14 марта 2011 г.
В целях исполнения программы реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года, постановления правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года", формирования у населения мотивации к здоровому образу жизни правительство области постановляет:
1. Утвердить областную комплексную целевую программу "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011 - 2012 годы" (далее - программа, прилагается).
2. Департаментам здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.), образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.), строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (Калашников Н.В.) области, управлению информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области (Гармашев А.А.) обеспечить выполнение утвержденной программы.
3. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов при разработке планов мероприятий по формированию здорового образа жизни учитывать мероприятия программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять к 1 марта 2012 - 2013 годов.
Губернатор |
Е.Савченко |
Постановлением Правительства Белгородской области от 14 марта 2011 г. N 92-пп в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной комплексной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011 - 2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 23 октября 2010 г. N 348-пп)
14 марта 2011 г.
Наименование программы |
|
областная комплексная целевая программа "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для решения о разработке Программы |
|
- закон Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "О Программе улучшения качества жизни населения Белгородской области"; - постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года"; - программа реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы (одобрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года) |
Государственный заказчик |
|
правительство Белгородской области |
Представитель заказчика |
|
департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
Основной разработчик Программы |
|
департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области |
Координатор Программы |
|
департаменты здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области |
Исполнители и участники Программы |
|
- департаменты здравоохранения и социальной защиты населения; образования, культуры и молодежной политики; строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; - управление по делам молодежи области; - управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области; - администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
|
-целью Программы является формирование у населения мотивации быть здоровым и создание необходимых условий для ведения здорового образа жизни Задачи Программы: -формирование у граждан области убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни; -повышение эффективности деятельности и развитие сети существующих учреждений, занимающихся формированием здорового образа жизни; -обеспечение эффективной диспансеризации различных групп населения; -профессиональная подготовка, повышение квалификации кадров по вопросам профилактики и формирования здорового образа жизни; -создание постоянно действующей системы информирования и обучения населения вопросам сохранения и укрепления здоровья |
Сроки реализации Программы |
|
2011 - 2012 годы |
Основные мероприятия Программы |
|
- формирование потребностей населения в соблюдении принципов здорового образа жизни; - совершенствование информационно-образовательной системы в сфере охраны здоровья населения для удовлетворения спроса населения на информацию о здоровье и способах его сохранения и укрепления; - содействие формированию моды на здоровый образ жизни, популяризация культуры здоровья среди населения области; - совершенствование системы оказания профилактической помощи населению области; - создание условий для развития и повышения эффективности функционирования центров здоровья; - повышение квалификации медицинских работников по вопросам формирования здорового образа жизни |
| ||
Объемы и источники финансирования Программы |
|
- общий объем финансирования составляет - 30256,7 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 16814,7 тыс. рублей; областной бюджет - 13442,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
- обращение населения с профилактической целью в: кабинеты медицинской профилактики не менее 10 процентов от взрослого населения области; кабинеты здорового ребенка - не менее 90 процентов детей до года, 40 процентов детей дошкольного возраста, 20 процентов детей школьного возраста и подростков; центры здоровья - не менее 5 процентов населения обслуживаемой территории; - снижение временной утраты трудоспособности на 15 процентов; - широкое вовлечение различных категорий населения в оздоровительный процесс; - формирование у населения осознанной потребности в сохранении своего здоровья; - улучшение качества и увеличение продолжительности жизни |
Контроль за исполнением Программы |
|
контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Главными стратегическими документами, определяющими приоритеты в деятельности правительства Белгородской области по реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, являются Программа улучшения качества жизни населения области, утвержденная законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74, Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, программа реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы (одобрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года). Реализация указанных стратегических документов совершенствует принципиально новое направление деятельности - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. При этом сокращение уровня смертности во многом зависит не только от состояния отечественного здравоохранения, но и от образа жизни, который, по оценкам специалистов, определяет здоровье на 40 - 50 процентов.
