Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Белгородской областной Думы
от 28 октября 2004 г. N 34-19-III
Концепция реформирования системы управления
общественными финансами Белгородской области
Актуальность разработки и принятия настоящей Концепции вызвана необходимостью существенных изменений принципов и механизмов функционирования органов государственной власти в связи с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, проводимыми реформами государственного управления на федеральном уровне.
Основной смысл реформ заключается в росте качества жизни населения, повышении удовлетворенности граждан деятельностью государства, повышении эффективности использования бюджетных ресурсов при выполнении задач, стоящих перед органами государственной власти.
Настоящая Концепция определяет приоритетные цели и задачи реформ в Белгородской области, основные меры, которые должны быть приняты для достижения поставленных целей, а также ожидаемые результаты реформ.
В развитие Концепции будет разработана Программа реформирования общественных финансов Белгородской области на 2004-2006 гг., содержащая детализированные планы мероприятий реформирования.
1. Проблемы системы общественных финансов Белгородской области
и необходимость ее реформирования
Учитывая относительно невысокий уровень ряда ключевых показателей социально-экономического развития региона, можно сделать вывод о том, что Белгородская область находится в более жестких бюджетных ограничениях по сравнению со многими другими субъектами Российской Федерации:
- Невысокий уровень доходов населения повышает значимость предоставления бюджетных услуг:
- Средняя номинальная зарплата в области в 2003 г. составила 4468,6 руб., в то время как в среднем по России этот показатель составил 5498,5 руб. Денежные доходы в среднем на душу населения области в 2003 г. составили 3 357 руб., в то время как среднероссийский показатель составил 5115 руб.
- Относительно невысокий уровень доходов консолидированного бюджета региона приводит к необходимости более эффективно использовать бюджетные средства с целью добиться необходимого результата с минимально возможными затратами:
В 2003 г. собственные доходы консолидированного бюджета Белгородской области в расчете на душу населения были на 13% ниже среднего показателя по ЦФО без учета г. Москвы и на 56% ниже аналогичного показателя с учетом г. Москвы.
Существующая в настоящее время система управления общественными финансами региона имеет значительные резервы повышения эффективности использования средств, обусловленные следующими факторами:
- Отсутствует четкая система целеполагания и постановки задач, для решения которых расходуются бюджетные средства.
Основным принципом финансирования в настоящее время является поддержание функционирования сложившейся сети бюджетных учреждений и органов власти. При этом недостаточно четко определено, какие задачи решают в каждый конкретный момент эти учреждения и органы власти и каких результатов они должны добиться по окончании планового периода. Отсутствует также четкое понимание вопроса о том, оптимальна ли система управления и финансирования их деятельности для достижения поставленных задач.
- Отсутствует систематический анализ потребностей и предпочтений потребителей бюджетных услуг при планировании деятельности органов государственной власти. Подобная ситуация приводит к тому, что бюджетные услуги населению предоставляются так, как это сложилось за предшествовавшие годы существования системы. При этом анализ потребностей потребителей бюджетных услуг и их удовлетворенности этими услугами проводится недостаточно системно и не всегда увязывается с планами дальнейшей деятельности органов государственной власти. В этих условиях вероятна ситуация, когда ресурсы расходуются неэффективно, и при сохранении существующего объема финансирования можно было бы добиться более высокой степени удовлетворенности потребителей.
- Отсутствует эффективная система стимулирования субъектов бюджетного процесса. Поскольку отсутствует четкое понимание целей, на которые расходуются бюджетные средства, невозможно оценить, насколько хорошо работают те или иные ведомства и те или иные учреждения. При этом затруднена не только внешняя оценка, но и внутренняя самооценка.
Субъекты бюджетного процесса не заинтересованы и не могут планировать собственную деятельность на достаточно длительный период времени и повышать эффективность своего функционирования (в случае снижения затрат на выполнение какой-либо функции, снижается и общее финансирование, хотя в ряде случаев более эффективно было бы сохранить эти средства в распоряжении этого субъекта бюджетного процесса).
Таким образом, существующее устройство бюджетного процесса оказывает дестимулирующее воздействие на его субъектов.
- Отсутствует четко налаженная система взаимодействия между различными уровнями бюджетной системы.
До последнего времени полномочия и ответственность между уровнями бюджетной системы были распределены недостаточно четко, вследствие чего решения, принимаемые на одном уровне, должны были выполняться усилиями органов власти нижестоящего уровня, у которых зачастую отсутствовала как соответствующая информация, так и необходимые ресурсы.
Реформа системы межбюджетных отношений, реализуемая на федеральном уровне, положила начало упорядочению процесса взаимодействия между уровнями бюджетной системы. В то же время необходимо проделать значительный объем работы с тем, чтобы эти нововведения начали работать на региональном и местном уровнях. Старая (неэффективная, но работавшая) система межбюджетных отношений постепенно становится нелегитимной, а для создания новой (эффективной и работающей) системы требуются значительные усилия.
