Администрация города Белгорода считает участие в нормотворческом процессе одним из приоритетных направлений своей деятельности, определенной Уставом города Белгорода.
Нормотворческая работа стала более ориентирована на решение социально-экономических проблем, улучшилось планирование разработки нормативных правовых актов, взаимодействие администрации города с депутатами городского Совета по реализации законодательных инициатив главы администрации города.
Вместе с тем нормотворческая деятельность недостаточно систематична. Представляемые главе администрации структурными подразделениями администрации города нормативные правовые акты зачастую плохо подготовлены, не основываются на тщательной инвентаризации действующих нормативных правовых актов, должным образом не согласованы, а также не соответствуют правилам юридической техники. Требует дальнейшего совершенствования порядок планирования нормотворческой деятельности администрации города.
В целях совершенствования организации нормотворческой деятельности постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке подготовки проектов нормативных правовых актов, вносимых в городской Совет депутатов главой местного самоуправления (прилагается).
2. Возложить функции координации нормотворческой деятельности администрации города в городском Совете депутатов на первого заместителя главы администрации - председателя комитета по организационно-правовой и кадровой работе Иванчихина В.А.
3. Структурным подразделениям администрации города обеспечить проработку, обоснованность и своевременное представление предложений о разработке проектов нормативных правовых актов в годовой план нормотворческой работы администрации горда в комитет организационно-правовой и кадровой работы аппарата главы администрации города ежегодно к 1 ноября.
4. Председателям комитетов администрации города, несущим персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов нормативных правовых актов, предусмотренных планом нормотворческой деятельности городской администрации и предложенных главой администрации вне плана, назначить ответственных от комитетов за организацию разработки проектов нормативных правовых актов.
Информацию представить в комитет по организационно-правовой и кадровой работе (Иванчихину В.А.) в срок до 1 января 2001 года.
5. Итоги выполнения утвержденного годового плана нормотворческой работы администрации города рассматривать на заседаниях Коллегии при главе администрации города не реже 1-го раза в полугодие.
6. Отделу по связям со средствами массовой информации обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов совершенствования нормотворческой деятельности администрации города и регулярное опубликование на страницах газеты "Наш Белгород" принятых нормативных правовых актов.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации - председателя комитета по организационно-правовой и кадровой работе Иванчихина В.А.
Глава местного самоуправления города |
Г.Г. Голиков |
Приложение
главы администрации города
от 29 ноября 2000 г. N 2130
Положение
о порядке подготовки проектов нормативных правовых актов,
вносимых в городской Совет депутатов
главой местного самоуправления
Настоящее положение разработано в целях повышения эффективности и качества нормотворческой работы в структурных подразделениях администрации города, в том числе работы по подготовке проектов решений городского Совета депутатов.
Положение устанавливает порядок формирования, сроки и форму представления главе администрации города проектов нормативных правовых актов структурными подразделениями администрации города для последующего внесения в Белгородский городской Совет депутатов.
1. Общие положения
1.1. Проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления готовятся с целью:
- исполнения федеральных, областных законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти РФ и субъекта РФ;
- обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной жизни города, регулирование которых входит в компетенцию органов местного самоуправления;
- содействия гражданам реализации их прав и законных интересов.
1.2. Нормативные правовые акты, разрабатываемые органом местного самоуправления по вопросам отнесенным к его компетенции, не должны противоречить федеральным законам и иным нормативно-правовым актам федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ.
1.3. Структурные подразделения администрации города Белгорода руководствуются настоящим положением с целью обеспечения создания оптимальных условий для реализации главой администрации города возложенных на него полномочий действующим федеральным законодательством, Уставом города Белгорода и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ в вопросе реализации права нормотворческой инициативы в Белгородском городском Совете депутатов.
1.4. В нормотворческой деятельности структурные подразделения администрации города Белгорода руководствуются тем, что:
- ежегодный план нормотворческой работы администрации города формируется в соответствии с программами социально-экономического развития горда и области;
- ежегодный проект плана нормотворческой деятельности администрации города формируется на основе обобщенных предложений, поступивших от структурных подразделений администрации города;
- утвержденный главой администрации план направляется в Белгородский городской Совет депутатов.
