Постановление Главы Администрации Белгородской области
от 1 июля 1996 г. N 386
"Об утверждении основных направлений нового этапа реализации областной
целевой программы "Жилище"
Постановлением Главы Администрации Белгородской области от 26 декабря 2000 г. N 781 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации нового этапа областной целевой программы "Жилище", дальнейшего развития долгосрочной государственной политики по проведению жилищной реформы и повышения ее социальной направленности постановляю:
1. Утвердить основные направления нового этапа реализации областной целевой программы "Жилище" до 2000 года и задачи на 1996-1997 годы (прилагаются).
2. Комитету экономического развития области администрации области, управлениям: финансов и налоговой политики, капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства администрации области, фонду государственного имущества области, областному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства на селе - совместно с главами местного самоуправления городов и районов области обеспечить выполнение областной целевой программы "Жилище" и программных документов в указанные сроки.
3. Фонду государственного имущества области в 4 квартале 1996 года разработать финансово-кредитный механизм строительства жилья с учетом привлечения средств населения, банков, финансовых и коммерческих структур.
4. Рекомендовать акционерным обществам "Белгородэнерго" и "Белгородтопливо", а также банкам "Промстройбанку" и "Сбербанку" - принять активное участие в разработке программных документов по жилищной реформе.
5. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации области подготовить и утвердить в установленном порядке нормативные документы по оплате жилья, коммунальных услуг и предоставлению гражданам компенсаций (субсидий) в соответствии с положением, принятым Правительством Российской Федерации.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации области - председателя комитета экономического развития области Калинина Н.Ф.
О выполнении постановления информировать к 1 февраля 1997 г., к 1 февраля 1998 г.
Глава администрации области |
Е.Савченко |
Основные направления нового этапа реализации
областной целевой программы "Жилище"
(утв. постановлением главы администрации области
от 1 июля 1996 г. N 386)
Введение
1. В областной целевой программе "Жилище", утвержденной постановлением главы администрации области N 342 от 21 декабря 1993 года, были определены принципиальные положения долгосрочной жилищной политики администрации области, намечены конкретные меры по ее осуществлению в 1993-1995 гг.
Новый этап программы "Жилище" характеризуется дальнейшим развитием долгосрочной государственной политики по реализации жилищной реформы и повышению ее социальной направленности.
2. На основе Конституции РФ, в соответствии с Указами Президента РФ, документами, изданными законодательными и исполнительными органами РФ, принят ряд нормативных документов области, обеспечивающих проведение жилищной реформы.
3. Удалось добиться увеличения ввода жилых домов. Ввод жилья в 1995 году превысил соответствующие показатели предыдущих лет (приложение N 1). Объем ввода индивидуальных жилых домов возрос в 2,7 раза.
4. В области изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного фонда, составлявшая 50 процентов в 1991 году, превысила 66,6 процентов в 1995 году, в том числе доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, увеличилась за этот период соответственно с 49,5 до 60 процентов. Приватизировано более 38 процентов квартир государственного и муниципального жилищного фондов (приложение N 2). Почти на 14 тысяч человек уменьшилось число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Общая численность очередников составляет 85,9 тысяч семей. Около десяти тысяч семей улучшили жилищные условия с использованием вновь введенных рыночных механизмов.
Средняя обеспеченность населения жильем по области на начало 1996 года увеличилась на 1,0 м2 и составила 19,6 м2 общей площади на одного человека против 18,6 м2 в 1990 году.
5. Коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Сократилась доля бюджетных средств во вводе жилья и в 1995 году составила 9 %, в том числе федерального бюджета 5%. Основными источниками финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки (приложение N 3).
6. Увеличился удельный вес малоэтажного жилищного строительства. Началась структурная перестройка жилищного строительства, сократились объемы строительства жилых домов в панельном исполнении, увеличились объемы монолитного домостроения.
7. В 1994 году в области начат поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство с внедрением системы жилищных компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам.
Вместе с тем в области еще слабо проводится работа по демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, в городах не создаются товарищества собственников жилья.
8. В условиях перехода на рыночные принципы хозяйствования удалось сохранить работоспособный строительный комплекс и квалифицированные кадры, создать в процессе демонополизации новые подрядные структуры.
9. Расширилось привлечение в жилищную сферу иностранных инвестиций. Акционерному обществу "КМАпроектжилстрой" удалось на конкурсной основе получить заказ на строительство жилья для бывших военнослужащих за счет средств американского гранта. В 1995 г. построено 383 квартиры общей площадью 24835 м2.
10. Вместе с тем наряду с очевидными успехами имеется ряд недостатков, нерешенных проблем.
Продолжается снижение инвестиционной активности, платежеспособного спроса.
Не удалось добиться коренного перелома в решении вопросов повышения качества работ и материалов, не в полную меру запущены рыночные механизмы в проектировании, строительстве и эксплуатации жилья.
Отстает строительство инженерных сетей и инфраструктуры в районах массовой индивидуальной застройки.
11. Острота жилищной проблемы не снизилась.
Цель нового этапа в реализации программы "Жилище" - дальнейшее развитие долгосрочной государственной жилищной политики по проведению жилищной реформы и повышению ее социальной направленности.
В качестве механизма осуществления нового этапа в реализации программы "Жилище" предусматривается внесение дополнений и изменений в отдельные ее положения для решения следующих основных задач:
а) усиление социальной защиты малоимущих групп населения при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования, в первую очередь в части оплаты жилья и коммунальных услуг в домах всех форм собственности;
б) коренное улучшение обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, северян, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от аварий и стихийных бедствий, и других групп населения, обеспечение жильем которых осуществляется государством с привлечением средств федерального бюджета;
в) распространение эффективных систем целевой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (в том числе работников бюджетной сферы, молодежи и других групп граждан с низкими и средними доходами) при строительстве или приобретении жилья;
г) расширение механизма кредитования фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе, в городах и поселках Белгородской области;
д) стимулирование развития доступных для населения систем долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья, других форм внебюджетного финансирования жилищной сферы;
е) снижение затрат населения в жилищной сфере путем дальнейшего развития конкуренции в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства;
ж) развитие частной собственности на жилые помещения, здания в целом и иную недвижимость в жилищной сфере;
з) совершенствование рыночных подходов к решению вопросов градостроительства и обеспечения доступа к земельным участкам для строительства жилья и иных объектов жилищной сферы;
и) дальнейшее наращивание объемов индивидуального строительства в населенных пунктах области;
к) доведение ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов в 1996 году до уровня 805 тыс. м2, в 1997 году - 860 тыс. м2, в 2000 году - 1,0 млн. м2.
