Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов г. Белгорода
от 21 июля 2009 г. N 233
Отчет
главы администрации города Белгорода Потрясаева В.Н. о реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы в 2008 году
Уважаемые депутаты, участники заседания!
Итоги выполнения в 2008 году положений Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы характеризуются положительной динамикой.
Несмотря на кризис, охвативший весь мир, затронувший, конечно, и нас, хозяйственный комплекс города не свернул с созидательного пути. Это, в свою очередь, является основой для нормальной, стабильной работы органов местного самоуправления, жизнедеятельности всего городского сообщества, создания в нём благоприятной морально-психологической атмосферы.
В 2008 году продолжала расти численность постоянного населения города, которая достигла 358 тысяч 286 человек.
На 7,5% выросла рождаемость, что выше среднеобластного показателя. По расчётам института муниципальных проблем продолжительность жизни в городе составила 69,8 лет. Смертность же осталась на прежнем уровне.
Продолжали расти реальные доходы населения. Среднемесячная заработная плата горожан по сравнению с 2007 годом поднялась на 25,9% и достигла 16 тыс. 200 рублей. Причём, был обеспечен опережающий рост номинальной зарплаты в бюджетной сфере, которая в конце года практически сравнялась со средней по городу.
Устойчиво развивалась социальная сфера. Построены или капитально отремонтированы десятки объектов: школы, ДОУ, спортивные и культурные сооружения, объекты медицинской сферы, в которой продолжался процесс обновления материально-технической части. Установлены томографы в 1-ой и 2-ой городских больницах, что, безусловно, помогает вывести здравоохранение города на более высокий уровень.
Реконструируются и комплексно благоустраиваются улицы и микрорайоны нашего города. Построены четыре цветомузыкальных фонтана, которые сразу же стали излюбленными местами отдыха горожан.
За прошлый год введено в эксплуатацию 285 тысяч квадратных метров жилья, из них 65,2 тысяч - индивидуального.
Общий объем инвестиций в 2008 году превысил 24,7 млрд. рублей, что на 19,4% (или 8,4 млрд. рублей) выше уровня 2007 года.
Динамично развивалась в прошедшем году торговля, сфера услуг, транспорт, связь, устойчиво работал жилищно-коммунальный комплекс. Возрос вклад малого бизнеса в экономику города.
Улучшилось и состояние безопасности граждан, меньше совершено преступлений, раскрываемость их увеличилась. Сократилось число погибших от неестественных причин и суицида.
Выполнены все финансовые обязательства городского бюджета. В 2008 году город награжден дипломом 1-ой степени Всероссийского конкурса "Лучшее муниципальное образование" в номинации "Экономика и финансы муниципального образования", город стал победителем в рейтинговом соревновании среди городов Белгородской области, а общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" признала Белгород лучшим объектом социально-экологической сферы за 2008 год.
Всё это непосредственно сказалось на улучшении качества жизни белгородцев, общественно-политической обстановке, которая оставалась стабильной и благоприятной.
Уважаемые коллеги!
Хотя итоги 2008 имеют определённый положительный баланс в социально-экономическом развитии города, уже в его завершении мы почувствовали на себе негативное влияние кризисных явлений. Они значительно усилились в текущем году, о чём свидетельствуют статистические данные.
Всего лишь в трёх сферах производства наблюдается незначительный рост выпуска продукции, в остальных же спад составил от 5,5 до 60,6 процентов. Ряд предприятий заявили о высвобождении нескольких сотен работников. В режиме неполной рабочей недели на 62 предприятиях работают около 3,5 тысяч человек, на 46 предприятиях работникам предоставлены отпуска без сохранения заработной платы.
Несмотря на такую сложную ситуацию, за счёт перераспределения рабочей силы, нам удаётся сохранить уровень зарегистрированной безработицы в докризисных пределах, и находится наш город в тройке наиболее благополучных в этом отношении областных городов Центрального Федерального округа.
Своеобразный индикатор кризисных явлений - сфера услуг. Он показывает, что почти на 16 процентов снизился розничный товарооборот, на - 13,3 процента оборот предприятий общественного питания.
Белгородцы стали меньше покупать непродовольственных товаров, сложной бытовой техники.
В целом же, рост цен на товары и услуги в текущем году составил 5,3 процента, что несколько ниже, чем у наших ближайших соседей.
Естественно, что такая ситуация тревожит городские власти и требует от них принятия конкретных мер по противодействию кризисным моментам. В соответствии с распоряжением губернатора Белгородской области администрацией города разработан план мероприятий, направленный на поддержку действующего промышленного потенциала, недопущение сокращения рабочих мест, обеспечение наполняемости городского бюджета, сохранение социальной стабильности.
Создан соответствующий координационный Совет, на заседаниях которого регулярно рассматривается сложившаяся экономическая ситуация, а также вопросы уплаты налогов и неналоговых платежей, погашения задолженности по выплате заработной платы, экономии и другие вопросы.
Темпы социально-экономического развития города находятся под постоянным контролем администрации, что способствует исполнению доходной части бюджета, которая возросла по сравнению с соответствующим периодом восьмого года. А это даёт нам основания планомерно продолжать реализацию абсолютного большинства направлений Стратегического плана и утверждённых городских программ.
Тем более, что они, в основном, соответствуют антикризисному плану, который изложил в своём отчёте на заседании областной Думы губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко.
Поэтому хотел бы более детально остановиться на проводимой работе в разрезе каждого департамента, чтобы проанализировав достигнутое, реально оценить перспективы. Тем более, что необходимость корректировки направлений и конечных результатов совершенно очевидна.
