Распоряжение Правительства Белгородской области
от 4 февраля 2008 г. N 28-рп
"Об утверждении концепции создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области"
В целях реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р, Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, Концепции информатизации Белгородской области до 2010 года, утвержденной постановлением правительства области от 27 октября 2006 года N 234-пп, повышения оперативности решения управленческих задач с применением эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышения эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации для повышения качества жизни населения:
1. Утвердить концепцию создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области (далее - Концепция, прилагается).
2. Возложить на управление информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора области (Банчук Ю.А.) реализацию положений Концепции.
3. Определить уполномоченным органом по созданию, внедрению и эксплуатации региональной информационно-аналитической системы (далее - РИАС) областное государственное учреждение "Белгородский информационный фонд" (Пантелеев Д.М.).
4. Определить пилотными зонами по созданию РИАС департамент образования, культуры и молодежной политики области (Коврижных Ю.В.), управление информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования области (Бондарев Г.И.), управление социальной защиты населения области (Гетманский В.З.), муниципальное образование "Яковлевский район" (Бойченко И.В.).
Внедрить пилотный проект до 20 июня 2008 года.
5. Управлению информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора области (Банчук Ю.А.) организовать мероприятия по созданию Центра обработки данных.
6. Управлению информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора области (Банчук Ю.А.) совместно с Белгородским филиалом ОАО "ЦентрТелеком" (Кузьменко Г.Н.) до 20 февраля 2008 года доработать предложения по совершенствованию телекоммуникационных сетей муниципальных образований области.
7. Департаменту имущественных и земельных отношений области (Шамаев В.П.) подготовить предложения о размещении Центра обработки данных до 15 февраля 2008 года.
8. Управлению государственной службы и кадров аппарата губернатора области (Ильина Е.С.) организовать обучение пользователей РИАС.
10. Рекомендовать органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принять участие в реализации положений Концепции.
11. Контроль за исполнением распоряжением возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н. Полухина.
Информацию о ходе исполнения распоряжения представлять ежегодно к 30 декабря начиная с 2008 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Концепция
создания Региональной информационно-аналитической системы Белгородской области
(утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 4 февраля 2008 г. N 28-рп)
Глоссарий
Термин |
Значение |
Информация |
Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. |
Информатизация |
Организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. |
Документированная информация (документ) |
Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. |
Информационные процессы |
Процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. |
Информационная система |
Организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. |
Информационная технология |
Приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. |
ИТ-система |
Совокупность технических, программных и информационных средств, предназначенных для сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации. |
Конфиденциальная информация |
Документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Пользователь (потребитель) информации, информационного ресурса, информационного сервиса |
Субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации (сервиса) и пользующийся ею (им). |
Официальная информация |
Сведения, произведенные и подписанные, зарегистрированные и имеющие порядковые номера или публично исходящие от лиц, имеющих официальный статус, с заявлением, что они выступают не от себя лично, а как официальные лица, собираемые, распространяемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, судебными органами и общественными объединениями для исполнения ими функций. |
Электронное правительство (e-government) |
Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации. Использование этих средств обеспечивает предоставление полного комплекса государственных услуг всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и др.) и информирование их о работе государственных органов. Включает в себя свободу доступа граждан к государственной информации; перевод государственных структур на безбумажное делопроизводство; установление для всех организаций показателей эффективности работы и регулярный их контроль. |
Перечень
сокращений и обозначений
АРМ |
- |
Автоматизированное рабочее место |
АТС |
- |
Автоматическая телефонная станция |
ВОЛС |
- |
Волоконно-оптическая линия связи |
ИКТ |
- |
Информационно-коммуникационные технологии |
ИТУ |
- |
ИТ-управление |
ЛВС |
- |
Локальная вычислительная сеть |
ОВЭ |
- |
Организация по внедрению и эксплуатации |
ОГУ |
- |
Областное государственное учреждение |
РИАС |
- |
Региональная информационно-аналитическая система |
СУБД |
- |
Система управления базами данных |
ТИ |
- |
Телекоммуникационная инфраструктура |
ТИС |
- |
Телекоммуникационно-информационная система |
ФСТЭК |
- |
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю |
ЦОД |
- |
Центр обработки данных |
OLAP |
- |
Аналитическая обработка в реальном масштабе времени |
ROLAP |
- |
Реляционная аналитическая обработка в реальном масштабе времени |
Введение
Настоящая Концепция основывается на Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, Концепции информатизации Белгородской области до 2010 года, утвержденной постановлением правительства области от 27 октября 2006 года N 234-пп.
Концепция описывает основные принципы разработки и состав региональной информационно-аналитической системы (РИАС) на основе материалов Минэкономразвития России, Министерства информационных технологий и связи России в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)", примеров реализации в регионах Российской Федерации и других источников информации.
Концепция РИАС строится исходя из структуры органов исполнительной власти области, их типовых задач, объектов, представляющих информацию, и показателей социально-экономического развития, представляемых в базу данных системы с определенной периодичностью.
Данная Концепция должна стать основой технического задания на разработку региональной информационно-аналитической системы. Концепция изложена в виде основных требований к главным блокам РИАС, к характеру решаемых на ее основе задач, к организации работ по созданию системы.
Концепция разработана аппаратом губернатора Белгородской области. РИАС является информационно-аналитической подсистемой электронного правительства, ее создание - один из этапов создания электронного правительства Белгородской области.
Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования РИАС Белгородской области.
1. Предпосылки создания РИАС
Аппаратом губернатора Белгородской области была разработана и утверждена постановлением правительства области от 27 октября 2006 года N 234-пп Концепция информатизации Белгородской области до 2010 года. Концепция предполагает поэтапное создание электронного правительства области. Это будет способствовать построению открытого демократического пространства с возможностью управления и контроля в открытом режиме (on-line) материальных, финансовых потоков, всех событий и фактов. Органы управления должны в любой момент времени располагать абсолютно достоверной и исчерпывающей информацией.
