Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Распоряжение Губернатора Белгородской области от 3 мая 2011 г. N 305-р "О Концепции программы "Формирование регионального солидарного общества"

2. Первому заместителю Губернатора области - руководителю Администрации Губернатора области О.Н. Полухину сформировать рабочую группу по разработке проекта областной программы "Формирование регионального солидарного общества" и в срок до 17 октября 2011 года представить проект программы на рассмотрение правительства области.

3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.

Об исполнении распоряжения информировать к 30 ноября 2011 года.

 

Губернатор
Белгородской области

Е.Савченко

 

Концепция
программы "Формирование регионального солидарного общества"
(утв. распоряжением Губернатора Белгородской области
от 3 мая 2011 г. N 305-р)

 

I. Характеристика проблемы, подлежащей решению на программной основе

 

Основным вектором стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию (2009 год) подчеркнул, что "это будет первый в истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям".

Модернизация, рассматриваемая как системное преобразование российского общества, обретение им нового качества, может быть успешной при условии мобилизации и эффективного использования имеющегося социального потенциала, развития созидательных человеческих духовно-нравственных основ.

Социальный потенциал - это реальные и потенциальные возможности людей, используемые ими для повышения качества собственной жизни и жизни всего общества и формирующиеся как следствие включения человека в прочные коллективистские связи, установления и выполнения взаимных обязательств между людьми, укрепления между ними отношений ответственности и солидарности. Размер социального потенциала общества прямо зависит от степени единства, взаимной поддержки, сотрудничества и доверия его граждан друг к другу, созидательности идеалов и мотиваций социального потенциала. Чем этот уровень выше, тем большими ресурсами обладают страна и государство.

Социальный потенциал не возникает стихийно, но целенаправленно формируется на основе позитивных национальных духовно-ценностных и культурно-исторических традиций, коллективного творчества и управления большими массами людей. Он выступает как сознательно созданный и постоянно развивающийся ресурс гармонизации человеческих отношений, ведущий к повышению уровня жизни, улучшению качества жизни людей, стабильности и процветанию страны и государства.

В любом социальном коллективе в той или иной мере присутствуют центробежные и центростремительные процессы. Устойчивое позитивное развитие общества, его солидарность зависят от соотношения, защищенности и притягательности идеалов, целей, мотиваций, направляющих указанные противоположные процессы и, тем самым, реально воздействующих на социальный потенциал.

Значительный опыт формирования социального потенциала накоплен к настоящему времени в Белгородской области. В регионе в течение семи лет реализуется Программа улучшения качества жизни населения. В процессе ее осуществления заметно улучшились многие социальные характеристики населения региона. Увеличилась численность населения области - она достигла 1 млн. 532 тысячи 497 человек. По сравнению с годом, предшествующим утверждению Программы (2002), в 1,7 раза увеличилось число детей, рожденных вторыми, в 1,9 раза - третьими и последующими. Продолжительность жизни на Белгородчине - 71,07 года, что выше среднероссийского значения на 2,4 года (68,67 года), и показателя в Центральном федеральном округе на 1,72 года (69,35 года). В 2010 году в Белгородской области коэффициент смертности составил 14,4 на 1000 населения, что практически сопоставимо с данными по России (14,3) и значительно ниже аналогичного показателя в Центральном федеральном округе (15,8).

В результате принимаемых мер по увеличению денежных доходов населения, социальных гарантий жителям региона с 2005 года в области отмечается снижение численности лиц со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума. Если в 2005 году их доля составляла 18,1 процента, то в 2010 году она составила 8,6 процента населения области.

Ускоренное развитие реального сектора способствовало увеличению в последние годы численности занятых в экономике. С 2007 года в области начата реализация мероприятий по созданию новых рабочих мест. В результате уровень регистрируемой безработицы в целом по области на конец 2010 года не превысил 1,4 процента экономически активного населения, что на 0,7 процента ниже общероссийского показателя (2,1 процента).

В области в 1993 - 2010 годах продолжалась реализация областных целевых программ социальной направленности в здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физкультуре и спорте, социальной защите населения. Особое внимание уделяется реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье". В 2010 году Белгородская область заняла первое место среди субъектов Российской Федерации по эффективности участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников, опередив такие субъекты Российской Федерации, как Москва и Санкт-Петербург. Повысился статус многих учебных заведений, продолжен курс на создание крупных специализированных медицинских центров, современных социальных учреждений, ведется активная работа по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и совершенствованию оказания помощи больным с онкологическими заболеваниями. В 2010 году завершено строительство областного кардиологического центра на базе областной клинической больницы Святителя Иоасафа, открылся современный многопрофильный медицинский центр "Поколение". Особо можно выделить исполнение обязательств по обеспечению жильем детей-сирот. Впервые для этих целей в 2010 году построено более 330 квартир или индивидуальных домов.

