", в которой должны быть отражены затраты на общий объем воды, переданной теплоснабжающей организации организацией водопроводного хозяйства.
Холодная вода является для теплоснабжающей организации как бы "сырьем", которое используется в производственном процесс и после подогрева в виде новой продукции - горячей воды - предоставляется потребителям. В данном случае оплата воды включается в стоимость Гкал теплоснабжающей организации и на этот объем уменьшается потребление холодной воды населением. В случаях, если населением оплачиваются теплоснабжающей организации только услуги по подогреву воды, оплата за холодную воду производится организации водопроводного хозяйства.
Норматив потребления воды утверждается раздельно:
- на горячее водоснабжение;
- на холодное водоснабжение.
Решение о введении раздельного учета воды на холодное и горячее водоснабжение должно быть принято органами местного самоуправления.
Статья 5. Представляемые материалы по технико-экономическому обоснованию тарифов на тепловую энергию
1. Обосновывающие материалы.
Для обоснования тарифов на тепловую энергию энергоснабжающие организации представляют в управление цен администрации области:
- пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения тарифов;
- структуру полезного отпуска тепловой энергии в разрезе потребителей, расход топлива, электроэнергии и воды на 1 Гкал согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- калькуляцию себестоимости затрат на производство тепловой энергии согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- расшифровки проектируемых статей затрат калькуляции;
- сравнительные данные по статьям за предыдущий год.
2. Документы для обоснования статей калькуляции себестоимости:
- приказ об учетной политике предприятия, согласованной с органами Государственной налоговой инспекции;
- сведения о переоценке основных фондов и начислении амортизации;
- расчет нормативных потерь;
- договора на поставку топлива;
- расчет стоимости топлива, электроэнергии, воды;
- обоснованный расчет норматива численности и средняя величина заработной платы;
- расшифровка цеховых расходов;
- затраты производственного характера при производстве и реализации тепловой энергии, включая услуги по ремонту и наладке оборудования сторонними организациями по договорам, расходы на проведение текущего среднего и капитального ремонтов основных производственных фондов подтверждаются сметами, графиками работ и копиями договоров;
- расшифровка и распределение по видам продукции (услуг) общеэксплуатационных расходов;
- расшифровка прочих затрат, относимых на себестоимость продукции;
- расчет величины налогов, относимых на себестоимость и прибыль;
- экономическое обоснование объемов кредитов и отнесения на себестоимость процентов за их использование.
3. В целях проведения сравнительного анализа проектируемых и фактических затрат рассчитываются относительные показатели: доля каждой статьи затрат в сумме всех затрат в процентах и стоимость каждой статьи затрат в 1Гкал тепловой энергии.
4. Натуральные (объемы) и экономические (стоимостные) показатели сравниваются с соответствующим периодом прошлого года, дается обоснование увеличения или снижения уровня показателей на основании нормативных актов и первичных бухгалтерских документов.
5. В качестве данных базового периода необходимо использовать фактические показатели за год, предшествующий периоду регулирования, подтвержденные бухгалтерской отчетностью, заверенной налоговыми органами и статистической отчетностью предприятия. Прилагаются копии следующих отчетов: отчет о прибылях и убытках - форма 2., отчетная калькуляция себестоимости - форма 6, отчет по труду - форма 2-т.
Порядок
формирования платы за услуги по передаче электрической и тепловой
энергии предприятиями всех форм собственности Белгородской области, для
которых данный вид деятельности не является основным
(утв. постановлением главы администрации области
от 20 мая 2002 г. N 227)
1. Настоящий Порядок формирования платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии предприятиями всех форм собственности, для которых данный вид деятельности не является основным, разработан с целью единого подхода к расчету тарифов на территории Белгородской области и предназначен для решения следующих задач:
- обеспечение баланса экономических интересов производителей и потребителей услуг по электрической и тепловой энергии;
- формирование конкурентной среды в энергетике с целью повышения ее эффективности и предотвращения установления монопольно высокой платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
- справедливое распределение выручки между энергопроизводящими и перераспределяющими предприятиями.
