Постановление Главы Администрации Белгородской области
от 26 февраля 1996 г. N 120
"О программе содействия занятости населения области на 1996 год"
Постановлением Главы Администрации Белгородской области от 7 февраля 1997 г. N 68 настоящее постановление признано утратившим силу
В 1995 году за счет реализации мероприятий программы содействия занятости населения было создано 5120 дополнительных рабочих мест, установлены квоты на 1815 мест для граждан, неконкурентоспособных на рынке труда, организовано 3300 мест для проведения общественных работ, использовано 600 мест для нетрадиционных форм занятости. Повысилась оперативность в заполнении освободившихся вакансий, оказана помощь в сохранении коллективов ряду предприятий, находящихся в сложном финансовом положении, расширилась сеть профессионального обучения.
Это позволило в 1,5 раза, по сравнению с 1994 годом, сократить число высвобожденных работников, трудоустроить на предприятия и в организации 25 тыс. человек, или 63 процента от числа обратившихся, переобучить новым профессиям 3500 безработных граждан.
Вместе с тем положение на рынке труда по-прежнему остается напряженным.
По состоянию на 01.01.96 г. количество безработных достигло 6961 человек, что в 1,4 раза больше, чем в начале 1995 года. В связи с тем, что значительное количество предприятий находятся на грани банкротства, в 1996 году на рынок труда, согласно прогнозу, может попасть более 140 тыс. человек, а число безработных достичь к концу года 12,7 тыс. человек.
По-прежнему остается тревожным положение с занятостью молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров, вынужденных переселенцев и других групп населения, нуждающихся в поддержке государства.
В то же время во многих городах и районах не принимается достаточных мер для решения этих проблем.
В целях повышения эффективности политики занятости и социальной защиты граждан от угрозы длительной безработицы постановляю:
1. Утвердить программу содействия занятости населения области на 1996 год (прилагается).
2. Областному центру занятости населения, администрациям городов и районов обеспечить выполнение намеченной программы, обратив при этом особое внимание на кардинальное улучшение использования трудовых ресурсов, создание дополнительных рабочих мест, развитие индивидуальной трудовой деятельности. Оказывать в приоритетном порядке финансовую помощь предприятиям и организациям, использующим труд лиц, неконкурентоспособных на рынке труда и нуждающихся в социальной защите, предоставлять им соответствующие налоговые и другие льготы.
3. В связи с принятием данного постановления и учитывая, что намечавшиеся программой содействия занятости населения на 1995 год мероприятия в основном выполнены, постановление главы администрации N 136 от 27 февраля 1995 года "О программе содействия занятости населения области на 1995 год" считать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по труду, занятости и социальной защите населения администрации области (Б.Благовещенский).
Информацию о выполнении постановления представить к 1 марта 1997 года.
Глава администрации области |
Е.Савченко |
Программа содействия занятости населения
области на 1996 год
(утв. постановлением главы администрации области
от 26 февраля 1996 г. N 120)
Введение
Программа содействия занятости населения области на 1996 год разработана областным центром занятости населения совместно с комитетами и отделами администрации области в соответствии с требованиями Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", методическими рекомендациями Федеральной службы занятости и прогнозом комитета экономического развития области. В ее экспертизе принимала участие группа ученых вузов г. Белгорода под руководством профессора БГТАСМ Харченко В.Е.
Программа предусматривает основные направления деятельности администраций всех уровней, службы занятости, предприятий и организаций. Она содержит анализ регионального рынка труда и тенденций его развития, включает мероприятия, способствующие рациональной занятости населения, подкрепленные финансовыми ресурсами.
Ключевыми приоритетными группами, на которые распространяется действие программы, являются трудоспособные граждане, начинающие или возобновляющие трудовую деятельность, имеющие работу, но находящиеся под риском ее потери, и безработные, зарегистрированные в службе занятости. Кроме того, ею предусмотрены дополнительные меры по содействию занятости отдельным категориям населения, нуждающимся в особой социальной поддержке.
Данная программа сохраняет преемственность программы 1995 года, учитывает замечания и предложения администраций городов и районов, городских и районных центров занятости, работодателей, общественных организаций.
В целом ее реализация позволит увеличить по сравнению с предыдущим годом количество трудоустроенных не менее чем в 1,2 раза, овладевших конкурентоспособными профессиями в 1,6 раза и сохранить на уровне 1995 года число принимающих участие в общественных работах.
Контроль за выполнением программы будет осуществляться областной службой занятости ежеквартальным представлением подробной информации администрации области.
