Распоряжение Губернатора Белгородской области
от 24 июля 2006 г. N 584-р
"О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих Белгородской области"
Распоряжением Губернатора Белгородской области от 26 октября 2012 г. N 721-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 5 закона Белгородской области от 30 марта 2005 года N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области", в целях совершенствования работы по подбору и расстановке кадров, а также обеспечения высокого профессионального уровня государственных гражданских служащих Белгородской области:
1. Утвердить положение о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для обеспечения исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти области, государственных органах области (прилагается).
2. Руководителям органов исполнительной власти области, государственных органов области утвердить в месячный срок квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по предметной области деятельности государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области, государственных органов области с учетом их задач и функций.
3. Управлению государственной службы и кадров аппарата губернатора области (Ильина Е.С.) разработать механизм и методику оценки квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих органов исполнительной власти области, государственных органов области.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н. Полухина.
Губернатор |
Е. Савченко |
Положение
о квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для обеспечения исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти области, государственных органах области
(утв. распоряжением Губернатора Белгородской области
от 24 июля 2006 г. N 584-р)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти области, государственных органах области (далее - гражданские служащие).
1.2. Квалификационные требования к профессиональным знаниям к навыкам устанавливаются в зависимости от категорий и групп должностей государственной гражданской службы Белгородской области (далее - гражданская служба) в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Белгородской области.
1.3. Под квалификационными требованиями понимается система требований к профессиональным знаниям и навыкам, которым должен соответствовать гражданский служащий, замещающий должность государственной гражданской службы Белгородской области (далее - должность гражданской службы).
2. Общие квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих
2.1. Общими квалификационными требованиями к профессиональным знаниям гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы всех категорий и групп должностей, являются:
- знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Белгородской области, законов Белгородской области и иных нормативных правовых актов Белгородской области, соответствующих направлениям деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области и их структурных подразделений применительно к исполнению должностных обязанностей;
- знание федерального и областного законодательства о государственной гражданской службе;
- знание основ государственного и муниципального управления;
- знание нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность.
Специальные профессиональные знания подтверждаются документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области и их структурных подразделений. В случае, если специальные профессиональные знания, подтвержденные документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании, не соответствуют направлениям деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области, учитывается документ государственного образца о профессиональной переподготовке по соответствующим направлениям деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области и их структурных подразделений.
2.2. Общими квалификационными требованиями к профессиональным навыкам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы всех категорий и групп должностей, являются:
- навыки владения современными средствами, методами и технологией работы с информацией;
- навыки работы с документами (составление, оформление, анализ, ведение и хранение документации и иные практические навыки работы с документами);
- навыки саморазвития и организации личного труда;
- навыки планирования рабочего времени;
3. Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих в органах исполнительной власти области, государственных органах области
3.1. Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители":
3.1.1. Высшая группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
1. Профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области и их структурных подразделений. 2. Знание основ права, экономики, социально-политических аспектов развития общества. 3. Знание основ управления персоналом |
Навыки целеполагания, стратегического планирования, прогнозирования, координирования, организации совместной деятельности, аналитической работы, системного подхода в решении задач, принятия управленческого решения, осуществления контроля, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, устного и письменного представления информации, проведения совещаний, разрешения конфликтов, владение приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных, формирования эффективного взаимодействия в коллективе, делегирования полномочий подчиненным, умение ставить перед подчиненными достижимые задачи, навыки оценки квалификации, развития сотрудников, оптимального использования потенциальных возможностей персонала, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.1.2. Главная группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
1. Профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим направлениям деятельности органов исполнительной власти области, государственных органов области и их структурных подразделений. 2. Знание основ права, экономики, социально-политических аспектов развития общества. 3. Знание основ управления персоналом |
Навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, координирования, организации совместной деятельности, аналитической работы, системного подхода в решении задач, принятия управленческого решения, осуществления контроля, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, нормотворческой деятельности, устного и письменного представления информации, проведения совещаний, разрешения конфликтов, владение приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных, формирования эффективного взаимодействия в коллективе, делегирования полномочий подчиненным, умение ставить перед подчиненными достижимые задачи, навыки оценки квалификации, развития сотрудников, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.2. Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)".
