В целях развития единого социально ориентированного информационно-телекоммуникационного пространства Белгородской области, обеспечения прозрачности деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, повышения эффективности их взаимодействия с гражданским обществом, осуществления модернизации системы информационного обеспечения:
1. Утвердить Концепцию Программы развития информационного пространства Белгородской области на 2006 - 2008 годы (прилагается).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Информационно-аналитическому управлению аппарата губернатора области (Гармашев А.А.) обеспечить опубликование распоряжения в средствах массовой информации области.
5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н. Полухина.
Об исполнении распоряжения информировать к 10 августа 2006 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Концепция
Программы развития информационного пространства белгородской области на 2006 - 2008 годы
(утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 9 июня 2006 г. N 69-рп)
Характеристика проблемы, подлежащей решению на программной основе
В 2002 - 2003 годах Белгородская область практически первой в России подошла к решению проблем качества жизни через систему вполне конкретных мероприятий, сведенных в единую программу, получившую статус областного закона. Государственная информационная политика Белгородской области является составной частью стратегии социально-экономического развития региона, в основании которой лежит ориентация на улучшение качества жизни населения. Информационная политика органов государственной власти Белгородской области является одним из важнейших факторов реализации стратегии социального управления, обеспечения диалога власти и народа, формирования общественного сознания населения и должна:
- учитывать законы и способы функционирования информации;
- носить упреждающий характер;
- динамично отражать реальные процессы, происходящие в обществе;
- работать на достижение поставленных целей;
- являться одним из рычагов стратегического управления регионом.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение социально ориентированного информационного общества, органичное вхождение области на новом, более высоком уровне в российское и мировое информационное пространство, а также массовое медиа-образование населения. Необходимым условием для этого является создание и развитие единого информационно-телекоммуникационного пространства области.
Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Белгородской области является недостаточная информационная доступность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также недостаточно организованная обратная связь с гражданами и организациями. Процесс получения информации неоправданно усложнен, значимая для общества информация предоставляется государственными органами не всегда своевременно. Реализация конституционного права граждан на получение информации в связи с этим затруднена. Для деятельности государственных органов нехарактерно развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений.
Консультации с представителями гражданского общества до принятия решений носят несистематический характер.
Основная задача сегодня - установить информационно-политические отношения диалогового, конструктивного характера на всех уровнях: власть - массовые коммуникации - население. При этом главным инструментом эффективной реализации информационной политики является идеология и основанная на ней законодательная база.
Учитывая, что общественно-политическая система страны все еще находится на этапе формирования, в силу чего на настоящий момент не сложились идейно-политические и иные общественные формы массового контакта с населением, единственным в этом смысле институтом информирования населения России сегодня являются средства массовой информации.
Таким образом, сколько-нибудь значительные информационные потоки в системе "Власть - Общество" объективно существуют в настоящее время только в виде системы "Власть - Средства массовой информации - Общество". Можно сделать вывод о том, что в формирующемся сегодня в России информационном обществе средства массовой информации играют основополагающую роль. В настоящее время главным источником получения информации о происходящих событиях и о мероприятиях, организованных органами власти для населения, остаются средства массовой информации, но все большее значение приобретают открытые информационные системы в сети Интернет, средства наружной рекламы, высокотехнологичные рекламно-информационные проекты.
Информационное пространство области представлено следующими средствами массовой информации:
- 8 общедоступных центральных телевизионных каналов;
- 2 областных телекомпании (ТРК "Мир Белогорья" и ТК "Приосколье");
- филиал ВГТРК - ГТРК "Белгород";
- 7 муниципальных и коммерческих телевещательных компаний;
- областное и местное радиовещание;
- 10 FM - радиостанций;
- 3 информационных агентства, распространяющих сведения посредством сети Internet.
- более 60 периодических изданий, распространяемых в киосках и по подписке, в том числе 3 областные газеты ("Белгородские известия", "Белгородская правда", "Смена") и 37 межрегиональных, городских и районных газет (общий тираж в 2006 году - 227 тысяч экземпляров), 5 областных коммерческих журналов и 40 специализированных газет.
