Постановление Главы Администрации Белгородской области
от 11 марта 1997 г. N 127
"Об областной целевой программе "Свой дом"
Постановлением Главы Администрации Белгородской области от 26 декабря 2000 г. N 781 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом", постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом" и в целях создания организационных, правовых, и финансовых предпосылок для обеспечения граждан доступным жильем за счет привлечения их средств и снижения стоимости строительства жилья постановляю:
1. Утвердить областную целевую программу "Свой дом" (далее именуется - Программа) как составную часть нового этапа областной целевой программы "Жилище" (прилагается).
Определить единым заказчиком по реализации на территории области Программы областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
2. Комитету экономического развития области, управлению финансов и налоговой политики администрации области:
- включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета;
- предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально-экономического развития Белгородской области и областного бюджета выделение средств в объемах, необходимых для реализации Программы, включая 5 процентов средств, предусматриваемых в областном бюджете на государственные инвестиции на 1997 год, для организации кредитования застройщиков.
Контроль за выполнением Программы возложить на комитет экономического развития области администрации области (Н.Калинин).
Информацию о ходе ее реализации представлять ежегодно не позднее 1 февраля следующего года.
Глава администрации |
Е.Савченко |
Областная целевая
программа "Свой дом"
(утв. постановлением главы администрации области
от 11 марта 1997 г. N 127)
1. Паспорт
областной целевой программы "Свой дом"
Наименование Программы Областная целевая программа
"Свой дом"
Государственный заказчик Министерство строительства
Российской Федерации
Единый заказчик по Областной фонд поддержки
реализации Программы на индивидуального жилищного
территории Белгородской строительства на селе
области
Руководитель программы Первый заместитель председателя
комитета экономического развития
области, начальник управления
капитального строительства
администрации области
Цель и задачи Программы, Создание организационных,
важнейшие целевые финансовых и правовых предпосылок
показатели для обеспечения доступным жильем
граждан с привлечением их средств и
долгосрочных банковских кредитов;
стоимость 1 кв. метра жилья не
должна превышать среднего
2-месячного денежного дохода на
душу населения в Белгородской
области;
повышение доли индивидуального
жилищного строительства до 70
процентов от объемов вводимого
жилья;
формирование эффективных
архитектурно-строительных систем
зданий из легких конструкций и
местных строительных материалов
Сроки и этапы реализации 1996-2000 годы
Программы
1 этап (1996-1997 годы) - создание
нормативно-правовой базы,
финансово-кредитного механизма,
организационных структур, внедрение
прогрессивных архитектурно -
строительных систем, организация
демонстративных зон пилотного
строительства
2 этап (1998-1999 годы) -
совершенствование правового и
финансово-кредитного механизмов,
разработка и освоение производства
малоэтажных домов на основе
открытой архитектурно-строительной
системы жилищного строительства
3 этап (1999-2000 годы) - массовое
строительство индивидуальных
малоэтажных доступных по цене домов
во всех регионах Белгородской
области с вводом в эксплуатацию в
2000 году не менее 70 процентов от
общего объема индивидуального
строительства
Перечень основных разработка финансово-кредитного и
мероприятий инвестиционного механизмов;
подготовка проектов малоэтажных
домов, отвечающих требованиям
доступности, энергоэффективности и
экономичности; выбор территорий
строительства и осуществление
строительства пилотных объектов на
демонстрационных территориях;
модернизация базы строительной
индустрии и строительных материалов
в области;
адаптация проектов малоэтажных
домов к конкретным условиям
региона;
разработка и внедрение нормативной
и правовой базы стимулирования
индивидуального жилищного
строительства;
распространение механизмов
финансирования и долгосрочного
кредитования жилищного
строительства с привлечением
средств населения, ипотечных
кредитов коммерческих банков,
внебюджетных средств
Исполнители основных областной фонд поддержки
мероприятий индивидуального жилищного
строительства на селе, его филиалы
и другие структурные подразделения;
строительные организации и фирмы
Объемы и источники - 1500 млрд. рублей (в ценах 1996
финансирования года),
в том числе:
федеральный бюджет - 100 млрд.
