Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, проведена юридическая экспертиза постановления губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года N 225 "О создании эвакуационной комиссии Белгородской области" с изменениями, внесенными постановлениями губернатора Белгородской области от 6 сентября 2006 года N 114 и от 13 июля 2009 года N 71.
Поводом к проведению юридической экспертизы послужило внесение изменений высшим должностным лицом области в рассматриваемый нормативный правовой акт, которым утверждается Положение об эвакуационной комиссии Белгородской области и её состав.
Постановлением губернатора Белгородской области от 13 июля 2009 года N 71 вносятся изменения, направленные на уточнение Положения об эвакуационной комиссии Белгородской области, а также утверждается новый состав данной комиссии.
Предмет правового регулирования постановления губернатора оборона и безопасность согласно пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
На федеральном уровне отношения, складывающиеся в рассматриваемой сфере, регулируют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2007 года N 568 "Об утверждении соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Белгородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах";
- приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 августа 2004 года N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
На региональном уровне эту сферу отношений регулирует Устав Белгородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
- организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
- планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
- планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3.1 названной статьи Федерального закона по вопросам, указанным в части 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Часть 3 статьи 11 Федерального закона "О гражданской обороне" определяет, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Устава Белгородской области губернатор Белгородской области возглавляет правительство области, которое является высшим органом исполнительной власти Белгородской области (часть 1 статьи 35 Устава Белгородской области).
Следовательно, постановление от 9 декабря 2004 года N 225 издано губернатором Белгородской области в пределах его компетенции.
Норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, данное постановление губернатора Белгородской области, с учетом внесенных в него изменений, не содержит.
Форма и текст соответствуют правилам юридической техники.
Рассматриваемое постановление в актуальной редакции является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, направленным на регулирование отношений, складывающихся в сфере создания и деятельности эвакуационной комиссии Белгородской области.
Постановление губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года N 225 официально опубликовано в газете Белгородские известия N 218 - 220 от 24 декабря 2004 года.
В соответствии с законом Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" названные издания являются источниками официального опубликования.
Постановление губернатора Белгородской области от 13 июля 2009 года N 71 на момент проведения юридической экспертизы не опубликовано.
Руководитель |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области от 30 июля 2009 г. N 415 на постановление губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года N 225 "О создании эвакуационной комиссии Белгородской области" с изменениями, внесенными постановлениями губернатора Белгородской области от 6 сентября 2006 года N 114 и от 13 июля 2009 года N 71
Текст заключения официально опубликован не был