2. Правовые аспекты нового этапа жилищной реформы
12. Одной из первоочередных задач экономической реформы в области является совершенствование жилищных отношений и переход к рынку жилья. Высокая социальная значимость жилищной сферы обуславливает необходимость качественных изменений в принципах ее организации и управления. Прошедшие два года характеризуются целенаправленной работой области по правовому регулированию жилищно-коммунального хозяйства. В развитие принятых ранее федеральных законов "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и "Об основах федеральной жилищной политики" в области были разработаны, приняты к реализации в течение 1994-1995 годов более тридцати областных, районных и городских правовых актов.
13. На новом этапе реализации областной целевой программы "Жилище" в 1996-1997 годах необходимо разработать и утвердить ряд дополнительных областных правовых и нормативных актов, перечень которых содержится в приложении N 4, обеспечивающих практический механизм реализации в районах и городах программы "Жилище".
14. В настоящее время управлением жилищно-коммунального хозяйства подготовлен проект постановления главы администрации области о разделении функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте жилищного фонда, переходе на договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика на указанные работы, и подрядчиками - субъектами хозяйственной деятельности любой организационно-правовой формы, привлекаемыми к работе преимущественно на конкурсной основе, и о внедрении Примерного положения о порядке конкурсного отбора жилищных ремонтно-эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов. В 1996-1997 годах будут подготовлены в области ряд нормативных документов по жилищной реформе.
15. Для выполнения работ по обеспечению инженерной инфраструктуры жилья необходимо привлечение внебюджетных источников, создание на добровольной основе отраслевых внебюджетных фондов, развитие производства и применение выпускаемого оборудования для локальных систем инженерного обеспечения очистных сооружений, котлов малой мощности, очистных установок для питьевой воды и локальных источников водоснабжения. Применение нетрадиционных источников энергии.
3. Социальные аспекты нового этапа жилищной реформы
16. На новом этапе реализации областной целевой программы "Жилище" необходимо обеспечить дальнейшее повышение социальной направленности областной жилищной политики при переводе жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный режим функционирования, развитие жилищного рынка, формирование реального слоя собственников как социальной базы жилищной реформы. Ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями) предусматривает устанавливать оплату жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем издержки на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Для чего предусматривается поэтапный переход в течение 10 лет на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
17.Большое значение при переходе на новую систему оплаты жилья (квартирной платы) и коммунальных услуг имеет рациональное установление социальной нормы общей площади жилья, которая в области составляет 15 м2 на человека, а для одиноких граждан, проживающих в однокомнатных квартирах, социальная норма площади жилья установлена - 30 м2 общей площади. Предполагается, что социальная норма площади жилья в области может изменяться в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений и других факторов.
Органы местного самоуправления районов и городов области должны установить стандарт качества жилья (типовой, массовый уровень качества жилья, сложившийся на данной территории) и стандарт оплаты социальной нормы площади жилья. Доля расходов на оплату жилья (квартирной платы) и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, дающая право на жилищную субсидию (компенсацию), в 1995 году по области составляла 10 %, в 1996 году - 15 %, в районах и городах области в основном 15 %, что позволило избежать социальной напряженности. В дальнейшем максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, должна устанавливаться в размере от 15 до 20 процентов к совокупному доходу семьи в зависимости от местных условий и уровня дохода граждан на территории конкретного муниципального образования.
В переходный период, когда будет сохраняться разрыв между экономически обоснованными ставками и тарифами, утвержденными органами местного самоуправления в пределах принятых сроков и уровней платежей граждан, могут устанавливаться дифференцированные ставки и тарифы на оплату социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.
Ведомственные предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственный или муниципальный жилищный фонд, должны придерживаться сроков поэтапного перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных услуг, социальных норм площади жилья и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установленных в соответствующих районах и городах. Необходимо в районах и городах установить ответственность предприятий, организаций и учреждений, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный или муниципальный жилищный фонд, за непредставление жилищных субсидий гражданам. В 1995 году в целом по области предоставлено жилищных субсидий более 8 тысячам семей на сумму 900 млн. рублей. В связи с увеличением ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в последующие годы в районах и городах число граждан, обратившихся за жилищными субсидиями будет расти.
18. В области имеет место несвоевременное решение финансовых вопросов по выпадающим доходам предприятий, предоставляющих субсидии гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг. Предельный уровень платежей граждан к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги должен составлять в 1996 году 40-60 процентов, в последующие годы этот уровень будет расти. Постановлением главы администрации области от 17 января 1996 года N 23 на 1996 год утвержден предельный уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 40 % к затратам.
19. В настоящее время согласно законодательству на период поэтапного перехода к самоокупаемости жилищно-коммунальных услуг сохраняется существующий порядок финансирования затрат на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, которые не входят в состав жилищно-коммунальных услуг. Выделение средств из бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда с каждым годом уменьшается, что приводит к увеличению его износа. На новом этапе реализации Программы "Жилище" будет изменена структура платежей населением за жилищно-коммунальные услуги. Структура платежей населением за жилье всех форм собственности должна включать: первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный ремонт) мест общего пользования в жилых зданиях, второй платеж - за коммунальные услуги. Собственник жилых помещений осуществляет третий платеж - налог на недвижимое имущество. В то же время наниматель жилья тоже должен осуществлять третий платеж как плату за наем жилья (на компенсацию затрат для его строительства или реконструкции).
20. Переход на новую систему оплаты жилья всех форм собственности и коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам будет осуществляться при развитии действующей системы жилищных субсидий в безналичном виде для малоимущих граждан на оплату социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг в пределах норм их потребления. Предприятия и учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный или муниципальный жилищный фонд, должны предоставлять жилищные субсидии всем имеющим на то право гражданам, проживающим в указанном жилищном фонде за счет собственных средств, направляемых на содержание жилищного фонда, по нормативам, установленным органами местного самоуправления.
