30 октября 2010 г.
В целях повышения результативности и эффективности деятельности, организованной по принципу управления проектами на территории области, правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области (далее - Положение, прилагается).
2. Органам исполнительной власти и государственным органам области:
- при разработке и реализации проектов руководствоваться Положением;
- внести в положения соответствующие изменения, предусмотрев в них вопросы управления проектами.
3. Департаменту стратегического развития области (Юдин С.В.) обеспечить организационно-методическое руководство при внедрении и использовании Положения.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов разработать и принять аналогичные Положения об управлении проектами в органах местного самоуправления.
5. Управлению информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области (Гармашев А.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области - руководителя Администрации Губернатора области О.Н. Полухина.
Информацию об исполнении постановления представить к 1 сентября 2010 года.
Губернатор |
Е.Савченко |
Положение
об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области
(утв. постановление Правительства Белгородской области
от 31 мая 2010 г. N 202-пп)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия и порядок применения принципов управления проектами органами исполнительной власти и государственными органами на территории Белгородской области.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп пункт 1.2. раздела 1 настоящего Положения изложен в новой редакции
1.2. Настоящее Положение применяется для управления проектами, направленными на достижение целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, областными целевыми программами, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства области, поручениями Губернатора области.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп пункт 1.3. раздела 1 настоящего Положения изложен в новой редакции
1.3. Под государственными органами Белгородской области для целей настоящего постановления понимаются следующие органы:
- Администрация Губернатора Белгородской области;
- управление печати и телерадиовещания области;
- управление жилищно-коммунального хозяйства области;
- Государственная жилищная инспекция области;
- Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Белгородской области с соответствующими государственными инспекциями городов и районов;
- архивный отдел области
2. Понятия и определения
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп пункт 2.1. раздела 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2.1. Проект - комплекс мероприятий и работ, направленный на достижение определенной цели, ограниченный во времени определенными сроками начала и окончания, выполнение которого имеет однократный (неповторяющийся) характер, реализуемый органами исполнительной власти и государственными органами области, подведомственными организациями, хозяйствующими субъектами с использованием средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств) в объеме более 1 млн. рублей.
2.2. Для целей настоящего Положения рассматриваются проекты:
2.2.1. Исключен.
См. текст подпункта 2.2.1. пункта 2.2. раздела 2
2.2.2. Областные отраслевые проекты - проекты, реализуемые в масштабах области, имеющие однозначно определенную отраслевую принадлежность.
2.2.3. 0бластные комплексные проекты - проекты, не имеющие однозначно определенной отраслевой принадлежности, для эффективной реализации которых необходимо взаимодействие нескольких департаментов и управлений области, администраций муниципальных районов и городских округов области, хозяйствующих субъектов.
2.3. Цель проекта - запланированное желаемое состояние объекта управления, для достижения которого осуществляется проект. Цель проекта должна:
- отражать ожидаемый полезный эффект от исполнения проекта;
- иметь измеримые количественные показатели и сроки достижения;
- быть достижимой в реальных условиях, в которых осуществляется
проект;
2.4. Результат проекта - материальное выражение социальных, экономических, интеллектуальных и иных эффектов, полученных в результате осуществления проекта.
2.5. Инициатор проекта - физическое или юридическое лицо (государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа, хозяйствующий субъект), которое выступает с обоснованием необходимости и возможности реализации проекта. Инициатор проекта может представлять интересы заказчика, исполнителя или координирующего органа проекта.
2.6. Участники проекта:
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп в подпункт 2.6.1. пункта 2.6. раздела 2 настоящего Положения внесены изменения
2.6.1. Заказчик проекта - физическое или юридическое лицо (государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа, в случае использования средств областного бюджета и /или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), хозяйствующий субъект), прямо или косвенно заинтересованные в достижении цели проекта и приобретении прав на использование результатов проекта, которые выделяют средства, необходимые для реализации проекта.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп в подпункт 2.6.2. пункта 2.6. раздела 2 настоящего Положения внесены изменения
2.6.2. Исполнитель проекта - физическое или юридическое лицо (государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа, в случае использования средств областного бюджета и /или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), хозяйствующий субъект), которое принимает на себя обязательства перед заказчиком проекта по достижению целей проекта и эффективному использованию средств, выделенных для реализации проекта.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп в подпункт 2.6.3. пункта 2.6. раздела 2 настоящего Положения внесены изменения
2.6.3. Координирующий орган проекта - уполномоченный государственный орган области, орган исполнительной власти области, администрация муниципального района или городского округа, в случае использования средств областного бюджета и /или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств), осуществляющий организационное сопровождение и мониторинг разработки и реализации проекта.
