Постановление Правительства Белгородской области
от 2 октября 2010 г. N 318-пп
"Об утверждении областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года"
Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 517-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях повышения уровня организации работ по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, снижения материального и экологического ущерба, наносимого лесными пожарами, и в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года" (далее - Программа).
2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать и утвердить соответствующие муниципальные целевые программы по охране лесов от пожаров или отдельные мероприятия.
3. Управлению лесами области (Щендрыгин В.И.) обеспечить контроль за выполнением в установленные сроки программных мероприятий.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса области (Родионов В.Я.).
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 ноября, начиная с 2011 года, об исполнении - к 1 марта 2016 года.
Губернатор |
Е.Савченко |
Областная целевая программа
"Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 2 октября 2010 г. N 318-пп)
Паспорт
областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Белгородской области.
Общая площадь лесов Белгородской области составляет 246,2 тыс. га, из них 228,5 тыс. га (92,8 процента) - лесной фонд Российской Федерации. Площадь хвойных лесных насаждений 27,5 тыс. га, в том числе 21,3 тыс. га. лесной фонд Российской Федерации.
Территория лесов области отнесена к району наземной охраны.
Леса области представлены в основном мелкими лесными урочищами, расположенными в непосредственной близости к городам, поселкам, другим населенным пунктам, имеют важное санитарно - гигиеническое значение и являются местами массового отдыха населения. В них находятся базы отдыха, санатории и детские оздоровительные учреждения, проходят линии железных и автомобильных дорог, электропередачи и газопроводов. К ним вплотную примыкают дачные кооперативы и жилищные застройки.
Анализ
лесных пожаров в Белгородской области за период 2005 - 2010 годы
Год |
Количество лесных пожаров |
Площадь лесных пожаров, га |
Средняя площадь одного пожара, га |
2005 |
76 |
42,8 |
0,56 |
2006 |
53 |
39,1 |
0,74 |
2007 |
97 |
116,9 |
1,2 |
2008 |
32 |
32,255 |
1,0 |
2009 |
43 |
30,98 |
0,72 |
2010 |
17 |
651,16 |
38,3 |
Почти все пожары произошли по вине человека из-за несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу.
Затраты на охрану лесов области от пожаров на гектар общей площади лесного фонда Белгородской области составили в 2008 году - 6 рублей, в 2009 году - 10,1 рубля, в 2010 году - 8,7 рубля.
Установка новых и замена пришедших в негодность пожарно-наблюдательных вышек не осуществляется. Средства пожаротушения и противопожарная техника за последние 15 лет практически не обновлялись, кроме незначительного поступления противопожарной техники в 2009 году; износ техники, эксплуатируемой с 1980-х годов, близок к 100 процентам.
Для охраны лесов области от пожаров предусматривается осуществление комплекса организационно - технических мероприятий, направленных на проведение работ по противопожарному обустройству лесных насаждений, предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, обеспечение их своевременного обнаружения и ликвидации.
Предупредительные мероприятия направлены на устранение основной причины возникновения лесных пожаров - неосторожного обращения с огнем в лесу населения. В комплексе предупредительных мероприятий важное место отводится массовой разъяснительной работе, наглядной агитации, благоустройству лесной территории.
Планируется на областном и федеральном уровне ежегодное проведение среди школьников конкурсов на темы: "Друзья леса", "Лучшее школьное лесничество", дальнейшее развитие сети школьных лесничеств.
Основными проблемами являются:
- несвоевременное обнаружение очагов лесных пожаров в начальной стадии развития;
- недостаточное количество техники для патрулирования и пожаротушения в начальной стадии развития типа "Малый лесопатрульный комплекс" на базе автомобиля УАЗ-390945, лесопожарных агрегатов, предназначенных для прокладки заградительных минерализованных полос и тушения лесных пожаров.
II. Цель, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью настоящей Программы является проведение противопожарных мероприятий: устройство и уход за противопожарными барьерами, ремонт дорог противопожарного назначения, очистка мест рубок и ликвидация внелесосечной захламленности в хвойных лесных насаждениях, проведение противопожарной пропаганды, благоустройство лесной территории.
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к снижению количества лесных пожаров, создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу по борьбе с лесными пожарами.
Основными задачами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета, являются следующие:
- устройство системы противопожарных барьеров, разрывов;
- проведение противопожарной пропаганды, благоустройство лесной территории, ремонт дорог противопожарного назначения;
- мониторинг пожарной опасности лесов;
- подготовка кадров для тушения лесных пожаров, в том числе крупных. Основными задачами Программы, реализуемыми за счет средств
областного бюджета, являются следующие:
- оснащение лесопожарной техникой и оборудованием областных государственных и муниципальных учреждений и предприятий (или за счет средств указанных организаций);
- совершенствование систем обнаружения пожаров;
- реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, прилегающих к областным, городским, муниципальным лесам.