Дело в том, что разрабатывая и утверждая Стратегический план в 2007 году, мы даже теоретически не могли предугадать целый ряд экономических и социальных ситуаций, как регионального, так и федерального, и даже мирового уровня.
Это относится к таким моментам, как реализация правительственных программ по ускоренному реформированию ЖКХ, расселению из ветхого и аварийного жилья, и более глобальные, как, например, финансово-экономический кризис.
Более того, в некоторых случаях нами были недостаточно глубоко продуманы и просчитаны индикаторы, что привело к их несоответствию нынешней ситуации. То есть, они были занижены. Это касается, например, показателей продолжительности жизни, объёма инвестиций, роста средней заработной платы и других, которые на сегодня или перекрыты, или приближаются к запланированному порогу.
В прошлом году часть такой работы проведена, после чего подготовленные предложения об определенных изменениях в План действий были утверждены Советом депутатов.
Начать анализ хотел бы с департамента городского хозяйства, который участвует в реализации 3 целей по двум направлениям Стратегии.
При реализации цели "Повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и благоустройства города" перед департаментом поставлены были следующие задачи:
- повышение надежности систем энергоснабжения и водоотведения;
- развитие жилищно-коммунальной сферы.
Предваряя анализ работы департамента, хотел бы проинформировать присутствующих о том, что по предложению института муниципальных проблем мы вводим в обращение новый термин - индекс надёжности систем жизнеобеспечения города. Соответствующий документ сейчас находится в стадии разработки.
Смысл его таков, что при стабильной и нормальной работе всех жилищно-коммунальных систем - снабжение теплоэлектроэнергией, подаче воды, работе лифтов и т.д. он равен единице. Каждый сбой в оказании услуг населению рассчитывается по определённой формуле и снижает данный показатель на десятые, сотые и тысячные доли.
Так вот, следуя расчётам, на сегодня индекс надежности систем жизнеобеспечения города составляет 0,974, что, конечно, выше уровня седьмого года.
Снижен процент неблагоустроенного жилья: без центрального водоснабжения до 4,4 %, без канализации до 4,6 %, с печным отоплением до 1,8%.
В тоже время, в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, сокращены объемы работ по замене ветхих сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Для реализации вышеуказанной цели в городе действовали 5 городских программ.
Программа "Модернизация и реконструкция наружного освещения" в 2008 году выполнялась без ущерба в сфере безопасности на дорогах и во дворах, в сокращенном варианте, при реконструкции улично-дорожной сети и благоустройстве дворовых территорий. Кроме того, получена существенная экономия бюджетных средств за счет оптимизации графика освещения города. Разработан проект Автоматизированной Системы Управления Наружным Освещением.
По программе "Энергосбережение в жилищной и социальной сфере", сверх запланированных мероприятий, утеплены фасады 10 домов. Приборами учета тепла оснащены 7 домов. В социальной сфере установка приборов учета энергоресурсов ведется в соответствие с графиком.
Мероприятия целевой программы "Повышение надёжности систем водоснабжения и водоотведения, и улучшения качества питьевой воды на период до 2011 года" выполнены, в основном, в рамках инвестиционной и производственной программ 2008 г. на общую сумму 142 млн. руб.
По данной программе не удалось выполнить следующие мероприятия:
- строительство главной насосной станции канализации;
- реконструкцию главных канализационных коллекторов и городских очистных сооружений.
Все это влечет снижение надежности системы водоотведения города.
Считаю необходимым департаменту городского хозяйства более предметно изучить соответствующие федеральные и региональные программы, и проработать вопрос включения в них финансирования невыполненных мероприятий.
По мероприятиям "Замена ветхих электрических и тепловых сетей" доля ветхих электрических сетей сокращена всего на 4%. Имеет место неисполнение своих договорных обязательств ТГК-4 и, как результат, - увеличение доли ветхих тепловых сетей. Если на 2009 год планируется с опережающими темпами реконструкция 40,6 км. электрических сетей, то планируемая реконструкция тепловых сетей в объеме 1 км. приведет к еще большему отставанию.
Поэтому на недавнем заседании коллегии органов местного самоуправления мною даны поручения о начале процедуры возврата тепловых сетей в муниципальную собственность.
Мы не можем всё время быть заложниками у ТГК-4, которая наглядно показала свою несостоятельность в плане содержания этого хозяйства. Чем быстрее мы вернём сети назад, тем скорее приступим к их планомерной реконструкции, хотя это и потребует дополнительных расходов из бюджета.
Но я думаю, что если речь идёт о надёжности обеспечения услугами горожан, здесь мнение администрации и Совета депутатов города будет солидарным.
По программе "Капитальный ремонт муниципального жилищного фонда города Белгорода на 2007 - 2011 годы" план 2008 года значительно перевыполнен. При плане 46,4 млн. руб. фактически выполнено - 297,1 млн. руб. И в основном это перевыполнение за счет федеральных и областных средств, заявки на которые мы сумели своевременно и качественно подготовить. По этой же схеме мы работаем и в текущем году, получив на эти цели дополнительно 457 млн. рублей из тех же источников.
Считаю такой подход нашим серьёзным достижением и хотел бы выразить благодарность всем работникам, которые участвовали и участвуют в качественной подготовке документов для получения областных и федеральных средств, как по данной, так и по другим программам.
Как показывают социологические опросы, удовлетворенность населения работой сферы ЖКХ в 2008 году по сравнению с 2007 годом существенно выросла. Например, полностью или скорее удовлетворены от числа опрошенных: санитарно-техническим оборудованием домов - 56%, внешним видом дома - 62%, работой лифта - 67%.
