Отделом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 321, и Положения об отделе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 декабря 2006 года N 141, проведена повторная юридическая экспертиза закона Белгородской области от 22 марта 2007 года N 105 "О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих" с изменениями, внесенными законами Белгородской области от 7 мая 2007 года N 114 и от 24 сентября 2007 года N 161.
Поводом для проведения повторной юридической экспертизы послужило внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Федеральными законами от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ и от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ.
Законом Белгородской области от 22 марта 2007 года N 105 устанавливается перечень государственных должностей Белгородской области, и определяются гарантии деятельности лиц, их замещающих.
Закон Белгородской области от 22 марта 2007 N 105 официально опубликован в газете "Белгородские известия" от 3 апреля 2007 года N 52.
В соответствии с законом Белгородской области от 31 декабря 2003 года N 112 "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" названное издание является источником официального опубликования.
Предмет его правового регулирования - государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, которая в свою очередь подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Названным Федеральным законом определено, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ).
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ), а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (статья 73 Конституции РФ).
На федеральном уровне данные отношения регулируют:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В Белгородской области эту сферу отношений регулирует Устав Белгородской области, Избирательный кодекс Белгородской области, закон Белгородской области от 30 марта 2005 N 176 "О государственной гражданской службе Белгородской области".
Согласно статье 5 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 указанного Федерального закона государственные должности субъектов Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Статьёй 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться дополнительные гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации.
Следовательно, принятие настоящего закона области входит в компетенцию Белгородской областной Думы.
Однако, в части 4 статьи 1 закона Белгородской области от 22 марта 2007 года N 105 "О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих" дано определение государственной должности Белгородской области не соответствующее федеральному законодательству.
Так, статья 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 1 закона области под государственными должностями Белгородской области понимаются должности, устанавливаемые названным законом в соответствии с Уставом Белгородской области для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти Белгородской области, а не государственных органов как определено в федеральном законодательстве.
Статья 3 закона Белгородской области от 22 марта 2007 года N 105, определяющая перечень государственных должностей Белгородской области, противоречит требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 15 статьи 29 указанного Федерального закона член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность.
Частью 15 статьи 33 Избирательного кодекса Белгородской области закреплено, что член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственные должности Белгородской области.
Вместе с тем, в перечень государственных должностей Белгородской области (статья 3 закона области) не включены члены территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Предлагаем привести закон Белгородской области от 22 марта 2007 года N 105 "О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих" в соответствие с федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Отдела Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Белгородской области от 7 апреля 2008 г. N 158/п на закон Белгородской области от 22 марта 2007 года N 105 "О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих" с изменениями, внесенными законами Белгородской области от 7 мая 2007 года N 114 и от 24 сентября 2007 года N 161
Текст заключения официально опубликован не был