Постановление Губернатора Белгородской области
от 20 октября 2003 г. N 140
"Об областной программе "Управление качеством в здравоохранении"
на 2003-2007 годы"
11 августа 2004 г.
В соответствии с решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18-21 марта 2003 года N 5 "Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2002 году и мерах по повышению качества медицинской помощи населению", в целях создания системы управления качеством в здравоохранении, направленной на укрепление здоровья жителей области, постановляю:
1. Утвердить областную программу "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы (далее - программа, прилагается).
Постановлением Губернатора Белгородской области от 11 августа 2004 г. N 166 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Управлению здравоохранения области (Стукалов А.Ф.), Белгородскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Калашников Н.М.) совместно с органами местного самоуправления районов и городов области и страховыми медицинскими организациями обеспечить выполнение программы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 20 января до 2007 года.
Губернатор Белгородской области |
Е. Савченко |
Областная целевая программа
"Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы
(утв. постановлением губернатора Белгородской области
от 20 октября 2003 г. N 140)
Паспорт
областной программы "Управление качеством в здравоохранении"
на 2003-2007 годы
Наименование Программы |
- областная программа "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы |
Основания для решения о разработке Программы |
- решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18-21 марта 2003 года N 5 - Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области - Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Белгородской области, утвержденная постановлением главы администрации области от 10 сентября 2002 года N 361. |
Заказчик Программы | - департамент социальной политики правительства администрации области |
Основные разработчики Программы |
- управление здравоохранения администрации области - территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Цели и задачи Программы |
- разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинских услуг в здравоохранении области - создать службу управления качеством в здравоохранении - развить систему стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении - обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, организаций здравоохранения, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинских услуг в здравоохранении - перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения - разработать и внедрить систему мотивации и экономического механизма стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении |
Сроки реализации Программы |
- 2003-2007 годы |
Этапы реализации Программы |
I этап (2003-2005 годы): - разработка единой стратегии непрерывного улучшения качества работ и услуг в здравоохранении области - создание службы управления качеством в отрасли на основе взаимодействия между управлением здравоохранения, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, организациями здравоохранения и другими организациями любых форм собственности - совершенствование нормативной правовой базы управления качеством здравоохранения - разработка образовательных программ и обучение специалистов по вопросам управления качеством - внедрение технологий, основанных на доказательной медицине и клинико-экономическом анализе II этап (2606-2007 годы): - внедрение в практику разработанных на первом этапе принципов, методов и моделей управления качеством на всех уровнях - оценка эффективности проведенных мероприятий и формирование предложений о дальнейшем развитии системы управления качеством в здравоохранении |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация Программы позволит: - повысить доступность медицинской помощи населению - снизить показатели смертности, заболеваемости и инвалидности за счет улучшения качества медицинской помощи - улучшить показатели репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных - повысить эффективность исполнения имеющихся в здравоохранении ресурсов - оптимизировать обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными средствами и медицинскими изделиями - перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью - сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование системы аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания медицинской помощи - разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников - повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций - повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении - усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономическом анализе |
Исполнители Программы |
- органы и учреждения здравоохранения области - территориальный фонд обязательного медицинского страхования - страховые медицинские организации |
Объемы и источники финансирования Программы. |
- финансирование мероприятий программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных по отрасли "здравоохранение" (средства бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования) |
Контроль за исполнением Программы |
- управление и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - департаментом социальной политики правительства администрации области, который ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Текущее управление реализацией Программы осуществляет Координационный совет по управлению качеством медицинской помощи Государственному заказчику ежегодно представляется отчет об исполнении мероприятий Программы. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее
программными методами
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Белгородской области и Программой улучшения качества жизни населения Белгородской области определены пути совершенствования системы здравоохранения.
Проводимые в системе здравоохранения реформы способствовали сохранению единства системы, улучшению межведомственного взаимодействия, развитию рыночных отношений. Совершенствование механизмов обязательного медицинского страхования с развитием персонифицированного учета оказанной медицинской помощи привело к необходимости широкого внедрения новых форм управления отраслью. Одной из них является создание системы управления качеством в здравоохранении области, которая позволит поднять на новый уровень выполнение ряда мероприятий территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Белгородской области бесплатной медицинской помощи.
Обеспечение и контроль качества медицинской помощи (КМП) является целевой функцией всех учреждений и организаций, участвующих в финансировании и предоставлении медицинских услуг населению. Реализация Программы создания системы экспертизы КМП в Белгородской области в течение 1998-2002 годов позволила создать систему вневедомственной экспертизы КМП, совершенствовать ведомственную и обеспечить их взаимодействие для улучшения качества медицинской помощи жителям области. Это обеспечило взаимодействие между органами управления здравоохранением, фондом обязательного медицинского страхования, страховщиками и страхователями в вопросах обеспечения качества медицинской помощи, создало предпосылки для разработки региональной программы управления качеством в здравоохранении.
