Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о порядке и сроках рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области
Настоящее Положение о порядке и сроках рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (далее - Положение) в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Уставом муниципального района "Белгородский район" Белгородской области определяет порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Положение устанавливает единые требования к учету, регистрации, рассмотрению и разрешению обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, обращений депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, а также к организации приема граждан в органах местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (далее - органы местного самоуправления).
1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в Положении
1. Под обращениями граждан в настоящем Положении понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства граждан, в том числе коллективные.
2. В положении используются следующие основные понятия:
1) граждане - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Белгородского района;
2) предложения - обращения граждан, не связанные с нарушением их прав, направленные на улучшение организации работы органов местного самоуправления или решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни муниципального образования;
3) заявления - обращения граждан, связанные с реализацией прав, свобод и законных интересов, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом муниципального образования, законами и иными нормативными правовыми актами Белгородской области;
4) жалобы - обращения граждан по поводу нарушения их прав, свобод или законных интересов, допущенных в результате принятия решения или совершения действия (бездействия) органами местного самоуправления или муниципальными служащими;
5) коллективные обращения - обращения двух или более граждан, в том числе принятые в ходе митингов, собраний;
6) повторные обращения - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным и областным законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением;
7) анонимные обращения - обращения, не содержащие сведений о личности обратившихся граждан, а именно: фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы;
8) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления.
3. Действие настоящего Положения распространяется на все обращения граждан за исключением:
- обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или арбитражными судами;
- обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Белгородской области.
Статья 2. Право граждан на обращения
1. Граждане вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться в органы местного самоуправления и к выборным и иным должностным лицам органов местного самоуправления.
2. Обращения граждан, поступившие в органы и должностным лицам из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Положением.
3. Органы местного самоуправления обязаны иметь в официальных помещениях в доступных местах постоянную информацию о днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты и другие общедоступные средства распространения информации) информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы с обращениями граждан.
Статья 3. Порядок приема обращений граждан
1. Обращения подаются в те органы местного самоуправления и тем должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение, поступающее в органы местного самоуправления и к должностным лицам, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. На поступившие письменные обращения заносятся сведения в регистрационный журнал и заполняются учетно-контрольные карточки.
На письменном обращении в правой части верхнего поля первого листа указываются регистрационный номер и дата.
3. Делопроизводство по обращениям граждан в органах местного самоуправления ведется специалистами по работе с обращениями граждан, о чем объявляется в распоряжении (приказе) руководителя органа местного самоуправления.
В целях организации делопроизводства специалисты:
- выполняют работу по учету и организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан, адресованных на имя руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления;
- ежеквартально готовят аналитическую и статистическую информацию о характере обращений граждан и предоставляют ее руководителям и должностным лицам органов местного самоуправления;
- осуществляют консультативно-методическую помощь по вопросам работы с обращениями граждан;
- организуют прием граждан руководителями и должностными лицами органов местного самоуправления.
4. Руководители и должностные лица органов местного самоуправления рассматривают обращения лично или направляют их исполнителям, в компетенции которых находятся вопросы, поставленные в обращении.
Поручение должно содержать фамилию и инициалы лиц, которым дается поручение, лаконично сформулированный текст, предписывающий действие, порядок и срок исполнения, а также регистрационный номер и дату регистрации обращения, на которое дается поручение. Поручение может состоять из нескольких частей, предписывающих каждому исполнителю самостоятельное действие, порядок и срок исполнения поручения. Срок рассмотрения обращения и подготовки проекта поручения указанными должностными лицами не должен превышать двух дней.
5. Руководители органов местного самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений и организаций Белгородского района (далее - исполнители) несут ответственность за сохранность находящихся у них документов и писем. Сведения, содержащиеся в обращениях граждан, могут использоваться только в служебных целях.
В случае утраты исполнителем письменных обращений граждан проводится служебное расследование, о результатах которого информируются руководители и должностные лица органов местного самоуправления.
6. По обращениям окончательные ответы готовятся специалистами структурных подразделений органов местного самоуправления и подписываются руководителями, курирующими данные структурные подразделения.
Ответы на обращения, на которых наложена резолюция председателя Муниципального совета Белгородского района или его заместителя, даются за подписью председателя Муниципального совета Белгородского района или его заместителя.
Ответы на обращения, на которых наложена резолюция главы администрации Белгородского района или его заместителей, даются за подписью главы администрации Белгородского района или его заместителей.
7. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действующему законодательству.
