1. Утвердить Концепцию развития торговли в городе Белгороде на 2004-2006 годы (прилагается).
2. Комитету потребительского рынка администрации города ежегодно до 1 марта информировать городской Совет депутатов о проводимой работе по совершенствованию деятельности торговой отрасли.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальной политике и муниципальной собственности (Гребенников Ю.Б.).
Глава местного самоуправления |
В.Н.Потрясаев |
Секретарь сессии |
Н.В.Каменев |
Концепция
развития торговли и услуг в городе Белгороде
на 2004-2006 годы
Концепция развития торговли в городе Белгороде на 2003-2006 годы (далее - Концепция), определяющая основные направления развития торгового обслуживания населения города на среднесрочную перспективу, разработана в соответствии с постановлением губернатора Белгородской области от 13 ноября 2003 года N 165 "Об утверждении Концепции развития торговли в Белгородской области на 2003-2005 годы" и на основании закона Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области".
Постановлением Губернатора Белгородской области от 16 марта 2009 г. N 20 Постановление Губернатора Белгородской области от 13 ноября 2003 г. N 165 признано утратившим силу
Потребительский рынок города, включающий в себя отрасли торговли и услуг, является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Многочисленные сложные процессы, возникающие в ходе согласования спроса и предложения товаров и услуг, обеспечивают формирование, как денежных доходов населения, так и общих объемов производства и реализации товаров, тем самым, закладывая основы финансовой стабильности в экономической жизни города.
За период рыночных преобразований потребительский рынок претерпел значительные изменения. Увеличилась сеть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность имеют самые высокие показатели.
По состоянию на 1.01.2004 г. обеспеченность населения города торговыми площадями в соответствии с действующими нормативами составляет 111,8 процентов (без учета киосков), в том числе:
- по продаже продовольственных товаров - 130,5%;
- по продаже промышленной группы товаров - 101,4%;
- торговыми местами на рынках - 140,8%;
- посадочными местами в предприятиях общепита - 211,0%
В настоящее время потребительский рынок города отличает относительно высокая насыщенность, фактическое отсутствие товарного дефицита. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг населению постепенно приобретает все более устойчивый характер.
Ежедневно предприятиями торговли, общественного питания и бытовых услуг продается товаров на сумму 37,3 млн. руб., в том числе:
продовольственных - на 15,2 млн. руб., промышленных - на 22,1 млн. руб.,
оказывается бытовых услуг населению на 1,1 млн. руб.
Показатели,
характеризующие состояние отрасли
Показатели | по годам | ||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
По предприятиям торговли | |||||
Оборот розничной торговли (в млн. руб.), в % к предыдущему году |
5532,2 | 7806,3 | 11403,0 | 13594,8 | |
95,1 | 101,2 | 104,6 | 104,7 | ||
Товарооборот на душу населения (руб.) |
16073 |
22594 |
32909,1 |
40340,7 |
|
Из оборота розничной торговли оборот: |
2287,3 | 3801,5 | 6802,9 | 8442,4 | |
41,3 | 48,7 | 60,0 | 62,1 | ||
предприятий Удельный вес в общем объеме товарооборота, в % - вещевых, смешанных и продовольственных рынков Удельный вес в общем объеме товарооборота, в % |
3244,9 | 4004,6 | 4600,1 | 5152,4 | |
58,6 | 51,3 | 40,0 | 37,9 | ||
Из оборота розничной торговли товары (млн. руб.): -продовольственные В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году: продовольственные непродовольстве- нные |
2362,5 | 3052,2 | 4451,1 | 5533,1 | |
106,5 | 89,8 | 104,9 | 103,4 | ||
87,7 | 114,5 | 104,7 | 104,8 | ||
Товарные запасы на предпиятиях, состоящих на самостоятельном балансе на конец года (тыс. руб.) дней |
45300 | 35200 | 111300 | ||
22 | 20 | 25 | |||
По предприятиям общественного питания | |||||
Всего (в млн. руб.), в % к предыдущему году |
212,8 | 277,1 | 316,3 | 408,9 | |
92,0 | 95,0 | 95,0 | 103,1 | ||
На душу населения (руб.) |
677,0 | 810,0 | 919,0 | 1210,1 | |
По предприятиям бытовых услуг | |||||
Объем платных услуг (в млн. руб.) |
1534,3 |
2349,8 |
3126,4 |
4475,0 |
|
В т.ч. объем бытовых услуг (в млн. руб.) |
163,6 |
178,7 |
248,4 |
399,1 |
|
На душу населения (в руб.) |
478 |
519 |
736 |
1181 |
Вместе с тем, позитивные изменения развития сопровождаются рядом негативных проявлений. В торговле происходит неоправданное наращивание числа предприятий при снижении качества оказываемых услуг населению. Сама по себе смена форм собственности и увеличение числа хозяйствующих субъектов на потребительском рынке города автоматически не обеспечивают повышение уровня и качества торговых операций.
