Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Поступательное развитие предпринимательства сдерживается рядом проблем, оказывающих негативное влияние на данный сектор экономики.
Стратегический (SWOT) анализ развития предпринимательской деятельности Старооскольского городского округа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Стабильная социально-экономическая ситуация в городском округе; выгодное географическое положение; быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение оборота малых и средних предприятий по всем видам экономической деятельности; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности; сравнительно низкая потребность в первоначальном капитале; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала; развитое микрокредитование, гарантийные фонды, грантовая поддержка начинающих производств. |
Зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей и проблемы повышения квалификации персонала; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в получении кредитов в банках и высокий уровень процентных ставок; недостаток денежных средств для развития предприятий; низкий уровень объема инвестиций в основной капитал; слабое информационное обеспечение; ограниченность доступа к недвижимому имуществу; ограниченные возможности в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке. |
Возможности |
Угрозы |
Строительство технопарка, бизнес-инкубатора; развитие системы аутсорсинга и субконтрактации; расширение ассортимента продукции; расширение экономических связей; внедрение системы генерирования бизнес-проектов; повышение привлекательности предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства для привлечения инвестиций; создание льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства финансовых и материально-технических ресурсов; развитие предпринимательской активности в промышленности; повышение конкурентоспособности продукции; установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, бухгалтерской отчётности; льготное кредитование; предоставление малым и средним предприятиям на конкурсной основе муниципальных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг; сокращение перечня сертифицируемых видов продукции; сокращение проверок. |
Повышение тарифов на энергоресурсы; жёсткие требования к условиям целевого использования площадей и заемных средств; низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний, культуры хозяйствования, экологической грамотности; принятие ошибочных решений и связанные с ними финансовые потери. |
Для малого и среднего предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности малое и среднее предпринимательство находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие.
Ограниченность финансовых ресурсов.
Весьма значимой для малого и среднего предпринимательства является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных для расширения деятельности. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей и потребительские займы. Привлечение заемных и кредитных ресурсов коммерческих банков по льготным процентным ставкам остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
В этих условиях показала свою жизнеспособность и безусловную полезность программа микрофинансирования малых предприятий и "Программа поддержки начинающих - гранты на создание собственного дела" Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Используя механизмы микрокредитования и субсидирования, многие предприниматели, располагая небольшими средствами, смогли начать свое дело.
Административные барьеры.
Основная задача, которую призваны решить мероприятия Программы - создание благоприятной внешней среды для развития предпринимательства, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности. Решение этой задачи предполагает принятие следующих ключевых мер: снижение барьеров входа на рынок, устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности, обеспечение согласованности действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" способствовало значительному снижению административного давления на малый и средний бизнес.
Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчётности.
Одной из значимых проблем малого и среднего предпринимательства по-прежнему остается уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. При этом необходимо отметить, что применение специальных режимов налогообложения позволяет предпринимателям минимизировать налоговую нагрузку. Так, большинство малых предприятий и индивидуальных предпринимателей применяют специальные режимы налогообложения.
Доступ к выполнению государственных и муниципальных заказов.
Специфика государственных и муниципальных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми и средними предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого и среднего предпринимательства работа по государственному и муниципальному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом реализации своих возможностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных и муниципальных нуждах, которая теперь в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", полностью стала доступна представителям малого и среднего предпринимательства.
Проблема нежилых помещений для малого и среднего предпринимательства.
Наиболее актуальной для малого и среднего предпринимательства является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие малого и среднего инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.
Для решения данной проблемы продолжается начатая ранее работа по продвижению проекта технопарка "Белогорье" в сфере высоких био-, ИТ- и нанотехнологий в Старооскольском городском округе Белгородской области для участия в комплексной целевой программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Резиденты технопарка - малые инновационные предприятия смогут не только решать имущественные проблемы, но и привлекать дополнительные финансовые средства в виде грантов и субсидий, участвуя в конкурсах инновационных проектов.
Проблема продвижения товаров и услуг на рынке.
Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынки, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами малого и среднего предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.
Предприятия малого и среднего предпринимательства, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого и среднего предпринимательства единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, малое и среднее предпринимательство является самым массовым и одним из самых заинтересованных участников выставочно-ярмарочных мероприятий.
Потребность в информации.
Малые и средние предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения предпринимательской деятельности для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений. Слабое развитие системы информационного обеспечения, в частности, информации о рынках, научно-технических достижениях, системе поддержки малого и среднего предпринимательства вызывает недовольство со стороны предпринимателей.
Наибольшим спросом у предпринимателей пользуются следующие виды информации:
маркетинговые исследования о рынках товаров и услуг, о поставщиках и ценах;
налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность;
правовое регулирование деятельности малых и средних предприятий, льготы, оформление имущественно-земельных отношений;
формы и методы поддержки;
условия кредитования;
формирование пакета документов для участия в программе микрокредитования и грантов.
Проблема информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства может быть решена с использованием таких традиционных форм, как очное консультирование и тематические (специализированные) конференции, "круглые столы", совещания, размещение информации в печатных изданиях, с использованием Интернет-ресурсов, официального сайта органов местного самоуправления Старооскольского городского округа.
Низкая квалификация кадров.
Малые и средние предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Поэтому для малых и средних предприятий является актуальной проблема повышения квалификации существующего персонала и получение ими необходимых деловых и специальных знаний.
Для повышения квалификации персонала необходимо применять различные образовательные или обучающие курсы. Классическая форма обучения для предпринимателя часто бывает неприемлема, поскольку он просто не в состоянии уделять достаточно времени учебе. Поэтому ему необходимы такие формы обучения, как консалтинг, дистанционное обучение и специализированные экспресс-семинары, курсы, тренинги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.