Мероприятия Программы, а также сроки их реализации указаны в приложении N 1.
III. Система программных мероприятий
Программа предусматривает федеральный, областной и местный уровни управления охраной лесов от пожаров.
На федеральном уровне определяются виды и объемы противопожарных мероприятий, выделяются субвенции из федерального бюджета на их выполнение.
На областном уровне управления охраной лесов от пожаров планируются виды и объемы противопожарных мероприятий по районам, организация работ по тушению лесных пожаров, порядок взаимодействия с организациями при тушении лесных пожаров. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах.
На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов
противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности лесных насаждений, состоянии и дислокации служб пожаротушения и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.
Обязательным условием выполнения Программы является проведение наземного мониторинга пожарной опасности в лесах, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем. В декабре 2010 года планируется внедрение системы видеомониторинга "Лесной дозор" в наиболее пожароопасных районах области, применение летательного аппарата "Фрегат-S".
Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров
Более 90 процентов пожаров в области возникают по вине человека из-за несоблюдения правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека.
В целях повышения экологического образования Программой предусматривается проведение в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах лекций по изучению правил пожарной безопасности в лесах, организация на областном телевидении в пожароопасный период передач по природоохранной тематике и регулярное информирование населения области о пожарной ситуации в лесах.
Планируется ежегодное проведение среди школьников на областном уровне конкурсов на тему: "Друзья леса", "Лес в огне", "Лучшее школьное лесничество", дальнейшее развитие сети школьных лесничеств, а также участие в федеральных конкурсах.
Программой предусмотрено изготовление и установление 580 штук средств наглядной агитации (аншлаги, плакаты), выпуск и распространение 14 000 листовок, памяток, буклетов и другие мероприятия.
Намечается провести около 570 выступлений по радио, на телевидении и в печати.
Активизацию пропагандистской деятельности намечается совместить с усилением государственного пожарного надзора в лесах путем активизации деятельности участковых государственных инспекторов леса по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.
Стоимость затрат на предусмотренную Программой противопожарную пропаганду составит 3447,0 тыс. рублей.
Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров
Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, противопожарных канав, уход за ранее созданными минерализованными полосами, ремонт дорог противопожарного назначения.
Стоимость затрат на предусмотренные Программой противопожарные мероприятия составляет 15764,2 тыс. рублей, в том числе:
- ремонт дорог противопожарного назначения - 2 674,2 тыс. руб.;
- устройство противопожарных барьеров - 2 185,9 тыс. руб.;
- уход за противопожарными барьерами - 10904,1 тыс. руб.
Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории включает организацию мест отдыха. Стоимость затрат составляет 4390,6 тыс. рублей.
Объемы работ по проведению противопожарных мероприятий на
Наименование |
Единица измерения |
2010г. |
2011г. |
2012 - 2015 гг. |
Устройство противопожарных разрывов |
км |
2 |
6 |
24 |
Устройство минерализованных полос |
км |
112 |
184 |
736 |
Уход за противопожарными барьерами |
км |
3500 |
4500 |
18000 |
Ремонт дорог противопожарного назначения |
км |
100 |
150 |
600 |
При создании лесных культур на лесных участках, вышедших после разработки горельников и находящихся в непосредственной близости от населенных пунктов, управлением лесами Белгородской области предусмотрены мероприятия:
1. Хвойные лесные насаждения разбить на блоки площадью 50 - 80 га противопожарными разрывами шириной 25 - 30 м.
2. Провести комплекс противопожарных мероприятий в лесных насаждениях в пределах 100-метровой зоны (устройство минерализованных полос, противопожарных разрывов), находящихся в непосредственной близости от населенных пунктов, дачных кооперативов.
Организационно - технические мероприятия
На территории лесного фонда установлены три пожарные вышки; две - в Старооскольском городском округе, одна - в Красненском районе и один наблюдательный пункт в Чернянском районе.
В целях совершенствования мониторинга пожарной опасности в лесах в декабре 2010 года планируется внедрение системы видеомониторинга "Лесной дозор". Предусматривается установить в наиболее пожароопасных и лесистых районах области камеры видеонаблюдения вблизи хвойных лесных насаждений, в том числе в Белгородском, Борисовском, Волоконовском, Ивнянском, Красненском, Новооскольском, Чернянском, Шебекинском районах, г. Валуйки и Валуйском районе, Старооскольском городском округе. Установка камер видеонаблюдения позволит не только своевременно обнаруживать лесные пожары и оперативно реагировать на возгорания в лесных насаждениях, но и выявлять факты возгорания стерни, растительных
остатков на землях сельхозугодий агропромышленного комплекса области, осуществлять контроль за несанкционированным размещением отходов производства.