Система управления качеством в здравоохранении является структурным элементом управления здравоохранением - ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.
Обеспечение требуемого уровня качества медицинских услуг должно осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными мероприятиями по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию получаемых результатов с последующей корректировкой. Оценка качества (определение уровня качества) строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном". Формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения.
Стандартизацией в здравоохранении является деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении.
Система управления качеством в здравоохранении Белгородской области должна основываться на следующих принципах управления качеством:
- потребности гражданина в сохранении и укреплении здоровья;
- доступность медицинской помощи населению;
- переход от контроля индивидуального выполнения работ к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения, выявлению отклонений от установленных требований, причин их возникновения и предотвращении их в дальнейшем;
- взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия по основным, наиболее значимым вопросам улучшения системы;
- единый порядок разработки, согласования, принятия и введение в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением;
- социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения технологий в практическом здравоохранении:
- соответствие установленных требований законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки;
- обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.
Управление качеством в здравоохранении должно стать непрерывным процессом воздействия на систему путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий. Все они логически связаны между собой, и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством всей отрасли.
Данная Программа предполагает разработку и реализацию указанных функций с целью создания условий для непрерывного улучшения качества медицинской помощи жителям области, сокращение прямых и косвенных потерь общества путем целенаправленного влияния на управляемые причины снижения качества жизни каждого человека. Достижение этой цели требует координации действий органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан для того, чтобы сформировать эффективные механизмы, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи надлежащего качества, а в конечном итоге повышение качества жизни белгородцев.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является создание системы управления качеством в здравоохранении области в целях укрепления здоровья населения.
Программа рассчитана на 2003-2007 годы и предполагает решение следующих задач:
1. Разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинских услуг в здравоохранении Белгородской области, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении.
2. Создать службу управления качеством в здравоохранении области.
3. Развить системы стандартизации, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении.
4. Обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, территориального фонда обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинских услуг.
5. Перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.
6. Разработать и внедрить систему мотивизации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинских услуг в здравоохранении.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных по отрасли "здравоохранение" (средства бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования).
IV. Управление реализацией Программы в контроль ее исполнения
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы - департамент социальной политики правительства администрации Белгородской области, который ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Ежегодно, до 1 февраля, управление здравоохранения администрации области информирует Министерство здравоохранения Российской Федерации и департамент социальной политики правительства администрации области о ходе работ по реализации мероприятий Программы.
V. Оценка эффективности последствий реализации Программы
Предполагается, что реализация Программы приведет к созданию в области единой системы управления качеством и позволит к 2007 году:
- повысить доступность медицинской помощи населению;
- снизить показатели смертности, заболеваемости и инвалидности за счет улучшения качества медицинской помощи; улучшить показатели репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных;
- повысить эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов;
- оптимизировать обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными средствами и медицинскими изделиями;
- перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью;
- сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания медицинской помощи;
- повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций;
- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников;
- повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении;
- усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономическом анализе.