Это хорошие показатели, но не следует забывать, что они средние. У нас ещё немало территорий, где оценка жилищно-коммунальной сферы далека от положительной.
Поэтому департаменту следует при подготовке планов на 2010 год особенно тщательно анализировать ситуацию и стремиться расширять географию капитального ремонта с учётом предложений Советов территорий.
По программе "Белгородский двор на 2008 - 2011 гг." в 2008 году выполнено запланированного на 100% объема. С учетом ранее выполненных работ по благоустройству, оценку состояния дворовых территорий как "отличное, хорошее и удовлетворительное" дали почти 87% опрошенных горожан.
Следует отметить, что это направление имеет особое социальное значение, а необходимость благоустройства дворов, к сожалению, значительно превышает возможности городского бюджета.
Но мы не свернём с намеченного пути и будем изыскивать средства, чтобы планомерно продолжать эту работу, тем более, что жители готовы нам оказывать здесь посильную помощь.
Цель "Повышение экологической устойчивости города" Стратегии предусматривает решение 3-х задач:
- снижение загрязнения окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- охрана городских лесов, расширение лесопарковой зоны, обновление зеленого фонда;
- совершенствование системы управления отходами жизнедеятельности города.
При их решении в прошлом году достигнуты следующие положительные результаты:
- увеличена доля утилизированных отходов до планового значения;
- снижены индексы загрязнения атмосферы и загрязнения рек;
- увеличена площадь зеленых насаждений и лесопарков. Выполнение вышеназванных задач обеспечивалось за счет реализации "Экологической программы города Белгорода на 2007 - 2011 годы", финансирование которой перевыполнено на 17 %. В 2008 году план 156,2 млн. руб., фактически израсходовано средств на эти цели - 183,9 млн. руб.
Как результат - 81% населения оценивают состояние охраны окружающей среды как "отличное, хорошее и удовлетворительное", а высокую оценку чистоты улиц дали 92% опрошенных.
Вместе с тем, считаю необходимым потребовать от департамента городского хозяйства и лично Геннадия Петровича Вендина кардинально перестроить работу с хозяйствующими субъектами по подготовке ими проектов санитарно-защитных зон и предельно-допустимых выбросов.
Программа "Обеспечения доступности жилья". Она предусматривает решение задачи по газификации участков городских садоводческих кооперативов.
Учитывая замечания Коллегии местного самоуправления, сделанные в 2007 году, департаментом городского хозяйства отработаны мероприятия с садоводческими кооперативами и в 2008 году газифицированы без привлечения бюджетных средств 3 кооператива в Западном округе и 2 кооператива в Восточном округе. Эту работу, считаем, следует продолжать.
Всесторонне оценивая работу департамента, хочу ещё раз подчеркнуть его величайшую степень ответственности за обеспечение нормальной жизнедеятельности города.
Мы приняли все предложения по изменению схемы управления жилищно-коммунальным хозяйством, создан единый мощный комплекс МУ "Белгорблагоустройство". Теперь вправе ожидать четкой, слаженной работы, оперативного решения ежедневных вопросов, заботы о перспективе.
Уважаемые коллеги! Департаментом образования, культуры, спорта и молодежной политики реализовывались 2 цели и решались 5 задач.
За отчетный период все поставленные задачи выполнялись, финансовые средства освоены в полном объеме.
В 2008 году в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования закуплена компьютерная техника для опорных и базовых школ.
Проведено материально-техническое переоснащение образовательных учреждений города с целью оборудования каждого учебного кабинета компьютером и проектором. Приобретено 60 компьютерных классов.
Во всех школах города открыты классы, осуществляющие начальную профессиональную подготовку по рабочим специальностям, где в рамках базисного учебного плана реализуются программы начального профессионального образования и ведётся подготовка учащихся старших классов по 14 рабочим специальностям.
Полностью выполнены мероприятия по подпрограмме "Одаренные дети" городской комплексной целевой программы "Дети Белгорода". Их результаты говорят сами за себя:
- 83 учащихся стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийских олимпиад школьников;
- 20 учащихся получили дипломы первой, второй и третьей степеней на окружных, Всероссийских и Международных олимпиадах;
- 25 учащихся стали победителями и призёрами в городской научно-практической конференции;
- 77 человек стали победителями и призёрами Всероссийских научно-исследовательских конференций.
С особым удовольствием среди всех талантливых ребят хочу отметить одного из самых перспективных юных математиков страны, учащегося лицея N 38 Витю Омельяненко, который в прошлом году завоевал золотую медаль на открытой Всекитайской олимпиаде. И вот буквально на днях новый успех - победа на престижной международной Олимпиаде в городе Бремене. Поздравляя Витю, его педагогов и родителей с прекрасным успехом, хочу ещё раз обратить внимание департамента на необходимость всесторонней поддержки таких молодых талантов и педагогов, которые их воспитывают. Это - будущее нашего города, его интеллектуальное достоинство и инновационный фундамент.
Возвращаясь к сфере образования, приведу данные социологических исследований, которые показывают, что уровень удовлетворенности получением среднего образования составляет 81%.
Для достижения 100% уровня, на наш взгляд, департаменту образования, культуры, спорта и молодежной политики необходимо:
- провести работу по усилению педагогического звена отрасли, то есть, работу в рамках целевой контрактной подготовки;
- разработать и внедрить инновационные программы по школьным дисциплинам, не входящим в обязательную программу при сдаче ЕГЭ, чтобы школьники имели возможность использовать полученные знания при поступлении в ВУЗы.