- Создаваемый новый уровень бюджетной системы (поселения) не обеспечен кадровыми, техническими и методическими ресурсами.
Формирование нового уровня бюджетной системы при отсутствии необходимых технологий и кадров создаст существенную угрозу ухудшения общей эффективности функционирования бюджетной системы региона, т.к. формальная передача ряда функций и полномочий не будет подкреплена реальной возможностью их осуществления. Поэтому необходимо проделать большую работу на региональном и муниципальном уровне для минимизации данного риска.
2. Цели и задачи реформы
Основной целью реформы системы управления общественными финансами Белгородской области является повышение эффективности использования бюджетных средств, подразумевающее:
- Повышение качества предоставляемых бюджетных услуг;
- Снижение затрат на предоставление бюджетных услуг и выполнение функций государства.
Для достижения данной комплексной цели, а также учитывая те недостатки системы управления общественными финансами Белгородской области, которые были перечислены выше, необходимо произвести реформу трех основных составляющих системы управления общественными финансами:
- Реформу бюджетного процесса;
- Реформу системы межбюджетных отношений;
- Реформу государственного сектора экономики.
Кроме того, необходимо осуществить значительные изменения в ряде других сфер деятельности органов государственной власти, результатом которых должно стать повышение качества и эффективности управления общественными финансами Белгородской области.
2.1. Реформирование бюджетного процесса
Реформа бюджетного процесса в Белгородской области будет направлена на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
В рамках внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат планируется реализовать следующие меры:
Разработать перечень предоставляемых бюджетных услуг и стандартов их качества.
Разработка подобного перечня позволит добиться следующих результатов:
- Повысит информированность потребителей бюджетных услуг;
- Повысит ответственность органов власти и поставщиков бюджетных услуг;
- Создаст предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания населения предоставления бюджетных услуг на территории области.
Разработать формализованные показатели результатов деятельности субъектов общественного сектора (органов государственной власти и бюджетных учреждений).
Разработка формализованных показателей позволит как самим органам власти и учреждениям, так и внешним субъектам (прежде всего, финансирующим органам и населению) более четко понимать цели и задачи, которые должны быть достигнуты при соблюдении определенных ресурсных (прежде всего, временных и финансовых) ограничениях.
Показатели результатов деятельности должны быть напрямую увязаны с перечнем бюджетных услуг и стандартами их качества. Должны быть четко определены полномочия и ответственность органов государственной власти и их руководителей за обеспечение предоставления той или иной бюджетной услуги. Только в этом случае все бюджетные услуги будут предоставляться в требуемом объеме и надлежащего качества.
Использовать показатели востребованности бюджетных услуг и показатели результативности деятельности субъектов бюджетного процесса при планировании расходов бюджета. Установление зависимости бюджетного финансирования от эффективности деятельности той или иной отрасли государственного сектора экономики, а также от востребованности этой деятельности со стороны потребителей бюджетных услуг позволит более рационально использовать ограниченные ресурсы и повысить удовлетворенность потребителей бюджетных услуг.
Расширить временной горизонт бюджетного планирования.
Расширение временного горизонта бюджетного планирования позволит Белгородской области ставить и решать более амбициозные задачи, выходящие за рамки одного бюджетного года, а также окажет стимулирующее воздействие на субъектов бюджетного процесса, повысит их самостоятельность и ответственность. Для достижения этой задачи необходимо усовершенствовать структуру и статус принимаемых перспективных финансовых планов Белгородской области, использовать их как полноценный инструмент бюджетного планирования.
2.2. Реформирование системы межбюджетных отношений
Успех реформирования системы управления общественными финансами в значительной степени зависит от усилий, предпринимаемых органами местного самоуправления. Вследствие этого реформа системы межбюджетных отношений является одним из наиболее актуальных вопросов. Дополнительное значение реформированию межбюджетных отношений придает реформа, реализуемая на федеральном уровне.
В рамках реформирования системы межбюджетных отношений Белгородская область ставит перед собой следующие основные задачи:
- Упорядочение отношений между уровнями бюджетной системы в Белгородской области.
- Оздоровление муниципальных финансов.
Для решения этих задач необходимо:
- Определить административно-территориальные границы муниципальных образований с учетом сложившегося производственного потенциала, природных и материальных ресурсов.
Установление границ является необходимым условием дальнейшего построения системы межбюджетных отношений. От того, насколько продуманно будут определены границы, во многом зависит жизнеспособность созданных муниципальных образований и возможность осуществления функций местного самоуправления.
- Провести детальное разграничение расходных полномочий.
