Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Белгородской областной Думы
от 16 сентября 1999 г. N 17
Главе администрации
Белгородской области
Савченко Е.С.
Обращение
депутатов Белгородской областной Думы
Белгородская область на фоне других регионов имеет неплохие показатели социально-экономического развития. Несмотря на кризис, удается сохранить наметившуюся тенденцию роста промышленного, сельскохозяйственного производства, обеспечить загрузку строительного комплекса, стабильно развивать социальную сферу. Многие предприятия области завоевали достаточно прочное положение на рынке и производят продукцию, пользующуюся устойчивым спросом. Белгородчина входит в первую шестерку регионов страны по инвестиционной привлекательности. Все это вызывает особый интерес к нашей области у различных иногородних финансовых компаний и способствует наплыву на рынок их филиалов. Только за последние годы в области были зарегистрированы 16 филиалов, в основном московских банков.
Однако в период кризиса именно филиалы крупных московских банков не смогли обеспечить расчеты, прекратили выдачу вкладов и т.д., что серьезно подорвало доверие физических и юридических лиц ко всей банковской системе региона. По причине нерентабельной работы, допущенного нарушения действующего законодательства при совершении расчетов по счетам юридических и физических лиц, были закрыты 13 филиалов иногородних коммерческих банков, в том числе филиал Агропромбанка, Московского Межрегионального коммерческого банка, Уралвнешторгбанка, Мытищинского коммерческого банка, банка "Менатеп" г. Москва, "Стайлбанка". Практически прекратили свою деятельность филиалы "Инкомбанка" и Российского кредита" в г. Старый Оскол и "Роспищинвестбанка" в г. Шебекино.
Учитывая, что основным источником формирования ресурсов являются средства граждан, это создает постоянную напряженность и озабоченность за судьбу вкладов граждан региона. Более 55 млн. рублей остались на балансе этих учреждений.
Наглядным примером тому служит филиал "Элексбанка", который на момент закрытия имел задолженность перед вкладчиками в сумме 48 млн. рублей. По филиалу "Инкомбанка" задолженность вкладчикам на момент прекращения операций с клиентами составляла около 900 тыс. рублей по более 10 тыс. лицевых счетов. Филиалы также задерживали перечисление платежей в бюджет области и во внебюджетные фонды до 54 дней.
Исходя из анализа показателей деятельности филиалов банков, можно сделать выводы о том, что основной целью их открытия являлось привлечение ресурсов и размещение большей их части в головных банках, то есть деятельность их направлена на отвлечение ресурсов из области. В то же время ими не уделяется должного внимания развитию области, кредитованию реального сектора экономики. Привлеченные ими ресурсы в области более чем в три раза превышают средства, направленные на кредитование. Филиалы не обеспечивают в полной мере перечисление платежей в бюджет области и внебюджетные фонды.
Главное управление Центрального банка России по Белгородской области не имеет возможности осуществлять в соответствии с законодательством надзор за деятельностью филиалов иногородних банков из-за отсутствия объективной отчетности, которая находится в головных банках.
В условиях перенасыщения рынка банковских услуг существующий уведомительный характер создания филиалов, установленный федеральным законодательством, позволяет открывать в регионах учреждения банков без учета экономической целесообразности и мнения местных органов власти.
Депутаты областной Думы считают, что при открытии филиалов необходимо учитывать мнение органов государственной власти области и органов местного самоуправления, так как в случае банкротства банков возникает дополнительная социальная напряженность, вызванная требованиями вкладчиков, потерявших свои сбережения в этих филиалах.
В то же время в существующей экономической ситуации 7 самостоятельных банков области, проводивших разумную кредитную политику, в их числе "Белсоцбанк", "Белдорбанк" и другие оказались не подвержены финансовому кризису, развивающемуся в стране. Они сохранили свою ликвидность, платежеспособность, выполняют в полной мере свои обязательства как перед населением, так и перед юридическими лицами, работают прибыльно.
Исходя из этого представляется, что основную роль среди банковских учреждений области должны играть самостоятельные банки, отличительным признаком которых является высокая доля в кредитном профиле ссуд, выданных предприятиям и организациям реального сектора экономики. Именно эти банки могут стать важными стимулирующими факторами развития экономики области. Отсюда возникает необходимость поднять роль и значение региональных банков, что позволит целесообразнее использовать мобилизованные на месте средства в интересах развития области. Местные банки больше, чем какие-либо Другие могут учесть все инфраструктурные особенности экономического организма области.
Сложная ситуация складывается и на страховом рынке. В условиях недостаточности оперативного регулирования со стороны федерального органа страхового надзора иногородние страховые организации совместно с федеральными министерствами и ведомствами, акционерными обществами - естественными монополистами активизировали свою деятельность, направленную в основном на отток финансовых ресурсов из области в чисто ведомственных интересах. Большинство страховых филиалов крупных столичных компаний, действующих в области, обеспечивают выборочное страхование отдельных наиболее выгодных в финансовом отношении рисков (в первую очередь по обязательному страхованию) и практически не работают с населением, не оказывают заметного влияния на обслуживание страховых рисков в области. При этом действующая законодательная и нормативная база не позволяет на региональном уровне иметь достоверные сведения о текущей надежности филиалов и их головных компаний, определять объемы собранных ими на территории области финансовых ресурсов, полученных доходов и уплаченных налогов.
Так, из 44 зарегистрированных на территории области страховых организаций по состоянию на 1 января 1999 года, фактически осуществляют свою деятельность только 14 страховых организаций, из них 5 - самостоятельные страховые организации и 9 - филиалы иногородних страховых компаний.
За 1 полугодие 1999 года всеми страховыми организациями уже собрано 45,4 млн. рублей, в том числе филиалами - 29,4 млн. рублей, что составляет 65 процентов. В то же время филиалами перечислено в бюджеты всех уровней всего 5% от общего объема налоговых поступлений от страховых организаций.
Получение страховых взносов любой ценой превратилось в смысл деятельности филиалов страховых компаний, что выражается в использовании "зарплатных" страховых схем, которые позволяют страхователям уходить от уплаты налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды путем уменьшения базы налогообложения предприятий, в том числе фонда оплаты труда работников.
Наиболее резко обострилось положение при страховании опасных производственных объектов в связи с тем, что риски по этому виду страхования оцениваются высоко и дают большие поступления. При этом многие филиалы применяют демпинговые тарифы, не обеспечивая застрахованным в случае чрезвычайной ситуации понесенных потерь. Такая деятельность филиалов иногородних компаний дискредитирует саму идею страховой защиты, балансирует на грани законности, так как в ней возможен элемент сговора между страховщиком и страхователем.
К сожалению, действующее федеральное законодательство не обеспечивает реальную защиту интересов клиентов филиалов иногородних банков и страховых компаний.
Учитывая сложившееся положение, депутаты областной Думы обращаются к главе администрации области Савченко Е.С. с просьбой принять неотложные действенные меры по укреплению финансового рынка в Белгородской области.
Депутаты Белгородской областной Думы
<< Назад |
||
Содержание Постановление Белгородской областной Думы от 16 сентября 1999 г. N 17 "О состоянии и мерах по укреплению финансового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.