По-прежнему остается низким уровень обеспеченности магазинами и предприятиями сферы услуг на окраинах города и непосредственно в жилых массивах.
При полной удовлетворенности населения торговыми местами на рынках, в городе отсутствуют специализированные рынки по продаже строительных материалов и "зеленый рынок" для реализации посадочного материала, излишков сельхозпродукции населения. Строительство вышеуказанных рынков позволило бы окончательно ликвидировать уличную несанкционированную торговлю.
В городе складывается достаточно сложная, с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в решении этих вопросов.
Основой механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью информации о потребительских свойствах товаров, может стать организация взаимодействия контролирующих органов государственных структур. С этой целью создана городская межведомственная комиссия по государственному контролю за соблюдением законодательства о реализации продовольственных товаров, пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основной задачей комиссии является оказание помощи потребителям в оценке качества и безопасности реализуемой продукции.
Пока медленно проходит процедура сертификации услуг розничной торговли.
В условиях рыночной экономики при наличии большого количества стационарных торговых предприятий, в конкурентной борьбе, покупателя привлекает не только цена товара, но и качество услуги. Проведение процедуры сертификации услуг одновременно с подписанием комиссией акта ввода в эксплуатацию предприятий розничной торговли, общественного питания позволит улучшить качество обслуживания покупателей и усилит защиту их прав.
С учетом наметившихся тенденций развития потребительского рынка, целью настоящей концепции является обеспечение организационно-правового механизма доведения качественных и безопасных товаров и услуг до потребителя.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить населению города доступность потребительского рынка в цивилизованных формах его организации и реализацию обозначившихся приоритетных направлений:
1. Общими принципами развития розничной торговли должно стать развитие сети специализированных и узкоспециализированных магазинов в центрах жилой застройки, в соответствии с генеральным планом развития города и с учетом имеющейся дислокации по микрорайонам.
2. В период 2004-2006 года в районах жилой застройки и во внутри домовых территориях планируется проведение поэтапной замены киосков на современные павильоны, а также строительство и ввод в эксплуатацию более 80 магазинов продовольственного и непродовольственного типа.
3. Одним из приоритетных направлений развития потребительского рынка является строительство торговых центров и торговых комплексов с универсальным ассортиментом товаров в каждом микрорайоне города в пределах пешеходной доступности.
В связи с этим, необходимо предусмотреть целевое выделение земельных участков под комплексную застройку объектов потребительского направления, которые могут позволить человеку решить проблемы не только потребительского характера, но и быта и досуга.
4. Для удовлетворения возросшего спроса на строительные и отделочные материалы, садово-огородный инвентарь и элементы ландшафтного дизайна (саженцы, цветы, фонтаны, горки и т.п.), связанного со значительным ростом числа объектов индивидуального жилищного строительства, на территории города необходимо ввести в сеть имеющихся рынков "зеленый" рынок и рынок строительных материалов.
5. С целью обеспечения горожан, проживающих на окраинах города, не имеющих стационарной розничной торговли, необходимо возродить систему доставки товаров первой необходимости по заказам (автолавки).
