В соответствии со Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и планом действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы, а также в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности горожан Совет депутатов города Белгорода решил:
1. Утвердить Концепцию безопасности города Белгорода (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".
Нумерация приводится в соответствии с источником
4. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Белгорода по законности и правам человека (Бажинов М.А.).
Заместитель Председателя |
А.Ф. Марченко |
Секретарь сессии |
Н.К. Богомаз |
Концепция
безопасности города Белгорода
(утв. решением Совета депутатов г. Белгорода от 29 мая 2007 г. N 476)
Концепция безопасности города Белгорода (далее - Концепция) представляет систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в области обеспечения безопасности, формирование# среды, обеспечивающей возможность устойчивого развития города, жизни и здоровья населения города Белгорода, его прав и свобод в условиях возможных внутренних опасностей и угроз (далее - угрозы).
В Концепции отражены проблемы безопасности города Белгорода, жизненно важные интересы города, его населения и каждого гражданина, основные виды угроз этим интересам, сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по обеспечению безопасности населения и территории городского округа.
Реализация Концепции позволит:
- повысить уровень безопасности населения;
- создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие граждан;
- снизить материальные потери от различных источников опасности;
- активизировать конструктивное взаимодействие граждан с органами власти, правоохранительными структурами в решении проблем обеспечения безопасности.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и Белгородской области в сфере безопасности, экологии, экономики, градостроительства и другие, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений, Устав городского округа "Город Белгород", Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы.
Данная Концепция подготовлена секретариатом Совета безопасности города Белгорода с участием научных и экспертных коллективов:
Белгородского государственного университета - доктора юридических наук, доктора педагогических наук, профессора Тонкова Е.Е.; кандидата экономических наук, доцента Волошина М.Ю.; кандидата социологических наук, доцента Реутова Е.В.; кандидата психологических наук, доцента Шукчус Л.В.
Белгородского юридического института МВД России - начальника БелЮИ МВД России генерал-майор# милиции, заслуженного юриста Российской Федерации, кандидата юридических наук, доцента Кудина В.А.; полковника милиции, кандидата юридических наук, доцента Свистильникова А.Б.; старшего научного сотрудника подполковника милиции Ушакова С.В.
При подготовке Концепции были учтены замечания и предложения, поступившие от департаментов и учреждений администрации города, общественных организаций.
1. Жизненно важные интересы города
Жизненно важные интересы города представляют собой совокупность жизненно важных интересов каждого отдельного жителя, общественных, производственных и других коллективов, города в целом.
Интересы жителя города состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, пропаганда и создание# условий для поддержания здорового образа жизни и улучшения ее качества.
Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению установленных законодательством задач.
Интересы города включают поддержание политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей и города в целом. При этом интересы города Белгорода заключаются в следующем:
- повышение уровня и качества жизни жителей города;
- повышение нравственности, гуманизма и культуры жителей города;
- развитие рынка труда, сферы малого и среднего бизнеса;
- обеспечение прав каждого человека на личную безопасность;
- недопущение и своевременное предупреждение проявлений террористической направленности;
- ликвидация условий возникновения явлений криминального характера;
- предотвращение распространения наркотиков, опасной для здоровья алкогольной и пищевой продукции;
- поддержка и совершенствование системы обеспечения правопорядка;
- создание условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения безопасности;
- проведение активной военно-патриотической работы среди молодежи;
- обеспечение гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности муниципальной власти и ее институтов;
- нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий: социальных, межэтнических и религиозных конфликтов;
- повышение эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;
- обеспечение безопасности техногенных производственных комплексов, последовательная их модернизация на основе передовых и безвредных технологий;
- повышение надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения, функционирования и развития инфраструктуры города;
- обеспечение устойчивого функционирования производств и инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз;
- совершенствование жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг;
- комплексное решение транспортных проблем и профилактика дорожно-транспортного травматизма;
- оздоровление природной среды, поддержание благоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в городе;
- применение передовых природоохранных технологий в промышленности и на транспорте;
- организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- санитарная охрана территории городского округа от заноса и распространения карантинных растений и опасных для человека и животных заболеваний, а также предотвращение ввоза на территорию городского округа товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для населения;
- своевременное и полное выполнение мероприятий мобилизационной подготовки;
- повышение качества подготовки населения по вопросам безопасности.
2. Состояние безопасности города
В городе Белгороде ведется последовательная, целенаправленная работа по созданию возможностей для удовлетворения базисной потребности граждан в обеспечении безопасности их жизнедеятельности.
В первую очередь, это относится к повышению уровня социально-экономического развития города, формированию гражданского общества, развитию творческого потенциала человека. За последнее время в городе достигнуты положительные результаты во многих сферах обеспечения безопасности жизненно важных интересов его жителей.
В таких сферах деятельности, как жилищное строительство, наука, спорт, социальные инновации, благоустройство и санитарно-экологическое благополучие города, Белгород занял лидирующие позиции в Центральном Федеральном округе и, в целом, по России.
