Постановление Главы Администрации Белгородской области
от 31 марта 2003 г. N 109
"О программе содействия занятости населения Белгородской области
на 2003 год"
Постановлением Губернатора Белгородской области от 8 апреля 2004 г. N 91 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации в 2003 году основных направлений государственной политики занятости на рынке труда, предусмотренных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 910-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 31, ст. 3295; 2002, N 23, ст. 2187), письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 сентября 2002 года N 6380-МТ "О разработке и согласовании территориальных программ содействия занятости населения на 2003 год и последующие годы" и приказом от 5 марта 2003 года N 46 "Об утверждении контрольных показателей по численности участников мероприятий по содействию занятости населения, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и распределения объемов финансирования пособий по безработице и социальных выплат безработным гражданам на 2003 год", постановляю:
1. Утвердить Программу содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год (далее - Программа, прилагается).
2. Структурным подразделениям администрации области, департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области (Посохов В.Т.) совместно с органами местного самоуправления городов и районов, городскими и районными центрами занятости населения, работодателями и профсоюзными органами обеспечить согласованность действий, направленных на выполнение контрольных показателей и объемов финансирования мероприятий утвержденной Программы.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области:
совместно с городскими и районными центрами занятости населения, другими заинтересованными органами в месячный срок разработать и утвердить программы содействия занятости населения городов и районов на 2003 год;
обеспечить целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств из федерального бюджета, обобщение и распространение положительного опыта работы органов местного самоуправления, службы занятости и работодателей по проведению активной политики занятости и регулированию ситуации на рынке труда.
4. Рекомендовать департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области (Посохов В.Т.) постоянно информировать глав местного самоуправления городов и районов, работодателей и население о состоянии рынка труда, финансировании мероприятий по содействию трудоустройству населения и социальной поддержке безработных граждан.
5. Признать утратившим силу постановление главы администрации области от 1 апреля 2002 года N 179 "О программе содействия занятости населения Белгородской области на 2002 год".
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя правительства администрации области - начальника департамента социальной политики Худаева Д.В,
Информацию о ходе исполнения постановления представить к 1 августа 2003 года и к 15 февраля 2004 года.
Глава администрации области |
Е. Савченко |
Программа
содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год
(утв. постановлением главы администрации области
от 31 марта 2003 г. N 109)
Паспорт
Программы содействия занятости населения Белгородской области
на 2003 год
Наименование Программы |
-Программа содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год |
Основание разработки Программы |
-Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 сентября 2002 года N 6380-МТ "О разработке и согласовании территориальных программ содействия занятости населения на 2003 год и последующие годы" |
Заказчик Программы | -Департамент федеральной государственной службы занятости населения Белгородской области |
Основные разработчики Программы |
-Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, департамент социальной политики правительства администрации области с участием структурных подразделений администрации области, профсоюзов и работодателей |
Цель Программы | -Создание условий для снижения напряженности на рынке труда, направленных на эффективное взаимодействие с объединениями работодателей, профсоюзами в вопросах поддержания занятости, обеспечение работодателей рабочей силой необходимой квалификации, а работников - работой с достойной заработной платой и условиями труда |
Задачи Программы | -Развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; смягчение отрицательных последствий длительной безработицы; повышение эффективности работы городских и районных центров занятости населения в обеспечении трудоустройства безработных граждан; развитие системы социальной поддержки граждан в период их вынужденной безработицы; реализация специальных мероприятий по перепрофилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг; улучшение информационного обеспечения политики занятости |
Сроки реализации Программы |
-2003 год |
Основные направления реализации Программы |
-Совершенствование работы по содействию трудоустройству населения, в том числе расширение и углубление сотрудничества с работодателями; - информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; - организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; - социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; - профессиональная ориентация и профессиональное обучение безработных граждан; - организация общественных работ; - организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, оказание содействия самозанятости населения; - организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; оказание социальной поддержки безработным гражданам; - информатизация деятельности органов службы занятости; - финансовое обеспечение Программы; - организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации |
Ответственные за исполнение программных меропри- ятий |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, городские и районные центры занятости населения, структурные подразделения администрации области, органы местного самоуправления городов и районов. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы в 2003 году составит 134335,7 тыс. рублей из средств федерального бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация основных мероприятий Программы в 2003 году позволит: повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем сбора 55,0 тыс. вакансий; обеспечить трудоустройство 45,0 тыс. граждан, ищущих работу, из них 10,0 тыс. участников мероприятий по содействию трудоустройству, в том числе: в общественных работах - 448 человек, особо нуждающихся в социальной защите - 41 1 человек; содействовать участию в программах социальной адаптации на рынке труда 246 безработным гражданам; организовать и провести 72 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; оказать - содействие самозанятости 42 безработным гражданам; организовать временное трудоустройство 8860 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время; оказать услуги по профессиональной ориентации 22560 гражданам; направить на профессиональное обучение 3000 безработных граждан; не допустить превышении уровня регистрируемой безработицы свыше 1,5 процента |
Контроль за выполнением Программы |
- Контроль за выполнением Программы осуществляют департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области и департамент социальной политики правительства администрации области. Информация о ходе выполнения Программы представляется в Министерство труда и социального развития Российской Федерации и администрацию области по итогам полугодия и в целом за 2003 год. |
Введение
Программа содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год (далее - Программа) разработана департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области (далее - департамент ФГСЗН) с участием структурных подразделений администрации области, профсоюзов и работодателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Параметры Программы рассчитаны на основе прогнозов социально - экономического развития Белгородской области на 2003 год и состояния рынка труда, которые ориентированы на совершенствование работы по содействию трудоустройству населения, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации, организацию общественных работ, оказание содействия самозанятости и социальную поддержку безработных граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом.
Целью Программы является внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости, повышение стимулов к активному поиску работы безработными гражданами, предупреждение процессов массовой безработицы, сдерживание ее уровня в экономически и социально допустимых границах.