На недавнем заседании коллегии органов местного самоуправления мы предметно рассматривали ход реализации программы "Молодёжь - Белгороду". Отмечалось, что финансирование этого направления деятельности администрации ежегодно увеличивается и в прошлом году составило 5 млн. рублей, которые полностью были освоены.
Вместе с тем, члены коллегии справедливо заметили, что пока ещё не выстроена пролонгированная схема работы с молодёжью по принципу "школа-вуз-производство". Из поля зрения управления молодёжной политики выпадают некоторые неформальные объединения, нет боевитости в борьбе с негативными явлениями в подростковой среде.
И хотя социологические исследования показывают, что более 64% молодёжи удовлетворены организацией досуга, здесь ещё много проблем. Ведь почти 40% оценивают эту работу отрицательно!
В рамках выполнения мероприятий программы "Спорт для всех" в 2008 году построено 3 спортивно-досуговых площадки в жилых кварталах города, спортивный зал средней школы N 33, отремонтирован плавательный бассейн детского садика N 78, осуществлен капитальный ремонт Дворца спорта "Спартак".
В целях переоснащения материально-технической базы учреждений культуры в 2008 году осуществлен капитальный ремонт Деловой библиотеки, завершен капитальный ремонт здания учреждения культуры "Центр Досуга", центральная детская библиотека оснащена библиотечным оборудованием. В целом на укрепление и модернизацию материально-технической базы отрасли "Культура" в 2008 году израсходовано бюджетных средств более 12 миллионов рублей.
Несмотря на достигнутые результаты, департаменту образования, культуры, спорта и молодежной политики необходимо более предметно решать перспективные вопросы. И главный из них - сохранение интеллектуального потенциала города.
Уже несколько лет мы говорим о разработке программы поддержки талантливой молодёжи в плане создания в Белгороде мощного инновационного центра. К большому сожалению, продвинуться здесь вперёд нам так и не удалось.
Мы не можем предложить молодым талантливым учёным, менеджерам достойную их уровня знаний работу, зарплату, жилищные условия. У нас даже нет элементарного анализа, куда после окончания высших учебных заведений идут работать наши победители и призёры международных, всероссийских олимпиад и конкурсов.
Считаю такое положение неудовлетворительным и его надо исправлять.
Департамент здравоохранения, социальной защиты и жилищных отношений участвует в выполнении 2-х направлений стратегии, реализуя 12 задач, для достижения 6 целей.
При реализации цели "Сохранение и укрепление здоровья жителей города" перед департаментом поставлены следующие задачи:
- формирование здорового образа жизни;
- охрана материнства и детства;
- повышение качества и доступности медицинской помощи;
- создание условий для сохранения здоровья и трудовой деятельности. При решении этих задач достигнуты следующие положительные результаты:
- увеличение рождаемости с 12,0 до 12,9 на 1000 населения;
- стабилизация показателя смертности на уровне прошлого года (11,5 на 1000 населения);
- снижение общей детской смертности до 0,5 на 1000 человек, в том числе младенческой смертности на 2,5%;
- уменьшение родового травматизма в 2 раза;
- увеличение охвата профилактическими осмотрами до 87 % взрослых и 96,5 % детей;
- снижение уровня заболеваемости управляемыми инфекциями, (заболеваемостью корью в 10 раз, вирусным гепатитом "В" в 7 раз, краснухой в 6,2 раза).
В то же время, в 2008 году по сравнению с 2007 отмечается рост числа лиц, у которых впервые установлен диагноз употребления наркотиков и алкоголя, что, в немалой степени, обусловлено улучшением качества диагностики и усилением работы в этом направлении.
С другой стороны, данный факт говорит также и о серьёзных недоработках в борьбе с негативными социальными явлениями.
Мы не раз подчёркивали, что успешное решение данной задачи зависит от консолидации усилий органов власти, медицинского сообщества и населения, создания условий для развития потребности в здоровом образе жизни и привлечении современных медико-социальных технологий для формирования отказа от вредных привычек.
К сожалению, это направление деятельности не достигло реально качественного уровня и над этим нам предстоит еще работать.
Отмечаются определенные результаты по повышению качества и доступности медицинской помощи, социальной защищенности беременных женщин и детей до 3-х лет. Названная категория граждан обеспечивается бесплатным специализированным молочным питанием. Медицинская помощь детям оказывается по принципу - "Единый педиатр".
Реализуется городская целевая#, в рамках которой проводится ремонт и реконструкция лечебно-профилактических учреждений города. Практически завершено их нормативное оснащение лечебно-диагностическим оборудованием.
Во всех поликлиниках компьютеризированы рабочие места участковых врачей-терапевтов, внедрена электронная система записи на прием к врачу.
Целенаправленные усилия по созданию доступной и качественной медицинской помощи в соответствии с целью, поставленной Стратегией, способствовали повышению основного индикатора отрасли "удовлетворенность населения качеством оказанной медицинской помощи" с 55 до 63%.
Но я считаю, что при том внимании, которое мы оказываем городскому здравоохранению в плане увеличения финансирования, укрепления материально-технической базы, повышения заработной платы медицинского персонала, этот показатель просто на сегодня неудовлетворителен.
Надеюсь что, начальник департамента Владимир Иванович Скурятин сделает из этой критики правильные выводы.
Для реализации цели "Повышение степени социальной защищенности отдельных категорий граждан" действуют программы:
- "Социальная поддержка отдельных категорий граждан";
- "Совершенствование условий для самореализации граждан пожилого возраста";
- "Пожизненное содержание одиноких престарелых граждан". Создана комплексная система по оказанию мер социальной поддержки малообеспеченных граждан по самым различным направлениям - от выплаты пособия при рождении ребенка, до предоставления социальных услуг лицам старшего поколения.
