В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", во исполнение распоряжения губернатора области от 31 июля 2009 года N 382-р "О повышении социальной и деловой активности населения по месту жительства" правительство области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Повышение социальной и деловой активности населения по месту жительства на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов:
- в срок до 31 декабря 2009 года разработать и утвердить планы формирования структуры территориального общественного самоуправления;
- при формировании местных бюджетов предусматривать денежные средства на развитие общественного самоуправления;
- ежегодно в срок до 1 июля представлять в аппарат губернатора области по результатам муниципальных конкурсов социальных инициатив среди территориального общественного самоуправления (Советов территории) предложения о создании и обустройстве объектов социальной инфраструктуры на территории общественного самоуправления для включения в областной Проект "Социальное обустройство сельских территорий Белгородской области" и областную Программу капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов по местным программам области.
3. Аппарату губернатора области (Полухин О.Н.) в срок до 1 июня 2010 года разработать предложения о внесении изменений, учитывающих результаты работы территориального общественного самоуправления по социальному обустройству территорий, в постановление губернатора Белгородской области от 10 июля 2008 года N 83 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений".
4. Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области (Калашников Н.В.):
- в срок до 1 июня 2010 года внести изменения, учитывающие результаты работы территориального общественного самоуправления по социальному обустройству территорий, в постановление правительства Белгородской области от 27 октября 2006 года N 227-пп "О проведении областного конкурса на звание "Самый благоустроенный населенный пункт Белгородской области", "Лучшая центральная площадь", "Лучший микрорайон (квартал)", "Лучшая улица", "Лучший многоквартирный дом", "Лучший дом в частном секторе";
- ежегодно в срок до 10 августа вносить предложения в областной Проект "Социальное обустройство сельских территорий Белгородской области" и областную Программу капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов по местным программам области с учетом результатов муниципальных конкурсов социальных инициатив.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области - руководителя аппарата губернатора области О.Н.Полухина.
Информацию об исполнении постановления представлять ежегодно к 15 декабря начиная с 2010 года.
Губернатор |
Е.Савченко |
Долгосрочная областная целевая программа
"Повышение социальной и деловой активности населения
по месту жительства на 2010 - 2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 28 декабря 2009 г. N 393-пп)
Наименование долгосрочной "Повышение социальной и деловой активности
целевой программы населения по месту жительства на 2010 - 2012
годы" (далее - Программа)
Наименование, дата и номер Распоряжение губернатора области от 31 июля
правового акта о 2009 года N 382-р "О повышении социальной и
разработке долгосрочной деловой активности населения по месту
целевой программы жительства"
Государственный заказчик Правительство Белгородской области
долгосрочной целевой
программы
Представитель Аппарат губернатора области
государственного заказчика
(координатор) долгосрочной
целевой программы
Ф.И.О., должность Полухин О.Н., заместитель губернатора области
руководителя долгосрочной - руководитель аппарата губернатора области
целевой программы
Разработчики долгосрочной Аппарат губернатора области
целевой программы
Исполнители долгосрочной Департаменты области
целевой программы
Участники долгосрочной Органы местного самоуправления, Ассоциация
целевой программы "Совет муниципальных образований Белгородской
области", Белгородский областной фонд
поддержки малого предпринимательства
Цель и задачи долгосрочной Цели Программы:
целевой программы 1. Создание благоприятных правовых и
организационных условий для реализации
населением Белгородской области права на
территориальное общественное самоуправление.
2. Вовлечение широких слоев населения в
общественную жизнь городских поселений,
активизация потенциала граждан в решении
вопросов местного значения.
Задачи Программы:
1. Формирование эффективной структуры
территориального общественного самоуправления.
2. Развитие форм участия населения в решении
социально значимых вопросов местного значения.
3. Создание системы взаимодействия органов
местного самоуправления и органов
территориального общественного самоуправления
в решении вопросов местного значения.
4. Создание условий для вовлечения жителей в
процессы развития и укрепления
территориального общественного самоуправления
для решения проблем территорий.
5. Обеспечение правовых,
финансово-экономических и иных гарантий
развития территориального общественного
самоуправления в области.
6. Обеспечение информационной поддержки
деятельности и инициатив органов
территориального общественного самоуправления
области.
7. Содействие обмену опытом между органами
территориального общественного самоуправления
области.
8. Повышение результативности и эффективности
работы органов местного самоуправления.
