Для обеспечения добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими области должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе области:
1. Утвердить Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области (прилагается).
2. Руководителям органов исполнительной власти области, государственных органов области обеспечить ознакомление государственных гражданских служащих с настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления муниципальных образований в области утвердить аналогичные Кодексы поведения муниципальных служащих.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника управления государственной службы и кадров аппарата губернатора области Е.С.Ильину.
Губернатор |
Е.Савченко |
Кодекс
поведения государственного гражданского служащего Белгородской области
(утв. распоряжением Губернатора Белгородской области
от 5 августа 2005 г. N 579-р)
I. Общие положения
Настоящий Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области (далее - Кодекс поведения гражданского служащего) - система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
В Кодексе поведения гражданского служащего собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности гражданских служащих.
Настоящий Кодекс:
- служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;
- призван помочь гражданскому служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
- является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной гражданской службы;
- выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью гражданских служащих.
Кодекс поведения гражданского служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.
Статья I. Основные нравственные принципы административной морали
1. Служение государству
1.1. Государственная гражданская служба представляет собой осуществление полномочий, посредством которых должностное лицо реализует от имени государства его функции. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности государственного гражданского служащего (далее - гражданского служащего).
Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.
1.2. Гражданский служащий не имеет права подчинять государственный интерес частным интересам индивидов или политических, общественных, экономических и любых других групп, действовать на пользу частным интересам, во вред государству.
2. Служение общественным интересам
2.1. Гражданский служащий обязан действовать в интересах Белгородской области.
2.2. Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.
2.3. Действия гражданского служащего не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения. Ни при каких обстоятельствах они не должны подвергаться дискриминации.
2.4. Конфликт между интересами различных социальных групп гражданский служащий должен рассматривать с точки зрения законных прав, социально-политической и экономической целесообразности, общественных представлений о справедливости и моральных ценностях.
3. Уважение к личности
3.1. Признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина есть нравственный долг и профессиональная обязанность гражданского служащего.
3.2. Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.
3.3. Гражданский служащий обязан обеспечить конфиденциальность ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей информации, затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина.
4. Принцип законности
4.1. Гражданский служащий обязан осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа.
Морально недопустимо нарушать законы исходя из политической, экономической целесообразности, по любым другим, даже благородным, мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего.
4.2. Нравственный долг гражданского служащего обязывает не только его самого строго соблюдать все нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.
5. Принцип лояльности
5.1. Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности - осознанное, добровольное соблюдение установленных органами исполнительной власти области, государственными органами области служебных распорядков; верность, уважение и корректность по отношению к государству, "ко всем государственным и общественным институтам; поддержание имиджа властных структур, постоянное содействие укреплению их авторитета.
Нравственным долгом для гражданского служащего в случае его принципиального несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным органом, где он служит, является уход в отставку.
Принцип лояльности распространяется на отношения:
- ко всем ветвям власти;
- ко всем государственным институтам;
- к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям;
- к политическому большинству, находящемуся у власти;
- к другим гражданским служащим.
5.2. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и от политики государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо, как на территории области, так и за пределами.
5.3. Гражданский служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы.
6. Принцип политической нейтральности
6.1. Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не подписывать любые политические или идеологические документы, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.
6.2. Нравственной обязанностью гражданского служащего является необходимость полностью исключить возможность какого-либо влияния политических партий или иных общественных организаций на исполнение им своих должностных обязанностей, на принимаемые им решения.
6.3. Гражданский служащий не должен допускать использование материальных, административных и других ресурсов государственного органа для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач. Особенно тщательно он должен соблюдать нейтральность во время избирательной кампании; его нравственным долгом является неиспользование своего положения и полномочий для предвыборной агитации в свою пользу или пользу других кандидатов, политических партий; избирательных блоков.
Статья II. Соблюдение общих нравственных принципов
1. Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма, социальной справедливости, правах человека.
2. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.
3. Вступление в гражданскую должность и пребывание в ней предполагает развитое чувство долга и ответственности. Гражданский служащий должен выполнять долг, возложенный на него государством и законом, с величайшей степенью личной ответственности.
4. Нравственным долгом и должностной обязанностью гражданского служащего является корректность, вежливость, доброжелательность, внимательность и терпимость по отношению ко всем гражданам, в том числе к непосредственным руководителям и к лицам, зависимым от него по должностным обязанностям.
5. Гражданский служащий должен проявлять толерантность к людям, вне зависимости от их национальности, вероисповедания, политической ориентации; уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.
Статья III. Выполнение служебных обязанностей
1. Гражданский служащий должен исполнять свои должностные (служебные) обязанности добросовестно, ответственно, на высоком профессиональном уровне, в целях обеспечения эффективности работы государственного органа.
2. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний.
3. Гражданский служащий должен посвящать все свое рабочее время исключительно выполнению служебных обязанностей, прилагать все усилия для эффективной и четкой работы.
4. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является открытость для общества своей работы, обеспечение доступности информации о деятельности своего органа исполнительной власти области, государственного органа области в пределах и порядке, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
5. Гражданский служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других, своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.
6. Гражданский служащий обязан выполнять распоряжения руководства, соблюдать служебные нормы иерархии в отношениях с начальством и подчиненными.
7. Гражданский служащий должен уважать и защищать специальную информацию, полученную во время выполнения официальных обязанностей. Нравственно недопустимо использовать служебную информацию в неслужебной сфере, для достижения каких-либо личных корыстных целей.
8. Гражданский служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе. Он имеет право знать, по каким критериям оценивается его профессиональная деятельность.