2.7. Группа управления проектом - группа лиц, представляющих интересы заказчика, исполнителя и координирующего органа проекта в ходе его реализации. В группу управления проектом входят:
2.7.1. Представитель заказчика проекта - уполномоченное заказчиком проекта лицо, представляющее его интересы в отношениях со всеми участниками проекта.
2.7.2. Руководитель проекта - уполномоченное исполнителем проекта лицо, наделенное полномочиями по управлению всеми работами проекта.
2.7.3. Куратор проекта - уполномоченное координирующим органом проекта лицо, представляющее его интересы в отношениях со всеми участниками проекта.
2.7.4. Администратор проекта - лицо, назначаемое исполнителем проекта, ответственное за организацию и поддержку коммуникаций (сбор, обработку, передачу информации) между участниками проекта, делопроизводство, формирование и хранение архива документов проекта.
2.8. Рабочая группа проекта - группа лиц, непосредственно выполняющих работы проекта.
2.9. Кадровый резерв проектного управления - база данных сотрудников органов исполнительной власти, государственных органов области, администраций муниципальных районов или городских округов, хозяйствующих субъектов, заинтересованных принимать участие в разработке и реализации проектов.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп пункт 2.10. раздела 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2.10. Организационное сопровождение проекта - координация межведомственного взаимодействия участников проекта, осуществляемая куратором проекта на протяжении всех этапов проекта.
2.11. Мониторинг проекта - специально организованное систематическое наблюдение за ходом разработки и реализации проекта с целью предоставления сводной информации внешним по отношению к проекту пользователям (органам исполнительной власти и государственным органам области, администрациям муниципальных районов или городских округов, представителям общественности).
3. Порядок формирования организационной структуры проекта
3.1. Организационная структура проекта:
-формируется при открытии проекта и расформировывается при его закрытии;
- состоит из группы управления проектом и рабочей группы проекта;
- обеспечивает эффективное взаимодействие участников проекта.
3.2. Группа управления проектом формируется в следующем порядке:
3.2.1. Департамент стратегического развития области, на основании заявки инициатора проекта, по согласованию, определяет координирующий орган проекта.
3.2.2. Координирующий орган проекта:
- назначает ответственное лицо - куратора проекта:
- совместно с инициатором определяет заказчика и исполнителя проекта.
3.2.3. Заказчик проекта:
-формулирует цели и задачи проекта, определяет требования к результату проекта;
- определяет объем и источники финансирования проекта;
- назначает ответственное лицо - представителя заказчика проекта для представления своих интересов, связанных с реализацией проекта.
3.2.4. Исполнитель проекта:
- назначает руководителя проекта и администратора проекта, определяет персональную ответственность за достижение цели проекта, эффективное использование выделенных ресурсов, материально-техническое обеспечение и документооборот по проекту;
- обеспечивает разработку и реализацию проекта в соответствии с требованиями к результату проекта.
3.2.5. Назначение участников группы управления проектом производится распорядительными документами (приказами, распоряжениями и т.п.) организаций, официальными представителями которых они являются.
3.3. Рабочая группа проекта формируется на базе исполнителя проекта в следующем порядке:
3.3.1. Руководитель проекта:
- определяет порядок работы и состав рабочей группы, требования к специалистам, участие которых необходимо для качественного и своевременного выполнения работ проекта;
- осуществляет подбор специалистов в рабочую группу из кадрового резерва проектного управления и (или) самостоятельно.
- при самостоятельном подборе персонала руководитель проекта направляет сведения о специалистах, включенных в рабочую группу, в департамент стратегического развития области для включения в кадровый резерв проектного управления;
- направляет запрос о включении сотрудников органов исполнительной власти и государственных органов области, администраций муниципальных районов и городских округов, хозяйствующих субъектов в рабочую группу проекта в адрес их руководителей по основному месту работы;
- организует работу рабочей группы, направленную на достижение целей проекта;
- изменяет состав рабочей группы по мере необходимости в течение разработки и реализации проекта;
- направляет информацию об итогах работы сотрудников в проекте по основному месту работы, а также в департамент стратегического развития области для включения в базу данных кадрового резерва проектного управления.