В связи с устареванием используемых в настоящее время методов обнаружения лесных пожаров, таких как наземное патрулирование, применение системы видеонаблюдения "Лесной дозор" является одним из способов обнаружения пожаров на ранней стадии развития и позволит сократить затраты на обнаружение и тушение лесных пожаров. Сумма затрат на внедрение данной системы составляет 4 603,2 тыс. рублей, в том числе на приобретение аппаратуры 2 771,1 тыс. рублей из средств областного бюджета.
Для проведения мониторинга пожарной опасности в лесах управлением лесами Белгородской области рассматривается вопрос о применении летательного аппарата "Фрегат-S". По расчетам, приобретение и использование указанного летательного аппарата более эффективно и экономически выгодно, чем беспилотные летательные аппараты. Стоимость дельталета "Фрегат-S" составляет 850 тыс. рублей
Потребность в технике и оборудовании приводится в приложении N 2.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 39 901,4 тыс. руб., в том числе:
- ремонт дорог противопожарного назначения - 2 674,2 тыс. руб.
- устройство противопожарных барьеров и разрывов - 2 185,9 тыс. руб.
- уход за противопожарными барьерами, разрывами - 10 904,1 тыс. руб.
- противопожарная пропаганда - 3 447,0 тыс. руб.
- благоустройство лесной территории - 4 390,6 тыс. руб.
- мониторинг пожарной опасности - 16 299,6 тыс. руб.
V. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации
Заказчиком Программы является правительство Белгородской области.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов. Государственные контракты на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, заключаются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Основные исполнители Программы осуществляют организацию и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных программных мероприятий.
Исполнители мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляют департамент агропромышленного комплекса Белгородской области, управление лесами Белгородской области.
VI. Риски Программы
N |
Риск (возможное событие с отрицательными последствиями) |
Ожидаемые последствия наступления риска |
Мероприятия по предупреждению наступления риска |
Действия в случае наступления риска |
1 |
Недостаточное финансирование из федерального бюджета |
Невыполнение противопожарных, пропагандистских мероприятий, благоустройства лесной территории |
Защита планов по охране лесов от пожаров в Рослесхозе в соответствии с расчетно-технологическими картами |
Корректировка плана мероприятий, выполнение за счет других источников |
2 |
Отсутствие лесопользователя |
Отсутствие госконтракта на выполнение противопожарных, пропагандистских мероприятий, благоустройства лесной территории |
Поиск лесопользователя |
Корректировка плана мероприятий, выполнение другими предприятиями, организациями, предпринимателями |
3 |
Отсутствие технических возможностей арендаторов и лесопользователей |
Невыполнение противопожарных, пропагандистских мероприятий, благоустройства лесной территории |
Приобретение техники |
Расторжение договоров аренды лесных участков, заключение договоров подряда |
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволят до минимума снизить число лесных пожаров, возникающих по вине человека, не допускать крупных лесных пожаров. Уменьшение числа и общей площади лесных пожаров ожидается за счет внедрения видеомониторинга леса, применения новых технических средств обнаружения (космических, летательного аппарата "Фрегат-S").
Обнаружение пожаров на ранней стадии развития позволит сократить ущерб, причиненный лесными пожарами, и затраты на их тушение.
Конечным результатом реализации Программы будут сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесным насаждениям, сохранение экологического и ресурсного потенциала области.
Программа позволит эффективно и целенаправленно использовать имеющийся потенциал области, средства субвенций из федерального бюджета в решении вопросов охраны лесов.