В перспективе, для улучшения торгового обслуживания жителей окраины города предусмотреть размещение (строительство) стационарных торговых объектов в районе улиц:
ул. Индустриальная, 72; ул. Локомотивная,2; ул. Пионерская, 21;ул. Березовая;
ул. Донецкая, 169; ул. Крылова,2; ул. Портовая; ул. Декабристов,39; ул. Дальняя Садовая; ул. Котовского; ул. Везельская, 142; ул. Дачная; ул. Донецкая (автозаправка), ул. Плеханова; ул. Гоголя, 41; ул. Ватутина,81,;пер. 3-й Новый и пер. 4-й Новый; ул. Орлова; ул. Свободная; ул. Сургутская; ул. Газовиков; ул. Извилистая, ул. Энергомашевская, ул. Раздобаркина (мкр-н "Репное"); Мкр-н "Дорогобужино"; ул. Дзгоева (продолжение, р-н нового сизо).
6. Сохранить сеть предприятий типа "Ветеран", "Милосердие" и "Забота" для льготной категории населения.
7. В сфере общественного питания содействовать:
- развитию сети общедоступных предприятий общественного питания, ориентированной на различные группы потребителей, в том числе детских стационарных и сезонных кафе;
- восстановлению и развитию сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, школьников, учащихся профтехучилищ, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений, пенсионеров.
Уделять внимание вопросам диетического и лечебно - профилактического питания для рабочих с вредными условиями труда.
8. В целях содействия развитию малого бизнеса в городе Белгороде совершенствовать комплексную сбалансированную систему поддержки, которая включает в себя следующие направления:
- финансово-кредитную поддержку;
- совершенствование механизмов использования муниципального имущества для развития малого бизнеса;
- инвестирование проектов малых предприятий, занимающихся торговлей и оказанием услуг для населения.
9. Важным элементом развития торговли должна стать организация выставочно-ярмарочной деятельности, проведение смотров-конкурсов предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг и конкурсов на звание лучшего по профессии в различных номинациях.
10. На краткосрочную перспективу приоритетными направлениями деятельности в сфере оказания бытовых услуг населению является обеспечение территориальной и ценовой доступности предприятий сферы услуг, восстановление сети комплексных пунктов по приему заказов на бытовые услуги и повышение квалификации работников данной сферы.
Решение проблем заложенных в Концепцию позволит обеспечить правовое регулирование основных процессов в сфере потребительского рынка, выработать согласованную политику стабильного и динамичного развития отраслей торговли и бытового обслуживания, направленную на обеспечение качества и безопасности товаров и услуг, создать общедоступную сеть предприятий общественного питания, восстановить и расширить сеть социально-ориентированных предприятий, что будет способствовать формированию цивилизованных форм торговли, постепенному замещению торговых палаток и контейнеров магазинами и торговыми комплексами нового типа, внедрению современных сетевых технологий.
Перечень основных мероприятий, направленных
на развитие торговой отрасли и услуг
в городе Белгороде в 2004-2006 годах
N п/ п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Ответственные за исполнение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Регулирование деятельности торговли и общественного питания | |||
1.1. | Обеспечение координации и взаимодействия соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по организации контроля за соблюдением требований действующего законодательства и правил торгового обслуживания субъектами регионального потребительского рынка, за качеством поступающих в торговлю потребительских товаров. |
Постоянно | Комитет потребительского рынка администрации города Белгорода в пределах своей компетенции, управление Госторгинспекции Минэкономразвития России по Белгородской области, ФГУ "Белгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации", Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Белгороде, Белгородское территориальной управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г.Белгороду, городское управление внутренних дел в пределах своей компетенции. |
1.2. | Анализ состояния торговли и общественного питания |
2004-2006 г.г.: 10 января 10 апреля, 10 июля 10 октября |
Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
1.3. | Разработка прогнозов основных показателей развития торговли, общественного питания, спроса и предложения важнейших видов продукции. |
Ежегодно | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
1.4. | Оказание методической, консультационной и информационной помощи |
Постоянно | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
1.5. | Разработка дислокации объектов сезонной торговли на весенне-летний период 2004-2006 годов |
март 2004 г. март 2005 г. март 2006 г. |