1. Занятость и рынок труда Белгородской области в 2002 году
В 2002 году на областной рынок труда попало более 230 тыс. человек, из них более 130,9 тыс. человек получили консультационные услуги, в том числе в городские и районные центры занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 56,4 тыс. человек, из которых 44,1 тыс. человек (78,1 процента) были трудоустроены.
Состояние рынка труда в 2002 году характеризовалось увеличением роста общей численности безработных и зарегистрированных безработных, в том числе в сельской местности.
Проведенное областным комитетом государственной статистики в 2002 году выборочное обследование показало снижение уровня экономической активности населения. Численность экономически активного населения области составляла 694,8 тыс. человек, или 79,8 процента всех граждан трудоспособного возраста. Из них 637,4 тыс. человек были заняты всеми видами деятельности, а 57,4 тыс. человек ( 8,3 процента) не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) классифицировались как безработные.
По состоянию на 1 января 2003 года на учете в органах службы занятости состояло 9516 ищущих работу граждан, что на 2109 человек больше, чем на начало 2002 года. Количество официально зарегистрированных безработных увеличилось на 1968 человек и составило 8493 человека, уровень регистрируемой безработицы достиг 1,16 процента. Выше среднеобластного этот показатель сохранился в Губкинском - 1,32 процента, Старооскольском 1,72 процента и Шебекинском районах - 2,21 процента. Самый низкий уровень регистрируемой безработицы отмечен в Яковлевском - 0,40 процента, Корочанском - 0,46 процента и Волоконовском районах - 0,52 процента.
В 2002 году наблюдалось снижение численности работников списочного состава на крупных и средних предприятиях. Если в 2001 году их число составило 461,8 тыс. человек (68,2% общей численности занятых), то в 2002 году 448,2 тыс. человек, или 66,1 процента. Особенно заметно эти процессы проходили в промышленности, в том числе в черной металлургии, машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической, мукомольно-крупяной, комбикормовой и деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве, торговле и общественном питании.
Одновременно наблюдалось отрицательное сальдо движения рабочей силы, так как количество выбывших превышало число принятых. Основная масса выбывших (71,0%) оставили рабочее место добровольно, т.е. по собственному желанию, и только 5,8 процента были высвобождены в связи с сокращением штатов.
По данным областного комитета государственной статистики с января по декабрь 2002 года принято на работу 147,8 тыс. человек, из них 11,9 тыс. человек, или 2,7 процента - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам за этот период 151,4 тыс. человек. По сравнению с 2001 годом численность принятых уменьшилась на 11615 человек (7,3%), численность выбывших - на 15574 человека (9,3%), их удельный вес в среднесписочной численности снизился соответственно с 34,5 процента до 33 процентов и с 36,1 процента до 33,8 процента.
Согласно поданным в органы службы занятости населения спискам в январе - декабре 2002 года из предприятий и организаций всех форм собственности было высвобождено 7932 человека, что на 617 человек больше, чем в аналогичном периоде 2001 года. Из общего количества сокращенных женщины составили 4438 человек, или 56,0 процентов, мужчины - 3494 (44,0%), молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 1178 (11,8%) и инженерно-технические работники - 3014 человек, или 38,0 процентов.
В области сократились размеры вынужденной неполной занятости. По сравнению с 2001 годом численность работников, работающих в режиме неполной рабочей недели (дня), уменьшилась на 1101 человека (16,7%) и составила 5497 человек, а численность имевших вынужденные административные отпуска - на 2882 человека (15,7%) и составила 15512 человек. Их удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций снизился соответственно с 1,4 процента до 1,2 процента и с 4 процентов до 3,5 процента.
Спрос и предложения на рынке труда области определялись действием системы социально-экономических факторов. Спрос на рабочую силу детерминировался уровнем и динамикой экономического развития, накоплением основных фондов и рыночным поведением хозяйственных субъектов. В результате чего заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках в январе - декабре 2002 года составила 62,8 тыс. вакансий. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одно свободное рабочее место, вакансию) составил 1,8 человек(2001 год- 1,3 чел.).
В структуре заявленных свободных рабочих мест наиболее высок удельный вес заявок на специалистов строительных профессий. Требуются в основном высококвалифицированные специалисты 4-5 разрядов с опытом работы: бетонщики, каменщики, машинисты кранов, маляры-штукатуры, отделочники, паркетчики, столяры-станочники, плотники, монтажники, электрогазосварщики.
Несмотря на продолжающееся улучшение социально-экономической ситуации, положение с безработицей в области остается сложным. Сохранялись профессионально-квалификационные несоответствия между требованиями работодателей и качеством рабочей силы. По-прежнему среди причин отказов работодателей преобладали дискриминационные: пол, возраст, наличие детей. Более мобильными и инициативными на рынке труда остаются молодые люди - они находят работу в два раза быстрее, чем лица предпенсионного возраста или женщины, имеющие детей.
Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины - лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
Доминирующее положение среди зарегистрированных безработных сохраняется за женщинами - 68,8 процента, молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 26,8 процента, инвалиды - 5,7 процента, беженцы и вынужденные переселенцы - 0,5 процента, 15,2 процента проживают в сельской местности.
Проводимая департаментом федеральной государственной службы занятости по Белгородской области совместно с администрацией области, органами местного самоуправления районов и городов, объединениями работодателей и профсоюзов в 2002 году работа способствовала смягчению социальной напряженности на рынке труда и выполнению в полном объеме Контрольных показателей, утвержденных приказом Минтруда России от 19 февраля 2002 года N 23.
Проведенные мероприятия позволили сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,16 процента вместо предусмотренных Программой 1,1-1,3 процента, что на 0,6 процента меньше, чем в целом по Российской Федерации.