рублей;
областной и местные бюджеты - 260
млрд. руб.;
внебюджетные источники - 1140 млрд.
рублей
Ожидаемые конечные - доведение доли малоэтажного
результаты реализации индивидуального жилищного
Программы строительства до 60-70% от
вводимого жилья при стоимости 1 кв.
метра общей площади, не превышающей
среднего двухмесячного денежного
дохода на душу населения в
Белгородской области;
- ввод в эксплуатацию доступного по
цене малоэтажного индивидуального
жилья в 2000 году не менее 70
процентов от общего объема
индивидуального строительства;
- развитие и совершенствование
рыночных механизмов стимулирования
жилищного строительства в области;
- создание законодательной и
правовой базы развития малоэтажного
индивидуального жилищного
строительства
Система организации контроль за выполнением Программы
контроля за исполнением возлагается на комитет
Программы экономического развития области
администрации области;
администрации районов и городов
области, областной фонд поддержки
индивидуального жилищного
строительства на селе информируют
комитет экономического развития
области администрации о ходе
реализации программы, который
обобщает поступающие с мест
материалы и ежемесячно информирует
главу администрации области с
внесением предложений по
совершенствованию проводимой
работы;
комитет экономического развития
области администрации области по
итогам каждого года информирует
Министерство строительства
Российской Федерации о ходе
реализации областной целевой
программы "Свой дом".
2. Областная целевая программа "Свой дом"
1. Содержание проблемы
Областная целевая программа "Свой дом" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом", распоряжением главы администрации области от 16 декабря 1996 года N 700-р "О разработке областной целевой программы "Свой дом".
Анализ выполнения нового этапа реализации целевой программы "Жилище" показал правильность выбора стратегии и эффективность предусмотренных направлений жилищной реформы, что позволило полностью или частично решить ряд поставленных задач: преодолеть сокращение объемов жилищного строительства, уменьшить почти на 10 тысяч число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, повысить норму обеспеченности жильем до 15 кв. метров на человека. Вместе с тем существенными недостатками указанной программы явились высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма и архитектурно-строительных систем малоэтажного домостроения. Дальнейшее улучшение дел с вводом жилья может наметиться лишь при существенном увеличении объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, и организации долгосрочного кредитования. На первый план должны выйти потребительские качества жилья, функциональные удобства проживания, учет природно-климатических и других специфических особенностей территорий и конкретного места размещения жилья, эстетические и экологические требования. Особое внимание должно быть направлено на снижение стоимости строительства за счет перехода к прогрессивным архитектурно-строительным системам, создание и развитие финансово-кредитного механизма.
Повышенные требования к качеству зданий, их архитектуре и инженерному обеспечению обусловливают необходимость непрерывного совершенствования традиционных и создания новых типов малоэтажных зданий и разработки эффективных конструктивных решений. Архитектурно-строительные системы должны отличаться технологической гибкостью, многоквартирностью возможных архитектурно-планировочных и конструктивных решений, доступностью исполнения что сделает их конкурентоспособными на современном рынке домостроительной продукции.
Рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, применение автономных систем инженерного обеспечения, позволит не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и сократить эксплуатационные расходы.
С учетом градостроительных требований и необходимости ресурсо-, энергоснабжения в индивидуальном строительстве можно прогнозировать наиболее перспективные типы малоэтажных жилых зданий: одно-, двухэтажные с мансардами как отдельно стоящие, так и блокированные, на основе применения эффективных легких конструкций с максимальным использованием местных строительных материалов.
Строительство доступного жилья целесообразно ориентировать на размер жилой площади дома в пределах 120 кв. метров общей площади.
Комплексное решение проблемы развития малоэтажного домостроения направлено на преодоление кризиса в жилищной сфере, рассчитано на долгосрочную перспективу и использование рыночного механизма при государственной поддержки и координации межотраслевых связей.
