В целях формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение качества жизни населения области на основе дальнейшего динамичного и устойчивого развития и укрепления региональной государственной системы защиты прав потребителей, правительство области постановляет:
1. Утвердить региональную комплексную программу по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы (далее - Программа, прилагается).
2. Определить координатором Программы управление потребительского рынка, ресурсов и услуг департамента экономического развития области (Бородаенко В.И.).
3. Департаментам строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (Калашникову Н.В.), социальной политики (Худаеву Д.В.) области обеспечить своевременное представление в департамент финансов и бюджетной политики области необходимых расчетов (смет) затрат по выполнению мероприятий Программы при разработке проекта областного бюджета на 2007 год и последующие годы.
4. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при разработке проекта областного бюджета на 2007 год и последующие годы предусмотреть выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в области:
рассмотреть вопрос о мерах, необходимых для участия в осуществлении мероприятий данной Программы;
при разработке муниципальных программ по защите прав потребителей руководствоваться основными положениями Программы.
6. Соответствующим структурным подразделениям органов исполнительной власти, области и государственным органам области, предложить территориальным органам федеральных органов власти, органам местного самоуправления муниципальных образований в области, участвующим в реализации Программы, ежегодно до 1 февраля и 1 августа информировать координатора Программы о ходе ее исполнения.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента экономического развития области - заместителя председателя правительства области В.Ф. Зотова.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта.
Губернатор |
Е. Савченко |
Региональная комплексная программа
по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы
(утв. постановлением правительства области от 19 января 2006 г. N 4-пп)
1. Обоснования необходимости разработки
программных мероприятий по защите прав потребителей
Практическая реализация Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", вступившего в силу в апреле 1992 года, показала его действенность в части формирования государственной политики и обеспечения прав и законных интересов потребителей.
В Белгородской области работа по реализации государственной политики по защите потребительских прав и интересов граждан и созданию региональной системы проходила поэтапно.
На первом этапе администрацией области были приняты меры по созданию соответствующих служб как в структуре исполнительной власти области, так и на муниципальном уровне, развитию и поддержке общественного движения потребителей.
В 1994 году была разработана и утверждена главой администрации области первая региональная программа по защите прав потребителей на 1995 - 2000 годы. В последующий период и до настоящего времени деятельность в сфере защиты прав потребителей на территории области осуществляется в соответствии с региональной комплексной программой по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001 - 2005 годы.
Работа по реализации программных мероприятий по защите прав потребителей стала составляющим условием достижения долгосрочных целей, содержащихся в Программе улучшения качества жизни населения Белгородской области.
С целью создания благоприятных условий для населения был разработан и утвержден ряд организационно-распорядительных документов, обеспечивающих дополнительную защиту прав граждан-потребителей. Среди них постановления о дальнейшем повышении уровня бытового обслуживания населения; о предотвращении реализации лекарственных медико-профилактических средств, являющихся подделками или незаконными копиями; об организации производства экологически чистой продукции и полном недопущении использования генетически модифицированных источников на территории области и другие.
Другим стратегическим направлением является работа по обеспечению контроля и надзора за безопасностью продукции и услуг, а также предотвращению поступления на территорию области некачественных и опасных товаров.
Важным этапом в укреплении региональной системы защиты прав потребителей стало создание в 1999 году Межведомственного координационного совета по защите прав потребителей Белгородской области.
Приоритетное место в вопросах обеспечения и защиты потребительских прав жителей области занимает внедрение и развитие потребительского образования.
За прошедшие годы была налажена работа по обучению предпринимателей путем проведения областных семинаров и научно-практических конференций. Внедрено изучение основ потребительских знаний в систему основного и дополнительного образования молодежи. Прочно вошла в практику областная акция "Потребительские знания - в каждую семью!", организуемая в рамках празднования Всемирного дня потребителя. Традиционным стало сотрудничество со средствами массовой информации.
Для обеспечения действенности государственной потребительской политики организовывались и проводились конкурсы профессионального мастерства среди продавцов, поваров, кондитеров, парикмахеров, а также областной смотр рынков.
Ежегодно в органы власти Белгородской области обращается более пяти тысяч потребителей по поводу нарушения потребительских прав.
Накопленный практический и юридический опыт позволяет специалистам по защите прав потребителей 97 процентов всех конфликтных ситуаций с продавцами и исполнителями услуг разрешать в досудебном порядке в пользу потребителя и возмещать понесенный материальный ущерб в полном объеме. Как правило, в течение года в семейные бюджеты потребителей в целом по области возвращается около 3,0 млн. рублей.
