Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
главы Красногвардейского района
от 31 января 2006 г. N 42
Районная целевая программа
"Развитие и сохранение культуры и искусства Красногвардейского района на 2006 - 2008 годы"
Паспорт районной целевой Программы "Развитие и сохранение культуры
и искусства Красногвардейского района на 2006 - 2008 г.г."
Основание для разработки - Поручение губернатора области
Программы от 23 ноября 2005 года.
Заказчик и координатор - Отдел культуры и кинофикации
Программы администрации Красногвардейского
района.
Основной разработчик - Отдел культуры и кинофикации
администрации Красногвардейского
района.
Исполнитель Программы - Учреждения культуры и искусства
района, органы муниципальной власти.
Цели и задачи Программы - Программа направлена на достижение
основных целей культурной политики
Красногвардейского района:
- Формирование средствами культуры
и искусства нравственных и духовных
ценностей, направленных на
воспитание у населения чувства
национальной гордости,
гражданственности и патриотизма,
воспитания населения на основе
толерантности;
- Сохранение культурного наследия
и творческого потенциала района;
- Укрепление материально-технической
базы учреждений культуры и
искусства, их техническое
и технологическое обновление;
- Выявление и поддержку# молодых
дарований.
Важнейшими задачами - Обеспечение свободы творчества,
Программы являются: поддержка и пропаганда лучших
образцов всех видов искусства;
- Создание системы эффективной
государственной охраны памятников
истории и культуры;
- Сохранение, пополнение, изучение
и экспонирование музейного фонда,
осуществление процессов модернизации
музейной деятельности;
Изучение, сохранение и развитие
народной традиционной культуры края;
- Информатизация библиотек, создание
единого информационного пространства
района;
- Всестороннее и гармоничное развитие
детей и подростков на основе
эстетического воспитания и
образования;
- Непрерывное профессиональное
образование и переподготовка кадров;
- Удовлетворение духовных и досуговых
интересов людей, развитие творческих
способностей человека с учетом
индивидуальности каждого.
Сроки реализации Программы - 2006 - 2008 годы.
Перечень разделов системы - "Недвижимые памятники истории и
Программных мероприятий культуры",
- "Музейные ценности и развитие
музейноного# дела",
- "Изучение, сохранение и развитие
народной культуры района",
- "Развитие библиотечного дела",
- "Художественно-эстетическое
образование и воспитание, выявление
и поддержка молодых дарований",
- "Кадровая политика в сфере
культуры",
- "Стимулирование народного творчества
и развитие культурно-досуговой
деятельности",
- "Кинопрокат и кинообслуживание
населения",
- "Укрепление материально-технической
базы учреждений культуры".
Объемы и источники Областной бюджет -
финансирование# Программы: 33900.0 тыс. рублей,
Районный бюджет -
10287.0 тыс. рублей.
Всего: 44187,0 т. рублей
Капитальные вложения: Областной бюджет -
21912.0 т. рублей.
Всего: 21912 . рублей.
1. Основные положения
Разработка районной целевой Программы вызвана необходимостью определить принципы поддержки культуры и искусства Красногвардейского района, регламентировать приоритетные направления и разработать комплекс конкретных мероприятий развития отрасли до 2008 года.
Программа основывается на фундаментальном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и досуговые потребности людей.
Положение Программы ориентируются на преемственности культурных традиций Красногвардейского района и необходимость проведения последовательной модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества.
2. Итоги развития культуры и искусства района в 2001 - 2005 годах
В 2001 - 2005 годах культура и искусство района развивалось в соответствии с районной целевой программой "Развитие и сохранение культуры и искусства Красногвардейского района Белгородской области на 2001 - 2005 годы", утвержденной постановлением главы от 15.01.2001 г. N 14. Программные цели и задачи в основном выполнены.
За период 2001 - 2005 г.г. сохранена сеть клубных учреждений, библиотек, музыкальных школ.