На сегодняшний день вся информация, необходимая для принятия управленческих решений, существует, но она разбросана по ведомственным и муниципальным системам, собирается в основном на бумажных носителях в интересах ведомственной вертикали и для комплексного анализа в интересах региона не доступна#. Отсутствие единой технической политики при развертывании ведомственных систем привело к тому, что информация в них не согласована и не накапливается в полном объеме, хотя анализ ее динамики чрезвычайно важен для региона, это является фактором резкого снижение качества управления.
Решение этой задачи должно обеспечить применение эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, доступа широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности.
Наличие такой системы приведёт к открытости, общедоступности, повышению персональной ответственности, уменьшению злоупотреблений.
Формирование РИАС в Белгородской области стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти.
Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет область занимает одно из ведущих мест среди регионов. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.
Практически завершен первый этап оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Многие ведомства в настоящее время внедряют комплексные информационные системы управления и переводят ведомственный документооборот в электронный вид. Практически все органы власти поддерживают ведомственные Интернет-сайты и размещают на них общую информацию о своей деятельности. К настоящему времени разрабатываются технические решения по построению защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.
Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.
Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.
Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Несовместимость информационных систем снижает оперативность подготовки управленческих решений, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный доступ к государственным информационным системам.
Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным Интернет-сайтам о деятельности органов государственной власти.
В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота.
Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг гражданам и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде.
Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами связано с большой потерей времени и длительными задержками, что создает значительные неудобства для граждан.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Формирование РИАС требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.
Создание РИАС позволит качественно изменить существующую систему управления с использованием современных информационных технологий.
2. Цели создания РИАС
Целями создания РИАС являются:
- снижение риска управленческих ошибок за счет информационной поддержки процесса принятия управленческих решений;
- повышение оперативности решения управленческих задач за счет создания аналитической базы данных показателей подсистем управления регионом для функционального взаимодействия руководства и специалистов структурных подразделений, а также их обеспечения оперативной актуальной, аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию информационных процессов в подсистемах управления регионом;
- возможность использования сред электронного взаимодействия органов государственной власти региона, а также выработка рекомендаций по разработке дополнительных сервисов, необходимых для получения или вычисления значений отдельных групп показателей и мониторинга отдельных категорий объектов в интересах органов государственной власти и управления региона;
- повышение эффективности принимаемых решений по управлению регионом за счет организации адекватной информационно-аналитической поддержки процесса принятия управленческих решений органами государственной власти региона.
Создание РИАС позволит на основе осуществления непрерывного разнопланового мониторинга ситуации в области обеспечить отслеживание состояния и выявление новых проблем во всех сферах социально-экономической деятельности и принимать управленческие решения:
- в экономическом развитии области (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т.п.);
- в решении социальных проблем и улучшении качества жизни населения области (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);
- в развитии науки и культуры (в том числе развитии образования, различных сфер культурной жизни общества);
- во взаимодействии со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, хозяйствующими субъектами на территории области.
3. Требования к РИАС
РИАС должна удовлетворять ряду требований:
- открытость, адаптивность, способность к развитию в течение жизненного цикла (эволюционирующая);
- устойчивость применяемых типовых решений (во избежание ревизии проектных решений в будущем);
- удобный, настраиваемый интерфейс, позволяющий извлекать информацию в удобном виде;
- возможность доступа пользователей к системе из любой точки;
- система должна быть интегрирующей на уровне региона для обеспечения перспективы построения единого информационного пространства органов государственной власти региона;
- система должна быть технологически независимой;
- система должна быть достаточной в функциональном отношении и приемлемой по стоимости внедрения и эксплуатации.
РИАС должна строиться на основе анализа предметной области регионального управления и выделения приоритетных программно-целевых установок:
- создание оптимальных условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов области, улучшение основных экономических показателей, улучшение качества жизни населения;
- развитие инфраструктуры и эффективное управление системами социального обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и т.п.;
- планирование и увеличение налоговых поступлений, стабилизация финансово-бюджетной сферы, эффективное управление и контроль финансовых потоков;
- создание и поддержание стабильности и общественно-политической ситуации в области;
- охрана правопорядка и эффективная борьба с преступностью;
- эффективное использование природных ресурсов, решение проблем экологии.
При этом рассматриваются три возможных режима принятия решений:
- решение управленческих задач стратегического характера, связанных, как правило, с перспективами стабильности развития региона;
- решение управленческих задач оперативного, тактического характера, ориентированных на текущее организационное и финансово-ресурсное обеспечение выполнения планов и проектов;
- решение чрезвычайных, экстремальных управленческих задач, связанных с необходимостью предотвращения и устранения последствий воздействия разрушительных природных или техногенных факторов, возникновением и неконтролируемым развитием острых социально-политических проблем и конфликтов.
Каждый из указанных режимов принятия решений нуждается в информационно-аналитической поддержке.
4. Функциональная структура РИАС
РИАС создается как инфраструктура и включает:
- телекоммуникационную систему (каналы связи, единая мультисервисная сеть);
- информационные ресурсы (информационная модель региона, подсистема сбора, обработки и хранения информации, подсистемы интеграции данных);
- функциональную аналитическую подсистему (подсистема представления информации);
- подсистему управления внутренними процессами органов власти области;
- подсистему взаимодействия органов власти области с гражданами.
4.1. Телекоммуникационная система
Для функционирования РИАС необходима организация единой телекоммуникационной системы, включающей в себя общую транспортную магистраль, объединяющую информационные ресурсы с согласованной технологией управления.
Единая телекоммуникационная система должна быть сформирована на базе мультисервисной сети. Сеть должна быть построена на базе современных технологий передачи информации с использованием волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС). Использование ВОЛС имеет огромный запас по полосе пропускания, которого достаточно для предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг.
