2. Поручить практическую реализацию и координацию программных мероприятий управлению по делам молодежи Белгородской области (Беспаленко П.Н.) и Белгородскому институту государственного и муниципального управления (филиал Орловской региональной академии государственной службы) (Захаров В.М.).
3. Определить источниками финансирования Программы в 2004 году фонд поддержки развития Белгородского государственного университета (Полухин О.Н.).
4. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании бюджета на 2005 год предусмотреть денежные средства на текущее финансирование Программы в объеме 225 тысяч рублей в соответствии с организационно-финансовым планом (прилагается).
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области Полухина О.Н.
Об исполнении постановления информировать к 1 февраля 2005 и 2006 годов.
Губернатор Белгородской области |
Е.Савченко |
Программа
кадрового обеспечения системы
государственной молодежной политики в Белгородской области
и формирования молодежного кадрового резерва государственной
и муниципальной службы "Молодежный региональный
кадровый резерв" на 2004-2005 годы
(утв. постановлением правительства Белгородской области
от 28 мая 2004 г. N 52-пп)
I. Актуальность проблемы, требующей решения
на программной основе
Совершенствование системы управления государственной молодежной политикой на федеральном и региональном уровнях предполагает формирование кадрового потенциала отрасли нового качества, которое обеспечивается высоким уровнем профессиональной компетентности, наличием социальных мотиваций деятельности и социально-технологической культурой специалистов по работе с молодежью. Это необходимые условия эффективности функционирования органов молодежной политики, позволяющие им решать как среднесрочные, так и долгосрочные цели, осуществлять разработку и реализацию молодежных программ.
Значение задачи формирования кадрового потенциала государственной молодежной политики актуализируется, потому что в перспективе значительная часть специалистов по работе с молодежью - это будущие работники органов государственного и муниципального управления. В данном контексте качество кадрового потенциала молодежной политики следует рассматривать как качество молодежного кадрового резерва Белгородской области.
За последние годы произошли заметные позитивные изменения кадрового потенциала государственной молодежной политики в регионе. Прежде всего они затронули количественные показатели.
В настоящее время с молодежью области на профессиональной основе работают 100 специалистов-инструкторов по военно-патриотическому воспитанию, 41 координатор общественных молодежных и детских организаций, 7 специалистов в аппарате областного управления по делам молодежи, 4 нештатных сотрудника, 4 специалиста по работе со студенческой молодежью, 56 человек - в штате областного государственного учреждения "Центр молодежных инициатив", 70 работников в органах по делам молодежи муниципальных образований, а также 195 специалистов молодежной проблематики осуществляют работу с молодежью в 359 сельских административных округах (причем 50 из них получают зарплату из средств местных бюджетов, 2 - за счет сельских административных округов, 24 - закреплены за хозяйствами различных форм собственности, 33 - за счет 2 процентных отчислений от объемов жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, 3 - из привлеченных источников, 83 - осуществляют свою деятельность на общественных началах).
Таким образом, кадровый ресурс сферы молодежной политики области составляет 477 человек, и, соответственно, на 776 молодых жителей региона приходится 1 специалист.
Происходят и качественные изменения кадрового потенциала государственной молодежной политики. Работники отрасли ежегодно повышают свой профессиональный уровень, постепенно совершенствуется система селекции и оценки кадров, управления профессиональной карьерой. Так, в 2003 году повысили свою квалификацию 27 специалистов в учебных заведениях и на стажировках в России, 18 человек участвовали в аналогичных международных стажировках и обменах специалистами по работе с молодежью, впервые 20 сотрудников обучены на базе Белгородского филиала Орловской региональной академии государственной службы по специальности "Работник сферы молодежной политики".
В последние годы в области проведен ряд исследований кадровых процессов в сфере молодежной политики, которые заложили теоретическую основу процесса ее оптимизации.
В регионе действует молодежное правительство, работая в котором перспективные молодые люди получают опыт управленческой деятельности и включаются в процесс разработки и реализации социально-экономических проектов и программ.
В области создана база для подготовки и переподготовки кадров молодежной сферы на основе Белгородского филиала Орловской региональной академии государственной службы (с 2004 года - Белгородского института государственного и муниципального управления), получившего статус опорно-экспериментального центра непрерывного образования специалистов по работе с молодежью.
Между тем анализ показывает, что до настоящего времени в области не создана система формирования и развития кадрового потенциала государственной молодежной политики.
Следствиями этого являются:
- существенная роль случайных факторов при реализации кадровой политики в отрасли, которые приводят к тому, что работой с молодежью пока еще нередко занимаются люди, профессионально не готовые к этой деятельности;
- отсутствие четких критериев оценки кадров молодежной политики;
- недостаточно эффективная практика стимулирования труда работников, формирования мотиваций к результативному труду;
- элементы бюрократизма и формализма в работе;
- относительно узкий резерв кадров молодежной политики, эпизодический характер селекционной работы в молодежной среде;
- недостаточная эффективность курсов по переподготовке специалистов органов по делам молодежи из-за отсутствия квалифицированных преподавателей и дефицитом учебно-методических материалов.
Таким образом, проблема, подлежащая решению на программной основе, заключается в необходимости разрешения противоречия между требованиями, предъявляемыми к кадровому потенциалу государственной молодежной политики в современных условиях, и системой социально-технологических решений и действий, позволяющих обеспечить высокое качество кадров отрасли и подготовить высокопрофессиональный молодежный кадровый резерв для органов государственного и муниципального управления.
Целью Программы является формирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики в Белгородской области и подготовки молодежного кадрового резерва.
