По-видимому, в тексте преамбулы настоящего постановления допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ N 240 следует читать "от 21 августа 2000 г."
1. Утвердить основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории города Белгорода, правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории города и перечень организаций, разрабатывающих планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (прилагаются).
2. Считать утратившим силу постановление главы администрации города Белгорода от 5 декабря 2000 г. N 2184 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории города Белгорода".
3. Рекомендовать организациям, осуществляющим транспортировку, хранение, реализацию нефти и нефтепродуктов в срок до 30.07.2003 г. разработать и согласовать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
При необходимости привлечь к разработке планов специализированные в этой области организации, проектные институты.
4. Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Белгорода (Авдеев В.В.) в срок до 30.06.2003 г.:
- создать группировку сил и средств для ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- определить порядок и место складирования грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами.
5. Данное распоряжение опубликовать в газете "Наш Белгород".
6. Контроль за выполнением распоряжения возложить на начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Белгорода Авдеева В.В.
Глава местного самоуправления |
В. Потрясаев |
Основные требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории
города Белгорода
(утв. распоряжением администрации города
от 2 июня 2003 г. N 1456)
1. Настоящие основные требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов регионального уровня разрабатываются организациями, осуществляющими переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти Белгородской области, управлением Курско-Белгородского округа Госгортехнадзора России по поднадзорным округу предприятиям и объектам, Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области, департаментом агропромышленного комплекса правительства администрации области, комитетом природных ресурсов по Белгородской области и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
- нефтяные терминалы - 1500 тонн;
- автоцистерна -100 процентов объема;
- трубопровод при прорыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефтепроводов между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
- стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения;
- трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
- территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
- федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
4. Планом должны предусматриваться:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, оценка последствий, в том числе:
- возможность образования парогазового взрывоопасного облака над поверхностью разлива;
- возможность образования высоких (поражающих) концентраций паров нефтепродуктов в воздухе зоны разлива;
- определение методов проведения аварийно-спасательных работ;
- определение мест складирования грунта, загрязненного нефтепродуктами для их последующей утилизации;
- определение маршрутов безопасного движения транспорта осуществляющего перевозку загрязненного нефтепродуктами грунта к местам складирования;
- глубины проникновения нефтепродуктов в почву за расчетное время, необходимое для ликвидации последствий аварийного разлива нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
к) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
л) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в речные акватории и во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия на месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
к) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
л) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
6. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов должен содержать:
а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
б) описание и оценку действий виновника загрязнения;
в) оценку воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье населения;
г) затраты по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
д) уровень остаточного загрязнения.
7. В целях проверки готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов проводятся командно-штабные тренировки или комплексные учения не реже одного раза в два года. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов локального, местного значения определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям города Белгорода.
Начальник управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям города Белгорода |
В.В. Авдеев |
Правила
организации мероприятий по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
на территории города Белгорода
(утв. распоряжением администрации города
от 2 июня 2003 г. N 1456)
1. Настоящие правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе с международными договорами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими переработку, транспортировку, хранение, реализацию нефти и нефтепродуктов (далее именуются - организации).
2. В организациях для осуществления мероприятий разрабатывается план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план).
3. Организации обязаны:
- создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
- немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, организовывать работу по их локализации и ликвидации;
- иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
- содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов, снижение масштабов опасности их последствий;
- принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
4. С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Целью прогнозирования является определение:
- возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
- границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
- последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в сроки, указанные в пункте 6 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по их ликвидации.
6. При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать: 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена состава формирований (подразделений), создаваемых организациями, проводится непосредственно на рабочих местах.
Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
7. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
- прекращения сброса нефти и нефтепродуктов;
- сбора разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
- размещения собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающего вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором:
- исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на сопредельные территории;
- допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);
- обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.
8. При обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.
Организации, на территории которых находятся источники такого загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.
Работы по ликвидации загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды, имеющими положительное заключение государственной экологической и санитарно - эпидемиологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Сбор и обмен информацией о разливах нефти и нефтепродуктов, а также своевременное оповещение населения о связанных с ними чрезвычайных ситуациях осуществляются в соответствии с Порядком сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и происшествий, утвержденным постановлением главы администрации города Белгорода от 22.06.2001 N 1052.
10. Отчет о завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов подготавливаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям организаций совместно с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Белгорода, с участием, при необходимости, госнадзорных органов.
Отчет и предложения представляются в органы исполнительной власти города Белгорода и Белгородской области.
Начальник управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям города Белгорода |
В.В. Авдеев |
Перечень
организаций, разрабатывающих планы по предупреждению
и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
(утв. распоряжением администрации города
от 2 июня 2003 г. N 1456)
N п/п |
Организация, эксплуатирующая резервуарный парк, вместимостью |
Орган, согласующий план |
Орган, утверждающий план |
1 | 500 т и выше | В соответствии с п.2 основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов |
|
2 | До 500 т | Управление Курско-Белгородско- го округа Госгортехнадзора России. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Белгорода |
Глава местного самоуправления г. Белгорода |
3 | До 100 т (с максимальным суммарным хранением нефти и нефтепродуктов до 500т) |
Управление Курско-Белгородско- го округа Госгортехнадзора России (для поднадзорных округу организаций). Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Белгорода |
Руководитель организации |
Примечание.
1) Организации, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов на территории города Белгорода, согласовывают планы с управлением Курско-Белгородского округа Госгортехнадзора России и управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Белгорода и утверждают у руководителя организации;
2) Белгородское отделение ЮВЖД разрабатывает и утверждает план в соответствии с требованиями постановления главы администрации Белгородской области от 06.06.2002 г. N 245 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Белгородской области".
Начальник управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным
ситуациям города Белгорода |
В.В. Авдеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации г. Белгорода от 2 июня 2003 г. N 1456 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории города Белгорода"
Текст распоряжения официально опубликован не был