2. Основные цели и задачи Программы
Главной целью Программы является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем, стоимость 1 кв. м которого не должна превышать среднего 2-х месячного дохода на душу населения в области. Программой предусматривается развитие механизмов долгосрочного кредитования и льготного налогообложения.
Программой намечено к 2000 году выйти на ежегодный ввод не менее 5 тысяч домов общей площадью 700-800 тысяч квадратных метров и довести долю индивидуального строительства до 60-70 процентов от всего вводимого жилья.
Для достижения главной цели Программы предстоит решить следующие задачи:
- усовершенствовать существующие механизмы долгосрочного кредитования индивидуальных застройщиков на срок до 15 лет;
- обобщить и использовать опыт, накопленный субъектами Российской Федерации в строительстве индивидуальных жилых домов, по привлечению для этих целей средств населения;
- повысить качество строительства индивидуальных жилых домов за счет улучшения планировочных решений;
- обеспечить развитие систем инженерного обустройства;
- расширить производство строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов, применять строительные материалы и конструкции, обеспечивающие снижение стоимости строительства и создание должного комфорта в возводимых домах;
- разработать нормативно-правовые документы, предусматривающие решение вопросов индивидуального строительства и предоставления льгот физическим лицам по кредитованию и уплате налогов на имущество;
- постоянно совершенствовать архитектурно-художественный и эстетический облик строящегося жилья;
- продолжить разработку и подбор на конкурсной основе проектов индивидуальных жилых домов усадебного типа;
- разработать нормативно-правовые документы вторичного рынка жилья.
3. Сроки и этапы Программы
Учитывая актуальность проблемы развития индивидуального жилищного строительства необходимо разработать систему мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы.
Ввиду разнохарактерности мероприятий Программа является среднесрочной и охватывает период с 1996 по 2000 годы. Этот период следует на три этапа:
- 1 этап (1996 год) - отработка нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, разработка современных архитектурно-строительных систем;
- 2 этап (1997-1998 годы) - совершенствование правового и финансово-кредитного механизма;
- 3 этап (1999-2000 годы) - массовое строительство доступных по цене индивидуальных жилых домов с вводом в эксплуатацию в 2000 году не менее 70% общего объема индивидуального жилищного строительства.
В результате реализации мероприятий Программы на рынок жилья должна поступить конкурентоспособная продукция, отличающаяся низкой себестоимостью и доступной ценой.
Программа исходит из того, что в районах и городах области будут создаваться экономические основы для широкого развития индивидуального жилищного строительства с бесплатным выделением земель под застройку по действующим нормам, а также сооружением за счет областного и местных бюджетов инженерной инфраструктуры.
4. Ресурсное обеспечение Программы
На осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, потребуется около 1500 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе на 1997 год - 280 млрд. рублей.
Основные источники финансирования Программы:
- средства федерального бюджета - 7%
- средства областного и местных бюджетов - 17%
- внебюджетные источники финансирования - 76%
Меры государственной поддержки осуществляются на период реализации Программы за счет: финансирования мероприятий в соответствии с бюджетными заявками; предоставления инвестиционных кредитов.
В ходе реализации Программы объемы и источники финансирования корректируются и уточняются.
В рамках настоящей Программы в перечень важнейших строек по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, подлежащих финансированию в 1997-1998 годах, включено 16 объектов (приложение N 2). Определены приоритетные направления и предприятия, техническое перевооружение и модернизация которых позволят создать конкурентоспособную продукцию.
На развитие производственной базы на 1997-1998 г.г. потребуется 235 млрд. рублей. Основными источниками финансирования строительства, технического перевооружения и реконструкции объектов, на которых создаются мощности по производству продукции, отвечающей целям Программы, станут бюджетные средства, в том числе предоставление налоговых льгот, инвестиционные кредиты и собственные средства предприятий. За счет средств областного бюджета будут финансироваться наиболее эффективные инвестиционные проекты на конкурсной основе.