На территории области построена и продолжает развиваться телекоммуникационно-информационная система (далее - ТИС) органов власти, основу которой составляет корпоративная сеть аппарата губернатора и правительства области, но надёжные телекоммуникационные каналы существуют только до уровня муниципальных районов.
Поэтому существует необходимость организации каналов связи до уровня сельских поселений области, так как сегодня уровень этих коммуникаций далек от современных технологий.
Эту задачу можно решить путем расширения мультисервисной сети до уровня сельских поселений. Для этого необходимо заменить существующее линейное и станционное оборудование на участке "районный центр - сельское поселение" на более высокотехнологичное с использованием волоконно-оптических линий связи.
Необходимо также решить проблему "последней мили" на уровне сельских поселений (участок от сельской АТС до администраций сельских поселений, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, библиотек и т.д.)
Организация "последней мили" реализуется на базе использования технологий XDSL. Подключение на базе XDSL-технологий к высокоскоростным каналам является наиболее перспективным и позволяет обеспечить возможность высокоскоростного доступа к базам данных и другим информационным ресурсам со скоростью до 7 Мбит/сек.
4.2. Информационные ресурсы
Информационные ресурсы РИАС представляют собой информационную модель региона, включающую в себя также подсистемы сбора, обработки и хранения информации, подсистемы интеграции данных (схема информационной структуры РИАС прилагается).
Информационная структура РИАС предназначена для предоставления необходимого и достаточно объема инфраструктурных сервисов обеспечения прикладных систем РИАС.
В Концепции предложена схема централизации вычислительных и информационных ресурсов в сети, предполагающая расположение вычислительных и информационных ресурсов в центральной "точке" (консолидация приложений), использование технологии "тонкого" клиента на рабочих местах, возложение управляющих функций на администраторов центрального подразделения сопровождения РИАС (централизация управления).
Одними из ключевых объектов ИТ-инфраструктуры РИАС являются центры обработки данных - мультисистемные программно-аппаратные комплексы, предоставляющие набор интерфейсов к службам хранения, обработки, передачи и предоставления специализированной, структурированной, слабо структурированной или неструктурированной информации, обладающие свойствами высокой доступности, безопасности, масштабируемости, распределенности, управляемости, открытости.
Программное обеспечение РИАС должно удовлетворять требованиям эффективности и безопасности.
С точки зрения эффективности:
- использование Web-сервисов для организации эффективного взаимодействия с базами данных;
- масштабируемость (система должна предусматривать возможность взаимодействия на уровнях как по вертикали, так и по горизонтали);
- базы данных должны удовлетворять условиям основной задачи;
- в системе построения баз данных должна быть предусмотрена интеграция с почтовыми серверами для эффективного взаимодействия;
- быстродействие (система должна удовлетворять современным требованиям к скорости обработки запросов);
- клиентская часть системы должна быть понятной пользователю;
- системы настроек и установок должны быть достаточно простыми и понятными пользователям.
С точки зрения безопасности:
- система построения базы данных должна предусматривать возможность выхода из строя отдельных элементов, таких как физический сервер или канал связи, пример защиты может быть рассмотрен в виде кластеризации;
- должна быть предусмотрена защита от ошибок доступа и защита сохранности вводимой или сохраняемой информации;
- должна присутствовать система систематического резервирования всей базы в хранилище;
- среда построения базы должна быть защищена от угроз вредоносного кода и атак из сети, без вреда для производительности баз данных;
- должна быть предусмотрена надежная система прав доступа к базе.
Архитектура программного комплекса для пользователей информации в основном будет построена по технологии "клиент-сервер". Программный комплекс отображения информации будет построен на основе OLAP-систем (online analytical processing - аналитическая обработка в реальном масштабе времени), использующих в качестве механизма хранения и извлечения данных системы управления базами данных (СУБД) реляционного ("данные о данных") типа, каждый объект задается записью (строкой) в таблице.
В случае с ROLAP СУБД предоставляет механизм реляционной алгебры для связанного извлечения данных, а надстройка над ROLAP в виде программного автоматизированного рабочего места (далее АРМ), преобразует многомерные запросы к данным. Такое построение OLAP-системы, в отличие от других известных архитектур, хорошо масштабируется, т.е. выдерживает значительный рост хранимых и анализируемых данных, а также числа подключенных пользователей без сильного снижения производительности и позволяет использовать многие промышленные сервера баз данных, такие как MS SQL, Interbase, Firebird без рекомпиляции программного продукта.
Извлечение данных из различных источников, их трансформацию и загрузку в ЦОД обеспечивают программные модули сбора и загрузки данных. Ввод данных в ЦОД осуществляется следующим образом:
- ввод данных через отчетные формы;
- автоматизированная загрузка данных с помощью загрузчиков, адаптируемых под различные форматы данных, интеграция данных.
В рамках ЦОД реализуется механизм генерации форм сбора данных с поддержкой автоматической загрузки получаемой на их основе информации в различные структуры хранения.
Получение информации от источников предполагает информационное взаимодействие регионального уровня с муниципальными уровнями, базами данных ведомств, предприятиями, статистическими базами данных, информационными ресурсами федеральных ведомств. Получение информации осуществляется по следующим схемам:
- использование xml-макетов, на региональном уровне формируются макеты сбора данных и рассылаются для заполнения объектами - источниками информации. После наполнения макетов информация выгружается в промежуточный формат и пересылается по электронной почте обратно на региональный уровень для автоматической загрузки в региональную систему;
- использование веб-раздела удаленного доступа, на региональном уровне в Интернете формируется веб-раздел для ввода удаленными объектами - источниками информации данных напрямую в региональную систему.
4.3. Функциональная аналитическая подсистема
Функциональная аналитическая подсистема обеспечивает мониторинг социально-экономических процессов в области. Под мониторингом понимается оценка, прогноз, система наблюдения и анализа экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории региона.