Таким образом, информационное пространство области заполнено многочисленными разнообразными средствами массовой информации, выражающими самые различные точки зрения на те или иные события и явления, которые происходят в мире, России и области. Область находится на одном из ведущих мест в Российской Федерации по плотности подписки, по развитию и оснащенности районных и городских газет.
Между тем уровень развития информационного пространства в области объективно пришел в несоответствие с возрастающими и изменившимися потребностями общества и задачами, решаемыми в рамках реализации приоритетных национальных проектов, Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области. Изменений в информационной политике требуют и проводимая реформа местного самоуправления и административная реформа, основными задачами которых являются повышение эффективности государственного управления и обеспечение права граждан на объективную информацию.
Отсюда вытекает проблема качества информации, что обусловливает необходимость подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, обеспечивающих функционирование информационных ресурсов. По ряду объективных причин область испытывает дефицит квалифицированных специалистов в сфере массовых коммуникаций. Вызывает озабоченность и возрастной состав редакционных коллективов областных и районных газет. На сегодня складывается такая картина: в электронных средствах массовой информации преобладает молодежь даже без высшего, не говоря уже о профильном, образования, а в газетах средний возраст журналистов составляет 50 лет.
Вследствие этого демографического разрыва поколений в последние годы заметно снизился индивидуальный профессиональный уровень региональной журналистики. Это имеет два сопряженных последствия: новостная и тематическая журналистика столкнулась с тотальным дефицитом социального, да и просто жизненного опыта у нового поколения журналистов, что объективно привнесло в эфир и на газетные полосы, прежде всего, межрегиональных средств массовой информации соответствующие возрасту максимализм, упрощение, "скольжение по верхам", агрессию и неустойчивость профессионально-этической позиции. Такая тенденция омоложения журналистики оказалась в силу своей несбалансированности причиной и другого явления - исчезновения профессиональных школ, которые молодые кадры проходят исключительно рядом с опытными мастерами, обретая не только профессиональные навыки, но и профессионально-этические устои. Как следствие, сегодня переживает "закат" настоящая, аналитическая журналистика, несмотря на неослабевающую потребность в ней, недостаточно представлена тематическая профессиональная специализация (которая и дает серьезный материал для анализа), резко снизилась роль профессионального союза, социально-этические регулирующие функции которого уступили место игровым формам "журналистской тусовки". Ситуация объективно осложнена доминирующей коммерциализацией сферы социально-информационных услуг. Очевидно, что простой регистрации этих явлений уже явно недостаточно, необходимы продуманные инициативы с участием всех субъектов процесса информационного обмена.
С учетом вышеизложенного, решить задачи развития информационного пространства региона возможно только в рамках программно-целевого подхода. Такой вывод основывается на следующих положениях:
- системный подход к проблеме последовательного и комплексного учета взаимосвязи и взаимовлияния всех ее аспектов, а также многообразие источников информации, многоканальность её потоков и разнофакторность влияния;
- решение проблемы путем консолидации усилий и действий всех относящихся к ней структур; при этом необходимо обеспечить их координацию из единого центра управления;
- максимальный учет положений Концепции административной реформы в части содействия построению гражданского общества, организации работы с общественными институтами и, в конечном итоге, решения проблемы открытости власти.
Цели и задачи Программы развития информационного пространства Белгородской области на 2006 - 2008 годы
Целями Программы развития информационного пространства Белгородской области на 2006 - 2008 годы (далее - Программа) являются:
1. Опредение основных направлений деятельности органов государственной власти Белгородской области по развитию информационного пространства в области, ее органичному вхождению на новом, более высоком уровне в российское и мировое информационное сообщество, консолидации и стабилизации общества.
2. Создание организационно-правовых и иных механизмов, обеспечивающих реализацию в полном объеме государственной информационной политики в области.
3. Создание системы и органа, регулирующего функционирование информационных потоков.