Продолжается работа по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения города, ремонта и профилактики коммунальных сетей, снижению выбросов с промышленных предприятий, ликвидации свалок и очистки территории города от различного рода загрязнений с использованием современных технологий.#
Значительные усилия предпринимаются по стабилизации демографической обстановки в городе, предупреждению социальных конфликтов через социальное партнерство, Трехстороннее соглашение между областным объединением профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией города, коллективные договоры предприятий и организаций, а также реализации приоритетных национальных проектов и обеспечению комфортных условий проживания граждан. Совершенствуется работа надзорных органов в реализации превентивных мер на потенциально опасных объектах и в местах с массовым пребыванием граждан. Более эффективно применяются силы и средства, задействованные в сфере обеспечения безопасности населения города.
Дальнейший рост качества жизни будет сопровождаться повышенным вниманием населения города к обеспечению безопасности. С развитием городского сообщества могут появиться новые источники опасности криминального и техногенного характера, угрожающие жизнедеятельности человека. В современных условиях невозможно полностью устранить все источники опасности для человека, однако необходимо свести их до минимума. Все это требует разработки и принятия стратегических мер по обеспечению безопасности жизненно важных интересов каждого гражданина, социальных групп и города в целом.
3. Принципы обеспечения безопасности города
Реализация целей, обеспечивающих безопасность города, разработка и осуществление мероприятий по их выполнению должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами:
Принцип законности - обеспечение безопасности города в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими правовыми актами Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Концепцией безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений, законодательством Белгородской области, Уставом городского округа "Города# Белгород", всеми участниками общественных отношений: от муниципальной власти, в лице ее органов и должностных лиц, до граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории городского округа;
Принцип всеобщей обязательности и взаимной ответственности - обеспечение безопасности города должно являться обязательной функцией органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого жителя города, а также взаимной ответственностью личности, общества и государства в области обеспечения безопасности;
Принцип универсальности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны организовываться и осуществляться с учетом возможности возникновения любого из вероятных видов угроз;
Принцип превентивности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны организовываться, прежде всего, в интересах предупреждения угроз, осуществляться заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием их объема и интенсивности;
Принцип достаточности - мероприятия по обеспечению безопасности города должны планироваться и реализовываться с учетом разумной достаточности их объемов, приемлемости сроков и экономической обоснованности;
Принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности города должны соответствовать особенностям каждого городского микрорайона, предприятия, организации, учреждения и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
Принцип разграничения функций - обеспечение безопасности города должно строиться на разделении полномочий между органами государственной власти и управления, органом местного самоуправления, администрациями предприятий, организаций, учреждений.
4. Приоритетные цели обеспечения безопасности города
Главной стратегической целью обеспечения безопасности города Белгорода является снижение негативного воздействия различных видов угроз на жизненно важные интересы населения и города в целом.
Это достигается и обеспечивается:
- неукоснительным соблюдением прав и свобод граждан, обеспечением их личной и имущественной безопасности;
- высоким уровнем и высоким качеством жизни всех слоев граждан, решением жилищной проблемы, достаточным количеством рабочих мест и низким уровнем безработицы;
- снижением преступности и коррупции;
- высокой степенью социального равенства, эффективным уровнем и доступностью образования и медицинского обслуживания;
- благополучной экологической обстановкой, высоким уровнем природоохранной деятельности;
- высокой надежностью и устойчивостью систем жизнеобеспечения города;
- постоянной готовностью противостоять любым проявлениям терроризма, экстремизма и ксенофобии;
- обеспечением приемлемого уровня риска в различных сферах жизнедеятельности населения и города в целом, предупреждением возможного нанесения ущерба от чрезвычайных ситуаций, повышением эффективности системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- развитием системы оперативного управления рисками, формированием ее организационного и технического обеспечения;
- привлечением населения города к участию в предупреждении негативного воздействия различных факторов опасностей и угроз;
- совершенствованием подготовки населения по проблемам безопасности, повышением личной культуры безопасности граждан;
- воспитанием у каждого жителя толерантности к гражданам иной национальности, иного вероисповедания.
5. Основные направления обеспечения безопасности города
5.1. Деятельность по обеспечению безопасности города должна осуществляться по следующим основным направлениям:
- создание муниципальной системы управления безопасностью "Безопасный город";
- снижение гибели населения города от неестественных причин;#
- содействие рождаемости, защита материнства и детства;
- обеспечение безопасности проживания граждан и функционирования объектов жизнеобеспечения, осуществление охранных и предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения города, а именно: безопасности жилищного фонда, коммуникаций, бесперебойной работы объектов тепло-, водо-, газо-, электорснабжения# и т.п.;
- улучшение криминальной обстановки в городе;
- предоставление жителям города жизненно необходимых услуг и материальных ресурсов надлежащего качества;
- внедрение новых технологий и систем безопасности;
- активное взаимодействие с федеральными и областными органами и учреждениями, общественными и научными организациями, частными охранными предприятиями и службами безопасности по проблемам безопасности города;
- обеспечение эффективной работы городского звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечение общественного порядка;
- внедрение системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения возможных угроз на территории городского округа;
- формирование негосударственной системы обеспечения безопасности с участием населения города;
- совершенствование уровня подготовки населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
5.2. На современном этапе в Белгороде первоочередными, для разработки стратегии реализации настоящей Концепции и соответствующих программных мероприятий, являются следующие приоритеты:
- обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения;
- обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущественных интересов;
- снижение уровня криминализации и коррупции, совершенствование деятельности правоохранительной системы;
- обеспечение безопасности в коммунально-бытовой и жилищной сфере;
- внедрение автоматизированных систем наблюдения, раннего оповещения и предотвращения гибели граждан, в т.ч. аппаратно-программного комплекса "Безопасность", технических средств охраны, контроля и сигнализации;
- дальнейшее развитие градостроительства с учетом уровня техногенного и природного рисков, соблюдения санитарных и строительных норм;
- проведение активной природоохранной деятельности;
- совершенствование транспортной системы города и улично-дорожной сети;
- повышение эффективности противодействия террористической деятельности;
- повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ);
- развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование правовой подготовки населения.