Финансирование Программы содействия занятости населения в 2002 году осуществлялось согласно совместному приказу Минтруда России и Минфина России от 25 марта 2002 года N 57/21н "Об утверждении Положения о финансировании по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета". В 2002 году было израсходовано 118,6 млн. рублей, или 100 процентов годовых лимитов. Затраты на мероприятия активной политики занятости составили 17 млн. рублей, или 14,3 процента от общей суммы расходов, в том числе: на профессиональное обучение и профессиональную ориентацию незанятых граждан 6,1 млн. рублей (5,1%); на мероприятия по содействию трудоустройству населения -10,8 млн. рублей (9,1%), из них на: организацию общественных работ -1,8 млн. рублей, временную занятость подростков - 6,6 млн. рублей, временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - 1,5 млн. рублей.
На мероприятия по социальной поддержке безработных граждан в 2002 году израсходовано 101,6 млн. рублей (85,7%), в том числе: на выплату пособий и материальной помощи безработным, возврат сумм по досрочным пенсиям - 96,7 млн. рублей (81,5%), на выплату стипендий - 4,9 млн. рублей (4,2%).
2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2003 год
На рынке труда области доминируют проблемы спроса на рабочую силу, недостаточным объемом которого, предопределяются скрытая и открытая, в том числе регистрируемая безработица. Сложившаяся структура спроса на рабочую силу не соответствует задачам социально-экономического развития и реформирования экономики. Структура и динамика предложения рабочей силы, экономическая активность населения по-прежнему определяются уровнем и степенью дифференциации заработной платы, сегментацией рынка труда, включая его деление на формальный и неформальный, несовершенством механизмов регулирования и финансирования политики на рынке труда.
По прогнозу социально-экономического развития области в 2003 году предполагается увеличение трудовых ресурсов до 911,6 тыс. человек. Численность занятых в области составит 678,2 тыс. человек. На рынке труда на рабочие места будут претендовать примерно 246 тыс. человек, свыше 40 процентов из них составят граждане, уволенные по причине текучести и в связи с высвобождением кадров, причем число высвобождаемых работников может составить от 8 до 8,5 тыс. человек. Основной отток кадров будет наблюдаться в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, коммунальном хозяйстве и финансовой сфере.
Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики роста заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.
Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации предложения рабочей силы. Расчеты показывают, что в 2003 году ожидается умеренный рост численности занятых. Спрос на рабочую силу увеличится практически во всех отраслях (за исключением сельского хозяйства и органов управления).
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2003 году приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
В 2003 году ожидается устойчивая потребность экономики в квалифицированных кадрах рабочих профессий, владеющих несколькими специальностями. Наибольшим спросом будут пользоваться рабочие профессии: водитель автомобиля, каменщик, маляр, машинист различного технологического оборудования, газосварщик, электромонтер всех специальностей, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, а также специалисты: агроном, ветеринарный врач, зоотехник, инженер, учитель, экономист. Расширится спрос на специалистов малого и среднего бизнеса для непроизводственной сферы деятельности по специальностям: бухгалтер (высокой квалификации), механик, инженер - строитель, прораб, инженер - технолог, юрисконсульт, врачи различных профилей, средний медицинский персонал, агент страховой и коммерческий, специалисты торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения и другие. Не будут испытывать сложности с трудоустройством специалисты, владеющие компьютерными технологиями, в связи с развивающимся процессом информатизации общества.
Интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и выпускников средних профессиональных учебных заведений и высших учебных заведений области, не трудоустроившихся в течение прошлого года.
В зависимости от социально-экономического положения в области будут формироваться и другие категории лиц, составляющие рынок труда (уволенные по причине текучести кадров, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, граждане трудоспособного возраста, прибывшие из других регионов, и привлекаемые на территорию области иностранные работники).
Основными детерминантами прогноза рынка труда на 2003 год останутся демографические изменения и развитие ведущих отраслей экономики области.
По оценке в прогнозируемом периоде сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий.
Состояние рынка труда будет характеризоваться:
относительной стабильностью уровня регистрируемой безработицы и структуры безработных по полу, возрасту, уровню образования, месту проживания;
уменьшением удельного веса уволившихся по собственному желанию;
сохранением низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и др.);
объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам;
уменьшением численности лиц, уволившихся в связи с выходом на пенсию, так как новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию в полном объеме;
сохранением низкой территориальной и профессиональной трудовой мобильности рабочей силы.
Исходя из прогноза и опыта прошлых лет, ожидается, что около 70 процентов граждан будут трудоустраиваться самостоятельно, а 30 процентов станут клиентами службы занятости.
Практическая помощь в трудоустройстве будет оказана 45 тыс. гражданам, или почти 80 процентам от обратившихся.
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных на конец 2003 года может возрасти на 8 процентов и составит 9,2 - 10,6 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, составит 1,3-1,5 процента.
Возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально - квалификационной структуры приведет к смене тенденции в динамике обращения незанятого населения к услугам органов службы занятости. Исходя из прогноза ситуации на областном рынке труда, общая численность безработных в 2003 году может составить 60 - 66 тыс. человек, или 8-9 процентов к экономически активному населению. В результате чего оценка дисбаланса рынка труда будет согласовываться с общей (реальной) безработицей, прогнозируемой по расчетам, проводимым областным комитетом государственной статистики в соответствии с методологией Международной Организации Труда.
Динамика численности занятых, прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, численности безработных граждан и уровня безработицы представлены в приложениях N 1 - N 4.
3. Мероприятия по содействию трудоустройству населения и социальной
поддержке безработных граждан
3.1. Совершенствование работы по содействию трудоустройству населения
Предполагается, что в 2003 году по вопросам трудоустройства в городские и районные центры занятости населения обратятся 50 - 55 тыс. человек.
