Решением Совета депутатов г. Белгорода от 26 декабря 2006 г. N 396 в настоящее Решение внесены изменения
Решение Белгородского городского Совета депутатов
от 27 декабря 2005 г. N 209
"О городской целевой Программе "Поддержки и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 гг."
26 декабря 2006 г., 25 декабря 2007 г., 29 апреля 2008 г.
По-видимому, в названии решения допущена опечатка. Слова "Поддержки и развития" следует читать как "Поддержка и развитие"
В целях дальнейшего развития и поддержки предпринимательства, а также привлечения инвестиций в сферу малого бизнеса, создания новых рабочих мест, руководствуясь Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации", постановлением правительства Белгородской области от 18 марта 2005 г. N 70-ПП "Об утверждении комплекса мероприятий правительства Белгородской области по поддержке малого бизнеса области на 2005 г.", городской Совет депутатов решил:
1. Утвердить городскую целевую Программу "Поддержки и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 годы" (прилагается).
2. Управлению финансов и бюджетных отношений департамента экономики и финансов администрации города (Спицын В.В.) при формировании бюджета города на 2006 - 2008 годы предусматривать выделение денежных средств на реализацию целевой программы "Поддержка и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 гг.", в 2006 году профинансировать программу в объеме 5 млн. рублей.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".
4. Контроль за выполнением решения возложить на постоянные комиссии городского Совета по бюджету, финансам и налоговой политике (Марченко А.Ф.), по социальной политике и муниципальной собственности (Гребенников Ю.Б.).
Глава |
В.Н. Потрясаев |
Секретарь сессии |
А.В. Чумаков |
Целевая программа
поддержки и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 гг.
(утв. решением Белгородского городского Совета депутатов от 27 декабря 2005 г. N 209)
26 декабря 2006 г., 25 декабря 2007 г., 29 апреля 2008 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Целевая программа поддержки и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 гг. |
Основания разработки Программы |
Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г. N 88-ФЗ в редакции от 21.03.2002 г. Указ президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" Комплекс мероприятий правительства Белгородской области по поддержке малого бизнеса области на 2005 г., утвержденный постановлением правительства Белгородской области 18.03.2005 г. N 70-пп |
Заказчик Программы |
Администрация города Белгорода |
Разработчик Программы |
Комитет по градостроительству и городскому хозяйству, Совет по поддержке и развитию предпринимательства при главе администрации г. Белгорода |
Исполнители мероприятий Программы |
Комитеты и управления администрации города Белгорода, Совет по поддержке и развитию предпринимательства при главе администрации г. Белгорода, городские подразделения областных и федеральных структур |
Цель Программы |
Обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства, создание благоприятного инвестиционного климата в городе Белгороде |
Задачи Программы |
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и методы её поддержки; преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства; разработка и внедрение инвестиционных механизмов; обеспечение поддержки начинающих предпринимателей, в том числе образовательной и финансовой; формирование цивилизованного, профессионального, законопослушного и востребованного экономикой города слоя предпринимателей; обеспечение доступа предпринимателей к муниципальному имуществу в виде аренды или выкупа неэффективных имущественных комплексов. |
Основные направления Программы |
Формирование благоприятной внешней среды для развития малого бизнеса. Совершенствование финансовой и инвестиционной поддержки предпринимателей. Информационное обеспечение развития предпринимательства. Реализация федеральных, областных и муниципальных программ в сфере малого бизнеса. |
Сроки реализации Программы |
2006-2008 годы |
Финансирование Программы |
Общий объем финансирования Программы - 24,12 млн. в том числе средства: - городского бюджета - 24,0 млн. руб., - федерального бюджета - 0,12 млн. руб. из них по годам: 2006 г. - 8,04 млн. руб. - городской бюджет - 8,0 млн. руб. - федеральный бюджет - 0,04 млн. руб. 2007 г. - 8,04 млн. руб. - городской бюджет - 8,0 млн. руб. - федеральный бюджет - 0,04 млн. руб. 2008 г. - 8,04 млн. руб. - городской бюджет - 8,0 млн. руб. - федеральный бюджет - 0,04 млн. руб. средства исполнителей. |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Обеспечение устойчивого развития предпринимательства в городе Белгороде, рост числа малых предприятий с увеличением количества рабочих мест не менее чем на 900, в том числе по годам 2006 г. - 300, 2007 г. - 300, 2008 г. - 300. Рост налоговых поступлений не менее чем на 10% на весь период действия Программы. |
Система контроля реализации Программы |
Управление экономического развития департамента экономики и финансов. |
Раздел 1. Обоснование Программы
1.1. Положение в сфере малого предпринимательства
Анализ ситуации в городе свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав, закрепленные в ст. 34 Конституции РФ, формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного слоя предпринимателей.