Актуальность повышения качества жизни и здоровья обусловлена признанием роли здоровья населения как фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. В последнее десятилетие в структуре заболеваемости и смертности населения области прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья (стрессогенные заболевания, дезадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление и др.). После болезней системы кровообращения вторыми в структуре причин смерти стали несчастные случаи, отравления и травмы. На протяжении многих лет общие тенденции смертности населения области определяет смертность лиц трудоспособного возраста. В общем числе умерших они составляют третью часть, при этом среди мужчин уровень смертности в 4 раза выше, чем у женщин. Смертность мужчин трудоспособного возраста четко коррелирует с употреблением алкоголя, травмами и отравлениями, убийствами и самоубийствами. Из общего числа впервые признанных инвалидами около 45 процентов составляют лица трудоспособного возраста. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.
Белгородская область ежегодно теряет около 23 000 человек (2004 г. - 24524 человека), из них более 6000 - лица трудоспособного возраста, которые умирают в основном от предотвратимых причин смертности.
Доказана взаимосвязь смертности с основными факторами риска:
- табак - 17,1 процента,
- несбалансированное питание- 12,9 процента,
- избыточный вес - 12,5 процента,
- алкоголь - 11,9 процента.
Наличие только одного такого фактора риска развития сердечнососудистых заболеваний, как артериальная гипертония, увеличивает в 3,5 раза смертность мужчин в возрасте 50 - 69 лет. Средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин в возрасте 40 лет, страдающих артериальной гипертонией, сокращается в среднем на 6 лет.
В последние годы распространенность злоупотребления алкоголем остается стабильно высокой. По данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 литра в 2008 году (по Белгородской области в 2008 году - 7,53 литра), или в 1,8 раза. Однако, по экспертным оценкам, реальное душевое потребление алкоголя с учетом нелегального оборота спиртсодержащей продукции в России составляет около 18 л. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) считают, что если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, то это уже опасно для здоровья населения. Установлено, что каждый добавочный литр сверх определенного ВОЗ предела уносит 11 месяцев жизни мужчин и 4 месяца женщин.
Темпы роста курящих в нашей стране одни из самых высоких в мире, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5 - 2 процента, включая женщин и подростков. По исследованиям ВОЗ, в 2003 году распространенность табакокурения среди подростков 13 - 15 лет составляла 33,4 процента (среди мальчиков - 40,6 процента, среди девочек - 29,8 процента). Табакокурение в Белгородской области с 2005 года по 2007 год в расчете на душу населения увеличилось на 40,3 процента, в основном за счет увеличения курильщиков среди женщин и подростков. По экспертным оценкам, в настоящее время Россия находится на 4 месте в мире по распространённости табакокурения среди подростков.
Одними из острейших проблем являются проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены негативному влиянию среды и общества. Особую тревогу вызывают распространение среди подростков наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения. Рост потребления пива в Белгородской области за последние четыре года на 33,8 процента обуславливается тем, что основными его потребителями становятся подростки.
Большие риски здоровью населения несёт неправильное и несбалансированное питание. В питании населения выявлено несоответствие между энергетической ценностью рациона и энерготратами, избыточный уровень потребления жиров и недостаточное потребление витаминов, минеральных веществ и биологически активных компонентов пищи. Особенно острой проблемой является дефицит ряда витаминов, в частности витамина С (60 - 70 процентов), железа (20 - 40 процентов), кальция (40 - 60 процентов), йода (до 70 процентов), фолиевой кислоты (до 70 - 80 процентов).
Дефицит этих витаминов, к примеру, у беременных женщин ведет к нарушению роста, развития ребенка, врожденным уродствам, рождению недоношенных и маловесных детей, число которых достигает 5 процентов от общего числа новорожденных.
У населения области еще не сформирована потребность в поддержании и укреплении собственного здоровья, у родителей - в рождении и воспитании здорового ребенка.
Несмотря на социальные и экономические преимущества профилактических программ, как в обществе, так и в деятельности органов и учреждений здравоохранения, системы медицинского и социального страхования, приоритетным пока остается лечение больных, а не проведение профилактических мероприятий. Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц, возвращение здоровья больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.
Кроме того необходима широкая информационно-разъяснительная работа, нацеленная на формирование приоритета здорового образа жизни у населения области.
Таким образом, в сложившейся ситуации крайне необходима реализация комплекса программных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения.
Программно-целевой метод отвечает требованиям системности, четкому разделению полномочий и ответственности между субъектами управления на областном и муниципальном уровнях, предполагает оценку эффективности государственного управления в сфере сохранения и возрождения генофонда на основе единых целевых показателей (индикаторов) и обеспечивает:
координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
формирование единых целевых показателей (индикаторов);
системность при разработке мероприятий, направленных на обеспечение улучшения целевых показателей;
последовательность реализации этих мероприятий;
эффективное использование финансовых средств, направляемых на осуществление мер в области политики оздоровления нации.