Для реализации мониторинга необходимо обеспечить сбор, анализ и распространение информации из следующих источников:
- объектов государственного и муниципального управления (школы, больницы, клубы, фельдшерско-акушерские пункты, администрации поселений, юридические и физические лица и т.д.);
- государственных и муниципальных информационных систем;
- органов государственной статистики.
Мониторинг осуществляется на основе показателей социально-экономического развития. Перечень показателей, их плановые значения, регламент сбора и источники поступления определяется# и утверждается# департаментами и управлениями на этапе разработки РИАС.
Показатели представляются в следующем виде:
- наименование показателя, его плановое значение (при наличии);
- источник поступления информации;
- единица измерения показателя;
- методика расчета показателя;
- периодичность обновления;
- ответственный исполнитель за предоставление информации.
Сбор и интеграция данных по показателям может осуществляться:
- посредством регламентированного заполнения форм и отчетов с использованием Web-приложений;
- по оперативным запросам, направляемым по электронной почте;
- путем импорта данных из ведомственных информационных систем через программные модули сбора и загрузки данных;
- в базу данных системы от юридических и физических лиц будет также поступать информация через сеть Интернет и Call-центр, работающий на базе ОГУ "Белгородский информационный фонд".
Визуализация показателей реализуется в виде графиков и таблиц и представляется пользователям на нескольких уровнях:
- пользователи первого уровня (администрации городских и сельских поселений, школы, больницы, клубы, фельдшерско-акушерские пункты, другие бюджетные организации) анализируют информацию, представленную в системе и принимают меры для выполнения поставленной задачи;
- пользователи второго уровня (администрации муниципальных районов и городских округов, руководители объектов государственного и муниципального управления) анализируют информацию из первичных источников, на основе анализа принимают управленческие решения, контролируют и своевременно корректируют поставленные задачи;
- пользователи третьего уровня (руководители департаментов, члены правительства, специалисты органов государственной власти) получают сводную информацию для принятия управленческих решений, контроля поставленных задач;
- губернатор области получает сводную информацию для контроля социально-экономического развития области и принятия управленческих решений.
Первоначальной основой для формирования информационно-аналитической системы является постановка задачи. Постановка задачи - это точная формулировка задачи с описанием входной и выходной информации. Задача ставится руководителем субъекта информационно-аналитической системы второго и третьего уровней. Входная информация - данные, используемые для решения задачи. Выходная информация представляется в виде выходных форм и отчетов.
Показатели, необходимые для проведения мониторинга экономических и социальных процессов, разработки прогнозов, программ и стратегий отраслей экономики и социальной сферы при необходимости согласовываются между соответствующими департаментами области. Полный перечень показателей, включая согласованные показатели, направляются в управление информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора области для разработки технического задания по реализации задачи.
Техническое задание выполнятся с учетом возможности формирования произвольных запросов и конструирования нерегламентированных отчетных форм, а также обеспечения различных видов анализа показателей (статистический, комплексный, структурный, динамический, сравнительный, индикативный, факторный). Постановщику задачи представляются реализованные формы и отчеты.
Ответственность за качество и своевременность представления полного перечня показателей, выходных форм и отчетов несут постановщики задач, ответственность за достоверность значений показателей - исполнители, ответственные за представление информации.
4.4. Подсистема управления внутренними процессами органов власти области
Создаваемая подсистема управления внутренними процессами органов власти области предоставит возможность:
- формирования иерархической структуры электронного взаимодействия руководящего персонала с подчиненными;
- коллективной работы над проектами, задачами, документами;
- эффективного контроля за процессом выполнения задач;
- получения регулярных отчетов о ходе выполнения задач;
- контроля и корректировки поставленных задач;
- контроля сроков исполнения.
Построение подсистемы должно быть основано на программном продукте, позволяющем реализовать организующий инструмент управления и эффективную организацию для совместной работы сотрудников. Тем самым будет достигнут высокий уровень управления и тактического планирования.
Основная рабочая единица подсистемы - задача. Любая задача может быть групповой, то есть требующей равный доступ определенного круга лиц для принятия решений, обсуждения выполняемой задачи.
Задачи могут объединяться в проекты.
По задаче может быть зарегистрировано неограниченное количество действий. Действия по задаче должны отражать действия исполнителя или группы исполнителей в процессе поставленной задачи.
При создании подсистемы будут определены типовые административные процессы в органах власти области (управленческие, основные, вспомогательные). В соответствии с типовыми административными процессами формируется структура управления в подсистеме. Подсистема будет способствовать повышению качества государственного управления.
4.5. Подсистема взаимодействия органов власти области с гражданами
Подсистема взаимодействия органов власти области с гражданами создается для оперативного размещения:
- информации, связанной с деятельностью органов власти области, их организационной структурой, кадрами;
- адресно-справочной информации;
- нормативных правовых актов и регламентов, регулирующих деятельность органа власти;
- информации о реализуемых программах и проектах;
- сведений о целевых и фактических показателях результативности.
Создание подсистемы позволит предоставить оперативный доступ:
- к открытой информации, содержащейся в ведомственных информационных системах;
- к сведениям о предоставляемых государственных услугах и условиях их получения, включая регламенты их предоставления;
- бланкам форм, анкет и заявок, справочным и методическим рекомендациям и разъяснениям по их заполнению и сдаче для всех категорий граждан;
- организовать интерактивное взаимодействие с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;
- обеспечить получение обратной связи и обработку обращений граждан.
В целях обеспечения полноты размещаемой информации, а также ее оперативного обновления и актуализации должны быть сформированы единые требования, определяющие общий детализированный перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним.
Построение подсистемы взаимодействия органов власти области с гражданами предусматривает создание Интернет-портала, а также центра обработки телефонных обращений (Call-центра).