Из 85 видов выплат, пособий, компенсаций - 75 выплачиваются независимо от доходов граждан.
Из средств городского бюджета осуществляется 15 видов выплат.
В прошедшем году снизилось количество обращений по вопросу оказания адресной помощи, что говорит о положительной динамике снижения доли малообеспеченных граждан в городе.
Это подтверждают и данные исследований: 80% опрошенных удовлетворены деятельностью органов социальной защиты.
При осуществлении программных мероприятий цели "Повышение доходов населения" в рамках реализации программы "Содействие занятости населения города Белгорода" в прошедшем году были временно трудоустроены 1735 несовершеннолетних граждан, оказано содействие в самозанятости 126 жителям города.
Более 400 безработных граждан направлены на профессиональное обучение, пособия по безработице получили 1464 человека, стипендии на профессиональное обучение - 413 человек.
С целью обеспечения временной занятости населения в текущем году активно используются общественные работы, на организацию которых выделен почти 51 млн. рублей из федерального и областного бюджетов. Это существенно помогает нуждающимся пережить трудные времена.
В ходе реализации целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в городе" фактический уровень производственного травматизма на предприятиях города составил 2,2 (на 1 тысячу работающих), что на 18,8% ниже показателей 2007 года. Процент проведения аттестации рабочих мест на условия труда составил 81,7%, что соответствует плановому показателю Стратегии.
По цели обеспечения доступности жилья предусматривается решение задач, связанных со сносом ветхого и аварийного жилья и предоставлением социального жилья малообеспеченным гражданам.
В рамках реализации программы реконструкции общежитий города на 1999 - 2009 г.г., в 2008 году заключено 252 договора, были полностью расселены 5 общежитий, а за весь период - 14. В стадии расселения находятся восемь.
2009 год должен стать последним годом действия этой программы. Освободившуюся строку бюджета мы должны переориентировать на удовлетворение уже сформированной очереди нуждающихся в жилье.
Детально эту проблему мы рассматривали недавно на расширенном совещании в администрации города. О чём идёт речь?
Как я уже отмечал, губернатором области предложено в рамках борьбы с кризисными явлениями 8 направлений деятельности, первым из которых является сохранение экономического роста. В наших условиях локомотивом городской экономики является, конечно же, строительный комплекс, который "тянет" за собой десятки других производств. Кстати, общеизвестно, что один строитель даёт работу ещё 8 смежникам.
Наша позиция такова: мы обязаны всесторонне поддерживать как строительный комплекс, так и предприятия стройиндустрии за счет увеличения объемов строительства жилья.
Сегодня мы уже рассматриваем предложения в бюджете 2010 года с целью перераспределения средств и участия администрации в строительстве жилья.
Таким образом, мы выходим на решение сразу нескольких задач - обеспечиваем стабильную работу предприятий, формируем бюджет, продвигаем очередь нуждающихся в жилье, даём возможность белгородцам надёжно и с пользой для общества сохранять свои сбережения при строительстве арендного жилья.
В рамках реализации программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Белгорода на 2008 - 2011 г.г." освоено более 60,0 млн. рублей бюджетных средств, которые направлены на расселение аварийных домов площадью 1240 кв. м.
Департамент строительства и архитектуры принимает участие в решении 5 задач, которые выполняются путем реализации 3 программ и 5 мероприятий.
В 2008 году разработана комплексная схема градостроительного развития Белгородской агломерации.
Выполняются мероприятия по строительству новых транспортных развязок и дублеров автомагистралей:
- завершено строительство магистральной автодороги ул. Студенческая - Северо-Восточный обход протяженностью более 6 км;
- ведутся работы по строительству магистральной автодороги рынок "Спутник" - ул. Сумская - ул. Чичерина - "Ротонда";
- подготовлена схема размещения для транспортной развязки ул. Вокзальная - ул. Победы;
- проходит экспертизу документация на дорогу-дублер по ул. Волчанской;
- разработан проект на реконструкцию ул. Губкина с устройством кольцевого пересечения с ул. Буденного.
В 16 микрорайонах ИЖС города ведется строительство инженерных сетей общей протяженностью - 1164 км:
- в 2008 году - выполнено 66 км инженерных сетей на общую сумму 192,7 млн. руб. и 24,7 км автодорог с обеспечением транспортного сообщения.
В соответствии со стратегий жилищного строительства на территории Белгородской области городу доведен объем ввода жилья на 2004 - 2010 годы в размере 1 млн. 594 тыс. кв. м.
За 2004 - 2008 годы при задании 1 млн. 114 тыс .кв. м. введено уже 1млн. 488 тыс. кв. м. жилья, что составляет 133,7 % от задания.
Значение индикатора "обеспеченность жильем" достигло уровня 22,185 кв. м. на человека, который уже вплотную приблизился к прогнозному показателю 2011 года.
Активно реализуются в городе программы реконструкции и благоустройства улично-дорожной сети, развития ливневой канализации.
Вместе с тем, перед департаментом по-прежнему остро стоят задачи современной организации самого строительного процесса, активного привлечения инвесторов для этой отрасли, совершенствования архитектурного облика города.
Департамент экономики, финансов и инвестиционной политики участвует в решении задач по всем 3-м направлениям Стратегии развития города.
Для достижения цели "Увеличение экономического потенциала" в 2008 году реализовывались:
- основные направления Концепции инвестиционной политики города Белгорода;
- мероприятия целевой программы "Поддержка и развитие предпринимательства в городе на 2006 - 2008 гг." Здесь удалось достичь увеличения числа работающих в сфере предпринимательства с 30,5 до 32,0 % от общего количества занятого населения города. Это соответствует планам, и к 2011 году поднять планку до 35%.