Организация производства местных строительных материалов будет осуществляется за счет местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования: средств предприятий, вложений частного капитала, кредитов финансово-банковских структур.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационную базы решения проблемы.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы сформирован с целью повышения доступности приобретения жилья для всех категорий граждан и, в первую очередь, для лиц, которые способны частично использовать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы на строительство частного жилья. Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает комплексное использование для этих целей различных финансовых источников: собственных средств граждан (собственно сбережения и наличие у граждан, имевших собственные подворья и желающих вести строительство индивидуального жилого дома, достаточных основ для погашения выделяемых кредитов), желающих передать имеющуюся жилищную площадь в качестве погашения выделяемых кредитов на рынок вторичного жилья, бюджетных средств (на возвратной и безвозмездной основах), кредитных ресурсов коммерческих банков, средств, привлекаемых от юридических лиц, а также внебюджетных источников финансирования.
Одним из основных принципов Программы является направление значительной части бюджетных инвестиций в жилищное строительство на поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и способных использовать собственные средства на строительство жилья.
Государственная поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществляется путем предоставления населению ссуд на строительство жилья через областной фонд поддержки индивидуального строительства на селе. Безвозмездная субсидия, выделяемая за счет областного и местных бюджетов, предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам в виде бесплатного выделения земельных участков в пределах нормативов под индивидуальное жилищное строительство и построенной за счет бюджетов всех уровней инженерной инфраструктуры.
Важная роль в новом финансово-кредитном механизме обеспечения доступности жилья отводится совершенствованию кредитно-банковской системы, развитию механизма долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения.
Организационная база предусматривает добровольное объединение организационных и финансовых возможностей всех субъектов строительства индивидуальных жилых домов с учетом интересов участников.
Организация строительства индивидуальных жилых домов как в городах, так и в сельских населенных пунктах возлагается на областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
С учетом результатов работы предыдущего года, уточненных экономических результатов производится ежегодная корректировка и уточнение перечня мероприятий, объемов и источников финансирования Программы и участников работы.
6. Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Единым заказчиком по реализации Программы на территории Белгородской области является областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе.
Реализация Программы включает в себя поэтапное выполнение основных мероприятий и проектов, а также, при необходимости, их корректировку.
Заказчик осуществляет организацию работы по выполнению Программы и контроль за выполнением отдельных мероприятий и проектов по мере завершения этапов и заданий Программы.
Областной фонд индивидуального жилищного строительства на селе ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, представляет соответствующую информацию в комитет экономического развития области администрации области и при необходимости вносит предложения о продлении срока реализации мероприятий Программы.
Контроль за выполнением Программы возлагается на комитет экономического развития области администрации области, который с участием управления финансов и налоговой политики администрации области, заинтересованных органов государственной власти области, организует проверки хода реализации отдельных мероприятий и проектов Программы, обращая при этом особое внимание на соблюдение реализации мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделенных на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и бюджетных средств области. Комитет экономического развития области администрации области обобщает полученные материалы и на основе проведенного анализа информирует главу администрации области с внесением по совершенствованию проводимой работы.
Комитет экономического развития области администрации области по итогам каждого года информирует Министерство строительства Российской Федерации о ходе реализации областной целевой программы "Свой дом".
7. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы ввод в эксплуатацию доступного по цене малоэтажного индивидуального жилья в 2000 году составит не менее 70 процентов общего объема индивидуального жилищного строительства, что позволит сократить очередность на получение жилья в области на 15-20 процентов.
Получат дальнейшее развитие и будут совершенствоваться рыночные механизмы стимулирования жилищного строительства в области.
Укрепится правовая и нормативная база малоэтажного индивидуального жилищного строительства.
8. Индивидуальное жилищное строительство на селе
(подпрограмма "Крестьянское подворье")
Целью подпрограммы "Крестьянское подворье", входящей составной частью в областную целевую Программу "Свой дом", является повышение социальной защиты жителей села, углубление аграрных преобразований и, в конечном итоге, гармоничное развитие села. Другая не менее важная задача - насыщение рынка области дешевой, экологически чистой продукцией сельскохозяйственного производства.