9. Учет результатов муниципальных конкурсов
социальных инициатив среди территориального
общественного самоуправления при реализации
постановлений правительства Белгородской
области от 27 июля 2007 г. N 176-пп "О системе
подготовки и реализации областного Проекта
"Социальное обустройство сельских территорий
Белгородской области" и от 3 сентября 2007 г.
N 209-пп "Об утверждении объемов капитальных
вложений на строительство, реконструкцию и
капитальный ремонт объектов по местным
программам области на 2008 - 2010 годы"
Сроки и этапы реализации Программа реализуется с 2010 по 2012 годы в
долгосрочной целевой два этапа:
программы 1. Организационный - 1 полугодие 2010 года.
2. Становление и развитие - второе полугодие
2010 - 2012 годы
Подпрограммы, входящие в Нет
состав долгосрочной
целевой программы
Объемы и источники Реализация мероприятий Программы
финансирования финансирования из областного бюджета не
долгосрочной целевой требует
программы по годам
реализации
Целевые показатели - повышение эффективного взаимодействия
реализации долгосрочной муниципальной власти и гражданского общества,
целевой программы обеспечение прозрачности деятельности органов
местного самоуправления в решении вопросов
местного значения;
- повышение информированности местных
сообществ о муниципальном управлении и его
формах;
- повышение активности населения в
деятельности территориального общественного
самоуправления;
- расширение участия органов территориального
общественного самоуправления в решении
социальных проблем;
- формирование взаимовыгодных партнерских
отношений органов местного самоуправления и
территориального общественного самоуправления
в решении проблем городских поселений;
- повышение уровня доверия населения к
муниципальной власти;
- повышение эффективности использования
бюджетных средств
Показатели - количество объектов социальной
социально-экономической инфраструктуры, благоустроенных при активном
эффективности реализации участии населения территориального
долгосрочной целевой общественного самоуправления;
программы - количество проведенных по инициативе
населения территорий самоуправления спортивно-
досуговых, культурно-просветительских, иных
массовых мероприятий;
- объем привлеченных средств на развитие
территорий самоуправления;
- количество граждан, участвующих в работе
объединений по интересам по месту жительства
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. С помощью привлечения органов территориального общественного самоуправления к участию в решении вопросов местного значения предполагается эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении проблем муниципальных образований.
Развитие территориального общественного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона требует правового, экономического, информационного и методического сопровождения, осуществление которого возможно при поддержке органов государственной власти и местного самоуправления.
Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения определенной территории и муниципалитета в целом.
Развитие системы территориального общественного самоуправления позволит совершенствовать муниципальное управление и приблизить местную власть к населению. Такой подход позволяет:
- создать обратную связь между населением и органами местного самоуправления;
- повысить социальную активность граждан и привлечь широкие слои населения в процессы самостоятельного управления территориями;
- сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления в городских поселениях.
Территориальное общественное самоуправление представляет собой систему, элементами которой являются собрания, конференции граждан по месту жительства, органы территориального общественного самоуправления и выборные лица территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).
Учитывая, что задачи, обусловленные требованиями Федерального закона, подлежат решению в конкретные сроки, они могут быть реализованы исключительно программными методами, путем осуществления согласованного комплекса мероприятий.
Настоящая Программа предусматривает организацию ТОС в городских поселениях, а также создание Советов территории на основе объединения элементов ТОС.
Первичными элементами ТОС являются уличкомы, домкомы и их выборные лица: старший по улице, старший по дому, старший по подъезду.
Старший по улице осуществляет свою деятельность в районе частной застройки, непосредственно среди жителей частного сектора, в пределах своей компетенции.
Старший по дому, подъезду осуществляет свою деятельность в районе муниципальной застройки, среди жителей отдельного многоэтажного дома, подъезда многоэтажного дома в микрорайоне муниципальной застройки.
Средним звеном ТОС является дворовой комитет, выборным лицом - старший по двору, осуществляющий свою деятельность в районе муниципальной застройки, среди жителей микрорайона муниципальной застройки.
Высшим звеном общественного самоуправления является Совет территории, возглавляемый председателем, осуществляющий организационно-распорядительные функции общественного самоуправления и объединяющий граждан по месту жительства и месту работы.