3.2.1. Высшая и главная группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
Помощник: 1. Профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по направлениям подготовки (специальностям), в соответствии с установленными должностными обязанностями. 2. Знание основ организации документооборота и работы со служебной информацией, документационного обеспечения управления |
Помощник: Навыки планирования рабочего времени руководителя, организации труда руководителя, организации проведения мероприятий, аналитической работы, систематизации и подготовки документов, нормотворческой деятельности, осуществления контроля, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей. |
Советник: Профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по иным направлениям подготовки (специальностям), в соответствии с установленными должностными обязанностями |
Советник: Навыки аналитической, экспертной работы, нормотворческой деятельности, разработки предложений для последующего принятия управленческого решения, подготовки текстов статей, выступлений, докладов, интервью, ведения деловых переговоров, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.2.2. Ведущая группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
1. Профессиональные знания по направлениям подготовки (специальностям), в соответствии с установленными должностными обязанностями. 2. Знание основ документоведения и документационного обеспечения управления |
Навыки планирования рабочего времени руководителя, организации труда руководителя, организации проведения мероприятий, систематизации документов, осуществления контроля, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.3. Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "специалисты".
3.3.1. Высшая, главная и ведущая группы должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
1. Профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по направлениям подготовки (специальностям), в соответствии с установленными должностными обязанностями. 2. Знание основ управления персоналом |
Навыки применения специальных знаний предметной области деятельности, нормотворческой деятельности, аналитической работы, системного подхода в решении задач, подготовки и реализации управленческого решения, планирования, организации работы коллектива, совместной деятельности, проведения совещаний, осуществления контроля, ведения деловых переговоров, разрешения конфликтов, подготовки делового письма, консультирования, подготовки профессиональных заключений, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.3.2. Старшая группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
Профессиональные знания по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с установленными должностными обязанностями |
Навыки применения специальных знаний предметной области деятельности, систематизации и подготовки информационного материала, подготовки делового письма, системного подхода в решении задач, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.4. Квалификационные требования к специальным профессиональным знаниям и навыкам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты".
3.4.1. Ведущая группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
1. Профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по направлениям подготовки (специальностям), в соответствии с установленными должностными обязанностями |
Навыки применения специальных знаний предметной области деятельности, нормотворческой деятельности, систематизации и подготовки аналитического, информационного материала, делового письма, системного подхода в решении задач, совместной деятельности, организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного или иного обеспечения деятельности, консультирования, подготовки профессиональных заключений, другие навыки, необходимые для исполнений должностных обязанностей |
3.4.2. Старшая группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
Профессиональные знания по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с установленными должностными обязанностями |
Навыки применения специальных знаний предметной области деятельности, систематизации и подготовки информационного материала, подготовки делового письма, системного подхода в решении задач, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
3.4.3. Младшая группа должностей гражданской службы
Требования к профессиональным знаниям |
Требования к профессиональным навыкам |
Профессиональные знания по направлениям подготовки (специальностям) в соответствии с установленными должностными обязанностями |
Навыки планирования конкретных действий, работы с текстами, информацией, подготовки информационной записки, делового письма, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей |
4. Критерии оценки специальных профессиональных навыков гражданских служащих области
Наименование навыка |
Элементы профессионально важных качеств (действия при полной выраженности навыка) |
Управленческие навыки | |
1. Навык целеполагания |
- Четко представляет цели органа исполнительной власти, государственного органа области и связанные с ними цели подразделения; - определяет приоритеты достижения целей подразделения в соответствии с целями органа исполнительной власти, государственного органа области; - определяет и устанавливает ясные цели сотрудникам подразделения; - устанавливает критерии достижения для каждой цели с учетом измеряемых показателей; - пересматривает цели и адаптирует их к изменяющимся условиям. |