Анализ состояния рынка труда и занятости
населения по итогам 1995 года
Экономический кризис, сопровождающийся спадом объемов производства, ростом числа убыточных предприятий, увеличением кредиторской и дебиторской задолженности, оказал негативное влияние на ситуацию рынка труда. Трудовые ресурсы по сравнению с 1994 годом (в основном за счет мигрантов) несколько возросли, а занятое население уменьшилось на 3 процента и составило 624 тыс. человек.
Основной отток рабочей силы происходил в материальной сфере и особенно в машиностроении, химии и некоторых отраслях перерабатывающей промышленности, т.е. там, где продолжали падать объемы производства и на низком уровне оставалась производительность труда. Практически не началось восстановление сферы обслуживания, что не позволило компенсировать выбытие рабочих мест в других отраслях, прежде всего в государственном секторе, где количество занятых снизилось с 70 до 50 процентов.
Отрицательно влияла на уровень безработицы частичная занятость значительной части работников. Количество работающих в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках составляло ежемесячно 25-30 тыс. человек.
Устойчивое несоответствие на рынке труда сложилось между спросом и предложением рабочей силы по структуре. Наибольший спрос имеют высококвалифицированные специалисты рабочих профессий, в то время как в предложении преобладают инженерно-технические работники и лица с низкой профессиональной подготовкой. В результате при ежемесячной потребности, в соответствии с заявками работодателей 2,5-3,5 тыс. человек, на учете в службе занятости остаются свыше 10 тыс. человек, ищущих работу.
Усиливали давление на рынок труда в связи с падением доходов населения и те, кто ранее не претендовал на рабочее место. Число обращений в службу занятости пенсионеров увеличилось на 20 процентов, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва - на 30 процентов, что составило соответственно 455 и 4460 человек. Снизились возможности трудоустройства выпускников учебных заведений, которых в 1995 году поставлено на учет в 1,6 раза больше, чем в предыдущем.
Все это привело к значительному росту количества граждан, нуждающихся в помощи службы занятости. В 1995 году за содействием в поиске работы обратилось почти 40 тыс. человек, что в 1,5 раза больше, чем в 1994 году. В числе обратившихся 60 процентов составили уволенные по собственному желанию, 25 - ранее не работающие или возобновляющие трудовую деятельность после перерыва и 15 процентов - высвобожденные работники.
Областная служба занятости была подготовлена к такой ситуации, поскольку вероятность ее ухудшения и возможные границы рынка труда были заранее спрогнозированы и просчитаны в программе содействия занятости населения на 1995 год.
Предполагалось, что общее количество высвобожденных работников достигнет 20 тыс. человек, а число безработных на конец года - 12,5 тыс. человек. Фактически в результате целенаправленных мер, осуществляемых администрациями всех уровней совместно со службой занятости и профсоюзами, эти цифры составили соответственно 6420 человек и 6961 человек.
В течение года при содействии службы занятости трудоустроено 24775 чел. при предусмотренных программой 19,5 тыс. человек. Соответствовало ее требованиям количество переобученных граждан (завершили учебу 3486 человек и продолжают учиться 1181 человек).
В общественных работах при прогнозе 3000 человек принимали участие 3393 человека.
Желающим открыть собственное дело было выделено 108 субсидий.
Прогноз занятости и безработицы на 1996 год
В 1996 году определяющее влияние на состояние рынка труда, масштабы занятости и безработицы окажут появившиеся предпосылки стабилизации экономики. Ожидается, что основные макроэкономические параметры будут более благоприятными, однако полностью остановить кризисные тенденции, очевидно, не удастся. По оценке комитета экономического развития области, падение объемов производства приостановится, но не исключено ухудшение финансового состояния отдельных предприятий.
Это может привести к уменьшению найма работников, увеличению числа высвобождаемых и уволенных по собственному желанию без предварительного подбора нового места, росту числа работающих в режиме неполной занятости, что вызовет увеличение напряженности на рынке труда.
Наибольшее сокращение штатов ожидается в сфере материального производства, преимущественно на государственных предприятиях. Одновременно в частном секторе произойдет некоторое увеличение численности работающих. Не сократится количество граждан, занятых в домашнем хозяйстве. В то же время возрастет число желающих начать или возобновить трудовую деятельность: мигрантов, военнослужащих, уволенных в запас, и некоторых других категорий населения. В структуре трудовых ресурсов останутся и зарегистрированные в службе занятости граждане, ищущие работу, количество которых ежегодно увеличивается на 20-30 процентов (приложение N 1).
В зависимости от воздействия указанных факторов ситуация с занятостью прогнозируется в двух вариантах: первым - предполагается, что на рынок труда попадет 142,4 тыс. человек. Среди них 60 процентов составят уволенные по причинам текучести, 10 - высвобожденные с предприятий и организаций, 30 процентов - ранее или длительно не работавшие. Спрос же на рабочую силу составит 110 тыс. человек. Таким образом, около 32 тыс. человек окажутся невостребованными.