Программа предполагает осуществление управленческих воздействий, прежде всего с учетом перспективы и достижения основного эффекта в будущем.
II. Цель и задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является формирование у населения мотивации быть здоровым и создание необходимых условий для ведения здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование у граждан области убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- повышение эффективности деятельности и развитие сети существующих учреждений, занимающихся формированием здорового образа жизни;
- обеспечение широкой и эффективной диспансеризации различных групп населения;
- профессиональная подготовка, повышение квалификации кадров по вопросам профилактики и формирования здорового образа жизни;
- создание постоянно действующей системы информирования и обучения населения вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011 - 2012 годах.
III. Программные мероприятия
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям формирования здорового образа жизни:
- формирование приоритета здорового образа жизни через информационно-пропагандистские мероприятия;
- совершенствование системы оказания профилактической помощи населению области;
- санитарно-эпидемиологические и экологические мероприятия, направленные на уменьшение влияния вредных факторов на человека;
- создание условий для формирования здорового образа жизни; благополучия окружающей среды и качественного питания населения области;
- внедрение оздоровительных технологий методами физкультуры, спорта и туризма;
- меры по воспитанию и укреплению у населения нравственности, морали, культуры, духовного благополучия, воспитанию потребности здорового образа жизни.
Мероприятия Программы представлены в приложении.
Постановлением Правительства Белгородской области от 14 марта 2011 г. N 92-пп раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общее финансирование Программы составляет 30256,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 16814,7 тыс. рублей в 2011 году, за счет средств областного бюджета - 13442,0 тыс. рублей (10580,0 тыс. рублей в 2011 году и 2862,0 тыс. рублей в 2012 году).
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является правительство Белгородской области.
Представителем заказчика, разработчиком и координатором Программы является департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
Исполнителями и участниками Программы являются департаменты здравоохранения и социальной защиты населения, образования, культуры и молодежной политики, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области, управление по делам молодежи области, администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
Программа реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
Исполнители мероприятий ежегодно направляют информацию о ходе реализации Программы в департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
VI. Ожидаемые показатели и результаты реализации Программы
Ожидаемые показатели реализации Программы:
- обращение населения с профилактической целью: в кабинеты медицинской профилактики - не менее 10 процентов от взрослого населения области; в кабинеты здорового ребенка - не менее 90 процентов детей до года, 40 процентов детей дошкольного возраста, 20 процентов школьного возраста и подростков; в центры здоровья - не менее 5 процентов населения обслуживаемой территории;
- снижение временной утраты трудоспособности на 15 процентов;
широкое вовлечение различных категорий населения в оздоровительный процесс;
- формирование у населения осознанной потребности в сохранении своего здоровья;
- улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения.
Постановлением Правительства Белгородской области от 14 марта 2011 г. N 92-пп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к областной комплексной целевой программе
"Формирование здорового образа жизни
у населения Белгородской области 2011 - 2012 годы"
Мероприятия
областной комплексной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011 - 2012 годы"
14 марта 2011 г.
