Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Правоотношения, регулируемые настоящим Положением
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", Уставом городского округа "Город Белгород" регулирует бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета городского округа "Город Белгород" (далее - бюджет городского округа) и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом городского округа "Город Белгород".
Статья 2. Правовые основы осуществления бюджетных правоотношений в городском округе "Город Белгород"
Бюджетные правоотношения в городском округе "Город Белгород" (далее - город Белгород) осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджетного законодательства Белгородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Белгорода и настоящим Положением.
Статья 3. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении
В целях настоящего Положения применяются следующие понятия и термины:
бюджет городского округа - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств города Белгорода ;
расходные обязательства города Белгорода - обусловленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города по вопросам местного значения, по вопросам осуществления органами местного самоуправления города отдельных государственных полномочий (делегированных полномочий), а также заключенными городом Белгородом или от имени города Белгорода договорами (соглашениями) по вопросам местного значения обязанности города Белгорода предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления средства бюджета городского округа;
реестр расходных обязательств города Белгорода - свод (перечень) нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Белгорода, принятых по вопросам местного значения, по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (делегированных полномочий) и заключенных органами местного самоуправления города Белгорода договоров (соглашений) по вопросам местного значения, предусматривающих возникновение расходных обязательств города Белгорода, подлежащих исполнению за счет собственных средств бюджета городского округа и в части делегированных полномочий за счет субвенций из регионального фонда компенсаций;
действующие обязательства города Белгорода - расходные обязательства города Белгорода, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления, включенные в реестр расходных обязательств городского округа и подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств бюджета городского округа и в части делегированных полномочий - за счет субвенций из регионального фонда компенсаций;
бюджет действующих обязательств - объем ассигнований, необходимый для исполнения действующих обязательств города Белгорода в предстоящие три года;
принимаемые обязательства города Белгорода - обязательства, в отношении которых на этапе составления бюджета и/или разработки перспективного финансового плана в установленном порядке принято решение о финансировании за счет бюджета принимаемых обязательств, и которым планируется присвоить статус расходных обязательств путем принятия нормативных правовых актов городом Белгородом, заключения городом Белгородом или от имени города Белгорода договоров (соглашений);
бюджет принимаемых обязательств - объем ассигнований, необходимый для исполнения принимаемых обязательств городом Белгородом в предстоящие три года, который рассчитывается как сумма планируемых доходов и сальдо источников финансирования дефицита бюджета, уменьшенная на планируемые объемы бюджета действующих обязательств и резервного фонда города Белгорода на предстоящие три года;
муниципальная целевая программа - утвержденный Советом депутатов города Белгорода (далее - Совет депутатов) комплекс взаимоувязанных мероприятий межотраслевого характера, обеспечивающих эффективное решение системных задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития города Белгорода;
администратор поступлений в бюджет городского округа - территориальный орган государственной власти и орган администрации города Белгорода, муниципальное учреждение осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, начисление, учет и взыскание пеней и штрафов по ним, принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов;
администратор источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - орган администрации города Белгорода, имеющий право в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом города Белгорода осуществлять муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в муниципальной собственности;
главный распорядитель бюджетных средств - орган местного самоуправления города Белгорода, имеющий право распределять средства бюджета городского округа по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов бюджета городского округа;
распорядитель бюджетных средств - орган местного самоуправления города Белгорода, имеющий право распределять средства бюджета городского округа по подведомственным получателям бюджетных средств;
получатель бюджетных средств - муниципальное бюджетное учреждение, иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств из бюджета городского округа в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год;
Статья 4. Особенности применения бюджетной классификации Российской Федерации в городе Белгороде
4.1. В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджета городского округа с бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации при составлении, исполнении бюджета, формировании отчетности о его исполнении применяется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законом.
4.2. Совет депутатов в части классификации доходов вправе:
- закреплять источники доходов бюджета городского округа за администраторами поступлений в бюджет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- производить дальнейшую детализацию доходов бюджетной классификации Российской Федерации с применением кодов программ (подпрограмм), за исключением доходов по которым контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием пеней и штрафов и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет пеней и штрафов возложены на органы власти других уровней.
При формировании, утверждении и исполнении бюджета городского округа должна обеспечиваться преемственность кодов администраторов поступлений в бюджет по доходам в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.
4.3. Совет депутатов в части классификации расходов:
- утверждает решением о бюджете городского округа на соответствующий год перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджета, обеспечивая идентичность построения функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, а также преемственность кодов целевых статей и видов расходов, применяемых при формировании федерального бюджета, для аналогичных расходов, осуществляемых за счет средств бюджета городского округа;
- вправе при составлении указанных перечней целевых статей и видов расходов дополнять перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденные Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации";
- утверждает решением о бюджете на соответствующий год перечень главных распорядителей средств бюджета городского округа;
- утверждает решением о бюджете на соответствующий год расходы бюджета городского округа по главным распорядителям, распорядителям, получателям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета.