Мероприятия
областной программы "Управление качеством в здравоохранении"
на 2003-2007 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Основные исполнители |
Вид документа |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 |
1. Реализация областной Программы управления качеством в здравоохранении | ||||
1.1. | Разработка плана мероприятий по реализации Программы |
III кв. 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
План мероприятий |
1.2. | Формирование состава Совета по реализации Программы |
III кв. 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Приказ об утверждении состава Совета |
1.3. | Создание системы мониторинга реализации Программы |
III кв. 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Приказ об утверждении комплекса документов по мониторингу реализации Программы |
1.4. | Разработка и апробация критериев и методов оценки эффективности Программы |
II полугодие 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Методические рекомендации |
2. Развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении |
||||
2.1. | Подготовка плана мероприятий по развитию системы стандартизации в здравоохранении области |
III кв. 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Приказ |
2.2. | Реализация мероприятий по развитию системы стандартизации в здравоохранении области |
2003 - 2007 гг. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС Органы местного самоуправления |
Приказы об утверждении стандартов, классификаторов и других нормативных документов |
2.3. | Мониторинг результатов внедрения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении |
2004 - 2007 гг. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Приказы |
2.4. | Создание и ведение реестров территориальных стандартов в здравоохранении на основе Поло жения о реестре и методических рекомендаций по его ведению, разработанных МЗ РФ |
2005 г. | Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Реестр |
2.5. | Разработка формуляров лекарственных средств в ЛПУ области для лечения больных в стационаре и льготной категории населения |
II полугодие 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области Руководители ЛПУ области |
Формуляр |
2.6. | Составление областного перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств |
Ежегодно IV кв. |
Управление здравоохранения администрации области |
Перечень |
2.7. | Создание консультативно-методи- ческого центра Белгородской области по лицензированию |
IV кв. 2003 г. |
Управление здравоохранения администрации области |
Приказы, положения |
2.8. | Создание и ведение реестров лицензий на медицинскую деятельность и иные лицензируемые виды деятельности в здравоохранении |
I кв. 2004 г. и постоянно |
Управление здравоохранения администрации области |
Реестры |
2.9. | Совершенствование нормативной базы области по лицензированию при изменении федерального законодательства |
2003 - 2007 гг. |
Департамент социальной политики правительства администрации области Управление здравоохранения администрации области |
Постановления, приказы |
2.10 | Разработка Положения о системе аккредитации в здравоохранении |
III кв. 2004 г. |
Управление здравоохранения администрации области |
Положение |
2.11 | Создание и ведение реестров аккредитованных организаций в здравоохранении |
II кв. 2005 г. |
Управление здравоохранения администрации области |
Реестры |
2.12 | Разработка Положения о системе аттестации в здравоохранении |
I кв. 2004 г. |
Управление здравоохранения администрации области |
Приказ |
2.13 | Развитие системы контроля качества и сертификации лекарственных средств в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации "О техническом регулировании" |
IV кв. 2003 г. |
Департамент социальной политики правительства администрации области Управление здравоохранения администрации области |
Постановление |
3. Обеспечение взаи модействия непрерывного повышения качества медицинских услуг |
||||
3.1. | Реализация в области унификации тарифной политики в сфере оказания медицинской помощи |
2003 - 2007 гг. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС Страховые медицинские организации |
Нормативные документы |
3.2. | Разработка плана работ в области внешнего контроля качества |
IV кв. 2003 г. |
Страховые медицинские организации Территориальный фонд ОМС Управление здравоохранения администрации области |
План работы |
3.3. | Разработка правил и стандартов в области внешнего контроля качества |
I кв. 2005 г. |
Страховые медицинские организации Территориальный фонд ОМС Управление здравоохранения администрации области |
Правила и стандарты |
3.4. | Разработка правил и стандартов в области внешнего контроля качества медицинской помощи в системе медицинского страхования |
IV кв. 2004 г. |
Страховые медицинские организации Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС |
Правила и стандарты |
3.5. | Разработка номенклат уры работ и услуг в здравоохранении |
II кв. 2004 г. |
Управление здравоохранения администрации области Страховые медицинские организации |
Номенклатура работ и услуг |
3.6. | Создание системы мониторирования дефектов оказания медицинской помощи |
II кв. 2004 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС Страховые медицинские организации |
Методические рекомендации |
4. Переход к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью |
||||
4.1. | Развитие системы рационального лекарственного обеспечения, базирующейся на результатах комплексной клинической и экономической оценки: - ведение Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; - применение в практической работе Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств |
2003 - 2007 гг. |
Управление здравоохранения администрации области Органы местного самоуправления |
Перечень (ежегодно) |
4.2. | Применение в практической работе Федерального руководства для врачей по использованию лабораторных и инструментальных методов исследования |
IV кв. 2004 г. |
Управление здравоохранения администрации области Органы местного самоуправления |
Федеральное руководство |
5. Формирование мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников по непрерывному повышению качества медицинских услуг |
||||
5.1. | Обучение специалистов методологии управления качеством на додипломном и последипломном уровне медицинского образования |
2004 - 2007 гг. |
Белгородский государственный университет Управление здравоохранения администрации области |
Образовательные программы МЗ РФ, приказы |
5.2. | Разработка плана работ по совершенствованию системы расчетов за оказание медицинской помощи и оплаты труда с учетом качества выполненных работ и услуг в соответствии с рекомендациями МЗ РФ |
III кв. 2004 г. |
Управление здравоохранения администрации области Территориальный фонд ОМС Страховые медицинские организации |
Планы работ |
5.3. | Внедрение дифференцированной оплаты труда работников здравоохранения |
2003 - 2004 гг. |
Управление здравоохранения администрации области Органы местного самоуправления Страховые медицинские организации |
Методические рекомендации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Белгородской области от 20 октября 2003 г. N 140 "Об областной программе "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" от 26 января 2004 г. N 56-2.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Белгородской области от 11 августа 2004 г. N 166