За последние три года отмечен рост более чем на 30 процентов устных обращений потребителей консультационного характера в целях самостоятельного урегулирования спорных ситуаций. За устными консультациями в органы власти ежегодно обращаются порядка 3 - 3,5 тысячи человек.
Главный итог всей проводимой работы заключается в том, что, благодаря принимаемым мерам, в области сложилась и действует государственная система защиты прав потребителей, а жители области заняли прочное положение на потребительском рынке и получили реальную возможность отстаивать свои потребительские права.
Анализируя состояние регионального потребительского рынка за последнее время, следует отметить его стабильность и активное развитие.
В первом полугодии 2005 года оборот розничной торговли области составил 21 млрд. рублей и превысил уровень аналогичного периода прошлого года на 18 процентов. Оборот общественного питания составил 744,1 млн. рублей и превысил в сопоставимых ценах уровень прошлого года на 3 процента. В расчете на душу населения с начала года продано товаров в области на 13,9 тыс. рублей, оказано услуг общественного питания на 492 рубля.
Заметно совершенствуется организация торговых процессов. Стараясь привлечь покупателей, торговые предприятия активно применяют различные системы дисконтных карт, предоставляют кредиты и дополнительные услуги, используют новые направления, в том числе и за счет появления на потребительском рынке новых предложений (электронная торговля, телевизионная продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы).
Существенным разнообразием в последнее время стал отличаться и рынок платных услуг, предоставляемых жителям области. В этом секторе потребительского рынка также появились новые характерные для рыночной экономики виды услуг. К их числу следует отнести аудиторские, риэлтерские, рекламные, консалтинговые, лизинговые, оценочные услуги.
За январь - июнь 2005 года населению области оказано платных услуг на 6338 млн. рублей, что на 5,3 процента больше, чем в аналогичном периоде 2004 года. На душу населения платных услуг в первом полугодии текущего года оказано на 4193 рубля, в том числе бытовых услуг на 582 рубля.
Позитивные тенденции в экономике, происходящие в последние годы, значительно способствуют изменению номенклатуры потребительского рынка, а значит выдвигают качественно новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей и требуют новых организационных подходов.
С расширением спектра вопросов, возникающих в различных сферах потребительского рынка, актуальным становится вопрос об организации обучения и повышения квалификации специалистов по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Требуются новые подходы к просвещению граждан и обучению молодежи.
Не в полную меру реализованы полномочия и задействован потенциал общественных объединений потребителей.
Решение этих задач требует комплексного и целенаправленного подхода. Необходима целостная долгосрочная программа мер экономического, организационного и правового характера, направленная на охрану прав и законных интересов потребителя на региональном уровне с учетом местных условий.
Разработанный комплекс программных мероприятий позволит определить основные этапы дальнейшего развития и укрепления региональной государственной системы защиты прав потребителей, установит механизм реализации и конечные цели и задачи в этой сфере на предстоящее пятилетие с учетом местных условий.
Опираясь на наработанный потенциал, региональная комплексная программа по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей и соблюдение конституционных прав и свобод граждан - потребителей.
Реализация прилагаемых мероприятий Программы усилит социально-экономический эффект, достигнутый в предыдущем периоде, и в конечном итоге поднимет качество жизни жителей области на более высокий уровень.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями и задачами Программы являются:
дальнейшее укрепление и совершенствование региональной системы защиты прав потребителей;
развитие потребительского рынка товаров и услуг;
предотвращение поступления на потребительский рынок некачественных и опасных для жизни и здоровья потребителей товаров (работ, услуг);
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, изготовителей, исполнителей;
создание необходимых условий для обеспечения возможности гражданам реализовывать свои права на охрану жизни и здоровья, защиту экономических интересов, возмещение причиненного ущерба, информацию и просвещение, государственную и общественную защиту.
Для достижения этих целей необходимо решение комплекса взаимосвязанных между собой задач, в том числе:
совершенствование правовой защиты потребителей;
координация действий и мероприятий органов исполнительной власти области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения контроля качества, в том числе безопасности товаров (работ, услуг);
создание условий и организация повышения квалификации специалистов, занятых в сфере защиты прав потребителей;
поддержка добросовестного бизнеса в сфере потребительского рынка;
организация просвещения и обучения населения основам потребительских знаний и культуре потребительского поведения.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия систематизированы по следующим направлениям:
1. Совершенствование и развитие нормативной региональной правовой базы, затрагивающей защиту прав потребителей и обеспечивающей дополнительную защиту прав и интересов граждан-потребителей.