4.4. Совет депутатов в части классификации источников финансирования дефицита бюджета вправе производить дальнейшую детализацию классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации с применением кодов программ (подпрограмм), обеспечивая преемственность кодов администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета по источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Статья 5. Основные этапы бюджетного процесса в городе Белгороде
Бюджетный процесс в городе Белгороде включает следующие этапы:
- составление проекта бюджета городского округа;
- рассмотрение и утверждение бюджета городского округа;
- исполнение бюджета городского округа;
- осуществление муниципального финансового контроля.
Статья 6. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса в городе Белгороде являются:
- Совет депутатов города Белгорода (далее - Совет депутатов);
- Глава городского округа "Город Белгород" - председатель Совета депутатов (далее - глава городского округа);
- Глава администрации города Белгорода (далее - глава администрации города);
- Администрация города Белгорода (далее - администрация города);
- Управление финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода (далее - управление финансов);
- счетная палата Совета депутатов города Белгорода (далее - счетная палата);
- главные распорядители бюджетных средств;
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- иные органы, на которые бюджетным законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса в городе Белгороде.
Статья 7. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
7.1. Совет депутатов:
- утверждает Положение о бюджетном процессе в городе Белгороде;
- рассматривает и утверждает бюджет городского округа и отчет о его исполнении;
- организует осуществление последующего контроля за исполнением бюджета городского округа;
- формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета городского округа, утверждает порядок формирования счетной палаты;
- устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- устанавливает налоговые льготы по местным налогам, основания и порядок их применения;
- принимает планы и программы социально-экономического развития города Белгорода;
- определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе порядок и условия его приватизации, порядок направления в бюджет городского округа доходов от его использования;
- устанавливает порядок ведения и состав информации, вносимой в муниципальную долговую книгу;
- устанавливает порядок осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий;
- утверждает условия получения органами местного самоуправления кредитов, принятие иных бюджетных обязательств независимо от их размеров;
- принимает решение о выпуске муниципальных займов и лотерей;
- осуществляет порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов из бюджета городского округа;
- принимает решение о получении органами местного самоуправления города займов и кредитов, выдаче муниципальных гарантий;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа и настоящим Положением.
Совет депутатов имеет право на:
- получение от органов администрации города сопроводительных материалов в ходе рассмотрения и утверждения проекта бюджета города Белгорода;
- получение от управления финансов оперативной информации об исполнении бюджета городского округа;
- утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета городского округа;
7.2. Глава администрации города:
- вносит на рассмотрение Совета депутатов проект бюджета городского округа с необходимыми документами и материалами, изменения и уточнения, а также отчет об исполнении бюджета;
- вносит в Совет депутатов предложения по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;
- принимает решение о назначении публичных слушаний по проекту бюджета городского округа и отчету о его исполнении;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа и настоящим Положением.
7.3. Администрация города Белгорода:
- организует составление программы социально-экономического развития города Белгорода, перспективного финансового плана, проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год;
- обеспечивает исполнение бюджета городского округа;
- осуществляет подготовку и проведение публичных слушаний по проекту бюджета городского округа и отчету о его исполнении;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа и настоящим Положением.
7.4. Управление финансов:
- составляет проект бюджета городского округа;
- составляет и ведет сводную бюджетную роспись;
- организует исполнение и исполняет бюджет городского округа;
- осуществляет методологическое руководство в области составления проекта бюджета городского округа и исполнения бюджета городского округа;
- составляет отчетность об исполнении бюджета городского округа;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета городского округа, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств;
- разрабатывает программу муниципальных заимствований;
- на основании предоставленных администрацией города полномочий управляет муниципальным долгом в порядке, установленном Советом депутатов;
- в качестве администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и на основании предоставленных администрацией города полномочий осуществляет муниципальные внутренние заимствования, заключает кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставляет от имени города Белгорода муниципальные гарантии;
- ведет муниципальную долговую книгу, в том числе ведет учет выдачи муниципальных гарантий, исполнения получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному муниципальной гарантией и осуществления платежей за счет средств бюджета городского округа по выданным муниципальным гарантиям;
- представляет сторону города Белгорода в договорах о предоставлении средств бюджета городского округа на возвратной основе, бюджетных инвестиций;
- осуществляет ведение реестра предоставления бюджетных средств на возвратной основе в разрезе их получателей;
- осуществляет проверки финансового состояния получателей бюджетных средств на возвратной основе, получателей муниципальных гарантий, получателей бюджетных инвестиций;
- согласует решения налоговых органов об изменении сроков уплаты налогов (подлежащих зачислению в бюджет городского округа) в форме отсрочки, рассрочки;
- взыскивает в бесспорном порядке суммы просроченной задолженности по бюджетным средствам, выданным на возвратной основе, не уплаченные в срок проценты за пользование бюджетными средствами, а также пени за несвоевременный возврат бюджетных средств;
- взыскивает бюджетные средства, использованные не по целевому назначению;
- на основании предоставленных администрацией города полномочий исполняет бюджетные полномочия главного распорядителя средств бюджета городского округа;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
7.5. Счетная палата:
- проводит экспертизу проекта бюджета городского округа и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проводит экспертизу муниципальных целевых программ;
- осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проектов бюджета городского округа и отчетов о его исполнении;
- осуществляет проверку отчета об исполнении бюджета городского округа;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Положением о счетной палате.
