Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Губернатора Белгородской области от 20 октября 2003 г. N 140 "Об областной программе "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы"

2. Управлению здравоохранения администрации области (Стукалов А.Ф.), Белгородскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Здоровцов Г.И.) совместно с органами местного самоуправления районов и городов области и Белгородским филиалом ЗАО "Макс-М" (Шварев В.В.) обеспечить выполнение программы.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 20 января до 2007 года.

 

Губернатор Белгородской области

Е. Савченко

 

Областная целевая программа
"Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы
(утв. постановлением губернатора Белгородской области
от 20 октября 2003 г. N 140)

 

Паспорт
областной программы "Управление качеством в здравоохранении"
на 2003-2007 годы

 

 

Наименование
Программы
- областная программа "Управление качеством в
здравоохранении" на 2003-2007 годы
Основания для
решения о
разработке
Программы
- решение Коллегии Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 18-21 марта 2003 года N 5

- Программа улучшения качества жизни населения
Белгородской области
- Концепция развития здравоохранения и
медицинской науки в Белгородской области,
утвержденная постановлением главы администрации
области от 10 сентября 2002 года N 361.
Заказчик Программы - департамент социальной политики правительства
администрации области
Основные
разработчики
Программы
- управление здравоохранения администрации
области
- территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
Цели и задачи
Программы
- разработать и внедрить единую стратегию
непрерывного улучшения качества медицинских
услуг в здравоохранении области
- создать службу управления качеством в
здравоохранении
- развить систему стандартизации,
лицензирования, сертификации, аккредитации и
аттестации в здравоохранении
- обеспечить эффективное взаимодействие органов
управления здравоохранением всех уровней, фонда
обязательного медицинского страхования,
страховых медицинских организаций, организаций
здравоохранения, общественных и других
организаций в целях непрерывного повышения
качества медицинских услуг в здравоохранении
- перейти к использованию в здравоохранении
технологий с доказанной эффективностью и
безопасностью для пациентов с учетом
экономической целесообразности их применения
- разработать и внедрить систему мотивации и
экономического механизма стимулирования
медицинских работников к участию в деятельности
по непрерывному повышению качества медицинской
продукции и медицинских услуг в здравоохранении
Сроки реализации
Программы
- 2003-2007 годы
Этапы реализации
Программы
I этап (2003-2005 годы):
- разработка единой стратегии непрерывного
улучшения качества работ и услуг в
здравоохранении области
- создание службы управления качеством в отрасли
на основе взаимодействия между управлением
здравоохранения, территориальным фондом
обязательного медицинского страхования,
страховыми медицинскими организациями,
организациями здравоохранения и другими
организациями любых форм собственности
- совершенствование нормативной правовой базы
управления качеством здравоохранения
- разработка образовательных программ и обучение
специалистов по вопросам управления качеством
- внедрение технологий, основанных на
доказательной медицине и клинико-экономическом
анализе
II этап (2606-2007 годы):
- внедрение в практику разработанных на первом
этапе принципов, методов и моделей управления
качеством на всех уровнях
- оценка эффективности проведенных мероприятий и
формирование предложений о дальнейшем развитии
системы управления качеством в здравоохранении
Ожидаемые конечные
результаты
реализации
Программы
реализация Программы позволит:
- повысить доступность медицинской помощи
населению
- снизить показатели смертности, заболеваемости
и инвалидности за счет улучшения качества
медицинской помощи
- улучшить показатели репродуктивного здоровья и
здоровья новорожденных
- повысить эффективность исполнения имеющихся в
здравоохранении ресурсов
- оптимизировать обеспечение населения и
медицинских организаций лекарственными
средствами и медицинскими изделиями
- перейти к использованию лекарственных средств
с доказанной эффективностью
- сформировать систему действенного
государственного контроля и надзора (развитие
системы стандартизации и лицензирования,
формирование системы аккредитации, сертификации
и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях
оказания медицинской помощи
- разработать и внедрить мотивационные механизмы
повышения профессиональной ответственности
медицинских работников
- повысить хозяйственную самостоятельность
медицинских организаций
- повысить роль и значение общественных
профессиональных организаций, объединений и
научных обществ в системе управления качеством в
здравоохранении
- усовершенствовать профессиональную подготовку
медицинских работников на додипломном и
последипломном уровнях с внедрением методологии
управления качеством медицины, основанной на
доказательствах, клинико-экономическом анализе
Исполнители
Программы
- органы и учреждения здравоохранения области
- территориальный фонд обязательного
медицинского страхования
- страховые медицинские организации
Объемы и источники
финансирования
Программы.
- финансирование мероприятий программы
осуществляется в пределах средств,
предусмотренных по отрасли "здравоохранение"
(средства бюджета и территориального фонда
обязательного медицинского страхования)
Контроль за
исполнением
Программы
- управление и контроль за реализацией Программы
осуществляется государственным заказчиком -
департаментом социальной политики правительства
администрации области, который ежегодно уточняет
целевые показатели и затраты по программным
мероприятиям, механизм реализации Программы,
состав исполнителей. Текущее управление
реализацией Программы осуществляет
Координационный совет по управлению качеством
медицинской помощи Государственному заказчику
ежегодно представляется отчет об исполнении
мероприятий Программы.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее
программными методами