Центр обработки телефонных обращений должен обеспечивать:
- прием и обработку телефонных запросов от граждан и организаций;
- предоставление им общей справочной информации;
- предоставление справочной информации о времени и месте приема граждан, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, условиях и порядке предоставления государственных услуг;
- переключение на телефон ведомства, если содержание обращения относится к сфере его компетенции;
- информирование заявителей об их правах и о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц;
- предоставление заявителю информации о статусе и результатах оказания им государственной услуги.
5. Информационная безопасность и защита информации
В Белгородской области сформирована и совершенствуется инфраструктура региональной системы защиты информации.
Экономическое развитие региона и интеграция в единое информационное пространство обусловили резкое увеличение роли информационных ресурсов и систем информатизации в жизни общества Белгородской области.
Определяющим фактором эффективности функционирования региональной информационно-аналитической системы является обеспечение должного уровня информационной безопасности, целостности и конфиденциальности обрабатываемых ресурсов.
Архитектура защиты информации определяет практические пути реализации важнейших направлений и принципов обеспечения безопасности РИАС, а также структуру, основные системотехнические решения, методы, механизмы и средства построения системы обеспечения безопасности РИАС.
Методологическую и нормативную основу разработки архитектуры защиты информации РИАС составляют основные руководящие документы ФСТЭК России в области информационных технологий и информационной безопасности. Вместе с тем архитектура защиты информации РИАС определяется с привязкой к функциональной, интеграционной, информационной, программной и системно-технической архитектуре РИАС.
Основными объектами информационной безопасности региональной информационно-аналитической системы являются:
- информационные ресурсы в виде информационных массивов и баз данных, содержащих конфиденциальные сведения (служебную тайну), и представленные на магнитных, оптических и других носителях;
- средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), системы связи и передачи данных, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства, используемые для обработки информации ограниченного доступа, их информативные физические поля.
Основными источниками угроз при функционировании РИАС в сфере информационной безопасности является возможная противозаконная деятельность отдельных лиц, нарушение установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем, отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах, использование импортных программно-аппаратных средств.
Сложность и многогранность проблемы обеспечения информационной безопасности, ее межотраслевой и межведомственный характер обуславливают необходимость ее решения не только в рамках корпоративной ЛВС правительства области, но и при функционировании РИАС на всех уровнях деятельности органов власти региона. Надежная защита информации невозможна без комплексного системного подхода к обеспечению безопасности информации, без создания единой политики и системы информационной безопасности, выполняющей следующие функции:
- предупреждение о появлении угроз безопасности информации;
- обнаружение, нейтрализацию и локализацию воздействия угроз безопасности информации;
- управление доступом к защищаемой информации;
- восстановление системы защиты информации и защищаемой информации после воздействия угроз;
- регистрацию событий и попыток несанкционированного доступа к защищаемой информации и несанкционированного воздействия на нее;
- обеспечение контроля функционирования средств и системы защиты информации и немедленное реагирование на их выход из строя.
Организационно-информационная безопасность РИАС в общем случае может состоять из нескольких контуров защиты информации (разделение инфраструктуры на контуры). Контуры информационной безопасности предполагают выполнение мероприятий, предусмотренных технологическим и эксплуатационным этапами жизненного цикла информационно-аналитической системы.
Реализация мероприятий защиты информации на разных этапах существования РИАС в первую очередь зависит от руководства структурных подразделений, ответственных исполнителей, осуществляется программистами, операторами связи, администраторами по информационной безопасности ЛВС органов власти.
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности РИАС являются:
- разработка комплекса нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и деятельность по обеспечению информационной безопасности, в соответствии с ГОСТ Р51624-2000 "Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении";
- оказание методической помощи органам власти области и организациям в планировании, разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности информации;
- предотвращение перехвата информации ограниченного доступа, передаваемой по каналам связи с помощью технических средств (защита каналов связи);
- исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации ограниченного доступа (объектовое обеспечение безопасности информации);
- предотвращение утечки информации ограниченного доступа по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств ее обработки, хранения и передачи;
- выявление и предотвращение специальных программно-технических воздействий и атак на информационные системы, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, содержащей сведения, отнесенные к служебной тайне, или сбои в работе средств информатизации (безопасность РИАС, корпоративных сетей органов власти от несанкционированного удаленного доступа со стороны глобальной сети и вирусов);
- внедрение и применение сертифицированных средств электронной цифровой подписи;
- построение системы защищенного электронного документооборота (применение средств криптографической защиты информации).
Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации в РИАС являются:
- формирование организационной структуры и кадрового обеспечения деятельности системы информационной безопасности РИАС. Подбор, обучение (переподготовка) ответственных по защите информации, администраторов по информационной безопасности ЛВС, информационно-аналитической системы;
- анализ и учет информационных ресурсов, объектов информатизации в РИАС, требующих обеспечение безопасности информации (определение объектов защиты);
- формирование правового, нормативного и методического обеспечения деятельности по защите информационных систем и ресурсов;
- определение возможных угроз и рисков, формирование перечня требований по обеспечению безопасности информации, циркулирующей в РИАС;
- категорирование, классификация и аттестация объектов информатизации по обеспечению безопасности информации с учетом необходимости дифференцирования ее уровня в различных органах власти;
- применение лицензионного общесистемного программного обеспечения;
- применение сертифицированных ФСТЭК России технических средств и программно-аппаратных комплексов защиты информации от перехвата, съема и несанкционированного доступа;
- построение системы защищенного электронного документооборота с применением средств криптографической защиты информации, обеспечивающих безопасность межсетевого взаимодействия, и средств электронной цифровой подписи;
- создание комплексной системы мониторинга, учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами и анализа сетевых уязвимостей.
6. Ресурсное обеспечение РИАС
Ресурсное обеспечение выполнения мероприятий Концепции создания РИАС Белгородской области требует привлечения финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов.