Заметное положительное влияние оказывают мероприятия по обеспечению духовной безопасности, а также духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодёжи на территории Белгородской области. По развитию волонтерского движения регион находится в числе лидеров.

Социально-экономическая ситуация, в которой принималась Программа улучшения качества жизни населения, требовала ориентации ее, прежде всего, на материальную составляющую жизнедеятельности людей, на обеспечение их экономического благополучия. В то же время подчеркивалось, что по мере изменения экономических условий стратегия качества жизни может корректироваться и видоизменяться. Такие условия сложились к настоящему времени в виде глобального экономического кризиса, изначальная причина которого, как утверждают ученые, находится не в сфере финансовых и экономических отношений, а значительно глубже, определяясь духовно-нравственной, психической, эмоциональной и культурной деградацией общества. Выход из кризиса требует инновационных решений и эффективного использования ресурсов, обеспечивающих развитие региона, несмотря на многочисленные угрозы и риски, обусловленные глобальными процессами. В сложившейся обстановке наиболее востребованным становится ресурс позитивных человеческих отношений. Суть его заключается в создании между людьми атмосферы доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности, которые объединяют граждан в единое целое, существенно улучшают ситуацию в обществе, снижают социальную напряженность, тем самым формируя благоприятную среду для экономической, социально-политической активности, а также для укрепления института семьи и морали граждан, мотивируя их к созидательной деятельности.

Данное обстоятельство потребовало подключения к экономическим механизмам влияния на качество жизни ещё и целенаправленных усилий по гармонизации человеческих отношений. В свою очередь, качество человеческих отношений определяется степенью единства и уровнем солидарности граждан, достигнутыми в рамках существующего правового поля, при главном условии - наличии духовного здоровья и соблюдения позитивных традиционных нравственных норм. Перенос центра тяжести в региональной политике на улучшение человеческих отношений позволит скорректировать отношения между людьми, существенно деформированные в 1990-е годы из-за образовавшегося духовного и идеологического вакуума, который стал наполняться гедонистическими ценностями, культом наживы и насилия. Тогда в социальных отношениях начали активно утверждаться недоверие и повышенная агрессивность, усилились межличностные и межгрупповые конфликты, существенно вырос уровень преступности, в том числе связанной с обманом и спекуляцией на доверии. Многие из перечисленных тенденций сохраняются и в настоящее время, более или менее отчетливо проявляясь в Белгородской области.

В частности, в ходе мониторинга оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области в 2009 году выяснилось, что 22 процента белгородцев убеждены в том, что в обществе стало меньше доверия; 33 процента - меньше справедливости; 31 процент - больше жестокости; 45 процентов - больше безразличия. При этом 39 процентов постоянно сталкиваются с безразличием по отношению к себе, 33 процента - с проявлениями лжи.

Мониторинг, проведенный в 2010 году, фактически подтвердил это. В ходе его 37 процентов белгородцев заявили, что постоянно сталкиваются с проявлениями безразличия по отношению к себе. Результаты мониторинга дают основание утверждать: в последние годы в обществе резко обострилась проблема социальной справедливости. С проявлениями несправедливости в настоящее время постоянно сталкиваются 40 процентов белгородцев.

Существенно дискредитированными оказались в настоящее время коллективистские ценности (дружба, солидарность, взаимная поддержка), они все чаще рассматриваются как устаревшие понятия. В течение последних десятилетий ослабла консолидирующая роль семьи и снизилось значение семейных ценностей, что негативно влияет на демографические показатели.

Низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе, на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации социально-экономических проектов и программ. Они, в свою очередь, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами.

Настоятельным вызовом времени становится восстановление региональной солидарности как следствия осознания людьми общности своих интересов с интересами региона, страны, сограждан, коллег, близких людей, готовность их к коллективным действиям, систематической взаимопомощи и взаимной поддержке. Региональная солидарность опирается на духовно-нравственное здоровье личности и коллективов, взаимное доверие (лояльность) сограждан и их взаимную ответственность и должна стать одним из основных принципов организации общественной жизни. Она является важнейшей предпосылкой патриотизма, представляющего собой идеалы, идеологию, внутреннее состояние любого здорового общества.

Таким образом, в сложившихся ныне экономических условиях главной задачей улучшения качества человеческих отношений становится формирование регионального солидарного общества.

 

II. Понятие регионального солидарного общества

 

Региональное солидарное общество выступает как система межличностных и межгрупповых отношений субъекта Российской Федерации, основанная на осознании их участниками общности идеологии, интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей.