По состоянию на конец 2005 года это 51 клубное учреждение (1 РДК, 22 СДК, 28 СК), 1 ДШИ, 3 ДМШ с 4 филиалами, краеведческий музей с 1 филиалом, парк культуры и отдыха им. Ленина в п. Красногвардейское, ЦРБ и 37 ее филиалов.
В целях оптимизации и реструктуризации сети учреждений культуры района постановлением главы Красногвардейского района от 7 октября 2004 года N 724 созданы муниципальные учреждения культуры "Центр народного творчества", "Централизованная клубная система", "Централизованная библиотечная система". Все вышеперечисленные учреждения культуры, а также краеведческий музей, 4 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, МУК "Киносеть" имеют статус юридического лица.
Проведена большая работа по сохранению культурного наследия района: 11 коллективов художественной самодеятельности имеют звание "Народный", создан штатный духовой оркестр. В составе творческих коллективов появились талантливые солисты и музыканты.
Продолжена работа по выявлению, обследованию и паспортизации памятников истории и культуры. 147 памятников взято под государственную охрану. В районе велись ремонтно-восстановительные и реставрационные работы на памятниках истории и культуры: "Бирюченских торговых рядах, здание Земства.#
Проведен большой объем научно-исследовательской работы по изучению народных культурных традиций края. Фольклорные экспедиции, посетившие наш район, накопили и отработали богатый фольклорно-этнографический материал.
В МУК "ЦНТ" создан банк данных по фольклорным коллективам района, имеется богатый песенный каталог.
В 2003 году Красногвардейский краеведческий музей расположился в памятнике архитектуры XVIII века "Бирюченские торговые ряды" с новой экспозицией. В феврале 2005 года в с. Веселое открыт филиал краеведческого музея. Многообразие форм и методов работы музейных работников позволило большинству жителей и гостей района прикоснуться к истории края.
Издан календарь престольных праздников; в большинстве сел района празднование престольных праздников сопровождается народными гуляниями, и стало традиционным.
На основе историко-культурного наследия в районе утвердились современные культурные традиции: праздники, посвященные Дню славянской письменности, дни сел, поселка, района. Стали регулярными районные фестивали фольклора духовой музыки, праздники танца, выставки народных умельцев, самодеятельных художников, Дни литературы и поэзии, Недели детской книги и юношеской книги и т.д.
С целью сохранения народных промыслов в 2005 году открыт Дом ремесел.
Педагогическими коллективами детских музыкальных школ и школы искусств проводилась значительная работа по сохранению культурного наследия края: в 3-х школах открыты фольклорные отделения.
За период с 2001 - 2005 год выпускников ДМШ (ДШИ) 27 поступило в музыкальные училища области. В 2004 - 2005 году все образовательные учреждения дополнительного образования детей прошли аттестацию. В 2005 году оркестр народных инструментов МОУ ДОД Засосенская ДМШ принял участие в IV Всероссийском фестивале конкурсе оркестров в г. Саратове.
Одним из приоритетных направлений развития культуры является совершенствование библиотечного дела.
Были проведены мероприятия, направленные на перевод библиотечной деятельности на автоматизированные технологии: в центральной районной библиотеке в 2003 году открыт общедоступный Центр правовой информации, имеется выход в сеть Интернет. В 2005 году Центральная районная библиотека активно включилась в реализацию проекта ОРАС GLOBAL по созданию электронного каталога.
В 2005 году в с. Веселое была открыта модельная библиотека, где имеется все необходимое оборудование для качественного обслуживания пользователей всех возрастов.
Значительно возросла потребность населения в киноуслугах. Новое оборудование РДК "Юбилейный" звуковой системой DOLBY STREO# SUKKAND позволит всем жителям района увидеть лучшие кинопроизведения отечественных и зарубежных авторов. 17 сельских киноустановок позволяют обслуживать сельских жителей, большинство из которых дети и подростки.