В городе Белгороде зарегистрировано около 7 000 малых предприятий и 9 125 индивидуальных предпринимателей. Отделом по труду администрации города в I полугодии т.г. зарегистрировано 4630 трудовых договоров, заключенных между предпринимателями и наемными работниками, всего действует более 16,0 тысяч подобных трудовых договоров, в которых предусмотрена заработная плата наемных работников не менее 3000,0 рублей в месяц.
Большая часть индивидуальных предпринимателей сосредоточена в сфере торговли - около 48%, что связано со скоростью окупаемости вложенных средств, которая максимальна именно в этой сфере деятельности. Производственная фаза более продолжительна, реализация бизнеса в данной сфере требует другого уровня финансирования. Производственной деятельностью занято около 7% индивидуальных предпринимателей, транспортные перевозки осуществляют 21%, строительство ведут около 14% от общего числа индивидуальных предпринимателей. Такое соотношение характерно для малого бизнеса как Белгородской области, так и всей Российской Федерации.
От индивидуальных предпринимателей на 1.07.05 г. поступило налоговых платежей в бюджеты всех уровней 67,0 млн. руб., в том числе в местный бюджет - 41,0 млн. руб.
В целях содействия развитию малого предпринимательства и привлечения инвестиций в эту сферу администрацией города в текущем году рассмотрено 72 инвестиционных проекта, из которых 66 рекомендованы к внедрению через областной Фонд поддержки малого предпринимательства. Максимальная сумма займа составила 200 тыс. рублей на 1 заемщика (для сравнения в 1 полугодии 2004 года рекомендовано 100 проектов при максимальной сумме займа 100 тыс. рублей на 1 заемщика)
Сфера деятельности |
Всего проектов |
В том числе |
Планируемое создание рабочих мест |
В том числе |
||
юр. лица |
Индивид предпринимат. |
юр. лицами |
Индивид предпринимат. |
|||
торговля |
22 |
5 |
17 |
64 |
13 |
51 |
транспорт |
6 |
0 |
6 |
7 |
0 |
7 |
услуги и бытовое обслуживание |
16 |
5 |
11 |
65 |
40 |
25 |
общепит |
8 |
1 |
7 |
30 |
1 |
29 |
производство |
8 |
3 |
5 |
52 |
16 |
36 |
медицина |
5 |
5 |
0 |
22 |
22 |
0 |
строительство |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
0 |
Итого |
66 |
20 |
46 |
243 |
95 |
148 |
Общая стоимость проектов 28042,75 тыс. руб., объем запрашиваемых инвестиций составляет 16190 тыс. руб. В результате реализации проектов предполагается создать 243 рабочих места в городе Белгороде.
В марте текущего года было проведена проверка фактического создания новых рабочих мест субъектами малого предпринимательства реализующих инвестиционные проекты 2004 - 2005 гг.
В результате было установлено, что по состоянию на 15.03.2005 г. 58 проектов были завершены. Фактическое создание рабочих мест в результате реализации проектов составило 170 против запланированных 122.
Администрация города содействует устойчивому развитию малого бизнеса и по ряду других направлений.
На 01.07.05 г. управлением муниципальной собственностью 370 субъектам малого предпринимательства предоставлено в аренду нежилых помещений муниципального фонда общей площадью 33,9 тыс. кв. м.
В I полугодии 2005 года в тендерных торгах по размещению муниципального заказа приняли участие 30 субъектов малого предпринимательства, сумма заключенных ими контрактов составила 4,3 млн. рублей.
Значительная роль в развитии предпринимательства отводится городскому Центру занятости населения.
В текущем году 183 человека направлены на обучение по профессиям, дающим возможность организовать предпринимательскую деятельность (I полугодие 2004 года - 159 человек).
Более 300 человек проконсультированы по вопросам самозанятости, 11 человек получили содействие в подготовке бизнес-планов (I полугодие 2004 г. - 5 человек).
Центр занятости уделяет большое значение информационному обеспечению граждан, разработаны и изготовлены буклеты: "в помощь безработным, организующим собственное дело", "займись бизнесом" и др.
Управлением потребительского рынка представителям малого бизнеса оказываются консультации и методическая помощь по вопросам входящим в компетенцию управления.