При максимально напряженном варианте прогноза превышение предложения над спросом достигнет 45 тыс. человек (приложение N 2).
Исходя из анализа обращений граждан в прошлые годы в 1996 году за содействием в трудоустройстве в службу могут обратиться 30 - 35 процентов лиц попадающих на рынок труда, или около 50 тыс. чел. Что же касается конкретных возможностей их трудоустройства, то перспектива здесь выглядит следующим образом.
Новые рабочие места в материальном производстве из-за инфляции и нехватки капиталовложений будут в основном создаваться в сфере среднего и малого частного бизнеса, что значительно ограничит их количество. Освободившиеся и существующие места в большинстве потребуют высококвалифицированных специалистов. Согласно прогнозу в 1996 году можно рассчитывать на поступление заявок от работодателей на новые и освободившиеся места не более чем для 20 - 25 тыс. человек. Из-за недостаточно высоких темпов потребительского спроса не более чем на 2 - 3 тыс. человек может возрасти количество работников торговли и сферы бытовых услуг.
Политика ужесточения бюджетных расходов не позволит значительно расширить занятость в здравоохранении, образовании, культуре, науке и других бюджетных отраслях, где занято около 20 процентов от общего числа работающих.
Таким образом, службой занятости в 1996 году в целом можно будет трудоустроить около 30 тыс. человек, а 20 тыс. останутся незанятыми, в том числе 12,7 тыс. будут иметь к концу года статус безработных. При более неблагоприятных условиях количество безработных может увеличиться в 1,5 раза и составить 18,7 тыс. человек (приложение N 3).
В связи с этим ключевое значение в более эффективном обеспечении занятости приобретает профориентационная работа, обучение и переобучение безработных и незанятых граждан. Их количество возрастет в 1,4 раза и составит свыше 6 тыс. человек (приложение N 8). Особое внимание будет обращено на занятость лиц крайне нуждающихся в социальной защите: инвалидов, молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и других категорий населения.
Задачи программы содействия занятости
населения области на 1996 год и пути их решения
Основная цель программы содействия занятости населения области на 1996 год заключается в обеспечении эффективной рациональной занятости и социальной поддержки граждан, вынужденно прекративших трудовую деятельность.
Исходя из требований государственной политики занятости достичь ее можно при условии решения задач, позволяющих:
- сдерживать рост безработицы, не допускать массового перехода скрытой безработицы в ее активную форму;
- создавать условия для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
- обеспечивать эффективную целевую поддержку гражданам, потерявшим работу или находящимся под угрозой увольнения.
Возможны три основных варианта набора средств этой политики: активный, умеренно - пассивный и пассивный. Пассивная политика ориентирована на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места. Она безусловно наиболее экономична с точки зрения расходов. Однако наиболее приемлемый вариант для программы содействия занятости на 1996 год - активный. Именно такой подход закладывается в бюджет и планируемые действия на рынке труда.
Основные направления активной политики занятости
Наименование средств |
Цель | Содержание работы |
1 | 2 | 3 |
Информация о рынке труда |
Изучение функциониро- вания рынка труда пу- тем информирования граждан и работодате- лей о его развитии, перспективах трудо- устройства и обучения |
Распространение через сред- ства массовой информации, общественные организации и предприятия сведений о возмо- жностях трудоустройства, обу- чения динамике рынка труда, тенденциях спроса и предло- жения рабочей силы |
Содействие в трудоуст- ройстве |
Минимизация времени поиска гражданином работы, сокращение периодов безработицы и заполнения вакансий на предприятиях |
Поддержание банка вакансий, подбор подходящего места без- работному и работников по запросам работодателей, про- ведение ярмарок вакансий, обучение навыкам активного поиска работы через специаль- ные службы |
Профессиона- льное обуче- ние |
Предоставление возмо- жности безработным приобрести новую про- фессию, повысить ква- лификацию для после- дующего трудоустрой- ства |
Разработка нормативно-право- вой базы профобучения, оформ- ления сети, включающей 90 профессиональных образовате- льных учреждений, насчитыва- ющих более 6 тысяч ученичес- ких мест (учебные центры службы занятости, ПТУ, ССУЗы, ВУЗы), организация обучения по 150 профессиям |
Профессиона- льное консу- льтирование |
Повышение обоснован- ности выбора граждан- нами вида деятельно- сти и форм занятости в соответствии с лич- ными склонностями и потребностями рынка труда |
Оказание услуг, включающих: информирование о состоянии и перспективах рынка труда, особенностях профессий, усло- виях труда, возможностях тру- доустройства после обучения; консультирование по выбору сферы деятельности, професси- ональный отбор на вакантные должности, оказание психоло- гической поддержки |
Молодежная практика |
Снижение уровня моло- дежной безработицы, предоставление воз- можности молодым лю- дям приобрести профе- ссиональные умения и навыки для получения постоянного места ра- боты |
Трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегист- рированных в службе занято- сти более 3-х месяцев, на временные рабочие места при частичном покрытии расходов из средств фонда занятости |
