2. Рекомендовать управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Белгородской области (Самойлов А.Б.), главам местного самоуправления городов и районов области обеспечить выполнение намеченных мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки.
3. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) производить финансирование Программы в пределах ассигнований, утвержденных по разделу "Судебная власть" в областном бюджете на 2005-2007 годы, в том числе на 2005 год - 10 млн. 649 тыс. рублей.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - секретаря Совета безопасности области Пучкова В.В.
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 февраля до 2008 года.
Губернатор Белгородской области |
Е.Савченко |
Областная целевая программа
"Развитие института мировых судей
Белгородской области" на 2005-2007 годы
(утв. постановлением правительства Белгородской области
от 19 ноября 2004 г. N 158-пп)
Паспорт областной целевой программы
"Развитие института мировых судей
Белгородской области" на 2005-2007 годы
Наименование Программы Областная целевая программа "Развитие
института мировых судей Белгородской
области" на 2005-2007 годы
Основание для разработки Распоряжение губернатора области от 23
Программы июля 2004 года N 570-р "О разработке
проекта областной целевой программы
"Развитие института мировых судей
Белгородской области" на 2005-2007
годы"
Заказчик Программы Правительство Белгородской области
Основные разработчики - секретариат Совета безопасности
Программы Белгородской области;
- управление государственной службы и
кадров аппарата губернатора
Белгородской области;
- департамент финансов и бюджетной
политики Белгородской области;
- Белгородский областной суд;
- управление Судебного департамента
при Верховном Суде Российской
Федерации в Белгородской области
Основные исполнители - управление государственной службы и
Программы кадров аппарата губернатора
Белгородской области;
- департамент финансов и бюджетной
политики Белгородской области;
- управление Судебного департамента
при Верховном Суде Российской
Федерации в Белгородской области;
- органы местного самоуправления
Цели и задачи Программы - обеспечение гражданам Белгородской
области конституционного права на
судебную защиту;
- повышение эффективности деятельности
мировых судей Белгородской области;
- создание оптимальной системы
организационного и
материально-технического обеспечения
мировых судей Белгородской области
Сроки реализации 2005-2007 годы
Программы
Объемы и источники Финансирование Программы
финансирования Программы осуществляется за счет средств
областного бюджета в размере
33765 тыс. рублей, в том числе:
в 2005 году - 10649 тыс. рублей;
в 2006 году - 10439 тыс. рублей;
в 2007 году - 12677 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные - создание условий для реализации
результаты реализации конституционного права граждан
Программы Белгородской области на судебную
защиту;
- повышение профессионального уровня
мировых судей и работников их
аппаратов;
- совершенствование структуры
аппаратов мировых судей;
- совершенствование системы
финансирования и
материально-технического обеспечения
мировых судей;
- развитие материально-технической
базы мировых судей;
- создание эффективной системы
информационного обеспечения мировых
судей;
- обеспечение безопасности мировых
судей и охраны служебных помещений
Система организации и Общее руководство и контроль за
контроля за исполнением реализацией Программы осуществляет
Программы секретариат Совета безопасности
Белгородской области.
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами
Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Одним из направлений решения этой задачи является проводимая в стране судебная реформа.
В рамках реформирования судебной системы в 2000 году был образован институт мировых судей Белгородской области, призванный обеспечивать реализацию права граждан, общества и государства в законном, справедливом и быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
В 2003 году на рассмотрение мировых судей Белгородской области поступило 47770 дел, что на 15 процентов больше, чем в 2002 году, и на 32 процента больше, чем в 2001 году. Из общего количества дел, рассмотренных всеми судами общей юрисдикции Белгородской области в 2003 году, на долю мировых судей пришлось 46 процентов уголовных дел, 58 процентов гражданских дел и 90 процентов дел об административных правонарушениях. Средняя нагрузка на одного мирового судью составила 69 дел в месяц.
Тенденция роста количества обращений граждан к мировым судьям о защите своих прав и законных интересов сохраняется. В то же время условия размещения, существующие уровень материально-технической базы, система материально-технического обеспечения, структура аппаратов и обслуживающего персонала не способствуют нормальному функционированию и развитию института мировых судей. Все это не позволяет им использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает медлительность в осуществлении судопроизводства и влечет за собой нарушение сроков рассмотрения дел. Подобное положение делает невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывает их веру в правосудие, порождает нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
Без решения проблем организационного обеспечения деятельности мировых судей невозможно достичь качественных сдвигов в осуществлении ими правосудия. Это обуславливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Принятие областной целевой программы "Развитие института мировых судей Белгородской области" на 2005-2007 годы (далее - Программа) позволит обратить особое внимание на условия работы мировых судей, повысить их авторитет и независимость, обеспечить своевременную и эффективную защиту прав и законных интересов жителей Белгородской области.