В рамках подпрограммы "Крестьянское подворье" предполагается значительно расширить финансово-кредитные возможности областной программы "Свой дом" для содействия развитию крестьянских и фермерских хозяйств. В этих условиях у сельских жителей появляется экономический интерес к расширению личных подсобных хозяйств и, прежде всего, к производству продукции животноводства.
Потенциальные возможности дальнейшего развития крестьянских подворий области не исчерпаны. Намечается довести к 2000 году сдачу в счет выделенных ссуд на эти цели до 10 тыс. тонн крупного рогатого скота в живом весе, молока до 30 тыс. тонн.
Решение вопроса дальнейшего развития крестьянских подворий позволит значительно повысить доходы сельского населения и уровень его жизни; более высокими темпами проводить социальное переустройство - строительство добротного индивидуального жилья, газификацию, инженерное обустройство; обеспечить занятость не только сельских жителей, но и временно незанятого населения рабочих поселков, районных центров и городов, рационально использовать труд пенсионеров и подростков; улучшить демографическую ситуацию на селе; способствовать возрождению крепкой крестьянской семьи; разумно регулировать экономическими методами продовольственный рынок области, увеличить потребление продуктов питания на душу населения.
3. Пояснительная записка к областной целевой
программе "Свой дом"
1. Состояние жилищной сферы и развитие
жилищной реформы в области
Положение в жилищном секторе определяется растущим спросом на доступное жилье и нехваткой его на рынке готовой строительной продукции. Потребность в жилье определяется многими факторами: общей экономической ситуацией, налоговой политикой, миграцией населения, жизненным уровнем семей, традициями, демографическим составом населения и другими.
Только взвешенный учет всех этих факторов позволяет правильно определить государственную политику в жилищной сфере. Состояние жилищной сферы в Белгородской области характеризуется следующими показателями: в 1996 году в организациях и жилищно-строительных кооперативах состояло на учете на получение квартир и улучшение жилищных условий 85,9 тысячи семей (19% всех семей области), из них только 5% семей - на очереди в ЖСК. При сложившихся темпах получения квартир и постановки на учет количества семей на уровне 1996 года существующую очередь можно обеспечить жильем в течение 23 лет.
Среди очередников 15,6 тысячи семей (18% от общего числа очередников) живут в общежитиях, 3 тысячи (4%) - в коммунальных квартирах, 841 семья (1%) - в домах ветхого и аварийного жилого фонда. Более 10 лет ожидают получение квартир 7,8 тысячи семей или 9% от состоящих на учете. Более 6 тысяч человек - льготной Категории.
По самым ориентировочным подсчетам, учитывая перечисленные факторы, ежегодная потребность в жилье самых различных потребительских характеристик в области составляет 2,5-3,0 млн. кв. м, в том числе индивидуальных жилых домов - 1,2-1,5 млн. кв. м.
Одним из наиболее реальных факторов, способных улучшить положение с обеспеченностью жильем, является существенное увеличение объемов индивидуального жилищного строительства, что, в свою очередь, вызовет резкий рост потребности в кредитах.
Важнейшим условием выполнения программы "Жилище" в целом и ее составной части - целевой программы "Свой дом" - является создание финансово-кредитного механизма жилищного строительства, позволяющего улучшать жилищные условия гражданам со средним и низким достатком. Учитывая, что к этим категориям относится 70-80% населения, необходимо придать Программе большую социальную направленность.
Практическое значение на современном этапе должны приобрести мероприятия, направленные на снижение стоимости жилья, развитие системы долгосрочного кредитования в сфере жилищного строительства, совершенствование инвестиционной политики в строительстве.
Улучшить жилищные условия граждан возможно за счет собственных средств населения, нуждающихся в жилье, мер государственной поддержки и средств предприятий, жилищных кредитов банков.