Временная занятость подростков |
Адаптация несовершен- нолетних к трудовой деятельности, предос- тавление возможности получения временной работы |
Использование приоритетного права для трудоустройства детей - сирот, из неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростков, состоящих на учете в комисси- ях по делам несовершеннолет- них, и школьников на период летних каникул. Организация консультаций, ярмарок вакан- сий, молодежных бирж |
Оплачиваемые общественные работы |
Предоставление неза- нятым гражданам, на период активного по- иска постоянного ме- ста работы, возмож- ностей для временной занятости, поддержа- ние доходов, сохране- ния мотивации к труду |
Заключение с предприятиями договоров на проведение работ не требующих предварительной профессиональной подготовки. Добровольное направление на эти работы незанятого населе- ния |
Квотирование рабочих мест |
Расширение возможно- сти трудоустройства граждан, неконкурен- тоспособных на рынке труда |
Установление квот для обяза- тельного приема на работ граждан, нуждающихся в особой поддержке |
Поддержка рабочих мест |
Расширение возможнос- тей гарантированного трудоустройства без- работных граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем |
Предоставление на конкурсной основе финансовой помощи предприятиям, создающим допол нительные рабочие места, в размере не более 12-месячного среднего уровня заработка за одно место |
Поддержка предпринима- тельства и самозанятос- ти |
Создание дополнитель- ных возможностей для трудоустройства без- работных, способных открыть собственное дело |
Профессиональная ориентация безработных, консультирование по открытию собственного дела составление бизнес - планов, обучение основам предпринима- тельства, финансовая поддер- жка на стадии становления |
Территориа- льное пере- распределе- ние рабочей силы |
Содействие географи- ческой мобильности рабочей силы |
Направление по оргнабору в другие регионы в соответствии с заключенными договорами |
Наименование средств |
Ожидаемые результаты |
1 | 4 |
Информация о рынке труда |
Повышение шансов при самостоятельном поиске работы, более подготовленные решения в области кадровой политики |
Содействие в трудоуст- ройстве |
Трудоустройство не менее 30 тыс. человек охватит программу "Клуба ищущих работу", 300 человек-прове- дение 2 - ярмарочных вакансий в каждом из крупных городов |
Профессиона- льное обуче- ние |
Направление на обучение 6,3 тыс. безработных за счет средств фонда занятости, организация обучения за счет средств учебных заведений и с частичной компенсацией за подготовку подлежащих к высвобожде- нию |
Профессиона- льное консу- льтирование |
Консультирование 21 тыс. человек, в том числе 60 процентов из лица молодежи |
Молодежная практика |
Направление на временную работу 300 выпускников учебных заведений с последующим закреплением на постоянном месте не менее 70 процентов |
Временная занятость подростков |
Трудоустройство на временные работы 7,5 тыс. несо- вершеннолетних, в том числе около 6 тысяч школьни- ков на период летних каникул (приложение N 7) |
Оплачиваемые общественные работы |
Охват оплачиваемых общественными работами не менее 3000 безработных (приложение N 6) |
Квотирование рабочих мест |
Установление квот 1198 мест, в том числе 136 - для инвалидов, 300 - для женщин с детьми, 417 - для выпускников школ (приложение N 5) |
Поддержка рабочих мест |
Создание с участием средств фонда занятости 2200 рабочих мест для трудоустройства граждан на срок не менее 1 года |
Поддержка предпринима- тельства и самозанятос- ти |
Выдача субсидий 250 безработным и оказание им мето- дической помощи |
Территориа- льное пере- распределе- ние рабочей силы |
Направление на работу по вахтовому методу 650 человек |
Поддержка доходов безработных и граждан
находящихся под риском увольнения
Наименование средств |
Цель | Содержание работы |
Поддержка дохо- дов безработных граждан и членов их семей |
Государственная поддерж- ка доходов безработных в период активного поис- ка работы |
Выплата пособий по безработице, доплат на иждивенцев, предостав- ление материальной по- мощи безработным с низкими доходами, включая оплату лечения и отдыха детей |
Компенсационные выплаты |
Сдерживание массовых увольнений, частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужден- ных отпусках или рабо- тающих неполный рабочий день по не зависящим от них причинам |
Выплата компенсаций в размере от 1 до 6 минимальных зарплат на срок до 4-х месяцев, преимущественно градо- образующим, конверси- онным предприятиям и расположенным в проб- лемных регионах |
Наименование средств |
Ожидаемые результаты |
Поддержка дохо- дов безработных граждан и членов их семей |
Выплата пособий 22,5 тыс. безработным и оказа- ние материальной помощи 2,5 тыс. членов их семей |
Компенсационные выплаты |
Компенсации выплачиваются 6 тыс. работникам на сумму 200 млн. рублей |
Финансовое обеспечение политики занятости
Фонд занятости населения будет формироваться из страховых взносов в размере полутора процентов от фонда оплаты труда. По данным комитета экономического развития области фонд оплаты труда в 1996 году составит 3200 млрд. рублей. Следовательно, при условии нормального поступления страховых взносов и переходящего остатка 1995 года, фонд занятости составит 54,9 млрд. рублей.