Городской межведомственной инвестиционной комиссией предоставлена финансовая поддержка в форме субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам 31 субъекту малого предпринимательства. Сумма выделенных субсидий составляет 3,3 млн. руб. Финансовую поддержку за счет средств бюджета городского округа в форме субсидирования части арендной платы за пользование нежилыми помещениями получили 8 субъектов малого бизнеса. Сумма выделенных субсидий составила 154,6 тыс. рублей.
Всего на реализацию программы выделено за счёт средств городского бюджета 3,5 млн. рублей, что превышает показатель 2007 года более чем в 5 раз.
Институтом муниципальных проблем проведено социологическое исследование, которое показало, что в целом, опрошенные представители малого и среднего бизнеса удовлетворены сложившейся сферой предпринимательства. Респонденты (66,3% от опрошенных) достаточно высоко оценили условия для развития предпринимательства, создаваемые органами местного самоуправления.
Учитывая то, что срок исполнения целевой программы истек в прошлом году, департаментом подготовлена и утверждена Советом депутатов города обновлённая программа на 2009 - 2011 годы.
Реализация мероприятий по задачам, оказывающим непосредственное влияние на индикаторы и не требующим принятия отдельных целевых программ, также позволили достичь положительных результатов.
Так, бюджетообеспеченность на одного жителя в 2008 году составила 17,5 тыс. рублей, что выше почти на 26 % показателя 2007 года.
Осуществление комплекса мероприятий по увеличению собственной доходной базы, в том числе от эффективного использования муниципальной собственности, повлияло на рост показателя "исполнение доходной части городского бюджета".
В 2008 году поступления в бюджет городского округа составили более 6,0 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей больше, чем в 2007 году.
По результатам проведённых департаментом экономики финансов и инвестиционной политики мероприятии, направленных на увеличение доходной базы городского бюджета, в 2008 году превышение общей суммы собственных доходов по сравнению с 2007 годом составило 1,7 млрд. рублей.
Согласно данным службы статистики по Белгородской области, в городе за 2008 год оборот организаций по видам экономической деятельности составил около 146 млрд. рублей. Увеличение оборота произошло на 25 млрд. рублей или 20,5 % к показателю 2007 года.
В то же время, нас беспокоит тот факт, что в этом процессе крайне медленно растёт доля малого бизнеса, которая в настоящее время составляет около 10% общего объёма. А в текущем году за первый квартал она вообще снизилась почти на треть.
Поэтому мы должны предметно проанализировать ситуацию, принять исчерпывающие меры для повышения вклада малого бизнеса в городскую экономику, особенно на инновационной основе.
Следует отметить, что в 2008 году структурные подразделения департамента решали задачи и по другим направлениям стратегии, имеющим определённую долю в принятых индикаторах качества.
В частности, предоставление муниципальных нежилых помещений в аренду для организации ведения предпринимательской деятельности позволило увеличить доходы городского бюджета на 4,2 млн. рублей и выполнить план от данного вида деятельности на 106 %.
Выделение гражданам переданных в 2008 году Белгородской ипотечной корпорации городских земель под ИЖС и организация их инженерного обустройства увеличило количество застройщиков. А повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами способствовало введение планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В связи с тем, что бюджет городского округа "Город Белгород" по итогам 2008 года превысил планируемые показатели, возникла необходимость их пересмотра в сторону увеличения путем принятия постановления администрации города о среднесрочном финансовом плане городского округа на 2009 - 2011 годы.
Работу по наполнению городского бюджета и рациональному использованию муниципальной собственности продолжил в текущем году вновь созданный департамент имущественных и земельных отношений, который возглавил В.В. Гавриленко.
Основная задача нового структурного подразделения - эффективное использование земли, как особого ресурса, и других видов муниципальной собственности с максимальной пользой для городского сообщества. К заслугам работников департамента смело можно отнести поступление в бюджет города в 2008 году почти 1 млрд. 442 млн. рублей земельных платежей.
В прошлом году различным бизнесструктурам было предоставлено 33 земельных участка площадью 76,5 тыс. кв. метров, что только в виде прямой платы в бюджет дало 31,3 млн. рублей.
В 2008 году по инициативе администрации города начата инвентаризация земель города.
Уже по первым её итогам были внесены изменения в решения Совета депутатов, где были пересмотрены условия льгот по уплате налога на земельные участки, что принесло дополнительно в городскую казну в этом году более 18 млн. рублей.
В 2008 году начата и в текущем продолжена работа по межеванию и постановке на кадастровый учёт земельных участков, на которых расположены многоэтажные жилые дома.
В сфере особого внимания департамента - эффективное использование муниципального имущества. В прошлом году от его аренды и приватизации в бюджет поступило почти 158 млн. рублей, в 2009 - 80,2 при плане 50,8 млн. рублей.
Среди первоочередных задач также обеспечение социальных экономических обязательств муниципалитета и создание условий для развития предпринимательства.
Считаю, что мы совершенно правильно приняли решение о выделении всего этого направления в самостоятельную структуру, потому что это позволяет активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создаст основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформирует базу экономически обоснованного налогообложения.
Вместе с тем, в связи с созданием нового департамента, считаю необходимым предусмотреть его конкретное участие в выполнении Стратегического плана и его ответственности за достижение определённых индикаторов. Предложения должен подготовить институт муниципальных проблем.
На секретариат Совета безопасности города Стратегией развития города возложено обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан.