Таким образом, солидарное общество базируется на духовности и нравственности, доверии и солидарности. Духовность рассматривается как определенное внутреннее состояние человека и общности (например, присутствие духа, боевой дух, духовная стойкость); как деятельность сознания, направленная на понимание того или иного смысла жизни и своего места в ней; как склад личности, предполагающий сочетание нематериальных и материальных интересов, способность к самоизменению; возрождение в человеке утерянного образа Идеала. Нравственность представляет собой систему правил, норм, оценок, требований, которыми реально руководствуется личность в соответствии со своими внутренними установками, внутренние самопринуждение, самоосознание и самовыражение личности, проявляющиеся в ее выборе (принятии, развитии или отвержении) своих мыслей, желаний и поступков, формировании своих привычек, способностей и характера. Доверие выражается в установке людей на открытые, конструктивные взаимоотношения, основанные на позитивном жизненном опыте, реализации ожиданий в отношении других людей, социальных институтов, организаций. Солидарность рассматривается как деятельное сочувствие интересам, мнениям сограждан, коллег, близких людей, единодушие с ними. Предлагаемая Концепция не направлена на достижение тотальной социальной солидарности, предполагающей декларирование общности ценностей и интересов работодателя и наемного рабочего, олигарха и безработного, отмену социальных противоречий и конфликтов. Концепция предполагает утверждение принципов гражданской и национальной солидарности, в соответствии с которыми каждый человек должен обладать способностью и готовностью откликнуться на вызовы, сформулированные от имени общества, нации и государства. И эти способность и готовность должны быть целенаправленно сформированы.

В культурно-историческом отношении идея регионального солидарного общества является продолжением и развитием разработанных в свое время в русской философской и общественно-политической мысли концепции соборности (А. Хомяков и славянофилы) и учения почвенников (Ф.М. Достоевский). Своеобразную формулу солидарного общества, основанную на христианских ценностях, озвучил более 100 лет назад великий русский философ Николай Федорович Фёдоров, который сказал: "Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех".

Необходимыми характеристиками регионального солидарного общества в современных условиях являются:

- формулировка и принятие идей, идеалов, общей цели развития, ценностей и смыслов, которые являются безусловными для абсолютного большинства населения области и основаны на позитивных духовно-нравственных и культурно-исторических традициях;

- обеспечение открытого, честного диалога между органами власти и населением;

- формирование духовного и психического здоровья, высокой позитивной нравственности, патриотизма, гражданственности, правосознания, оптимизма, позитивно ориентированного мышления;

- формирование ответственности власти за эффективность, законность и безопасность своей деятельности;

- утверждение идеи социального единства, справедливости и милосердия как ведущих принципов взаимоотношений между людьми;

- наличие четкой позитивной общественной морали и норм во взаимоотношениях между людьми и социальными институтами, которые не могут быть нарушены ни при каких условиях;

- социальная активность, созидательность, готовность и способность граждан участвовать в решении государственных и общественных проблем, вопросов местного значения, в том числе жертвуя собственными интересами;

- акцент на взаимной ответственности (власти и граждан, граждан по отношению друг к другу);

- постоянный и конструктивный диалог государственной власти и гражданского общества;

- консенсусный язык общения, то есть язык, использующий одинаково воспринимаемые участниками диалога понятия, ориентированный на поиск общих смыслов, понимание друг друга.

Основными составляющими регионального солидарного общества являются:

1. Главная идея и стратегическая цель. Солидарное общество не может существовать без единой идеи и цели, на которых люди могут сконцентрировать свои усилия в общем направлении деятельности. В основе любой идеи лежит мировоззрение, непосредственно связанное с особенностями и характеристиками человеческой веры, духовности, ценностей, традиции и знаний. Чем более высокими качествами обладает личность, тем больше оснований для появления, осознания и принятия глобальной идеи, благодаря которой рождается в обществе главная цель, направленная на развитие и процветание региона и страны в целом. Общество должно определить для себя главную идею и стратегическую цель, вокруг которых будет происходить солидаризация.

2. Ценности. Региональное солидарное общество - это общество, в котором имеется ясное представление о наиболее значимых (базисных) ценностях и смыслах.

Ценности как любые материальные или идеальные объекты, реальные или воображаемые, если они желательны и рассматриваются в качестве важного условия или компонента жизнедеятельности людей и соответствующим образом ими оцениваются. Они образуют иерархическую систему, в которой выступают ориентирами жизнедеятельности людей и характеризуют общую направленность личности.

При этом базисные ценности и смыслы должны быть приняты большинством населения, преобразовываться в цели социального развития и выражаться в доступной для населения символической форме. Конкретным воплощением ценностей регионального общества выступает стратегия развития региона с учётом уровня и качества жизни населения, разрабатываемая при активном участии общества.

Тем не менее, солидарное общество не представляет собой тоталитарного, абсолютно монолитного в ценностном отношении образования. Оно многообразно, готово к дискуссиям, но при этом абсолютное большинство его сограждан признает, что некоторые базисные ценности не подлежат сомнению, в отношении их достигнуто социальное согласие. Согласно христианскому принципу, для того, чтобы общество было солидарно, оно должно быть едино в главном и многообразно в частностях.