Вопрос разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы тесно связан с вопросом разграничения собственности. Вследствие этого Белгородская область, используя принцип децентрализации, планирует определить, на какой уровень будут возложены те или иные полномочия, и на основе проведенного разграничения провести перераспределение собственности (бюджетных учреждений, объектов имущества и т.п.)
- Усовершенствовать систему стимулирования муниципальных образований к развитию собственной доходной базы посредством:
- Установления на долгосрочной основе стабильных нормативов отчислений от тех налогов, которые соответствуют следующим критериям:
- Относительно высокая равномерность распределения налоговой базы по территории области;
- Относительно невысокая мобильность налоговой базы;
- Возможность местных органов власти влиять на величину поступлений.
Уже в настоящее время Белгородская область стремится минимально менять нормативы отчислений. На протяжении последних пяти лет нормативы отчислений для муниципальных образований-получателей финансовой помощи были едиными и не менялись, за исключением случаев изменения законодательства на федеральном уровне. За время реформирования, стабильная система нормативов отчислений должна быть сформирована и для муниципальных образований-доноров.
Закрепления за муниципальными образованиями доходных источников, доходы от которых соразмерны переданным расходным полномочиям.
- Создать для муниципальных образований систему жестких бюджетных ограничений, что предполагает:
Совершенствование процедур предоставления финансовой помощи, их адаптацию к четырехуровневой бюджетной системе.
В рамках реализации реформы Белгородская область планирует разработать и законодательно закрепить методики формирования и распределения средств следующих фондов:
- Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов;
- Регионального фонда финансовой поддержки поселений;
- Районного фонда финансовой поддержки поселений;
- Фонда муниципального развития;
- Фонда софинансирования социальных расходов.
Учитывая сложившуюся структуру распределения социально-экономического потенциала по муниципальным образованиям, Белгородская область не планирует использовать отрицательные трансферты.
Разработку и закрепление процедур предоставления муниципальным образованиям бюджетных кредитов.
В настоящее время процедура предоставления муниципальным образованиям бюджетных ссуд уже устоялась. В то же время она не закреплена никаким нормативным правовым документом, что негативно влияет на взаимоотношения с местными бюджетами. Принимая во внимание исключение такой формы межбюджетных трансфертов как "бюджетные ссуды", в области будет разработан и закреплен нормативным правовым актом порядок предоставления бюджетных кредитов, содержащий запрет на предоставление кредитов в случае наличия просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам.
Нехватка материальных, кадровых и методических ресурсов на местном уровне является одной из существенных проблем системы управления общественными финансами Белгородской области. Проводимая на федеральном уровне реформа системы межбюджетных отношений, одним из направлений которой является создание четырехуровневой бюджетной системы, требует дополнительных ресурсов, что, без принятия адекватных мер, может привести к еще большему усугублению ситуации. Для решения задачи оздоровления муниципальных финансов, как на районном, так и на поселенческом уровне Белгородская область планирует реализовать следующий комплекс мер:
- Проводить кустовые семинары с представителями органов местного самоуправления по вопросам формирования, исполнения и контроля за бюджетами поселений, муниципальных районов и городских округов;
- Способствовать развитию материально-технической базы муниципальных образований (в т.ч. посредством предоставления финансовых ресурсов на закупку техники и программного обеспечения);
- Оказывать содействие в разработке необходимых методик и процедур в области бюджетного процесса.
2.3. Реформирование государственного сектора экономики
Принимая во внимание поставленную цель перехода от финансирования сети бюджетных учреждений к финансированию достижения необходимых результатов. Белгородская область планирует последовательно проводить реформу государственного сектора экономики.
Основными целями реформы будут являться:
- Сокращение масштабов коммерческой деятельности государства;
- Реструктуризация сети бюджетных учреждений с целью повышения качества и снижения стоимости услуг, предоставляемых государственными предприятиями и организациями (в первую очередь, посредством ликвидации (преобразования) унитарных предприятий).
Первым шагом в проведении реформы будет организация и проведение мониторинга объектов государственной собственности, включающего:
- Инвентаризацию объектов государственной собственности;
- Мониторинг целей и эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей участия Белгородской области;
- Мониторинг сети бюджетных учреждений.
Результаты мониторинга объектов государственной собственности будут использоваться, в том числе, и для реализации реформы системы межбюджетных отношений.
На основе результатов мониторинга будут разработаны следующие документы:
- План ликвидации (преобразования в иные организационно-правовые формы) государственных унитарных предприятий;
- План реструктуризации сети бюджетных учреждений, учитывающий объективные возможности предоставления бюджетных услуг негосударственными организациями.
2.4. Повышение эффективности системы управления
общественными финансами области
Обязательным условием для осуществления поставленных задач реформирования является повышение качества управления общественными финансами Белгородской области.
