Решение Арбитражного суда Белгородской области
от 7 августа 2007 г. N А08-3674/07-26
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 февраля 2008 г. N А08-3674/07-26 настоящее решение оставлено без изменения
Индивидуальный предприниматель Я. (далее заявитель) обратилась в суд с заявлением, просит признать незаконным и отменить постановление Государственной экологической инспекции (далее инспекция) от 17.07.2007 года о наложении штрафа в размере 30 МРОТ (3000 руб.) за правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ.
В судебное заседание заявитель не явился, представил заявление о том, что поддерживает свои доводы в полном объеме.
Представитель Государственной экологической инспекции Белгородской области в отзыве, в судебном заседании считает, что постановление инспекции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права и просит оставить его без изменения, а заявление ИП Я. - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, отделом государственного экологического контроля по Новооскольскому району была проведена проверка деятельности ИП Я. по соблюдению нормативов по охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что основной деятельностью проверяемого предпринимателя является торгово-закупочная деятельность - предприниматель имеет в собственности магазин "С" по ул. Л. в г. Н., при этом у предпринимателя отсутствовали документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2007 года. Акт проверки не составлялся.
По данному факту в отношении заявителя был составлен протокол N 113 от 10.07.2007 года о совершении ИП Я. административного правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом в тексте протокола указывается, что ИП Я. якобы заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов.
Постановлением Государственной экологической инспекции Белгородской области 17.07.2007 года ИП Я. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 МРОТ (3000 руб.).
При этом административный орган в протоколе и постановлении считает установленным факт того, что заявитель осуществляет негативное воздействие на окружающую природную среду путем размещения отходов производства и потребления.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 60 минимальных размеров оплаты труда.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась с заявлением о его отмене, ссылаясь на то, что она не является субъектом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, и в ее действиях не имеется признаков состава вмененного ей в вину правонарушения, кроме того, не является ни должностным, ни юридическим лицом.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии со ст. 66 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Государственные инспектора в области охраны природы окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке предъявлять требования и выдавать предписание юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
Согласно ст. 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. негативное воздействие на окружающую природную среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую природную среду относится ... размещение отходов производства и потребления.
Ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" квалифицирует негативное воздействие на окружающую природную среду как воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 N 89-ФЗ от 22.05.1998 г. "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Согласно протоколу и постановлению об административном правонарушении в вину ИП Я. административным органом вменяется именно невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.
При этом в протоколе административный орган ссылается на то, что предприниматель в результате своей деятельности производит отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается договором на вывоз твердых бытовых отходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом в нарушение положений ч. 4 ст. 210 АПК РФ не представлено доказательств наличия в действиях ИП Я. состава вмененного ей в вину административного правонарушения, так как платным, в соответствии с ФЗ "Об охране окружающей среды", является именно размещение отходов производства и потребления (т.е. хранение и захоронение отходов), а не их производство.
Доказательств того, что заявитель занимается именно размещением отходов в материалах дела не имеется, доказательств того, что предпринимателем заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов так же не представлено.
Более того, административным органом не представлено доказательств того, что в результате торгово-закупочной деятельности заявителя вообще образуются какие-либо отходы производства и потребления.
Таким образом, в действиях ИП Я. не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, оспариваемое постановление подлежит отмене.
В силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении от 17 июля 2007 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей индивидуального предпринимателя Я. признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 7 августа 2007 г. N А08-3674/07-26
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Белгородской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 февраля 2008 г. N А08-3674/07-26 настоящее решение оставлено без изменения