Для обеспечения их занятости, а также удовлетворения потребности работодателей в рабочей силе предусматривается сосредоточить усилия на:
совершенствовании работы городских и районных центров занятости населения по подбору подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, а также работников по заявкам работодателей;
повышении стимулов активного самостоятельного поиска работы безработными гражданами;
совершенствовании формирования и обновления банка вакансий области, городов и районов, информировании ищущих работу граждан о возможностях их трудоустройства;
обеспечении дополнительных гарантий для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите;
участии в формировании и использовании данных межрегионального и областного банков свободных рабочих мест и должностей с целью содействия трудоустройству граждан области в других регионах Российской Федерации;
продолжении отработки механизма взаимодействия органов службы занятости населения ФГСЗН и работодателей по проведению мероприятий, связанных с изменением численности работающих, постоянному пополнению и корректировке данных о специалистах высокой квалификации из числа безработных граждан.
Выполнение намеченных мероприятий позволит собрать от предприятий всех форм собственности 55000 вакансий и трудоустроить на них 45,0 тыс. человек.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
3.2. Организация общественных работ
Целью привлечения безработных к участию в общественных работах являются оказание им материальной поддержки, сохранение мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретение трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
Предусматривается в 2003 году охватить участием в общественных работах не менее 448 человек. Расходы средств федерального бюджета на эти цели составят 1678,0 тыс. рублей.
Для реализации намеченного предполагается:
определить объемы и виды общественных работ в зависимости от состава безработных, потребностей и возможностей предприятий и организаций;
повысить престижность общественных работ за счет организации работ интеллектуального характера;
производить оплату затрат на транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно;
совершенствовать систему оперативного информирования безработных граждан о возможностях участия в общественных работах путем размещения материалов в средствах массовой информации;
обеспечить поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.
О динамике изменений минимального размера пособия по безработице см. справку
Исполнители: Департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
3.3. Оказание содействия самозанятости населения
В целях оказания безработным гражданам содействия в развитии предпринимательства, их адаптации к условиям рынка труда городскими и районными центрами занятости населения в 2003 году будет продолжена работа по оказанию финансовой помощи лицам, изъявившим желание организовать собственное дело.
Предусматривается, что за 2003 год 42 безработным будет оказана поддержка в их предпринимательской деятельности.
Для оказания содействия безработным в развитии самозанятости предусматриваются следующие мероприятия:
предоставление безработным гражданам организационно - информационных материалов и консультационных услуг о возможности организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
проведение разъяснительной работы, тестирование, содействие в подготовке бизнес-планов, предоставление возможности использования оргтехники и каналов связи незанятому населению по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости путем обучения безработных граждан основам предпринимательства и профессиям, ориентированным на самостоятельную занятость, развитие малого и среднего бизнеса;
оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости, в том числе на подготовку учредительных документов, оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации, изготовление печатей и штампов.
Расходы средств федерального бюджета на эти цели составят 240,4 тыс. рублей.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
3.4. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
В 2003 году будет продолжена работа по совершенствованию системы социальной адаптации на рынке труда безработных граждан и незанятого населения посредством реализации социально ориентированных форм организации этой работы, включающих:
расширение и углубление практики оказания безработным гражданам и незанятому населению психологической поддержки, способствующей профессиональному самоопределению, оптимизации психологического состояния человека, снижению актуальности проблем, препятствующих самореализации граждан;
подготовку и издание информационных и методических материалов, изготовление наглядной информации, периодических изданий по вопросам трудоустройства;
приобретение оборудования в соответствии с технологиями реализации мероприятий по социальной адаптации на рынке труда (компьютеров, средств электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, оборудования локальных и информационных сетей, в том числе сети "Интернет", оргтехники, аудио- и видеотехники).
Продолжится развитие и распространение групповых форм обучения поиску работы, обеспечивающих повышение мотивации трудоустройства, расширение вариантов занятости, формирование позиции на максимальную эффективность самостоятельного поиска работы.
Обучение безработных граждан и незанятого населения, объединенных сходными проблемами, активным методам поиска работы будет способствовать снижению уровня безработицы и росту эффективности работы службы занятости.
В 2003 году такими услугами планируется охватить 246 человек и израсходовать на эти цели 51,1 тыс. рублей.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
3.5. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
С целью установления непосредственных контактов с работодателями ищущих работу и безработных граждан, предоставления возможности гражданам подобрать работу, расширения информации о рынке труда, переобучении, профессиональной пригодности департаментом ФГСЗН, городскими и районными центрами занятости организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.
В 2003 году планируется провести 72 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Расходы на организацию ярмарок, которые предположительно посетят около 15 тыс. человек, составят 320 тысяч рублей, будут трудоустроены около 3 тыс. человек.
Исходя из этого предполагается:
подготовка, издание и размещение информационных материалов о деятельности органов службы занятости (оформление наглядной информации, изготовление или аренда рекламных щитов, оформление помещения, тиражирование рекламно-информационных и методических материалов, приобретение специальных периодических изданий по вопросам трудоустройства, размещение материалов в средствах массовой информации, оплата типографских расходов);
аренда помещения на время проведения мероприятия, хранение материалов;
транспортные расходы по доставке специалистов до места проведения мероприятия и обратно, перевозке оборудования и информационных материалов;
приобретение канцелярских товаров, аренда каналов связи, использование услуг почтовой связи.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, работодатели, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
3.6. Организация временного трудоустройства занятости
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
В 2003 году в целях трудовой адаптации, получения профессиональных навыков и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних граждан в области будет продолжена практика создания временных рабочих мест для трудоустройства подростков на временную работу в период летних каникул и в свободное от учебы время. В планируемом периоде предусматривается трудоустройство 8860 несовершеннолетних граждан. Затраты средств на эти цели составят 6497,1 тыс. рублей.
Приоритетным правом при трудоустройстве будут пользоваться сироты, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, "трудные" подростки и освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.