3. Нормы. Для регионального солидарного общества должна быть типична четкая формулировка личностных и социальных норм. И граждане, и власть признают их необходимость и следуют этим нормам, формируют и обеспечивают механизмы их защиты. В региональном солидарном сообществе должны эффективно действовать различные формы нормативной регуляции. Во-первых, духовно-нравственные нормы, подкрепляющиеся позитивной исторической традицией и органически включенные в антропологию и аксиологию традиционных мировых религий, действующих на территории региона и внесших значительный позитивный вклад в духовность, государственность, культуру, язык и самосознание народа. Во-вторых, морально-политические нормы, обеспечивающие формирование духовно и психически здоровых граждан и направленные на их единение. В-третьих, нормы права, зафиксированные в Конституции Российской Федерации и законах. В-четвертых, нормы профессиональной этики, определяющие ясные правила повседневного взаимодействия людей в процессе их трудовой деятельности и при решении их жизненных проблем.

4. Коллективы. Они составляют организационную (институциональную) структуру регионального солидарного общества, которая является многоуровневой.

Существует четыре уровня, на которых формируются отношения доверия и взаимной поддержки: семейно-родственный и соседский; уровень коллектива (трудовой ассоциации); местное сообщество; региональное общество в целом.

На каждом из этих уровней процесс формирования солидарного общества требует решения специфических задач:

уровень семейно-родственных и соседских отношений - на этом уровне необходимо создавать условия для достижения согласия и взаимопонимания между родственниками и близкими, возрождать практику родственной и соседской взаимной поддержки, особенно в трудных жизненных ситуациях, типичных для кризисных периодов. Семья как основной элемент (ядро) системы региональной солидарности предполагает четкое определение статусов ее членов и соответствующих им семейных добродетелей;

уровень коллектива (трудовой ассоциации, учебного коллектива, общественного объединения) - на этом уровне должна решаться задача формирования благоприятного внутриорганизационного климата, социально ориентированной корпоративной культуры предприятий, учреждений и организаций. Солидарность на уровне коллектива означает, что его руководитель рассматривает своих подчиненных как соратников в достижении общих целей, выражает и защищает их интересы. В свою очередь, сотрудники коллектива сознают меру своей ответственности за результаты общей деятельности, которая должна быть направлена на благо всего общества;

уровень местного сообщества (муниципального образования) - на этом уровне формируется корпоративная модель развития муниципальных образований, для которой характерна ориентация на долговременные цели и традиции; использование преимущественно внутренних ресурсов, связанных с развитием человеческого потенциала; активное участие населения в решении местных проблем, в принятии управленческих решений;

уровень региона в целом - на этом уровне складывается система равноправных и уважительных отношений между государством и институтами гражданского общества, опирающаяся на следующие принципы: наличие строго очерченных границ государственного управления; предоставление субъектам социального развития возможности выбора; обеспечение участия граждан в управлении; поддержка общественных институтов и инициатив (решение широкого круга вопросов только при участии общественных формирований; предоставление общественным формированиям ряда прерогатив государственных структур; обеспечение возможности выдвигать альтернативные решения; создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов); опора на интеллектуальную элиту; наличие юридической базы, гарантий безопасности и защиты; развитие альтернативных каналов информации.

Задача формирования солидарного общества предполагает достижение высокого уровня лояльности граждан не только по отношению друг к другу, но и взаимного доверия между гражданами и коллективами, а также между коллективами. Этот процесс не может быть лишь саморегулирующимся, осуществление его повышает требования к качеству государственного, муниципального и общественного управления.

Улучшение качества человеческих отношений предполагает в данной связи:

- дебюрократизацию государственного и муниципального управления;

- реализацию планов борьбы с коррупцией;

- безусловное выполнение государственными и муниципальными органами стандартов и регламентов своих функций, оказания услуг;

- обеспечение прозрачности государственного и муниципального управления в регионе.

Особое значение в данной связи приобретает проблема кадров управления. Эффективное регулирование отношений в региональном солидарном обществе способны осуществлять специалисты, обладающие высоким уровнем духовно-нравственного развития и социально-технологической культуры, владеющие навыками стратегического планирования и управления проектами. Для этого в регионе должна быть создана система воспроизводства управленческих кадров.

 

III. Цель и задачи программы "Формирование регионального солидарного общества"

 

Цель - дальнейшее продвижение региона по пути улучшения качества жизни населения.