 

Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Белгородской области и Программой улучшения качества жизни населения Белгородской области определены пути совершенствования системы здравоохранения.

Проводимые в системе здравоохранения реформы способствовали сохранению единства системы, улучшению межведомственного взаимодействия, развитию рыночных отношений. Совершенствование механизмов обязательного медицинского страхования с развитием персонифицированного учета оказанной медицинской помощи привело к необходимости широкого внедрения новых форм управления отраслью. Одной из них является создание системы управления качеством в здравоохранении области, которая позволит поднять на новый уровень выполнение ряда мероприятий территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Белгородской области бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение и контроль качества медицинской помощи (КМП) является целевой функцией всех учреждений и организаций, участвующих в финансировании и предоставлении медицинских услуг населению. Реализация Программы создания системы экспертизы КМП в Белгородской области в течение 1998-2002 годов позволила создать систему вневедомственной экспертизы КМП, совершенствовать ведомственную и обеспечить их взаимодействие для улучшения качества медицинской помощи жителям области. Это обеспечило взаимодействие между органами управления здравоохранением, фондом обязательного медицинского страхования, страховщиками и страхователями в вопросах обеспечения качества медицинской помощи, создало предпосылки для разработки региональной программы управления качеством в здравоохранении.

Система управления качеством в здравоохранении является структурным элементом управления здравоохранением - ее частью, включающей специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.

Обеспечение требуемого уровня качества медицинских услуг должно осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения взаимосвязанными мероприятиями по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию получаемых результатов с последующей корректировкой. Оценка качества (определение уровня качества) строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном". Формализованным представлением оптимальной ситуации являются стандарты, которые рассматриваются как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения.

Стандартизацией в здравоохранении является деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении.

Система управления качеством в здравоохранении Белгородской области должна основываться на следующих принципах управления качеством:

- потребности гражданина в сохранении и укреплении здоровья;

- доступность медицинской помощи населению;

- переход от контроля индивидуального выполнения работ к совершенствованию технологических процессов и их ресурсного обеспечения, выявлению отклонений от установленных требований, причин их возникновения и предотвращении их в дальнейшем;

- взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия по основным, наиболее значимым вопросам улучшения системы;

- единый порядок разработки, согласования, принятия и введение в действие нормативных документов, надзора и контроля за их соблюдением;

- социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения технологий в практическом здравоохранении:

- соответствие установленных требований законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки;

- обеспечение возможности контроля установленных требований объективными методами.

Управление качеством в здравоохранении должно стать непрерывным процессом воздействия на систему путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий. Все они логически связаны между собой, и их последовательная реализация образует непрерывный процесс управления качеством всей отрасли.

Данная Программа предполагает разработку и реализацию указанных функций с целью создания условий для непрерывного улучшения качества медицинской помощи жителям области, сокращение прямых и косвенных потерь общества путем целенаправленного влияния на управляемые причины снижения качества жизни каждого человека. Достижение этой цели требует координации действий органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан для того, чтобы сформировать эффективные механизмы, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи надлежащего качества, а в конечном итоге повышение качества жизни белгородцев.