Произошли положительные качественные изменения в сфере подготовки специалистов для отрасли культуры, Кадровый состав выглядит так:
- клубные работники - 106 человек: имеют высшее и среднее специальное образование - 64 чел. (60.3%);
- библиотечные работники - 59 человек: имеют высшее и среднее специальное образование 49 чел. (83%);
- музыкальные работники - 48 человек, имеют специальное образование - 47 человек (98%).
В 2001 - 2005 г.г. проделана большая работа по укреплению материально-технической базы КДУ: сдан в эксплуатацию РДК "Юбилейный" на 450 мест в п. Красногвардейское проведен капитальный ремонт здания Земства (центральная районная библиотека, Красногвардейская ДШИ), в новом здании расположились МУК "Киносеть", МУК "Центр народного творчества", МУК "Централизованная клубная система".
В большинстве КДУ проведен текущий ремонт, в семи капитальный. На конец 2005 года в районе газифицировано 39 клубных учреждений, 3 отдельно-стоящие# библиотеки и 3 музыкальные школы.
Для учреждений культуры и искусства в течение 2001 - 2005 г.г. за счет всех источников финансирования были приобретены музыкальные инструменты, звукоусилительная аппаратура, сценические костюмы, компьютерное и спортивное оборудование.
Ярким и насыщенным по содержанию стал 2005 год - год 300-летнего юбилея г. Бирюч. В канун празднования юбилея был открыт после реконструкции РДК "Юбилейный", Покровский собор, на центральной площади установлен памятник основателю г. Бирюч Ивану Медкову, завершены реставрационные работы второй очереди Бирюченских торговых рядов, здания Земства, сдан в эксплуатацию парк культуры и отдыха им. Ленина, открыта аллея Славы героев. Были проведены фестивали, конкурсы и смотры с участием творческих коллективов района, области, России.
Самодеятельные артисты Красногвардейского района - постоянные участники зональных, областных фестивалей, конкурсов. Коллектив Большебыковского СДК (2003 г.) и самобытный коллектив с. Прудки (2004 г.) побывали в Польше (г. Люблин) на фестивале фольклорной музыки. Стало традиционным участие профессиональных коллективов области в культурной жизни района.
Вместе с тем, ряд задач, поставленных Программой "Развитие и сохранение культуры и искусства Красногвардейского района Белгородской области на 2001 - 2005 годы", не решены в полном объеме и во многом остаются актуальными.
Серьезным препятствием в их реализации стало недостаточное финансирование отрасли, остаточный принцип формирования бюджета сферы культуры.
Не завершена газификация в 5 учреждениях культуры района.
Клубные учреждения нуждаются в новом оборудовании, которое соответствует современным требованиям: необходимо приобретение музыкальных инструментов, звукоусиления, мебели, костюмов.
Ряд сельских территорий требует не только капитального ремонта КДУ, но и строительство новых.
Сельские киноустановки требуют технического переоснащения, замены звукового и экранного оборудования.
Недостаточно средств выделяется на пополнение библиотечных фондов и решение проблем перевода библиотечного дела на автоматизированные технологии.
Не решена в полной мере и проблема кадрового обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами.
Решение этих и других проблем позволит снизить до минимума разрыв между потребностями населения и возможностями их удовлетворение#.
3. Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на достижение целей и задач в культурной политике Красногвардейского района:
- формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных ценностей, направленных на воспитание у населения чувства национальной гордости, гражданственности и патриотизма;
- сохранение культурного наследия и творческого потенциала района, обеспечение преемственности культурных традиций;
- обеспечение культурного пространства, равных возможностей для жителей городского и сельских поселений в организации доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам, развитие творческих способностей;
- обеспечение жизнедеятельности учреждений культуры и искусства, создание условий для модернизации культурной деятельности в районе;
- выявление и поддержку# молодых дарований;
- осуществление сотрудничества органа управления культурой района с общественными организациями, творческими союзами, которые выполняют часть функций по поддержке и организации культурной жизни района;
- развитие межрайонных, межрегиональных обменов, направленных на обогащение культурной среды в районе, творческий рост коллективов художественной самодеятельности.