7.6. Главный распорядитель бюджетных средств:
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
- на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением управления финансов;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, своевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе, предоставлением отчетности, выполнением заданий по предоставлению муниципальных услуг;
- готовит и представляет управлению финансов сводный отчет об исполнении бюджета городского округа по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг;
- выступает в суде от имени казны города Белгорода:
а) по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности;
б) по искам о взыскании задолженности подведомственных предприятий и бюджетных учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности;
в) по искам о взыскании убытков, причиненных неисполнением предусмотренных решением о бюджете на соответствующий финансовый год, бюджетных обязательств, если полномочия по исполнению данных бюджетных обязательств не возложены на нижестоящего распорядителя или получателя бюджетных средств;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
7.7. Распорядитель бюджетных средств:
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в управление финансов;
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
7.8. Получатель бюджетных средств:
- своевременно подает заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
- обеспечивает эффективное использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
- обязан своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, полученные на возвратной основе, и вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
- обязан своевременно представлять отчеты и иные сведения об использовании бюджетных средств.
7.9. Администратор поступлений в бюджет городского округа:
- осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет;
- начисляет, учитывает и взыскивает пени и штрафы по платежам в бюджет;
- принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.
Статья 8. Доходы бюджета городского округа
Доходы бюджета городского округа формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Белгородской области о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Совета депутатов о налогах и сборах.
Статья 9. Расходы бюджета городского округа
9.1. Из бюджета городского округа в очередном финансовом году финансируются:
- за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета городского округа расходные обязательства города, исполнение которых в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, заключенными городом Белгородом или от имени города Белгорода договорами (соглашениями) по вопросам местного значения, должно осуществляться в очередном финансовом году;
- за счет субвенций из регионального фонда компенсаций - расходные обязательства, связанные с наделением органов местного самоуправления города отдельными государственными полномочиями.
9.2. Органы местного самоуправления города не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Белгородской области, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами Белгородской области.
Статья 10. Резервный фонд
В расходной части бюджета городского округа создается резервный фонд администрации города в размере, утвержденном решением о бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок расходования средств резервного фонда утверждается главой администрации города.
Администрация города ежеквартально информирует Совет депутатов о расходовании средств резервного фонда.
Статья 11. Целевой бюджетный фонд
В составе бюджета городского округа за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений может быть образован целевой бюджетный фонд, используемый по отдельной смете.
Порядок расходования средств целевого бюджетного фонда утверждается Советом депутатов.
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Статья 12. Муниципальные внутренние заимствования и муниципальный долг
12.1. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств города Белгорода.
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
12.2. Долговые обязательства города Белгорода могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров;
- займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- договоров и соглашений о получении городом Белгородом бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства города Белгорода не могут существовать в иных формах.
12.3. Органы местного самоуправления города используют все полномочия по формированию доходов бюджета городского округа для погашения своих долговых обязательств и обслуживания муниципального долга.
12.4. Муниципальные внутренние заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства города Белгорода как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
12.5. Муниципальная гарантия представляет собой способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого город Белгород дает письменное обязательство отвечать за исполнение получателем гарантии обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
12.6. От имени города Белгорода право осуществления муниципальных внутренних заимствований, выдачи муниципальных гарантий, управления муниципальным долгом на основании полномочий, предоставленных администрацией города, осуществляет Управление финансов.
12.7. Порядок предоставления муниципальных гарантий, осуществления муниципальных внутренних заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом, утверждается решением Совета депутатов.
12.8. Управление муниципальным долгом осуществляется исходя из необходимости соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации:
- дефицит бюджета, утвержденный в решении о бюджете и отраженный в отчете об исполнении бюджета городского округа, не должен превышать 10 процентов объема доходов бюджета городского округа без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;
- в случае утверждения решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета городского округа может превышать данное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества;
- предельный размер муниципального долга, установленный в решении о бюджете, не должен превышать объем доходов бюджета городского округа без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, установленный в решении о бюджете, не должен превышать 15 процентов расходов бюджета городского округа.
Осуществление муниципальных внутренних заимствований (за исключением принятия долговых обязательств в целях реструктуризации и погашения муниципального долга) не может производиться в случае нарушения указанных ограничений в ходе исполнения бюджета городского округа.
Совет депутатов на этапе принятия решения о бюджете и управление финансов на этапе составления и исполнения бюджета городского округа, а также в ходе управления муниципальным долгом обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение указанных ограничений.
12.9. Управление финансов ведет муниципальную долговую книгу городского округа "Город Белгород", куда вносятся сведения:
- о дате возникновения муниципальных долговых обязательств;
- об объеме муниципальных долговых обязательств;
- о формах обеспечения исполнения обязательств;
- об исполнении долговых обязательств полностью или частично;
- об исполнении получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному гарантией;
- об осуществлении платежей за счет средств бюджета городского округа по выданным муниципальным гарантиям;
- иные сведения, предусмотренные порядком ведения муниципальной долговой книги.
Порядок ведения муниципальной долговой книги утверждается Советом депутатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.