21. В области при относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья областная жилищная политика будет нацелена на обеспечение доступности получения жилья за счет бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилищном фондах с целью обеспечения начального капитала (в виде квартиры) для последующего улучшения жилищных условий. С начала приватизации в области приватизировано более 96 тысячи квартир или около 5 млн. м2 общей площади, что составляет 38,6 % от потенциально возможного к приватизации жилищного фонда. Прогнозируется, что общая доля приватизированных квартир в государственном и муниципальном жилищных фондах области будет доведена до 60-65 процентов при сохранении 35-40 процентов квартир в качестве фонда социального использования (заселенного на условиях договора найма и в пределах нормы жилой площади), предоставляемого по договору найма или аренды.
22. В ближайшее время для значительной массы населения преобладающим типом улучшения жилищных условий станет использование капитала в виде существующей квартиры (приватизированной тоже) с привлечением государственных безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных средств. В то же время в области должна быть сохранена практика бесплатного предоставления жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах малоимущим гражданам, не имеющим иных возможностей улучшить жилищные условия. Органы местного самоуправления ежегодно должны устанавливать долю распределяемого муниципального жилья, предоставляемого бесплатно (или за доступную плату) на условиях договора найма.
23. В области также будет осуществляться государственная поддержка действиям граждан по самостоятельному регулированию жилищных условий путем обмена жилья, продажи занимаемого жилья для приобретения другого, продажи или дарения жилья с сохранением пожизненного проживания и содержания граждан и другое.
24. В целях поддержки действий граждан по обмену, продаже жилья будет разработан единый порядок осуществления гражданами продажи и обмена жилья, недвижимого имущества. В фонде государственного имущества необходимо организовать службу по обмену, продаже жилья.
Для пресечения незаконных действий при купле - продаже, дарении, обмене и наследовании жилья, обеспечения правовой защиты несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, а также престарелых и больных, не способных по состоянию здоровья осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, будут разработаны соответствующие правовые акты в области.
25. Представляется целесообразным разработка в районах и городах области мер по стимулированию сдачи в аренду (коммерческий наем) избыточного жилищного фонда, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, а также предложений по строительству муниципальных доходных домов.
26. Развитие приватизации жилья привело к увеличению числа многоэтажных домов и групп домов (кондоминиумов), в которых ряд квартир или нежилых помещений находятся в частной собственности граждан или юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, и предоставляются в пользование на условиях найма, аренды, а другие части недвижимости - в общей долевой собственности домовладельцев. Неотрегулированность порядка содержания части недвижимости, находящейся в общей долевой собственности, вызывает социальные конфликты, преждевременный износ и выбытие жилья, затрудняет реализацию прав собственников жилья.
27. На новом этапе реализации областной целевой программы "Жилище" требуется активизировать образование кондоминиумов и товариществ домовладельцев, в том числе на этапе строительства многоквартирных домов. В общую долевую собственность этих товариществ в таких домах и группах домов будут передаваться места общего пользования (лестницы, коридоры, вестибюли, наружные конструкции, чердаки, подвалы, лифты, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного собственника, а также придомовые территории).
28. Дотации, предоставляемые в настоящее время предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, а также компенсация льгот (выпадающие доходы) по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных отдельным категориям граждан, будут передаваться в товарищества собственников жилья, которые смогут самостоятельно определять порядок и условия эксплуатации кондоминиума и при необходимости выбирать и привлекать на договорной основе соответствующие организации любой формы собственности.
29. Одним из путей привлечения средств населения в приобретении и строительстве жилья является частичная компенсация стоимости жилья путем предоставления безвозмездных субсидий. Источниками выплаты субсидий могут быть:
- бюджетные средства в пределах объемов госкапвложений, предусмотренные в бюджете области (предположительно 6-8 % от общего объема);
- средства от рационализации платежей за предоставляемые услуги предприятиями жилищно-коммунального хозяйства путем централизации части выручки на специальных внебюджетных счетах платежей населения за энергоносители, жилье, коммунальные услуги и другие решения (субсидии для граждан с низкими доходами, ссуды на строительство жилья);
- централизация части амортизационных отчислений в размере 6-8 процентов энергоснабжающих, коммунальных и других предприятий и организаций, оказывающих услуги населению, для строительства инфраструктуры инженерных сооружений, обслуживающих вновь построенный жилой фонд.
На новом этапе реализации программы "Жилище" предусматривается сохранить такие формы улучшения жилищных условий граждан, как жилищно-строительные кооперативы и молодежные жилищные комплексы при условии решения вопроса государственной поддержки в форме предоставления им целевых безвозмездных субсидий.
30. Одной из самых острых социальных проблем в жилищной сфере остается крайне неудовлетворительное положение с обеспечением жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников внутренних дел, а также их семей. Принятая в 1993 году Федеральная программа рассчитана на два года.
В связи с недостаточным финансированием реализовано менее половины намеченных мероприятий программы, введено в эксплуатацию 64020 м2 общей площади жилья, что составляет 46 % от запланированного ввода. От выделенных лимитов капитальных вложений на 1993 год в область поступило только 50%, в 1994 году - 23%, лимит капитальных вложений 1995 года по отношению к лимиту 1994 года составляет 30 %. Такое финансирование государственной программы не снизило накала по обеспечению жильем военнослужащих запаса. На момент принятия государственной программы на 1996-1997 годы очередность превышает 4000 семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку после долголетней службы в Вооруженных Силах России. Для обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, предполагается наряду с бюджетными субсидиями использовать ипотечные кредиты и собственные средства уволенных с военной службы с правом выбора жилья, учитывая потребности и возможности их семей.
31. Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, должно осуществляться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 г. N 700 "О Федеральной программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и является частью программы "Жилище". Предусмотренные в бюджете жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, должны направляться, в первую очередь, на переселение граждан из ликвидируемых городов, поселков и полярных станций.
4. Финансово-экономические аспекты
нового этапа жилищной реформы
32. Финансово-экономические аспекты жилищной реформы имеют основополагающее значение в осуществлении жилищной политики.
