Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городского Совета депутатов
от 27 апреля 2004 г. N 44
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода на 2004-2006 годы
Паспорт
Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
города Белгорода на 2004-2006 годы
Наименование программы |
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Решение городского Совета депутатов от 20 мая 2003 года N 371 "О Стратегическом Плане действий органов местного самоуправления города Белгорода на 2003-2006 годы по реализации программы улучшения качества жизни населения Белгородской области". |
Основные разработчики Программы |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации города Белгорода. |
Цели и задачи Программы |
Основные цели Программы реформирования ЖКХ: - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; - социальная защита населения при переходе предприятий на режим безубыточного функционирования; - обеспечение условий проживания граждан, отвечающих стандартам качества; - снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: - обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий; - обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса; - выделение бюджетных и внебюджетных средств для выполнения работ по модернизации и реконструкции жилищно-коммунального комплекса. |
Срок реализации Программы |
2004-2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- создание специальных персонифицированных счетов граждан, передача права распоряжения субсидиями самим гражданам; - совершенствование системы управления ЖКХ; - обеспечение контроля за состоянием и использованием объектов ЖКХ; - совершенствование системы финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ; - изменение системы распределения бюджетных средств; - демонополизация ЖКХ; - содействие созданию ТСЖ; - совершенствование системы социальной защиты населения при постепенном переходе к полному возмещению затрат предприятий ЖКХ города за счет средств населения и из бюджетов всех уровней; - снижение издержек и организация ресурсосбережения; - разработка и утверждение нормативно-правовой базы реализации Программы; - подготовка и переподготовка кадров; - мониторинг хода реформы и корректировка прогноза динамики тарифов на услуги с учетом доходов населения, а также структуры и динамики потребительских расходов семей. |
Исполнители Программы |
Администрация города Белгорода, предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы будут обеспечены повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города и Белгородский городской Совет депутатов. |
I. Обоснование необходимости разработки и принятия Программы
Состояние жилищно-коммунального хозяйства города обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями тепловой и электрической энергии, воды и других ресурсов.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение короткого периода будет завершен переход к бездотационному финансированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот период, к началу 2004 года население оплачивало 84% стоимости жилищно-коммунальных услуг (с учетом льгот и субсидий) и только с 1 января 2004 года уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением был установлен 90% от экономически обоснованных затрат.
Проблема усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения бюджетами всех уровней своих обязательств.
Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2004 года составила 29,5 млн. руб., в том числе задолженность населения - 18,7 млн. руб. Кредиторская задолженность составила 45,1 млн. руб.
Средняя заработная плата работников жилищно-коммунального хозяйства на 1 января 2004 года составила 3917 рублей, что в два раза ниже, чем в среднем по отрасли промышленности. Низкий уровень заработной платы приводит к большой текучести кадров на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, нехватке квалифицированных специалистов.
В городе наблюдается недоремонт жилищного фонда, значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения по качественным характеристикам. 49,2 тыс. кв. метров жилищного фонда, что составляет 0,8% общей площади жилищного фонда размещено в ветхих и аварийных строениях, процент износа которых составляет свыше 65%.
В настоящее время в городе имеется также ведомственный жилищный фонд, содержание и эксплуатация которого вызывает особую тревогу, так как к передаче в муниципальную собственность предполагаются объекты жилищно-коммунального хозяйства с высокой степенью износа, требующие проведения капитального ремонта и восстановления, без предложений по финансированию затрат на эти цели. За 2003 год в муниципальную собственность принято 90,4 тыс. кв. м жилья, это в основном общежития.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (до 50%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Финансирование строительства и реконструкции объектов инженерного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства из различных источников составляет всего 20% от потребности. Недостаточное финансирование не позволяет проводить плановый ремонт и реконструкцию инженерных систем в полном объеме.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за качество и количество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.
В жилищной сфере пока не удалось в полной мере использовать преимущества развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилищного фонда из-за невозможности выполнения полноценных договорных обязательств.
Поэтому возникла реальная необходимость корректировки ранее принятых и осуществляемых мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города и разработки Программы, где основной упор сделан на финансовую стабилизацию и улучшение технического состояния этой отрасли.
II. Цели и задачи Программы, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.
Эти мероприятия предусматривают:
1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства.
2. Обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
3. Совершенствование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Программа будет выполняться в течение 2004-2006 годов.
Мероприятия и сроки реализации приведены в 7 разделе.
III. Механизм реализации Программы
Программа направлена на консолидацию бюджетных средств, а также средств физических и юридических лиц для решения задач по модернизации и реконструкции жилищного фонда и объектов коммунального назначения, на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства и снижение рисков инвестирования с целью привлечения в эту сферу частных инвестиционных ресурсов.
Администрация города должна обеспечить:
- проведение эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан;
- проведение инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- изменение системы управления жилищным фондом путем оказания содействия населению города по образованию товариществ собственников жилья и территориальных органов самоуправления;
- совершенствование тарифной политики;
- предоставление средств городского бюджета на модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунального хозяйства на безвозвратной и возвратной основе, предоставление гарантий и иные формы поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов;
- апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации и реконструкции жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие системы аудита;
- организацию и проведение информационной работы среди населения;
- мониторинг отрасли на уровне критериев и показателей, контроль за соответствием расходования средств полученным результатам;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, подготовки управленцев, менеджеров и предпринимателей к решению задач преобразования отрасли, создание кадрового резерва;
- обеспечение контроля за реализацией программы с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта.
IV. Предполагаемые результаты
В результате реализации Программы будут обеспечены повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
V. Информационное обеспечение Программы
Успешное внедрение мероприятий Программы в значительной мере зависит от своевременности, доступности и доходчивости информации о текущем состоянии жилищного фонда, коммунальных объектов, материальных потребностях жилищно-коммунального хозяйства города, текущих результатов деятельности администрации города по ее выполнению.
Основные направления информационного обеспечения призваны поддерживать:
- своевременное информирование населения о целях и задачах проводимых в городе реформ, информацию о созданных и создаваемых товариществах собственников жилья и территориальных органах самоуправления;
- своевременность и полноту выполнения мероприятий Программы;
- содержание решений администрации города о жилищно-коммунальном обслуживании населения, организации деятельности жилищно-коммунального хозяйства, планируемые и фактические результаты их исполнения;
- текущие результаты деятельности администрации города, управляющих, ресурсоснабжающих, ремонтно-эксплуатационных и специализированных организаций по выполнению Программы;
- показатели функционирования муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав;
- информирование потребителей жилищно-коммунальных услуг о соответствии жилищных и коммунальных услуг действующим стандартам, требованиям безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и его имущества, периодичность осмотров коммунального оборудования и выполнения работ, предельные сроки устранения аварий и неисправностей, а также о нормативных актах, устанавливающих эти требования;
- действующие нормативы затрат на каждый вид жилищных и коммунальных услуг, их составляющие, тарифы, установленные для населения, порядок оплаты, условия изменения оплаты при нарушении установленных стандартов и т.д.;
- уменьшение социальной напряженности в связи с поэтапным переходом к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг, порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- мониторинг льгот на жилищно-коммунальные услуги: категории граждан, имеющих права на льготы, нормативные основания предоставления и размеры льгот, виды льготируемых жилищно-коммунальных услуг; начало и окончание периода предоставления льгот, порядок подтверждения права на льготы, организации, ответственные за реализацию льгот и т.п.;
- мониторинг хода проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства города на современном этапе.
Максимальная гласность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства города может быть достигнута при использовании следующих основных методов информационного обеспечения:
- регулярные сообщения во всех средствах массовой информации по всем направлениям информационного обеспечения Программы;
- ведение постоянных рубрик в печатных изданиях, регулярных тематических теле- и радиопередач, рассчитанных как на все население города, так и на отдельные категории и группы населения;
- просвещение потребителей в области защиты их прав на полное, своевременное и качественное жилищно-коммунальное обслуживание;
- создание постоянно действующей телефонной связи с населением по вопросам жилищно-коммунального обслуживания. Ее работа поможет населению получить информацию о ходе и перспективах реформы, должна обеспечить оперативный сбор информации о недостатках деятельности управляющих (жилищных), ремонтно-эксплуатационных, ресурсо-снабжающих и специализированных организаций, выявит направления контроля за деятельностью исполнителей жилищно-коммунальных услуг;
- выпуск и распространение тематических методических и справочных материалов по проблемам реформы для специалистов жилищно-коммунального хозяйства и населения.