4. Повышение открытости органов государственной власти области и местного самоуправления и формирование механизмов, обеспечивающих эффективную обратную связь с населением.
Основными задачами развития информационного пространства видятся:
1. Модернизация информационной инфраструктуры.
2. Развитие информационных, телекоммуникационных технологий.
3. Эффективное формирование и использование информационных ресурсов области и обеспечение широкого, свободного доступа к ним.
4. Обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых, социально ориентированных средств массовой информации.
5. Стабилизация и консолидация общества посредством проведения в жизнь социально ориентированной информационной политики.
6. Персональная компьютеризация и информатизация органов власти, областных государственных учреждений и организаций, доступность передовых информационных технологий для жителей области.
Решение основных задач развития информационного пространства должно осуществляться посредством различных форм регулирования, координации и иного воздействия на следующие объекты информационной сферы:
- средства массовой информации;
- профессиональные кадры;
- информационные и телекоммуникационные технологии по получению, распространению и использованию информации;
- систему информирования и использования информационных ресурсов;
- информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;
- научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;
- рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;
- межрегиональное, федеральное и международное сотрудничество;
- системы обеспечения информационной безопасности;
- правовую базу информационных отношений.
Принципы формирования и реализации Программы
При разработке Программы учитываются следующие базовые принципы, на которые опирается информационная политика государственной власти Белгородской области:
- принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом, государственная власть области учитывает общественное мнение;
- принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности;
- принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования учитываются его последствия для состояния других и всех в совокупности;
- принцип научности и объективности - программа опирается на научные разработки понятий "информация", "информационное пространство", "информационное обеспечение" и т.д., социологические исследования;
- принцип общественной безопасности - программа должна обеспечивать защиту информационных ресурсов и соблюдение конституционных прав человека и гражданина в области получения информации и пользования ею. При этом должны сохраняться и укрепляться нравственные ценности общества, традиции патриотизма и гуманизма, культурный и научный потенциал страны. Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала;
- принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;
- принцип социальной ориентации - основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех жителей области;
- принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются из федерального, областного и местных бюджетов;
- принцип приоритетности общественной идеологии и права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.
Политика органов государственной власти области в сфере массовой информации
Переход России к новому типу экономического развития, гражданскому обществу и правовому государству, политический плюрализм порождают огромную общественную потребность в массовой информации. Это требует от органов власти повышения профессионального уровня служб, в .компетенцию которых входит организация информационного обмена, а также совершенствования коммуникативной компетентности управленческих кадров и развития у них навыков комплексного социально ориентированного планирования их деятельности, которое позволяет с учетом получаемых в ходе информационного обмена данных прогнозировать и устранять социальные риски. Решение этих задач, безусловно, требует грамотных управленческих усилий, развития экономической базы и инфраструктуры, высокой профессиональной культуры в отраслях народного хозяйства. Но оно также требует доверия населения к власти, информированности о мотивах ее деятельности, повышения интереса людей к "созидательным вопросам", то есть в первую очередь к вопросам экономики и социальной сферы, в то время как сегодня в этом плане лидируют политика и криминальные новости.
Необходимость удовлетворения информационных потребностей общества обусловливает особую роль средств массовой информации (СМИ) и массовых коммуникаций (МК). При этом необходимо учитывать, что современные СМИ не только оперативно отражают происходящие в обществе события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором.
В связи с этим информационная политика предусматривает:
- эффективное регулирование взаимоотношений всех субъектов общественной жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создание системы независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связям с населением;
- создание условий, организация мероприятий, разработка мер по недопущению подчинения СМИ конъюнктурным интересам, снабжения СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией;
- организация и разработка мер по предотвращению создания информационных ресурсов, пропагандирующих насилие, экстремизм, ксенофобию, религиозную рознь, пропаганду наркомании, алкоголизма, порнографии;
- в пределах, установленных федеральным законодательством, во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти регулирование уровня компетенции и монополизации СМИ (препятствие уменьшению числа независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов, монополизации редакций и журналистов с целью манипулирования общественным мнением и искажения информации для своих интересов и предпочтений и т.п.);
- защита интересов социально уязвимых категорий граждан - детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов;
- защита интересов регионального рынка массовой информации и содействие развитию местных СМИ в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, создание условий для повышения их конкурентоспособности в условиях рынка;
- обеспечение информационной безопасности.
