2. Поручить координацию деятельности по осуществлению программы управлению по делам молодежи администрации области (Беспаленко П.Н.).
3. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов области разработать и принять аналогичные районные, городские программы.
4. Контроль за исполнением постановлением возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).
Информацию об исполнении постановления представлять ежегодно к 1 февраля до 2008 года.
Заместитель главы
администрации области |
О. Полухин |
Программа
"Молодой рабочий" на 2003-2008 годы
(утв. постановлением главы администрации области от 12 мая 2003 г. N 183)
Паспорт Программы "Молодой рабочий" на 2003-2008 годы
Наименование программы |
Молодой рабочий |
Заказчик программы | Администрация Белгородской области |
Основной разработчик программы |
Управление по делам молодежи администрации области, областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив", Белгородская региональная общественная организация "Российский Союз Молодежи" |
Цели и задачи программы |
Цель программы - решение проблем молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий путем создания молодежных организаций на предприятиях и реализации ими социальных проектов Задачи: 1. Решение проблем рабочей молодежи в социальной, правовой и культурной сферах. 2. Повышение престижности работы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях в молодежной среде. 3. Создание целостной системы взаимовыгодных отношений молодежных организаций с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. 4. Обобщение и распространение имеющегося опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях, создание методики организации деятельности общественных объединений на предприятиях. |
Сроки реализации программы |
2003 - 2008 годы |
Механизм реализации программы |
Механизм реализации программы заключается в последовательном воплощении следующих мероприятий: 1. Создание молодежных комиссий при профсоюзных комитетах предприятий. 2. Содействие привлечению молодежи в реальный сектор экономики, ее адаптации на рабочем месте и профессиональному росту (проведение конкурсов профессионального мастерства молодых работников в разных отраслях экономики, конкурсов на лучшего наставника работающей молодежи и т.д.). 3. Организация системы областных мероприятий для работающей молодежи (проведение творческих фестивалей, конкурсов и т.д.). 4. Содействие обеспечению социальных гарантий работающей молодежи (разработка методического пособия "Социальные гарантии работающей молодежи"). 5. Информационно-методическое обеспечение и обучение актива работающей молодежи (проведение обучающих семинаров актива молодежных структур, разработка методических пособий по организац ии молодежных объединений). 6. Создание областной информационной сети по вопросам работающей молодежи. 7. Освещение вопросов работающей молодежи в средствах массовой информации (организация радио- и телепередач, освещение в периодических печатных изданиях проблем работающей молодежи). 8. Содействие решению жилищных проблем работающей молодежи и кредитования молодых семей. 9. Разработка комплекса мер по защите социально-экономических и трудовых интересов работающей молодежи, сотрудничество с профсоюзными организациями (тематические консультации, мероприятия по профессиональной адаптации молодых тружеников (организация наставничества, повышение квалификации молодых работников, освоение смежных профессий, связь с профессионально-техническими образовательными учреждениями, конкурсы профмастерства, создание клубов молодых специалистов и т.д.), по созданию социально-бытовых условий для работающей молодежи (ремонт молодежных общежитий, предоставление ссуд на приобретение жилья, строительство или найм жилья для молодежи), организация досуга молодежи. |
Исполнители и соисполнители программы и основных мероприятий |
Управление по делам молодежи администрации области, областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив", Белгородская региональная общественная организация "Российский союз молодежи", промышленные и сельскохозяйственные предприятия Белгородской области |
Ресурсное обеспечение программы |
За счет средств организаторов программы, организационных взносов участников и внебюджетных средств |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Снижение социальной напряженности среди молодежи, обеспечение социальной и правовой защищенности молодежи; увеличение возможностей работающей молодежи для самореализации и профессионального роста; решение социальных, бытовых проблем работающей молодежи, касающихся условий труда, охраны здоровья, достойной заработной платы, жилья: организация качественной, доступной спортивной и досугово-культурной деятельности на предприятиях |
Система организации контроля за исполнением программы |
Общее руководство и контроль за реализацией программы осуществляет управление по делам молодежи администрации области |
Основные положения программы.