Задачи:

- консолидация общества на основе идеи и идеалов, созидающих духовно-нравственное, морально-политическое и культурное пространство, а также патриотические чувства граждан;

- создание благоприятных социальных условий для инновационного экономического развития области, разработки и внедрения современных технологий;

- участие населения в оценке эффективности и безопасности государственного управления;

- развитие интеллектуального потенциала региона на основе модернизации системы образования, интенсификации информационного и межличностного взаимодействия;

- формирование позитивно ориентированных социальных сетей, интегрированных в процесс социально-экономического развития;

- использование сетевых форм самоорганизации для выстраивания конкурентоспособных экономических структур (банковских систем, кредитных союзов, страховых обществ);

- укрепление атмосферы социального оптимизма, взаимного доверия между людьми;

- развитие благотворительности и социальной поддержки групп населения, находящихся в сложных жизненных условиях;

- укрепление семьи и улучшение демографической ситуации главным образом за счет повышения уровня рождаемости, снижения смертности и бракоразводных процессов;

- возрождение и развитие традиций духовности, культуры, повседневного межличностного общения, массового участия в позитивных социально-значимых процессах;

- обеспечение духовной безопасности населения и организация массовой просветительской работы.

 

IV. Принципы программы "Формирование регионального солидарного общества"

 

Научная обоснованность. Программа "Формирование регионального солидарного общества" должна опираться на изучение реальной ситуации, выявление определяющих ее тенденций, прогнозирование и обоснование наиболее оптимального варианта действий. Деятельность социальных институтов, участвующих в разработке и реализации Программы, не может основываться лишь на здравом смысле и интуиции руководителей, государственных и муниципальных служащих.

Системность. Системность проявляется, во-первых, в том, что формирование регионального солидарного общества требует единства целей, направлений, способов и средств. Единство обеспечивается концептуальностью замысла, взаимной увязкой решений и действий, а также определением системообразующего фактора этой деятельности. В качестве такого фактора в Концепции рассматривается региональная политика улучшения качества жизни населения. Наличие заметных позитивных сдвигов в качестве и уровне жизни сделает идею формирования солидарного общества привлекательной для различных групп населения.

Во-вторых, системность проявляется в увязке Программы с другими проектами и программами, осуществляющимися в регионе. Прежде всего, со Стратегией социально-экономического развития области на период до 2025 года, главной целью которой является достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно-ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.

Саморегулирование. Укрепление отношений солидарности и доверия между людьми будет способствовать увеличению их возможностей в той мере, в какой они способны к самоорганизации и саморегулированию. Лишь при условии позитивной саморегуляции может быть обеспечено нарастание и умножение эффекта от управленческих воздействий.

Проблемный подход. Технологии управления развитием человеческих отношений должны исходить из реальных социальных и жизненных проблем, учитывать потребности, интересы и личные жизненные стратегии белгородцев.

Технологическая обоснованность. Применение принципа требует целесообразности решений и действий, выражающейся в четкой формулировке целей, способности рационально выстроить их последовательность, опираясь на представление о наиболее актуальных социальных проблемах; упорядоченности и планомерности деятельности; постоянной критической самооценки органов государственного управления, местного самоуправления, всех социальных институтов.

Адресность. Принимаемые меры по совершенствованию качества человеческих отношений должны быть обращены на конкретные группы населения и обязаны предусматривать конечный результат, выражающийся в улучшении их положения. В регионе необходимо разработать и внедрить эффективно действующую модель управления общественной ситуацией, ориентированную на положение конкретных социальных групп.

Учет социальных последствий. Поскольку любые действия в сфере человеческих отношений имеют как негативные, так и позитивные последствия, они должны прогнозироваться. На основе прогноза следует принимать решения, направленные на минимизацию негативных следствий и стимулирование позитивных тенденций.

Инновационность. Для решения проблем, возникающих в отношениях между людьми, необходим новый взгляд на процесс социальных взаимодействий, постоянная критическая оценка ресурсов и возможностей субъектов управления. Формирование регионального солидарного общества само по себе является инновационным проектом и требует нестандартных решений. Для разработки и реализации их должны быть использованы творческие возможности граждан, в первую очередь молодежи.

Общественное участие. Необходимость достижения нового качества человеческих отношений исходит не из абстрактных представлений о должном, но из реальных интересов регионального общества и составляющих его социальных групп. Необходимым условием определения целей и механизмов формирования регионального солидарного общества является вовлечение в процесс всех заинтересованных социальных субъектов, создание условий для их постоянного участия в проекте, мониторинге результатов и корректировке процесса его реализации.

Историческая преемственность. В управлении формированием регионального солидарного общества необходимо использовать опыт, накопленный в других регионах России и в самой Белгородской области. При этом всегда необходимо учитывать границы его применения, определяющиеся спецификой Белгородской области.

Защищенность. Параллельно с созданием механизмов формирования и развития регионального солидарного общества должны совершенствоваться и все механизмы его защиты от различных угроз. Защищенность обеспечивается тремя путями: прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз; упреждающей нейтрализацией источников опасности; развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих защищаемых объектов. Для перспектив регионального развития особенно важна духовная безопасность. Она выступает как составляющая национальной безопасности, выраженная в качественном уровне национального самосознания, отражающем традиции жизнеустройства общества, его культуры и истории, а также уровень морально-политического единства общества. В социологическом отношении духовная безопасность представляет собой состояние личности, общества и властных структур, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. Одновременно это и процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.

