Отделом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 января 2005 года N 7, и Положения об отделе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 года N 7, проведена юридическая экспертиза постановления губернатора Белгородской области от 11 апреля 2006 года N 50 "Об определении органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории области, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне".
Поводом проведения юридической экспертизы данного нормативного правового акта явилось его издание высшим должностным лицом области.
На момент проведения юридической экспертизы сведения о публикации постановления губернатора Белгородской области от 11 апреля 2006 года N 50 "Об определении органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории области, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне" отсутствуют.
Рассматриваемым нормативным правовым актом на управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области возложены функции органа, осуществляющего управление гражданской обороной на территории области.
Предмет правового регулирования постановления: - оборона и безопасность - согласно пункту "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации; - обеспечение общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями - согласно пунктам "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации данную сферу отношений регулируют:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
- приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 августа 2004 года N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В Белгородской области названная сфера отношений регулируется на основании Устава Белгородской области. Ранее регулировавшее указанные отношения постановление главы администрации Белгородской области от 25 января 2000 года N 51 "Об органах осуществляющих управление гражданской обороной на территории области, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне" экспертируемым актом, признано утратившим силу.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (часть 1 статьи 8).
Кроме того, пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, включая создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3.1 названной статьи Федерального закона по вопросам, указанным в ее части 2, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статья 11 части 3 Федерального закона "О гражданской обороне" определяет, что руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Белгородской области высший орган исполнительной власти области правительство Белгородской области возглавляет губернатор Белгородской области, в компетенцию которого входит нормативное регулирование общественных отношений (часть 1 статьи 35, часть 2 статьи 36 и часть 1 статьи 12).
Следовательно, издание губернатором Белгородской области в целях осуществления возложенных на него полномочий 11 апреля 2006 года постановления N 50 "Об определении органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории области, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне" входит в его компетенцию.
Содержание постановления не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Рассматриваемый нормативный правовой акт области является необходимым и достаточным для регулирования губернатором области в пределах предоставленной ему компетенции отношений в сфере определения органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории области.
Однако, необходимо отметить, что при издании губернатором области экспертируемого постановления неправильно выбрана статья федерального закона, определяемая как основание для его издания. Так, в преамбуле данного нормативного акта указано, что он принят во исполнение статьи 12 Федерального закона "О гражданской обороне".
В тоже время статья 12 Федерального закона "О гражданской обороне" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) исключает полномочия субъектов Российской Федерации по созданию органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации.
В настоящее время управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороной возложено на федеральный орган исполнительной власти (статья 12 Федерального закона "О гражданской обороне").
Приказом МЧС России от 6 августа 2004 года N 372 утверждено Положение о территориальном органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (полное наименование согласно пункта 2 Положения Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации).
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Следовательно, определять статью 12 Федерального закона "О гражданской обороне" как основание к изданию экспертируемого нормативного правового акта является юридически неверно.
На основании изложенного предлагаем в преамбуле постановления губернатора Белгородской области от 11 апреля 2006 года N 50 "Об определении органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории области, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне" уточнить ссылку на норму, установленную действующим федеральным законодательством, являющуюся основанием к изданию рассматриваемого нормативного правового акта.
О выявленном нарушении полагаем необходимым сообщить губернатору Белгородской области.
И.о. начальника отдела |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.