В 1995 г., по данным областного комитета государственной статистики, введено в эксплуатацию 799.6 м2 общей площади жилых домов, что в 1.33 раза больше, чем в предыдущем, при этом темпы роста оказались выше федеральных в 1.22 раза. Ввод в 1995 г. является максимальным за всю историю области и превышает наибольший объем ввода (1987 г. - 735.5 тыс. м2) предыдущего периода в 1.1 раза.
В 1995 г. индивидуальными застройщиками введено 284,4 тыс. м2, что также является максимальным результатом за всю историю области. В 1995 г. в жилищном строительстве освоено 793.0 млрд. руб.
33. При наличии в области 86 тыс. семей, состоящих на квартирном учете (снижение их числа на 14% к уровню 1993 г.), стоимость строительства жилья для них в текущих ценах, с учетом ежегодного выбытия по ветхости и не подлежащего ремонту 18-20 тыс. м2, составит более 15 трлн. руб. - 5150 тыс. м2.
34. Для намеченного объема ввода жилья
в 1996 г. - 805 тыс. м2 общей площади
в 1997 г. - 860 тыс. м2 общей площади
в 2000 г. - 1000 тыс. м2 общей площади
необходимо соответственно средств:
в 1996 г. - 1,19 трлн. руб.
в 1997 г. - 1,52 трлн. руб.
в 2000 г. - 5.8 трлн. руб. (оценка), или всего за 1996-2000 гг. - 4465 тыс. м2. При этом количество очередников может уменьшиться на 60-65%, увеличится обеспеченность общей площадью каждого проживающего в существующем жилищном фонде.
35. Анализ доходов граждан показывает, что в настоящее время практически нет семей, которые могли бы единовременно оплатить строительство, или приобретение готового дома, или квартиры за счет собственных доходов.
Изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования жилищного строительства, реализация мер по снижению стоимости строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта жилья, устранению сложившейся практики неплатежей является главным направлением работы на новом этапе реализации программы "Жилище".
36. Начиная с 1996 г. объем бюджетного финансирования жилья снизился, в связи с чем финансирование строительства жилья может вестись по следующим источникам:
- за счет средств населения - не менее 30 %,
- кредитных ресурсов - 47%,
- бюджетных средств - не более 8%,
- внебюджетных источников (средства предприятий) - не более 15%.
37. На основе правовой базы, созданной на федеральном уровне, необходимо реализовать следующие мероприятия: выплату гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья, выпуск жилищных ценных бумаг, образование и использование фондов развития жилищного строительства, привлечение средств банков и других коммерческих структур в финансирование жилищного строительства, продажу на аукционах части построенного жилья, сокращение незавершенного жилищного строительства, снижение стоимости строительства путем проведения конкурсов на проекты домов, подрядных торгов, установления "справедливой" рыночной цены жилья.
38. Неблагоприятная ситуация сложилась с кредитованием банками жилищного строительства, которое в сочетании с федеральными и областными субсидиями могло бы значительно пополнить источники финансирования строительства домов. Не имея необходимых денежных средств и из-за отсутствия гаранта возврата кредитов, коммерческие банки идут только на краткосрочное кредитование под высокий процент. На таких условиях семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не в состоянии ими воспользоваться из-за низкого уровня дохода на каждого члена семьи. Не следует ожидать долгосрочную кредитную линию от этих банков на приемлемых для застройщика условиях в ближайшие 3-4 года.
39. Более вероятным источником привлечения средств в жилищное строительство может стать ипотечное кредитование, хотя в его организации имеется масса проблем. Среди них:
- отсутствие стартового капитала на реализацию ипотеки;
- долгосрочное (25 лет и более) поступление дохода;
- нестабильность экономической ситуации в стране.
В перспективе банки заинтересованы в организации ипотечного кредитования по следующим причинам:
- существует реальный платежеспособный спрос населения на долгосрочные кредиты;
- предвидение в будущем (через 10-12 лет) огромного рынка для ипотечных жилищных кредитов и желание занять прочную позицию на этом рынке.
Принятие федерального закона "Об ипотеке" создаст законодательную основу для стимулирования увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования.
Указ Президента РФ от 28.02.96 г. N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования" на период до выхода закона "Об ипотеке" даст возможность решать вопросы ипотечного спроса уже сейчас.
40. Экономически эффективным механизмом участия государства в становлении общероссийской системы жилищного кредитования является поддержка формирования вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Основной задачей развития ипотечного кредитования является разработка и внедрение эффективных и надежных правил и процедур его применения, создание вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов путем приобретения прав банков и иных кредитных организаций по ипотечным жилищным кредитам и последующего выпуска ценных бумаг, обеспеченных приобретенными правами по ипотечным кредитам.
41. Важным направлением привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования является развитие выпуска различного вида жилищных ценных бумаг.
Правовые рамки этого процесса установлены Указом Президента РФ от 10.06.94 г. N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов". Дальнейшее правовое регулирование на федеральном уровне выпуска жилищных ценных бумаг обеспечено Инструкцией о порядке выпуска, обращения и погашения жилищных сертификатов, утвержденной постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ от 12.05.95 г. N 2.
Однако следует отметить, что практически выпуск жилищных сертификатов администрацией г. Белгорода и АО "Белгородпроектстрой" оказался неудачным для эмитентов из-за отсутствия практики их применения, неудовлетворительной организации строительства жилья в нормативные сроки. В качестве объективных причин неудачи следует отметить высокий уровень инфляции, неконтролируемый рост цен предприятиями - монополистами в топливно-энергетическом комплексе, транспортных перевозках.
42. Реальным путем повышения эффективности капитальных вложений в жилищное строительство является проблема сокращения объемов незавершенного строительства жилых домов. По области на 1.01.96 г. в составе незавершенного строительства (без индивидуального) 737 жилых домов, общей площадью около 1,3 млн. м2 или более 20 тыс. квартир. Из них 312 тыс. м2 приостановлено строительством в связи с сокращением инвестиций из бюджета, а около 500 тыс. м2 являются сверхнормативной незавершенкой.
На решение этих проблем направлен Указ Президента РФ от 10.06.94 г. N 1181 "О мерах по обеспечению достройки незавершенных строительством жилых домов", которым предусмотрено проведение инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче для завершения строительства или продаже таких домов.