2. Действие настоящего Порядка распространяется на деятельность всех хозяйствующих субъектов Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным, осуществляющих услуги по передаче электрической и тепловой энергии, независимо от организационно-правовых форм, в том числе и на потребителей (абонентов), использующих энергию для ее конечного использования (производственное и коммунально-бытовое потребление), если они отпускают энергию субабонентам более 30% от общего объема потребления, либо через их сети (присоединенную сеть) производится транзит энергии в сеть энергоснабжающей организации.
Статья 1. Оплата услуг по передаче энергии
1. Потребитель (абонент), через сети которого осуществляется транзит электрической энергии в сеть энергоснабжающей организации, рассчитывает плату за эту услугу энергоснабжающей организации в соответствии с настоящим Порядком.
2. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии, получаемой от энергоснабжающей организации основными потребителями и реализуемой своим абонентам, оплачиваются абонентом дополнительно к стоимости покупной энергии по ценам, сформированным в соответствии с настоящим Порядком.
3. Потребителю (абоненту), отпускающему энергию другим потребителям (субабонентам) более 30% от общего объема потребления энергоснабжающей организацией, предоставляются скидки с тарифа, утверждаемые Региональной энергетической комиссией по Белгородской области.
4. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии оплачиваются всеми абонентами, имеющими договорные отношения с основными потребителями, кроме населения.
5. Плата за услуги по передаче энергии должна производиться по отдельному платежному документу продавца за фактически переданную энергию, в котором отдельной строкой отражается стоимость покупной энергии и плата за услуги по ее передаче.
6. Конкретный срок платежа определяется сторонами в договоре.
Статья 2. Требования к установлению тарифов
1. Все предприятия, оказывающие услуги по передаче электрической и тепловой энергии, самостоятельно рассчитывают плату за вышеназванные услуги в соответствии с настоящим Порядком.
2. Проектируемая расчетная плата на услуги по передаче электрической и тепловой энергии подлежит утверждению региональной энергетической комиссией области. Принятию решения о пересмотре платы предшествует проводимая в обязательном порядке управлением цен администрации области экспертиза ее экономической обоснованности.
3. Установленная плата должна обеспечить организации, эксплуатирующей системы электро- и теплоснабжения, полное возмещение технически и экономически обоснованных затрат, а также прибыль, необходимую для уплаты налогов.
4. Для утверждения платы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии организации представляют в управление цен администрации области все обосновывающие материалы.
5. Пересмотр тарифов в сторону повышения производится не чаще одного раза в год.
6. Основанием для изменения платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии может быть наличие хотя бы одного из следующих условий:
- изменение технологических условий (прием или передача на баланс предприятия частей системы, введение дополнительных условий по организации услуг и иные условия);
- существенное изменение затрат на оказание услуг по передаче электрической и тепловой энергии, вызванное увеличением цен на топливо, энерго- и материальные ресурсы, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений;
- изменение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования.
7. Снижение уровня платы производится организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической и тепловой энергии самостоятельно
Статья 3. Классификация затрат, включаемых в себестоимость услуг
1. Себестоимость услуг по передаче электрической и тепловой энергии рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам учета расходов, связанных с производством и реализацией услуг, частью 2 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, нормативными актами области и данным Порядком. При этом следует учесть, что при отпуске энергии сторонним потребителям затраты по передаче распределяются пропорционально удельному весу объемов отпуска на сторону в общем объеме энергопотребления по предприятию.
2. В расчеты включаются только затраты, которые связаны с эксплуатацией сетей, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии от продавца к покупателю.
3. Расчет материальных и приравненных к ним затрат на обслуживание сетей, осуществляющих передачу энергии, производится исходя из норм основных и вспомогательных материалов для экслуатационных и ремонтных нужд и цен, действующих на момент расчета тарифов.
4. Расчет амортизационных отчислений производится по нормам амортизации, утвержденным в установленном порядке в соответствии с принятой и согласованной с Государственной налоговой инспекцией учетной политикой энергоснабжающих организаций.
При фактическом отпуске объема услуг ниже 75 процентов установленной мощности или пропускной способности сумма амортизационных отчислений учитывается с понижающим коэффициентом согласно степени использования мощностей, но не ниже половины стопроцентного начисления.
