Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года N 147, проведена юридическая экспертиза постановления правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года N 230-пп "О дополнительных мерах по внедрению системы раннего предупреждения и выявления немедицинского употребления наркотических средств, психотропных и других психоактивных веществ среди населения Белгородской области".
Поводом к проведению юридической экспертизы послужило принятие высшим органом исполнительной власти области рассматриваемого нормативного правового акта, которым утверждаются временные единые требования по проведению предрейсовых, текущих и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, включающих инструментальный контроль потребления наркотических средств, психотропных и других психоактивных веществ на территории Белгородской области.
Предмет его правового регулирования - обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности - согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне отношения, складывающиеся в рассматриваемой сфере, регулируют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
На региональном уровне эту сферу отношений регулирует Устав Белгородской области, постановление правительства Белгородской области от 24 декабря 2007 года N 315-пп "Об областной целевой программе Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008 - 2009 годы".
Согласно статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и строится на принципах координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, привлечения граждан к борьбе с распространением наркомании.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 725 (далее - Положение), взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется по вопросам совместного выполнения задач, вытекающих из установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов исполнительной власти.
Взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может осуществляться в форме планирования и реализации совместных мероприятий (пункт 4 Положения).
Пунктом 6 Положения определено, что в целях осуществления взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции направляют информационно-аналитические материалы и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъектов Российской Федерации для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по охране общественного порядка, борьбе с преступностью.
Высшим органом исполнительной власти Белгородской области является правительство Белгородской области в полномочия которого входит осуществление мер по обеспечению общественного порядка, борьбе с преступностью (часть 1 статьи 35, пункт "б" статьи 42 Устава Белгородской области).
Следовательно, экспертируемый акт принят правительством Белгородской области в пределах своей компетенции.
Форма и текст - соответствуют правилам юридической техники.
Экспертируемое постановление правительства Белгородской области является необходимым и достаточным нормативным правовым актом, направленным на обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности в регионе.
На момент проведения юридической экспертизы рассматриваемое постановление официально не опубликовано.
Вместе с тем, в постановлении имеются нарушения правил юридической техники.
В пункте 2 постановления правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года N 230-пп указано название временные единые требования по проведению предрейсовых, текущих и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, включающих инструментальный контроль потребления наркотических средств, психотропных и других психоактивных веществ на территории Белгородской области, а в приложении к постановлению временные единые требования к проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых), включающих инструментальный контроль употребления наркотических средств, психотропных и других психоактивных веществ, на территории Белгородской области.
Полагаем целесообразным информировать правительство Белгородской области о необходимости внесения соответствующих изменений в экспертируемый нормативный правовой акт.
Руководитель Управления |
Е.Е.Лазарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области от 30 июля 2009 г. N 426 на постановление правительства Белгородской области от 6 июля 2009 года N 230-пп "О дополнительных мерах по внедрению системы раннего предупреждения и выявления немедицинского употребления наркотических средств, психотропных и других психоактивных веществ среди населения Белгородской области"
Текст заключения официально опубликован не был