4. Система программных мероприятий
4.1. Недвижимые памятники истории и культуры (приложение N 1)
Целями в данной сфере являются обеспечение эффективной охраны недвижимых памятников истории и культуры: их выявление, государственный учет, популяризация достопримечательностей и воспитание у детей и молодежи бережного отношения к культурному наследию края.
Для достижения этого предполагается осуществить ряд мероприятий:
- продолжить выявление объектов на территории района, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, взять их на учет;
- осуществить комплекс мер по обеспечению безопасности недвижиымых# памятников истории и культуры;
- продолжить мероприятия по ремонту и благоустройству памятников воинской славы, памятных мест, воинских захоронений, гражданских кладбищ;
- шире использовать практику финансирования вышеназванных мероприятий с привлечением спонсорских (попечительских) средств;
- оказывать помощь Бирюченскому благочинию в реставрации памятников истории и культуры;
- подготовить и издать учебно-методические пособия, визуальные материалы о памятниках истории и культуры для использования их в учебно-воспитательном процессе.
4.2. Музейные ценности и развитие музейного дела (приложение N 2)
Программными целями данного раздела являются организационное, финансовое и правовое обеспечение, пополнение, изучение и экспонирование музейного фонда; осуществление процессов модернизации и автоматизации музейной деятельности; повышение эффективности научно-просветительной работы музеев, открытие филиалов районного музея на селе.
Для достижения этих целей предполагается:
- вести планомерную работу по созданию условий для хранения и эффективного использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории района;
- обеспечить планомерную работу по укреплению материально-технической базы районного музея и его филиалов;
- провести автоматизацию учетно-хранительской деятельности музеев;
- продолжить научно-исследовательскую и поисковую работу музеев, развивать их сотрудничество с краеведами, активизировать работу по увековечению памятных событий и имен;
- совершенствовать просветительскую и образовательную деятельность музеев для широкого информирования населения о богатом историческом и культурном наследии края музейными средствами, считая приоритетным направлением в этом вопросе работу с детьми и учащимися образовательных учреждений района;
- шире использовать в практике вид деятельности "Музей в музее".
4.3. Изучение, сохранение и развитие
народной культуры района (приложение N 3)
Целью данного раздела являются изучение и сохранение народной традиционной культуры как значительной части историко-культурного наследия Красногвардейского района; активное использование воспитательного потенциала народной культуры во всем комплексе культурно-досуговой деятельности.
В данном разделе необходимо реализовать следующие мероприятия:
- продолжить исследование основных направлений, видов, жанров и форм местной народной художественной культуры посредством проведения комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, систематизируя их деятельность;
- осуществить научные обобщения фольклорных материалов, провести их каталогизацию;
- завершить работу по созданию уголка народной культуры в МУК "ЦНТ", создав условия для хранения предметов народной традиционной культуры, звукозаписей и видеокассет;
- в учреждениях культуры шире использовать практику проведения обрядов имянаречения, совершеннолетия, "серебряных" и "золотых" свадеб;
- проводить подготовку и переподготовку специалистов, способных вести работу по приобщению к народной культуре и творчеству всех слоев населения;
- организовать качественную работу мастеров "Дома ремесел", разнообразив формы их деятельности;
- осуществить квалифицированное методическое обеспечение деятельности КДУ по воссозданию лучших образцов песенной, инструментальной, танцевальной, обрядово-праздничной культуры, сохранению и развитию народных промыслов и ремесел;
- продолжить практику проведения районных и сельских смотров, праздников обрядового фольклора.
4.4. Развитие библиотечного дела (приложение N 4)
Целями данного раздела являются обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам всех уровней путем создания качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения Красногвардейского района; правовое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности библиотек и их модернизация.