Основной задачей информационной политики по отношению к СМИ является реализация правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. Для этого решается комплекс вопросов государственной поддержки СМИ.
Важной является проблема информирования населения о деятельности органов власти и управления. Информационная политика предусматривает обеспечение доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан, прямую и обратную связь общества и органов власти.
Социальный заказ на информацию в СМИ
Для целей настоящей концепции социальный заказ на информацию в СМИ - это заказ на предоставление со стороны СМИ и государства определенного рода информации, необходимой для решения важнейших социальных проблем и задач развития региона. Социальный заказ формируется в результате диалога власти с общественностью и населением через различные гражданские институты.
В качестве социального заказа на информацию может выступать информация о реализации различных социальных и экономических программ, национальных проектов и реформ. Такая информация должна носить не столько оценочный, сколько, прежде всего, разъяснительный характер. Социальный заказ определяется органами государственной власти исходя из мониторинга и анализа общественного мнения и общей социально-экономической ситуации. Социальный заказ на информацию призван, прежде всего, помочь людям получить достаточный объем разъяснительной, объясняющей, дополнительной информации для того, чтобы ориентироваться в изменяющейся социальной ситуации, решать свои социальные проблемы. Социальный заказ на информацию выполняют информационные центры и пресс-центры, но главным образом СМИ, имеющие для этого необходимые ресурсы и ориентированные на целевую аудиторию. В основу механизмов утверждения, распределения и реализации социальных информационных заказов положена система государственных областных грантов и принцип общего государственного надзора за социальной ответственностью СМИ региона.
Государственная поддержка и взаимодействие со СМИ
Государственная поддержка СМИ должна заключаться не только в создании государственных средств массовой информации, финансируемых за счет средств бюджета, но и в её реализации посредством размещения социальных заказов на информацию в негосударственных СМИ. Взаимодействие негосударственных СМИ и власти в процессе информирования населения строится на финансово-договорной основе, но это не может быть единственной основой для участия СМИ в процессе развития общества. Принципом совместной работы власти и СМИ является принцип социального партнерства, заключающийся в социальной ответственности за информацию, которую они создают и распространяют, и за те последствия, которые может повлечь за собой эта информация. Ключевая форма работы власти со СМИ - организационная помощь СМИ и выстраивание процесса информационного обмена так, чтобы СМИ могли получать информацию о деятельности власти оперативно и в достаточном объеме. Органы государственной власти несут ответственность за предоставление полной и достоверной информации населению о происходящих социальных процессах. Взаимные усилия органов государственной власти и СМИ должны быть направлены на устранение необъективности в подаче информации и создание сбалансированного социально ориентированного информационного пространства.
При осуществлении государственной поддержки СМИ должны решаться следующие задачи:
- увеличение количества познавательных, образовательных, интерактивных детских и молодежных программ и рубрик в печатных СМИ;
- размещение в СМИ информации разъяснительного характера для социально незащищенных слоев населения;
- размещение в СМИ информации о проводимых реформах, реализации национальных проектов и целевых программ, и социальных последствиях их реализации;
- использование альтернативных форм информирования населения и обсуждения актуальных тем: "круглые столы", дискуссионные площадки, телемосты, открытые совещания и др.
Информационная поддержка социальных инициатив различных социальных слоев населения, связанных с воспитанием патриотизма, развитием краеведения, сохранением культурного наследия, всесторонним освещением социально-политической, экономической и культурной жизни общества, будет способствовать дальнейшему формированию и развитию гражданского общества.