5. По статье "Затраты на оплату труда" определяется фонд оплаты труда, включающий в себя все виды выплат производственным рабочим, участвующим в производственном процессе услуг по передаче электрической и тепловой энергии, а также рабочим, непосредственно обслуживающим основные производственные фонды в этом процессе в соответствии с нормативами обслуживания.
Если организация обслуживается меньшим числом рабочих, чем предусмотрено нормативами, и при этом заданные объемы работ выполняются без нарушения правил техники безопасности, технологии процесса и качества работ, то для расчета платы учитывается фактическая численность.
Компенсационные доплаты (за условия труда, отклоняющиеся от нормативных, за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время и т.д.) определяются предприятием самостоятельно, но не ниже установленных законодательством размеров.
По этой статье затрат определяется и резерв на отпуска для рабочих, занятых в процессе производства услуг по передаче электрической и тепловой энергии.
Фонд оплаты труда одного рабочего в проектируемой плате в целом должен соответствовать среднему уровню оплаты труда по области.
6. По статье "Отчисления на социальные нужды" определяются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в государственные социальные внебюджетные фонды от затрат на оплату труда работников.
7. Затраты производственного характера при передаче энергии включают услуги по ремонту и наладке оборудования, приборов, машин сторонними организациями, расходы на проведение текущего, среднего и капитального ремонта основных производственных фондов на основании утвержденных смет и договоров.
8. Затраты, связанные с управлением производством, для предприятий, имеющих, кроме услуг по передаче энергии, другие виды деятельности, распределяются в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой предприятия, согласованной с органами ГНИ.
В случае, когда распределение общехозяйственных расходов ведется пропорционально отгруженной или реализованной продукции, выручка учитывается без стоимости покупной энергии.
Расчет налоговых платежей, включаемых в себестоимость, производится в соответствии с действующей системой налогообложения.
9. Натуральные показатели (объемы) сравниваются с отчетными данными, дается обоснование увеличения или снижения уровня показателей. Экономические (стоимостные) показатели сравниваются с периодом, предшествующим регулируемому. По каждой статье дается обоснование увеличения (снижения) затрат на основании нормативных актов и первичных бухгалтерских документов.
В качестве данных базового периода необходимо использовать фактические показатели за год, предшествующий периоду регулирования, подтвержденные бухгалтерской отчетностью, заверенной налоговыми органами и статистической отчетностью предприятия. Прилагаются копии следующих отчетов: отчет о финансовых результатах - форма 2 (по оплате и по отгрузке), отчетная калькуляция себестоимости передачи электрической и тепловой энергии - форма 6, "сведения о численности, заработной плате и движении работников" - форма 2-т.
Статья 4. Необходимая прибыль и рентабельность
1. В экономически обоснованных расчетных тарифах учитывается прибыль, которая определяется суммой средств, необходимых для обеспечения развития систем электроснабжения, теплоснабжения и средств, направляемых на уплату налогов в бюджеты разных уровней, кроме налогов, учтенных в затратах.
2. Исходной базой для расчета прибыли служит план (программа) развития систем электроснабжения и теплоснабжения, составленный на два-три года в соответствии с бизнес-планом, подтверждающим эффективность предполагаемых вложений.
План развития систем электроснабжения и теплоснабжения составляется с учетом возможностей потребителей и согласовывается с органами местного самоуправления.
3. Плановый размер рентабельности при формировании экономически обоснованного расчетного тарифа на каждый конкретный вид услуг, в том числе и их частей. Определяется расчетным путем по формуле:
Р = П/S * 100%
где S - суммарные затраты за услуги по передаче электрической и тепловой энергии (без учета покупной электро- и теплоэнергии услуг сторонних организаций) (тыс. рублей),
П - необходимая прибыль (тыс. рублей),
Р - рентабельность (процент)
4. При отсутствии обоснований суммы необходимой прибыли величина рентабельности устанавливается в размере 10 процентов от суммы затрат без учета покупной электроэнергии и теплоэнергии, и услуг сторонних организаций.