6. Возможные угрозы безопасности города Белгорода
Угрозы безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Именно характер и содержание угроз, их интенсивность, вектор направленности определяют содержание деятельности по обеспечению безопасности.
Угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер (приложение N 1).
Виды различных угроз зависят от политической обстановки в городе и области, социально-экономического развития города и в разные периоды могут изменяться.
Значимость угроз может усиливаться особенностями города:
- Город Белгород - административный центр Белгородской области. Площадь - 15,31 тыс. га, общая численность населения - 344,2 тыс. чел., плотность 453 м2 на чел.
Климат умеренно-континентальный. Город расположен на слиянии двух рек "Северский Донец" и "Болховец", реки не судоходны. Время начала ледостава - третья декада ноября, время вскрытия рек - апрель. Средняя температура: годовая - +6 °С, зимы -6 °С, лета - +17 ° С. Среднегодовые: норма осадков - 480 мм, солнечных дней - 250. Преобладающее направление ветров: зимой - юго-западное, летом - северо-западное.
- энергоснабжение: источниками электропитания являются 547 подстанций, протяженность сетей - 1882,0 км, распределительных пунктов - 43, трансформаторных подстанций - 537.
- теплоснабжение: ТЭЦ - 2, котельных - 48, протяженность теплосетей - 304,9 км.
- водоснабжение: закрытое, артезианских скважин - 112, водозаборов - 7, насосных станций водопроводов - 4, резервуаров - 18, общей емкостью - 81,0 тыс. м3, протяженность водопроводных сетей - 759,4 км.
- коммунальная сеть: канализационных станций - 24, очистных сооружений - 1, протяженность канализационных сетей - 532,8 км, объем сточных вод - 135,0 тыс. м3 в сутки.
- железнодорожный транспорт: магистралей - 3, железнодорожный узел: три узловые станции. Суточные: движение пассажирских поездов - 50 пар, грузовых 25, городская протяженность путей - 308,0 км, тяга электрическая.
- автомобильный транспорт: улиц - 576, протяженность - 502,2 км, в т.ч. с твердым покрытием - 502,2 км. Транспортная сеть: 12 троллейбусных, 40 городских автобусных маршрутов, 47 пригородных автобусных сообщений. Ежегодно на 5-6 % отмечается рост количества транспортных средств.
- воздушный транспорт: взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, способна принимать самолеты всех классов. Годовые перевозки: пассажирские - 40,0 тыс. чел., грузовые - 0,012 тыс. тонн.
- количество потенциально опасных объектов - 53, критически важных объектов - 13, степень износа производственных фондов - 65 %. Количество мест массового скопления людей - 555.
- химически опасных объектов - 15, с производственным персоналом - 4,4 тыс. чел. и общим количеством АХОВ - 550,0 тонн, в т.ч. соляной кислоты - 432,0 тонн, аммиака - 50,0 тонн. Численность населения, у которого будет нарушена жизнедеятельность - 287,2 тыс. чел., пострадают 5,0 тыс. чел., возможный материальный ущерб - 2,8 млн. руб.
- пожароопасных объектов - 38, на которых хранятся и используются: зерно - 148,0 тыс. тонн, нефтепродукты - 78,8 тыс. м3, органических растворителей# - 174,0 тонн, возможный материальный ущерб - 82,0 млн. руб.
Средне-годовое# значение гамма-излучения на территории города - 5 - 19 мкр/час, что близко к фоновым. Радиационное загрязнение местности возможно в случае аварии на Курской и Нововоронежской АЭС.
По территории города проходит магистральный газопровод "Шебелинка - Белгород - Брянск". Транспортируемый газ - метан, городская протяженность - 8,51 км.
На территории города имеют место подтопления (наводнения), пожары в лесной зоне города
Наводнения: дождевые паводки (август-сентябрь) и половодья. Отметка максимального уровня воды реки "Болховец" 285 см (117,3 МБС) над "0" графика, доля территории, подвергающаяся# подтоплению - 0,7 %.
Пожары: степень пожарной опасности низкая. Возможны пожары хвойного леса в юго-восточной части города.
Возможны комплексы неблагоприятных метеорологических явлений:
- в зимнее время: отложения изморози (свыше 25 мм) в сочетании с сильным ветром (15 м/с и более), низкая температура воздуха (от - 20°С) в сочетании с сильным ветром 15 м/с (включая и порывы ветра);
- в летнее время: сильный ветер 15 м/с и более (включаю# и порывы ветра), а также ливень (сильный ливневый дождь) более 21 мм в течение часа, сопровождающийся сильным ветром (или шквалом).