 

V. Направления формирования регионального солидарного общества

 

Программа формирования единого общества доверия должна быть долгосрочной и опираться на успешное социально-экономическое развитие Белгородской области.

Основными направлениями ее реализации являются:

- четкое определение руководством области целей стратегического развития. При этом стратегия развития должна быть усвоена и принята населением;

- изменение преобладающих типов поведенческих реакций населения от преимущественно эгоцентрических на отношения ответственности, самопожертвования и взаимопомощи;

- обеспечение правового характера внутрирегиональной политики, предполагающее безусловное соблюдение норм Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов. Обращение к лояльности членов общества не должно рассматриваться как способ нелегитимного давления;

- внедрение системы мотивации и стимулирования солидарных действий, поощрения взаимной лояльности;

- формирование внутреннего и внешнего имиджа регионального солидарного общества, разработка соответствующей символики, опирающейся на созидательные исторические традиции.

 

VI. Технология реализации Концепции и Программы

 

Реализация Концепции, а в дальнейшем Программы формирования регионального солидарного общества предполагает последовательное выполнение ряда мероприятий:

1. Диагностика состояния человеческих отношений, в том числе с использованием социологических инструментов и на основе анализа статистических данных.

2. Подготовка проекта Программы осуществляется участниками специально созданной рабочей группы, состав которой утверждается распоряжением первого заместителя Губернатора области - руководителя Администрации Губернатора области.

3. Обсуждение проекта Программы с участием экспертов, представляющих различные общественные слои Белгородчины (ученое сообщество, духовенство, предприниматели, учителя, врачи, рабочие, аграрии и т.д.), внесение изменений в Программу с учетом мнений, высказанных в ходе обсуждения Программы экспертами, рабочей группой при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления.

4. Вынесение проекта Программы на обсуждение общественности, в том числе в рамках организации публичных слушаний в территориальных сообществах.

5. Внесение проекта Программы на рассмотрение правительства Белгородской области для последующего принятия Программы.

6. Подписание договоров взаимной ответственности за реализацию Программы. Договор должен быть открыт для подписания всеми, кто разделяет цели и задачи Программы и желает заявить о своем участии.

7. Формирование механизма управления Программой. Механизм управления предполагает четкое разграничение полномочий и ответственности исполнителей, а также возложение функций по контролю и координации действий на Администрацию Губернатора Белгородской области. Он включает в себя:

- институциональное обеспечение. Управление Программой должно носить государственно-общественный характер. Оперативным управлением ее реализации должны заниматься Администрация Губернатора Белгородской области и Общественная палата Белгородской области;

- нормативно-правовое обеспечение предполагает принятие постановления правительства Белгородской области "Об утверждении программы "Формирование регионального солидарного общества";

- финансовое обеспечение. Финансирование Программы предполагается осуществлять из бюджетных (областной бюджет) и внебюджетных источников (средства предприятий и организаций, частные пожертвования и т.п.);

- информационно-аналитическое обеспечение включает в себя проведение мониторингов общественного мнения (1 раз в год) с представлением информации Губернатору области и публикацией полученных результатов в прессе; организацию научного сопровождения Программы (конференции, симпозиумы, гранты); проведение общественных слушаний по итогам реализации Программы;

- кадровое обеспечение включает в себя разработку Концепции кадровой политики в Белгородской области; подготовку на основе применения современных информационных, социологических, психолого-педагогических технологий, духовно-нравственного воспитания и просвещения современных конкурентоспособных кадров государственного и муниципального управления; формирование системы воспроизводства кадрового потенциала региона;

- технологическое обеспечение предусматривает научное обоснование и разработку комплекса социальных технологий согласования интересов различных групп населения региона; внедрение в практику управления моделей социально-технологических компетенций; развитие непрерывного социально-технологического образования.

8. Разработка и реализация плана информационно-аналитического сопровождения Программы.

 

Схема
этапов реализации программы "Формирование регионального солидарного общества"

 

Диагностика состояния человеческих отношений в Белгородской
области, выявление проблем (выполнено)
                               |
                               
Подготовка проекта Концепции рабочей группой (выполнено)
                               |
                               
Обсуждение проекта с участием экспертов и принятие его в
качестве основы работы над проектом программы "Формирование
регионального солидарного сообщества" (выполнено)
                               |
                               
Подготовка проекта Программы
                               |
                               
Обсуждение проекта Программы с участием общественности
                               |
                               
Принятие постановления правительства Белгородской области
"Об утверждении программы "Формирование регионального
солидарного общества"
                               |
                               
Подписание договора о взаимной ответственности за реализацию
Программы
                               |
                               
Формирование механизма управления Программой
                               |
                               
Информационно-аналитическое обеспечение Программы

 

VII. Анализ рисков, возникающих при реализации Концепции и Программы

 

Под ситуацией риска (рискованной ситуацией), возникающей в процессе разработки и реализации Программы, понимается ситуация, которой сопутствуют три условия: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернативы; возможность оценить вероятность осуществления выбираемой альтернативы.