2. Понятие и виды нормативных правовых актов
2.1. Под нормативно-правовыми актами Белгородского городского Совета депутатов понимаются акты, содержащие правотворческие нормы, т.е. нормативные предписания, рассчитанные на неограниченный круг субъектов и многократное или постоянное применение.
Не являются нормативными актами акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на однократное применение или обращение к конкретным лицам.
Если в правовом акте, наряду с индивидуальными предписаниями, имеется хотя бы одна правовая норма, такой акт рассматривается в качестве нормативного и правового акта.
2.2. Видами нормативных правовых актов являются:
- решение Белгородского городского Совета депутатов.
Решения Белгородского городского Совета депутатов обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам города.
3. Основные обязанности и права комитета администрации
города Белгорода, подготовившего проект нормативного
правового акта
3.1. Комитет администрации города Белгорода - исполнитель проекта нормативного правового акта:
- организует разработку проекта нормативного правового акта, координируя работу исполнителей, привлекает к работе представителей заинтересованных организаций и направляет подготовленный нормативный правовой акт в постоянную комиссию Белгородского городского Совета депутатов;
- разрабатывает пояснительную записку к проекту нормативного правового акта и необходимые приложения;
- представляет письмо на имя главы администрации города Белгорода о внесении проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Белгородский городской Совет депутатов и назначении докладчика по данному вопросу;
- оформляет проект нормативного правового акта в соответствии с правилами юридической техники;
- представляет проект письма главы администрации города на имя заместителя председателя Белгородского городского Совета депутатов;
- вносит изменения, дополнения в проект нормативного правового акта в случае его возврата из Белгородского городского Совета депутатов.
3.2. Структурные подразделения администрации города Белгорода не вправе передавать на подпись главе администрации города проекты нормативных правовых актов, а также самостоятельно вносить их в Белгородский городской Совет депутатов без предварительного согласования с комитетами администрации города и постоянными комиссиями Белгородского городского Совета депутатов.
4. Разработка нормативного правового акта
4.1. Предложения о разработке проектов нормативных правовых актов Белгородского городского Совета депутатов, предоставляемые для включения в годовой проект плана нормотворческой деятельности администрации города Белгорода, должны содержать наименование правового акта, обоснование необходимости принятия и его концепцию, наименование структурного подразделения администрации города Белгорода и должностного лица - конкретного исполнителя, а также срок представления проекта нормативного правового акта главе администрации города Белгорода и ориентировочный срок внесения его в Белгородской городской Совет депутатов.
4.2. Подготовка нормативного правового акта осуществляется ответственным за разработку комитетом администрации города Белгорода.
Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется комитетом администрации города Белгорода и передается для согласования в постоянную комиссию Белгородского городского Совета депутатов.
4.3. При подготовке нормативного правового акта необходима разработка его концепции. Концепция проекта нормативного правового акта готовится разработчиком в свободной форме. Следует ответить на вопрос, принимались ли раньше нормативные акты по теме предлагаемого проекта: если да, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с предлагаемым проектом; как предлагаемый акт впишется в систему действующих нормативных правовых актов.
Концепция должна определять основные цели нормативного правового акта: решение новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, устранение имеющихся пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам. В концепции указываются основные положения готовящегося нормативного правового акта, которые должны обеспечивать решение поставленных целей и задач.
4.4. Проект нормативного правового акта должен иметь полное название и соответствующее его содержанию краткое наименование.
При написании наименования проекта нормативного правового акта руководствуются принципом - текст наименования должен отвечать на вопрос "О чем?".
Структура проекта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей правильное понимание данного нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта может состоять из следующих частей: наименование, преамбула, разделы, главы, статьи, части, пункты (параграфы), подпункты, абзацы.
а) В преамбуле проекта нормативного правового акта помещаются положения, разъясняющие его цели и задачи; указания на документы, во исполнение или в соответствии с которыми принимается данный нормативный правовой акт, иные положения.
Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
Преамбула обычно предшествует основному тексту крупных нормативных актов.