Всего за отчетный период проверено и согласовано 709 ассортиментных перечней для предприятий торговли и общественного питания, в ходе чего даны рекомендации по правильности их оформления и применения на практике.
Проводилась работа по оказанию консультационной помощи при оформлении пакета документов для получения лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции. На основании принятых заявлений от субъектов малого предпринимательства в I полугодии 2005 года выдано 194 вышеуказанные лицензии.
Администрация города привлекает малый бизнес к активному участию в выставках - ярмарках, семинарах, конкурсах и смотрах.
Таким образом, развитие сферы малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение, это:
- основа развития рыночных отношений;
- создание новых рабочих мест;
- повышение эффективности общественного производства;
- обеспечение пополнения бюджетов всех уровней;
- повышение жизненного уровня населения;
- повышение уровня обеспечения населения товарами и услугами;
- создание широкого слоя собственников.
Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе.
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства
Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить следующие:
- несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, в том числе и неоптимизированная налоговая нагрузка;
- мало эффективная инфраструктура поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне;
- административные барьеры;
- отсутствие простых и доступных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
- низкая социальная активность предпринимателей.
Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.
Новый этап развития предпринимательства в городе подразумевает, что все проблемы этой сферы в полной мере осознаются всеми участниками Программы и должны решаться на основе партнерства.
1.3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение эффективности и социальной направленности экономики г. Белгорода путем развития сферы малого предпринимательства.
Развитие этого сектора экономики призвано способствовать достижению целей, имеющих важное социально-экономическое значение. Такими целями, заложенными в Программу, являются:
- увеличение количества малых предприятий, частных предпринимателей и создание новых рабочих мест. Доля населения, работающего в малом и среднем бизнесе, должна увеличиться не менее чем до 30% от общего числа занятых в экономике города;
- рост жизненного уровня и зарплаты населения, занятого в этой сфере, доведение уровня оплаты труда до среднеобластных показателей;
- увеличение доли малого бизнеса в наполняемости бюджета города;
- повышение конкурентоспособности производимых в этом секторе товаров и услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создать на городском уровне эффективную систему налогообложения малого предпринимательства, стимулирующую развитие бизнеса и рост поступлений от его деятельности в бюджет;
- разработать и внедрить эффективные механизмы устранения административных барьеров;
- обеспечить комплекс финансово-организационных мероприятий по дальнейшему развитию предпринимательского сообщества, развитию инфраструктуры услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, их правовой защиты;
- отработать и развивать эффективные способы финансовой поддержки в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам банков в сфере приоритетных и социально значимых направлений бизнеса;
- расширить возможность участия малого бизнеса в областных и муниципальных программах;
- создать условия, обеспечивающие преимущественное развитие малого бизнеса в приоритетных и социально значимых областях экономики города;
- пропагандировать роль предпринимателей в развитии экономики города.
Раздел 2. Улучшение условий для развития малого предпринимательства в г. Белгороде
2.1. Основные направления развития и формы поддержки предпринимательства.
Программные мероприятия определены на основе анализа текущего состояния и тенденций развития малого предпринимательства города и сформированы, исходя из принципа преемственности по отношению к предыдущим нормативным документам отражающим поддержку малого бизнеса в г. Белгороде. Мероприятия по реализации Программы систематизируются по следующим направлениям:
1) Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере регулирования малого предпринимательства.
Задачи по этому направлению связаны с созданием благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и включают в себя совершенствование, во-первых, общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая упорядочение контроля хозяйственной деятельности, и, во-вторых, налогообложения в рамках компетенции органов местного самоуправления г. Белгорода
2) Финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства.
Особое место в поддержке малого бизнеса занимают финансовые и имущественные механизмы. Коммерческим банкам невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства вследствие повышенного риска, незначительных по масштабам этих организаций запрашиваемых сумм и проблем залогового обеспечения. В связи с этим особое значение приобретает предусмотренное Программой субсидирование части процентной ставки по кредитам предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных и социально значимых направлениях. Порядок субсидирования части процентной ставки по кредитам прилагается к Программе (Приложение N 1). Кроме того, Программа предлагает предусмотреть в бюджете города необходимые средства на предоставление муниципальных гарантий при кредитовании приоритетных и социально значимых проектов.
3) Обеспечение организационной и информационной поддержки малого предпринимательства.
Программой предусмотрено создание условий для добросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, доступность информации об имущественных ресурсах города для малого бизнеса, продвижение продукции и услуг малого предпринимательства и привлечение бизнесменов в общественно-хозяйственную жизнь города, формирование новых подходов и механизмов в решении проблем малого бизнеса.