Понятие "риск" применительно к процессу реализации Концепции и Программы определяется как неопределенность и неоднозначность последствий предпринимаемых социальными институтами решений и действий. При их планировании и осуществлении присутствует как вероятность наступления неблагоприятных для регионального общества в целом результатов, так и возможность достижения программных целей.

Наиболее значимыми рисками являются:

Риск, обусловленный преобладанием структуры над функцией (риск бюрократизации). Он выражается в том, что формальные требования реализации задач проекта могут оказываться приоритетными по отношению к их возможным последствиям. Управление проектом в данном случае приобретает типично бюрократический характер. В результате чрезмерное внимание к формальным требованиям, их абсолютизация могут оборачиваться снижением социального эффекта. Вероятность такого риска велика в силу усиливающейся бюрократизации управления на всех уровнях.

Для того чтобы избежать вероятных потерь, связанных с преобладанием структуры над функциями, целесообразно строго регламентировать функциональные обязанности участников реализации Программы, зоны их ответственности; определить систему показателей и индикаторов достижения программных целей; обеспечить информационную открытость управления и постоянный общественный контроль за действиями государственных и муниципальных органов.

Риск неадекватной оценки ситуации. Данный вид риска определяется неполнотой и недостоверностью анализа исходных оснований осуществления проекта, неточностью прогноза вероятных следствий его реализации, недооценкой барьеров, препятствующих достижению программных целей. Это вполне естественный вид рисков, определяющийся сложностью принимаемых решений, недостаточным уровнем подготовки участников, а также отсутствием ясных критериев оценки ситуации и ее прогнозирования. Для снижения данного вида риска требуются: четкое планирование работы над Программой; привлечение в состав рабочей группы специалистов, наиболее подготовленных в профессиональном отношении; экспертная оценка результатов разработок.

Риск неадекватного информационно-аналитического обеспечения.

Риск обусловлен несколькими причинами. Во-первых, отсутствием системы социальной диагностики, следствием которой является неполнота и недостоверность исходной информации. Во-вторых, несовершенством применяемых информационных технологий. В-третьих, неумением специалистов работать с информацией.

Минимизация данного риска предполагает введение системы мониторинга реализации Программы. Мониторинг представляет собой регулярное изучение социальной ситуации, осуществляемое по одной и той же методике. Мониторингу присущи такие характеристики:

- периодические, а не разовые замеры объектов, явлений и процессов, по которым можно судить об их динамике;

- систематическое выяснение состояния явлений, объектов и процессов и использование этой информации по каналам обратной связи для принятия оптимальных управленческих решений;

- выработка и реализация преобразовательных управляющих воздействий на объекты, явления и процессы, которые попадают в зону мониторинга, т.е. он не сводится лишь к измерительно-оценочной деятельности.

Под системой мониторинга процесса реализации Программы следует понимать многоуровневую, специально организованную и постоянно действующую систему наблюдения, сбора, оценки, анализа и распространения социально-экономической и иной информации, диагностики социальной ситуации и подготовки рекомендаций по принятию управленческих решений. Эта система является логическим продолжением и обязательным условием аналитической деятельности в процессе управления Программой.

Риск недостаточной поддержки Программы населением. Уровень данного риска довольно высок в силу нескольких причин. Во-первых, вследствие низкого уровня доверия населения к власти и инициируемым ею проектам. Так, мониторинг оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области по методике "Роза качества" в 2009 году показал, что, за исключением губернатора области, уровень доверия, практически, ко всем властным структурам остается крайне низким. Только 25 процентов доверяют главам администраций муниципальных районов и городских округов, 7 процентов - Белгородской областной Думе, 15 процентов - главам администраций городских или сельских поселений. 41 процент граждан не доверяет никому. Во-вторых, в условиях кризиса скептически воспринимаются любые проекты и Программы. Минимизация данного вида риска предполагает инициирование Программы непосредственно Губернатором области, а также эффективное информационно-пропагандистское обеспечение ее реализации.

Риск низкой мотивации. Суть данного риска заключается в том, что, формально поддерживая Программу, граждане не будут принимать участие в ее осуществлении и реализации. Между тем, широкое общественное участие является необходимым условием формирования регионального солидарного общества. Основной причиной этого риска является традиционно высокий уровень пассивности российских граждан. Показательно, в частности, что, по данным мониторинга оценки эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области по методике "Роза качества", проведенного в 2009 году, в работе местного самоуправления фактически не участвовали вообще 60 процентов граждан; в общественных организациях - 58 процентов. Анализ показывает, что главным мотивом неучастия является убежденность в невозможности повлиять на принимаемые решения.