Для реализации этих мероприятий планируются совместные усилия городских и районных центров занятости населения, органов общего и профессионального образования, отделов по делам молодежи, работодателей, других заинтересованных организаций, что позволит:
оказать материальную поддержку несовершеннолетним гражданам в период их участия во временных работах не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации;
обеспечить доставку несовершеннолетних граждан к месту проведения работ и обратно.
Исполнители: Управление по делам молодежи администрации области, управление образования и науки администрации области, департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4. Организация временного трудоустройства занятости безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите
В целях снижения остроты проблемы занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, намечается осуществить комплекс мер социально-экономического и организационного характера, которые позволят в 2003 году поддержать доходы 411 безработных на период их участия во временных работах в размере не ниже минимального пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. Затраты на эти цели из федерального бюджета составят 1368,7 тыс. рублей.
О динамике изменений минимального размера пособия по безработице см. справку
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, органы местного самоуправления городов и районов, департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.1. Содействие трудоустройству инвалидов
Важнейшим направлением деятельности департамента ФГСЗН, городских и районных центров занятости населения будет трудоустройство в первоочередном порядке лиц с ограниченной трудоспособностью.
Для достижения поставленной цели предусматривается:
утверждение главами местного самоуправления городов и районов квоты предприятиям, учреждениям и организациям для трудоустройства инвалидов;
проведение мероприятий по социальной адаптации на рынке труда инвалидов, зарегистрированных в городских и районных центрах занятости населения в качестве безработных, посредством участия в программах "Новый старт" и "Клуб ищущих работу";
предоставление инвалидам услуг, содействующих повышению их занятости, профессиональной ориентации, профессиональному обучению специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, а также дающим возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе надомным трудом;
создание банка данных предприятий всех форм собственности, использующих труд инвалидов;
формирование банка свободных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью в соответствии с их медицинскими рекомендациями;
оказание психологической поддержки инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитации и ситуации на городских и районных рынках труда.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, департамент ФГСЗН, управление здравоохранения администрации области, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.2. Содействие трудоустройству граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей
Предполагается, что в 2003 году в органы службы занятости за содействием в подборе подходящей работы обратятся 700 - 800 человек из числа бывших военнослужащих и членов их семей. Основные мероприятия по поддержке граждан этой категории будут направлены на социально - профессиональную адаптацию, военно-профессиональную ориентацию и интеграцию в гражданскую жизнь граждан, уволенных с военной службы, с учетом реализации соглашения о взаимодействии департамента ФГСЗН с областным военным комиссариатом. Прогнозируется, что в 2003 году профессиональную подготовку и переподготовку пройдут 50 бывших военнослужащих и членов их семей. Их профессиональная подготовка будет вестись по специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда, дающим возможность дальнейшей организации самозанятости. Кроме того, для комплексного решения этой проблемы Программой предусмотрены:
организация работы по содействию постоянной и временной занятости указанной категории граждан и членов их семей на резервируемых рабочих местах;
проведение профессиональной ориентации увольняемых военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, дислоцирующихся на территории области, с целью их последующего трудоустройства;
обеспечение социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на начальном этапе их интеграции в гражданскую деятельность.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.3. Содействие трудоустройству молодежи
В 2003 году численность молодых граждан, выходящих на рынок труда, составит 20 - 23 тыс. человек.
Первоочередной задачей по содействию занятости молодежи станет создание условий для трудоустройства отдельных категорий молодежи и выпускников учебных заведений на квотируемые рабочие места в соответствии с действующим законодательством.
В этих целях предусматривается:
корректировка перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в общеобразовательных и профессиональных учебных учреждениях области, и количества выпускаемых молодых специалистов с учетом спроса на рабочую силу;
проведение целенаправленной профориентационной работы с молодежью и оказание ей содействия в получении новой профессии, переподготовке и повышении квалификации с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда;
организация и проведение ярмарок рабочих и учебных мест для молодежи;
создание временных рабочих мест на предприятиях для приобретения молодежью профессиональных знаний, умений и навыков с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и предоставления ей возможности получения постоянного рабочего места;
привлечение молодежи к участию в общественных работах за счет расширения видов работ интеллектуального характера и в социальной сфере.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, управление по делам молодежи администрации области, департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.4. Содействие трудоустройству женщин
Общая численность безработных женщин (с учетом полной и неполной занятости) в 2003 году может составить 35 - 40 тыс. человек, в том числе официально зарегистрированных - 6,5 тыс. человек. Предполагается, что в ближайшее время потребность женщин в оплачиваемой работе сохранится. В наиболее сложном положении на рынке труда окажутся слабозащищенные категории женщин: женщины, имеющие малолетних детей или детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста и жены военнослужащих, уволенных в запас.