Предельный норматив рентабельности при формировании платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии устанавливается в размере не выше 25 процентов к себестоимости услуг собственных затрат предприятия (без стоимости покупной энергии, кроме предприятий, входящих в систему ОАО "Белгородэнерго" и жилищно-коммунального хозяйства области, находящегося в муниципальной собственности).
Статья 5. Обосновывающие материалы
Для обоснования платы на передачу электрической и тепловой энергии энергоснабжающие организации представляют управлению цен администрации области:
- пояснительную записку, обосновывающую необходимость утверждения или изменения платы;
- структуру полезного отпуска электрической и тепловой энергии в разрезе потребителей согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- калькуляцию себестоимости затрат на передачу электрической и тепловой энергии согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- расшифровки проектируемых статей затрат калькуляции. Документы для обоснования статей калькуляции себестоимости;
- приказ об учетной политике организации;
- сведения о переоценке основных фондов и начислении амортизации;
- расчет нормативных потерь;
- обоснованный расчет норматива численности и средняя величина заработной платы;
- расшифровка цеховых (общеэксплуатационных) расходов, в т.ч. затрат производственного характера при передаче электрической и тепловой энергии, включая услуги по ремонту и наладке оборудования сторонними организациями, копии утвержденных смет на проведение работ и договоров со сторонними организациями;
- смета затрат общехозяйственных расходов с расшифровкой затрат и их распределение по видам продукции;
- обоснование объемов и затрат на выполнение подрядных работ (услуги сторонних организаций);
- расшифровка прочих затрат, относимых на себестоимость продукции;
- расчет величины налогов, относимых на себестоимость;
- экономическое обоснование размера кредитов и отнесения на себестоимость процентов за их использование.
Порядок
формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения,
реализуемые предприятиями всех форм собственности Белгородской области,
для которых данный вид деятельности не является основным
(утв. постановлением главы администрации области
от 20 мая 2002 г. N 227)
1. Данный Порядок формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые предприятиями всех форм собственности в Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным, разработан управлением цен администрации области совместно с региональной энергетической комиссией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и от 2 августа 1999 года N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
2. Действие настоящего Порядка распространяется на деятельность всех хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих как полный комплекс систем водоснабжения и водоотведения, так и отдельные инженерные сооружения, независимо от организационно-правовых форм, оказывающих услуги на территории Белгородской области, для которых данный вид деятельности не является основным.
3. Настоящий Порядок расчета тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, реализуемые предприятиями всех форм собственности, для которых данный вид деятельности не является основным, разработан с целью единого подхода к расчету тарифов на территории Белгородской области и предназначен для решения следующих задач.
- предотвращения установления завышенных тарифов с целью компенсации необоснованных затрат и (или) получения дополнительной прибыли;
- экономически обоснованного распределения затрат между видами услуг;
- обеспечения сопоставимости показателей деятельности предприятий для анализа ценообразующих факторов и разработки мероприятий по снижению затрат;
- выявления непроизводительных затрат и внутренних резервов организаций с целью повышения эффективности производства;
- обеспечения баланса экономических интересов производителей и потребителей;
- формирования конкурентной среды на услуги по водоснабжению и водоотведению с целью повышения ее эффективности и предотвращения установления монопольно высоких цен на эти услуги;
- создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.
Статья 1. Определение основных понятий
1. Вода питьевая - вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции, соответствующая ГОСТ 2874-82.
2. Водоотведение - совокупность мероприятий, обеспечивающих прием, сбор и отведение сточных вод от потребителей, а также их очистку и обезвреживание перед утилизацией или сбросом в водоем.
3. Водоснабжение - совокупность мероприятий по обеспечению водой потребителей в необходимых количествах и требуемого качества.
4. Канализационные очистные сооружения - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий доведение качества сточных вод, поступающих в канализационную сеть с территории населенного пункта, промышленного предприятия или их частей, до установленных нормами показателей.
5. Полный комплекс услуг водоотведения - совокупность услуг канализационной сети и канализационных очистных сооружений.
6. Потребитель - физическое или юридическое лицо, получающее услуги водоснабжения и (или) водоотведения.
7. Производственная вода - вода, отвечающая требованиям технологического процесса, для которого она используется.