Комитет потребительского рынка; управление архитектуры и градостроительства, Центр госсанэпиднадзора в г. Белгороде. |
1.6. | Проведение поэтапного сокращения числа киосков по мере окончания договоров-обязательств. |
2004 год - 256 киосков 2005 год - 43 киоска 2006 год - 50 киосков |
Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
1.7. | Организационная работа по подготовке мероприятий потребительского рынка города к торговле в весенне-летний период. |
I квартал 2004 г. I квартал 2005 г. I квартал 2006 г. |
Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
2. Развитие сети потребительского рынка | |||
2.1. | Развитие сети торговли, общественного питания в городе: а) планируется к вводу в эксплуатацию 94 объекта, в том числе: - 80 магазинов с торговой площадью 18435 кв.м. и 14 предприятий общественного питания площадью 3940,5 кв.м.; б) специализированный рынок по продаже строительных материалов. в) специализированный "зеленый рынок" |
2004-2006 г.г. | Управление архитектуры и градостроительства г. Белгорода. |
2.2. | Разработка и утверждение схем размещения торговых объектов и предприятий общественного питания на территории города. |
2004-2006 г.г. | Управление архитектуры и градостроительства г. Белгорода. |
2.3. | Ежегодное проведение анализа функционирования и развития субъектов потребительского рынка, обеспеченности населения города торговыми площадями и посадочными местами в предприятиях общественного питания с учетом градостроительных норм. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
2.4. | Сохранение и развитие сети предприятий типа "Ветеран", "Забота", "Милосердие". |
2004-2006 г.г. | Управление социальной защиты населения, комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
2.5. | Сокращение уличной торговли и постепенной перевод ее в магазины и крытые рынки с учетом действующих правил продажи отдельных видов товаров. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
2.6. | Организационная работа по упорядочению размещения наружной рекламы, оформлению витрин, благоустройству прилегающих территорий предприятий торговли и общественного питания. |
2004-2006 г.г. | Управление архитектуры и градостроительства г. Белгорода, комитеты по управлению Восточным и Западным округами. |
2.7. | Организация торговли изделиями народных художественных промыслов и сувенирами с местной символикой. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода в пределах своей компетенции. |
2.8. | Категорирование (аттестация) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию бытовых услуг на соответствие общероссийскому классификатору. |
С 01 января 2004 года |
Комитет потребительского рынка администрации г.Белгорода. |
3. Защита прав потребителей | |||
3.1. |
Выполнение мероприятий, предусмотренных постановлением главы местного самоуправления города Белгорода от 07.05.2001 г. N 768 "О комплексных мероприятиях по защите прав потребителей в городе Белгороде на 2001-2005 годы". |
В соответствии с мероприятиями; 2004-2006 г.г. |
Администрация города Белгорода: комитет потребительского рынка, комитет по социальной политике, комитет по обеспечению жизнедеятельности города, управление образования, управление здравоохранения, комитет по социальной защите, труду и занятости, Центр Госсанэпиднадзора в городе Белгороде, ФГУ "Белгородская городская станция по борьбе с болезнями животных", УВД г.Белгорода, Белгородская таможня, ГУ "Управление государственного надзора за связью, информатизацией в РФ по Белгородской области", Белгородское областное отделение Российской транспортной инспекции, управление Госторгинспекции по Белгородской области, ФГУ "Белгородский ЦСМ", Управление Росгосхлебинспекции по Белгородской области, Белгородское региональное отделение главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Белгородской области, Белгородский территориальный фонд обязательного медицинского страхования, городская телефонная станция ОАО "Белсвязь", филиал ОАО "Белгородоблгаз "Центральное объединение по эксплуатации газового хозяйства, БТИ г. Белгорода, бюро по обмену жилыми помещениями и формированию потребительских кооперативов, МУП "Белгородское троллейбусное управление", МУП "Автоколонна N1402", МУП "Горэлектросети" филиала ОАО "Белгородэнерго", филиал ОАО "Белгородэнерго" Белгородских тепловых сетей, МУП "Горводоканал". |
3.2. | Выявление товаров, работ, услуг ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, в соответствии со ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей", участие в мероприятиях по контролю за безопасностью, качеством товаров и услуг, выполнением правил торговли продовольственными и промышленными товарами на потребительском рынке города. |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Комитет потребительского рынка, Центр Госсанэпиднадзора в г. Белгороде, управление Госторгинспекции по Белгородской области, УВД г. Белгорода, ФГУ "Городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", ФГУ "Белгородский ЦСМ", управление Министерства РФ по налогам и сборам по городу Белгороду, управление Росгосхлебинспекции по Белгородской области. |