7. Уровни состояния и реализации угроз
Уровень состояния угроз оценивается системой показателей особого критериального типа - индикативных, по величинам которых можно высказать заключение о состоянии рассматриваемых угроз по уровням безопасности. Индикативные показатели имеют качественные и количественные характеристики.
Пороговые уровни индикаторов состояния безопасности - граничные значения, которые разделяют ситуации по состоянию безопасности на качественно различные категории угроз и выступают в роли индикаторов безопасности города. Перечень критериев и показателей (пороговые значения и индикаторы) утверждаются Советом безопасности города на единой для Российской Федерации методологической основе и должны быть соотнесены с принятыми критериями и показателями федерального уровня, и не противоречить им. Периодическое их уточнение организует секретариат Совета безопасности города на основе мониторинга уровня состояния рассматриваемых угроз.
По степени влияния на жизнедеятельность человека и города в целом различают следующие виды угроз:
Безусловно допустимые (меры защиты принимать не требуется);
Ограниченно допустимые (принимаются меры контроля и защиты);
Недопустимые (деятельность с указанным уровнем не допускается).
По степени влияния различных видов угроз, исходя из национального опыта и опыта зарубежных стран, могут служить следующие основные пороговые показатели (приложение N 2).
Уровни реализуемости позволяют установить очередность реализации мер защиты и соответствующего распределения средств на их проведение. При изменении уровня состояния угроз и в целях принятия мер по обеспечению безопасности могут устанавливаться различные уровни безопасности.
Зависимости# от реализации предполагаемой опасности, угрозы подразделяются на уровни реализуемости:
- первый уровень (экстремальный) - необходимы немедленные действия;
- второй уровень (высокий) - необходимо повышенное внимание руководства и ответственных лиц;
- третий уровень (средний) - необходимо определение ответственных лиц;
- четвертый уровень (низкий) - применяются обычные процедуры управления;
- пятый уровень (пренебрежительный).
8. Организация обеспечения безопасности города
Безопасный город - это город, который способен обеспечить безопасное существование и гармоничное развитие жителей и гостей города, а также всех государственных, муниципальных и общественных институтов.
Система обеспечения безопасности города предполагает систему мер экономического, политического, организационного, нормативного и иного характера, обеспечивающих проведение единой государственной и муниципальной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Назначение системы обеспечения безопасности - предполагает организация#, осуществление и контроль за состоянием и достижением необходимого уровня безопасности для граждан, социальных групп и города в целом.
Стратегическое планирование и управление системой обеспечения безопасности города обеспечивается Советом безопасности города.
Основными задачами системы обеспечения безопасности города являются:
- выявление и изучение угроз безопасности личности, обществу, городу;
- анализ факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности города, установление методик их численного измерения и сравнения;
- выявление и определение реального состояния безопасности города по всем видам угроз;
- управление риском в различных сферах жизнедеятельности населения и города в целом;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- разработка и реализация целевых, научно-технических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий на исключение или снижение различных видов риска с целью достижения высокого уровня безопасности населения, организаций и предприятий, окружающей среды;
- выделение необходимых финансовых и материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий обеспечения безопасности;
- взаимодействие в целях обеспечения безопасности органов муниципальной власти с органами государственной власти, правоохранительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, гражданами и их объединениями, политическими партиями, а также сотрудничество с другими муниципальными образованиями;
- формирование общественного мнения и активной позиции гражданской ответственности жителей города в вопросах обеспечения безопасности.
Территориальная структурированность системы обеспечения безопасности города:
Зона безопасности - место, в котором проведен комплекс мероприятий и созданы необходимые условия для снижения негативного воздействия всех источников опасности (угроз). Может быть как постоянной, так и временной. Формируется и развивается на следующих уровнях:
- первый уровень - жилые дома (помещения) или иные объекты инфраструктуры, обеспечивающий# жизнедеятельность населения.
Объекты жилищного фонда, в том числе объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающий# жизнедеятельность населения - основной объект размещения технических средств обеспечения безопасности, оповещения и передачи информации по месту жительства и работы граждан.
- второй уровень - дворовые территории.
Дворовая территория - территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. Представляющая# собой зонированное пространство, состоящее из культурной, общественной, хозяйственно-бытовой зон общего пользования. Объект создания активной социальной среды, обеспеченной комплексом условий реализации интересов жителей в части обеспечения общественной и личной безопасности.
- третий уровень - дороги и улицы;
Дорога и улица - обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли. Территория обеспечения безопасности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Объект осуществления комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением, предупреждения# причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижения# тяжести их последствий.
- четвертый уровень - микрорайоны.
Микрорайон - сложившийся структурный элемент территории муниципального района, в пределах которого размещаются жилой сектор, учреждения и предприятия обслуживания. Территория обеспечения безопасности объектов различного технического состояния и граждан. Объект организации звеньев информационных систем, систем мониторинга, передачи данных и оповещения первого уровня.