Задачи:
- анализ состояния кадрового потенциала сферы молодежной политики;
- разработка и применение технологий отбора перспективных молодых людей для работы в органах молодежной политики" и структурах государственного и муниципального управления в целом;
- формирование системы непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
- создание системы молодежного регионального кадрового резерва государственной и муниципальной службы.
Ожидаемый эффект:
1. Улучшение качества кадрового потенциала органов молодежной политики в структурах государственного и муниципального управления Белгородской области.
2. Формирование молодежного резерва управленческих кадров, способного в перспективе обеспечить преемственность государственной и муниципальной власти.
3. Повышение имиджа государственной и муниципальной службы в сфере молодежной политики как одного из стимулов эффективного управления.
4. Создание системы непрерывного профессионального образования специалистов по работе с молодежью, предоставление им дополнительных возможностей для профессионального развития.
II. Основные направления реализации Программы
1. Отбор перспективных молодых людей в школах,
лицеях и колледжах области
Отбор перспективных кадров является предварительным этапом формирования кадрового потенциала государственных и муниципальных молодежных структур. Он осуществляется в образовательных учреждениях и на предприятиях области специально созданными для этого при отделах (управлениях) по делам молодежи комиссиями, в состав которых входят работники органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, управления образования и ученые. Отбор осуществляется в ходе нескольких этапов:
1) выявление потенциальных кандидатов социологическими методами и по результатам конкурса молодежных работ "Молодежь Белгородской области";
2) социометрический анализ, позволяющий оценить качества кандидатов;
3) психодиагностика (на основе тестирования) качеств кандидатов;
4) проведение собеседования с кандидатами и определение их перспектив в качестве будущих работников структур по делам молодежи.
Предполагается организация профильного "управленческого класса" на безе областного государственного учреждения "Центр молодежных инициатив".
2. Предварительная подготовка отобранных молодых людей
к будущей профессиональной деятельности
Предварительная подготовка потенциальных кандидатов осуществляется ежегодно в ходе проведения летних лагерей с организацией специальных занятий. В ходе этих занятий осуществляется подготовка отобранных молодых людей для будущего профессионального обучения и профессиональной деятельности. При этом работа осуществляется с двумя группами потенциальных работников:
а) с учащимися и выпускниками учреждений общего, начального профессионального и среднего специального образования с целью подготовки их к обучению по специальности;
б) со специалистами, нуждающимися в профессиональной переподготовке для работы в органах государственной и муниципальной власти.
Здесь же проводится часть мероприятий по отбору и тестированию кандидатов.
3. Содействие в получении профессионального образования
по специальности "Организация работы с молодежью"
Реализация данного направления деятельности предполагает:
а) подготовку кадров по специальности "Организация работы с молодежью" на базе Белгородского института государственного и муниципального управления (филиал Орловской региональной академии государственной службы);
б) обеспечение прохождения практики для данной категории обучающихся в молодежных государственных и муниципальных структурах;
в) привлечение студентов для практической работы по реализации молодежной политики в области.
4. Приобретение потенциальными кандидатами навыков практической
управленческой деятельности в ходе работы в молодежном правительстве
Белгородской области и в молодежных общественных объединениях
Это направление деятельности предусматривает включение студентов и выпускников в состав молодежного правительства Белгородской области и в молодежных общественных формированиях, а по окончании стажировки оценку их деятельности. На основании данной оценки выносится рекомендация о перспективах использования кандидатов на государственной и муниципальной службе.
5. Организация профессиональной переподготовки
и повышения квалификации действующих управленческих кадров
молодежных структур на базе Белгородского института
государственного и муниципального управления
Предусматривает оценку необходимости повышения квалификации и переподготовки действующих кадров молодежных структур. На этой основе формируется план переподготовки, которая осуществляется на базе Белгородского института государственного и муниципального управления по заказу органов исполнительной власти.
6. Подготовка кадров лидеров
для молодежных общественных объединений
В рамках этого направления на базе Белгородского института государственного и муниципального управления ведется обучение будущих молодежных лидеров.
7. Создание механизма управление системой
Механизм управления системой кадрового обеспечения молодежной политики в области предполагает формирование системы кадровых комиссий при управлении по делам молодежи области и муниципальных молодежных структурах. Функции комиссий:
а) отбор кандидатов на должности в сфере молодежной политики;
б) вынесение рекомендаций по замещению должностей в молодежных структурах для кадровых служб государственных и муниципальных органов власти;
в) анализ кадрового потенциала молодежной политики;
г) сопровождение процесса подготовки и профессионального переобучения кадров молодежных структур.
В состав комиссий входят представители структур по делам молодежи, кадровых служб соответствующего органа власти, ученые-специалисты, представители учебных заведений и молодежных общественных объединений.
8. Диагностика кадрового потенциала
Предусматривает осуществление мониторинга кадрового потенциала молодежной политики в области по следующим направлениям:
а) оценка потребности в кадрах молодежной политики;
б) выявление потенциальных кандидатов для работы в молодежных структурах;
в) оценка уровня профессиональной подготовки действующих кадров;
г) анализ эффективности кадровой политики;
д) определение перспективных направлений кадрового менеджмента.
9. Научно-методическое обеспечение кадровых процессов
Предполагает разработку и издание научно-методических пособий по работе с кадрами молодежной политики. В том числе:
а) программа профессиональной переподготовки кадров молодежных структур;
б) методы оценки кадров государственной молодежной политики;
в) кадровый менеджмент в органах по делам молодежи региона;
г) научные основы региональной молодежной политики;
д) управление кадровыми - процессами в органах по делам молодежи Белгородской области
Сроки реализации программы: 2004-2005 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.