В расходовании средств сохранится рекомендованная Федеральной службой занятости приоритетность финансирования активных форм занятости. На эти цели планируется направить 13,3 млрд. рублей, или четвертую часть всех средств фонда. На поддержку доходов безработных и членов их семей предполагается расходовать 14,7 млрд. рублей. Остальные средства пойдут на информационное обеспечение программы, содержание службы занятости и создание Федерального резервного фонда.
В зависимости от степени приближения реальной ситуации к прогнозам первого и второго вариантов предполагается несколько возможных путей погашения дефицита за счет:
- усиления контроля за перечислением и расходованием средств в городах и районах области;
- исключения отдельных мероприятий, не влияющих существенно на занятость;
- погашения части дефицита из резерва Федерального бюджета, прежде всего на выплату пособий по безработице.
Проект бюджета доходов и расходов Государственного фонда занятости населения на 1996 год прилагается (приложение N 9).
Мероприятия,
способствующие реализации программы
содействия занятости населения области
на 1996 год
NN пп |
Наименование мероприятий | Срок испол- нения |
Ответственные за исполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. |
Содействие трудоустройству незанятого населения Обеспечить глубокое и всестороннее изучение конъюнктуры на рынке тру- да. Оперативно реагировать на про- исходящие изменения в спросе и предложении рабочей силы. В соот- ветствии с заявками работодателей вести учет и обновлять банк данных о наличии свободных рабочих мест. |
Ежеме- сячно |
Городские и рай- онные центры за- нятости населения |
2. | Разработать меры повышения эффек- тивности работы с работодателями, предусмотрев в них совместные действия по предотвращению массо- вых высвобождений. Обеспечению полных и достоверных сведений о наличии свободных рабочих мест и других. Регулярно информировать их о состоянии рынка труда. |
1 квар- тал |
Городские и рай- онные центры за- нятости населе- ления, работода- тели |
3. | Активизировать деятельность "Клу- бов ищущих работу" в гг. Белгород, Ст. Оскол и Валуйки. Организовать их в других городах и районах с большим количеством безработных. Обучить через клубы навыкам актив- ного поиска работы не менее 300 человек. |
В тече- ние го- да |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
4. | Увеличить число проводимых ярмарок вакансий для различных категорий населения расширить их географию. |
1-2 ра- за в полуго- дие |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
5. | Создать в городских и районных центрах занятости группы по поиску на местных предприятиях всех форм собственности вакансий и свободных рабочих мест. Осуществлять обмен информацией об их наличии между соседними городами и районами для трудоустройства безработных и незанятого населения независимо от их места жительства. |
1 по- луго- дие |
Городские и районные центры занятости насе- ления |
6. | Продолжить практику направления лиц, пожелавших работать за преде- лами области, в другие регионы страны в соответствии с заключен- ными договорами. |
Весь период |
Областной центр занятости насе- ления |
7. | Последовательно развивать систему общественных работ, особенно в сельском хозяйстве, коммунальном и бытовом обслуживании, здравоохра- нении, дорожном и жилищном строи- тельстве. Создать банк рабочих мест, признанных общественными, задействовать не менее 3000 человек согласно приложению N 6. |
Весь период |
Городские и районные центры занятости населения |
8. | Оперативно принимать дополнительн. меры по предотвращению массовых высвобождений работников. Предус- мотреть в трехстороннем договоре и коллективных договорах предприятий разделы, гарантирующие социальную защиту высвобожденных работников, сохранение и развитие рабочих мест. |
1 полу- годие |
Администрации всех уровней, областной центр занятости. Обл- совпроф, профсо- ные организации предприятий, работодатели |
Трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной поддержке |
|||
9. | Подготовить администрациям облас- ти городов и районов предложения по льготному налогообложению пред- приятий и организаций, принимающих на работу лиц, нуждающихся в соци- альной поддержке. Обеспечить кво- тирование рабочих мест в соответ- ствии с предложениями городов и районов согласно приложению N 5 Осуществлять действенный контроль за соблюдением установленных квот. |
1 квар- тал |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
10. | Проводить необходимую организатор- скую работу, направленную на реа- лизацию целевых программ по содей- ствию занятости молодежи, женщин и инвалидов на 1995 - 1996 г. |
Весь период |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения, управ- ления и отделы администрации области (образо- вания, по делам молодежи, социа- льной защиты), общества инвали- дов |
