Постановлением Губернатора Белгородской области от 15 февраля 2005 г. N 23 настоящее постановление снято с контроля
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" и в целях усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств на территории Белгородской области, профилактики их потребления, лечения и реабилитации наркозависимой части населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить руководителем Программы заместителя начальника департамента безопасности и укрепления правопорядка администрации области Корчиго Т.П.
3. Возложить на координационную антинаркотическую комиссию при главе администрации области (Романцов А.В.) координацию деятельности областных органов исполнительной власти, территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления городов и районов по реализации программных мероприятий.
4. Управлениям образования и науки (Тимофеев С.П.), .здравоохранения (Стукалов А.Ф.), по делам молодежи (Беспаленко П.Н.), социальной защиты населения (Гетманский В.З.), физической культуры, спорта и туризма (Шевригин В.К.), культуры (Кулабухов А.В.) администрации области совместно с управлением внутренних дел области (Гончаров Н.В.) и заинтересованными территориальными федеральными органами исполнительной власти:
- обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки;
- представлять по запросам координационной антинаркотической комиссии при главе администрации области аналитическую и оперативную информацию о финансировании и выполнении программных мероприятий.
5. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) производить финансирование программы в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на 2003-2004 годы.
6. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2003-2004 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
7. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области организовать разработку и утвердить аналогичные комплексные целевые программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы с соответствующим ресурсным обеспечением.
8. Признать утратившим силу постановление главы администрации области от 9 ноября 2000 года N 697 "Об утверждении областной комплексной программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2008 годы".
9. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области - секретаря Совета безопасности администрации области Романцова А.В.
О ходе исполнения постановления информировать к 20 февраля 2004, 2005 годов.
Глава администрации области |
Е. Савченко |
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы"
(утв. постановлением главы администрации области
от 24 апреля 2003 г. N 159)
Паспорт
областной целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы"
Наименование Программы |
- областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы" |
Наименование, дата, номер решения о разработке Программы |
- распоряжение главы администрации области от 3 июня 2002 года N 350-р "О разработке областной целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы" |
Государственный заказчик |
- департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области |
Основной разработчик Программы |
- координационная антинаркотическая комиссия при главе администрации области |
Цель Программы | - создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркотиков и связанных с ними преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
Задачи Программы | - создание системы противодействия распространению наркомании и токсикомании в области, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками; |
- совершенствование антинаркотической пропаганды; |
|
- создание системы мониторинга распространения наркомании; |
|
- создание системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; |
|
- укрепление материально-технической базы органов и учреждений, занимающихся вопросами противодействия распространению наркомании; |
|
- создание системы подготовки и переподготовки специалистов в области профилактики наркомании; |
|
- совершенствование межведомственного и расширение международного сотрудничества в области противодей ствия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. |
|
Первый этап реализации Программы - 2003 год: |
|
- совершенствование нормативно-правовой базы; создание системы противодействия и профилактики злоупотребления наркотиками различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними; |
|
- совершенствование антинаркотической пропаганды; |
|
- развитие и укрепление межведомственного взаимодействия; |
|
- создание системы мониторинга распространения наркомании; |
|
- совершенствование системы лечения больных наркоманией; |
|
- проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот. |
|
Второй этап реализации Программы - 2004 год: |
|
- завершение проводимых научных разработок; |
|
- практическое внедрение методологии и методики проведения антинаркотической профилактической работы; |
|
- широкое внедрение в практику новых концепций и методов лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией; |
|
- укрепление материально-технической базы органов и учреждений, занимающихся вопросами противодействия распространению наркомании; |
|
- создание системы подготовки и переподготовки специалистов в области профилактики наркомании; |
|
- развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. |
|
Сроки реализации Программы |
- начало: 1 января 2003 года - окончание: 3 1 декабря 2004 года |
Основные мероприятия Программы |
1. Организационные н правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. |
2. Совершенствование форм и методов профилактики наркомании. |
|
3. Выявление, лечение и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. |
|
4. Разработка научно-методических основ противодействия распространению наркомании и экспериментальная работа. |
|
5. Информационно-методическое обеспечение профилактической антинаркотической деятельности. |
|
6. Обеспечение контроля за распределением наркотических средств. |
|
7. Пресечение незаконного оборота наркотиков. |
|
8. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений системы противодействия распространению наркомании. |
|
9. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой наркомании, выявлением и лечением больных наркоманией, работающих в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. |
|
Основные исполнители Программы |
- департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области; |
- управление внутренних дел области; | |
- управление образования и науки администрации области; |
|
- управление здравоохранения администрации области; |
|
- управление по делам молодежи администрации области; |
|
- управление социальной защиты администрации области; |
|
- управление физической культуры, спорта и туризма администрации области; |
|
- управление культуры администрации области; |
|
- а также заинтересованные территориальные федеральные органы государственной власти по Белгородской области. |
|
Объем и источники финансирования Программы |
всего в 2003-2004 годах - 14,2909 млн. рублей, в том числе: |
- средства федерального бюджета: всего - 4,903 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 1,959 млн. рублей; |
|
- средства областного бюджета: всего - 8,1719 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 4,0736 млн. рублей; |
|
- а также средства областного бюджета, предусмотренные на финансирование основной деятельности; |
|
- внебюджетные источники финансирования: всего - 1,216 млн. рублей, в том числе в 2003 году - 1,105 млн. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- своевременное осуществление мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества; |
- повышение качества и результативности работы по профилактике наркомании, создание у населения активного негативного отношения к лицам, склоняющим к немедицинскому потреблению наркотиков, и сбытчикам наркотических средств; |
|
- создание условий для реабилитации и ресоциализации наркозависимых больных; |
|
снижение уровня незаконного оборота наркотиков и связанной с ним преступности; |
|
- расширение взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями по вопросам профилактики наркомании среди населения области. |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за исполнением Программы возлагается на департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области, департамент финансов и бюджетной политики правительства администрации области. |
Общее руководство Программой и координацию работы по ее исполнению осуществляет координационная антинаркотическая комиссия при главе администрации области |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения главы администрации области от 3 июня 2002 года N 350-р "О разработке областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы".