Содержание проблемы
Социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность значима для общества. Чем больше человек дает людям, тем богаче становится как личность. Жизнь приобретает высокий смысл, если способности человека востребованы обществом и конкретные цели личности совпадают с направлениями общественного развития. В качестве основы самоутверждения личности, функционирования и прогресса общества выступает трудовая социальная деятельность. Однако современные социально-экономические условия в нашей стране не позволяют реализовать цели определенной части молодых людей.
Молодежь - одна из наиболее активных составных частей общества. Нерешенность проблем молодежи в настоящем неизбежно будет вызывать кризисные ситуации в будущем. Учитывая, что молодежь (лица в возрасте от 14 до 30 лет) составляет значительную часть населения, государство осуществляет специальную молодежную политику в отношении молодых граждан, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности.
Большая часть молодежи - люди работающие. Проблемы, которые принято называть "молодежными" (отсутствие стартовых возможностей, жилье, молодая семья, досуг, тяжелое материальное положение и др.), наиболее остро ощущаются , на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, где незащищенными являются именно молодые работники. Под руководством управления по делам молодежи администрации области областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив" и Белгородская региональная общественная организация "Российский Союз Молодежи" разработали программу "Молодой рабочий" на 2003 - 2008 гг., направленную на решение проблем работающей молодежи, снижение социальной напряженности и оказание поддержки молодым семьям путем создания молодежных организаций.
Цель и задачи программы
Цель программы - решение проблем молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий путем создания молодежных организаций на предприятиях и реализации ими социальных проектов.
Задачи:
1. Решение проблем работающей молодежи в социальной, экономической, правовой и культурной сферах.
2. Повышение престижности работы на промышленных предприятиях в молодежной среде.
3. Создание целостной системы взаимовыгодных отношений молодежных организаций с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
4. Обобщение и распространение имеющегося опыта работы с молодежью на промышленных предприятиях и создание методики организации деятельности общественных объединений на предприятиях.
Содержание и уровни программы
Программа разрабатывается управлением по делам молодежи администрации области, областным государственным учреждением "Центр молодежных инициатив", Белгородской региональной общественной организацией "Российский союз молодежи"; реализуется управлением по делам молодежи администрации области, областным государственным учреждением "Центр молодежных инициатив", Белгородской региональной общественной организацией "Российский союз молодежи" совместно с молодежными организациями, созданными на предприятиях. Управление по делам молодежи администрации области осуществляет координацию деятельности всех участников программы и исполнение плана мероприятий программы.
Программа предусматривает проведение работы на региональном уровне и непосредственно на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях,
Региональный уровень
1. Выявление лидеров на предприятии и заключение договоров с руководителями предприятий о создании общественных объединений.
2. Проведение областных семинаров для молодежи с участием руководителей предприятий.
3. Информационное обеспечение молодежных организаций на предприятиях.
4. Сбор информации для обобщения опыта работы.
Работа по внедрению программы имеет два алгоритма:
1. Административный
Организаторы программы выходят на органы исполнительной власти области с предложением поддержать программу для работающей молодежи.
Задачи организаторов получить поддержку органов исполнительной власти области для работы с руководителями предприятий и привлечь к реализации программы максимальное количество заинтересованных организаций и ресурсов.
2. Договорной
Данный вариант предполагает заключение организаторами договоров социального заказа с отдельными предприятиями. Договор определяет взаимные обязательства по реализации молодежных программ на предприятии и их ресурсное обеспечение.
Уровень предприятия
1. Создание молодежных общественных объединений на предприятиях.
2. Осуществление молодежных программ на предприятиях. Успешность реализации программы "Молодой рабочий" зависит от выполнения ее задач на уровне предприятия.
Молодежные первичные общественные организации и объединения на предприятиях создают условия для участия молодежи предприятия в региональных и федеральных программах.
Молодежная организация на предприятии может быть как юридическим, так и не юридическим лицом, т.е. Устав (Положение о деятельности) молодежной организации может быть зарегистрирован органами юстиции или нет.
Статус организации и ее руководителя определяется приказом руководителя предприятия, которым предоставляются полномочия руководителю организации и самой организации в жизнедеятельности предприятия.