8. Потери воды в системе - объем воды, теряющийся при ее транспортировке (передаче), очистке и распределении потребителям на участке водомагистрали до границы эксплуатационной ответственности.
9. Расчетный период - временной интервал (год), принимаемый для расчета экономических показателей.
10. Услуга подъема воды - совокупность мероприятий по обеспечению водой потребителей с использованием инженерных сооружений: водозаборов, насосных станций первого подъема и водовода сырой воды.
11. Услуга сети (водопроводной, канализационной) - совокупность мероприятий по обеспечению транспортировки (передачи) потребителям воды (сточных вод) с использованием инженерных сооружений: системы трубопроводов и сооружений на них, насосных станций.
12. Услуга водопроводных очистных сооружений - совокупность мероприятий, обеспечивающих доведение качества воды до установленных нормами показателей, с использованием инженерных сооружений очистных сооружений, насосных станций второго подъема и водоводов до магистральной водопроводной сети.
13. Услуга водоподготовки - совокупность мероприятий, обеспечивающих доведение качества воды до установленных требований технологического процесса показателей, с использованием соответствующих инженерных сооружений.
14. Услуга канализационных очистных сооружений - совокупность мероприятий, обеспечивающих доведение качества сточных вод до установленных нормами показателей, с использованием инженерных сооружений очистных сооружений и трубопроводов, собирающих стоки после очистки и отправляющих их в водослив или водоспуск.
15. Установленная производственная мощность подъема воды - сумма производительности всех работающих станций первого подъема (резервные, пожарные и вспомогательные насосы не включаются).
16. Установленная производственная мощность водопроводной (канализационной) сети - возможность пропустить максимальное суммарное количество воды (сточных вод) при заданном режиме собственными насосными станциями или самотеком.
17. Установленная пропускная способность водопроводных (канализационных) очистных сооружений - возможность пропустить расчетное количество воды (сточных вод) при полной загрузке всего комплекса очистных сооружений.
Статья 2. Распределение по группам потребителей услуг водоснабжения и водоотведения
1. Тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению распределяются на три группы потребителей:
I группа - население, проживающее в домах и общежитиях, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности;
II группа - организации независимо от организационно-правовых форм, получающие услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд населения и бюджетные организации;
III группа - остальные потребители услуг по водоснабжению и водоотведению.
2. Отпуск услуг водоснабжения и водоотведения всем жилищно-эксплуатационным организациям ЖКО, ЖКХ, ЖКК, РЭУ, ТСЖ, управляющим компаниям, жилищно-эксплуатационным трестам, а также предприятиям и организациям, имеющим на своем балансе жилье, независимо от их ведомственной принадлежности и хозяйственной самостоятельности (наличия или отсутствия прав юридического лица), производится по тарифам, установленным для 2 группы потребителей, при наличии приборов учета.
Статья 3. Требования к установлению тарифов
1. Организации, эксплуатирующие системы водоснабжения и (или) канализации, самостоятельно рассчитывают тарифы в соответствии с настоящим Порядком.
2. Проектируемые расчетные тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению подлежат утверждению региональной энергетической комиссией области. Принятию решения о пересмотре тарифа предшествует проводимая в обязательном порядке управлением цен администрации области экспертиза их экономической обоснованности.
3. Все установленные тарифы должны обеспечить организации, эксплуатирующей системы водоснабжения и (или) канализации, полное возмещение технически и экономически обоснованных затрат, а также прибыль, необходимую для уплаты налогов.
4. Для утверждения тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению организации представляют в управление цен администрации области все обосновывающие материалы. При реализации услуг по водоснабжению и водоотведению населению или бюджетным организациям проектируемые тарифы должны быть согласованы с органами местного самоуправления.
5. Пересмотр тарифов в сторону повышения производится для потребителей 1 и 11 групп не чаще одного раза в год.
6. Снижение уровня тарифа, кроме потребителей 1 группы, производится организацией, осуществляющей услуги водоснабжения и водоотведения самостоятельно.