Главным критерием при отборе инвестиционных проектов для предоставления субсидий должно быть их соответствие актуальным задачам, стоящим перед экономикой г. Белгорода. Настоящая Программа предусматривает следующие приоритетные направления в сфере малого предпринимательства:
- реализацию инновационных проектов;
- создание и реконструкция производств, способствующих улучшению экологической обстановки в городе;
- создание и развитие негосударственных дошкольных и школьных образовательных учреждений;
- создание и развитие малых гостиничных комплексов;
- развитие сети общепита для среднего класса горожан.
Программой предусмотрена возможность пересмотра приоритетов в развитии малого бизнеса в соответствие# со складывающейся социально-экономической обстановкой в г. Белгороде. Предполагается что, в соответствие# с пунктом 1.3. мероприятий к городской Программе поддержки и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 г.г., полномочия по пересмотру приоритетов в развитии малого бизнеса будут возложены на городскую межведомственную инвестиционную комиссию.
Раздел 3. Обеспечение реализации Программы
3.1. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы потребуются ассигнования в размере 24,12 млн. рублей на 2006 - 2008 годы. (в соответствие# с Указом президента Российской Федерации от 4 апреля 1196 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации")
тыс. руб
Разделы мероприятий |
Ассигнования |
|||
Всего на Программу |
в т. ч. по годам |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
||
1. Нормативно-правовое обеспечение поддержки малого предпринимательства |
Финансирования не требует |
|||
2. Финансовая и имущественная поддержка малого предпринимаельства# |
|
|
|
|
Итого: |
23970,0 |
7990,0 |
7990,0 |
7990,0 |
- средства городского бюджета |
23850,0 |
7950,0 |
7950,0 |
7950,0 |
- средства федерального бюджета |
120,0 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
3. Обеспечение организационной и информационной поддержки |
|
|
|
|
- средства городского бюджета |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
Всего: |
24120,0 |
8040,0 |
8040,0 |
8040,0 |
в том числе |
|
|
|
|
- средства городского бюджета |
24000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
- средства федерального бюджета |
120,0 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
Финансирование Программы на каждый последующий финансовый год будет рассматриваться ежегодно при формировании бюджета города.
3.2. Организация управления Программой
Заказчиком Программы является администрация г. Белгорода. Руководство и методическое обеспечение выполнения Программы возлагается на департамент экономики и финансов администрации г. Белгорода.
Выполнение Программы предполагает сотрудничество органов местного самоуправления, звеньев инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей в городе.
3.3. Механизм реализации Программы
После принятия и утверждения Программы городским Советом депутатов заказчик обеспечивает организационное и финансовое обеспечение выполнения Программы. Финансовые ресурсы утверждаются в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Белгороде, утвержденном решением городского Совета депутатов от 15 марта 2005 года N 122 г. Белгорода на соответствующий год и выделяются в бюджете города отдельной строкой.
Функции исполнительного органа, координирующего выполнение Программы, возлагаются на департамент экономики и финансов.
3.4. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предполагается улучшить условия для деятельности субъектов малого предпринимательства. В результате выполнения мероприятий Программы предполагается увеличение количества занятых в сфере малого предпринимательства, создание не менее 900 новых рабочих мест за весь период действия Программы, увеличение объема налоговых поступлений от сферы малого предпринимательства не менее чем на 10% за период действия Программы.
3.5. Механизм контроля реализации Программы
1. Контроль реализации данной Программы осуществляет первый заместитель главы администрации. Информацию о ходе выполнения Программы представлять к 1 февраля года, следующего за отчетным.
2. Основные направления и положения Программы ежегодно контролируются и уточняются, исходя из хода её выполнения и эффективности использования выделенных средств.
Решением Совета депутатов г. Белгорода от 25 декабря 2007 г. N 607 в настоящие Мероприятия внесены изменения
Мероприятия
к городской Программе поддержки и развития предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Белгородского городского Совета депутатов от 27 декабря 2005 г. N 209 "О городской целевой Программе "Поддержка и развитие предпринимательства в г. Белгороде на 2006 - 2008 гг."
Текст решения опубликован в газете "Наш Белгород" от 27 января 2006 г. N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов г. Белгорода от 29 апреля 2008 г. N 18
Решение Совета депутатов г. Белгорода от 25 декабря 2007 г. N 607
Решение Совета депутатов г. Белгорода от 26 декабря 2006 г. N 396