В связи с этим Белгородская область ставит перед собой и ряд задач, которые должны способствовать повышению эффективности системы управления общественными финансами. К числу подобных задач относятся:
- Совершенствование системы управления региональным долгом и кредиторской задолженностью:
- Совершенствование системы управления расходами на социальную поддержку населения;
- Повышение уровня привлечения общественности к экспертизе законопроектов в сфере управления общественными финансами;
- Совершенствование инвестиционной политики в Белгородской области;
- Совершенствование политики в области работы с доходной базой бюджета.
3. Направления, мероприятия и результаты реформы
Для достижения перечисленных целей должны быть разработаны и реализованы комплексы мероприятий в следующих направлениях реформирования:
- Реформа бюджетного процесса и управления расходами, включая внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- Административная реформа;
- Реформирование государственного сектора экономики;
- Совершенствование системы инвестиций;
- Создание условий для развития доходной базы;
- Совершенствование долговой политики;
- Совершенствование межбюджетных отношений;
- Развитие информационной инфраструктуры финансовой системы.
3.1. Реформа бюджетного процесса и управления расходами.
Бюджетирование, ориентированное на результат
В рамках данного направления реформирования будут разработаны и осуществлены следующие мероприятия:
Создание системы учета потребностей в предоставляемых бюджетных услугах.
Для создания системы учета потребностей получателей в предоставляемых бюджетных услугах в период 2004-2006 гг. необходимо:
- Провести первичную инвентаризацию предоставляемых бюджетных услуг;
- Разработать и утвердить сводный перечень бюджетных услуг, за предоставление которых отвечают органы власти Белгородской области;
- Разработать и утвердить порядок проведения оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах, включающий:
Перечень бюджетных услуг, по которым должна проводиться оценка;
Собственно порядок проведения оценки;
Порядок учета результатов оценки при планировании расходов на очередной финансовый год;
Требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет результатов оценки потребности в предоставлении услуг и данных о запланированных и фактически произведенных расходах;
- Контролировать исполнение разработанных и утвержденных норм.
Установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
Для создания системы стандартов качества бюджетных услуг в течение 2004-2006 гг. необходимо:
- Провести анализ действующего законодательства на предмет наличия стандартов качества бюджетных услуг;
- Разработать и утвердить стандарты качества для тех услуг, у которых они отсутствовали;
- Опубликовать в средствах массовой информации и Интернет разработанные стандарты с целью информирования населения о его правах и возможностях;
- Разработать и утвердить порядок оценки соответствия фактически предоставляемых услуг действующим стандартам.
В перспективе необходимо стремиться максимизировать долю бюджетных расходов на предоставление тех услуг, для которых разработаны и утверждены стандарты качества.
Создание системы учета потребностей в предоставляемых бюджетных услугах и создание системы стандартов качества бюджетных услуг позволят добиться следующих результатов:
- Увеличения открытости и прозрачности системы управления общественными финансами;
- Роста удовлетворенности потребителей бюджетных услуг от функционирования органов государственной власти Белгородской области;
- Повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
Для осуществления перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций в период 2004-2006 гг. необходимо осуществить следующие меры:
- Провести оценку перечня бюджетных услуг на предмет возможности и целесообразности предоставления данной услуги негосударственным предприятием;
- Оценить возможности преобразования бюджетных организаций, предоставляющих те услуги, которые могут оказываться негосударственными организациями, в иные организационно-правовые формы;
- Разработать, утвердить и опубликовать порядок и план перевода бюджетных организаций в иные организационно-правовые формы;
- Разработать и утвердить форму типового контракта с негосударственной организацией на предоставление социальных услуг;
- Контролировать соблюдение графика перевода бюджетных организаций и учреждений в иные организационно-правовые формы и публиковать результаты перевода в средствах массовой информации и сети Интернет.
Перевод государственных организаций в иные организационно-правовые формы позволит добиться следующих результатов:
- Повышения эффективности управления этими организациями;
- Снижения бюджетных расходов на предоставление социальных услуг при повышении их качества, так как будет создана конкурентная среда.
Формирование среднесрочных ведомственных программ расходов.
Для внедрения практики формирования среднесрочных ведомственных программ расходов в 2004-2006 гг. необходимо реализовать следующие меры:
- Провести оценку функций и задач ведомств Белгородской области, определенных законодательством и внутренними документами;
- Разработать и утвердить количественные показатели для оценки результатов ведомств в осуществлении функций и решении задач, закрепленных за ними;
- Разработать и утвердить порядок формирования и исполнения среднесрочных ведомственных целевых программ.
