Отделом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321, и Положения об отделе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 декабря 2006 года N 141, проведена повторная юридическая экспертиза закона Белгородской области от 30 марта 2005 года N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области" с последними изменениями, внесенными законом Белгородской области от 5 июля 2007 года N 126.
Поводом для проведения повторной юридической экспертизы послужило внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральными законами от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ.
Закон Белгородской области от 30 марта 2005 года N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области" опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области N 68 от 20 мая 2005 года. В соответствии с законом Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" названное издание является источником официального опубликования.
Рассматриваемый нормативный правовой акт устанавливает особенности правового регулирования государственной гражданской службы Белгородской области.
Предмет его правового регулирования - государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, которая в свою очередь подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Названным Федеральным законом определено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ).
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ), а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (статья 73 Конституции РФ).
На федеральном уровне данные отношения регулируют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В Белгородской области названные отношения регулируются на основании Устава Белгородской области.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, помимо нормативных правовых актов федерального уровня осуществляется также уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации относиться к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Уставу Белгородской области законодательным (представительным) органом государственной власти Белгородской области является Белгородская областная Дума (статья 18).
В компетенцию Белгородской областной Думы входит осуществление нормативного регулирования общественных отношений (пункт "б" статьи 26 Устава Белгородской области), при осуществлении которого ею принимаются законы Белгородской области (часть 1 статьи 29 Устава Белгородской области).
Следовательно, принятие рассматриваемого закона области входит в компетенцию Белгородской областной Думы.
Однако, в законе Белгородской области от 30 марта 2005 года N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области" имеются положения не соответствующие федеральному законодательству.
Так, Реестр должностей государственной гражданской службы Белгородской области является приложением к экспертируемому закону области, что противоречит требованиям части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" согласно которой реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации должен быть утвержден законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Раздел 4 данного Реестра "Перечень должностей в избирательной комиссии Белгородской области и территориальных избирательных комиссиях Белгородской области" содержит такие должности, как председатель и секретарь территориальной избирательной комиссии.
Согласно части 15 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность.
Частью 15 статьи 33 Избирательного кодекса Белгородской области прямо, закреплено, что член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственные должности Белгородской области.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей. Федеральным же законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрен особый порядок формирования территориальной комиссии, которое осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 названного Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава. Данное обстоятельство является еще одним доводом тому, что на членов территориальной избирательной комиссии законодательство о государственной гражданской службе не распространяется.
Вместе с тем, должности государственной гражданской службы в силу положений части 18 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 18 статьи 32 Избирательного кодекса Белгородской области должны замещать работники аппарата территориальной избирательной комиссии.
Таким образом, отнесение к должностям государственной гражданской службы Белгородской области председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии противоречит требованиям федерального и областного законодательства.
Предлагаем привести закон Белгородской области от 30 марта 2005 года N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области" в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области от 7 апреля 2008 г. N 159/п на закон Белгородской области от 30 марта 2005 года N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области" с изменениями, внесенными законом Белгородской области от 5 июля 2007 года N 126
Текст заключения официально опубликован не был