Статья 4. Основания для изменения тарифов
1. Основанием для изменения тарифов может быть наличие хотя бы одного из следующих условий:
- изменение технологических условий (прием или передача на баланс предприятия частей системы, введение дополнительных условий по организации услуг и иные условия);
- существенное изменение затрат на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, вызванное увеличением цен на топливо, энергетические и материальные ресурсы, переоценка основных фондов, изменение норм амортизационных отчислений;
- изменение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, в том числе изменения уровня платежей населения и ставок платы за услуги водоснабжения и водоотведения.
2. Изменение действующих тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения может производиться и по инициативе управления цен администрации области, если в результате проверки выявлены факты,
перечисленные в настоящей статье
Статья 5. Дифференцирование расчетных тарифов по группам потребителей
1. Тарифы для первой группы потребителей устанавливаются органами местного самоуправления едиными на всей территории муниципального образования.
2. Отпуск услуг по водоснабжению и водоотведению всеми предприятиями, кроме муниципальных, остальным группам потребителей производится по тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией.
3. Население, проживающее в домах, имеющих индивидуальные узлы учета, оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения за фактические объемы потребленных услуг по тарифам, установленным органами местного самоуправления для данного муниципального образования.
4. Население, проживающее в домах, не имеющих индивидуальных узлов учета, оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения по ставкам платы, установленным главой муниципального образования, исходя из утвержденных нормативов потребления услуг и тарифов на эти услуги.
Статья 6. Производственные показатели
1. Все проектируемые производственные показатели определяются на основе анализа фактических показателей предшествующего года.
2. Объемы отпущенной воды, а также объемы стоков, принятых в канализационную сеть от всех потребителей, должны учитываться на основании показаний приборов учета и корреспондироваться с показателями договоров на поставку услуг и собственными объемами на основное производство.
3. Потери воды в системе и неучтенный расход определяются как итог суммарного количества поднятой воды и полученной со стороны за минусом количества воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений и отпущенной всем потребителям. Потери в сети определяются в абсолютном размере и в процентах от объема, отпущенного всем потребителям.
4. При отсутствии обоснований:
1) количества воды, используемой на собственные технологические нужды очистных сооружений или сооружений водоподготовки, исходя из принятой в организации технологии очистки воды, в расчетах на эти цели учитывается не более 5 процентов от суммарного объема воды, пропущенной через очистные сооружения в проектируемый период;
2) потерь воды в системе водоснабжения в расчете учитывается величина, не превышающая 10 процентов от количества отпущенной воды всем потребителям.
Статья 7. Классификация затрат, включаемых в себестоимость услуг
1. Себестоимость услуг водоснабжения и водоотведения формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам учета расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), частью 2 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, нормативными актами области и данным Порядком.
2. Расчет материальных и приравненных к ним затрат на добычу и реализацию воды и услуг по водоотведению производится исходя из утвержденных норм основных и вспомогательных материалов для технологических целей и цен, действующих на момент расчета тарифов, подтверждаемых расчетами и ценовыми документами.
3. Расчет стоимости электроэнергии на услуги по водоснабжению и водоотведению производится исходя из ее расхода и тарифов, сформированных в соответствии с действующей нормативной базой. Удельная норма расхода электроэнергии на технологические нужды предприятия теплоснабжения рассчитывается, исходя из мощности установленного оборудования, коэффициента ее использования, числа часов работы в сутки, месяц, год. Стоимость электрической энергии может состоять из тарифа и стоимости услуг по ее передаче.
4. Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление (износ) основных производственных фондов систем водоснабжения и канализации определяется на основании утвержденных в установленном порядке норм и среднегодовой стоимости этих фондов.
Если основные производственные фонды переданы организации на условиях финансовой аренды (лизинга), то в зависимости от условий договора сумма амортизационных отчислений может соответствовать размеру отчислений, входящих в арендную плату.
При фактическом отпуске объема услуг ниже 75 процентов установленной мощности или пропускной способности сумма амортизационных отчислений учитывается с понижающим коэффициентом согласно степени использования мощностей, но не ниже половины стопроцентного начисления.
5. Фонд оплаты труда рассчитывается исходя из фактически сложившегося уровня оплаты труда основного технологического персонала, и численности работников, занятых на работах по эксплуатации сетей, насосных станций, очистных сооружений водоснабжения и водоотведения, при условии полной отработки нормы времени.