Выбор того или иного варианта определяется условиями и традициями каждого предприятия. Вместе с тем наиболее жизнеспособной и эффективной является модель, сочетающая общественную инициативу с возможностью использования административного влияния.
Реализация данной программы может идти в двух направлениях:
- внутреннее направление (программы, реализуемые на предприятии и для работников предприятия);
- внешнее направление (программы, реализуемые за пределами предприятия).
Внутреннее направление
1. Подпрограмма "Актив"
Данная подпрограмма направлена на выявление и развитие молодежного актива предприятии, на оказание организационно-методической помощи администрации и активу предприятий в создании молодежной общественной организации.
2. Подпрограмма "Досуг"
Данная подпрограмма включает в себя творческие и спортивные мероприятия:
- конкурсы;
- молодежные тематические дискотеки;
- спортивные мероприятия;
- туристические походы и выезды;
- дискуссионные клубы.
Все мероприятия разрабатываются на основе дифференцированного подхода к работающей молодежи.
3. Подпрограмма "Кадры"
Данная подпрограмма предусматривает:
- включение молодого специалиста в рабочий коллектив и общественную жизнь предприятия;
- наставничество;
- совет молодых специалистов;
- День карьеры;
- программу адаптации (вовлеченность нового сотрудника во все мероприятия предприятия, проведение тренинговых занятий, направленных на развитие коммуникативных умений, способствующих адаптации).
4. Подпрограмма "Информ"
Данная подпрограмма предусматривает своевременное информирование молодых работников о готовящихся и проводимых мероприятиях на предприятии и за его пределами через:
- информационные стенды;
- работу радиоузла;
- молодежную страничку в газетах предприятия;
- рекламу;
- телефон доверия (организация работы психолога и юриста);
- социологические опросы на предприятии (эффективность работы руководства, рейтинг руководителя, удовлетворенность условиями и оплатой труда);
- круглые столы.
5. Подпрограмма "Забота"
Данная подпрограмма предусматривает создание на предприятии правовых центров по оказанию помощи молодому работнику, который может быть несправедливо наказан, уволен, лишен премии. Центры правовой защиты молодых работников также ведут просветительскую работу, включающую:
- консультации по правовой защите;
- банк данных о молодых работниках (больничные листы, льготы и т.д.);
- комнату психологической разгрузки для снятия эмоционального и физического напряжения;
- проведение тестирования молодых работников (социометрия, диагностика эмоционального состояния, диагностика способов реагирования на конфликтную ситуацию, диагностика коммуникативной компетентности);
- семейные, спортивные, культурно-массовые мероприятия;
- праздник "День молодой семьи";
- советы специалистов по семейному бюджету;
- организацию летнего отдыха молодежи и детей работников предприятия;
- профсоюзную работу.
6. Подпрограмма "Патриот"
Данная подпрограмма предусматривает патриотическое и гражданское воспитание молодых людей, которые работают на предприятии, включает в себя:
- организацию военно-спортивных мероприятий совместно с подшефными учебными учреждениями (туристические слеты, проведение Дней здоровья), посвященных выдающимся землякам и соотечественникам или приуроченных к памятным датам;
- организацию работы Уголков гражданской культуры;
- проводы молодых людей, призванных на службу в Вооруженные силы Российской Федерации;
- переписку с призванными в армию.
Внешнее направление
1. Подпрограмма "Кадры"
Активная работа с учебными заведениями:
- совместные массовые мероприятия, концерты, конкурсы с подшефными учебными учреждениями;
- встречи руководства предприятия с молодыми людьми, которые в дальнейшем будут работать на предприятии;
- организация экскурсий на предприятие.
2. Подпрограмма "Бюро "Работа и услуги"
Организация и создание молодежных отделов биржи труда. Организация дополнительного заработка для молодых работников предприятия.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы заключается в последовательном воплощении следующих мероприятий:
1. Создание молодежных комиссий при профсоюзных комитетах предприятий. Проведение рабочих заседаний комиссии (заседания проводятся 1-3 раза в квартал, на заседаниях рассматриваются такие проблемы, как молодежное жилищное строительство, обсуждение и реализация федеральных и региональных программ, утверждение плана мероприятий комиссии на предстоящий период и т.д.).