В целях эффективного решения вопросов местного значения и взаимодействия с органами местного самоуправления в состав Совета территории могут входить соответствующие ТОСы, депутаты представительного органа муниципального образования, представители правоохранительных органов, духовенства, работники образования, здравоохранения, культуры, ветеранских, молодежных и иных общественных организаций, социальной защиты населения, управляющих компаний, предприятий и организаций всех форм собственности.
При формировании института ТОС в целях дальнейшей эффективной деятельности органов ТОС учитывается сложившаяся социальная инфраструктура территории, т.е. наличие социальных объектов: аптек, магазинов, школ, детских садов, пунктов охраны общественного порядка, объектов бытового обслуживания и др.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
1. Формирование эффективной структуры ТОС.
2. Развитие форм участия населения в решении социально значимых вопросов местного значения.
3. Создание системы взаимодействия органов местного самоуправления и органов ТОС по вопросам местного значения.
4. Создание условий для вовлечения жителей в процессы развития и укрепления ТОС для решения проблем территорий в городских поселениях.
5. Обеспечение правовых, финансово-экономических и иных гарантий развития ТОС в области.
6. Обеспечение информационной поддержки деятельности и инициатив органов ТОС области.
7. Содействие обмену опытом между органами ТОС области.
8. Повышение результативности и эффективности работы органов местного самоуправления.
9. Учет результатов муниципальных конкурсов социальных инициатив среди ТОС при реализации постановлений правительства Белгородской области от 27 июля 2007 г. N 176-пп "О системе подготовки и реализации областного Проекта "Социальное обустройство сельских территорий Белгородской области" и от 3 сентября 2007 г. N 209-пп "Об утверждении объемов капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов по местным программам области на 2008 - 2010 годы".
Развитие ТОС в муниципальных образованиях области должно быть направлено на достижение следующих целей:
1.1. Наведение порядка в подъезде, доме, придомовой территории.
1.2. Преодоление социальной пассивности населения, развитие его инициативы.
1.3. Привлечение населения к решению вопросов территориального и общемуниципального значения.
1.4. Привлечение населения к управлению жилищным фондом.
1.5. Осуществление контроля за деятельностью жилищно-коммунальных организаций, соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда как жилищно-коммунальными предприятиями, так и населением.
1.6. Привлечение населения на добровольной основе к участию в охране общественного порядка.
1.7. Привлечение населения к мероприятиям по сохранности жилищного фонда, муниципального имущества, очистке придомовых территорий, озеленению территорий и их благоустройству.
1.8. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди населения.
1.9. Организация досуга детей, подростков и молодежи.
Нумерация приводится в соответствии с источником
2. Создание основы работы ТОС через элементы кластера, сформированного с учетом разработанного регионального норматива, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 9 декабря 2008 г. N 293-пп "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования смешанной жилой застройки в Белгородской области":
Учреждения и предприятия обслуживания |
Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения <1*>: |
|
в городах |
300 |
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке |
500 |
Общеобразовательные школы <1> |
750 |
(500 для начальных классов) | |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий |
500 |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов |
1500 |
Поликлиники и их филиалы в городах <2> |
1000 |
Раздаточные пункты молочной кухни |
500 |
То же при одно- и двухэтажной застройке |
800 |
Аптеки в городах |
500 |
То же при одно- и двухэтажной застройке |
800 |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: |
|
в городах при застройке |
|
многоэтажной |
500 |
одно-, двухэтажной |
800 |
в сельских поселениях |
2000 |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка |
500 |
Программа реализуется с 2010 по 2012 годы в два этапа.
1 этап - организационный:
- формирование ТОС: разработка нормативной правовой базы, информационно-методическое обеспечение ТОС, организация системы ТОС, материально-техническое обеспечение ТОС.
Срок реализации мероприятий этапа - 1 полугодие 2010 года.
2 этап - становление и развитие:
- развитие и расширение функций ТОС, реализация мероприятий, направленных на формирование благоприятной социокультурной среды жителей территории общественного самоуправления, обустройство и создание кластерных элементов, привлечение жителей к участию в решении вопросов местного значения, развитие форм участия населения в решении вопросов местного значения и взаимодействия с органами местного самоуправления, выявление лучших практик организации и деятельности ТОС.
Срок реализации мероприятий: становление - второе полугодие 2010 года, развитие - 2011 - 2012 годы.