6.1. Финансовое обеспечение РИАС
Структура финансовых ресурсов связана с определением источников финансирования мероприятий и проектов. Такими источниками могут быть:
- средства федерального бюджета, выделяемые на создание информационных систем в рамках реализации федеральных целевых программ, проектов и мероприятий, реализуемых Правительством Российской Федерации;
- средства областного бюджета;
- средства бюджетов муниципальных образований Белгородской области;
- заёмные средства кредитных организаций;
- средства, получаемые от предоставления негосударственным организациям на коммерческой основе различных информационных сервисов, выносимых в аутсорсинг и выполняемых на базе аппаратно-программных средств Центра обработки данных Белгородской области.
6.2. Кадровое обеспечение РИАС
В структуру кадровых ресурсов РИАС входят:
- персонал подрядных организаций, выполняющий проектные и внедренческие работы;
- персонал из числа сотрудников заказывающих организаций, привлечённый к работе в структуре органов РИАС;
- персонал объектов автоматизации - пользователи РИАС из числа сотрудников заказывающих организаций, участвующие в опытной эксплуатации подсистем РИАС;
- эксплуатационный персонал РИАС - сотрудники структуры управления и ОВЭ РИАС, создаваемой параллельно с созданием и внедрением компонентов технологического сегмента РИАС.
Для квалифицированной работы необходимо обучение кадров. Организацию по внедрению и эксплуатации (далее - ОВЭ) РИАС предполагается создать на базе уполномоченного органа, утвердив штатное расписание и смету расходов.
Для внедрения и обеспечения эксплуатации РИАС необходимо создать вертикальную систему управления РИАС:
Областной уровень. На базе уполномоченного органа создается отдельная организационная структура управления и ОВЭ РИАС согласно утвержденному штатному расписанию. Сотрудники структуры:
- организуют информационное взаимодействие между субъектами РИАС;
- осуществляют сбор, обработку, интеграцию и анализ данных;
- представляют данные для подготовки аналитических обзоров в органы власти всех уровней;
- контролируют выполнение требований РИАС, разрабатывают и обобщают предложений по ее корректировке, развитию и оптимизации.
Уровень муниципальных районов и городских округов. Из числа сотрудников администраций муниципальных районов и городских округов назначается руководитель проекта внедрения и эксплуатации РИАС, который осуществляет контроль за сбором информации из первичных источников, анализирует первичную информацию в разрезе сельских и городских поселений, обеспечивает передачу сводной информации на областной уровень.
Уровень сельских и городских поселений. Из числа сотрудников администраций сельских и городских поселений области назначается куратор проекта внедрения и эксплуатации РИАС. Куратор обеспечивает в соответствии с регламентом сбор информации из первичных источников по утвержденным показателям социально-экономического развития.
6.3. Материально-техническое обеспечение РИАС
Подсистема обработки и хранения информации будет исполнена на мощном серверном оборудовании. Также отдельно будет сформирован архив, с соответствующими средствами информационной безопасности. Доступ пользователей к серверу будет организован по телекоммуникационным каналам на основе современных информационных технологий. Функциональная схема Центра обработки данных прилагается.
Организовать современный информационно-защищенный технический узел на лицензионных программных продуктах для сбора, обработки и хранения информации с использованием базы данных предполагается на серверах баз данных.
Для обеспечения бесперебойного доступа к информации требуется организовать кластерную систему. Для организации кластера требуется два однотипных сервера.
Для организации системы хранения данных предполагается использовать внешний дисковый массив.
Система хранения данных должна иметь полнофункциональную копию своих данных. Для этого предусматривается зеркалирование данных, поэтому в состав вычислительной системы должны входить два идентичных дисковых массива хранения и обработки данных.
Система хранения данных представляет собой полностью продублированную систему в одном общем корпусе. Все узлы дискового массива (контроллеры, блоки питания, жесткие диски) постоянно находятся в активном состоянии и подменяют друг друга в случае отказа незаметно для кластерной службы.
Все оборудование должно размещаться в серверных шкафах с созданием технологических условий для бесперебойной работы.
Для работы 3000 пользователей РИАС необходима организация АРМ пользователей. АРМ пользователя должно быть оборудовано персональным компьютером, принтером, сканером, а также Web-камерой для реализации функции видеосвязи в процессе взаимодействия пользователей различных уровней.
7. Этапы реализации РИАС
Создание и развитие РИАС ввиду её высокой сложности и технологической связности компонентов возможно только поэтапно и с увязкой всего множества необходимых мероприятий и проектов в отдельную комплексную программу.
Календарные годы перспективного временного периода 2008 - 2010 г.г., заданного для настоящей Концепции, целесообразно рассматривать как этапы реализации программы мероприятий.
Является целесообразной следующая структура программы мероприятий по созданию и развитию РИАС:
- мероприятия по правовому обеспечению создания и развития РИАС;
- мероприятия по реализации ИТ-инфраструктуры РИАС;
- формирование организационно-технического обеспечения выполнения Комплексной программы мероприятий по созданию РИАС;
- мероприятия по реализации системы управления и эксплуатации РИАС;
- мероприятия по реализации Комплексной системы обеспечения информационной безопасности РИАС;
- мероприятия по реализации функциональных и интеграционных систем РИАС в пилотном исполнении;
- мероприятия по тиражированию системы.
Учитывая фактор наличия значительного количества муниципальных образований в Белгородской области, рациональным подходом к их информатизации является разделение мероприятий по реализации соответствующих компонентов РИАС на пилотные и тиражные.
Для пилотной реализации компонентов РИАС целесообразно выбрать одно из подразделений отрасли, одно типовое муниципальное образование и орган, наиболее значимый объект для интеграции с существующими базами данных.
При таком подходе пилотные ИТ-решения, создаваемые и проверяемые в указанных объектах, должны затем тиражироваться. Это будет тиражная реализация компонентов РИАС.
Объективным условием своевременной реализации функциональных и интеграционных систем РИАС является параллельное или даже опережающее создание соответствующих компонентов ИТ-инфраструктуры РИАС, без которых эти системы не могут быть реализованы.