3.4. Кадровый резерв проектного управления:
- формируется в департаменте стратегического развития области для оперативного и качественного формирования рабочих групп проектов, а также сохранения кадрового потенциала после закрытия проектов, в порядке, установленном Положением о кадровом резерве проектного управления Белгородской области;
- сотрудники органов исполнительной власти, государственных органов области, органов местного самоуправления области, хозяйствующих субъектов зачисляются в кадровый резерв проектного управления на основании личного заявления по согласованию с руководителем по основному месту работы. При этом сотрудники государственных органов области, органов исполнительной власти области, администраций муниципальных районов и городских округов, являющиеся государственными и муниципальными служащими, принимают участие в рабочих группах только в качестве консультантов, с учетом исполнения основных должностных обязанностей;
- сотрудники, находящиеся в кадровом резерве проектного управления, проходят профессиональную подготовку, аттестацию и привлекаются для работы в проектах в составе рабочих групп. Порядок прохождения профессиональной подготовки и аттестации, условия финансирования определяются Положением о кадровом резерве проектного управления Белгородской области.
4. Порядок управления проектами
4.1. Управление проектами состоит из трех этапов:
- открытие проекта;
- разработка и реализация проекта;
- закрытие проекта.
4.2. Этап открытия проекта:
- определяется координирующий орган, заказчик и исполнитель проекта;
- определяется цель проекта, ожидаемые результаты, требования и ограничения;
- формируется группа управления проектом;
- определяются правила и условия взаимодействия участников проекта.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп в подпункт 4.2.1. пункта 4.2. раздела 4 настоящего Положения внесены изменения
4.2.1. Для начала этапа необходимо:
- инициативная заявка по вопросу открытия данного проекта, которая направляется в департамент стратегического развития области в электронном виде (dsr@belregion.ru) инициатором проекта;
- решение департамента стратегического развития области об определении координирующего органа проекта;
- инициатор проекта может выступать с предложением об открытии проекта как по собственной инициативе, так и в связи с исполнением своих должностных обязанностей или поручений вышестоящего руководства;
4.2.2. Этап завершается.
- оформлением паспорта проекта, который готовится инициатором, согласовывается координирующим органом и исполнителем, утверждается заказчиком проекта;
- форма и содержание паспорта проекта определяется заказчиком проекта на основании рекомендаций департамента стратегического развития области с учетом особенностей проекта;
4.3. Этап разработки и реализации проекта состоит из следующих стадий:
- планирование;
- выполнение работ;
- контроль;
- корректировка.
4.3.1. Стадия планирования проекта (поиск, анализ, выбор, проработка и уточнение путей достижения цели проекта):
- осуществляется рабочей группой во главе с руководителем проекта;
- начинается с момента утверждения паспорта проекта и завершается в момент составления плана реализации проекта;
- итоговыми документами стадии планирования являются план проекта, который включает структуру работ, календарный план, объем и источники финансирования проекта, описывает содержание и расписание работ, которые необходимо выполнить, а также другие документы в зависимости от типа и специфики проекта. Требования к форме, содержанию плана проекта определяются заказчиком с учетом специфики, масштаба и сложности проекта;
- план проекта утверждается заказчиком по согласованию с координатором проекта;
- объем и источники финансирования определяются заказчиком проекта. Возможностью привлечения бюджетных средств является утверждение соответствующих объемов расходов законом области об областном бюджете, решением органов местного самоуправления о бюджете соответствующего муниципального образования.
4.3.2. Стадия выполнения работ, определенных в плане проекта:
- осуществляется рабочей группой проекта под управлением руководителя проекта;
- начинается после утверждения плана проекта и заканчивается после выполнения всех работ и получения всех результатов, предусмотренных планом проекта;
- осуществляется, как правило, по блокам работ, предусмотренных планом проекта, с документальной фиксацией результатов выполненных работ:
- итоговыми документами стадии выполнения работ являются документы, непосредственно подтверждающие факт выполнения и полученные результаты по каждому блоку работ плана проекта, которые предъявляются заказчику для контроля выполненных работ;
- исполнитель для выполнения работ проекта, в соответствии с основными документами проекта, может по согласованию с заказчиком привлекать сторонние организации, отдельных исполнителей на договорной основе или в рамках своих полномочий, определенных действующими нормативными актами.
4.3.3. Стадия контроля проекта (измерение показателей, характеризующих достижение целей проекта, определенных планом проекта):
- осуществляется представителем заказчика совместно с руководителем и администратором проекта;
- начинается с момента наступления первой контрольной даты согласно утвержденному плану проекта, осуществляется на протяжении всего периода исполнения проекта и завершается в момент принятия решения о завершении проекта;
- итоговым документом стадии контроля является заключение о соответствии выполненных работ и полученных результатов показателям, зафиксированным в плане проекта, с указанием всех отклонений фактических значений от плановых, а также оценки возможных последствий выявленных отклонений для достижения цели проекта.
