В течение последних лет учреждения начального профессионального образования финансируются из федерального бюджета неудовлетворительно.
Расчетами на содержание профессиональных училищ в 1996 году определена сумма 135,8 млрд. рублей. Министерством образования России смета утверждена в сумме 41,4 млрд. рублей, или 30,5 % к расчетной.
За 11 месяцев фактически профинансировано 47% от утвержденной сметы и 22 % от потребности.
Существенные изменения в экономике, на рынке труда, в механизмах социальной защиты, становление новых государственных и общественных структур (органы занятости, торгово-промышленные палаты, объединения предпринимателей) позволяют говорить о формировании новой социально-экономической среды, оказывающей существенное влияние на учреждения начального профессионального образования.
Практически ликвидирован социальный институт базовых предприятий, за счет которых традиционно осуществлялось строительство, обеспечение оборудованием, инструментами и материалами учреждений начального профессионального образования, производственное обучение и производственная практика учащихся. Это значительно усложнило как подготовку квалифицированных кадров, так и возможность перепрофилирования образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда.
Сложились условия, при которых реально может быть разрушена система подготовки рабочих кадров, без чего в ближайшей перспективе не смогут нормально развиваться многие отрасли хозяйства области. Уже сегодня отдельные учреждения начального профессионального образования, являющиеся гарантом социальной защиты молодежи, особенно из семей, нуждающихся в поддержке государства, находятся на грани закрытия.
Несмотря на сложное финансовое положение учреждений начального профессионального образования, практически прекращена помощь им со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров в этих учебных заведениях.
Сеть учреждений начального профессионального образования нуждается в корректировке для более эффективного использования имеющейся материальной базы.
В целях стабилизации работы учреждений начального профессионального образования постановляю:
1. Утвердить разработанную комиссией комитета по социально - культурному развитию администрации области концепцию начального профессионального образования молодежи в Белгородской области.
Провести реформирование системы начального профессионального образования области в соответствии с действующим законодательством согласно приложению по окончании 1996-97 учебного года.
2. Комитету по социально-культурному развитию администрации области (Гридчин А.М.) совместно с комитетами экономического развития администрации области (Калинин Н.Ф.) и сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации области (Иваненко В.И.) в срок до 15 февраля 1997 года создать консорциумы (ассоциации) предприятий горно-металлургической, химической, машиностроительной промышленности, агропромышленного комплекса, строительной индустрии, сферы бытового обслуживания для внедрения современных производственных технологий с соответствующей корректировкой прогноза потребности и профилей подготовки рабочих кадров, организации производственной практики учащихся и переоснащения учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления районов, городов совместно с руководителями предприятий всех форм собственности:
3.1. Осуществлять за счет своих бюджетов дополнительное недостающее финансирование сверх средств, выделяемых из федерального бюджета, на содержание учреждений начального профессионального образования, расположенных на территории района (города) и готовящих кадры для района (города); в объеме не менее 25 % недостающих средств, имея в виду первоочередное использование налога на развитие образования.
3.2. Ежегодно до 15 апреля совместно с органами образования, службами занятости населения и работодателями анализировать объемы, профили и сроки подготовки рабочих кадров, определять заказ приема на учебу на новый учебный год.
3.3. Предусматривать целевое направление учащихся на учебу на договорной основе с учреждениями начального профессионального образования, направлять 10% налога на развитие образования для финансирования учреждений начального профессионального образования.
4. Управлению финансов и налоговой политики администрации области (Головин Н.Д.):
4.1. При формировании проектов консолидированного бюджета области учитывать объемы дополнительного недостающего финансирования системы начального профессионального образования в соответствии с п. 3.1. настоящего постановления и расчетами администраций городов и районов.
4.2. Предусматривать целевое выделение средств из областного бюджета на содержание и обучение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.
5. Управлению образования администрации области (Соловецкий И.С.):
5.1. Разработать меры по более полному внедрению в учебных заведениях начального профессионального образования элементов хозяйственного расчета, предусматривающие получение дополнительных средств совершенствования работы учебно-производственных мастерских, учебных хозяйств, расширения платных дополнительных образовательных услуг и др.
5.2. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" и Типовым положением об учреждении начального профессионального образования обеспечить прием на учебу молодежи с оптимальным сочетанием сроков подготовки рабочих кадров как на базе полного среднего образования, так и на базе неполной средней школы.
5.3. Совместно с областной службой занятости населения и с учетом заказов районов, городов области вносить необходимые коррективы в планы подготовки рабочих кадров по профессиям, потребность в которых отсутствует или сокращается.
6. Областному центру занятости населения (Посохов В.Т.) расширить обучение незанятого и высвобождающегося населения на базе учреждений начального профессионального образования; ежегодно финансировать не менее 15% контингента учащихся училищ.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социально-культурному развитию администрации области (Гридчин А.М.).