II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

 

Целью Программы является создание системы управления качеством в здравоохранении области в целях укрепления здоровья населения.

Программа рассчитана на 2003-2007 годы и предполагает решение следующих задач:

1. Разработать и внедрить единую стратегию непрерывного улучшения качества медицинских услуг в здравоохранении Белгородской области, гармонизированную с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении.

2. Создать службу управления качеством в здравоохранении области.

3. Развить системы стандартизации, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении.

4. Обеспечить эффективное взаимодействие органов управления здравоохранением всех уровней, территориального фонда обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинских услуг.

5. Перейти к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.

6. Разработать и внедрить систему мотивизации и экономические механизмы стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинских услуг в здравоохранении.

III. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных по отрасли "здравоохранение" (средства бюджета и территориального фонда обязательного медицинского страхования).

IV. Управление реализацией Программы в контроль ее исполнения

 

Общий контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик Программы - департамент социальной политики правительства администрации Белгородской области, который ежегодно уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Ежегодно, до 1 февраля, управление здравоохранения администрации области информирует Министерство здравоохранения Российской Федерации и департамент социальной политики правительства администрации области о ходе работ по реализации мероприятий Программы.

V. Оценка эффективности последствий реализации Программы

 

Предполагается, что реализация Программы приведет к созданию в области единой системы управления качеством и позволит к 2007 году:

- повысить доступность медицинской помощи населению;

- снизить показатели смертности, заболеваемости и инвалидности за счет улучшения качества медицинской помощи; улучшить показатели репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных;

- повысить эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов;

- оптимизировать обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными средствами и медицинскими изделиями;

- перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью;

- сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания медицинской помощи;

- повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций;

- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников;

- повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении;

- усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономическом анализе.

Мероприятия
областной программы "Управление качеством в здравоохранении"
на 2003-2007 годы

 