Система грантов для оптимизации работы с негосударстсвенными СМИ
Для оптимизации работы с негосударственными СМИ предлагается использование системы грантов. Эта система предполагает экономическую поддержку средств массовой информации в Белгородской области в формах, предусмотренных федеральным законодательством, выделение средств на финансирование грантовых программ. Правительство области, аппарат губернатора области и областная Дума во взаимодействии ежегодно формируют перечень направлений, по которым будут проводиться конкурсы на получение грантов в области информации. Этот перечень утверждается на сессии областной Думы. Определение грантополучателей осуществляют экспертные комиссии и Координационный совет по информационной политике.
Участие в конкурсе по распределению грантов в области информации является добровольным, распределение грантов должно осуществляться на началах равенства участников конкурса, открытости, справедливости, подконтрольности расходования выделенных средств областного бюджета.
Гранты в области информации могут предоставляться зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством СМИ, действующим на территории области, обладающим в соответствии с законодательством о СМИ правом распространять информацию.
Проекты, финансируемые за счет грантов, должны быть направлены исключительно на общественные цели, не служить источником получения прибыли, а также информационно не поддерживать какую-либо политическую партию или коммерческое предприятие. Все проекты должны иметь социально значимый эффект для широкой общественности. Поощряются долгосрочные проекты, которые по окончанию срока их финансирования из областного бюджета могут перейти на самоокупаемость.
Совершенствование работы редакций районных газет
Подавляющее большинство материалов, публикуемых в районных и городских газетах, рассказывают о важнейших общественно-политических и социально-экономических событиях в муниципальных образованиях: статьи о местной проблематике, выступления представителей органов власти и руководителей предприятий, социальная тематика, культурная жизнь, нормативные акты органов местного самоуправления и т.д. В связи с этим взаимодействие редакций газет с органами местного самоуправления (в том числе и публикация правовых актов муниципальных образований) должно строиться на взаимовыгодной основе на договорных началах. Районная (городская) печать осуществляет важную социальную функцию по реализации прав граждан на получение объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, актуальных проблемах области, района, населенного пункта. Важная роль в этом отводится реализации модели эффективного взаимодействия органов государственной власти области с системой районных (городских) газет. Наиболее оптимальными являются два механизма экономической поддержки этих СМИ - в форме предоставления субсидий из муниципальных бюджетов и на основе грантов на освещение социально значимых проектов. Принятие решения по их реализации позволит перераспределить бюджетные средства, снизить издержки, а в перспективе повысить эффективность работы районных газет, до сих пор с трудом адаптирующихся к рыночным условиям.
В целях совершенствования работы редакций городских и районных газет предусматривается увеличение объемов и повышение качества материалов в муниципальных печатных СМИ о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об актуальных проблемах жизнедеятельности муниципальных образований и региона в целом, а также социальных материалов, направленных на защиту государственных интересов, прав населения, решение социальных проблем, патриотического воспитания, пропаганду здорового образа жизни. Повышение качества информации будет способствовать усилению интереса и повышению доверия читателей к распространяемым материалам, что может привести к расширению аудитории муниципальных и региональных СМИ. За счет увеличения объема и периодичности городских и районных газет, а также тиража расширятся информационные возможности средств массовой информации.
Кроме этого, базовыми являются следующие направления деятельности:
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации административно-управленческого персонала СМИ, журналистов;
- подготовка молодых журналистов: ежегодное проведение слета юных корреспондентов, создание ассоциации молодых журналистов, реализация программы по подготовке журналистов на базе Белгородского государственного университета с их последующим трудоустройством;
- проведение ежегодных областных и межрегиональных творческих конкурсов;
- развитие материально-технической базы редакций районных (городских) газет, приобретение компьютерной техники, обеспечение средствами связи;
- развитие в городах и районах области рынка розничного распространения государственных печатных СМИ.
Механизмы государственной экономической поддержки СМИ
Оказание экономической поддержки из областного бюджета средствам массовой информации, продукция которых распространяется на территории области, должно осуществляться на основе следующих принципов:
- справедливости и равенства при распределении средств;
- открытости;
- учета специализации СМИ; необходимости обеспечения политического и идеологического многообразия;
- недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления, учрежденных ими организаций, должностных лиц в профессиональную деятельность редакций СМИ.