В качестве составной части первичного капитала могут использоваться: приватизированная квартира или другое недвижимое имущество; предоставление гражданам безвозмездных жилищных субсидий за счет бюджетных средств и средств предприятий. Предоставление субсидий должно осуществляться через выбранные на конкурсной основе банки, которые обеспечивают защиту этих средств от инфляции и формирование накопительных блокированных целевых счетов граждан.
Одним из направлений совершенствования финансово-кредитной системы жилищного строительства является решение вопроса о предоставлении гражданами Сбербанком России долгосрочных жилищных кредитов по доступным ставкам с компенсацией разницы в процентных ставках за счет бюджетных средств.
Основным видом жилищного кредита должен стать ипотечный кредит, предоставляемый под залог недвижимости на длительный срок. Построенное жилье является предметом залога. Создание федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и вторичного рынка ипотечных кредитов, включая выпуск ценных бумаг, явится важным фактором повышения заинтересованности банков в предоставлении жилищных кредитов.
2. Материально-техническая база обеспечения
индивидуального малоэтажного жилищного
строительства
Намеченное областной целевой программой "Жилище" увеличение доли индивидуального жилья к 2000 году до 70 процентов к общему объему ввода в эксплуатацию жилых домов требует формирования архитектурно-строительных систем зданий преимущественно из легких конструкций и местных строительных материалов.
Существовавшая практика полносборного крупнопанельного железобетонного строительства, которая сыграла в свое время очень важную роль в решении жилищной проблемы, исчерпала себя. Себестоимость домостроительной продукции Яковлевского комбината ЖБИ-3 и Старооскольского завода стройматериалов АО "КМАпроектжилстрой" неуклонно растет. Производство малоэтажных зданий на основе выпускаемых этими предприятиями сборных железобетонных конструкций приводит к перерасходу материальных и энергетических ресурсов. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения, а также эксплуатационные качества домов в крупнопанельном железобетонном исполнении не отвечают требованиям сегодняшнего дня.
Требуют пересмотра сложившиеся взгляды на традиционно применяемые в строительстве системы, материалы и конструкции и радикальное ужесточение теплозащитных характеристик наружных ограждений зданий, введенное Министерством строительства России.
В настоящее время решение жилищной проблемы в сложившейся ситуации предопределяет необходимость структурной перестройки производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов области. Разрабатываемые предприятиями отрасли основные направления совершенствования структуры производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций для жилищного строительства предусматривают:
- значительное увеличение объемов производства эффективных изделий заводского изготовления для малоэтажного строительства;
- снижение веса и улучшение теплозащитных характеристик сборных конструкций;
- переход к производству более легких, энергосберегающих материалов и конструкций, позволяющих вводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств;
- организацию производства новых прогрессивных строительных материалов, конструкций и столярных изделий на основе использования экологически чистых и эффективных технологий;
- освоение новых эффективных теплоизоляционных материалов с улучшенными санитарно-гигиеническими характеристиками;
- развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах;
- развитие малоэтажного монолитного домостроения, требующего меньших капитальных вложений в материально-техническую базу и имеющего лучшие технико-экономические и конструктивные характеристики.
В связи со значительным увеличением доли малоэтажного строительства предусматривается повысить отдачу созданного в городах Старый Оскол и Белгород производственного потенциала предприятий по производству ячеистобетонных изделий. Наружные стены сплошной кладки из ячеистобетонных блоков при плотности 400-600 кг/куб. м, выпускаемые Старооскольским заводом силикатных стеновых материалов и Белгородским АО "Стройматериалы", полностью соответствуют современным теплотехническим, конструктивным и экологическим нормативам при приемлемых экономических показателях.
Предусматривается организация и развитие на комбинате ЖБИ-3 индустриальной базы для строительства домов усадебного типа с использованием французской технологии "Перекрытия ППБ" и монолитными и кирпичными стенами с эффективными утеплителями. На этом же предприятии предусматривается организация производства высококачественного облицовочного керамического кирпича по французской технологии.