Данный порядок должен включать:
Порядок разработки ведомственных целевых программ, содержащий требование о включении а программу планируемых результатов деятельности и индикаторов результативности, по которым может быть оценена эффективность ее реализации;
Порядок утверждения ведомственных целевых программ;
Порядок реализации ведомственных целевых программ;
Порядок корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных ресурсов в зависимости от эффективности реализуемых целевых программ:
Требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет разрабатываемых и утверждаемых ведомственных целевых программ.
- Контролировать исполнение утвержденного Порядка формирования и исполнения ведомственных целевых программ.
Стратегической целью реформы является максимизация расходов бюджета, осуществляемых в рамках финансирования ведомственных целевых программ.
Перевод ведомств на финансирование в рамках ведомственных целевых программ приведет" к повышению их самостоятельности и ответственности и, следовательно, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств.
Совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов.
Для совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов в течение 2004-2006 гг. необходимо:
- Утвердить нормативным правовым актом существующую методологию планирования кассовых разрывов;
- Разработать и утвердить порядок финансирования временных кассовых разрывов, включающий порядок формирования финансового резерва.
В результате реализации данных мер объем просроченной задолженности не должен превышать 5% расходов бюджета, а прирост задолженности должен отсутствовать.
Обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства.
Для проведения обязательной публичной экспертизы законопроектов в ближайшее время необходимо разработать и утвердить порядок проведения обязательной публичной экспертизы законопроектов, содержащий требование об обязательности проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, а также требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет результатов экспертизы до утверждения соответствующих законопроектов.
Применение данных норм на практике позволит увеличить степень открытости системы управления общественными финансами и повысить качество утверждаемых законопроектов.
Применение формализованных процедур планирования
и осуществления бюджетных закупок
В рамках данного направления планируется принять следующие меры:
- Усовершенствовать техническую базу электронных торговых площадок;
- Расширить перечень средств массовой информации, в которых производится публикация условий и результатов проведения конкурсов.
В результате работы по совершенствованию системы бюджетных закупок Белгородской области доля расходов, осуществляемых по результатам проведения конкурсов, должна составлять не менее 20% расходов бюджета. Это позволит повысить эффективность использования бюджетных ресурсов и добиться существенной экономии при расходовании бюджетных средств.
Совершенствование методов планирования бюджетных расходов на основе установления требований к конечному результату
В рамках совершенствования методов планирования бюджетных расходов планируется реализовать следующие меры:
- Разработать перечень задач, решаемых в рамках бюджета, и выделить среди них приоритетные задачи;
- Разработать и утвердить перечень планируемых результатов в форме количественных показателей (в разрезе отраслей и подотраслей функциональной классификации бюджетных расходов) и методик их расчета;
- Разработать и утвердить порядок применения планируемых результатов а процессе бюджетного планирования, основанный на многовариантности планируемых показателей и включающий требование публикации в средствах массовой информации и сети Интернет планируемых и фактически достигнутых показателей.
Более четкая система целеполагания, встроенная в бюджетный процесс, позволит повысить эффективность использования средств, а также прозрачность бюджета для общественности.
Повышение самостоятельности бюджетных учреждений
Для повышения самостоятельности бюджетных учреждений в течение 2004-2006 гг. необходимо реализовать следующие меры:
- Разработать методику оценки финансовых издержек у бюджетных учреждений ввиду отсутствия у них права самостоятельно распоряжаться бюджетными средствами;
- Провести оценку в соответствии с разработанной методикой;
- Разработать показатели результативности деятельности бюджетных учреждений и методики их оценки;
- Разработать и утвердить порядок предоставления бюджетным учреждениям права самостоятельного распоряжения полученными бюджетными средствами при условии выполнения показателей результативности деятельности, содержащий требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет результатов выполнения бюджетными учреждениями требуемых показателей.
Реализация перечисленных мероприятий позволит повысить мотивацию руководителей бюджетных учреждений к достижению заданных результатов и усилить общественный контроль за деятельностью государственных учреждений.
Использование среднесрочного финансового планирования
В целях повышения роли среднесрочного финансового планирования в бюджетном процессе Белгородской области в 2004-2006 гг. необходимо реализовать следующие меры:
- Разработать и утвердить методику формирования среднесрочного финансового плана, содержащую структуру среднесрочного финансового плана (в частности, требование о разбивке расходов по укрупненным разделам функциональной классификации и по ведомственной классификации);
- Разработать и утвердить порядок использования среднесрочного финансового плана при подготовке проекта бюджета, включающий:
Требование об утверждении среднесрочного финансового плана нормативным правовым актом;
Порядок учета среднесрочного финансового плана, сформированного в предыдущем году, при формировании среднесрочного финансового плана в текущем году;
Порядок учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке закона о бюджете на очередной финансовый год:
Требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет среднесрочного финансового плана и показателей доходов, расходов по основным статьям бюджетной классификации и объема долга не менее чем на 3 года.