Органам местного самоуправления районов и городов целесообразно разработать программы по ликвидации сверхнормативных объемов незавершенного строительства к концу 1997 г.
43. Одним из основных вопросов проблемы финансирования жилищной сферы является определение экономически обоснованной стоимости строительства жилья. Средняя по области стоимость строительства 1 м2 общей площади жилых домов, составляющая на начало 1991 г. 600 тыс. руб., в 4 квартале 1995 г. возросла до 2500 тыс. руб., т.е. более чем в 4000 раз. В настоящее время средняя цена по области строительства жилья с учетом затрат на инфраструктуру составляет:
- однокомнатной квартиры - 65 млн. руб.
- двухкомнатной квартиры - 80 млн. руб.
- трехкомнатной квартиры - 140 млн. руб.
Динамика цен на строительство жилья определяется множеством факторов, важнейшими из которых является рост цен на энергоносители, увеличение тарифов на электроэнергию и транспортные перевозки, переоценка основных фондов, рост заработной платы.
Все эти факторы по разному влияют на среднюю стоимость строительства жилья, в связи с чем необходимо проведение мер по снижению стоимости, основными из них являются:
- проведение конкурсов на проекты жилища социального использования для выбора наиболее эффективных объемно - планировочных решений;
- организация подрядных конкурсов и торгов по выбору строительных организаций;
- уменьшение затрат покупателей жилья путем снижения в 1,5-2 раза коэффициента на инфраструктуру за счет перенесения части единовременных затрат на формирование инфраструктуры в тарифы на услуги, предоставляемые за использование этой инфраструктуры;
- введение правил предоставления или продажи жилья гражданам (по их желанию) без чистовой отделки.
Внедрение в практику строительства понятия "справедливой рыночной цены на жилье" позволит проводить реализацию жилья по "справедливой рыночной цене" и ниже при поощрении налоговыми льготами, уменьшающимися в геометрической прогрессии, а при повышении этих цен взимать прогрессирующий налог.
44. Необходимо обеспечивать опережающее инвестирование развития инфраструктуры городов и населенных пунктов. В настоящее время финансирование капитальных вложений в развитие инфраструктуры происходит из текущего бюджета. Этих средств оказывается недостаточно, в связи с чем необходима разработка новых методов и форм финансирования инфраструктуры, связанной с жилищным сектором, путем рационализации платежей за предоставляемые услуги (приложение N 6) и привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования инфраструктуры.
45. При реализации программы долгосрочное финансирование развития инфраструктуры жилой застройки целесообразно осуществлять по двум направлениям:
- совершенствование системы бюджетного финансирования инфраструктуры путем его разделения на бюджет по текущему содержанию и ремонту инфраструктуры и бюджет финансирования капитального строительства инфраструктуры;
- использование кредитов и иных средств.
Разделение бюджета инфраструктуры на текущий и капитальный позволит избежать перекладывания бремени капитального финансирования инфраструктуры на текущие расходы.
Возврат кредитов и выплаты по облигационным займам на развитие инфраструктуры жилой застройки должен быть обеспечен доходами предприятий коммунального хозяйства от потребителей услуг в результате эксплуатации инфраструктуры.
46. Переход на рыночные методы финансирования развития инженерной инфраструктуры предполагает рационализацию платежей за коммунальные услуги (приложение N 6). Необходимо обеспечить возможность предприятиям коммунального хозяйства производить расчет стоимости поставляемых услуг на основе средних, а не максимальных издержек.
47. Для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, рекомендуется решить вопросы создания фонда развития жилищного строительства. Источниками поступления средств в этот фонд на федеральном уровне могут стать:
- средства бюджета, кредиты под государственные гарантии, включая кредиты международных финансовых организаций - Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и других;
- средства Фонда занятости, используемые для организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной инфраструктуры, благотворительные взносы, федеральные облигационные займы.
На местном уровне:
- налог на разницу между себестоимостью и продажной стоимостью жилья;
- доля налога на недвижимость, кредиты под гарантии местных органов власти;
- облигационные займы;
- жилищные сертификаты и другие ценные бумаги;
- доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в том числе с объектами незавершенного строительства, часть прибыли от продажи инженерно-подготовленных участков для индивидуального жилищного строительства;
- средства областного Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе и от реализации целевой программы "Свой дом" в соответствии с постановлением главы администрации области от 16.05.96 г. N 285.
Средства фонда развития жилищного строительства используются для:
- создания жилого фонда социально незащищенных семей;
- инженерной подготовки территорий для нового жилищного строительства всех форм собственности;
- развития базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов.
48. При всей сложности с финансированием жилищного строительства в текущем периоде необходимо уже сейчас готовиться к переходу продажи населению готовых квартир и индивидуальных домов с рассрочкой платежей до 25 лет.
Эффективность жилищного строительства как высокодоходного бизнеса путем продажи в рассрочку готовых квартир и домов специализированными фирмами подтверждается мировой практикой в этом виде предпринимательства.
5. Архитектурно-технические аспекты
нового этапа жилищной реформы
49. Основными архитектурно-техническими характеристиками проектируемого и строящегося жилья на новом этапе жилищной реформы являются функциональные удобства, комфортность проживания, потребительские качества жилища, эстетические требования и экологическое обоснование места его размещения. По-прежнему жилые дома должны проектироваться с учетом максимального удовлетворения функциональных требований заказчиков по планировке, а также по применению современных материалов и конструкций.
50. Решение вопросов ресурсо- и энергосбережения является основной задачей органов местного самоуправления всех уровней, органов архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства, научно-исследовательских, строительных и проектных организаций. Снижение расходов энергии и тепла как в новом строительстве, так и при реконструкции и эксплуатации зданий может быть достигнуто за счет:
а) внедрения в практику строительства энергосберегающих приемов организации жилой застройки и объектов строительства, инженерных сооружений, сетей, прогрессивного оборудования, особенно сантехнического, контрольно-измерительных приборов газа, воды, тепла, электроэнергии, технологий изготовления прогрессивных материалов, конструкций и зданий;
б) широкого проведения работ по реконструкции и модернизации морально и физически устаревших зданий с целью придать жилью новые потребительские качества и решающих проблему существенной экономии тепла за счет утепления наружных стен здания дополнительным слоем теплоизоляции;
в) внедрения в практику строительства автономных систем инженерного оборудования, что позволит сэкономить топливные ресурсы, уменьшить единовременные капитальные вложения, снизить материалоемкость, получить эффективное местное регулирование;
г) использования нетрадиционных источников энергии: солнечной, ветровой, биоэнергетических ресурсов для производства горючего газа (метатенки) и утилизации тепла сточных вод;
д) развития производства эффективных утеплителей и строительных материалов на основе местного сырья с широким использованием существующих мощностей предприятий.