2. Содействие привлечению молодежи в реальный сектор экономики, ее адаптации на рабочем месте и профессиональному росту (проведение конкурсов профессионального мастерства молодых работников в разных отраслях экономики, конкурсов на лучшего наставника работающей молодежи и т.д.).
3. Создание системы областных мероприятий (проведение творческих фестивалей, конкурсов и т.д.).
4. Содействие обеспечению социальных гарантий работающей молодежи (разработка методического пособия "Социальные гарантии работающей молодежи").
5. Информационно-методическое обеспечение и обучение актива работающей молодежи (проведение обучающих семинаров актива молодежных организаций, разработка методических пособий по организации молодежных объединений).
6. Создание областной информационной системы по проблемным вопросам работающей молодежи.
7. Освещение проблемных вопросов работающей молодежи в средствах массовой информации (организация радио- и телепередач, освещение в периодических печатных изданиях проблем работающей молодежи).
8. Содействие решению жилищных проблем работающей молодежи.
9. Разработка комплекса мер по защите социально-экономических и трудовых интересов работающей молодежи, сотрудничество с профсоюзными организациями (мероприятия по профессиональной адаптации молодых тружеников (организация наставничества, повышение квалификации молодых работников, освоение смежных профессий, связь с профессионально-техническими образовательными учреждениями, конкурсы профмастерства, создание клубов молодых специалистов и т.д.), мероприятий по созданию социально-бытовых условий для работающей молодежи (ремонт молодежных общежитий, предоставление ссуд на приобретение жилья, строительство или найм жилья для молодежи), организация досуга молодежи.
Этапы реализации программы
Наименование мероприятий |
Ответственный | Сроки | |
1. | Подготовка методических материалов по программе "Молодой рабочий" |
Областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив, Белгородская региональная общественная организация "Российский союз молодежи" |
Февраль - август 2003 г. |
2. | Проведение обучающих семинаров |
Областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив", Белгородская региональная общественная организация "Российский союз молодежи" |
Август 2003 г. - март 2004 г. |
3. | Заключение договоров социального заказа молодежных организаций с предприятиями |
Белгородская региональная общественная организация "Российский союз молодежи" |
Сентябрь - декабрь 2003 г. |
4. | Организационные работы по программе "Молодой рабочий" |
Областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив", Белгородская региональная общественная организация "Российский союз молодежи" |
2003-2008 гг. |
5. | Подведение итогов по реализации программы "Молодой рабочий" |
Управление по делам молодежи администрации области, областное государственное учреждение "Центр молодежных инициатив", Белгородская региональная общественная организация "Российский союз молодежи" |
Декабрь 2008 г. |
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет управление по делам молодежи администрации области.
Взаимодействие управления по делам молодежи администрации области, областного государственного учреждения "Центр молодежных инициатив", Белгородской региональной общественной организации "Российский союз молодежи" с соисполнителями по выполнению программы осуществляется на основе контрактов и договоров. Соблюдение сроков проведения мероприятий, правомерность и соответствующая отчетность по использованию средств областного бюджета контролируются со стороны управления по делам молодежи администрации области в соответствии с общепринятыми правилами ведения договорных работ, а также согласно инструктивным документам Министерства образования и Министерства экономики Российской Федерации.
Ход реализации программы планируется регулярно рассматривать на семинарах, коллегиях и совещаниях с участием исполнителей и соисполнителей.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит достичь таких результатов, как:
- снижение социальной напряженности среди молодежи;
- обеспечение социальной и правовой защищенности молодежи; увеличение возможностей работающей молодежи для самореализации и профессионального роста;
- решение социальных, бытовых проблем работающей молодежи, касающихся условий труда, охраны здоровья, достойной заработной платы, жилья;
- организация качественной, доступной спортивной и досугово-культурной деятельности на предприятиях;
- создание условий для самореализации молодежи;
- развитие кадрового потенциала предприятия, омоложение руководящего состава предприятия;
- снижение уровня текучести кадров на предприятии;
- улучшение качества жизни работающей молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 12 мая 2003 г. N 183 "О Программе "Молодой рабочий"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" от 10 июня 2003 г. N 53.