Повышение роли среднесрочного финансового планирования в бюджетном процессе области позволит ставить и решать задачи не только в пределах одного года, но и в пределах трех лет. Это приведет к повышению эффективности решения средне- и долгосрочных задач.
Наличие ведомственного разреза в среднесрочном финансовом плане, утвержденном нормативным правовым актом, окажет мотивирующее воздействие на ведомства и повысит эффективность их функционирования.
3.2. Административная реформа
Белгородская область уже достигла определенного прогресса в рамках реализации административной реформы. Для укрепления достигнутых результатов планируется реализовать следующие меры:
- Расширить перечень печатных и электронных средств массовой информации, используемых для публикации списка вакансий и результатов проведения конкурсов на замещение вакансий.
Долю назначений на вакантные должности в областных органах власти по результатам проведения конкурса планируется довести до 70%.
- Публиковать учебные программы, по которым проводится обучение госслужащих в очередном финансовом году, в печатных и электронных средствах массовой информации. Планируется организовывать курсы повышения квалификации не реже, чем раз в три года, не менее чем для 20% работников областных органов государственной власти.
Реализация перечисленных мероприятий позволит повысить уровень компетентности и ответственности, занятых в секторе государственного управления Белгородской области.
3.3. Реформирование государственного сектора экономики
В рамках данного направления реформирования в течение 2004-2006 гг. будут разработаны и реализованы следующие меры:
Сокращение бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям (за исключением организаций социальной сферы).
В целях сокращения бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям необходимо разработать и законодательно утвердить порядок предоставления бюджетных средств негосударственным организациям. Данный порядок, помимо собственно процедуры предоставления бюджетных средств, будет включать:
- Перечень отраслей экономики, для которых запрещается предоставление бюджетных средств;
- Требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет объема бюджетных средств, предоставляемых негосударственным организациям.
Повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения.
В рамках реформирования тарифной политики в области планируется реализовать следующие меры:
- Внести изменения в нормативные правовые акты области с целью предоставления муниципальным образованиям права перераспределения бюджетных средств на другие статьи расходов по ЖКХ а случае экономии полученных субвенций;
- Утвердить порядок публикации в средствах массовой информации и сети Интернет установленного и фактического уровня платежей населения по каждому муниципальному образованию.
По итогам реформирования планируется добиться среднего по области фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в размере 95%.
Продолжение работы по переводу натуральных льгот
в денежную форму на адресной основе
В данном направлении в 2004-2006 гг. планируется реализовать следующие меры:
- Разработать и внести необходимые изменения в нормативные правовые акты области, которые предусматривают предоставление льгот в натуральной форме;
- Разработать и утвердить порядок публикации отчетов о численности лиц, имеющих право на льготы, и фактически пользующимися ими в разрезе муниципальных образований.
Внедрение принципов адресности в систему распределения социальной помощи будет способствовать повышению эффективности использования средств, т.к. помощь будет предоставляться только нуждающимся в ней.
3.4. Совершенствование системы инвестиций
Основой совершенствования инвестиционной политики области будет являться совершенствование процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов и процедур мониторинга реализации инвестиционных проектов. Для этого в 2004-2006 гг. будет разработан и утвержден порядок оценки эффективности инвестиционных проектов, учитывающий эксплуатационные расходы будущих периодов. Порядок будет включать:
- Требование об обязательности оценки эффективности для всех планируемых и реализуемых за счет бюджетных средств инвестиционных проектов;
- Систему критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения реализации проекта;
- Требование о досрочном прекращении (реструктуризации) инвестиционного проекта, который удовлетворяет системе критериев досрочного прекращения;
- Порядок включения в бюджет расходов на реализацию новых инвестиционных проектов, содержащий запрет на реализацию новых инвестиционных проектов в случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект;
- Требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет результатов оценки новых инвестиционных проектов до утверждения их законом о бюджете раздельно по каждому проекту;
- Требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет отчетов о реализованных за последний отчетный год инвестиционных проектах, включая оценку эффективности по каждому из проектов.
Разработка и применение данного порядка на практике, в том числе и для проектов, реализация которых началась до принятия порядка, позволит существенно сократить расходы на неэффективные проекты.
3.5. Создание условий для развития доходной базы
В рамках данного направления реформирования системы управления общественными финансами планируется разработать и реализовать следующие мероприятия:
Организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет.
В рамках организации системы оперативного учета задолженности перед бюджетом в 2004-2006 гг. планируется реализовать следующие меры:
- Разработать и утвердить порядок предоставления рассрочек и отсрочек по платежам в областной бюджет;
- Разработать и утвердить порядок проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в областной бюджет, включающие требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет данных об объемах дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей.
