Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области
от 28 января 2010 г. N 196
"Об итогах регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009 / 2010 учебном году"
В соответствии с приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 15 декабря 2009 года N 2460 "О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2009 - 2010 учебном году" региональный этап всероссийской олимпиады школьников по французскому языку (далее олимпиада) проводился в г. Белгороде 15 - 16 января 2009 года на базе ГОУ, "Белгородский инженерно-юношеский лицей-интернат".
В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по французскому языку приняли участие 11 конкурсантов: обучающиеся 9-х классов - 5 человек; 10-х классов - 3 человека; 11 классов - 3 человека.
В олимпиаде приняли участие команды городов Белгород, Валуйки, Губкин, Грайворон, Шебекино, Старый Оскол, Волоконовского района.
Работы учащихся оценивало жюри, представленное профессорско-преподавательским составом Белгородского государственного университета, Белгородского университета потребительской кооперации, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. Председатель жюри - Синельников Юрий Григорьевич, профессор, заведующий кафедрой французского языка факультета романо-германской филологии БелГУ, кандидат филологических наук.
Олимпиадные задания разработаны Центральной предметно-методической комиссией по французскому языку. Учащиеся 9 - 11 классов выполняли задания одного уровня сложности - В2 и одного формата.
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников проходил в два тура. Первый тур включал письменные задания тестового характера, содержащие лексико-грамматический тест (В2), задания на понимание письменного текста (В2), на продуцирование письменной речи (В2) и на понимание устного текста (В2). Максимальный балл за выполнение данного тура составлял 100 баллов. На втором устном туре проверялось умение в говорении в форме монологической и диалогической речи. Максимальный балл за устные ответы составлял 25 баллов.
По обобщенным данным регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по французскому языку 50% от общего количества баллов набрали 5 участников (45,4 % от общего количества участников).
Победитель показал следующие результаты ( по итогам 2-х туров): 106 баллов (11 кл).
Призер показал следующие результаты ( по итогам 2-х туров): 92 балла (11 кл).
Анализ письменных работ и устных ответов участников позволил выявить хороший уровень иноязычной коммуникативной компетенции конкурсантов в единстве языковой, речевой, социокультурной и компенсаторной компетенций.
В целом уровень владения лексическим и грамматическим материалом - удовлетворительный. Максимальное количество баллов за выполнение теста - 25. Анализ выполненных заданий за лексико-грамматический тест показал, что самый высокий балл за данный вид речевой деятельности - 17 баллов (г. Белгород), самый низкий балл - 1 (Старооскольский район). Максимальное количество баллов, набранное учащимися за данный вид речевой деятельности составило 36,3% от общего количества участников, минимальное количество составило 63,6% от общего количества участников. Наибольшую трудность вызвало употребление видо-временных форм глаголов, прилагательных и артиклей.
Задания на понимание письменного текста были выполнены наиболее успешно, однако их анализ показал большой разрыв в ответах учащихся - от самого высокого балла - 24(г. Белгород), при максимальном - 25, до ноля баллов (г. Губкин). Максимальное количество баллов за данный вид заданий, набранных участниками составило 63,6% от общего количества участников.
Анализ заданий на продуцирование письменной речи при максимальном балле 25 показал, что самый высокий балл, полученный учащимися за данный вид речевой деятельности - 22 (г. Белгород,), самый низкий балл - 7 (Волоконовский район). Максимальное количество баллов за данный вид заданий, набранных участниками составило 63,6% от общего количества участников, минимальное количество составило 36,3 % от общего количества участников.
Анализ заданий на понимание устного текста показал, что учащиеся хорошо справились с заданием, по сравнению с результатами прошлого года. Самый высокий балл, полученный учащимися - 20 (г. Белгород), самый низкий - 8 (г. Белгород, г. Губкин, Волоконовская территория). Максимальное количество баллов, набранных участниками составило 36,3 % от общего количества участников.
Анализ устных ответов учащихся, получивших высокий балл, показал, что указанные участники олимпиады владеют достаточным лексическим запасом, фонетическими навыками, свободно высказываются по предложенной теме, аргументируют свою точку зрения. Конкурсанты умеют использовать перифразы, отвечают адекватной речевой и эмоциональной реакцией на реплики собеседника. Жюри отмечает умение многих учащихся корректно взаимодействовать с собеседником при ведении дискуссии. Однако коммуникативная задача не всегда была выполнена в связи с неполным пониманием и толкованием отдельных терминов. Большая часть учащихся показала удовлетворительный уровень владения языковым материалом при решении поставленной коммуникативной задачи. Таким образом, наибольший балл за устный ответ, полученный учащимися - 24 балла (г. Белгород), при максимальном балле - 25, один участник показал нулевой результат (г. Губкин). Максимальное количество баллов, за выполнение данного вида заданий составило 72,7% от общего количества участников, минимальное количество составило 27,2% от общего количества участников.
Жюри были выявлены типичные ошибки при выполнении заданий первого и второго туров:
-неумение выделять ключевые слова в тексте;
-неумение игнорировать ненужную информацию;
-ориентация не на содержание предложенного текста, а на собственный социальный опыт при выборе ответа "верно/неверно";
-опора лишь на значении отдельного слова при ответе на тестовый вопрос;
-выбор вариантов ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте (конкурсанты забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами).
-ошибочное интонационное оформление высказывания;
-неумение адекватно использовать информацию текста для сравнения предложенных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;
-неумение представлять свою речь в виде логично построенного высказывания;
-несогласованность подлежащего и сказуемого в лице и числе, неправильное образование временных глагольных форм, употребление местоименных наречий при построении речевого высказывания учащихся;
-недостаточность лексического запаса, позволяющего высказаться по теме.
Итоги олимпиады показали высокий результат подготовки по французскому языку у школьников из города Белгорода. Низкий уровень знаний выявлен у учащихся г. Губкина, набравших четвертую часть из максимально возможного количества баллов.
Результаты олимпиады показывают, что в дальнейшей работе учителям французского языка в процессе преподавания следует:
-активнее использовать задания на подстановку различных лексико-грамматических явлений;
-применять аудиовизуальные материалы для развития навыков аудирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 28 января 2010 г. N 196 "Об итогах регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по французскому языку в 2009 / 2010 учебном году"
Текст приказа официально опубликован не был