Экономическая поддержка СМИ осуществляется:
- в форме ассигнований на обеспечение официального опубликования нормативных актов органов государственной власти Белгородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований;
- в форме предоставления субсидий из областного и местных бюджетов соответственно областным и районным СМИ;
- в форме предоставления грантов.
Третий механизм оказания финансовой поддержки СМИ - предоставление грантов, которые выделяются СМИ на реализацию социально значимых программ и проектов по социально-экономическому развитию Белгородской области, обеспечению экономических, социальных, политических и личных прав граждан.
Таким образом, основными направлениями реализации Программы являются:
- создание органа управления информацией и информационными технологиями для последовательного реформирования информационного производства;
- совершенствование форм и методов государственной поддержки СМИ;
- разработка и принятие нормативных документов, регламентирующих взаимодействие всех участников информационно-коммуникационного процесса на территории области;
- в предусмотренном законодательством порядке создание областного Совета по журналистской этике при областной организации Союза журналистов Российской Федерации;
- создание экспертного Совета по СМИ на базе Общественной палаты Белгородской области;
- создание областного правительственного портала в сети Интернет;
- создание областного медиа-холдинга;
- создание областного банка данных на базе областного правительственного портала и медиа-холдинга;
- создание корреспондентских пунктов информационных агентств "РИА-Новости" и "Интерфакс";
- использование новых телевизионных частот для вещания областных и муниципальных телерадиокомпаний;
- организация и внедрение цифрового телевещания на территории области;
- развитие и внедрение системы волоконно-оптической связи в области, создание внутриобластного сетевого ресурса;
- издание журнала "Федеральная Белгородчина";
- выпуск приложения к газете "Белгородские известия" - "Официальной строкой".
- создание Ассоциации пресс-служб области;
- оказание помощи журналистским объединениям и организациям в подготовке и проведении творческих конкурсов, пресс-туров, "круглых столов", научно-практических конференций и стажировок, фестивалей и балов прессы;
- создание кадрового резерва средств массовой информации, организация переподготовки и повышения квалификации журналистских кадров;
- формирование собственной сети распространения печатных средств массовой информации с организацией региональных пунктов их печати;
- создание электронных версий всех печатных изданий области;
- содействие развитию сети Интернет-кафе;
- создание областного Дома журналистов и содействие работе областного Пресс-клуба;
- создание продакшн-студии на базе ТРК "Мир Белогорья";
- внедрение системы выдачи грантов СМИ на выполнение социального заказа.
Этапы реализации Программы
Реализация основных идей и практических мероприятий по развитию информационного пространства Белгородской области означает активное продвижение региона в информационное общество России. Это движение невозможно ограничить временными рамками, однако для обеспечения управляемости процесса и контроля достигнутых результатов необходимо выделить три основных этапа реализации Программы:
Первый этап: 2006 год. Формирование инфраструктуры управления Программой и получение первых ощутимых результатов по каждому из направлений.
Второй этап: 2007 год. Основной этап реализации, в ходе которого завершается создание всех структур, при необходимости вносятся изменения в нормативные акты и корректируется деятельность всех участников информационно-коммуникационного процесса, происходит оценка достигнутых промежуточных результатов.
Третий этап: 2008 год и последующие годы. Придание информационно-коммуникационному процессу устойчивости развития. Реализация дополнительных мер, выработанных на первом и втором этапах Программы. Практическое овладение населением информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и новейшими информационными технологиями в различных видах деятельности. Достижение современного уровня информационной безопасности и обеспечение статуса Белгородской области как полноценного участника российского информационного сообщества.
Ожидаемые результаты
Критериями оценки эффективности реализации Программы можно считать следующие:
- социальный;
- политический;
- духовный (социально-нравственный);
- образовательный;
- геополитический.