Статья IV. Коллегиальное поведение
1. Гражданский служащий должен поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с коллегами. Недопустимы проявления аморальных форм поведения в коллективе, таких как доносительство, подхалимаж, склоки и др.
2. Нетерпимость к руководству, определенным сослуживцам или к их действиям должны проявляться в подобающей форме и при наличии серьезных оснований. Недопустимы при этом грубость, унижение, бестактность, преднамеренная дискриминация.
3. Гражданский служащий должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, не подвергать обструкции законные процедуры выработки и реализации решений, участвовать в коллективной работе, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству.
Статья V. Недопустимость корыстных действий
1. Гражданский служащий не имеет права использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, политике и других сферах деятельности в ущерб интересам государства, своего ведомства. Гражданский служащий не должен преследовать в своей деятельности достижение любых личных, корыстных интересов.
2. В ходе своей служебной деятельности гражданский служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы.
3. Гражданский служащий не имеет права пользоваться какими-либо благами и преимуществами для себя и членов своей семьи, которые могут быть предоставлены, чтобы воспрепятствовать честному исполнению им своих служебных обязанностей. Он не должен принимать какие-либо почести, вознаграждения, поощрения, связанные с определенными условиями, не предусмотренные официальным регламентом.
Должностное лицо не должно давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.
4. Гражданский служащий не должен использовать как средство извлечения личной выгоды какую-либо информацию, полученную конфиденциально во время исполнения служебных обязанностей.
5. Личные доходы гражданского служащего подлежат декларированию.
6. Всякое общественно высказанное сомнение в нарушении законов, норм морали рассматривается в отношении гражданского служащего как этическое обвинение и не должно оставаться без внимания.
7. Гражданский служащий может принимать подарки, вознаграждения и почести только при соблюдении следующих условий:
- вручение происходит официально и открыто;
- награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано;
- вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вручения подарка или вознаграждения.
Гражданский служащий не может принимать подарки от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с сотрудником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от служащего, получающего подарок.
Морально недопустимо получать подарки в благодарность за совершение каких-либо официальных действий. При этом под "подарком", помимо подарка в прямом смысле этого слова, понимается плата за что-либо, пожертвование, ссуда, передача денег, оказание услуг, а также оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.
8. Гражданский служащий не должен быть вовлечен ни в какой бизнес ни прямо, ни косвенно, так как это несовместимо с добросовестным выполнением служебных обязанностей. Это означает, что гражданский служащий не должен в любой форме состоять сам или через членов своей семьи или доверенных лиц в какой-либо коммерческой организации (фирме, корпорации и т.д.), предоставлять им профессиональные услуги, предусматривающие денежную компенсацию; позволять использовать свое имя частным организациям; заниматься деятельностью, которая предусматривает платное попечительство; состоять за денежное вознаграждение членом правления каких-либо ассоциаций, корпораций и т.д.
Статья VI. Конфликт интересов
1. Конфликт интересов возникает в случае, когда гражданский служащий имеет личную заинтересованность в ходе осуществления им своих служебных обязанностей, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное их исполнение.
Личная заинтересованность гражданского служащего включает в себя любую материальную, карьерную, политическую и всякую иную выгоду для него лично, для его семьи, родственников, друзей, а также для лиц и организаций, с которыми он имеет какие-либо деловые, политические или иные отношения и связи.
2. При поступлении на государственную гражданскую службу, при назначении на должность, при выполнении соответствующего рода служебных обязанностей, распоряжений руководства государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него какой-либо личной заинтересованности в решении вопросов деловых, политических и всяких других организаций или отдельных лиц (наличие акций, участие в деятельности, предложения о сотрудничестве, о работе и т.д.).
3. Нравственный долг государственного служащего при конфликте интересов заключается в том, чтобы:
- ответственно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;
- принимать все необходимые меры по предотвращению и урегулированию столкновения интересов;
- подчиниться любому окончательному решению, требующему разрешения конфликта интересов: отказаться от ведения дела или от возможной выгоды, породившей столкновение интересов.
Статья VII. Присяга гражданского служащего
1. При вступлении в должность гражданский служащий приносит присягу. Присяга приносится в торжественной обстановке перед лицом членов профессионального сообщества. Служащий расписывается на официальном бланке с текстом присяги. Подписанный служащим текст присяги хранится в его личном деле (текст присяги прилагается).
Приложение
к Кодексу поведения государственных
гражданских служащих
Белгородской области
Присяга государственного гражданского служащего Белгородской области
(занимаемая должность) - "___"____________200___г.
Наименование органа исполнительной власти области, государственного органа области, место расположения.
"Я, (Ф.И.О. полностью), вступая в должность государственной гражданской службы Белгородской области, торжественно клянусь:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Белгородской области;
- добросовестно выполнять свои должностные обязанности, соблюдать Кодекс поведения государственных гражданских служащих Белгородской области;
- следовать установленным федеральным законом ограничениям и запретам, связанным с государственной гражданской службой;
- не совершать действий и поступков, несовместимых со статусом государственного гражданского служащего".
(подпись лица, назначаемого на должность и принявшего присягу).
Факт принятия присяги заверяется руководителем - должностным лицом, в присутствии которого происходило ее принятие, если оно не носило торжественного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 5 августа 2005 г. N 579-р "Об утверждении Кодекса поведения государственного гражданского служащего Белгородской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 18 ноября 2013 г. N 558-р
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 17 июня 2013 г. N 267-р
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 7 апреля 2011 г. N 217-р
Распоряжение Губернатора Белгородской области от 1 сентября 2009 г. N 430-р