VI. Мероприятия и ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы определяется условиями ее реализации в течение 2004-2006 годов.
Затраты на реализацию Программы складываются из затрат, связанных с предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, модернизацией жилищно-коммунального хозяйства и информационным обеспечением.
Проблемы финансирования затрат на модернизацию и энергоресурсосбережение в системах инженерной инфраструктуры и жилищного фонда не могут быть решены в пределах одного финансового года и без участия средств федерального, регионального и городского бюджетов. Реализация программных мероприятий требуют значительных расходов капитального характера, а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Приоритетным направлением работ являются:
- капитальный ремонт инженерных сетей (реконструкция) с применением современных изолирующих материалов;
- замена котлоагрегатов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
- установка современных теплообменников в центральных индивидуальных тепловых пунктах;
- использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов с дистанционным управлением в системах тепло - и водоснабжения.
Наряду со сносом ветхого жилья и указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ на модернизацию жилищного фонда:
- ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
- установка в домах приборов учета и регулирования потребления ресурсов: воды, тепловой энергии;
- ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
- улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
- повышение эффективности работы лифтового оборудования;
- использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования.
Модернизация жилищного фонда, внедрение энергоэффективных технологий, оптимизация тепловых сетей и тепло источников приведут к снижению потребности в тепловой энергии и снизят потребность в ремонте и модернизации некоторых котельных и тепловых сетей.
Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса являются средства бюджетов всех уровней, а также средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Потребность в средствах на предоставление гражданам субсидий и льгот при оплате жилья и коммунальных услуг покрываются за счет средств бюджетов всех уровней.
VII. Мероприятия и сроки их реализации
Мероприятия Программы | Ответственные исполнители |
Сроки реализации | ||
2004 год |
2005 год | 2006 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства | ||||
1.1. реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХ | ||||
1.1.1. Проведение инвентаризации: - убытков, образовавшихся от задолженности прошлых лет; - по просроченной задолженности со всеми кредиторами и дебиторами |
Комитет финансов и бюджетной политики, комитет по экономической безопасности и муниципальной собственности |
Х | Х | Х |
1.1.2. Включение в расходную часть местного бюджета на весь срок реструктуризации признанной задолженности бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями ЖКХ |
Комитет финансов и бюджетной политики |
Х | Х | Х |
1.2. Реформирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства |
||||
1.2.1. Исключение затрат на капитальный ремонт жилищного фонда из структуры платежей граждан |
Комитет экономики и налоговой политики |
Х | ||
1.3. Тарифное регулирование коммунальных предприятий | ||||
1.3.1. Установление обязательным условием при подаче муниципальными предприятиями и предприятиями других форм собственности документов на пересмотр тарифов одновременное предоставление производственных и инвестиционных программ и мероприятий, направленных на снижение нерациональных затрат при производстве услуг |
Комитет экономики и налоговой политики, комитет по обеспечению жизнедеятельности города |
Х | Х | |
1.3.2. Обеспечение в ходе установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги: - проведения независимой экспертизы и проверок с целью выявления нерациональных затрат; - оптимизации интересов всех сторон; - последовательности и прогнозируемости изменения тарифов; - публичности и открытости для достижения доверия со стороны потребителей коммунальных услуг |
Комитет экономики и налоговой политики, комитет по обеспечению жизнедеятельности города |
Х | Х | Х |
1.3.3. Проведение мониторинга жилищно-коммунального хозяйства города, включающего в себя оперативный сбор и анализ информации, необходимой для своевременного принятия решений по управлению ЖКХ. Составными частями системы мониторинга деятельности предприятий ЖКХ должны стать: - экспертиза деятельности жилищно-коммунальных предприятий; - система мер по предоставлению информации предприятиями регулирующему органу; - регулярные проверки целевого использования бюджетных средств |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города. Комитет по управлению муниципальным жилищным фондом. Комитет финансов и бюджетной политики |
Х | Х | Х |
1.3.4. Ликвидация системы перекрестного субсидирования на коммунальные услуги |
Комитет экономической безопасности, комитет по обеспечению жизнедеятельности города. Комитет экономики и налоговой политики |
Х | Х | |
II. Обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг |
||||
2.1. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг |
||||