2. Укрепление региональной системы защиты прав потребителей.
3. Меры по развитию регионального потребительского рынка и профилактике правонарушений в различных сферах потребительского рынка
4. Меры воздействия на состояние потребительского рынка товаров и услуг правоохранительного характера.
5. Организация и развитие единой информационно-просветительской системы защиты прав потребителей, правового обучения и пропаганды знаний в сфере потребительского образования.
6. Создание необходимых условий для реализации права потребителей на здоровую окружающую среду.
7. Организация повышения квалификации сотрудников, занятых в сфере потребительского рынка, и организация обмена опытом.
4. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Финансирование большинства мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, планируется осуществлять за счет денежных средств, выделяемых соответствующим органам исполнительной власти области и их структурным подразделениям для выполнения своих прямых обязанностей, связанных с функциями защиты прав потребителей.
Реализация мероприятий Программы в части относящихся к участию в их осуществлении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области также не предусматривает дополнительного привлечения средств федерального и местных бюджетов, поскольку их выполнение входит в прямые полномочия этих органов.
Ответственность за объективность расчетов затрат и разработку порядка их возмещения (при необходимости) несут исполнители и участники Программы.
Паспорт
региональной комплексной программы по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы
Наименование Программы: Региональная комплексная программа по защите
прав потребителей в Белгородской области на
2006 - 2010 годы
Основание для разработки Распоряжение губернатора области от 2 марта
Программы: 2005 года N 130-р "О разработке региональной
комплексной программы по защите прав
потребителей в Белгородской области на
2006 - 2010 годы"
Заказчик Программы: правительство области
Разработчики программы: Рабочая группа, образованная на основании
распоряжения губернатора области от 2 марта
2005 года N 130-р "О разработке региональной
комплексной программы по защите прав
потребителей в Белгородской области на
2006 - 2010 годы"
Сроки и этапы реализации Программа рассчитана на реализацию
Программы: в течение 5 лет.
Начало выполнения - 1 января 2006 года,
окончание 31 декабря 2010 года
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит повысить
результаты реализации результативность региональной
Программы: государственной политики по защите прав
потребителей, усилить взаимодействие
органов исполнительной власти области,
Территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления и общественных
объединений потребителей, повысить
социальную защищенность населения,
обеспечить социально-экономический эффект
в регионе
Исполнители и участники Исполнители:
мероприятий Программы: правительство области,
департамент экономического развития области,
департамент строительства, транспорта и
жилищно-коммунального хозяйства области,
департамент социальной политики области,
управление потребительского рынка, ресурсов
и услуг департамента экономического развития
области,
управление здравоохранения области,
управление социальной защиты населения
области,
управление образования и науки области,
управление жилищно-коммунального хозяйства
области,
управление ветеринарии при правительстве
области,
управление информационных социальных
технологий и лицензирования аппарата
губернатора области,
Региональная энергетическая комиссия
области,
Участники:
Органы местного самоуправления в области,
территориальное управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по
Белгородской области,
ФГУ "Белгородский центр стандартизации,
метрологии и сертификации",
государственная жилищная инспекция
Белгородской области, управление Федеральной
службы по надзору в сфере связи
по Белгородской области,
управление государственного автодорожного
надзора по Белгородской области,
управление внутренних дел Белгородской
области,
Белгородская таможня,
ГУ "Белгородское качество",
Белгородский территориальный фонд
обязательного медицинского страхования,
ГУ "Управление автомобильных дорог общего
пользования и транспорта Белгородской
области",
Белгородская государственная универсальная
научная библиотека,
общественные объединения потребителей
Контроль исполнения Контроль исполнения Программы и
Программы: координация мероприятий Программы
осуществляется правительством области в лице
координатора Программы.
Соответствующие структурные подразделения
органов исполнительной власти области,
хозяйствующие субъекты, указанные в графе
"Основные исполнители и участники",
являются ответственными за своевременное и
полное выполнение соответствующих
мероприятий и представляют руководителю
Программы ежегодно до 1 февраля и 1 августа
информацию о ходе ее исполнения. В процессе
выполнения Программы отдельные ее положения
и финансовые затраты по согласованию
с губернатором области могут уточняться
и дополняться в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 19 января 2006 г. N 4-пп "О региональной комплексной программе по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы"
Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области", N 83, март 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 6 сентября 2006 г. N 184-пп