В проектируемом тарифе фонд оплаты труда одного рабочего в целом должен соответствовать среднему уровню оплаты труда по области.
Отчисления на социальные нужды производятся в соответствии с действующим законодательством.
6. Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов рассчитываются на основании:
аварийных актов, дефектных ведомостей, актов диагностического обследования, статистики и анализа повреждений;
смет капитального ремонта, выполненных организацией, имеющей лицензию на составление сметной документации;
плана капитального ремонта на текущий год с указанием источников финансирования и наименованием служб, заключивших договор на выполнение этих работ;
актов приемки выполненных работ за предшествующий и расчетный периоды.
В затраты на проведение капитального ремонта основных производственных фондов не входят затраты на приобретение их в случае плановой замены, так как они приобретаются за счет начисленных амортизационных отчислений или прибыли.
При отсутствии перечисленных обоснований проектируемые суммы затрат на проведение капитального ремонта основных производственных фондов в экономически обоснованных тарифах не учитываются.
7. Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание основных производственных фондов систем водоснабжения и водоотведения рассчитываются по методике учета и планирования, принятой организацией, в том числе арендующей это оборудование, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
Все элементы затрат должны быть обоснованы действующим положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, графиками планово-предупредительных работ, расчетом численности ремонтного персонала, справкой о средней заработной плате основного технологического персонала, нормами расхода каждого конкретного вида материалов и его стоимости.
В тех случаях, когда организация создает резерв на ремонт основных производственных фондов систем водоснабжения и водоотведения (ремонтный фонд), то отчисления в него определяются исходя из среднегодовой стоимости этих фондов и норматива отчислении в размере 10%.
8. Цеховые расходы организации, эксплуатирующей системы водоснабжения и водоотведения, включают следующие элементы затрат:
- материальные затраты, связанные с приобретением и доставкой материалов на хозяйственные нужды цеха, а также электроэнергии, воды, тепловой энергии;
- амортизацию основных фондов цеха;
- ремонт и техническое обслуживание основных фондов цехового назначения;
- содержание аппарата оперативного руководства и прочего цехового персонала, а также отчисления на социальные нужды.
9. Общеэксплуатационные расходы организации, эксплуатирующей системы водоснабжения и водоотведения, включают затраты:
- на содержание аппарата управления;
- типографские и канцелярские расходы;
- содержание зданий и сооружений общеэксплуатационного характера;
- содержание пожарной службы, сторожевой охраны;
- налоги, относимые на себестоимость, согласно действующему законодательству.
10. При определении экономической обоснованности проектируемой себестоимости услуг в нее включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией услуг по водоснабжению и водоотведению.
Затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством (накладные расходы) распределяются в соответствии с порядком, предусмотренным учетной политикой предприятия, согласованной с органами Государственной налоговой инспекции.
Суммарный размер цеховых и общеэксплуатационных расходов в затратах на производство услуг принимается с учетом использования производственной мощности или пропускной способности систем водоснабжения и канализации и, при отсутствии конкретных обоснований, не должен превышать 20 процентов к себестоимости.
При поставке воды или выполнении части работ технологического процесса другими организациями, стоимость этих работ учитывается при расчетах тарифов соответствующих услуг.
Расчет стоимости услуг сторонних организаций или покупной воды осуществляется исходя из выполненных объемов и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Необходимая прибыль и рентабельность
1. В экономически обоснованных расчетных тарифах учитывается прибыль, которая определяется суммой средств, необходимых для обеспечения развития систем водоснабжения и водоотведения, и средств, направляемых на уплату налогов в бюджеты разных уровней, кроме налогов, учтенных в затратах.
2. Исходной базой для расчета прибыли служит план (программа) развития систем водоснабжения и (или) водоотведения, составленный на два-три года в соответствии с бизнес-планом, подтверждающим эффективность предполагаемых вложений.
План развития систем водоснабжения и (или) водоотведения составляется с учетом возможностей потребителей и согласовывается с органами местного самоуправления.