51. С ростом цен на энергоресурсы и транспорт (особенно автомобильный) обострилась проблема повышения теплозащитных качеств и снижения веса жилых домов. И тем не менее стоимость 1 м2 жилья по-прежнему остается основным показателем для жилищного строительства, причем на новом этапе жилищной реформы все большее значение приобретает приведенная стоимость 1 м2 жилья, включающая затраты на его эксплуатацию за весь срок службы.
Для решения этой важнейшей задачи необходимы: качественно новый подход всех работников строительного комплекса к производству строительных работ, внедрение новых современных технологий, увеличение производительности труда при высоком качестве, а также ужесточение контроля со стороны инспекции Госархстройнадзора и Центра по государственному лицензированию строительной деятельности, сертификации и подрядным торгам к качеству выполняемых работ.
52. Энергосбережение в новом жилищном строительстве может быть обеспечено также за счет архитектурно-планировочных, конструктивных и организационно-технических факторов.
К архитектурно-планировочным факторам относятся увеличение ширины корпуса зданий, совершенствование объемно-пространственных решений, повышение компактности застройки в существующих микрорайонах. Для строительства сборно-монолитных, с применением каркаса по гибкой французской технологии, жилых домов требуется реконструкция заводов крупнопанельного домостроения.
Конструктивными факторами обеспечения энергосбережения в жилище являются:
- применение слоистых конструкций наружных стен. Наружные стеновые панели с применением пенополистирола освоены заводом ЖБИ-3 (п. Строитель) для крупнопанельных жилых домов серии 91 Для жилых домов в кирпичном и монолитном исполнении на первом этапе предусмотрено утепление газосиликатными блоками, выпускаемыми Белгородским и Старооскольским заводами строительных материалов. Для крупнопанельных жилых домов серии 90, выпускаемых заводом крупнопанельного домостроения АО "КМАпроектжилстрой", намечено применение пенополистирола в наружных стенах во втором полугодии текущего года, с учетом проведения частичной реконструкции завода. На втором этапе предусматривается внедрение разработок Белгородской технологической академии строительных материалов по высокоэффективным утеплителям для зданий с различными конструктивными схемами;
- применение окон с трехслойным остеклением, использование в окнах пеностекла, стеклопакетов, повышенная герметизация проемов в наружных стенах. Эти мероприятия намечены к внедрению уже в текущем году.
К организационно-техническим факторам энергосбережения относится установка контрольно-измерительных и регулирующих приборов.
53. Ужесточение нормативов по теплоэффективности, изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, рост цен на строительную продукцию требует развития следующих систем жилых домов:
- для индивидуального строительства - одноэтажные, мансардные, двухэтажные и трехэтажные дома на основе легких конструкций из древесины, поставляемой из других регионов, из мелкоштучных ячеистых блоков, выпускаемых заводами городов Белгород и Старый Оскол с облицовкой кирпичом, а также кирпичных жилых домов с применением эффективных утеплителей;
- для кооперативного, коллективного и коммерческого строительства - малоэтажные, сблокированные жилые дома высотой до 4-х этажей, секционные различной этажности и различных эффективных строительных систем: монолитные по индивидуальным проектам, сборно-монолитные с использованием конструкций серий 90 и 91, и кирпичные жилые дома по индивидуальным проектам с применением эффективных утеплителей;
- для социального жилищного строительства - кирпичные жилые дома серий 85, 86, 87 сборно-монолитные и дома крупнопанельного домостроения серий 91, 90 и 25 с эффективными утеплителями.
Таким образом, ключевым направлением в архитектурно - технической политике области по-прежнему является постепенный переход от тяжелого сборного железобетона к более легким и энергосберегающим материалам и конструкциям.
54. Обеспечение сохранности и обновление с учетом теплозащиты ограждающих конструкций существующего жилищного фонда за счет капитального ремонта, реконструкции и модернизации домов - важнейшая часть нового этапа реализации программы "Жилище". Получаемые при этом преимущества очевидны. Реконструкция жилых кварталов не требует отвода новых территорий, появляется возможность получить дополнительную жилую площадь на подготовленных в инженерном отношении участках со значительной экономией энергоресурсов, что в 1,5 - 2 раза дешевле, чем новое строительство. При этом на 25-40 процентов снижается расход материальных ресурсов, в 1,5 раза - затраты на строительство инженерной инфраструктуры. Дополнительная теплозащита зданий с установкой контрольно-измерительных и регулирующих приборов позволит значительно сократить энергопотребление.
Устройство мансардных этажей при реконструкции зданий, а также при новом строительстве обеспечивает увеличение общей площади дома на 10-15 процентов, сокращение теплопотерь на 5-7 процентов, снижение себестоимости строительства на 10-15 процентов. Такое жилье уже строится в области и поэтому как более дешевое должно использоваться прежде всего для социально незащищенных групп населения. Кроме того, в городах области имеются морально устаревшие жилые дома серий 447 в кирпичном и 464-А в панельном исполнении со значительным износом, которые подлежат реконструкции в основном с согласия собственников. Однако аварийное жилье, представляющее опасность для проживания, сносится без согласия жителей с использованием бюджетных средств. Все это позволит получить значительный градостроительный эффект обновления городской среды, а также качественно новое жилье, максимально удовлетворяющее потребности населения.
55. Облик наших городов и сел, комфортность жилья во многом зависят от научно-технического уровня и качества проектов, их практического воплощения. Следует совершенствовать проектную базу жилищного строительства, ориентируя ее на создание высокотехнологичной и конкурентоспособной строительной продукции, доступного и дешевого жилья с учетом региональных особенностей и лучших традиций русской архитектуры и зодчества.