Реализация перечисленных мер позволит снизить уровень дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет до 3% расходов бюджета.
Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов.
Белгородская область планирует продолжать начатую работу по упорядочению системы предоставления налоговых льгот.
В частности, будет разработан и утвержден порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, содержащий требование о публикации данных об оценке эффективности предоставляемых льгот в средствах массовой информации и сети Интернет.
Реализация перечисленных мер приведет к сокращению объема предоставляемых льгот (до уровня, не превышающего 5% расходов бюджета) и повышению их эффективности.
Повышение деловой активности
Основным направлением работы органов власти области по повышению деловой активности будет являться развитие мер по поддержке малого предпринимательства. Планируется усовершенствовать систему мониторинга малого предпринимательства и организовать публикацию в средствах массовой информации и сети Интернет результатов мониторинга. Поддержка малого бизнеса со стороны государства позволит добиться стабильного роста розничного товарооборота и промышленного, и сельскохозяйственного производства в Белгородской области.
Организация учета объектов, находящихся в собственности Белгородской области, и предоставление информации заинтересованным лицам.
В рамках совершенствования системы учета объектов собственности будут приняты следующие меры:
- Разработка и утверждение порядка оценки рыночной стоимости объектов независимыми экспертами;
- Регулярная публикация в средствах массовой информации и сети Интернет информации о стоимости объектов, находящихся а собственности Белгородской области;
- Использование информации о рыночной стоимости областных объектов собственности в процессе бюджетного планирования.
Реализация перечисленных мер позволит получить адекватную оценку активов области.
Мониторинг эффективности деятельности государственных
унитарных предприятий и организаций, доля уставного капитала
в которых принадлежит Белгородской области
В целях оптимизации структуры областных предприятий планируется реализовать следующие меры:
- Разработать и утвердить систему критериев сохранения предприятий в областной собственности.
Основой системы критериев будет являться оценка эффективности деятельности предприятия.
- Провести анализ соответствия предприятий утвержденным критериям.
- Разработать план приватизации/ликвидации предприятий, которые не удовлетворяют утвержденным критериям.
Планируется, что к середине 2006 г. не менее 90% государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Белгородской области, будут удовлетворять установленным критериям.
- Регулярно публиковать в средствах массовой информации и сети Интернет сведения о результатах деятельности областных предприятий в целях повышения мотивации руководителей предприятий и привлечения внимания общественности к вопросам повышения эффективности управления в государственном секторе экономики.
3.6. Совершенствование долговой политики
В рамках совершенствования системы управления региональным долгом планируется разработать и реализовать следующие комплексы мероприятий в области управления прямым долгом, условными обязательствами (гарантиями) и кредиторской задолженностью:
Внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования.
В целях совершенствования процедур управления долгом планируется разработать и утвердить методику расчета долговой емкости бюджета, а также методику использования долговой емкости, которая будет являться основой для планирования новых заимствований.
Повышение открытости информации о долге Белгородской области для общественности (посредством публикации данных о долге в средствах массовой информации и сети Интернет), а также работа с кредиторами позволят снизить уровень краткосрочных заимствований.
Формализация процедур предоставления гарантий
В целях упорядочения процедуры предоставления государственных гарантий Белгородской области планируется разработать и утвердить порядок предоставления гарантий, включающий:
- Требование об обязательном предоставлении обеспечения в объеме выданной гарантии;
- Процедуру конкурсного отбора претендентов на получение гарантии;
- Требование об обязательной публикации в средствах массовой информации и сети Интернет материалов по объявляемым конкурсам и результатам их проведения на получение гарантий.
Снижение и ликвидация просроченной
кредиторской задолженности бюджетов
В рамках совершенствования системы управления кредиторской задолженностью будут приняты следующие меры:
- Будет разработан и утвержден план мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности и ее переоформлению;
- Будет усовершенствована система оперативной отчетности о состоянии кредиторской задолженности;
- Данные о кредиторской задолженности будут публиковаться в средствах массовой информации и сети Интернет.
Реализация перечисленных мер позволит ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность.
Перечисленные меры по совершенствованию системы управления долгом позволят снизить долговую нагрузку на бюджет Белгородской области и повысить ее кредитоспособность, что позволит в дальнейшем привлекать заемные средства на более выгодных условиях.
3.7. Совершенствование межбюджетных отношений
В ходе реформирования системы межбюджетных отношений основное внимание будет уделено следующим мероприятиям:
Установление стабильных единых нормативов отчислений
от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты
В ходе реформы планируется;
- Утвердить единые нормативы распределения налоговых доходов на долгосрочной основе;
- Разработать и утвердить методику расчета "отрицательных трансфертов";
- Публиковать в средствах массовой информации и сети Интернет сведения о равно мерности размещения налоговой базы по отдельным налогам, в том числе с точки зрения мобильности налоговой базы и зависимости налоговых поступлений от деятельности местной администрации.