3. Плановый размер рентабельности при формировании экономически обоснованного расчетного тарифа на каждый конкретный вид услуг, в том числе и их частей, определяется расчетным путем по формуле:
Р=П/S* 100%
где S - суммарные затраты по услуге водоснабжения или водоотведения (без учета покупной воды и услуг сторонних организаций) (тыс. рублей),
П - необходимая прибыль (тыс. рублей),
Р - рентабельность (процент).
4. При отсутствии обоснований суммы необходимой прибыли величина рентабельности устанавливается в размере 10 процентов от суммы затрат без учета покупной воды.
5. Предельный норматив рентабельности при формировании тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей устанавливается в размере не выше 15 процентов к полной себестоимости.
Если себестоимость услуг водопользования и водоотведения выше уровня действующих в области тарифов, уровень рентабельности устанавливается регулирующими органами в размере, необходимом для уплаты налогов.
При внедрении новых технологий и проведении энергосберегающих мероприятий (снижение норм расхода электроэнергии и др.), достигнутая экономия, т.е. снижение затрат на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, не считается превышением установленного предельного уровня рентабельности и остается в распоряжении предприятия для пополнения оборотных средств или формирования средств, направляемых на развитие и модернизацию.
Статья 9. Обосновывающие материалы
Для обоснования тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению предприятия и организации представляют:
- пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения тарифов, с описанием особенностей технологического цикла услуг водоснабжения или водоотведения;
- структуру полезного отпуска услуг по водоснабжению и водоотведению в разрезе потребителей, расход электроэнергии на 1 м3 и на расчетный период согласно приложению N 1 настоящего Положения;
- калькуляции себестоимости затрат на добычу и реализацию 1 м3 услуг по водоснабжению и водоотведению согласно приложению N 2 настоящего Положения,
- расшифровки проектируемых затрат по статьям калькуляции, включая документы, необходимые для их обоснования;
- приказ об учетной политике предприятия, согласованной с органами Государственной налоговой инспекцией;
- сведения о переоценке основных фондов и начислении амортизации;
- расчет нормативных потерь;
- затраты производственного характера при добыче и реализации воды и услуг по водоотведению, включая услуги по ремонту и наладке оборудования сторонними организациями по договорам;
- расходы на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов основных производственных фондов подтверждаются утвержденными сметами, графиками работ, дефектными ведомостями и копиями договоров на выполнение работ;
- смету общехозяйственных расходов и ее распределение по видам продукции;
- обоснование объемов и затрат на выполнение подрядных работ (услуги сторонних организаций);
- экономическое обоснование объемов кредитов и отнесения на себестоимость процентов за их использование;
- расчет величины налогов, относимых на себестоимость и прибыль, а также распределение прибыли (программа развития систем водоснабжения и канализации);
- расчет тарифов по группам потребителей согласно приложению N 3 настоящего Порядка.
В целях проведения сравнительного анализа проектируемых и фактических затрат рассчитываются относительные показатели доля каждой статьи затрат в сумме всех затрат в процентах и стоимость каждой статьи затрат в одном м3 воды или стоков.
Натуральные показатели (объемы) сравниваются с соответствующим периодом прошлого года, дается обоснование увеличения или снижения уровня показателей. Экономические (стоимостные) показатели сравниваются с периодом, предшествующим регулируемому. По каждой статье дается обоснование увеличения (снижения) затрат на основании нормативных актов и первичных бухгалтерских документов.
В качестве данных базового периода необходимо использовать фактические показатели за год, предшествующий периоду регулирования, подтвержденные бухгалтерской отчетностью, заверенной налоговыми органами, статистической отчетностью предприятия. Прилагаются копии следующих отчетов: отчет о финансовых результатах - форма 2, сведения о численности, заработной плате и движении работников - форма 2-т, отчетная калькуляция себестоимости услуг по водоснабжению (водоотведению) - форма 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 20 мая 2002 г. N 227 "О формировании тарифов на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения и услуги по передаче электрической и тепловой энергии для предприятий, организаций и учреждений, для которых данный вид деятельности не является основным"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 4 июня 2002 г. N 82, в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" от 18 сентября 2002 г. N 41
Постановлением Губернатора Белгородской области от 2 февраля 2004 г. N 33 настоящее постановление признано утратившим силу