Для достижения этих целей необходимо:
- развитие и совершенствование материально-технической базы библиотек;
- внедрение в практику работ библиотек современных информационных технологий, создание электронных информационных ресурсов; модельных библиотек в сельских филиалах;
- полноценное пополнение фондов библиотек литературой, способной удовлетворять разносторонние читательские интересы, духовные и деловые запросы пользователей библиотек за счет увеличения средств на эти цели из районного бюджета;
- создание условий для сохранности и безопасности библиотечных фондов;
- совершенствование системы библиотечно-информационного обслуживания социально незащищенных слоев населения, а также людей с ограничениями жизнедеятельности;
- совершенствовать систему повышения квалификации библиотечных работников, способствующую развитию творческой индивидуальности и профессионализма;
- продолжить работу по привлечению внебюджетных (в т.ч. спонсорских) средств на развитие библиотек района.
4.5. Художественно-эстетическое образование и воспитание,
выявление и поддержка молодых дарований (приложение N 5)
Основными целями раздела являются всестороннее и гармоничное развитие детей и подростков на основе эстетического воспитания и образования, приобщения детей к ценностям отечественной и мировой культуры, формирование у них интереса и потребностей к музыкальному, изобразительному, театральному и хореографическому искусствам; обеспечение социальной доступности дополнительного образования в сфере культуры.
Для реализации поставленных задач предполагается осуществить следующее:
- продолжить работу по расширению специализаций в ДМШ и ДШИ, способствовать открытию отделений духовых, струнных народных инструментов, общеэстетических, театральных, хорового и фольклорного пения, изобразительного искусства;
- создать условия для полноценной работы ДМШ и ДШИ, обеспечить их квалифицированными кадрами педагогов, музыкальными инструментами, методическими и нотными материалами;
- вести целенаправленную работу по выявлению и поддержке юных дарований, продолжить практику проведения традиционных конкурсов и фестивалей;
- в целях качественного образования и воспитания детей усилить работу с общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего и высшего профессионального образования.
4.6. Кадровая политика в сфере культуры (приложение N 6)
Целью данного раздела являются обеспечение отрасли высококвалифицированными специалистами, повышение престижа и социальной значимости работников культуры и искусства, совершенствование их творческого потенциала; развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров культуры.
Для достижения этих целей необходимо осуществить комплекс мер:
- создать целостную систему подготовки кадров для сферы культуры, отдавая приоритет руководителям фольклорных коллективов, мастеров декоративно-прикладного искусства, организаторов молодежного досуга, руководителей театров;
- осуществить многоуровневую модель образования по типу "детский сад" - "школа" - "среднее специальное учебное заведение культуры и искусства" - "высшее образовательное учреждение";
- совершенствовать систему проведения семинаров, стажировок, курсов с целью повышения квалификации и переподготовки;
- регулярно проводить конкурсы профессионального мастерства: "Лучший культработник года", "Лучший библиотекарь года", "Учитель года".
4.7. Стимулирование народного творчества и развитие
культурно-досуговой деятельности (приложение N 7)
Цель раздела Программы состоит в совершенствовании деятельности культурно-досуговых учреждений как центров общения, развитие творческих способностей человека, удовлетворение духовных и досуговых интересов всех категорий населения.#
Для достижения этих целей необходимо:
- укрепление материально-технической базы клубных учреждений, их техническое оснащение современным оборудованием, техникой и музыкальными инструментами, художественное оформление зданий и благоустройство территорий, создание модельных Домов культуры;
- создание в культурно-досуговых учреждениях комфортных условий для отдыха, общения и занятий творчеством различных категорий населения;
- развитие и поддержка традиционных и создание новых форм культурно-досуговой деятельности, приоритетную поддержку работы клубных учреждений с семьями, молодежью;#
- сохранение и дальнейшее развитие любительских художественных коллективов, создание условий для их участи в фестивалях и конкурсах самодеятельного творчества, поддержку и стимулирование труда руководителей творческих коллективов;#
- продолжить практику обеспечения людей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, сирот, детей из малообеспеченных семей льготными билетами на культурно-досуговые мероприятия;
- продолжить и развивать традицию проведения нетрадиционных форм культурно-досуговых мероприятий: День села, поселка и района, праздники улиц, двора; смотры художественной самодеятельности инвалидов, фестивали семейных талантов.