Информацию о ходе выполнения данного постановления представлять ежегодно к 1 ноября.
Глава администрации области |
Е.Савченко |
Концепция
начального профессионального образования
молодежи в Белгородской области
(утв. постановлением главы администрации области
от 8 января 1997 г. N 9)
Введение
Настоящая концепция разработана как основа реальной политики администрации Белгородской области по начальному профессиональному образованию молодежи.
Она предполагает реформирование и стабилизацию деятельности начальной профессиональной подготовки, позволит сформировать основные положения структурно-содержательных преобразований в системе.
1. Характеристика системы начального профессионального образования
области
Начальное профессиональное образование области - подсистема образования России, реализующая профессиональные образовательные программы для подготовки квалифицированного труда для промышленности, строительства, сельского хозяйства, бытового обслуживания, коммунального хозяйства области на основе Закона Российской Федерации "Об образовании" и "Типового положения об учреждении начального профессионального образования".
Система начального профессионального образования области включает 37 образовательных учреждений (в том числе 9 профессиональных лицеев) с контингентом обучающихся 18,9 тыс. человек и работающих в них 1800 человек. 80% учащихся, помимо профессиональной подготовки, получают в училищах общее среднее образование. 3,3 тыс. учащихся лицеев (высших профессиональных училищ) обучаются по программам с повышенным уровнем профессиональной подготовки.
Сеть учреждений начального профессионального образования представлена следующим образом: восемь профессиональных училищ и лицеев в г. Белгороде, семь в Старом Осколе, по два в г. Губкине, Валуйском и Яковлевском районах.
В остальных районах расположено по одному профессиональному училищу аграрного профиля, семь регионов не имеют учреждений начального профессионального образования (Прохоровский, Грайворонский, Краснояружский, Красненский, Новооскольский, Ивнянский, Корочанский).
Основная часть профессиональных училищ и лицеев расположена в типовых зданиях и имеет современную материальную базу.
В то же время здания и сооружения профессиональных училищ N 25 и N 26 г. Старого Оскола, N 34 п. Никитовка Красногвардейского района, N 31 с. Алексеевка Чернянского района морально и физически устарели; многие находятся в аварийном состоянии.
Ежегодный объем подготовки составляет 12 тысяч квалифицированных рабочих кадров, в том числе 8,9 тысячи человек по дневной форме обучения.
В учреждениях начального профессионального образования реализуются следующие образовательные программы:
- профессиональная подготовка (срок обучения до 1 года);
- начальное профессиональное образование на базе основного общего образования (9 классов) без получения среднего (полного) общего образования (срок обучения - 2 года);
- начальное профессиональное образование на базе основного общего образования (9 классов) с получением среднего (полного) общего образования (срок обучения 3-4 года);
- начальное профессиональное образование на базе среднего (полного) общего образования (11 классов) (срок обучения 1-2 года);
- дополнительное профессиональное образование, в том числе подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан, незанятого населения, военнослужащих (срок обучения до 6 месяцев).
Учреждения начального профессионального образования (профессиональные училища и лицеи) кроме реализации образовательных программ обеспечивают воспитание учащихся как в учебное, так и во внеурочное время.
Обучение в учебных заведениях начального профессионального образования проводится в очной, вечерней форме и форме экстерната.
2. Основные проблемы начального профессионального образования
Крайне неудовлетворительное финансирование из федерального бюджета, не обеспечивающее в полном объеме выплату заработной платы инженерно-педагогическим работникам, организацию питания и содержания учащихся, поддержание на необходимом уровне материальной базы и организации учебного процесса.
Ослабление внимания органов местного самоуправления городов и районов на выбор профилей и сроков подготовки рабочих кадров; недостаточная координация усилий работодателей, служб занятости и учреждений начального профессионального образования в поиске дополнительных источников финансирования.
Ликвидация социального института базовых предприятий, за счет которых осуществлялось строительство, обеспечение оборудованием, инструментом и материалами учреждений начального профессионального образования, производственное обучение и производственная практика учащихся.
Трудозанятость и энергоемкость большинства подготавливаемых профессий, связанные с ориентированием подготовки рабочих кадров на сферу производства, а не на сферу обслуживания населения. Соотношение в области 94% к 6%; Европейский показатель 30% к 70%.
Несовершенство законодательной базы, которая не стимулирует вложение средств в подготовку и переподготовку рабочих кадров.