2. Основные цели и задачи Программы,
сроки ее реализации
Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной власти Белгородской области как самостоятельной ветви государственной власти области, создание условий для независимой и эффективной деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
повышение качества кадрового обеспечения мировых судей и их аппаратов;
совершенствование системы материально-технического обеспечения мировых судей;
укрепление материально-технической базы мировых судей;
создание эффективной системы информационного обеспечения мировых судей и работников их аппаратов;
совершенствование системы безопасности мировых судей и охраны служебных помещений.
В целях реализации Программы необходимо:
подготовить и обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование структуры аппаратов мировых судей, системы финансирования и материально-технического обеспечения мировых судей;
разработать систему первоочередных мероприятий по укреплению материально-технической базы, созданию эффективной системы информационного обеспечения, совершенствованию системы безопасности и охраны служебных помещений мировых судей.
Программу предполагается осуществить в 2005-2007 годах.
2.1. Кадровое обеспечение
Анализ деятельности мировых судей Белгородской области в 2001-2003 годах показал, что нагрузка на них ежегодно возрастает в среднем более чем на 15 процентов. При этом повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Все это обуславливает повышенные требования к уровню профессиональной подготовки мировых судей и работников их аппаратов.
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы каждый судья один раз в три года должен пройти повышение квалификации. Работники аппаратов мировых судей также нуждаются в повышении уровня профессиональной подготовки не реже одного раза в пять лет.
В условиях постоянного роста нагрузки эффективность деятельности мировых судей во многом зависит от качества работы их аппаратов. Существующая структура аппаратов мировых судей недостаточно гибка и практически не имеет резервов для совершенствования методов работы. В настоящее время мировые судьи испытывают острый недостаток работников для организации работы архивов и судебной статистики, в восьми муниципальных образованиях отсутствуют заведующие канцеляриями. Введение в структуру аппаратов мировых судей по аналогии с федеральными судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами должности помощника судьи позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Необходимо создать структуру аппаратов мировых судей, аналогичную структуре аппаратов федеральных районных (городских) судов, поскольку она обоснована многолетней практикой их работы.
2.2. Совершенствование системы
материально-технического обеспечения
В Белгородской области сложилась система, которая предполагает осуществление материально-технического обеспечения мировых судей как специально созданным отделом при управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Белгородской области, так и органами местного самоуправления. При этом финансирование расходов на эти цели из областного бюджета и бюджетов трех муниципальных образований осуществляется через управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Белгородской области, а из бюджетов остальных муниципальных образований - через сторонние организации.
Существующий порядок финансирования очень сложен и противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и областного закона "О мировых судьях Белгородской области". Кроме того, он не позволяет осуществлять планирование расходов на материально-техническое обеспечение мировых судей с учетом реальных потребностей, создает большие трудности в организации бухгалтерского учета и отчетности, требует значительного количества бухгалтерских работников, а также создает предпосылки для исполнения местными бюджетами своих расходных обязательств не в полном объеме.
В целях повышения эффективности работы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей необходимо в соответствии с федеральным и областным законодательством обеспечить финансирование расходов на указанные цели из одного источника - областного бюджета.
2.3. Укрепление материально-технической
базы мировых судей
С первых дней формирования института мировых судей вопросу создания их материально-технической базы уделялось самое пристальное внимание. Благодаря этому в первые три года удалось создать мировым судьям такие условия, которые позволили им достаточно быстро и успешно пройти этап становления.
В соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации и на них распространяется действие закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Однако существующий уровень материально-технической базы мировых судей значительно уступает уровню материально-технического обеспечения федеральных судей и не соответствует возросшим требованиям к судебной системе.
В настоящее время все мировые судьи обеспечены помещениями для работы. Но ни одно из них не соответствует в полной мере требованиям по организации и проведению судебного процесса либо из-за отсутствия достаточных площадей, либо по причине их неудовлетворительного состояния. В связи с тем, что не представляется возможным произвести капитальный ремонт помещений, в которых размещаются мировые судьи Борисовского, Вейделевского, Ивнянского и Шебекинского районов, необходимо произвести их замену. В Белгородском районе мировые судьи размещены за пределами города Белгорода, что затрудняет доступ граждан к мировым судьям, а также создает трудности для организации взаимодействия мировых судей с органами власти и правоохранительными органами района. В Алексеевском, Грайворонском, Красненском и Ровеньском районах помещения мировых судей требуют капитального ремонта, в остальных - текущего.
Особое беспокойство вызывает противопожарное состояние помещений, которые занимают мировые судьи. В настоящее время пожарной сигнализацией оборудовано лишь 26 процентов помещений для мировых судей.