Установление стабильных единых нормативов отчислений будет способствовать активизации усилий муниципальных образований по развитию собственной доходной базы и, в конечном счете, приведет к росту доходов в консолидированный бюджет области.
Внедрение объективных и прозрачных механизмов
распределения финансовой помощи
В рамках совершенствования механизмов предоставления трансфертов муниципальным образованиям области планируется:
- Разработать и утвердить методику распределения средств на оказание инвестиционной финансовой помощи муниципальным образованиям с учетом обеспеченности муниципальных образований объектами социально-культурной сферы и инженерной инфраструктуры с учетом уровня бюджетной обеспеченности;
- Обеспечить публикации в средствах массовой информации и сети Интернет проектов методик, утвержденных методик и расчетов по распределению финансовой помощи:
- Обеспечить стабильность методик распределения финансовой помощи.
Повышение прозрачности системы предоставления трансфертов повысит ответственность муниципальных образований в расходовании полученных средств, что позитивно отразится на общей эффективности системы управления общественными финансами Белгородской области.
Формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам, включающая:
- Разработку и утверждение порядка предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам (порядок будет содержать запрет на предоставление бюджетного кредита при наличии просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам);
- Разработку и утверждение методики расчета распределения бюджетных кредитов;
- Публикацию в средствах массовой информации и сети Интернет данных о наличии кассовых разрывов и объемах предоставленных бюджетных кредитов в разрезе муниципальных образований.
Реализация перечисленных мероприятий позволит добиться отсутствия просроченной задолженности муниципальных образований по предоставленным бюджетным кредитам.
Организация мониторинга качества управления общественными
финансами и платежеспособности муниципальных образований
В рамках создания системы мониторинга качества управления общественными финансами муниципальных образований будут приняты следующие меры:
- Будут разработаны и утверждены методики оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, содержащие требование о публикации в средствах массовой информации и сети Интернет результатов оценки качества управления муниципальными финансами;
- Будет разработан и утвержден порядок применения результатов мониторинга при предоставлении финансовой помощи.
Создание системы мониторинга и публикация результатов мониторинга в средствах массовой информации позволит более эффективно использовать средства областного бюджета, направляемые на поддержку муниципальных образований, а также создаст позитивную конкуренцию между муниципальными образованиями.
3.8. Развитие информационной инфраструктуры финансовой системы
Перечисленные выше мероприятия, которые должны быть реализованы в ходе реформирования системы управления общественными финансами, существенно повышают требования к оперативности получения исходной информации и скорости, и качеству ее обработки.
Вследствие этого развитие информационной инфраструктуры является необходимым условием успеха реформ. Особенное внимание будет уделено развитию информационной инфраструктуры муниципальных образований области.
4. Ожидаемый эффект от реализации реформы
Поставленные цели и задачи реформы являются достаточно масштабными и потребуют значительных усилий от органов государственной власти на всех уровнях. Решение задач по многим из выделенных направлений реформ потребует многолетней напряженной работы. В то же время Белгородская область считает возможным не только сформулировать задачи для последующего решения, но и определить качественный эффект, который должен быть получен по окончании ближайшего периода реформ (2004-2006 гг.). При этом следует осознавать, что эффект, ожидаемый к середине 2006 г., не будет представлять собой полную отдачу от проводимых преобразований.
Таким образом, уже к 2006 г. ожидается достижение следующего эффекта от реализации реформы:
- Повышение удовлетворенности потребителей бюджетных услуг вследствие учета их предпочтений при планировании и предоставлении услуг;
- Повышение прозрачности системы управления общественными финансами;
- Повышение информированности налогоплательщиков и других заинтересованных субъектов о состоянии системы общественных финансов Белгородской области;
- Повышение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления.
В дальнейшей перспективе следует ожидать увеличения позитивного эффекта от перечисленных факторов, а также появления дополнительных результатов, в том числе:
- Роста доходов консолидированного бюджета Белгородской области, вследствие:
усилий органов местного самоуправления по развитию доходной базы;
совершенствования системы предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет;
- Повышения эффективности использования бюджетных средств вследствие повышения самостоятельности и заинтересованности субъектов бюджетного процесса;
- Повышения уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов, занятых в общественном секторе, в том числе в органах власти;
- Сокращение масштабов государственного сектора экономики и издержек по управлению им;
- Снижения затрат на предоставление бюджетных услуг вследствие создания конкуренции для бюджетных учреждений со стороны негосударственных предприятий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Белгородской областной Думы от 28 октября 2004 г. N 34-19-III "О Концепции реформирования системы управления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.