Система проектирования жилья, построенная на замене "типовой проект" на "образцовый проект", должна стать важным элементом нового этапа реализации программы "Жилище". Это применимо, в первую очередь, для жилых домов в кирпичном исполнении и на конкурсной основе.
Проведение конкурсов на индивидуальные жилые дома с различными потребительскими качествами, а также на объекты соцкультбыта (дом семейного типа, православные храмы, часовни у памятных мест и т.д.) стало в области систематическим.
6. Совершенствование структуры производства
основных видов строительных материалов, изделий
и конструкций для жилищного строительства
56. Новый этап реализации областной программы "Жилище" предопределяет необходимость дальнейшей структурной перестройки производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов для жилищного строительства.
Ее общие направления - постепенное снижение объемов производства изделий для крупнопанельного домостроения с одновременным увеличением изделий для малоэтажного строительства, снижение веса и улучшение теплозащитных характеристик сборных железобетонных конструкций, переход от тяжелого сборного железобетона к более легким, энергосберегающим материалам и конструкциям, позволяющим возводить жилые дома различной этажности и потребительских качеств, организация производства прогрессивных материалов и конструкций на основе использования экологически чистых, эффективных теплоизоляционных материалов.
57. В связи с увеличением доли малоэтажного строительства предусматривается повысить эффективность использования созданной в г.г. Старый Оскол и Белгород производственной базы, ориентированной на строительство домов на основе ячеистых бетонов (крупные и мелкие блоки), создание и развитие на комбинате ЖБИ-3 индустриальной базы для строительства домов усадебного типа с монолитными стенами и кирпичными с эффективными утеплителями.
Предусматривается освоение АО "Белгородасбоцемент" производства эффективных и экологически чистых кровельных материалов, в том числе цементно- песчаной черепицы, развитие производства сухих строительных смесей, элементов мощения и малых архитектурных форм высокого качества на предприятиях АО "КМАпроектжилстрой" и АО "Белгородский ЖБК-1", разработка и организация производства автономных систем инженерного обеспечения.
58. Несмотря на снижение объемов строительства многоэтажных крупнопанельных жилых домов, этот вид домостроения в связи с большими затратами, связанными с переводом этих предприятий на принципиально иную продукцию, в ближайшее время останется значительным. Вместе с тем на предприятиях крупнопанельного домостроения области предполагается осуществить структурные изменения, которые позволят им увеличить объем монолитного домостроения, производить не только многосекционные многоэтажные жилые дома, но и сборно-монолитные многоэтажные дома с эффективными многослойными наружными конструкциями, а также блокированные малоэтажные жилые дома с монолитными стенами. Изучается также возможность организации и внедрения на этих предприятиях каркасных и безригельных систем домостроения.
В связи с резким повышением требований к тепловой эффективности зданий, преобладающее значение получит производство и применение утеплителей.
При этом, наряду с традиционным утеплителем (пенополистирол, минераловатные плиты), выпускаемым и применяемым предприятиями области, должно расширяться производство и применение утеплителей, разработанных Белгородской государственной технологической академией строительных материалов на основе местных сырьевых материалов.
Должно претерпеть изменения производство кирпича. В связи с низкой эффективностью использования облегченных материалов в несущих конструкциях применение кирпича будет ограничиваться ограждающими конструкциями зданий. При этом основными видами выпускаемого и применяемого керамического и силикатного кирпича должны стать пустотелые изделия, а основным видом кладки станут эффективные кладки с использованием плитных и засыпных утеплителей.
В целях сокращения непроизводительных расходов тепла предполагается организовать на предприятиях области производство новых видов и типоразмеров столярных изделий, в том числе с тройным остеклением, отвечающих Евростандартам.
59. В 1996-1997 годах при осуществлении реконструкции и технического перевооружения предприятий, обеспечивающих выполнение намеченной программы, предполагается ориентироваться на такие источники финансирования, как амортизационные отчисления предприятий, средства, полученные от продажи акций приватизированных предприятий, другие виды внебюджетных источников, а также средства местных бюджетов.
Из средств федерального бюджета возможно рассчитывать на кредитование ограниченного числа наиболее прогрессивных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Осуществлению структурной перестройки материально-технической базы строительства должно способствовать и рациональное использование жилищного займа Европейского и Международного банков реконструкции и развития.
7. Градостроительные аспекты нового типа жилищной
реформы, проблемы развития и управления
жилищно-коммунальным хозяйством городов
и других населенных пунктов
60. По рекомендации Минстроя России градостроительные аспекты жилищной сферы будут реализовываться на трех уровнях: федеральном, областном и органов местного самоуправления. На федеральном уровне обеспечивается правовое регулирование градостроительства, предполагается завершить создание следующих законодательных и нормативных документов: Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, законов "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О зонировании территорий" и введение земельного и градостроительного кадастров. Этими правовыми актами будут установлены сферы компетенции каждого уровня в области градостроительства, функционального зонирования и зонирования территорий городов.
61. Конкретными аспектами градостроительной политики на новом этапе реализации программы "Жилище" в 1996-1997 годах на федеральном уровне должны стать:
а) подготовка и введение в действие правовых актов по установлению границ земельных участков, на которых находятся строения с жилыми и нежилыми помещениями;
б) введение положений по упорядочению прав на владение, пользование и распоряжение землей в установленных границах;
в) правовое обеспечение возможности для физических и юридических лиц беспрепятственного получения земельных участков в собственность для реконструкции или строительства строений с жилыми и нежилыми помещениями;
г) использование внутренних резервов развития городов;
д) проведение принципов энергоснабжения в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Кроме того, на федеральном уровне будут вводиться в действие правоустанавливающие документы городского развития, предусматривающие единые правила закрепления городской черты, порядок назначения красных линий кварталов, линий регулирования в пределах кварталов, определяющих границы земельных участков собственников, корректировку строительных норм и правил по разделу "Градостроительство".
62. Для выполнения этих аспектов на областном уровне необходимо:
а) применение федерального законодательства и нормирования в градостроительстве пожарной и санитарно-экологической безопасности;
б) упорядочение пользования и распоряжения землей;
в) регулирование землепользования путем налога на недвижимость, введение городской земельной ренты;
г) максимальное использование местных энергоносителей, развитие систем инженерного обеспечения, соответствующих градостроительным условиям и инвестиционным возможностям.