Для снижения остроты проблемы занятости женщин в 2003 году предусматривается:
проведение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации безработных женщин с учетом предстоящего экономического роста производства;
развитие женского предпринимательства и самозанятости в различных формах семейного бизнеса, в том числе для многодетных женщин - в сфере народных промыслов;
содействие занятости безработных женщин на основе сотрудничества с женскими общественными организациями;
проведение специализированных ярмарок вакансий для трудоустройства женщин;
обеспечение занятости безработных и незанятых женщин, особо нуждающихся в социальной поддержке и имеющих несовершеннолетних детей;
развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры;
проведение мониторинга положения женщин на рынке труда и подготовка соответствующих информационно-аналитических материалов.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.5. Содействие трудоустройству лиц, освобожденных из учреждении,
исполняющих наказание
Граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места. Ожидается, что в 2003 году в городские и районные центры занятости населения обратятся 200 - 250 таких граждан. Для их занятости планируется реализовать следующие меры:
продолжить сотрудничество с администрациями учреждений, исполняющих наказание, по информированию лиц, подлежащих освобождению, о состоянии рынка труда, возможностях городских и районных центров занятости населения по оказанию им помощи в поиске работы;
содействовать в трудоустройстве граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, на квотируемые рабочие места;
организовать на предприятиях совместно с органами местного самоуправления проведение оплачиваемых общественных работ для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание;
обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку граждан, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание, в случае невозможности их трудоустройства ввиду отсутствия у них профессии либо низкой квалификации;
оказывать вышедшим на свободу гражданам психологическую поддержку в период их трудоустройства.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.6. Содействие трудоустройству населения, проживающего
в сельской местности
Предполагается, что в 2003 году в городские и районные центры занятости населения обратятся за содействием в трудоустройстве около 15 тыс. сельских жителей. В целях обеспечения их трудоустройства планируется осуществить следующие меры, направленные на:
- дальнейшее развитие и укрепление контактов с работодателями для пополнения банка вакансий, сокращение периода поиска подходящей работы и безработицы;
- организацию для безработных сельских граждан временных и общественных работ в период проведения сезонных сельскохозяйственных кампаний;
- привлечение незанятых граждан, проживающих в сельской местности, к занятиям малым бизнесом и предпринимательством, направленным на возрождение службы быта на селе, производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, развитие народных промыслов;
проведение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки профессиям, востребованным на местных рынках труда, с последующим трудоустройством.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.7. Содействие трудоустройству незанятого населения
в другой местности
Исходя из прогноза, а также опыта прошлых лет в 2003 году ожидается обращение в органы службы занятости населения более 2-х тыс. человек в поиске работы вне территории проживания. Для создания условий, позволяющих расширить возможности трудоустройства граждан не только по месту жительства, но и за его пределами, предусматривается:
создание межрегионального и внутриобластного банков вакансий рабочих мест для трудоустройства граждан, обращающихся в органы службы занятости, желающих переехать в другую местность;
постоянное взаимодействие с работодателями других субъектов Российской Федерации с целью подбора подходящих рабочих мест для граждан, ищущих работу выездного характера;
использование общероссийского банка данных вакансий в целях обеспечения территориальной мобильности рабочей силы;
информирование населения о вакансиях, предлагаемых работодателями других регионов Российской Федерации с использованием информационного бюллетеня департамента ФГСЗН "Ориентир".
Выполнение намеченных мероприятий позволит трудоустроиться на предприятиях, расположенных в другой местности, более 400 гражданам,
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.8. Привлечение на территорию области иностранной рабочей силы
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ежегодная квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы утверждается Правительством Российской Федерации. По предложению администрации области утверждена квота на 2003 год в количестве 9000 приглашений на въезд в область иностранных граждан в целях осуществления ими трудовой деятельности.
Для регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории области предусматриваются следующие мероприятия:
принимать участие в комиссии по подготовке предложений для определения ежегодной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Белгородскую область в целях осуществления ими трудовой деятельности;
проводить работу по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных граждан, с учетом складывающейся ситуации на рынке труда области;
осуществлять контроль по квоте за привлечением и использованием иностранной рабочей силы согласно выданным заключениям в городах и районах;
обеспечивать сбор и анализ сведений о количестве и категориях иностранных работников, привлекаемых в область.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.9. Содействие организации альтернативной гражданской службы
В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", позволяющего гражданам реализовать право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в 2003 году будут проводиться мероприятия, направленные на:
сотрудничество с предприятиями и организациями области с целью определения видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
формирование специализированных банков вакансий для граждан, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы;
представление в Минтруда России и администрацию области перечня организаций и их месторасположения (адреса), где предполагается прохождение альтернативной гражданской службы, а также видов работ, профессий, должностей в данных организациях;
взаимодействие с городскими и районными военкоматами с целью ведения учета граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
направление в Минтруда России и администрацию области информации о гражданах, прибывших для прохождения службы на предприятия и в организации области.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
4.10. Обеспечение профилактики бродяжничества
В современных условиях не снижается острота проблемы распространения бродяжничества среди лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятия. В целях участия в профилактике бродяжничества планируется реализовать следующие мероприятия:
составить перечень городов и районов области с неблагоприятной обстановкой по количеству лиц без определенного места жительства и занятия;
создать внутриобластной банк вакансий постоянных, временных, сезонных рабочих мест, по возможности, с предоставлением жилья, для трудоустройства лиц, находящихся в экстремальных ситуациях и желающих вернуться к нормальному образу жизни;
информировать лиц, находящихся в экстремальных условиях, о возможности их трудоустройства;
проводить экспертизу профессиональных способностей и обеспечивать профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и переподготовку этой категории граждан, предоставлять им возможность получения психологической поддержки по снятию уровня тревожности и повышению уверенности в "себе.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
5. Социальная поддержка безработных граждан
Финансирование социальной поддержки безработных граждан будет осуществляться по целевой статье функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации "Выплата пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты безработным гражданам".
В состав расходов будут включаться затраты на:
пособие по безработице в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина) и участия безработных граждан в общественных работах;
доплаты к пособию по безработице на лиц, находящихся на содержании безработного гражданина;
материальную помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством Российской Федерации о занятости населения периода его выплаты (включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания и уплату единого социального налога);
материальную помощь лицам, находящимся на содержании безработного гражданина, в период его безработицы;
стипендию в период прохождения безработными гражданами профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению департамента ФГСЗН или центра занятости населения;
доплаты к стипендии в период прохождения безработными гражданами профессионального обучения на лиц, находящихся на их содержании;
материальную помощь безработным гражданам в период профессионального обучения;
ежемесячное авансирование расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно (включая расходы на доставку), и погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);
услуги почтовых отделений связи по доставке пособий по безработице, стипендий и материальной помощи.
Для обеспечения государственных гарантий безработных граждан и членов их семей в 2003 году Программой предусматривается:
среднемесячная выплата пособий по безработице 8,0 тыс. человек, включая доплаты на лиц, находящихся на содержании безработного, в сумме 109365,1 тыс. рублей;
оказание материальной помощи 500 безработным и членам их семей в сумме 201,7 тыс. рублей;
выплата досрочных пенсий 250 человекам, расходы составят 3500,0 тыс. рублей;
выплата стипендий 3000 безработным гражданам в период профессионального обучения - 4576,9 млн. рублей.