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная наркоситуация в Белгородской области продолжает характеризоваться неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения области, ее экономике, правопорядку, социальной безопасности.
Географическое положение, наличие разветвленной системы всех видов транспорта, большое количество мигрантов и вынужденных переселенцев способствует тому, что Белгородская область является удобным регионом России для использования его наркодельцами как в виде конечного пункта поставки партии наркотиков, так и перевалочного пункта транспортировки в Москву и другие регионы страны.
Удельный вес нелегально ввозимых в область наркотиков в общем объеме незаконного оборота за последние три года увеличился в три раза. Основными видами поступающих наркотических средств являются марихуана и маковая соломка.
Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, особенно в подростковой среде. Так, если с 1996 по 1998 год количество подростков, злоупотребляющих наркотиками увеличилось в 3,7 раза, то в 2001 году по сравнению с 1999 годом количество подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами увеличилось в 2,9 раза (детей - в 4,8 раза), с диагнозом наркоман - в 1,9 раза. Происходит снижение возраста первых проб наркотиков до 10-11 лет.
За последние шесть лет количество лиц, употребляющих наркотики и причастных к незаконному обороту, состоящих на учете в органах внутренних дел, увеличилось в 3,5 раза и составляет 3556 человек, из них молодежь в возрасте до 30 лет составляет около 60%.
Число связанных с наркотиками преступлений за этот период увеличилось почти в 2,5 раза, достигнув в 2002 году 882 официально зарегистрированных случая. Особую тревогу вызывают факты вовлечения в незаконный оборот наркотиков несовершеннолетних. За 2002 год несовершеннолетними совершено 72 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 5% больше, чем за 2001 год. Их удельный вес составил 9,7% среди лиц, совершивших наркопреступления в 2002 году.
В области происходит структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высоко концентрированные и дорогостоящие опий, героин начинают теснить марихуану и маковую соломку.
Сложившееся положение явилось следствием:
отсутствия системного подхода в осуществлении профилактики наркомании;
наличия межведомственной разобщенности;
См. постановление Главы Администрации Белгородской области от 6 февраля 2003 г. N 53 "О концепции межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди молодежи Белгородской области"
недостаточного правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;
недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического обеспечения;
прозрачности государственной границы на участке Белгородской области, способствующей включению области в сферу интересов международного наркобизнеса.
Все эти факторы дают повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В то же время следует отметить, что в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.
Правоохранительные органы повседневно накапливают опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Продолжается сбор и реализация оперативной информации о наркодиллерах, а также об их связях.
Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, сотрудничество с приграничными областями Украины в сфере борьбы, с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.
Практика реализации предыдущей программы показала, что программы являются эффективным инструментом комплексного решения проблем на областном уровне.
Вместе с тем нельзя не отметить, что вследствие недостаточного бюджетного финансирования под угрозой находится выполнение ряда важнейших мероприятий программы на 2001-2008 годы. До сих пор не создана единая межведомственная областная автоматизированная система сбора, анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков, не решен вопрос о создании Центра медико-социальной реабилитации наркологических больных, выделении необходимых помещений для размещения наркологических отделений N 1 и N 3 областного наркологического диспансера, его оснащении современным лабораторно-диагностическим оборудованием.
Анализ хода выполнения предыдущей Программы, разработанной на 2001-2008 годы, позволяет отметить, что запланированные программные мероприятия носили в основном краткосрочный характер и оказались в большинстве реализованы.
Как показала практика исполнения данной Программы, растягивать ее реализацию на длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим предлагаемая к рассмотрению Программа рассчитана на двухгодичный период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствование форм и методов профилактики наркомании, активизацию антинаркотической пропаганды, повышение эффективности деятельности наркологической службы.
В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы, учтены ресурсные ограничения.
Выполнение мероприятий Программы требует серьезного финансового обеспечения, концентрации усилий органов исполнительной власти на областном и местном уровнях, привлечения общественных организаций и объединений.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного и местного уровней будут включены в соответствующие ведомственные программы (планы) и муниципальные целевые комплексные антинаркотические программы.
II. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
создание системы противодействия распространению наркомании и токсикомании в области, а также предупреждение правонарушений и преступлений, связанных с наркотиками и их незаконным оборотом;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
создание системы мониторинга распространения наркомании;
создание системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
укрепление материально-технической базы органов и учреждений, занимающихся вопросами противодействия распространению наркомании;
создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области профилактики наркомании;
совершенствование межведомственного и расширение международного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
III. Система программных мероприятий
Мероприятия по реализации Программы систематизированы по приоритетным направлениям в сфере противодействия распространению наркомании:
организационные и правовые меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
совершенствование форм и методов профилактики наркомании;
выявление, лечение и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;
разработка научно-методических основ противодействия распространению наркомании и экспериментальная работа;
информационно-методическое обеспечение профилактической антинаркотической деятельности;
обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков;
пресечение незаконного оборота наркотиков;
организация подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся профилактикой наркомании, выявлением, лечением больных наркоманией, работающих в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений системы противодействия распространению наркомании.
Указанная программная система мероприятий рекомендована постановлением координационной антинаркотической комиссии при главе администрации области от 30 июля 2002 года N 3/П-4.
IV. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы определяется ее областным статусом и межведомственным характером системы программных мероприятий.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет координационная антинаркотическая комиссия при главе администрации области.
Ответственными исполнителями мероприятий Программы являются департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области, управление внутренних дел области, управления образования и науки, здравоохранения, по делам молодежи, социальной защиты населения, культуры, физической культуры, спорта и туризма, печати и телерадиовещания администрации области, департамент по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата главы администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, ФГУП "Государственная телерадиовещательная компания "Белгород", государственное областное унитарное предприятие "Белгородфармация", управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской области, Белгородская таможня, войсковая часть 2394.
Ответственные исполнители осуществляют следующие задачи:
разрабатывают аналогичную целевую подпрограмму (план мероприятий по реализации Программы) с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
определяют источники финансирования программных мероприятий, исходя из максимального привлечения внебюджетных средств, а также средств областного бюджета (по вопросам реализации мероприятий Программы, в которых они принимают участие);
обеспечивают реализацию программных мероприятий.
Указанные ответственные исполнители прилагаемых мероприятий Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, ежегодно представляют в установленные сроки в департамент финансов и бюджетной политики правительства администрации области заявки с приложением обоснований на запрашиваемые суммы средств, необходимых для реализации программных мероприятий.
Нормативным обеспечением Программы является Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и другие нормативные правовые акты.
Программа предполагает принятие закона области "О профилактике наркомании и токсикомании в Белгородской области"", ряда нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных направлений Программы.
Научно-методическим обеспечением Программы являются материалы проведенного департаментом безопасности и укрепления правопорядка администрации области в 2002 году социологического исследования "Профилактика наркомании и токсикомании как фактор повышения качества жизни Белгородской молодежи" и межрегиональной научно-практической конференции "Социальная безопасность и здоровье молодежи", а также контент-анализа областной и муниципальных программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2008 годы".
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется с учетом ее межведомственного характера и финансирования структур, определенных как ответственные исполнители по различным статьям расходов в областном бюджете и внебюджетным источникам финансирования.
В соответствии с данным положением финансирование расходов областных ведомств и учреждений, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета.
Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются ответственными исполнителями за счет следующих источников финансирования:
а) средства федерального бюджета в рамках финансирования реализации мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", представляемые областным ведомствам на основании соответствующих бюджетных заявок и их обоснование в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации и отраслевых министерствах;
б) средства областного бюджета, предусматриваемые ежегодно на финансирование соответствующих отраслей;
в) внебюджетные средства и иные источники финансирования. Ежегодно объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок областных ведомств и учреждений - ответственных исполнителей Программы.
V. Сроки выполнения программы
Программа рассчитана на период с 2003 по 2004 год.
VI. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом
ее исполнения
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет департамент безопасности и укрепления правопорядка администрации области - государственный заказчик, который ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, запрашивает областные ведомства и органы местного самоуправления городов и районов, ответственные за выполнение мероприятий, о ходе исполнения Программы.
Ежегодно до 1 марта департамент представляет обобщенную информацию (доклад) главе администрации области о ходе работ по реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
По решению главы администрации области ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут быть рассмотрены на заседаниях правительства администрации области с заслушиванием отчетов руководителей областных ведомств.
Управление реализацией Программы осуществляет координационная антинаркотическая комиссия при главе администрации области.
Ход и результаты реализации Программы широко освещаются в средствах массовой информации области.
VII. Оценка эффективности программы
Об эффективности Программы, при условии ее полного финансирования и ответственного отношения исполнителей к реализации запланированных мероприятий, свидетельствуют снижение уровня распространения и потребления наркотиков, повышение качества профилактической работы, снижение уровня преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 24 апреля 2003 г. N 159 "Об областной целевой Программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2004 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 13 мая 2003 г. N 79
Настоящий документ снят с контроля