11. | Оказывать приоритетную финансовую поддержку предприятиям и организа- циям, использующим труд граждан, испытывающих повышенные трудности в поисках работы. Выделить им не менее 10 процентов средств, пре- дусмотренных на создание и сохра- нение рабочих мест, в том числе обществам инвалидов, слепых, глухих - 2 млрд. рублей. |
Посто- янно |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения, общес- тва инвалидов слепых, глухих |
12. | Активно развивать и использовать гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы, надомный труд и др.) дня женщин с детьми, пенсионеров, инвалидов и учащейся молодежи. Привлечь к ним не менее 300 чело- век с частичным использованием средств фонда занятости. |
В те- чение года |
Городские и рай- онные центры за- нятости населе- ния, работодатели |
Содействие развитию рабочих мест в сфере предпринимательства |
|||
13. | Способствовать реконструкции и перепрофилированию предприятий, участков, цехов, формированию но- вых производств среднего и малого бизнеса, развитию народных промыс- лов, строительству жилья на селе и др. Создать за счет этого не менее 10 тыс. рабочих мест, в том числе 5 тыс. с использованием средств фонда занятости (приложение N 4). |
Весь период |
Администрации всех уровней, областной, город- ские и районные центры занятости населения, рабо- тодатели |
14. | В соответствии с постановлением главы администрации области N 651 от 13 ноября 1995 года "О мерах по стабилизации деятельности предпри- ятий бытового обслуживания населе- ния области" принять участие в реализации программы - сохранения рабочих мест на этих предприятиях, преимущественно использующих труд инвалидов или принадлежащих общес- твам инвалидов, путем оказания ряду из них финансовой помощи из средств фонда занятости на сумму 1,2 млрд. рублей. |
В те- чение года |
Областной, город- ской и районные центры занятости населения |
15. | Активизировать работу по субсиди- рованию безработных граждан, жела- ющих открыть собственное дело или создать фермерское хозяйство. Охватить этой формой занятости не менее 250 человек. |
В те- чение года |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
16. | Проводить анализ скрытой безрабо- тицы и совместно с работодателями принимать меры к организации вре- менных работ с целью обеспечения занятости работников в период вынужденного простоя. |
Посто- янно |
Городские и рай- онные центры за- нятости населе- ния, работодатели |
Профессиональная ориентация | |||
17. | Обеспечить предоставление в город- ских и районных центрах занятости населения стандартных профориента- ционных услуг безработным и неза- нятым гражданам в соответствии с их потребностями. С целью повыше- ния качества консультирования продолжить работу по созданию спе- циализированных рабочих мест проф- консультантов и обеспечить их необходимым оборудованием и методическими материалами. |
Посто- янно |
Областной городс- кие и районные центры занятости населения |
18. | В соответствии с потребностями наладить устойчивое сотрудничество с заинтересованными ведомствами и структурами в сфере оказания спе- циализированных профориентационных услуг различным категориям населе- ния (молодежи, учащимся, женщинам, военнослужащим и т. д.). Совместно с вузами города провести 3 этап повышения квалификации профконсультантов районных и городских центров занятости населения. |
Весь период |
Областной центр занятости насе- ления |
19. | Усилить профориентационную работу с длительно неработающими гражда- нами, ориентируя их на переобуче- ние новым специальностям, требую- щимся на рынке труда. |
Посто- янно |
Городские и рай- онные центры занятости населе- ния |
Профессиональное обучение | |||
20. | Обеспечить реализацию Программы профессиональной подготовки, повы- шения квалификации и переподготов- ки безработных граждан и незанято- го населения на 1995 - 96 гг. |
В тече- ние года |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения, управ- ление образования администрации области, учебные центры, центры службы занятости, руководители учебных заведений |
21. | Продолжить, преимущественно на конкурсной основе, отбор образо- вательных учреждений для обучения и переобучения граждан профессиям, пользующимся у работодателей повышенным спросом. Обучить в них и учебных центрах службы занятости не менее 6 тыс. безработных (приложение N 8). |
В тече- ние года |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения, учеб- ные центры служ- бы занятости |
22. | Расширить возможности для про- фессиональной подготовки незанятых граждан, для работы в негосу- дарственной сфере производства и обслуживания населения, вклю- чая занятия предпринимательской деятельностью и самозанятость. |
Посто- янно |
Администрации городов и райо- нов, городские и районные центры занятости населе- ния |