В целом расходы федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан составят 117643,7 тыс. рублей.
Основные усилия по поддержанию доходов безработных граждан в 2003 году будут направлены на:
обеспечение регулярной выплаты пособий и стипендий, исчисленных в установленном порядке, официально зарегистрированным безработным городскими и районными центрами занятости населения;
предоставление материальной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;
осуществление контроля за правильным и своевременным начислением и выплатой пособия по безработице и стипендии.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
6. Профессиональная ориентация
В современных условиях формирования рынка труда профессиональная ориентация будет направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, развитие ее профессиональных возможностей, формирование профессиональной и личной мобильности с тем, чтобы при включении в ту или иную профессиональную деятельность человек мог в полной мере реализовать себя в профессии, а в случае необходимости гибко реагировать на возможность ее перемены.
В 2003 году оказанием услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке будут охвачены 22560 граждан. Расходы из средств федерального бюджета составят 186,0 тыс. рублей.
Действия органов службы занятости будут направлены на:
разработку, изготовление, тиражирование профориентационных материалов и технологий работы, создание условий для самостоятельного получения информации клиентами службы занятости;
организацию профессиональной ориентации учащихся и особенно выпускников общеобразовательных и профессиональных учреждений, военнослужащих, уволенных в запас, и лиц с ограниченной трудоспособностью;
проведение профориентационных, психологических и социологических исследований, приобретение методических материалов, специальной литературы, компьютерного и программного обеспечения, применяемых при проведении профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда;
оказание услуг работодателям по отбору и развитию персонала, кадрового менеджмента;
превентивную информационную работу с гражданами, готовящимися к высвобождению;
организацию обучения и повышения квалификации специалистов по профессиональной ориентации, проведение их аттестации и методических семинаров;
укрепление материально-технической базы для проведения профессиональной ориентации населения, завершение компьютеризации рабочих мест профконсультантов;
использование на время проведения мероприятий по профессиональной ориентации населения арендуемых помещений, информационных стендов, каналов связи (в том числе сети "Интернет"), аудио- и видеотехники.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, управление образования и науки администрации области, учебные центры департамента ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
7. Профессиональное обучение безработных граждан
В 2003 году профессиональное обучение безработных граждан прогнозируется осуществлять под заявленные работодателями в центры занятости населения рабочие и квотируемые места для отдельных категорий граждан, последующую предпринимательскую деятельность и самозанятость населения, перспективные профили экономики и производства, возрождаемые или вводимые на территории области.
Органами службы занятости планируется направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 3000 человек, при этом приоритетное право будет предоставлено безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите: инвалидам, имеющим показания к труду; многодетным и одиноким женщинам, имеющим малолетних детей; выпускникам профессиональных учебных заведений; бывшим военнослужащим и членам их семей; беженцам и вынужденным переселенцам; гражданам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказание.
Планируемые объемы профессионального обучения позволят безработным гражданам из вышеуказанных категорий населения освоить профессию, специальность, вид деятельности под гарантированные и квотированные рабочие места, а также для последующей занятости предпринимательской деятельностью и самозанятости.
В целях повышения качества рабочей силы будет продолжена работа по конкурсному отбору учебных заведений для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Предусматривается участие органов службы занятости населения в разработке социального заказа профессиональным образовательным учреждениям на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих с учетом удовлетворения текущих и перспективных потребностей области.
Повысят эффективность профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан образовательные учреждения службы занятости (Белгородский и Старооскольский учебные центры, Валуйский филиал Белгородского учебного центра) на основе внедрения прогрессивных программ, методик и технологий обучения, развития учебно-материальной базы. Для безработных граждан, проживающих в сельской местности, будут сохранены тенденции профессионального обучения по месту их проживания с учетом увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и решением проблем социальной сферы села. Согласно прогнозируемой оценке в 2003 году профессиональное обучение пройдут более 80 процентов безработных граждан, проживающих в сельской местности, не имеющих подходящей работы.
Общие затраты из средств федерального бюджета на профессиональное обучение безработных граждан составят 6100,0 тыс. рублей.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, управление образования и науки администрации области, учебные центры департамента ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
8. Информирование населения и работодателей о положении
на рынке труда
Улучшению функционирования рынка труда в 2003 году будут способствовать меры, направленные на совершенствование системы информирования населения и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы, профессиональной ориентации и профессиональном обучении безработных граждан.
В информационном обеспечении политики занятости деятельность департамента ФГСЗН будет направлена на дальнейшее расширение средств и видов распространения сведений о состоянии рынка труда, поиск дополнительных и приемлемых в финансовом отношении каналов массовой информации.
Предполагается расширить сведения о возможностях трудоустройства, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложении рабочей силы.
В целях формирования общественного мнения через средства массовой информации о проводимой государственной политике на рынке труда, разъяснения Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" и оказания информационной помощи гражданам в поиске работы в 2003 году предусматривается:
обеспечение подготовки и выпуска специализированного периодического издания департамента ФГСЗН - ежемесячного информационного бюллетеня "Ориентир";
подготовка и издание справочных и информационных материалов, оформление наглядной информации, изготовление или аренда рекламных щитов, тиражирование рекламно-информационных материалов по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении в средствах массовой информации, оплата типографских расходов;
размещение в прессе, на радио, телевидении тематических материалов о ситуации с занятостью и безработицей в области;
проведение пресс-конференций, встреч с представителями работодателей различных форм собственности в целях обмена информацией по проблемам занятости населения;
использование каналов связи (в том числе сети "Интернет") и услуг почтовой связи;
проведение консультаций для высвобождаемых работников и несовершеннолетних граждан по вопросам профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки, психологической поддержки, применения законодательства о занятости населения;
издание Программы содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год.