б) Основной текст проекта нормативного правового акта может подразделяться на статьи, которые могут объединяться в разделы и главы. Статьи могут состоять из частей, пунктов (параграфов), подпунктов, абзацев.
Статья - первичная часть текста нормативного правового акта, посвященная отдельному вопросу и содержащая обычно одну или несколько связанных между собой правовых норм. Каждая статья по своему содержанию должна быть законченной. К статье закона могут даваться заголовки, обозначающие предмет регулирования соответствующей статьи.
В тексте нормативного правового акта наряду со статьями (пункты), предусматривающими решение того или иного вопроса, могут содержаться статьи (пункты), отсылающие к положениям данного нормативного правового акта (отсылочные статьи), а также статьи (пункты), отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные статьи).
Отсылочные и бланкетные статьи используются в исключительных случаях для обозначения взаимосвязи правовых норм или избежания повторений. В отсылочных статьях точно указывать соответствующие положения данного нормативного правового акта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих документов, дату их принятия и номер.
Статьи должны иметь единую, обычно арабскую нумерацию и могут подразделяются на пункты (параграф).
Разделы, главы, статьи и пункты (параграфы) располагаются в проекте нормативного правового акта в последовательности, обеспечивающей логическое разделение темы правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным.
в) Если в проекте нормативного правового акта имеются предписания, относящиеся к предмету правового регулирования в целом, то такие предписания выносятся в раздел "Общие положения". В указанном разделе дается определение юридических терминов, употребляемых в проекте нормативного правового акта, объяснение технических и иных специальных понятий, необходимых для его правильного понимания.
Если в проекте нормативного правового акта содержатся предписания, устанавливающие обязанности органа местного самоуправления, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан, то следует указать меры ответственности за их нарушение, предусмотренные действующим законодательством.
Положения, относящиеся к самому акту, такие как положения о введении нормативного правового акта в действие, о порядке его опубликования, помещаются в разделе "Заключительные положения", либо в специальном документ, который принимается вместе с принятием соответствующего нормативного правового акта.
г) Текст проекта нормативного правового акта излагается простым и доступным для понимания языком. Не допускается употребление сложных фраз и грамматических конструкций, образных сравнений, эпитетов и метафор. Следует избегать использования устаревших и многозначных слов и выражений.
Термины необходимо употреблять только в одном значении и в соответствии с общепринятой терминологией.
Текст подготовленного проекта нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка.
В качестве дополнительных материалов к проекту нормативного правового акта могут быть подготовлены таблицы, графики, схемы, образцы документов. Они должны помещаться в приложениях к нормативному правовому акту.
д) При воспроизведении в нормативном правовом акте текста федерального закона или областного закона, указа Президента РФ, постановления или распоряжения Правительства РФ и нормативных правовых актов РФ необходимо воспроизводить лишь ту часть, которая имеет непосредственное отношение к предмету регулирования данного нормативного правового акта.
В проекте нормативного правового акта могут предусматриваться изменения и дополнения к ранее принятым актам. Они оформляются в виде новой редакции соответствующих статей, пунктов (параграфов). Если нет необходимости излагать изменяемые статьи, пункты (параграфы) полностью в новой редакции, в их формулировку вносятся уточнения путем исключения или добавления отдельных слов или фраз.
В проекте нормативного правового акта могут перечисляться действующие нормативные правовые акты или отдельные их разделы, статьи, пункты (параграфы), подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием подготавливаемого акта. Перечень нормативных правовых актов или отдельных их разделов, глав, статей, пунктов (параграфов), подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием подготавливаемого акта, может сопровождать проект соответствующего нормативного правового акта в качестве приложения.
4.5. Пояснительная записка готовится комитетом, подготовившим проект нормативного правового акта.
Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта готовится в свободной форме и в ней содержится:
- обоснование необходимости его принятия, его целей и основных положений, его места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
- сведения о состоянии законодательства в данной сфере регулирования;
- перечень законов и иных правовых актов, отмена, изменение и дополнение которых потребует принятия данного нормативного правового акта;
- предложения о разработке правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного нормативного правового акта;
- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта нормативного правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).