2. Навык планирования работ |
- Планирует текущие и перспективные работы подразделения в соответствии с целями органа исполнительной власти, государственного органа области и подразделения; - точно оценивает и распределяет ресурсы (человеческие, временные, финансовые и др.), необходимые для выполнения запланированных работ; - оптимизирует состав работ с учетом ограничений по ресурсам; - устанавливает взаимосвязи между запланированными работами подразделения (строит и анализирует сетевой график); - корректирует план подразделения в соответствии с планами органа исполнительной власти, государственного органа области; - задает контрольные точки проверки хода выполнения запланированных работ. |
3. Навык постановки задач |
Определяет содержание задачи, конечный и промежуточный результаты, шаги и сроки выполнения; - оценивает способность исполнителя выполнить задачу с требуемым качеством и в нужные сроки; - четко и однозначно объясняет исполнителю содержание задачи; - задает исполнителю требования к качеству результата и срокам выполнения; - проверяет понимание исполнителем содержания задачи, требований к качеству результата и срокам выполнения. |
4. Навык формирования мотивации подчиненных |
Осознает реальные потребности подчиненного сотрудника; - моделирует желательное для достижения поставленных целей поведение сотрудника; - определяет возможности воздействия на сотрудника с целью вызвать желательное поведение; - применяет адекватные возможности воздействия на сотрудника; - оценивает результативность применяемых методов воздействия; - отслеживает изменение потребностей подчиненного, корректирует методы воздействия. |
5. Навык контроля выполнения задач |
- Своевременно проверяет сроки исполнения заданий; - проверяет соответствие результата заданным требованиям; - определяет степень отклонения результата от заданных требований; - принимает решение о необходимой доработке результата, доводит его до исполнителя. |
6. Навык принятия управленческих решений |
- Анализирует проблемную ситуацию; - разрабатывает возможные варианты решения проблемной ситуации; - оценивает возможные варианты решения; - выбирает оптимальный вариант решения. |
7. Навык координации работы подчиненных |
- Оценивает нагрузку сотрудников в выполняемых ими работах, ход выполнения работ и их результаты; - выявляет работы, по которым необходим более детальный контроль (из-за сложности работы или недостатка квалификации сотрудника); - оперативно перераспределяет работы между сотрудниками при возникновении затруднений с учетом нагрузки и квалификации или при изменении целей и задач; - принимает личное участие в работах при возникновении критических ситуаций. |
8. Навык оценки квалификации сотрудника |
- Знает специфику деятельности подчиненного ему сотрудника; - определяет состав требований (знаний, навыков, качеств) к сотруднику, необходимых для успешного выполнения работ; - оценивает уровень сформированности у сотрудника необходимых знаний, навыков, качеств; - планирует работу по развитию знаний, навыков, качеств сотрудника для удовлетворения поставленным требованиям (не менее одного раза в три года для каждого сотрудника). |
9. Навык развития сотрудника |
- Объясняет сотруднику необходимость владения знанием или навыком (профессиональным); - объясняет, в каких материалах можно получить информацию о знаниях и/или навыке; - объясняет содержание навыка, дает комментарии по специфике знаний; - демонстрирует личным примером использование навыка или применение знаний; - контролирует ход усвоения знаний и освоения навыка и дает корректирующие указания; - оценивает результаты развития сотрудника. |
10. Навык прогнозирования |
- Прогнозирует развитие событий на основе имеющейся информации; - рационально оценивает ситуацию; - проектирует новые системы с учетом заданных условий; - осуществляет выбор из альтернатив. |
Коммуникативные навыки | |
1. Навык устного представления информации |
- Структурирует представляемую информацию; - четко и логично формулирует свои мысли; - использует понятные собеседнику модели, фразы, термины; - владеет голосом и интонацией. |
2. Навык публичного выступления |
- Устанавливает тесный контакт с аудиторией, привлекает внимание к теме выступления; - уверенно ведет себя перед аудиторией; - точно формулирует и убедительно аргументирует свои высказывания, использует примеры, сравнения, случаи из практики; - оценивает реакцию аудитории, корректирует выступление в соответствии с реакцией; - справляется с трудными вопросами, парирует возражения, адекватно взаимодействует с "проблемными" участниками; - контролирует время выступления. |
3. Навык письменного представления информации |
- Четко и логично излагает свои мысли в письменном виде; - использует правильные грамматические и стилистические конструкции; - структурирует и упорядочивает подаваемый материал; - пишет без ошибок. |
4. Навык совместной деятельности (работы в команде) |
- Понимает цели командной работы; - адекватно понимает свои задачи, место и роль в процессе командной работы; - активно участвует в процессе командной работы; - учитывает мнение коллег. |
5. Навык проведения совещаний |
- Определяет цели совещания и формирует повестку дня; - устанавливает общие правила проведения совещания и доводит их до сведения участников; - контролирует соблюдение установленных правил работы и направляет обсуждение в соответствии с повесткой; - оценивает результативность совещания; - подводит итоги, доводит их до сведения участников. |