Затраты средств федерального бюджета на эти цели составят 250,7 тыс. рублей.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
9. Информатизация деятельности органов службы занятости
В 2003 году предстоит завершить комплектование всех подразделений департамента ФГСЗН, городских и районных центров занятости населения компьютерной техникой, осуществить модернизацию действующих ПЭВМ и программного обеспечения, продолжить работу по созданию единой автоматизированной системы информации, обеспечивающей доступ клиентов службы занятости и ее работников к банку нормативных правовых и законодательных актов, областному и межрегиональному банку вакансий рабочих мест и должностей, и предоставляющейся возможности использовать в информационной работе сети "Интернет" и другие электронные системы.
В этих целях намечается:
создать в отделах департамента ФГСЗН, городских и районных центрах занятости населения 30 дополнительных автоматизированных рабочих мест;
провести модернизацию локальных вычислительных сетей в 16 городских и районных центрах занятости населения на 107 рабочих мест;
осуществить переход в 17 городских и районных центрах занятости населения на версию 7.0 ПТК "Катарсис";
завершить работу по внедрению Интернет-технологий в 9 центрах занятости населения.
Реализация данных мероприятий при должном финансировании позволит повысить уровень автоматизации рабочих мест по учету безработных граждан, оперативность получения статистической отчетности, своевременно информировать население и работодателей о положении на рынке труда области.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
10. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование расходов на реализацию мероприятий Программы содействия занятости населения будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в пределах объемов финансирования пособий по безработице и социальных выплат безработным гражданам, утвержденных в установленном порядке в Белгородской области Министерством труда и социального развития Российской Федерации на 2003 год.
Распорядителем бюджетных средств, выделяемых области на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, получаемых из федерального бюджета, является департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области.
Получателями бюджетных средств на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения и социальной поддержке безработных граждан являются государственные учреждения - городские и районные центры занятости населения.
Учет операций со средствами федерального бюджета, предусмотренными на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, осуществляется на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В ходе реализации Программы, исходя из сложившейся на рынке труда ситуации, ее мероприятия и контрольные показатели будут уточняться. Объемы и источники финансирования могут корректироваться в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами в сфере труда и занятости, утвержденными бюджетами Российской Федерации и Белгородской области. Контрольные показатели и объемы финансирования мероприятий Программы по содействию трудоустройству населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, без учета содержания службы занятости в сумме 134335,7 тыс. рублей, приводятся в приложениях N 5 - N 6.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
11. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Реализация Программы в 2003 году позволит создать необходимые условия для функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития-экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, увеличения спроса на трудовые ресурсы, снижения социальной напряженности в области посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.
В 2003 году предполагается:
повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем сбора 55,0 тыс. вакансий;
обеспечить численность трудоустроенных 45,0 тыс. граждан и численность участников в мероприятиях по содействию трудоустройству населения 10007 человек, в том числе:
в общественных работах - 448 граждан, особо нуждающихся в социальной защите - 411 человек;
содействовать участию в программах социальной адаптации на рынке труда 246 безработным гражданам;
организовать и провести 72 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;
оказать содействие самозанятости 42 безработным гражданам;
организовать временное трудоустройство 8860 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
оказать услуги по профессиональной ориентации 22560 гражданам;
направить на профессиональное обучение 3000 безработных граждан;
не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы свыше 1,5 процента.
Расчеты показывают, что выполнение программных мероприятий в 2003 году позволит обеспечить сохранение, а при имеющихся резервах -превышение достигнутого уровня показателей по отдельным направлениям работы службы занятости.
Исполнители: Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
12. Организация управления Программой и контроль за ходом ее
реализации
Заказчиком Программы является департамент ФГСЗН и администрация Белгородской области, которые осуществляют текущую координацию деятельности городских и районных центров занятости населения и органов местного самоуправления городов и районов - участников Программы.
Организацию текущего контроля за ходом реализации Программы будут осуществлять департамент ФГСЗН совместно с департаментом социальной политики администрации области и органами местного самоуправления.
В процессе управления реализацией Программы департамент ФГСЗН осуществит подготовку и доведение до городских и районных центров занятости населения контрольных показателей и объемов финансирования мероприятий по содействию трудоустройству населения и социальной поддержке безработных граждан.
Организация управления Программой будет осуществляться в соответствии с контрольными показателями по численности участников мероприятий по содействию занятости населения и объемов финансирования пособий по безработице и социальных выплат безработным гражданам, утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации. В случае обострения обстановки на областном рынке труда департамент ФГСЗН общее управление Программой и бюджетными ресурсами будет осуществлять в основном административными методами, путем внесения соответствующих корректив в контрольные показатели и объемы финансирования на реализацию мероприятий городских и районных программ содействия занятости населения.
В целях эффективной реализации контрольных заданий, установленных настоящей Программой, в 2003 году предусматриваются следующие меры:
комплексные проверки комиссий департамента ФГСЗН работы городских и районных центров занятости населения;
представление отчетов, обзоров о ходе выполнения Программы в вышестоящие органы;
рассмотрение итогов исполнения мероприятий Программы в администрациях области, городов и районов, на коллегиях департамента ФГСЗН.
О ходе и результатах выполнения Программы информируются Министерство труда и социального развития Российской Федерации, администрация области и областное объединение профессиональных союзов в установленные срока.
Программа содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год вступает в силу после ее утверждения постановлением главы администрации области.
Исполнители: Департамент социальной политики правительства администрации области, департамент ФГСЗН, органы местного самоуправления городов и районов, городские и районные центры занятости населения.
В течение 2003 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 31 марта 2003 г. N 109 "О программе содействия занятости населения Белгородской области на 2003 год"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" от 10 июня 2003 г. N 51.
Постановлением Губернатора Белгородской области от 8 апреля 2004 г. N 91 настоящее постановление признано утратившим силу