4.8. Кинопрокат и кинообслуживание населения (приложение N 8)
Целями этого раздела являются создание условий для улучшения качества кинообслуживания населения, переоснащение и модернизация сельских киноустановок.
Для достижения этого необходимо:
- осуществить в районе комплекс мероприятий по техническому переоснащению сельских киноустановок, замене устаревшего и ремонту существующего кинопроекционного и экранного оборудования;
- продолжить работу по созданию хроникально-документальных фильмов о районе и его культурных традициях;
- совершенствовать практику взаимодействия МУК "Киносеть" с образовательными учреждениями района в целях воспитания учащихся на лучших образцах отечественного кино.
4.9. Укрепление материально-технической базы
учреждений культуры (приложение N 9)
Главная цель данного раздела - модернизация материальной базы отрасли, техническое и технологическое оснащение учреждений культуры и искусства.
Для реализации этой цели необходимо:
- осуществить строительство учреждений культуры за счет капитальных вложений;
- провести капитальный, текущий и косметический ремонт и завершить газификацию учреждений культуры и искусства;
- осуществить комплекс мероприятий по благоустройству и озеленению прилегающих к учреждениям культуры современным оборудованием, техническими средствами и музыкальными инструментами, компьютерами;
- осуществить комплекс мероприятий по противопожарной безопасности учреждений культуры и искусства и кино.
5. Механизм реализации Программы.
Управление Программой. Контроль за ее реализацией
Основные механизмы реализации Программы:
- ежегодное уточнение и утверждение программных мероприятий по отрасли, заключение договоров, контрактов с исполнительными# отдельных видов работ;
- обеспечение Программы финансовыми ресурсами, которые устанавливаются ежегодно районным бюджетом, привлечение внебюджетных средств;
- качественное организационное и методическое обеспечение программных мероприятий.
Координатор Программы - отдел культуры и кинофикации администрации района осуществляет управление выполнением программы:
- ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, определяет первоочередные мероприятия программы и состав исполнителей;
- в установленные сроки рассматривает ход реализации Программы на совещаниях у заместителя главы района, начальника управления социальной политики, совещаниях работников культуры и искусства, коллегиях при главе района, сессиях районного Совета депутатов, анализирует статистическую и аналитическую информацию о выполнении программных мероприятий, которую предоставляют исполнителям в установленном порядке;
- ежегодно разрабатывает и осуществляет систему оказания методической помощи учреждениям культуры и искусства района, организует различные формы учебы кадров и распространение положительного опыта работы;
- при необходимости вносит в установленном порядке предложения в администрацию района об изменении или продлении программных мероприятий.
Контроль за исполнением Программы осуществляет управление социальной политики администрации района:
- анализирует информацию отдела культуры и кинофикации о ходе выполнения программных мероприятий;
- при необходимости рассматривает проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, совместно с городским и сельскими поселениями.
6. Финансовое обеспечение Программы
Программа является районной целевой программой, требующей бюджетного финансирования.
Финансирование Программы будет осуществляться через отдел культуры и кинофикации администрации района из средств областного и районного бюджетов, внебюджетных средств, также через управление культуры Белгородской области - из средств федерального и областного бюджетов.
Стоимость реализации Программы в ценах 2005 года составляет 44187.0 т. рублей, в том числе 33900.0 т. рублей - средства областного бюджета, 10287.0 т. рублей - районный бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.