2. Рассмотрение обращений граждан
Статья 4. Обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать обращения граждан
1. Органы местного самоуправления и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:
1) внимательно разбираться в существе обращения и принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
2) оказывать содействие гражданам в получении необходимых документов, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат иной информации, не подлежащей разглашению;
3) обеспечивать своевременное и правильное рассмотрение поступивших от граждан обращений;
4) систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин, вызывающих повторные обращения граждан;
5) сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям.
2. Органы местного самоуправления, их должностные лица при рассмотрении обращений граждан в пределах своей компетенции вправе:
1) приглашать обратившихся граждан для личной беседы;
2) в случае необходимости, в установленном законодательством порядке, запрашивать дополнительные материалы и получать объяснения от обратившихся граждан, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;
3) создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях, с выездом на место;
4) проверять исполнение ранее принятых ими решений по обращениям граждан;
5) поручать рассмотрение обращения другим организациям, их должностным лицам в порядке ведомственной подчиненности и контролировать ход рассмотрения обращений, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Работа с определенными видами обращений
Статья 5. Подведомственность дел об обращениях граждан
1. Обращения граждан рассматриваются органами местного самоуправления и должностными лицами в соответствии со своей компетенцией.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения в течение семи дней со дня их регистрации по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращения, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
3. Не допускается направление для рассмотрения по существу жалоб тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.
Статья 6. Устные обращения граждан
1. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в обращении факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены путем предъявления документов, удостоверяющих личность.
2. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме и они не подлежат регистрации.
3. Устные обращения граждан, поступившие в адрес должностного лица на личном приеме, в ходе прямого эфира с ним на телевидении, прямой телефонной линии, на радио или в других средствах массовой информации, рассмотрение которых требует дополнительной проверки, подлежат обязательной регистрации и не позднее чем в пятидневный срок передаются для рассмотрения по подведомственности.
Статья 7. Письменные обращения граждан
1. Письменное обращение должно содержать наименование органа местного самоуправления или должностного лица, которым оно адресовано, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обратившегося, его место жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, дату обращения и личную подпись.
К обращению могут быть приложены необходимые для рассмотрения документы или их копии.
2. Все письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления или должностному лицу в порядке, определяемом действующим законодательством.
3. Письменные обращения граждан, а также обращения, зафиксированные на магнитоносителях и лазерных дисках, адресованные органам местного самоуправления и их должностным лицам через средства массовой информации, в случае передачи их по назначению, регистрируются и рассматриваются в соответствии с требованиями настоящего Положения.
4. Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, оформляются в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 8. Анонимные обращения граждан
1. Анонимные обращения граждан, поступившие в органы местного самоуправления и должностным лицам, уполномоченным принимать решения по обращениям граждан, не рассматриваются.
2. Анонимные обращения, содержащие угрозы физической расправы, причинения имущественного ущерба и иные угрозы, а также признания в совершенных преступных деяниях или сообщения о возможных преступных посягательствах, безотлагательно направляются в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
Статья 9. Личный прием граждан
1. Должностные лица органов местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан. Перечень должностных лиц, обязанных вести личный прием, определяется руководителем органа местного самоуправления.
2. Личный прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.
3. Во время личного приема каждый гражданин имеет возможность сделать устное заявление либо оставить письменное обращение.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.
4. Порядок личного приема граждан регулируется положениями, утверждаемыми органами местного самоуправления.
5. Должностные лица органов местного самоуправления несут личную ответственность за организацию приема граждан и рассмотрение их обращений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Подача коллективных обращений
Коллективные обращения граждан, в том числе принятые на собраниях (сходах), конференциях, митингах, подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Положением, регулирующим порядок рассмотрения письменных обращений.
4. Рассмотрение обращения
Статья 11. Обязанность органов и должностных лиц рассматривать обращения граждан
1. Не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные выражения.
2. Не рассматриваются обращения граждан, содержащие нечитаемый текст. В этом случае, если есть возможность установить адрес обратившегося лица, ему в пятидневный срок по поступлении обращения, отправляется уведомление о невозможности рассмотрения нечитаемого текста обращения.
3. Орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
4. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
5. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
6. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
5. Сроки рассмотрения обращения граждан и требования к оформлению ответов
Статья 12. Сроки рассмотрения обращений граждан
1. Для всех видов обращений устанавливаются единые предельные сроки рассмотрения.
Обращения граждан рассматриваются органами местного самоуправления и их должностными лицами в срок до одного месяца со дня их регистрации.
Обращения, не требующие проведения дополнительных мероприятий по их разрешению, в срок до двадцати дней.
2. Сообщения о возможных авариях, катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера рассматриваются незамедлительно.