3.3. | Организация взаимодействия контролирующих органов исполнительной власти для достижения результатов по положительному решению вопросов защиты прав потребителей. |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Комитет потребительского рынка, Центр Госсанэпиднадзора в г. Белгороде, управление Госторгинспекции по Белгородской области, УВД г. Белгорода, ФГУ "Городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", ФГУ "Белгородский ЦСМ", управление Министерства РФ по налогам и сборам по городу Белгороду, управление Росгосхлебинспекции по Белгородской области. |
3.4. | Проведение мероприятий по пресечению несанкционированной торговли на территории города в целях обеспечения права потребителей на приобретение товаров (услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, охраны общественного порядка и общественной безопасности. |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Комитет потребительского рынка, Центр Госсанэпиднадзора в г. Белгороде, УВД г. Белгорода, ФГУ "Городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", ФГУ "Белгородский ЦСМ", управление Министерства РФ по налогам и сборам по городу Белгороду, управление Росгосхлебинспекции по Белгородской области. |
3.5. | Усилить санитарно-эпидемиологический контроль за деятельностью предприятий потребительского рынка города |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Центр госсанэпиднадзора в г. Белгороде |
4. Методическое обеспечение отрасли и повышение квалификации кадров | |||
4.1. | Проведение совещаний с руководителями предприятий и предпринимателями по вопросам совершенствования торговой деятельности, улучшения торгового обслуживания населения города. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
4.2. | Представление работников к торговой отрасли к награждению почетными грамотами и благодарственными письмами главы местного самоуправления и губернатора области. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
4.3. | Проведение смотров-конкурсов на лучшее предприятие торговли и общественного питания. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
4.4. | Проведение смотров-конкурсов профессионального мастерства. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
4.5. | Опубликование статей, размещение выступлений в газете "Наш Белгород" и в других средствах массовой информации по вопросам развития торговли, общественного питания, защиты прав потребителей. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода; Комитет экономической безопасности г. Белгорода, Центр Госсанэпиднадзора в г. Белгороде, управление Госторгинспекции по Белгородской области, УВД г. Белгорода, ФГУ "Городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", ФГУ "Белгородский ЦСМ", управление Министерства РФ по налогам и сборам по городу Белгороду, управление Росгосхлебинспекции по Белгородской области, отдел по связям с общественностью и СМИ. |
5. Выставочно-ярмарочная деятельность | |||
5.1. | Организационная работа по привлечению предприятий, расположенных на территории города, для участия в городских и областных выставках-ярмарках. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
5.2. | Организационная работа по привлечению предприятий потребительского рынка города в проведении смотров качества и дегустации пищевой продукции, реализуемой на территории города. |
2004-2006 г.г. | Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
5.3. | Проведение в городе школьных базаров. | Сезонно 2004-2006 г.г. |
Комитет потребительского рынка администрации г. Белгорода. |
6. Поддержка предпринимательской деятельности | |||
6.1. | Рассмотрение инвестиционных проектов, представленных субъектами малого предпринимательства, с учетом их эффективности и социальной значимости |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Комитет экономической безопасности и муниципальной собственности, Комитет по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. |
6.2. | Осуществление поиска поручителей для предоставления кредитов субъектам малого предпринимательства коммерческими банками |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Комитет экономической безопасности и муниципальной собственности, Комитет по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. |
6.3. | Совершенствование механизма использования муниципального имущества субъектами малого предпринимательства. |
Постоянно 2004-2006 г.г. |
Комитет экономической безопасности и муниципальной собственности, Комитет по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.