2.1.1. Разделение функций по управлению и обслуживанию жилищным фондом города |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | Х | |
2.1.2. Разработка типового договора на управление муниципальным жилищным и нежилым фондом |
Правовое управление администрации города совместно с комитетами по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и комитетом по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | ||
2.1.3. Разработка положения о конкурсном отборе управляющих компаний для управления жилищным фондом независимо от хозяйственно-правового статуса управляющей компании |
Правовое управление администрации города, комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | ||
2.1.4. Заключение договоров управляющих компаний с ремонтно-эксплуатационными специализированными подрядными организациями и потребителями жилищно-коммунальных услуг |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города. Комитет по управлению муниципальным жилищным фондом, предприятия и организации города |
Х | Х | Х |
2.1.5. Проведение конкурсного отбора компаний для управления жилищным фондом |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | Х | Х |
2.1.6. Привлечение к управлению жилищным фондом частных компаний |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города. Комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | Х | Х |
2.1.7. Проведение конкурсного отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилищного фонда |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, муниципальное учреждение "Городская недвижимость" |
Х | Х | Х |
2.1.8.Обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города |
Х | Х | Х |
2.2 Формирование многообразия собственников в жилищной сфере путем содействия созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ) |
||||
2.2.1. Обеспечение реализации Федерального Закона "О товариществах собственников жилья" |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | Х | Х |
2.2.2. Содействие повышению квалификации кадров ТСЖ |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | Х | Х |
2.2.3. Проведение информациионно-агитацион- ной работы с привлечением средств массовой информации с целью информирования населения по вопросам образования и работы товариществ собственников жилья |
Отдел по связям с общественностью и СМИ администрации города Белгорода |
Х | Х | Х |
2.3.Модернизация жилищного фонда | ||||
2.3.1. Разработка городской Программы "Лифты" на 2005-2006 г. При формировании проектов бюджета на 2005-2006 гг. предусмотрение необходимых целевых финансовых средств на реализацию программы в следующих объемах: 2005 год - 755 тыс. руб. 2006 год - 755 тыс. руб. |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, комитет финансов и бюджетной политики |
Х | Х | Х |
2.3.2. Реализация Программы "Ветхое жилье" по переселению граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В 2004 году предусмотрено выделение 3000 тыс. руб. средств федерального бюджета на отселение семей по программе "Ветхое жилье" |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, комитет по управлению муниципальным жилищным фондом |
Х | Х | Х |
2.4. Модернизация инженерной инфраструктуры | ||||
2.4.1. Разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих надежность функционирования и перспективное развитие систем жизнеобеспечения города на 2005-2006 г. |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города |
Х | Х | Х |
2.4.2. Проведение корректировки и реализация мероприятий по дальнейшему развитию водопроводно-канализацион- ного хозяйства города и Белгородского района на 2004-2006 г. Предусмотрение необходимых целевых финансовых средств из городского бюджета на реализацию мероприятий: 2005 год - 4,0 млн. руб. 2006 год - 3,5 млн. руб. |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" |
Х | Х | Х |
2.4.3. Разработка и реализация мероприятий по энергосбережению. Предусмотрение необходимых целевых финансовых средств из городского бюджета на реализацию мероприятий: 2005 год - 8,1 млн. руб. |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, предприятия и организации бюджетной сферы, предприятия жилищно-коммуналь- ного назначения |
Х | Х | Х |
2.4.4. Реализация основных направлений развития энергетического комплекса города Белгорода на 2004-2006 гг. Затраты областного фонда энергосбережения и реализации инвестиционных проектов. Средства ОАО "Белгородэнерго" и средства МУП "Горводоканал". |
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города, предприятия и организации жилищно-коммуналь- ной сферы. |
Х | Х | Х |
III. Совершенствование социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
||||
3.1. Усовершенствование механизма предоставления жилищных субсидий для граждан, проживающих в жилищном фонде и общежитиях, независимо от формы собственности |
Комитет по социальной защите, труду и занятости |
Х | Х | Х |
3.2. Внедрение системы перевода субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные расчетные счета граждан |
Комитет по социальной защите, труду и занятости |
Х | Х | Х |
<< Назад |
||
Содержание Решение Белгородского городского Совета депутатов от 27 апреля 2004 г. N 44 "О программе реформирования жилищно-коммунального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.