На уровне органов местного самоуправления должны быть разработаны и введены в действие правоустанавливающие документы по градостроительному регулированию на основании областных разработок и программ.
63. Градостроительные уставы районов и городов, разработанные в 1995 году на основании областного, утвержденного постановлением главы администрации области от 24.06.94 г. N 331 "О первоочередных задачах градостроительной политики администрации области", способствуют регулированию отношений и разрешению споров между субъектами градостроительной деятельности. Согласно этому же постановлению должна быть продолжена работа по корректировке градостроительной документации в связи с преимущественным развитием малоэтажного, в том числе индивидуального, жилищного строительства. При корректировке генеральных планов следует учесть дальнейшее стимулирование широкого распространения индивидуальной и коллективной жилой застройки с приусадебными участками, что позволит в ближайшие годы значительно увеличить долю малоэтажного жилья в городах и рабочих поселках области.
64. На базе Государственного земельного кадастра для единого порядка координатной привязки и идентификации объектов недвижимости предполагается ведение Государственного градостроительного кадастра, который позволит осуществить зонирование территории городов, установить дифференцированные налоговые ставки на недвижимость. В связи с вышеизложенным и руководствуясь постановлением главы администрации области от 18 марта 1996 года N 175 "О постановлении Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 года N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений", требуется создание в органах архитектуры службы Государственного градостроительного кадастра (приложение N 4). При этом на первом этапе во втором квартале 1996 года такие службы должны быть созданы в городах Белгород, Губкин, Старый Оскол, а затем после выхода Федерального закона "О государственном градостроительном кадастре" завершить в первом квартале 1997 года их формирование во всех городах и районах области. Эти службы должны быть укомплектованы высококвалифицированными специалистами и необходимой компьютерной техникой.
65. Областная политика в области жилищно-коммунального хозяйства на новом этапе реализации программы "Жилище" будет сконцентрирована на решении следующих основных задач развития и деятельности отрасли:
а) создание условий для сбалансированного с жилищным строительством развития инфраструктуры путем стимулирования внебюджетных инвестиций, создания финансово-промышленных групп, акционерных обществ и других структур для совместного развития жилищно-коммунального хозяйства;
б) обеспечение защиты интересов потребителей от предприятий монополистов по качеству обслуживания и темпам роста тарифов путем повсеместного перехода на проведение конкурсов и заключения договоров с предприятиями отрасли;
в) расширение полномочий Государственной жилищной инспекции по Белгородской области в части усиления контроля за осуществлением перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг.
66. Основными направлениями совершенствования системы управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда являются:
а) разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда;
б) переход на договорные (контрактные) взаимоотношения заказчиков и подрядчиков;
в) внедрение конкурсной основы отбора подрядчиков независимо от форм собственности и организационно-правового статуса.
Разделение функций управления и обслуживания предполагает создание двух взаимодействующих независимых структур, одна из которых - служба заказчика, обеспечивающая эффективное управление жилищным фондом от лица собственника, а другая сторона - ремонтно-эксплуатационные предприятия, которые специализируются на выполнении исключительно подрядных функций по содержанию и эксплуатации жилищного фонда. Этот процесс в области уже начал осуществляться в Яковлевском, Чернянском, Новооскольском районах. Не получила развитие в созданных службах заказчика работа по привлечению к эксплуатации жилищного фонда организаций различных форм собственности на конкурсной основе. Должна проводиться приватизация ремонтно-эксплуатационных предприятий (участков).
67. Для реализации функций заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание местные органы самоуправления должны:
а) завершить в 1996 году разделение функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте муниципального жилищного фонда и переход на договорные отношения между организациями, выполняющими функции заказчика на эти работы, и подрядчиками - субъектами хозяйственной деятельности любой организационно - правовой формы, привлекаемыми к работе преимущественно на конкурсной основе;
б) осуществить во втором квартале 1996 года создание служб "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Примерным положением о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам, разработанным Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
в) утвердить Положение и численность служб "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам;
г) передать в хозяйственное ведение службам "Заказчика" муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, находящиеся в собственности местных органов управления;
д) осуществить поэтапный переход на конкурсный принцип отбора организаций - подрядчиков любой организационно-правовой формы для выполнения работ по эксплуатации и ремонту муниципального жилищного фонда в соответствии с Примерным положением о порядке конкурсного отбора жилищных ремонтно - эксплуатационных предприятий для содержания и ремонта государственного и муниципального жилищных фондов, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства;
е) передать в хозяйственное ведение предприятиям жилищно - коммунального хозяйства движимое и недвижимое имущество, используемое для обслуживания муниципального жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, находящихся в собственности местных органов самоуправления;
ж) поручить службам "Заказчика" передать по договору на обслуживание соответствующим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства муниципальный жилищный фонд, объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газо- и электроснабжения, внешнего благоустройства;
з) обязать районные и городские предприятия водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации всех форм собственности, которым службой "Заказчика" переданы в пользование объекты жилищно-коммунального назначения и внешнего благоустройства, заключить договоры со службой "Заказчика" на предоставление услуг и обслуживание потребителей, согласно Положению о порядке формирования договорных отношений в муниципальном хозяйстве, утвержденному решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 18 марта 1993 года. Переход на конкурсный принцип отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда надо осуществлять последовательно, с доведением доли государственного и муниципального жилищного фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, к концу 1996 года до 10 процентов, к концу 1998 года до 60 процентов, к концу 2000 года до 100 процентов. Обслуживание вновь построенного жилья государственного или муниципального жилищного фондов будет осуществляться только на конкурсной основе.
68. Функции по контролю за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных и муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями, а также проведение конкурсов на обслуживание государственного и муниципального жилищных фондов предполагается возложить на государственную областную жилищную инспекцию при управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации области. Одновременно жилищная инспекция будет осуществлять контроль за стимулированием процессов участия населения в управлении жилищным фондом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 1 июля 1996 г. N 386 "Об утверждении основных направлений нового этапа реализации областной целевой программы "Жилище"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Главы Администрации Белгородской области от 26 декабря 2000 г. N 781 настоящее постановление признано утратившим силу