В случае, когда проект нормативного правового акта не требует отмены, изменения и дополнения в иные нормативные правовые акты, которые потребуют принятия данного нормативного правового акта или других перечисленных позиций, текст пояснительной записки должен содержать ответы на перечисленные вопросы.
Пояснительная записка к проекту нормативного правового акта подписывается начальником комитета, ответственного за его разработку.
4.6. Текст документа (нормативного правового акта) для формата А4 располагается от левого края листа на расстоянии 25 мм, от правого - 15 мм, от верхнего - 20 мм, от нижнего - не менее 19 мм. Печатание документа производится с использованием компьютерной и машинописной техники.
В компьютерном наборе используется шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта - 14 (при общем объеме документа более 10 страниц возможен шрифт - 12).
Текст документа печатается через один межстрочный интервал. В случае передачи исполнителем проекта нормативного правового акта и прилагаемых к нему материалов в электронном виде структурным подразделениям администрации города, он передается в формате RTF.
Вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля листа на расстоянии 10 мм арабскими цифрами без слова "страница" (стр.) и знаков препинания.
Текст проекта нормативного правового акта с пояснительной запиской и необходимыми приложениями передаются в комитеты администрации города для согласования, с последующей передачей в постоянную комиссию Белгородского городского Совета депутатов.
5. Согласование и экспертиза проекта нормативного правового акта
5.1. Согласование проектов нормативных правовых актов производится как внутри структурного подразделения администрации города Белгорода, так и вне этого подразделения с заинтересованными ведомствами, подчиненными и не подчиненными организациями.
Согласование проекта нормативного правового акта проводится в целях:
а) предварительного рассмотрения вопроса о целесообразности и своевременности принятия данного нормативного правового акта;
б) квалифицированной и всесторонней оценки качества подготавливаемого проекта нормативного правового акта;
в) предотвращения противоречия норм данного проекта нормативного правового акта действующему законодательству;
г) обеспечения необходимого взаимодействия федеральных, областных органов и органов местного самоуправления по вопросам применения данного нормативного правового акта.
5.2. Внутреннее согласование проекта нормативного правового акта проводится по схеме:
- заинтересованные отраслевые и общие функциональные подразделения;
- правовое управление администрации города Белгорода;
- комитет финансов и налоговой политики (по вопросам, касающимся финан-сового обеспечения).
Проект нормативного правового акта считается согласованным при наличии положительного заключения правового управления администрации города Белгорода.
5.3. Обязательное внешнее согласование проводится:
а) при указании на это вышестоящих государственных органов;
б) при подготовке нормативного правового акта по вопросам, отнесенным к совместной компетенции субъекта РФ и органа местного самоуправления.
5.4. Проекты нормативных правовых актов до их внесения в Белгородский городской Совет депутатов подлежат обязательной правовой и экономической экспертизе, осуществляемой правовым управлением администрации г. Белгорода и Комитетом финансов и налоговой политики администрации города Белгорода и согласованию с председателем постоянной комиссии Белгородского городского Совета депутатов.
Сроки подготовки заключения в каждой из перечисленных структур, как правило, не должны превышать 5 дней.
Проект нормативного правового акта направляется на экспертизу руководителем комитета, подготовившего проект.
Экспертиза призвана способствовать:
а) обеспечению высокого качества, обоснованности, законности нормативных правовых актов;
б) выявлению возможных негативных социальных, экономических, экологических, юридических и других последствий действия принимаемого акта;
в) созданию научно-обоснованной системы взаимосвязи принимаемых нормативных правовых актов.
Участвующие в проведении экспертизы структурные подразделения администрации города Белгорода и специалисты вправе требовать от разработчиков проекта дополнительные материалы и документы, связанные с подготовкой этого акта и уточняющие то или иное его положение.
5.5. Правовое управление администрации города Белгорода готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:
а) соответствует или не соответствует проект нормативного правового акта Конституции РФ, Федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу города Белгорода, законам субъекта РФ, основным отраслевым законодательным актам. В случае несоответствия нормативного правового акта действующему законодательству, в заключении должно быть указано, какому акту не соответствует проект нормативного правового акта и в чем выражается это несоответствие;
б) не нарушена ли внутренняя логика проекта нормативного правового акта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами проекта нормативного правового акта. Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно, а также необходимо дать рекомендации как можно устранить противоречия;
в) полностью ли приведен перечень актов органа местного самоуправления, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного проекта нормативного правового акта. Если приведен неполный перечень актов, то следует указать акты, которые в перечне не приведены.