- пятый уровень - территория городского округа.
Территория городского округа - как объект формирования и применения единых информационных систем и систем мониторинга, комплексных технологий обеспечения правопорядка, пожарной безопасности, охраны всех форм собственности, жилищного фонда, систем жизнеобеспечения и окружающей среды, обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Субъекты системы обеспечения безопасности города:
1. Территориальные федеральные органы власти и управления, которые в пределах своих полномочий осуществляют государственный контроль, надзор и координацию вопросов, обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан и города в целом.
2. Региональные органы власти и управления, которые в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность населения и города в целом.
3. Органы местного самоуправления города, которые решают задачи обеспечения безопасности в составе выполняемых общих функций (городской Совет депутатов, администрация города).
4. Специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
5. Муниципальные учреждения города, которые в пределах своих полномочий, осуществляют деятельность по отдельным направлениям обеспечения безопасности населения и города в целом.
6. Силы и средства, которые создаются для обеспечения безопасности, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
7. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, которые осуществляют реализацию комплекса мероприятий обеспечивающих безопасность на объектах и прилегающей к ним территории. Проводят обучение персонала к# действиям по предупреждению и ликвидации последствий опасностей и чрезвычайных ситуаций на объектах.
8. Товарищества собственников жилья и управляющие компании, которые совместно с собственниками осуществляют реализацию мероприятий по обеспечению безопасности и созданию комфортной среды в местах проживания граждан. Проводят информирование население# по вопросам безопасности.
9. Общественные, политические и религиозные объединения и организации города, которые в соответствии со своими уставными задачами участвуют в подготовке и проведении мероприятий обеспечивающих безопасность жизненно важных интересов граждан.
10. Средства массовой информации проводят регулярное информирование население# по различным аспектам обеспечения безопасности, пропаганде здорового образа жизни и основным правилам поведения граждан при различных чрезвычайных ситуациях.
11. Граждане, соблюдающие установленные правила и нормы поведения, обеспечивающие общественную и личную безопасность, оказывающие содействие в предупреждении и ликвидации последствий опасностей и чрезвычайных ситуаций.
9. Реализация Концепции безопасности города
Реализация Концепции безопасности города осуществляется на основании соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и муниципального образования, а также взаимной ответственности личности, общественных и политических объединений граждан и органов местного самоуправления и предполагает:
- разработку стратегии обеспечения безопасности города Белгорода;
- формирование и проведение единой политики органов местного самоуправления города в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
- организацию взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти и управления в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
- стать основой формирования муниципальной системы управления безопасностью "Безопасный город";
- разработку и реализацию целевых программ по обеспечению безопасности города Белгорода от конкретных угроз;
- разработку и утверждение реестра сил и средств, создаваемых (привлекаемых) для обеспечения безопасности территории городского округа, сфер деятельности и наиболее важных зон безопасности (объектов) города;
- создание единой информационной системы обеспечения безопасности на базе городского центра анализа, оценки угроз безопасности и управления городом в кризисных ситуациях;
- создание системы сбора и анализа информации, разработку# индикативных показателей, характеризующей различные уровни состояния безопасности;
- совершенствование нормативно-правовой базы по урегулированию и управлению безопасностью города.
Приложение N 1
Основные угрозы
создающие опасность для жизненно важных интересов личности, городского сообщества и города в целом
Угроза |
Содержание угрозы |
Предпосылки, усугубляющие возникновение угрозы |
Последствие реализации угрозы |
||
криминального характера |
- преступные действия против жизни, здоровья и имущества граждан; - рост преступлений, совершаемых в общественных местах; - высокий уровень рецидивной и бытовой преступности, преступности среди несовершеннолетних; - рост числа граждан, употребляющих наркотики и злоупотребляющих алкоголем; - распространение теневого бизнеса; - наличие организованной преступности и коррупции; - распространение проституции; - несоблюдение установленных правил участниками дорожного движения; - влияние криминальных структур на формирование рыночных цен на продукты питания. |
- наличие безработицы, особенно среди молодежи; - низкий уровень доходов населения; - падение моральных норм и социальных устоев; - недостаточный уровень правовой культуры населения; - недостаточно эффективная профилактическая работа по предупреждению преступлений и правонарушений; - наличие в городе выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, не зарегистрированных в установленном порядке, занимающихся преступной деятельностью; - низкая раскрываемость преступлений; - популяризация преступной сферы в средствах массовой информации; - недостаточно проработанное законодательство, как на федеральном, региональном, так и на местном уровне. |
- появление атмосферы страха и неуверенности среди жителей города; - вовлечение отдельных категорий граждан в преступную деятельность; - криминализация общественных отношений и экономики города; - обесценивание конституционных прав и свобод граждан; - увеличение числа граждан, погибших в результате преступных посягательств; - возможность частичного перехода реальной власти в городе к лидерам преступных группировок; - формирование категории граждан, для которых преступления являются основным источником существования. |
||
террористического характера |