Для выполнения этой цели и решения поставленных задач по снижению гибели граждан от неестественных причин и уровня преступности, формированию индивидуальной культуры их безопасного поведения, в 2008 году разработаны городские целевые программы "Комплексные меры противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2009 - 2011 годы" и "Пожарная безопасность города Белгорода на период до 2011 года".
Кроме того, внесены изменения в программу "Обеспечение безопасности, охраны жизни и здоровья населения городского округа". Реализация данной программы дала ряд положительных результатов:
- повысилась оперативность реагирования органов внутренних дел на заявления и сообщения граждан;
- уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения снизился на 17,9 % (с 2071 до 1700);
- общее количество зарегистрированных за 2008 год преступлений сократилось на 16,7 % (с 7213 до 6006);
- на 8,8 % сократился уровень подростковой преступности;
- снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, на 6,5 %.
По данным социологического исследования, почти 86% граждан оценили на "хорошо" и "удовлетворительно" состояние общественного порядка в городе.
В рамках выполнения комплексных мер противодействия немедицинскому употреблению наркотиков и их незаконному обороту проведен ряд оперативно-профилактических операций. По официальным данным количество наркозависимых граждан в городе составляет 360 человек.
Положительным результатом является то, что в Белгороде, одном из немногих регионов России, значительно сократились темпы роста числа граждан, употребляющих наркотики, а количество наркозависимых несовершеннолетних в 2008 году не увеличилось ни на одного человека.
В 2008 году на территории города число пожаров снизилось на 9,4%. Сумма ущерба, по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 5,3 %/
Заметна устойчивая тенденция к снижению количества погибших на водных акваториях (с 9 до 6 человек), от суицидов (с 58 до 41 человек), преступных посягательств.
Наряду с положительными результатами, отмечены и негативные.
Несмотря на то, что в результате принимаемых администрацией города мер, не допущено гибели людей на муниципальных объектах, число погибших в результате пожаров, к сожалению, возросло с 9 до 11 человек.
Особую озабоченность вызывает рост смертельных случаев в результате дорожно-транспортных происшествий - с 27 до 35.
Поэтому достижение хороших результатов по ряду показателей не дает оснований к самоуспокоенности.
Необходимо качественное улучшение уровня работы по профилактике пожаров, безопасности дорожного движения, в том числе, связанной с развитием улично-дорожной сети и ужесточением контроля на дорогах, пропаганде и формированию у граждан индивидуальной культуры их безопасного поведения.
Для достижения цели "совершенствование системы местного самоуправления" аппарат администрации города активно решал задачи по развитию гражданской инициативы белгородцев.
В настоящее время созданы 27 Советов территорий, в состав которых вошло свыше 550 активистов.
Среди них - старшие подъездов, предприниматели, директора школ и детских образовательных учреждений, руководители предприятий, представители духовенства, ветеранских, молодёжных, общественных организаций и другие. Как я уже отмечал, все Советы территорий возглавляют депутаты Совета депутатов города. За счёт внутренних резервов администрации города в качестве штатной единицы Советам придан секретарь.
Что показали первые шаги работы этих общественных формирований?
Первое. Инициатива и творческая активность горожан нашла точку применения.
Второе. Люди поняли, что этот шаг властей не кампанейщина или дань моде, а серьёзный, основательный подход к организации жизнедеятельности городского сообщества. Ведь, по большому счёту, последние годы мы целенаправленно шли к решению проблемы взаимоотношения власти и горожан.
Это и перестройка деятельности всех структур власти, когда уровень работы с обращениями граждан оценивается по результатам их исполнения.
Это и результаты выборов различных уровней, когда процент участия в них горожан постоянно возрастает, как и процент выполнения их просьб и наказов.
Это и кардинальное улучшение информирования людей о работе органов местного самоуправления с использованием средств массовой информации, Интернета, отчётов округов перед жителями.
И, наверное, самое главное, последовательное решение проблем жизнеобеспечения города - благоустройства, санитарного содержания, экологии, качественного улучшения услуг ЖКХ, обеспечения безопасности, заботы о юных и пожилых белгородцах. То есть, приглашение к активному сотрудничеству горожан было расценено жителями как шаг доверия и уважения со стороны власти.
Именно поэтому деятельность Советов территорий сразу вошла в конструктивное русло.
Круг проблем, которые смогут решать и уже решают органы общественного самоуправления, постоянно расширяется.
Вот лишь несколько статистических цифр: в 2008 - 2009 году на заседаниях Советов рассмотрено около 600 вопросов, в том числе о реализации Стратегического плана развития города, социальной защите населения, благоустройстве территорий, об охране общественного порядка, оказании коммунальных услуг, организации досуга и целый ряд других.
Причём во всех заседаниях Советов принимают участие руководители структурных подразделений администрации города, что даёт возможность широкого информирования граждан, компетентного обсуждения возникающих вопросов и, при необходимости, их оперативного решения на месте.
Это очень важный момент. Присутствие представителей администрации не только укрепляет принцип обратной связи "власть - народ". В первую очередь, он придает уверенность активу Совета в серьёзности намерений администрации, поднимает значимость общественного обсуждения того или иного вопроса жизни данной территории и города в целом.
Более того, именно люди подсказывают необходимость детально проанализировать и с учётом их интересов в ряде случаев изменить схему управления, как отдельными территориями, так и, возможно, города в целом.
В частности, целесообразным может оказаться реорганизация границ сферы обслуживания предприятий ЖКХ, участков милиции, почтовых отделений.
Второй момент - изменение психологии хозяйственных руководителей предприятий, фабрик, заводов, находящихся на территории Совета.