4.3.4. Стадия корректировки проекта:
- внесение изменений в документы проекта или осуществление корректирующих воздействий в ходе исполнения проекта для устранений отклонений фактического хода выполнения работ от запланированного;
- осуществляется группой управления проектом при участии рабочей группы проекта;
- не осуществляется в случае полного соответствия фактических результатов исполнения проекта плановым, за исключением случаев, когда должны быть предприняты опережающие предупреждающие действия для устранения возможных (ожидаемых) отклонений;
- при возникновении существенных отклонений, влияние которых на проект устранить невозможно, руководитель проекта инициирует меры по внесению соответствующих изменений в документы проекта;
- заказчиком проекта по согласованию с куратором проекта могут быть приняты решения об изменении требований к проекту (изменении сроков и (или) изменении требований к результатам проекта); о выделении дополнительных ресурсов; об изменении условий участия в проекте заинтересованных сторон;
- итоговыми документами стадии корректировки являются документы, утверждающие решения об изменении содержания, сроков, объема финансирования проекта, условий участия в проекте одной или нескольких заинтересованных сторон.
4.4. Этап закрытия проекта:
- осуществляется руководителем проекта совместно с администратором проекта;
- выполняется прекращение (исполнение или оформление отказа от исполнения) всех обязательств, возникших в ходе управления проектом;
- оформляются права заказчика на результаты проекта;
- расформировывается организационная структура проекта;
- оформляется и передаётся на хранение в архив заказчика вся документация проекта.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп подпункт 4.4.1 пункта 4.4. раздела 4 настоящего Положения изложен в новой редакции
4.4.1. Для начала этапа необходимо решение заказчика о закрытии проекта, согласованное с куратором проекта, после принятия которого все участники проекта исполняют свои обязательства и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.4.2. Этап завершается:
- итоговым отчетом о реализации проекта, в котором руководитель проекта информирует заказчика и координирующий орган о степени достижения цели проекта, использовании выделенных ресурсов, факторах, повлиявших на реализацию проекта;
- передачей в архив заказчика администратором проекта систематизированной документации по проекту.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп заголовок раздела 5 настоящего Положения изложен в новой редакции
5. Организационное сопровождение и мониторинг проекта
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп в пункт 5.1. раздела 5 настоящего Положения внесены изменения
5.1. Организационное сопровождение:
- осуществляется координирующим органом в лице куратора проекта;
- начинается с момента назначения куратора проекта, продолжается на протяжении всех этапов проекта и завершается одновременно с завершением этапа закрытия проекта.
5.2. Мониторинг проекта:
- осуществляется куратором проекта совместно с администратором проекта;
- начинается с момента назначения куратора проекта, продолжается на протяжении всех этапов проекта и завершается одновременно с завершением этапа закрытия проекта.
5.2.1. Сводная информация по результатам мониторинга направляется в департамент стратегического развития области и состоит из следующих отчетов:
- промежуточный отчет по проекту - составляется по факту достижения контрольного события или наступления контрольного срока согласно паспорту проекта и содержит заключение о степени соответствия фактического исполнения работ проекта плану, анализ внешних и внутренних факторов, прогноз на следующий планируемый период;
- отчет о закрытии проекта - составляется после принятия решения о закрытии проекта и содержит заключение о соответствии фактического результата проекта плановому, итоговый анализ и выводы куратора по проекту.
5.2.2. Основное требование к качеству информации, получаемой в результате осуществления мониторинга, заключается в объективности отражения фактического состояния работ по проекту.
5.2.3. Департамент стратегического развития области на основании полученной сводной информации, предоставляет правительству области заключения и рекомендации по итогам реализации проекта.
5.2.4. Для проектов, имеющих общественную значимость, паспортом проекта может быть определено требование публикации результатов мониторинга в сети Интернет на информационных ресурсах координирующего органа проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. N 202-пп "Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, а также подведомственных им учреждениях и организациях"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 6 июля 2010 г. N 93
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 28 июля 2021 г. N 300-пп
Изменения вступают в силу с 2 августа 2021 г.
Постановление Правительства Белгородской области от 20 июля 2020 г. N 317-пп
Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.
Постановление Правительства Белгородской области от 8 июля 2019 г. N 291-пп
Изменения вступают в силу с 9 июля 2019 г.
Постановление Правительства Белгородской области от 16 апреля 2018 г. N 130-пп
Изменения вступают в силу с 19 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Белгородской области от 12 октября 2015 г. N 363-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 30 июня 2014 г. N 236-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 6 ноября 2012 г. N 437-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 5 декабря 2011 г. N 447-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 25 апреля 2011 г. N 155-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 30 октября 2010 г. N 369-пп