Приложение N 1
"Охрана лесов от пожаров
на период до 2015 года"
Мероприятия
областной целевой Программы "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года"
Начало таблицы, см. окончание
N п/п |
Наименование противопожарного мероприятия |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||||
объем |
норматив на ед.*, руб. |
сумма, тыс. руб. |
объем |
нормативна ед., руб. |
сумма, тыс. руб |
объем |
Нормативна ед., руб. |
сумма, тыс. руб |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Ремонт дорог противопожарного назначения |
км |
150 |
3010,0 |
451,5 |
150 |
3271,9 |
490,8 |
150 |
3556,5 |
533,5 |
2 |
Устройство противопожарных барьеров |
км |
184 |
1340,3 |
246,6 |
184 |
1456,9 |
268,1 |
184 |
1583,7 |
291,4 |
3 |
Уход за противопожарными барьерами |
км |
4491 |
408,7 |
1835,4 |
4490 |
444,2 |
1994,6 |
4489 |
482,9 |
2167,7 |
4 |
Устройство противопожарных разрывов |
км |
6 |
20407,7 |
122,4 |
6 |
22183,2 |
133,1 |
6 |
24113,1 |
144,7 |
5 |
Уход за противопожарными разрывами |
км |
9 |
585,6 |
5,3 |
10 |
636,5 |
6,4 |
11 |
691,9 |
7,6 |
6 |
Противопожарная пропаганда (изготовление аншлагов, плакатов на противопожарную тематику) |
шт. |
110 |
5000,0 |
550,0 |
115 |
5435,0 |
625 |
115 |
5907,8 |
679,4 |
7 |
Благоустройство территории (обустройство мест отдыха) |
шт. |
37 |
18000,0 |
666,0 |
37 |
19566,0 |
723,9 |
40 |
21268,2 |
850,7 |
8 |
**Мониторинг пожарной опасности |
тыс. га |
228,5 |
- |
2752,0 |
228,5 |
- |
2991,4 |
228,5 |
- |
3251,7 |
Итого |
|
|
|
6629,2 |
|
|
7233,3 |
|
|
7926,6 |
Окончание таблицы, см. начало
N п/п |
Наименование противопожарного мероприятия |
Ед. изм. |
2014 год |
2015 год |
Всего 2011 - 2015 гг. тыс. руб. |
||||
объем |
Нормативна ед., руб. |
сумма, тыс. руб |
объем |
нормативна ед., руб. |
сумма, тыс. руб |
||||
1 |
2 |
3 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1 |
Ремонт дорог противопожарного назначения |
км |
150 |
3841,0 |
576,2 |
150 |
4148,3 |
622,2 |
2674,2 |
2 |
Устройство противопожарных барьеров |
км |
184 |
1710,3 |
314,7 |
184 |
1847,2 |
339,9 |
1460,7 |
3 |
Уход за противопожарными барьерами |
км |
4488 |
521,5 |
2340,6 |
4487 |
563,2 |
2527,2 |
10865,4 |
4 |
Устройство противопожарных разрывов |
км |
6 |
26042,2 |
156,3 |
6 |
28125,5 |
168,8 |
725,2 |
5 |
Уход за противопожарными разрывами |
км |
12 |
747,3 |
9,0 |
13 |
807,1 |
10,5 |
38,7 |
6 |
Противопожарная пропаганда (изготовление аншлагов, плакатов на противопожарную тематику) |
шт. |
120 |
6380,5 |
765,7 |
120 |
6890,9 |
826,9 |
3447,0 |
7 |
Благоустройство территории (обустройство мест отдыха) |
шт. |
45 |
22969,7 |
1033,6 |
45 |
24807,3 |
1116,3 |
4390,6 |
8 |
**Мониторинг пожарной опасности |
тыс. га |
228,5 |
- |
3511,8 |
228,5 |
- |
3792,7 |
16299,6 |
Итого |
|
|
|
8707,7 |
|
|
9404,6 |
39901,4 |
* - нормативы по годам изменены с учетом предварительных темпов инфляции на 2011 год - 8,8%, на 2012, 2013 гг. -8,7%, на 2014, 2015 гг. - 8%.
** - мониторинг пожарной опасности включает:
1. наземный мониторинг пожарной опасности (патрулирование) - 500,0 тыс. рублей.
2. система видеонаблюдения "Лесной дозор" (интернет, аренда размещения и техническое обслуживание оборудования) - 2252,0 тыс. руб.
Приложение N 2
"Охрана лесов от пожаров
на период до 2015 года"
Потребность
в технике для тушения лесных пожаров и средств пожаротушения на 2011 - 2015 годы
N п/п |
Наименование техники |
Имеется в наличии |
Потребность всего |
в том числе по годам: |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 - 2015 гг. |
|||||
количество |
% износа |
количество |
количество |
количество |
количество |
||
1 |
Малый лесопатрульный комплекс на базе модернизированного автомобиля УАЗ -390945 "Фермер" |
5 |
11,7 |
17 |
6 |
5 |
6 |
2 |
Трактор МТЗ-80 |
20 |
82 |
21 |
5 |
4 |
12 |
3 |
Плуги лесные ПКЛ-70 |
20 |
82 |
21 |
5 |
4 |
12 |
4 |
Агрегат фрезерный лесной АФЛ-01 |
|
|
15 |
3 |
3 |
9 |
5 |
Летательный аппарат "Фрегат-S" |
|
|
2 |
2 |
|
|
6 |
Ранцевый лесной огнетушитель (РЛО) |
96 |
|
140 |
30 |
20 |
90 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая программа "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года". Заказчиком программы является Правительство Белгородской области. Основные цели: проведение профилактических противопожарных мероприятий, предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, своевременное обнаружение и ликвидация их в начальной стадии развития, внедрение новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров. Срок программы - 1 января 2011 г. - 31 декабря 2015 г. Общий объем финансирования из федерального бюджета составляет 39 901,4 тыс. руб.
Постановление Правительства Белгородской области от 2 октября 2010 г. N 318-пп "Об утверждении областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 26 октября 2010 г. N 158
Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 г. N 517-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.