Один из примеров такого подхода - работа Совета территории N 23, который возглавляет генеральный директор ОАО "Белагромашсервис", депутат горсовета Владимир Михайлович Рязанов. Поэтому свою роль мы видим в поддержке и развитии таких инициатив.
Надо отметить, что Советы активно берут на себя целый ряд оперативных вопросов организации жизнедеятельности населения. К примеру, установлен действенный контроль за ходом капитального ремонта жилого фонда, что значительно повысило ответственность подрядных организаций за выполнение работ.
Существенно возросло количество конкретных предложений от территорий по вопросам благоустройства, обеспечения безопасности граждан, социальной защиты.
Перечень этот можно продолжать, но, мне думается, и так понятно, что инициатива жителей сразу нашла достойное применение. Наша прямая задача - постоянно заботиться об этих ростках гражданского самосознания, помогать людям обретать уверенность в своих силах и в силе общественного решения.
Анализируя работу Советов, сегодня мы уже рассматриваем как перспективную возможность их участия в формировании бюджета 2010 года в плане развития территорий.
О качестве реализации Программы, степени продвижения к намеченным целям можно судить по ряду статистических и социологических показателей.
В частности, последние замеры общественного мнения показывают, что роль органов общественного самоуправления положительно оценивают почти 69 процентов опрошенных.
При этом 70 процентов отмечают, что эти объединения являются действенной формой связи между населением и властью.
То есть речь идёт о качественном изменении взаимоотношений населения и органов местного самоуправления, о создании союза единомышленников, в котором все находятся в равных степенях ответственности.
Но мы реально смотрим на развитие этого процесса и понимаем, что делаем лишь первые шаги в его становлении.
В рамках реализации данной программы при Коллегии местного самоуправления создан общественный Совет для обеспечения взаимодействия общественных организаций, профессиональных и молодежных союзов, некоммерческих организаций, Почетных граждан города с органами муниципальной власти.
15 июля текущего года работа органов местного самоуправления города по повышению социальной и деловой активности населения по месту жительства детально рассматривалась на заседании правительства области. Она получила достаточно высокую оценку, но вместе с тем отмечалось, что мы должны активнее привлекать к работе Советов территорий бизнес-сообщество, формировать глубокое понимание жителями ответственности за жизнедеятельность территорий, закладывать новые гражданские традиции.
Думаю, что разговор, который состоялся на заседании правительства, прозвучавшие предложения на нем, должны быть обобщены в виде конкретных мероприятий и широко использоваться в нашей работе.
Уважаемые коллеги!
Подводя итог своего выступления, хочу отметить:
- всего в рамках выполнения целевых установок Стратегии развития в 2008 году на территории города было реализовано 26 целевых программ и 2 концепции.
Финансирование из бюджетных и внебюджетных источников планировалось в сумме 1 млрд. 052,1 млн. рублей.
Фактически выполнены работы на сумму 1 млрд. 169,6 млн. рублей, что на 11% выше запланированного.
В ходе осуществления мероприятий городскими целевыми программами были соблюдены главные направления Стратегии развития города.
Успешные практические действия в отчётном периоде по основным направлениям, в целом, показали способность структурных подразделений администрации решать долгосрочные задачи, вести последовательную работу по созданию благоприятных условий для улучшения качества жизни горожан через миссию "От благоустройства - к благополучию".
Проведённый анализ индикаторов качества жизни показал их поэтапный рост.
Как результат - увеличение базового индикатора индекса развития человеческого потенциала, который рассчитан специалистами Института муниципальных проблем по итогам 2008 года и составил 0,805. Увеличение индекса произошло на 2 тысячи по сравнению с 2007 годом. То есть, у нас есть основа для дальнейшего развития города, экономики, трудовых ресурсов, муниципального управления, а также научного, творческого, культурного и духовного потенциала.
Но, как я уже отмечал вначале, назрела необходимость детально, с учётом сегодняшних реалий, откорректировать отдельные разделы и контрольные цифры Стратегического плана.
В частности, это касается вопросов рождаемости, уровня травматизма на производстве, доли малообеспеченных, охвата детей и подростков летним оздоровительным отдыхом и целого ряда других.
Хочу в очередной раз подчеркнуть, что принятый нами Стратегический план - не догма, а живой, рабочий документ. По нему мы сверяем нашу ежедневную и перспективную работу. И что очень важно, он является универсальным документом для борьбы с кризисными явлениями, так как в нём учтены практически все направления деятельности органов местного самоуправления.
С учётом вышесказанного, предлагаю департаментам в срок до 1 ноября 2009 года пересмотреть индикаторы качества жизни, которые близки или достигли прогнозных показателей 2011 года и внести новые предложения на утверждение сессии декабре. Необходимо также, критически проанализировать целевые программы, индикаторы которых нуждаются в корректировке.
Регулировать эту работу должна рабочая группа во главе с Василием Петровичем Болтенковым.
Уважаемые друзья!
Заложенный в течение последних лет принцип системности в работе органов местного самоуправления города, активного сотрудничества администрации города и Совета депутатов, позволяет нам наряду с новыми шагами в социально-экономическом развитии, двигаться вперёд и в вопросах развития гражданской инициативы, улучшения качества человеческих взаимоотношений.
А это, в свою очередь, положительно отражается на состоянии общественного самосознания горожан, их оценке деятельности всех структур власти.
Но жизнь выдвигает перед нами новые задачи и проблемы. И их успешное, ускоренное решение во многом будет зависеть от того, насколько органы власти и всё городское сообщество едины в понимании своей ответственности за настоящее и будущее нашего Белгорода! Спасибо!
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов г. Белгорода от 21 июля 2009 г. N 233 "О ходе выполнения Стратегии развития города Белгорода до 2025... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.