- возможные нападения на объекты власти и управления (захват, подрыв, обстрел и т.д.); - взрывы, другие террористические и диверсионные акты в местах массового пребывания людей (вокзалы, транспорт, жилые кварталы, культурно-зрелищные и спортивные центры, стадионы и др.); - похищение людей и захват заложников; - нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима; - применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей; - отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания; - искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней. |
- сочетание организованных террористических организаций с самостоятельными индивидуумами; - появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, экологического, кибернетического и др.); - расширение спектра способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных и др.); - немотивированность и непредсказуемость террористов, направляющих насилие не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей. |
- нарушение на длительный срок нормальной жизни населения города; - создание атмосферы страха; - большое количество жертв; - разрушение систем жизнеобеспечения города. |
||
психологического характера |
- рост психологической напряженности населения вследствие провоцирования стрессовых ситуаций при проведении массовых мероприятий, в коллективах, на производстве, в семьях; - применение новых форм и средств "скрытого" воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание (психосемантические, подпороговые, электромагнитные, акустические и другие виды воздействий); - создание условий для появления и рост# новых форм мифологического сознания; - противопоставление поколений на базе различий в условиях жизни и мотивации; - внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе; - негативное психологическое воздействие на органы местного самоуправления; - изменение жизненных ценностей в сторону потребительской и индивидуалисткой# (эгоцентрической) психологии; - формирование культа богатства (за счет приобретения материального благополучия любыми средствами), агрессии и насилия как наиболее современных жизненных ценностей и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности; - рост числа психических заболеваний; - рост потребления алкоголя, распространение наркомании, проституции. |
- отсутствие психологических механизмов защиты от манипулятивных воздействий у отдельных слоев населения; - распространение культовых организаций (тоталитарных религиозных сект, квазиобразовательных организаций и др.), превращающих людей в "роботов" и др.; - повышение психологической напряженности у населения вследствие усиления ощущения социальной незащищенности; - имущественная поляризация в обществе; - социальная напряженность на рынке труда; - рост преступности, алкоголизма и наркомании, проституции, криминализация общества; - недооценка национальных и культурно-исторических традиций и проникновение в общественное сознание шаблонов западной массовой культуры; - появление новых форм и средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе компьютерных технологий; - информационная экспансия со стороны ряда развитых стран, осуществляющих глобальное информационно-пропагандистское воздействие в целях распространения мировоззрения, политических и духовных ценностей и идеалов отвечающим# их интересам; - низкий уровень политической, правовой и информационной культуры в обществе; - формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения жителей города в единую социальную общность; - социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых; - уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала). |
- нарушение психического здоровья определенной части жителей города; - увеличение количества самоубийств и преступлений. |
||
информационного характера |
- преступные действия криминальных групп и отдельных граждан, связанные с несанкционированным доступом к различным информационным ресурсам, попытки уничтожения или искажения информации; - противоправные действия естественных монополий и других субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций в области формирования, получения, распространения и использования информации; - неправомерные действия государственных и муниципальных структур, приводящие к нарушению законных прав граждан и юридических лиц на получение, распространение и использование конфидициальной информации и интеллектуальной собственности; - нарушение информационного обеспечения деятельности структурных подразделений органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций города; - преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем; - отказ и сбои в работе программного обеспечения информационных и телекоммуникационных систем от воздействия различных факторов; - деятельность иностранных спецслужб и организаций; - дискриминационная деятельность политических и экономических структур, направленная на нанесение ущерба политическим, экономическим, информационным и иным интересам города с применением информационного оружия. |
- нарушение установленного порядка сбора, хранения, обработки и передачи информации; - неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности; - низкая правовая и информационная культура населения; - использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии информационной инфраструктуры; - неправомерное ограничение доступа к документам, содержащим важную для граждан и организаций информацию. |
- нарушение информационной инфраструктуры города; - нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц; - нанесение экономического ущерба. |
||
коммунально-бытового и жилищного характера |
- физический износ инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства города; - истощение водных ресурсов и невостребованность водопотребления из Белгородского водохранилища; - порывы в сетях тепло- и водоснабжения; - наличие в эксплуатации аварийного жилья; имеющиеся сбои в системе вывоза бытовых отходов; - недостаточная надежность и устойчивость энергоснабжения; - возможность воздействия внешних факторов на качество воды. |
- медленное внедрение новых технологий утилизации промышленных и бытовых отходов, энергосбережения в жилом секторе; - старение и износ газовых, водопроводных, тепловых и других инженерных сетей и сооружений; - недостаточное наличие резервных и аварийных источников водо- и теплоснабжения; - высокие нормативы водопотребления населением города; - опережающие темпы заполнения полигона твердых бытовых отходов; - зависимость от внешних источников энергоснабжения. |