Предусматривается организация и освоение АО "Белгородасбестоцемент" производства безавтоклавного пенобетона по современной технологии, разработанной АО "Новострой", и эффективных и экологически чистых кровельных материалов, развитие производства сухих строительных смесей, элементов мощения, блоков и малых архитектурных форм высокого качества на предприятиях АО "КМАпроектжилстрой" и АО "Белгородский завод ЖБК-1", разработка и организация производства автономных систем инженерного обеспечения и, в том числе, местных очистных сооружений для коттеджей.
Несмотря на снижение объемов строительства многоэтажных крупнопанельных жилых домов, этот вид домостроения в связи с большими затратами, связанными с переводом этих предприятий на принципиально иную продукцию, в ближайшее время останется значительным.
Вместе с тем, на предприятиях крупнопанельного домостроения области предполагается осуществить структурные изменения, которые позволят им увеличить объем монолитного домостроения, производить не только многосекционные многоэтажные жилые дома, но и сборномонолитные многоэтажные дома с эффективными многослойными наружными конструкциями, а также блокированные малоэтажные жилые дома с монолитными стенами.
В связи с резким повышением требований к тепловой эффективности зданий, преобладающее значение получит производство и применение утеплителей.
При этом, наряду с традиционным утеплителем (минераловатные плиты, керамзит и газосиликат), выпускаемым предприятиями области, должно расширяться производство и применение утеплителей, разработанных Белгородской государственной технологической академией строительных материалов на основе местных сырьевых материалов.
Должно претерпеть изменение производство кирпича. В связи с низкой эффективностью использования облегченных материалов в несущих конструкциях кирпич будет применяться только в ограждающих конструкциях зданий. При этом основными видами выпускаемого и применяемого керамического и силикатного кирпича должны стать пустотелые изделия, а основным видом кладки станут эффективные кладки с использованием плитных и засыпных утеплителей.
В целях сокращения непроизводительных расходов тепла предполагается организовать на предприятиях области производство новых видов и типоразмеров столярных изделий, в том числе с тройным остеклением, отвечающих Евростандартам.
При осуществлении программы реконструкции и технического перевооружения предприятий предполагается ориентироваться на внебюджетные источники финансирования, амортизационные отчисления предприятий и, предоставленные законом "Об экономической поддержке предприятий стройиндустрии и промышленности стройматериалов", целевые налоговые льготы.
3. Градостроительные аспекты
индивидуального малоэтажного жилищного строительства
Ориентация на развитие индивидуального строительства определяет изменения в градостроительстве и связана с решением следующих задач:
- применение прогрессивных приемов планировки и застройки;
- формирование индивидуального облика и архитектурно - пространственной организации жилой застройки, общественных центров, магистралей и улиц;
- создание и внедрение в строительство домов площадью до 120 кв. м и комплексов инженерного оборудования (преимущественно - автономного);
- применение проектов с экономичным планировочным решением в 1 и 2-этажном исполнении отдельно стоящих домов, позволяющих существенно увеличить плотность застройки;
- применение проектов домов, в которых учтены потребительские качества и функциональные удобства, природно-климатические условия и другие местные особенности;
- применение проектов жилых домов, отличающихся выразительными архитектурно-планировочными решениями, обращая особое внимание на форму крыши, которая является основным элементом, формирующим силуэт застройки;
- продолжение усовершенствования разработанного каталога проектов малоэтажных индивидуальных жилых домов "Свой дом", который должен дать индивидуальным застройщикам возможность широкого выбора различных архитектурных решений по величине и комфортности жилых домов, и учитывающий природно-климатические условия региона;
- развитие экспериментального проектирования и строительства районов индивидуального жилищного строительства и создание демонстрационных вариантов пилотных домов для ознакомления населения с прогрессивными архитектурно-планировочными решениями;
- благоустройство жилой застройки малоэтажных домов предпочтительно осуществлять из мелкоштучной цементно-песчаной тротуарной плитки.