Социальный критерий. Развитие информационного пространства Белгородской области обеспечит доступ к информационным ресурсам максимального количества граждан и даст им возможность качественно и своевременно решать свои проблемы, оперативно получать информацию, необходимую для защиты своих интересов, развития своего бизнеса, организации досуга и т.д.
Критерии оценки:
- плотность печатных СМИ в разрезе территорий;
- доступность и разнообразие электронных СМИ в разрезе территорий;
- доступ к сети Интернет в разрезе территорий.
Индикаторы:
- количество изданий, распространяемых по подписке и в розницу, в расчете на душу населения;
- охват вещания областных телерадиокомпаний;
- количество телевизионных и радиоканалов в разрезе территорий;
- продолжительность теле- и радиовещания областных и районных телерадиокомпаний;
- количество и продолжительность информационных программ;
- уровень компьютеризации в разрезе территорий;
- количество Интернет-кафе в разрезе территорий;
- количество подключенных к сети Интернет школ и библиотек в разрезе территорий.
Политический критерий. Регулярное информирование населения органами государственной власти и управления о политической, социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п. Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных СМИ, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением.
Критерии оценки:
- уровень доверия населения к информации, распространяемой СМИ;
- уровень представленности общественно-политических объединений в СМИ.
Индикаторы:
- соотношение читательских и зрительских предпочтений: федеральные, межрегиональные, региональные, местные СМИ;
- количество специализированных изданий общественно-политических объединений;
- количество эфирного времени и печатных площадей, отводимых под освещение деятельности общественно-политических объединений.
Духовный (социально-нравственный) критерий. Разработка и осуществление современных форм и методов работы со СМИ как одна из главных задач информационной политики позволит содействовать развитию и формированию, распространению духовных ценностей, отвечающих интересам и культурно-историческим традициям населения Белгородской области.
Критерии оценки:
- уровень освещения в СМИ вопросов духовно-нравственного воспитания;
- непрерывность диалога на тему духовности, нравственности, патриотизма.
Индикаторы:
- количество и тираж специализированных изданий;
- количество специализированных телевизионных передач;
- количество эфирного времени и печатных площадей, отводимых под освещение вопросов духовно-нравственного воспитания.
Образовательный критерий. Реализация Программы сделает образование более доступным для всех категорий населения, улучшит качество оказываемых образовательных услуг.
Критерии оценки:
- уровень доступности образовательных услуг;
- степень осведомленности населения об оказываемых в области образовательных услугах.
Индикаторы:
- количество пользователей сети Интернет;
- количество и тираж специализированных изданий;
- количество специализированных телевизионных передач;
- количество эфирного времени и печатных площадей, отводимых под освещение вопросов образования.
Геополитический критерий. Будет обеспечено сохранение и повышение авторитета области как одного из субъектов Российской Федерации, успешно реализующего стратегию устойчивого развития.
Критерии оценки:
- соотношение позитивных, нейтральных и критических материалов в федеральных и межрегиональных СМИ;
- уровень информационной безопасности.
Индикаторы:
- количество позитивных, нейтральных и критических материалов в федеральных и межрегиональных СМИ;
- количество корпунктов федеральных СМИ в области;
- количество зарегистрированных, но не издаваемых в области СМИ;
- наличие и количество (объем) или отсутствие материалов деструктивного характера.
Механизм управления Программой
Механизм управления Программой включает в себя следующие блоки.
Институциональный блок:
- организация деятельности субъектов Программы;
- координация деятельности субъектов для достижения программных целей;
- корректировка Программы;
- определение координатора Программы (информационно-аналитическое управление аппарата губернатора области).
Нормативно-правовой блок:
- предполагает принятие нормативных правовых документов, регламентирующих процесс реализации Программы:
- постановление правительства области "О программе развития информационного пространства области";
- закон Белгородской области "О программе развития информационного пространства области".
Ресурсный блок:
- ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые), обеспечивающие реализацию предусмотренных Программой мероприятий;
- ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые), обеспечивающие реализацию в области федеральных программ и областных программ, направленных на развитие информационного пространства области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.