- повышение аварийности на коммунально-энергетических сетях города; - ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки; - снижение уровня жизнеобеспечения населения города. |
||
техногенного характера |
- аварий с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ, при их переработке и хранении, в районах проживания населения; - аварий на коммунально-энергетических сетях; - аварий на коммунальных газопроводах; - аварий (катастроф) на железнодорожном и автомобильном транспорте с угрозой заражения, загрязнения и возгорания; - пожары (взрывы) в местах проживания и нахождения людей; - пожары (взрывы) на промышленных и химически опасных объектах; - обрушения элементов транспортных коммуникаций, зданий и сооружений; - прохождение газопровода высокого давления через территорию городского округа.# |
- повышенная концентрация жилых кварталов вблизи потенциально опасных объектов; - сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг потенциально-опасных# объектов; - износ основных производственных фондов, технологического оборудования, транспортных средств на предприятиях; - снижение уровня безопасности промышленного производства, качества сырья и изготавливаемой продукции; - отсутствие и низкий уровень приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов, а также средств индивидуальной защиты; - низкая технологическая надежность систем обеспечения безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, а также систем управления; - увеличение масштабов использования взрыво#, пожаро#, химически опасных веществ и технологий; - низкий уровень и большие сроки внедрения новых безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики, низкие темпы автоматизации технологических процессов и противоаварийной защиты; - нарушение мер защиты и профилактики на железнодорожном и автомобильном транспорте, осуществляющих перевозку опасных веществ в черте города; - недостаточность систем оповещения населения, проживающего вблизи предприятий, использующих в производстве химически опасные вещества. |
- нарушение жизнедеятельности населения города; - гибель людей и потеря здоровья населением; - экономический ущерб и уничтожение материальных ценностей; - изменение природной среды обитания. |
||
экологического характера |
- недопустимый уровень загрязненности воздуха вследствие роста до опасных пределов концентрации ряда химических веществ; - низкое качество очистки стоков города; - загрязнение рек "Северский Донец" и "Болховец" сточными водами, опасные загрязнения поверхностных и подземных вод; - техногенные загрязнения вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации отходов; - превышение в продуктах питания допустимой концентрации опасных для здоровья веществ; - последствия угроз техногенного и природного характера. |
- нарушение требований природоохранительного# законодательства; - использование технологий, не обеспечивающих безопасность природы и человека; - увеличение количества автотранспорта с высоким уровнем загрязненности в выхлопных газах, низкая пропускная способность транспортных магистралей; - недостаточный уровень утилизации отходов; - воздействия источников опасности техногенного и природного характера; - недостаточная работа по экологическому воспитанию населения. |
- увеличение заболеваемости населения; - сокращение продолжительности жизни населения. |
||
природного характера |
- возможность подтопления территории города; - вероятность обильных снегопадов и затяжных дождей, ураганов, обледенения дорог и токонесущих проводов. |
- резкие перепады температуры окружающей среды; - длительные периоды с низкими отрицательными температурами; - недостаточная# развитая система мониторинга окружающей среды. |
- гибель и повышение заболеваемости у большей части жителей города; - значительный материальный ущерб производственному и жилому фонду; - нарушение нормальной жизнедеятельности города. |
||
эпидемиологического характера |
- вспышки инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе особо опасных; - заболеваемость населения социально-значимыми# заболеваниями. |
- несвоевременность проведения предупредительных мероприятий и недостаточная профилактика заболевании; - наличие потенциальных источников загрязнения в санитарных зонах водозаборов; - наличие социально неблагополучного контингента жителей города; - наличие носителей инфекционных заболеваний; - поставка импортных продуктов с просроченными сроками реализации и продуктов низкого качества, наличие в них генно-модифицированных источников; - наличие уличной торговли и несоблюдение необходимых санитарно-гигиенических условий реализации и хранения продукции; - усиление миграционных процессов, что способствует снижению уровня иммунизации населения, в первую очередь детей; - ухудшение социально-экологических, жилищно-бытовых условий жизни некоторой части жителей города. |
- возникновение эпидемий опасных инфекционных заболеваний; - снижение уровня здоровья и продолжительности жизни жителей города. |
||
экономического характера |
- значительный износ основных оборотных фондов на предприятиях города; - недостаток собственных оборотных средств в отдельных отрослях# экономики; - монополизация производства в отдельных отраслях промышленности и связанные# с этим рост цен и тарифов; - снижение налогового потенциала бюджетообразующей сферы города; - негативное влияние естественных монополий на рост цен и тарифов на энергетические ресурсы; - наличие безработицы и ослабление трудовой мотивации, различие в доходах; - дефицит высококвалифицированных рабочих кадров; - рост экономических преступлений и проявления коррупции; - перегруженность транспортных магистралей; - зависимость от поставок большей части продукции и товаров повседневного спроса; - недостаточный уровень качества продукции и ее конкурентоспособность#; - применение криминальными структурами различных схем по втягиванию городских властей в реализацию сомнительных договорных обязательств; - поглощение малых, средних и крупных предприятий различной формы собственности, особенно коммерческими структурами из других регионов. |