5.6. Заключения структурных подразделений администрации города Белгорода, проводивших согласование проекта нормативного правового акта, должны быть подписаны начальником структурного подразделения либо его заместителем с указанием фамилии эксперта, подготовившего данное заключение. В случае, если дать заключение в установленный срок нет возможности, срок может быть продлен по их мотивированному предложению.
Заключение по проекту нормативного правового акта направляется в комитет администрации города Белгорода, подготовивший проект для доработки в соответствии с заключением.
Доработанный с учетом результатов экспертизы проект представляется на повторную экспертизу.
Если разработчики не согласны с мнением экспертов и считают невозможным доработку проекта с учетом результатов экспертизы, решение о вынесении проекта нормативного правового акта в предложенной ими редакции в Белгородский городской Совет депутатов принимает глава администрации города Белгорода по предложению руководителя комитета, подготовившего проект нормативного правового акта.
6. Официальное внесение проекта нормативного правового акта
в Белгородский городской Совет депутатов
6.1. Проект нормативного правового акта, прошедший все стадии подготовки, представляется главе администрации города Белгорода.
К проекту нормативного правового акта прилагается:
- пояснительная записка с необходимыми приложениями;
- заключение правового управления администрации города Белгорода;
- заключение комитета финансов и налоговой политики администрации города Белгорода;
- письмо комитета на имя главы администрации города Белгорода с просьбой о внесении подготовленного проекта нормативного правового акта на рассмотрение в Белгородский городской Совет депутатов и назначении докладчика по данному вопросу;
- проект письма главы администрации города Белгорода на имя заместителя председателя Белгородского городского Совета депутатов.
6.2. Второй экземпляр проекта письма главы администрации города Белгорода на имя заместителя председателя Белгородского городского Совета депутатов должен быть с ознакомительной визой председателя комитета, подготовившего нормативный правовой акт.
6.3. Подписанное главой администрации города Белгорода письмо на имя заместителя председателя Белгородского городского Совета депутатов регистрируется канцелярией управления делами комитета по обеспечению деятельности аппарата главы местного самоуправления администрации города Белгорода и передается в Белгородский городской Совет депутатов со следующими приложениями:
- проект нормативного правового акта;
- пояснительная записка к проекту нормативного правового акта и необходимые приложения.
7. Обнародование (подписание главой администрации г. Белгорода)
и официальное опубликование нормативного правового акта
7.1. Нормативные правовые акты, принятые Белгородским городским Советом депутатов и поступившие в администрацию города Белгорода, проходят подготовительный этап представления главе администрации города Белгорода.
Документы, представляемые главе администрации города Белгорода для обнародования путем подписания или издания специального акта, должны быть с ознакомительной визой председателя комитета, подготовившего проект нормативного правового акта.
Срок подписания главой администрации города Белгорода нормативного правового акта не должен превышать 7 календарных дней с момента его поступления.
7.2. На территории города Белгорода применяются только те нормативные правовые акты Белгородского городского Совета депутатов, которые официально опубликованы.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Наш Белгород".
Нормативные правовые акты Белгородского городского Совета депутатов направляются для официального опубликования в газету "Наш Белгород" первым заместителем главы администрации города Белгорода - председателем комитета по организационно-правовой и кадровой работе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Белгорода от 29 ноября 2000 г. N 2130 "О совершенствовании работы по изданию нормативных правовых актов органов местного самоуправления"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением администрации г. Белгорода от 4 февраля 2009 г. N 8 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Белгорода от 28 мая 2004 г. N 117
Постановление Администрации г. Белгорода от 26 февраля 2001 г. N 373 (в редакции постановления Главы Администрации г. Белгорода от 9 апреля 2001 г. N 622)
Постановление Администрации г. Белгорода от 26 февраля 2001 г. N 373