N п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Всего (тыс. руб.) |
Областной бюджет |
Федеральный бюджет |
Ответственные исполнители и участники |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Проект "Областная экспертная система контроля индивидуального здоровья" | |||||||
1.1 |
Оснащение центра здоровья областного государственного учреждения здравоохранения особого типа "Областной центр медицинской профилактики" необходимым оборудованием для стабильной работы |
2011 г. 2012 г. |
400,0 424,0 |
400,0 424,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
1.2 |
Приобретение мобильного центра здоровья для областного государственного учреждения здравоохранения особого типа "Областной центр медицинской профилактики" |
2011 г. |
3500,0 |
3500,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
1.3 |
Освещение в средствах массовой информации материалов о деятельности центров здоровья в ЛПУ области, о результатах работы мобильного центра здоровья на территории области, о факторах риска и их своевременной коррекции для профилактики заболеваний |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области |
|
1.4 |
Организация разработки, издания и распространения информационно-просветительских материалов по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
|
Всего по проекту |
2011 г. 2012 г. |
4200,0 742,0 |
4200,0 742,0 |
|
|
|
2. Проект "Развитие массовой физкультуры и спорта" | |||||||
2.1 |
Оснащение необходимым оборудованием спортивного отделения областного государственного учреждения здравоохранения особого типа "Областной центр медицинской профилактики" |
2011 г. 2012 г. |
400,0 424,0 |
400,0 424,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
2.2 |
Освещение в средствах массовой информации вопросов о значении занятий физической культурой и спортом, пользе соблюдения принципов здорового образа жизни, в том числе двигательной активности, как одного из действенных оздоровительных средств |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области |
|
2.3 |
Организация разработки, издания и распространения информационно-просветительских материалов по вопросам занятий физической культурой и спортом, значения физических упражнений в профилактике заболеваний |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
|
Всего по проекту |
2011 г. 2012 г. |
700,0 742,0 |
700,0 742,0 |
|
|
|
3. Проект "Борьба с курением" | |||||||
3.1 |
Освещение в средствах массовой информации материалов о вредном воздействии табака на организм человека, прежде всего на детей, подростков, молодежи и беременных, работе Координационного совета по снижению потребления табака и профилактике табакокурения, проведении массовых антитабачных акций, посвященных Всемирным дням без табака |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
3.2 |
Разработка механизма создания на территории области условий для постоянного снижения распространенности табакокурения среди населения |
2011 г. |
|
|
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области |
|
3.3 |
Организация разработки, издания и распространения информационно-просветительских материалов по профилактике табакокурения и формированию здорового образа жизни |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
|
Всего по проекту |
2011 г. 2012 г. |
300,0 318,0 |
300,0 318,0 |
|
|
|
4. Проект "Снижение потребления алкоголя" | |||||||
4.1 |
Освещение в средствах массовой информации материалов о вредном воздействии алкоголя на организм, в том числе пива и слабоалкогольных напитков, профилактике чрезмерного употребления алкогольной продукции, работе Координационного совета по снижению потребления алкоголя и профилактике алкоголизма, о проведении массовых антиалкогольных акций |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области |
|
4.2 |
Организация разработки, издания и распространения информационно-просветительских материалов по вопросам снижения потребления алкоголя, профилактики алкоголизма и формирования здорового образа жизни |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
|
Всего по проекту |
2011 г. 2012 г. |
300,0 318,0 |
300,0 318,0 |
|
|
|
5. Проект "Областной учебно-ресурсный центр по обучению медицинских работников первичного звена основам здорового образа жизни" | |||||||
5.1 |
Модернизация учебно-ресурсного центра областного государственного учреждения здравоохранения особого типа "Областной центр медицинской профилактики" с целью организации дистанционного обучения медицинских работников учреждений здравоохранения и населения области в режиме он-лайн |
2011 г. 2012 г. |
400,0 424,0 |
400,0 424,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
5.2 |
Освещение в средствах массовой информации вопросов: - о деятельности школ здоровья по основам здорового образа жизни, профилактике социально значимых неин фекционных заболеваний; - о работе областного учебно-ресурсного центра по обу чению медицинских работников и населения |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области |
|
5.3 |
Организация разработки, издания и распространения информационно-просветительских материалов по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни |
2011 г. 2012 г. |
150,0 159,0 |
150,0 159,0 |
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
|
Всего по проекту |
2011 г. |
700,0 |
700,0 |
|
|
|
|
|
2012 г. |
742,0 |
742,0 |
|
|
|
6. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений области, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни | |||||||
6.1 |
Оснащение областных наркологических диспансеров медицинским и другим оборудованием в рамках реализации мероприятий направления приоритетного национального проекта "Здоровье" по формированию здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака |
2011 г. |
21194,7 |
4380,0 |
16814,7 |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
|
Всего по разделу |
2011 г. |
21194,7 |
4380,0 |
16814,7 |
|
|
|
Итого по программе |
2011 - 2012 гг. |
30256,7 |
13442,0 |
16814,7 |
|
|
|
|
2011 г. |
27394,7 |
10580,0 |
16814,7 |
|
|
|
|
2012 г. |
2862,0 |
2862,0 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. N 348-пп "Об утверждении областной комплексной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области на 2011 - 2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 14 января 2011 г. N 6
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 1 октября 2012 г. N 391-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 11 июля 2011 г. N 267-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 14 марта 2011 г. N 92-пп