Это означает приоритетное создание центра обработки данных и каналов связи на областном и муниципальном уровнях.
Одновременно с поэтапным построением технологического сегмента РИАС должен строиться эксплуатационный сегмент системы. Это означает то, что внедряемые ИТ-решения должны своевременно передаваться в эксплуатацию. Эксплуатационные подразделения РИАС должны формироваться как на областном, так и на муниципальном уровнях.
Условием успешной реализации программы создания РИАС является оперативное проектирование и формирование уже в 2008 году Системы управления реализацией программы и выполнением проектов.
Задачи, решаемые в Российской Федерации, а именно: приоритетные национальные проекты, повышение эффективности государственного управления и открытости государства для населения имеют высокую общественно-политическую значимость и обуславливают в рамках создания РИАС приоритетность реализации ИТ-поддержки процессов государственного управления социально-экономической сферой и управления безопасностью региона.
Исходя из этого, приоритетные мероприятия по срокам реализации должны охватывать создание подсистем РИАС, ориентированных на ИТ-поддержку:
- процессов управления социально-экономической сферой области;
- процессов взаимодействия органов государственной власти области с населением и организациями.
Соответственно ключевыми мероприятиями должны быть: создание информационного обмена между органами власти области с предоставлением общественно значимой информации о деятельности органов власти области на публичном информационном портале Белгородской области. Для более качественной работы должна обеспечиваться связь с населением:
- создание территориально распределённой системы открытого доступа населения к публичным информационным ресурсам органов государственной власти и органов местного самоуправления области, размещаемым в публичных порталах;
- создание системы управления обращениями и инициативами граждан и организаций в органы государственной власти области, в подведомственные им предприятия и организации.
Эти мероприятия должны быть выполнены уже в 2008 году.
Дальнейшее развитие существующих и создание новых систем должно быть продолжено и нацелено на интеграцию с создаваемой РИАС.
В связи со сложностью процессов интеграции и ограниченными временными требованиями по формированию общей базы данных для решения данной задачи могут привлекаться подрядные организации.
Каждое мероприятие, нацеленное на реализацию какой-либо функциональной или интеграционной системы, предполагает выполнение ряда проектов, соответствующих схеме жизненного цикла системы. Это означает то, что реализация какой-либо функциональной системы должна включать выполнение ряда проектов по определению требований к системе (техническое задание), по проектированию и инсталляции технических и программных средств системы (эскизный и технорабочий проекты), по опытной эксплуатации системы и принятию её в эксплуатацию.
Создание ИТ-инфраструктуры РИАС Белгородской области должно быть начато с создания Центра обработки данных Белгородской области.
Создание ЦОД Белгородской области целесообразно выполнять в две очереди:
- 1-я очередь - предусматривает реализацию приоритетной функциональности ЦОД;
- 2-я очередь - предусматривает развитие функциональности ЦОД.
В процессе создания первой очереди ЦОД должно быть организовано поэтапное подключение к его сервисам:
- органов исполнительной власти области;
- областных государственных предприятий, организаций и учреждений;
- органов местного самоуправления муниципальных образований области;
- федеральных территориальных органов.
Крайне важным этапом в реализации ИТ-инфраструктуры РИАС Белгородской области является создание телекоммуникационной инфраструктуры (далее - ТИ) Белгородской области. Работы по созданию ТИ должны быть начаты практически одновременно с работами над ЦОД и в основном должны быть закончены к 2009 году. Это позволит начать эксплуатацию РИАС с последующим её планомерным развитием. Формируемая ТИ позволит дополнительно предоставлять сервисы по развитию связи, телерадиовещания, организации видеоконференций, доступа к сети Интернет территориально удаленных объектов, что в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни населения области.
Одновременно с этим должны вестись работы по поэтапному созданию территориально распределённой сети пунктов открытого доступа населения к публичным порталам органов государственной власти Белгородской области и публичным порталам органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Должно быть организовано взаимодействие создаваемых пунктов с Центром обработки данных.
Ключевая форма совершенствования организационной структуры эксплуатационного сегмента РИАС - определение уполномоченной организации по внедрению и эксплуатации (далее - ОВЭ) РИАС, подведомственной исполнительным органам государственной власти Белгородской области, а также создание структуры управления РИАС, включая формирование подразделений или назначение ответственных в муниципальных образованиях и органах государственной власти.
Исходя из этого, мероприятия по реализации структуры управления и ОВЭ РИАС должны предусматривать:
- разработку документов для формирования структуры управления и ОВЭ РИАС;
- разработку процессов деятельности ИТУ и ОВЭ РИАС, подготовку соответствующих нормативно-методических документов и информационного обеспечения;
- разработку и развертывание автоматизированной подсистемы мониторинга и управления РИАС по мере развития и совершенствования РИАС;
- разработку и развертывание автоматизированной подсистемы управления запросами с одновременной автоматизацией процессов управления событиями и поддержкой пользователей;
- разработку и развертывание информационно-справочной подсистемы с автоматизацией процессов информационного обеспечения актуальными конфигурационными данными РИАС;
- совершенствование подсистемы управления запросами, предусматривающее автоматизацию процессов управления изменениями и проблемами;
- разработку и развертывание подсистемы контроля выполнения процессов с автоматизацией учетных функций;
- разработку программы и организация# обучения участников РИАС.
Мероприятия по правовому обеспечению создания и развития РИАС должны быть согласованы по содержанию и срокам с мероприятиями по реализации эксплуатационного сегмента РИАС.
Подготовка документов по формированию организационной структуры и документов по организации деятельности структуры управления и ОВЭ РИАС должна быть поддержана нормативно-правовыми актами, которые должны:
- устанавливать правовой статус РИАС;
- напрямую регулировать порядок создания и принятия РИАС в эксплуатацию, дальнейший порядок постоянной эксплуатации и модернизации РИАС;
- регламентировать взаимодействие пользователей, владельцев и разработчиков РИАС.