- низкая экономическая активность населения; - слабое развитие малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики; - снижение доли трудоспособного населения; - недостаточные условия по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров; - низкая инвестиционная и инновационная активность предприятий; - криминализация экономики; - резкое различие уровня оплаты труда работников в различных сферах экономики и организациях различных форм собственности; - задержка, несвоевременная выплата заработной платы на предприятиях и организациях различных форм собственности; - появление новых схем и способов инициирования неоправданных процедур банкротств предприятий, в том числе с использованием несовершенства действующего законодательства; - использование коррумпированными элементами отсутствия единого органа осуществляющего заказ для муниципальных нужд, что может привести к перерасходу и хищению бюджетных средств. |
- снижение экономического развития; - снижение жизненного уровня населения; - реализация различных угроз и опасностей. |
||
социального характера |
- продолжающаяся инфляция и снижение жизненного уровня части населения города; - имущественная поляризация в обществе; - снижение доли трудоспособного населения; - наличие безработицы среди трудоспособных граждан и граждан, имеющих ограничения по здоровью; - высокая доля населения, нуждающихся# в улучшении жилищных условий; - появление напряженности среди части населения на почве межнациональной и религиозной нетерпимости; - недостаточная культура населения; - недостаточный уровень удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных и других видах услуг; - снижение уровня здоровья населения города; - криминализация общественных отношений; - увеличение количества безнадзорных, беспризорных детей и детей-сирот; - увеличение количества граждан без определенного места жительства (БОМЖ). |
- невысокая заработная плата у большей части населения; - отсутствие равных экономических возможностей жителей города в реализации своих потребностей; - рост цен на продовольственные и товары повседневного спроса, жилье; - недостаточное развитие рынка труда, дисбаланс трудовых ресурсов; - отсутствие конкурентного рынка социальных услуг; - отсутствие мероприятий по снижению производственного травматизма; - приток населения извне с другим менталитетом и образом жизни; - социальное иждевенство# отдельных категорий граждан; - высокая доля жителей преклонного и пенсионного возраста; - ослабление устоев семьи, повышение уровня разводов. |
- снижение жизненного уровня населения и сокращению# продолжительности жизни; - возникновение конфликтов; - рост пьянства, наркомании и преступности. |
||
политического характера |
- противоправная деятельность некоторых политических и общественных объединений; - недостаточная толерантность части населения города. |
- деятельность общественных и политических партий вне всякого контроля общества; - низкая самоорганизация гражданского общества города; - недостаточное взаимодействие политических и общественных объединений с органами местного самоуправления города; - недостаточный контроль со стороны общественности за деятельностью средств массовой информации; - низкая политическая культура и отсутствие гражданской ответственности и социальной солидарности у большей части жителей города, как членов местного сообщества. |
- дестабилизация социально-политической обстановке# в городе; - невозможность проведения органами местного самоуправления политики, отвечающей интересам стабильного и устойчивого развития города; - конфликты и массовые беспорядки. |
Приложение N 2
Основные индикаторы степени влияния угроз
N п/п |
Индикаторы |
Недопустимые (пороговые) уровни |
|
1 |
индекс развития человеческого потенциала |
0,500 |
|
2 |
уровень падения промышленного производства |
30 - 40 % |
|
3 |
износ основных фондов на потенциально опасных объектах |
70 - 60 % |
|
4 |
доля импортных продуктов питания |
30 % |
|
5 |
уровень соотношение доходов 10 % самых высокодоходных групп и 10 % низкодоходных групп населения |
13 |
|
6 |
доля населения, живущая# за порогом бедности |
10 - 15% |
|
7 |
доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах населения |
50 % |
|
8 |
соотношение минимальной и средней зарплаты |
1:3 |
|
9 |
уровень зарегистрированной и скрытой безработицы |
8 - 10 % |
|
10 |
продолжительность жизни населения |
64 - 70 лет |
|
11 |
показатель смертности на 1000 человек населения |
14,0 |
|
12 |
душевое потребление электроэнергии в коммунально-бытовом хозяйстве |
630,00 кВт. час/чел |
|
13 |
доля ограничений электроснабжения в суммарном электропотреблении |
2,80 % |
|
14 |
душевое потребление теплоэнергии в коммунально-бытовом хозяйстве |
2,00 Гкал/чел |
|
15 |
индекс загрязненности атмосферы |
13 |
|
16 |
индекс загрязненности рек |
4 |
|
17 |
уровень преступности (количество преступлений на 100 тысяч человек населения) |
5-6 тыс. |
|
18 |
динамика уровня преступности к уровню предыдущего года |
5 % |
|
19 |
количество суицидов на 100 тысяч человек населения |
3 |
|
20 |
время до прибытия служб, обеспечивающих безопасность населения, по вызову |
45 минут |
|
21 |
количество дорожно-транспортных происшествий на 10 тысяч единиц транспортных средств |
60 - 70 |
|
22 |
показатель преждевременной смерти от предотвратимых причин от всех смертельных исходов |
50 - 85 % |
|
23 |
уровень травматизма на производстве на 1000 работающих |
3 чел. |
|
24 |
уровень потребления алкоголя в год |
8 л абс. алкоголя на человека в год |
|
25 |
уровень распространенности психической патологии на 1000 человек |
360 чел. |
|
26 |
доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы |
40 % |
|
27 |
уровень доверия населения к# органам власти |
20 - 25 % |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях устойчивого развития города, жизни и здоровья населения города Белгорода, его прав и свобод разработана концепция безопасности города Белгорода. Сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по обеспечению безопасности населения и территории городского округа.
В ходе реализации концепции ожидается создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, повышение уровня безопасности населения.
Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности.
Решение Совета депутатов г. Белгорода от 29 мая 2007 г. N 476 "Об утверждении Концепции безопасности города Белгорода"
Текст решения опубликован в газете "Наш Белгород" от 16 июня 2007 г. N 23