На органы местного самоуправления городов и районов области возлагается:
- выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией, а в случае отсутствия - ее разработка и корректировка;
- обустройство в опережающем порядке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство внеквартальными инженерными сетями (водоснабжением, электроэнергией, газом) и подъездными дорогами;
- содействие гражданам в реконструкции и модернизации существующих индивидуальных жилых домов в городах и поселках области;
- сокращение процедур, связанных с предоставлением земельных участков, оформлением разрешительной и исполнительной документации;
- информирование населения об имеющихся свободных и готовящихся к освоению земельных участках в средствах массовой информации.
4. Инженерное обустройство микрорайонов массовой
застройки индивидуальных жилых домов
Развитие архитектурно-строительных систем жилых зданий нельзя рассматривать в отрыве от конкретных систем инженерного оборудования.
Наиболее перспективными индивидуальными домами являются малоэтажные усадебные дома с автономными системами инженерного оборудования, обеспечивающими комфортные условия проживания, высокий уровень благоустройства и тепловую эффективность жилого дома.
Основные показатели реформы инженерной инфраструктуры в условиях нового этапа жилищного строительства сводятся к следующим: газификация районов; совершенствование технического уровня источников тепла малой производительности; разработка и внедрение новых видов энергосберегающего и электротехнического оборудования; решение задач по обеспечению населения качественной водой; решение вопросов очистки сточных вод.
В связи с необходимостью значительных финансовых затрат на развитие инфраструктуры районов массовой жилой застройки целесообразно практиковать поэтапное решение вопросов инженерного обустройства строящихся микрорайонов, шире привлекая на эти цели средства предприятий и организаций, акционерных обществ, местных администраций.
Программа развития инженерной инфраструктуры по районам массовой застройки индивидуальных жилых домов в разрезе районов и городов области разрабатывается на каждый год и утверждается постановлением главы администрации области.
Развитие инженерной инфраструктуры по этапам позволит решить в ходе жилищной реформы следующие основные задачи: обеспечение инженерной инфраструктурой всего жилищного фонда области; устранение диспропорций в развитии жилищного фонда и оснащение его инженерным оборудованием; обеспечение экономии воды, теплоты, электроэнергии путем осуществления ряда практических мер; повышение технического уровня инженерного оборудования; совершенствование инженерных сетей и уменьшение их относительной протяженности.
4. Социально-экономическое и технико-экономическое
обоснование областной целевой программы "Свой дом"
Программа предусматривает следующие социально-экономические и технико-экономические требования к индивидуальному жилищному строительству:
- стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в индивидуальном доме с автономными источниками жизнеобеспечения не должна превышать двухмесячного дохода на душу населения в области;
- долгосрочное, на срок до 15 лет, финансирование застройщиков;
- освобождение физических лиц от уплаты налога за построенное жилье до полного погашения полученных кредитов;
- финансовая помощь на возвратной основе застройщикам за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников и средств предприятий и организаций;
- бесплатное выделение земельных участков по существующим нормам преимущественно в местах с необходимой инженерной и социальной инфраструктурой;
- обеспечение снижения стоимости строительства за счет производства новых видов строительных материалов и конструкций;
- максимальное использование местных строительных материалов и современных технологий.
Объемы и источники финансирования индивидуального жилищного строительства при реализации Программы изложены в приложении N 1.
5. Бюджетная заявка
на ассигнования из федерального бюджета
для финансирования в 1997 году
областной целевой программы "Свой дом"
Государственный заказчик Программы - Министерство строительства Российской Федерации
(млрд. рублей, в ценах 1996 года)
Объем ассигнований из федерального бюджета |
|||
1995 год | 1996 год | 1997 год | |
Капитальные вложения (кредиты для застройщиков на строи- тельство жилья, затраты на строительство эксперименталь- ных объектов), в том числе: для финансирования строитель- ства индивидуального жилья в городской местности для финансирования строитель- ства индивидуального жилья в сельской местности |
- - - |
42 13 29 |
230 95 135 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 11 марта 1997 г. N 127 "Об областной целевой программе "Свой дом"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" N 1, 1997 г.
Постановлением Главы Администрации Белгородской области от 26 декабря 2000 г. N 781 настоящее постановление признано утратившим силу