Необходимо обеспечить мировых судей служебными помещениями исходя из минимальной потребности 150 квадратных метров, как это предусмотрено федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, а также выделить средства на их ремонт и реконструкцию.
В связи с очень высокой нагрузкой и ее постоянным ростом мировые судьи испытывают дефицит времени на подготовку к рассмотрению судебных дел. В связи с этим условия, в которых приходится работать мировым судьям, оказывают большое влияние на качество принимаемых ими решений и своевременность реализации конституционного права граждан на судебную защиту. В настоящее время обеспеченность мировых судей и работников их аппаратов мебелью составляет 43 процента, персональными компьютерами - 52 процента, автомобильным транспортом - 4 процента. Это значительно ниже уровня обеспеченности федеральных судей и не способствует повышению эффективности работы мировых судей.
Необходимо уровень материально-технической базы мировых судей привести в соответствие со степенью сложности решаемых ими задач.
2.4. Создание системы информационного обеспечения
Отсутствие целевого финансирования затрудняет создание системы информационного обеспечения мировых судей. Имеющиеся у них разрозненные средства вычислительной техники не позволяют использовать в работе современные информационные технологии, не обеспечивают оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике, не дают возможности организовать оперативный обмен информацией.
В каждом муниципальном образовании требуется создать компьютерные автоматизированные рабочие места мировых судей и работников их аппаратов, локальные вычислительные сети, оснащенные централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами.
2.5. Обеспечение установленного порядка деятельности
мировых судей и охрана служебных помещений
В настоящее время в большинстве муниципальных образований безопасность мировых судей и установленный порядок их деятельности в рабочее время обеспечивается милицейскими постами подразделений вневедомственной охраны. Однако из-за недостатка средств в восьми помещениях (35 процентов) этот вопрос остается нерешенным. В целях повышения уровня безопасности мировых судей необходимо оборудовать их кабинеты и залы судебных заседаний тревожной сигнализацией, а также обеспечить мировых судей металлообнаружителями.
Охрана служебных помещений мировых судей в нерабочее время организована во всех муниципальных образованиях, но степень ее надежности не везде одинакова. Менее надежной является охрана, осуществляемая сторожами. Кроме того, в ряде помещений требуется установить металлические двери и решетки на окна.
Финансирование расходов на эти цели в необходимых размерах позволит решить проблему обеспечения безопасности мировых судей и установленного порядка их деятельности во всех муниципальных образованиях, повысить надежность охраны служебных помещений в нерабочее время.
3. Система программных мероприятий
Программа содержит пять разделов:
"Совершенствование системы кадрового обеспечения мировых судей";
"Совершенствование системы материально-технического обеспечения деятельности мировых судей";
"Развитие материально-технической базы мировых судей";
"Создание системы информационного обеспечения деятельности мировых судей";
"Обеспечение установленного порядка деятельности мировых судей и охрана служебных помещений".
В каждом разделе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на решение вопросов, объединенных единой целью: создание условий для эффективной и независимой деятельности мировых судей по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
4. Ресурсное обеспечение Программы
В качестве источника финансирования и ресурсного обеспечения Программы предусматривается областной бюджет (без учета ежегодно выделяемых средств на обеспечение деятельности мировых судей):
тыс. рублей
На весь период | в том числе | ||
2005 год | 2006 год | 2007 год | |
33765 | 10649 | 10439 | 12677 |
Объемы финансирования Программы ежегодно подлежат согласованию с департаментом финансов и бюджетной политики Белгородской области и корректировке в соответствии с возможностями областного бюджета.
При изменении объемов финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными Программой, секретариат Совета безопасности Белгородской области уточняет перечень мероприятий Программы согласно приложению для ее реализации в установленном порядке.
5. Механизм реализации Программы
Основным механизмом реализации Программы является ежегодное утверждение планов выполнения программных мероприятий и заключение государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку мировым судьям необходимой продукции и выполнение соответствующих работ.
6. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы
Секретариат Совета безопасности Белгородской области обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития института мировых судей и финансировании соответствующих мероприятий на очередной год.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке на основании предложений секретариата Совета безопасности области.
Секретариат Совета безопасности области с участием департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на эти цели, а также на достижение конечных результатов Программы.
Контроль предполагает периодическое представление исполнителями в секретариат Совета безопасности области отчетности о выполнении программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых финансовых средств.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате выполнения программных мероприятий предполагается повысить доступность и оперативность правосудия, значительно улучшить кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности мировых судей, создать им надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации.
Заместитель руководителя
секретариата Совета
безопасности области |
С.Савотин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.