Формирование структуры управления и ОВЭ РИАС на областном уровне, а также разработка процессов их деятельности должны быть поддержаны нормативно-правовыми актами, которые:
- регламентируют включение в состав РИАС информационных ресурсов и интеграцию с РИАС информационных ресурсов;
- регламентируют нормы и расценки на создание, эксплуатацию и модернизацию информационных систем в составе РИАС;
- устанавливают перечень обязательной информации, включаемой в РИАС;
- регламентируют порядок оказания информационных услуг на основе и с использованием РИАС.
Нормативно-правовая база РИАС должна формироваться, уточняться и развиваться на всех этапах создания РИАС.
РИАС Белгородской области обусловливает целесообразность применения программного и проектного подходов к организации и выполнению работ по её созданию и развитию.
Программный подход предусматривает определение и структурирование необходимых программных мероприятий, направленных на реализацию РИАС, на определённом перспективном временном интервале.
Проектный подход требует структурирования необходимого множества работ в рамках программных мероприятий в отдельные проекты, выполняемые в рамках своих расписаний и бюджетов.
Создание и развитие РИАС предполагает согласованную реализацию всех компонентов РИАС. Процесс создания РИАС рассчитан на продолжительное время, в течение которого Концепция РИАС может претерпевать изменения.
В интересах обеспечения качественного управления реализацией комплексной программы мероприятий по созданию и развитию РИАС требуется разработка соответствующего стандарта управления проектами РИАС, создание технологии и инструментов применения этого стандарта, контроля за его соблюдением, а также его постоянное обновление и совершенствование.
При этом предполагается последовательное выполнение следующих работ:
- разработка рабочей методологии управления проектами РИАС;
- формирование организационной структуры управления РИАС;
- разработка корпоративных стандартов управления проектами РИАС;
- развёртывание средств автоматизации управления проектами РИАС;
- обучение персонала системы.
8. Оценка социально-экономической эффективности создания РИАС
С учетом основных направлений создания РИАС представляется возможным оценить эффект реализации Концепции по следующим основным направлениям:
- интегральный эффект состоит в повышении качества жизни жителей области за счет более широкого внедрения современных ИКТ;
- повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек управления;
- снижение трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 50 процентов за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных ведомств и интеграции государственных информационных систем, развития межведомственной системы электронного документооборота;
- увеличение бесконтактного (электронного) обращения граждан в органы государственной власти для оказания услуг, сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия ведомств на основе ИКТ;
- обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами России своих конституционных прав и обязанностей за счет создания новых и модернизации действующих ведомственных Интернет-сайтов, развития их информационного наполнения и функциональных возможностей, а также обеспечения тематического доступа к размещаемой на них информации;
- повышение спроса на ИКТ со стороны органов государственной власти, мотивации работников органов государственной власти к использованию современных ИКТ в своей деятельности, содействия разработке и обоснованию ведомственных программ и проектов информатизации и, как следствие, более качественное оказание государственных услуг;
- развитие региональной инфокоммуникационной инфраструктуры и обеспечение информационного единства области за счет формирования единой телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти всей области.
Приложение N 1
к концепции создания
Региональной информационно-
аналитической системы
Белгородской области
Информационная структура РИАС
/---------------------------\ /---------------------------\
| Губернатор области, | | Информационный портал с |
| правительство области |----------------------------| разграничением доступа |
\---------------------------/ \---------------------------/
| Защищенный канал связи |
\-----------------------------------\ | | |
/-------------\ | | | |
| Архив | | | | /-----------\
\-------------/ | | | | Население |
| | | \-----------/
| | |
/-----------------\ /----------------------------\ |
|База данных РИАС |----------| Центр обработки данных | |
| |----------| | |
\-----------------/ \----------------------------/ |
| /--------------\
| | | | | | Базы данных |
| | | Защищенный канал связи| Электронная почта | | федеральных |
| \---+------------------------------+---------------------+-|органов власти|
| | | | \--------------/
| \-----\ | |
| | | |
| | /----------------------------------\ |
/---------------\ \--------| Информационные ресурсы | |
|Статистические | | администрации муниципального |-|
| ресурсы | | образования | |
\---------------/ \----------------------------------/ |
|
| Электронная почта |
/----------------------------------\ |
| Информационные ресурсы |-/
/------------------------------| городских и сельских поселений |-------------------\
| \----------------------------------/ |
| |
| /-----------------------------------------------------------------------------\ |
\---| Первичная информация |---/
| (администрации поселений, школы, ФАПы, учреждения культуры, библиотеки, |
| юридические и физические лица) |
\-----------------------------------------------------------------------------/
Приложение N 2
к концепции создания
Региональной информационно-
аналитической системы
Белгородской области
Функциональная схема Центра обработки данных
/--------------------\ /---------------------\ /----------------------\
| ИБП | | ИБП | | Внешние каналы связи |
\--------------------/ \---------------------/ \----------------------/
| | |
/------------\ /------------\ Скоростной /-----------------\
| Сервер | | Резервный | канал связи | Локальная |
| архива |--------------| сервер |----------------\ | сеть |
| | | | | \-----------------/
| | | | |
\------------/ \------------/ | |
| |Скоростной
| | | |канал связи
| |
| /------------\ Скоростной /------------------------\
| | Основной | канал связи | Сетевой |
| | сервер |-------------| концентратор |
\-----------------------| | \------------------------/
| |
\------------/
/----------------\ |
| ИБП |----------/
\----------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области. Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации региональной информационно-аналитической системы в соответствии с задачами модернизации государственного управления.
Распоряжение Правительства Белгородской области от 4 февраля 2008 г. N 28-рп "Об утверждении концепции создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области", январь - март 2008 г., N 7 (125)
Распоряжением Правительства Белгородской области от 19 сентября 2022 г. N 683-рп настоящий документ признан утратившим силу с 19 сентября 2022 г.