N
п/п
Наименование
мероприятия
Сроки
исполнения
Основные
исполнители
Вид документа
1 2 3 5 6
1. Реализация областной Программы управления качеством в здравоохранении
1.1. Разработка плана
мероприятий по
реализации Программы
III кв.
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
План мероприятий
1.2. Формирование состава
Совета по реализации
Программы
III кв.
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Приказ об
утверждении
состава Совета
1.3. Создание системы
мониторинга реализации
Программы
III кв.
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Приказ об
утверждении
комплекса
документов по
мониторингу
реализации
Программы
1.4. Разработка и апробация
критериев и методов
оценки эффективности
Программы
II
полугодие
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Методические
рекомендации
2. Развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации,
аккредитации и аттестации в здравоохранении
2.1. Подготовка плана
мероприятий по
развитию системы
стандартизации в
здравоохранении
области
III кв.
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Приказ
2.2. Реализация мероприятий
по развитию системы
стандартизации в
здравоохранении
области
2003 - 2007
гг.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Органы местного
самоуправления
Приказы об
утверждении
стандартов,
классификаторов
и других
нормативных
документов
2.3. Мониторинг результатов
внедрения нормативных
документов системы
стандартизации в
здравоохранении
2004 - 2007
гг.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Приказы
2.4. Создание и ведение
реестров
территориальных
стандартов в
здравоохранении на
основе Поло жения о
реестре и методических
рекомендаций по его
ведению, разработанных
МЗ РФ
2005 г. Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Реестр
2.5. Разработка формуляров
лекарственных средств
в ЛПУ области для
лечения больных в
стационаре и льготной
категории населения
II
полугодие
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Руководители
ЛПУ области
Формуляр
2.6. Составление областного
перечня жизненно
необходимых и
важнейших
лекарственных средств
Ежегодно
IV кв.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Перечень
2.7. Создание
консультативно-методи-
ческого центра
Белгородской области
по лицензированию
IV кв.
2003 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Приказы,
положения
2.8. Создание и ведение
реестров лицензий на
медицинскую
деятельность и иные
лицензируемые виды
деятельности в
здравоохранении
I кв.
2004 г. и
постоянно
Управление
здравоохранения
администрации
области
Реестры
2.9. Совершенствование
нормативной базы
области по
лицензированию при
изменении федерального
законодательства
2003 - 2007
гг.
Департамент
социальной
политики
правительства
администрации
области
Управление
здравоохранения
администрации
области
Постановления,
приказы
2.10 Разработка Положения о
системе аккредитации в
здравоохранении
III кв.
2004 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Положение
2.11 Создание и ведение
реестров
аккредитованных
организаций в
здравоохранении
II кв.
2005 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Реестры
2.12 Разработка Положения о
системе аттестации в
здравоохранении
I кв.
2004 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Приказ
2.13 Развитие системы
контроля качества и
сертификации
лекарственных средств
в соответствии с
требованиями
Федерального закона
Российской Федерации
"О техническом
регулировании"
IV кв.
2003 г.
Департамент
социальной
политики
правительства
администрации
области
Управление
здравоохранения
администрации
области
Постановление
3. Обеспечение взаи модействия непрерывного повышения качества
медицинских услуг
3.1. Реализация в области
унификации тарифной
политики в сфере
оказания медицинской
помощи
2003 - 2007
гг.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Страховые
медицинские
организации
Нормативные
документы
3.2. Разработка плана работ
в области внешнего
контроля качества
IV кв.
2003 г.
Страховые
медицинские
организации
Территориальный
фонд ОМС
Управление
здравоохранения
администрации
области
План работы
3.3. Разработка правил и
стандартов в области
внешнего контроля
качества
I кв.
2005 г.
Страховые
медицинские
организации
Территориальный
фонд ОМС
Управление
здравоохранения
администрации
области
Правила и
стандарты
3.4. Разработка правил и
стандартов в области
внешнего контроля
качества медицинской
помощи в системе
медицинского
страхования
IV кв.
2004 г.
Страховые
медицинские
организации
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Правила и
стандарты
3.5. Разработка номенклат
уры работ и услуг в
здравоохранении
II кв.
2004 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Страховые
медицинские
организации
Номенклатура
работ и услуг
3.6. Создание системы
мониторирования
дефектов оказания
медицинской помощи
II кв.
2004 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Страховые
медицинские
организации
Методические
рекомендации
4. Переход к использованию в здравоохранении технологий с доказанной
эффективностью и безопасностью
4.1. Развитие системы
рационального
лекарственного
обеспечения,
базирующейся на
результатах
комплексной
клинической и
экономической оценки:
- ведение Перечня
жизненно необходимых и
важнейших
лекарственных средств;
- применение в
практической работе
Федерального
руководства для врачей
по использованию
лекарственных средств
2003 - 2007
гг.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Органы местного
самоуправления
Перечень
(ежегодно)
4.2. Применение в
практической работе
Федерального
руководства для врачей
по использованию
лабораторных и
инструментальных
методов исследования
IV кв.
2004 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Органы местного
самоуправления
Федеральное
руководство
5. Формирование мотивации и экономических механизмов стимулирования
медицинских работников по непрерывному повышению качества медицинских
услуг
5.1. Обучение специалистов
методологии управления
качеством на
додипломном и
последипломном уровне
медицинского
образования
2004 - 2007
гг.
Белгородский
государственный
университет
Управление
здравоохранения
администрации
области
Образовательные
программы МЗ РФ,
приказы
5.2. Разработка плана работ
по совершенствованию
системы расчетов за
оказание медицинской
помощи и оплаты труда
с учетом качества
выполненных работ и
услуг в соответствии с
рекомендациями МЗ РФ
III кв.
2004 г.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Территориальный
фонд ОМС
Страховые
медицинские
организации
Планы работ
5.3. Внедрение
дифференцированной
оплаты труда
работников
здравоохранения
2003 - 2004
гг.
Управление
здравоохранения
администрации
области
Органы местного
самоуправления
Страховые
медицинские
организации
Методические
рекомендации

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Губернатора Белгородской области от 20 октября 2003 г. N 140 "Об областной программе "Управление качеством в здравоохранении" на 2003-2007 годы"


Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области" от 26 января 2004 г. N 56-2.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Губернатора Белгородской области от 11 августа 2004 г. N 166