3. Система программных мероприятий
|
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки исполнения |
Рекомендуемое финансирование |
1. |
Правовое и организационное обеспечение деятельности территориального общественного самоуправления |
|||
1.1. |
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) и его органов |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Январь 2010 года |
Не требуется |
1.2. |
Формирование территорий общественного самоуправления |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Январь 2010 года |
Не требуется |
1.3. |
Формирование структуры и органов ТОС начального и среднего звена, регистрация в установленном порядке Уставов ТОС органами местного самоуправления |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Март 2010 года |
Не требуется |
1.4. |
Подписание соглашения ТОС с органами местного самоуправления о формах взаимодействия и сотрудничества |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Март 2010 года |
Не требуется |
1.5. |
Разработка модельного положения о проведении муниципального конкурса социальных инициатив среди ТОС (Советов территории) |
Зюлин М.А. Бочарова Т.А. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Март 2010 года |
Не требуется |
2. |
Информационно-методическое сопровождение деятельности ТОС |
|||
2.1. |
Размещение информации о деятельности ТОС в области на официальных сайтах губернатора и правительства Белгородской области, органов местного самоуправления |
Гармашев А.А. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ежегодно |
Не требуется |
2.2. |
Организация рекламных роликов, передач, публикаций в средствах массовой информации о процессе создания и деятельности ТОС |
Гармашев А.А. |
Постоянно, начиная с января 2010 года |
Не требуется |
2.3. |
Организация практических, учебно-методических семинаров с населением муниципалитета и представителями ТОС по вопросам, входящим в компетенцию ТОС |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Постоянно, не реже 1 раза в квартал |
Бюджеты муниципальных образований |
2.4. |
Проведение семинаров-совещаний по обмену опытом работы органов ТОС |
Полухин О.Н. Терещенко Р.В. Гармашев А.А. Бочарова Т.А. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ежегодно |
Не требуется |
2.5. |
Проведение образовательных семинаров с руководителями органов ТОС |
Бочарова Т.А. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Постоянно |
Бюджеты муниципальных образований |
3. |
Материально-техническое обеспечение деятельности ТОС |
|||
3.1. |
Предоставление ТОС помещений для создания методического кабинета, обеспечение мебелью, оргтехникой |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
1 февраля 2010 года |
Бюджеты муниципальных образований |
3.2. |
Формирование муниципального фонда нежилых помещений в целях функционального обеспечения ТОС (спортивных секций, кружков, патриотических клубов, центров творческой активности) |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
15 февраля 2010 года |
Бюджеты муниципальных образований |
3.3. |
Разработка механизмов материального поощрения должностных лиц ТОС |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Январь 2010 года |
Бюджеты муниципальных образований |
3.4. |
Определение источников и порядка формирования финансовых средств ТОС |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Январь 2010 года |
Не требуется |
4. |
Развитие ТОС, поддержка социальной и деловой активности населения |
|||
4.1. |
Определить формы участия ТОС в различных сферах жизнедеятельности местных сообществ: - по работе с детьми и молодежью; - по охране общественного порядка; - по социальной защите населения; - по организации культурно-досуговой деятельности населения; - по содержанию жилищного фонда |
Коврижных Ю.В. Беспаленко П.Н. Курганский С.И. Батанова Е.П. Жихарев И.Н. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Январь 2010 года |
Не требуется |
4.2. |
Обеспечение в рамках действующей областной программы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, приоритетного оказания финансовой поддержки предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по реализации инвестиционных проектов, предусматривающих: - создание дворовых комплексов по оказанию социальных, бытовых, торговых услуг; - создание дворовых, детских и спортивных площадок |
Левченко А.А. Шарова Т.Л. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
В течение срока реализации Программы |
В рамках средств, предусмотренных постановлением правительства Белгородской области от 5 марта 2007 г. N 42-пп "Об утверждении областной программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2007 - 2010 годы" |
4.3. |
Проведение на территории общественного самоуправления спортивных, культурно-массовых и других социально значимых мероприятий |
Органы местного с самоуправления (по согласованию) |
Постоянно |
Бюджеты муниципальных образований |
4.4. |
Обеспечение создания и обустройства элементов социального кластера, объектов социальной инфраструктуры на территориях общественного самоуправления |
Калашников Н.В. Перцев В.В. Коврижных Ю.В. Белоусов Н.И. |
Ежегодно |
В рамках областного Проекта "Социальное обустройство сельских территорий Белгородской области" и областной Программы капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов по местным программам области |
4.5. |