3. Структурно-содержательная работа начального профессионального
образования
Реорганизация сети учреждений начального профессионального образования предполагается по следующим направлениям:
- перепрофилирование большинства профессиональных училищ и лицеев на подготовку рабочих кадров с учетом рынка труда, предусмотрев увеличение удельного веса подготовки рабочих кадров для сферы обслуживания;
- создание учреждений типа "Агрошкола" и "Агрошкола - интернат", работающих по единому учебному плану. Учащиеся общеобразовательной школы получают углубленную подготовку по сельскохозяйственным профессиям, учащиеся учебных групп, обучающиеся по программе профессионального училища, овладевают профессией сельскохозяйственного профиля;
- организация на базе неукомплектованных учреждений начального профессионального образования общеобразовательной подготовки школьников (объединение "Профессиональное училище - общеобразовательная школа");
- объединение училищ, имеющих ветхую материальную базу, с целью улучшения условий обучения и воспитания учащихся и экономии средств на содержание учреждений начального профессионального образования;
- реорганизация некоторых профессиональных училищ в филиалы и частичное закрытие из-за неукомплектованности контингентом учащихся, невостребованностью выпускников на рынке труда и неудовлетворительным состоянием материальной базы учебных заведений.
Примечание: Реорганизация сети учебных заведений предусматривает возможность завершения учебы каждому учащемуся профессионального училища по ранее избранной профессии.
4. Изменение подходов к финансированию учреждений начального
профессионального образования
В дополнение к сложившейся схеме федерального финансирования учреждений начального профессионального образования считать целесообразным введение следующих каналов финансирования:
- средства учебных заведений, заработанные в процессе учебно-производственной деятельности, оказания платных услуг учащимся и населению; от занятий коммерческой и иной, не запрещенной действующим законодательством деятельностью;
- средства отраслевых консорциумов (ассоциаций), для которых осуществляется подготовка рабочих кадров;
- средства бюджетов городов (районов), для которых осуществляется подготовка рабочих кадров, в том числе и для территорий, не имеющих в своем составе учреждений начального профессионального образования;
- средства областного бюджета на содержание учащихся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональных училищах и лицеях;
- средства, поступающие в учебные заведения от меценатов и спонсоров.
5. Социальная защита обучающихся
Система начального профессионального образования области сохраняет важнейшие гарантии бесплатности и общедоступности образования.
Структура учреждений начального профессионального образования области позволяет получить профессиональную подготовку подросткам, нуждающимся в защите и поддержке государства: детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; из многодетных и малообеспеченных семей; имеющим отклонения (дефекты) в развитии.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из многодетных и малообеспеченных семей имеют право внеконкурсного поступления по выбору в любое учреждение начального профессионального образования при наличии медицинских показаний и пользуются всеми льготами, установленными Правительством Российской Федерации для этой категории подростков.
Реальную защиту детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют школы - интернаты с профессиональным обучением.
Для подростков, имеющих отклонения в развитии, с целью получения ими профессии в учреждениях начального профессионального образования созданы сеть специальных групп и филиалы вспомогательных школ - интернатов.
Обучающиеся государственного учреждения начального профессионального образования области обеспечиваются стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи учредителем в соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
Комплексный характер мер по охране здоровья подростков традиционно обеспечивается гарантированным медицинским обслуживанием, организацией различных форм их летнего отдыха (через оздоровительные лагеря, санатории, профилактории и т.п.), физической подготовкой.
Приложение
главы администрации области
от 8 января 1997 г. N 9
Схема реформирования системы начального
профессионального образования области
1. Профессиональные училища N 25 и N 26 г. Старого Оскола закрыть. На базе профессионального училища N 26 открыть специальное профессиональное училище. Материальную базу профессионального училища N 25 передать училищу N 9 г. Старого Оскола. Часть строительных профилей подготовки училища N 9 передать строительному училищу N 12 г. Старый Оскол, а на базе училища N 9 открыть дополнительно сельскохозяйственные профили подготовки рабочих кадров с передачей контингента учащихся, обучающихся в училищах N 25, N 26.
2. Профессиональное училище N 31 в с. Алексеевка Чернянского района закрыть, материальную базу и контингент учащихся передать училищу N 7 п. Чернянка.
3. На базе Дмитриевского профессионального училища N 23 Яковлевского района и Ютановского профессионального училища N 27 Волоконовского района образовать агрошколы путем объединения с общеобразовательными школами.
4. На базе профессиональных училищ N 13 г. Шебекино, N 28 г. Валуйки, N 30 п. Вейделевки, N 4 г. Белгорода открыть общеобразовательные школы, оставив минимальное количество учащихся, обучающихся по программе учреждения начального профессионального образования.
5. На базе профессионального училища N 3 г. Шебекино разместить учебно-производственный комбинат.
6. Филиал профессионального училища N 6 г. Белгорода, расположенный в г. Алексеевка, закрыть. Материальную базу и контингент учащихся передать профессиональному лицею N 24 г. Алексеевка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.