23. | В рамках опережающего профессио- нального обучения содействовать предприятиям, организациям, учреждениям в организации обучения кадров новым специальностям, связанным с реконструкцией и перепрофилированием производ- ства. |
По мере необхо- димости |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
Поддержка доходов безработных и членов их семей |
|||
24. | Обеспечить своевременную выплату пособий по безработице в размерах, предусмотренных Законом РФ "О занятости населения в Россий- ской Федерации ", создавать безработным максимальные удобства для их получения. |
Посто- янно |
Городские, район- ные, центры заня- тости населения |
25. | Оказывать при необходимости мате- риальную помощь безработным и чле- нам их семей, в том числе на осно- вании постановлений правительства N 647 от 05.06.94 г. и N 275 от 04.04.94 г., производить соответ- ствующие выплаты в период времен- ной нетрудоспособности безработным дотировать путевки в детские оздоровительные учреждения и летние лагеря их детям. |
Посто- янно |
Городские, район- ные, центры заня- тости населения |
Развитие системы информационного обеспечения |
|||
26. | Продолжить через областную, город- ские и районные общественно-поли- тические газеты, рекламно-информа- ционную газету областного центра занятости населения "Ориентир", передачи областного телевидения и радио, информационные стенды и уличную рекламу информирования общественных организаций, населе- ния и работодателей всех форм собственности о государственной политике занятости, рынке труда, возможностях и услугах, оказывае- мых службой занятости по трудоуст- ройству, обучению и переобучению безработных граждан и незанятого населения. |
Регу- лярно |
Областной город- ской и районные центры занятости населения |
27. | Подготовить и издать предусмотрен- ные планом информационной работы памятки, буклеты, брошюры, спра- вочно-информационные, методические и другие материалы, позволяющие незанятому населению повышать эффективность поиска работы. |
В тече- ние года |
Областной центр занятости населе- ния |
28. | Используя статистическую отчет- ность, выпускать экспресс - информации о занятости и безрабо- тице в области |
Еже- квар- тально |
Областной центр занятости насе- ления |
Развитие службы занятости | |||
29. | Продолжать работу по обеспечению городских и районных центров заня- тости населения служебными помеще- ниями, инвентарем, оборудованием в соответствии с нормативами. |
Посто- янно |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
30. | Повышать квалификацию специалис- тов службы занятости через соот- ветствующие курсы на федеральном и областном уровнях. Внедрять пере- довую технологию работы по обслу- живанию населения с учетом опыта региональных и зарубежных служб занятости |
В тече- ние года |
Областной, город- ские и районные центры занятости населения |
31. | Завершить работу по созданию авто- матизированной и информационно - справочной системы "Занятость", обеспечению городских и районных центров занятости персональными компьютерами и программами для составления отчетности. |
В тече- ние года |
Областной центр занятости насе- ления |
Нормативно-правовая работа | |||
32. | Проводить консультирование рабо- тодателей и граждан по вопросам, касающимся Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Обеспечить все подразделения службы занятости необходимыми методическими материалами, разъяснениями законодательных актов о занятости населения. |
Посто- янно |
Областной центр занятости населе- ния |
33. | Проводить проверки городских и районных центров занятости, а также предприятий и организаций по соблюдению трудового законода- тельства, отчислению положенных средств в Фонд занятости населения |
Систе- мати- чески |
Областной центр занятости населе- ния |
Директор областного
центра занятости население |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Директор областного
центра занятости населения |
В.Посохов |
Заключение по программе содействия занятости
населения области на 1996 год
Проведенный аналитический и экспертный анализ программы занятости показал, что она имеет достаточное социально-экономическое обоснование, соответствует требованиям Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", является документом высокой практической значимости в рациональном решении проблем, связанных с функционированием рынка труда и трудоустройством населения области в условиях нарастания масштабов безработицы.
Вместе с тем отдельные положения и мероприятия, изложенные в программе, требуют, в случае осложнения экономической ситуации, определенных уточнений, конкретизации и дополнительных обоснований, составления ряда таблиц и схем, привлечения материалов социологических обследований, способствующих углубленному анализу особенностей развития регионального рынка труда, действующих на нем тенденций, более полному использованию возможностей для занятости населения.