Проведение мониторинга среди граждан пожилого возраста с целью выявления потребностей групп населения в различных видах социальных услуг |
Батанова Е.П. |
В течение срока реализации Программы |
Не требуется |
4.6. |
Организация досуга пожилых людей посредством создания клубов по интересам с целью максимального вовлечения их в активную общественную жизнь |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
В течение 2011, 2012 годов |
Не требуется |
4.7. |
Расширение перечня социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, путем создания консультативных центров, "телефонов доверия", "школ для родителей", клубов "Преодоление" для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и иных востребованных местным сообществом консультативных центров |
Батанова Е.П. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
В течение 2011, 2012 годов |
Не требуется |
4.8. |
Организация работы актива добровольческого движения и общественных инициатив: - проведение акции милосердия "Ветеран живет рядом" (шефская помощь ветеранам); - оказание добровольцами социально-бытовых услуг жителям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации |
Батанова Е.П. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
В течение 2011, 2012 годов |
Не требуется |
4.9. |
Анализ деятельности общественных организаций, определение перспектив их развития |
Батанова Е.П. |
В течение 2011, 2012 годов |
Не требуется |
5. |
Обеспечение функционирования деятельности ТОС |
|||
5.1. |
Организация встреч с бизнес-сообществом территорий, представителями общественных и религиозных объединений для участия в создании и обустройстве элементов социального кластера, объектов социальной инфраструктуры территории общественного самоуправления |
Калашников Н.В. Левченко А.А. Родионов В.Я. Коврижных Ю.В. Белоусов Н.И. Шарова Т.Л. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Постоянно, не реже 1 раза в квартал |
Не требуется |
5.2. |
Проведение конкурсов по социально значимым проектам ТОС (на лучшую благоустроенную территорию, на лучшую елку, лучшую детскую площадку и др.) |
Органы местного самоуправления (по согласованию) |
В течение 2011, 2012 годов |
Бюджеты муниципальных образований |
5.3. |
Организация проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности ТОС |
Полухин О.Н. Терещенко Р.В. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ежегодно до 1 ноября |
В рамках постановления губернатора области от 10 июля 2008 г. N 83 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и сельских поселений" |
5.4. |
Формирование и ведение реестра ТОС Белгородской области |
Бочарова Т.А. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Декабрь 2010 года |
Бюджеты муниципальных образований |
5.5. |
Организация и проведение мониторинга и социологических исследований состояния гражданской активности населения в деятельности ТОС |
Гармашев А.А. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
В течение 2011, 2012 года |
Не требуется |
5.6. |
Проведение мониторинга обустроенности территории общественного самоуправления |
Калашников Н.В. Органы местного самоуправления (по согласованию) |
Ежегодно |
Не требуется |
4. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы финансирования из областного бюджета не требует.
5. Механизм реализации Программы,
контроль за ходом ее реализации
Программа реализуется департаментами области при участии органов местного самоуправления, Ассоциации "Совет муниципальных образований Белгородской области" и Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства.
Координацию программных мероприятий осуществляет аппарат губернатора области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется представителем заказчика (координатором) в соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 31 августа 2009 г. N 295-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности".
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность осуществления Программы определяется по следующим показателям:
1. Количество объектов социальной инфраструктуры, благоустроенных при активном участии населения территорий общественного самоуправления.
2. Количество проведенных по инициативе населения территорий общественного самоуправления спортивно-досуговых, культурно-просветительских, иных массовых мероприятий.
3. Объем привлеченных средств на развитие территорий общественного самоуправления.
4. Количество граждан, участвующих в работе объединений по интересам по месту жительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заказчиком областной целевой программы является Правительство Белгородской области. Основными целями и задачами программы являются: повышение эффективного взаимодействия муниципальной власти и гражданского общества; увеличение активности населения в деятельности территориального общественного самоуправления; расширение участия органов территориального общественного самоуправления в решении социальных проблем и др. Программа осуществляется с 2010 по 2012 годы в два этапа. Реализация мероприятий Программы финансирования из областного бюджета не требует.
Постановление Правительства Белгородской области от 28 декабря 2009 г. N 393-пп "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Повышение социальной и деловой активности населения по месту жительства на 2010 - 2012 годы"
Текст постановления официально опубликован не был