6. Навык проведения деловых переговоров |
- Выясняет интересы противоположной стороны; - выстраивает тактику ведения переговоров; - конструктивно и этично ведет обсуждение проблемных вопросов; - формулирует наилучшие альтернативы для обсуждаемого соглашения; - подводит итоги переговоров и фиксирует достигнутые договоренности. |
7. Навык разрешения конфликтов (управления конфликтом) |
- Распознает сигналы начала конфликта, осознает источники конфликтов; - использует технику эффективного разрешения конфликтных ситуаций; - направляет энергию конфликта в конструктивное русло; - применяет приемы предотвращения конфликтных ситуаций. |
Навыки самоорганизации | |
1. Навык постановки достижимых личных целей |
- Четко представляет цели и конечный результат своей деятельности; - расставляет приоритеты в достижении целей и критерии их выбора; - определяет промежуточные цели с учетом условий достижения конечной цели; - контролирует и оперативно корректирует промежуточные цели с учетом изменяющейся ситуации; - сопоставляет полученный и запланированный результат. |
2. Навык планирования личной деятельности |
- Составляет план действий по достижению стоящих целей с учетом трудозатрат и занятости; - адаптирует план в соответствии с изменяющейся ситуацией; - акцентирует свое внимание и усилия на главном; - учитывает и четко распределяет имеющиеся временные ресурсы, выдерживает сроки выполнения работ. |
3. Навык управления временем |
- Планирует рабочее время, составляет расписание; - противостоит обстоятельствам, мешающим продвижению к поставленным целям; - распознает причины потери времени; - предпринимает действия, повышающие эффективность использования рабочего времени (делегирование полномочий, оптимизация работы с документами и т.д.). |
4. Навык структурирования входящей информации |
- Анализирует и систематизирует поступающую информацию, отфильтровывая главное; - сортирует информацию по тематике текущих задач; - определяет приоритетность информации в соответствии с текущими задачами; - воспринимает суть информации независимо от формата ее представления. |
5. Навык саморазвития |
- Адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны; - воспринимает оценку своего поведения от других людей; - использует сильные стороны других людей в качестве образца; - предпринимает действия по саморазвитию в тех областях, которые требуют улучшения. |
5. Критерии оценки личностных качеств гражданских служащих области
Личностные качества |
Элементы профессионально важных качеств (действия при полной выраженности навыка) |
1. Инициативность |
- Предлагает новые идеи, подходы к решению проблем; - выходит за рамки формальных требований при выполнении своих обязанностей; - берет на себя дополнительные работы, даже если они не являются его должностными обязанностями. |
2. Исполнительность |
- Выполняет возложенные задачи четко, в срок и с заданным качеством; - не требует дополнительного контроля; - не нуждается в дополнительном мотивировании в рамках выполнения своих должностных обязанностей. |
3. Ответственность |
- Адекватно понимает зону своей ответственности; - своевременно сообщает руководству о возможных или возникших затруднениях; - несет личную ответственность за совершаемые ошибки, готов их исправлять. |
4. Работоспособность |
- Сохраняет постоянный темп работы при длительных нагрузках; - сохраняет постоянное качество работы при длительных нагрузках; - поддерживает постоянную производительность. |
5. Целеустремленность |
- Последовательно и планомерно продвигается к поставленной цели; - удерживает цель в процессе ее достижения, ориентируется на качественный конечный результат; - концентрирует и направляет свои усилия на достижение конечного результата. |
6. Системность мышления |
- Хорошо обобщает и анализирует разрозненную информацию; - выделяет детали, необходимые для решения проблемы; - структурирует данные и приводит их в систему. |
7. Справедливость |
- Принимает решения и действует независимо от личных привязанностей, симпатий или антипатий; - придерживается единых критериев в оценках действий сотрудников независимо от занимаемой ими должности; - соотносит полученные результаты с количеством затраченных усилий. |
8. Лидерство |
- Вдохновляет и ведет сотрудников за собой; - представляет и может донести до сотрудников перспективную цель; - определяет и мотивирует людей, способных к выполнению поставленных задач. |
9. Настойчивость |
- Активно преодолевает препятствия на пути достижения запланированных целей; - сохраняет последовательность и темп действий в изменяющихся условиях; - стремится к достижению наилучшего возможного результата. |
10. Адаптивность |
- Ориентируется в изменяющейся ситуации; - быстро и эффективно приспосабливается к новым условиям; - выбирает оптимальный способ действий. |
11. Корпоративная лояльность |
- Принимает правила, нормы и традиции, действующие в органе исполнительной власти, государственном органе области; - демонстрирует принятые в органе исполнительной власти, государственном органе области формы поведения; - знает и придерживается корпоративных ценностей. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 24 июля 2006 г. N 584-р "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих Белгородской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Губернатора Белгородской области от 26 октября 2012 г. N 721-р настоящее распоряжение признано утратившим силу