В прогнозируемом периоде на конъюнктуру рынка труда и занятость позитивное воздействие будут оказывать:
а) начавшийся процесс постепенного "выздоровления" экономики, ее стабилизации, снижения темпов инфляции;
б) целенаправленная и широкомасштабная работа в области по развитию частного сектора, малого и среднего предпринимательства, усилению социальной защиты населения.
Однако в целом о 1996 году региональный рынок труда будет все еще находиться под определяющим воздействием факторов, способствующих росту безработицы, осложняющих занятость населения из-за снижения спроса на рабочую силу и сокращения вакансий. Среди этих факторов на первое место вышли:
а) структурно-регрессивный спад производства;
б) инвестиционный кризис;
в) кризис неплатежей.
Как показывают расчеты и анализ, существует тесная связь между численностью занятых и финансовым состоянием предприятий и отраслей: чем хуже это состояние, тем быстрее идет вытеснение работников. Рост неплатежей способствовал не только значительному увеличению доли убыточных хозяйств в области, но и росту более чем в два раза случаев остановки предприятий, увеличению открытой и особенно скрытой безработицы, обострению ситуации в социально-трудовой сфере.
Подобное болезненное влияние на рынок труда, занятость населения оказывают продолжающийся инвестиционный кризис, а также структурные изменения в экономике области, сопровождаемые значительным сокращением объемов производства во многих жизненно важных отраслях (машиностроение, производство потребительских товаров и др.). На большинстве предприятий создалась такая ситуация, когда существующая система рабочих мест деградировала настолько, что при оживлении спроса на современные товары и услуги она уже не сможет быть задействована вновь.
Конечно, не все здесь зависит от региона, многое зависит от федеральных органов. Однако ясно одно: нерешенность указанных проблем будет означать сохранение мощной базы постоянного роста безработицы как в открытой, так и скрытой формах. Поэтому при реализации программы занятости необходимо принимать во внимание ее взаимодействие с региональными программами по решению проблем структурной перестройки, преодолению инвестиционного кризиса и кризиса неплатежей. В этом плане целесообразно повысить роль межведомственной комиссии по указанным вопросам.
Рынок труда - живая, динамичная система. В ней постоянно возникают новые явления, процессы и тенденции, которые требуют своевременного отслеживания, оценки и реакции со стороны заинтересованных органов. В настоящее время особую значимость приобрела проблема экономически необоснованных межотраслевых и межпрофессиональных диспропорций в уровнях заработной платы. Они в значительной мере деформируют рынок труда, искажают рациональную направленность потоков рабочей силы. Не случайно постоянными "донорами" скрытой безработицы у нас в области стали те отрасли экономики, где заработная плата увеличивается намного медленнее средних показателей. Здесь по существу сохраняется только видимость занятости, поскольку она сопровождается резким падением производительности труда.
Требует пристального изучения и оценки и такое уникальное явление: несмотря на трудности и сложности с трудоустройством, около 60 процентов граждан, ищущих работу, увольняются с прежнего места работы по собственному желанию. В то же время социологические обследования убедительно свидетельствуют о том, что уверены в нахождении равноценной работы не более 3 - 5 процентам увольняющихся рабочих и служащих. Видимо, уход "по собственному желанию" часто связан не с действительным "желанием" работника, а созданием ему таких условий, при которых он уходит с работы без положенного ему выходного пособия, что является грубым нарушением прав наемного работника на социальную защиту.
Новые акцепты появились в занятости сельского населения. В этой сфере идет сложный процесс формирования двух рынков труда: сельского и аграрного. Рынок труда несельскохозяйственного профиля значительно вырос и будет расширяться. Аграрный рынок труда имеет более медленные темпы роста, но сопровождается более глубокими профессиональными изменениями. Оптимальная его структура только формируется, она нуждается в значительной корректировке и регулировании, что предполагает осуществление комплекса мероприятий по улучшению занятости сельского населения.
Анализ регионального рынка труда свидетельствует о том, что необходимо совершенствовать учет и информацию о неорганизованном движении рабочей силы, более широко применять при оценке занятости населения методологию Международной организации труда (МОТ), это позволит более точно судить о движении рабочей силы в хозяйственном обороте, не переступать социально-допустимых масштабов безработицы 7 - 8 процентов, определяемых как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения.
В этой связи целесообразно совершенствовать и оценку деятельности служб занятости в районах и городах. Критерием их деятельности, видимо, должен быть не уровень безработицы, а показатели, характеризующие их роль в организации рынка труда, степень удовлетворения спроса и предложения на рабочую силу.
В целом программа занятости отвечает своему назначению и рекомендуется к утверждению.
Руководитель группы ученых -
экспертов профессор БелГТАСМ |
Е.Харченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.