Минимизация риска предполагает создание эффективных каналов участия населения в принятии решений, связанных с Программой; формирование системы действенных стимулов участия; постановку реальных целей, отвечающих жизненным потребностям и интересам целевых групп.

 

VIII. Структура Программы

 

1. Формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества.

1.1. Возрождение традиций созидательной духовности и культуры, стабилизирующей общественные процессы и укрепляющей межнациональный и межконфессиональный мир. Утверждение в обществе ценностей и норм, основанных на этих традициях.

1.2. Духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, культурное и экологическое воспитание и просвещение населения области.

1.3. Обеспечение условий безопасности граждан в духовной и культурной сферах. Противодействие экстремизму и ксенофобии.

1.4. Организация конструктивного политического диалога на основе общих для региона целей между политическими партиями, общественными и иными некоммерческими организациями.

2. Укрепление института семьи и семейных отношений.

2.1. Утверждение семейных ценностей в массовом сознании.

2.2. Создание благоприятных социально-экономических условий для функционирования семьи.

2.3. Духовно-нравственная и психологическая поддержка семьи.

2.4. Защита и укрепление авторитета материнства, отцовства и детства.

3. Воспитание молодежи и развитие социальных сетей в молодежной среде.

3.1. Создание условий для функционирования детских и молодежных объединений.

3.2. Противодействие социальным отклонениям среди молодежи.

3.3. Создание системы поддержки талантливой молодежи.

3.4. Вовлечение в массовый спорт и организация досуга молодежи.

3.5. Восстановление и развитие воспитательных пространств образовательных учреждений, направленных на укрепление духовно-нравственного и психического здоровья молодежи.

3.6. Развитие общественного участия в управлении образовательными учреждениями и развитие школьного и студенческого самоуправления.

4. Развитие и консолидация институтов гражданского общества и обеспечение гражданского участия.

4.1. Стимулирование развития некоммерческих организаций.

4.2. Создание условий для участия населения в государственном и муниципальном управлении и общественном контроле эффективности управления.

4.3. Формирование механизма реализации общественных инициатив.

4.4. Возрождение и развитие системы просветительства, духовно-нравственного и морально-политического воспитания граждан.

5. Укрепление взаимного доверия между властью и населением.

5.1. Формирование и развитие единого информационно-коммуникационного пространства и обеспечение равного доступа к нему.

5.2. Обеспечение открытости, доступности и прозрачности деятельности органов управления.

5.3. Формирование институциональной и этической основы ответственности власти и честности в отношении взятых обязательств.

5.4. Повышение правовой и избирательной культуры населения.

5.5. Реализация антикоррупционных мер в системе государственного и муниципального управления.

6. Формирование и развитие социального капитала муниципальных образований и межмуниципального сотрудничества.

6.1. Совершенствование территориального общественного самоуправления и поддержка инициатив населения и местных сообществ.

6.2. Развитие сельского социального кластера.

6.3. Развитие межмуниципального сотрудничества.

7. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг населению.

7.1. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

7.2. Разработка и закрепление этических правил оказания государственных и муниципальных услуг.

7.3. Привлечение к обслуживанию населения частных компаний и общественных объединений.

8. Социальная защита, поддержка и ответственность.

8.1. Развитие социальной ответственности бизнеса, формирование и пропаганда меценатства.

8.2. Стимулирование создания общественных организаций лиц с ограниченными возможностями.

8.3. Создание программ интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.

8.4. Стимулирование занятости и самозанятости населения.

9. Развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах.

9.1. Развитие социального партнерства и предупреждение трудовых конфликтов.

9.2. Формирование стандартов корпоративной этики.

9.3. Развитие кооперативного движения, создание кредитных союзов, обществ взаимопомощи и страхования.

10. Совершенствование экономической основы регионального солидарного сообщества.

10.1. Стимулирование и развитие инновационного и интеллектуального потенциала региона.

10.2. Развитие предпринимательской активности населения как экономической основы гражданcкого участия.

10.3. Стимулирование производства и потребления региональной продукции.

11. Формирование имиджа и распространение символики регионального солидарного общества.

11.1. Разработка и внедрение регионального бренда и брендов территорий.

11.2. Формирование и развитие системы наглядной агитации и социальной рекламы.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Утверждена концепция программы "Формирование регионального солидарного общества". Основным вектором стратегического развития России в современных условиях является всесторонняя модернизация. Региональное солидарное общество выступает как система межличностных и межгрупповых отношений субъекта РФ, основанная на осознании их участниками общности идеологии, интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении позитивных общественно значимых целей.

Определены цели, задачи, принципы программы "Формирование регионального солидарного общества", направления формирования регионального солидарного общества, технология реализации концепции и программы и другое.


Распоряжение Губернатора Белгородской области от 3 мая 2011 г. N 305-р "О Концепции программы "Формирование регионального солидарного общества"


Текст распоряжения официально опубликован не был