3. Рассмотрение заявлений, жалоб и ходатайств, касающихся вопросов защиты прав детей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, начинается безотлагательно и должно быть завершено не позднее семи дней со дня поступления в органы местного самоуправления.
4. В случаях, если для разрешения вопросов, поставленных в обращениях, требуются проведение специальной проверки, дополнительные материалы, принятие других мер, сроки рассмотрения обращений граждан могут быть продлены соответствующими должностными лицами, но не более чем на один месяц.
Продление сроков производится на основании служебной записки ответственного исполнителя руководителю органа местного самоуправления, давшему поручение.
Уведомление о продлении срока рассмотрения обращения (промежуточный ответ) направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия по нему соответствующего решения.
5. В случае, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде, общий срок рассмотрения обращений продлевается на весь период судебного разбирательства.
6. Течение срока, определенного периодом времени, начинается в день регистрации обращения.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день рассмотрения обращения. В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Статья 13. Контроль за рассмотрением обращений граждан
1. Контроль за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан осуществляют специалисты, которые направляют исполнителям напоминания о сроках рассмотрения обращений (за пять дней до окончания срока рассмотрения) и по обращениям, срок рассмотрения которых истек.
2. По всем фактам, связанным с нарушением сроков рассмотрения обращения, исполнитель предоставляет на имя руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления объяснительную записку.
Статья 14. Требования к оформлению ответов на обращения граждан
1. Ответы на обращения граждан (далее - ответ) подписываются руководителем органа местного самоуправления или другим уполномоченным должностным лицом в пределах своей компетенции и направляются заявителю не позднее пяти дней со дня принятия по нему решения.
2. Текст ответа должен быть изложен четко, последовательно, кратко, иметь исчерпывающую информацию на все поставленные в обращении вопросы. При подтверждении фактов, изложенных в обращении, в ответе следует указать, какие меры юридической ответственности приняты к виновным должностным лицам.
3. В ответе, направляемом в вышестоящую организацию, должно быть указано то, что заявитель проинформирован о результатах рассмотрения его обращения. В ответах на коллективные обращения указывается, кому именно из авторов направлен ответ.
4. В случае, если по результатам рассмотрения обращения принят правовой акт, копия такого акта направляется заявителю.
5. Приложенные к обращению документы, направленные заявителем, остаются в деле, если в письме не содержится просьба об их возврате.
6. Подлинники обращений граждан в вышестоящие организации возвращаются только при наличии на них штампа "Подлежит возврату" или специальной отметки в сопроводительном письме.
7. Если по обращению дается промежуточный ответ, то в тексте указывается срок окончательного разрешения вопроса.
8. Итоговое оформление дел для передачи в архив осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 15. Результаты рассмотрения обращений
1. По результатам рассмотрения обращений граждан орган местного самоуправления или должностное лицо принимает одно из следующих решений:
1) о полном или частичном удовлетворении обращения;
2) об отказе (отклонении) полностью или частично в удовлетворении обращения;
3) о направлении обращения по подведомственности.
2. Решения по обращениям граждан должны быть мотивированными.
3. Орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие решения по обращениям граждан, самостоятельно исполняют их либо поручают исполнение подчиненным им органам и должностным лицам.
Статья 16. Обжалование решения, принятого по обращению
Гражданин вправе обжаловать решение, принятое органом местного самоуправления или должностным лицом по результатам рассмотрения его обращения в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законодательством.
6. Права и ответственность граждан
Статья 17. Права граждан при рассмотрении обращений
1. Граждане при рассмотрении их обращений имеют право:
1) знакомиться с материалами по делу об обращении;
2) представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом местного самоуправления или должностным лицом, рассматривающим обращение;
3) требовать получения в установленный срок письменного ответа о результатах рассмотрения обращения;
4) обжаловать принятое решение;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
6) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Граждане, обратившиеся с коллективными обращениями, реализуют права, определенные пунктом 1 настоящей статьи, через своих представителей.
Статья 18. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением в органы местного самоуправления
1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов других лиц.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Статья 19. Ответственность граждан за содержание их обращений
Граждане, обращения которых содержат заведомо ложные сведения, материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, привлекаются в установленном законодательством порядке к административной либо уголовной ответственности.
7. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан
1. Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, принятие заведомо необоснованного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения установленного порядка рассмотрения обращений граждан влекут за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Действия (или бездействие) должностных лиц по рассмотрению и разрешению вопросов, поставленных в обращениях граждан, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, могут быть обжалованы в судебном порядке.
<< Назад |
||
Содержание Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 24 июня 2008 г. N 80 "О порядке и сроках рассмотрения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.