В целях выполнения Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и реализации стратегической задачи - создание условий для сохранения жизни и здоровья работников предприятий города, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы".
2. Комитету финансов и бюджетных отношений (Дюков О.Д.) предусмотреть финансирование мероприятий городской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы" за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа "Город Белгород" на 2012 и последующие годы.
3. Установить, что в ходе реализации городской целевой программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования на 2012 - 2016 годы подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов бюджета городского округа "Город Белгород".
4. Признать утратившей силу городскую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2009 - 2011 годы", утвержденную решением Совета депутатов города Белгорода от 9 октября 2008 г. N 86 (в редакции решения Совета депутатов от 28 декабря 2010 г. N 427, решения Совета депутатов от 7 декабря 2010 г. N 419, постановления администрации города от 8 октября 2009 г. N 171), как исполненную.
5. Управлению информации и массовых коммуникаций администрации города Белгорода (Морозов А.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород".
6. Городская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы" вступает в силу после внесения изменений в бюджет городского округа "Город Белгород" на 2012 год.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города по экономическому развитию Гончарову Л.Н.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно до 31 января 2017 года.
Глава администрации |
С. Боженов |
Городская целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы"
(утв. постановлением администрации города Белгорода
от 2 февраля 2012 г. N 15)
Паспорт
городской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы"
Раздел 1. Анализ исходного состояния проблемы и обоснование необходимости ее решения на программной основе
В ст. 209 Трудового кодекса РФ определено: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Обеспечение безопасных и здоровых условий труда в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм является первостепенной задачей работодателя, т.к. любая производственная деятельность сопряжена с риском травматизма работников, развитием профессиональных заболеваний и существенными экономическими потерями.
В Стратегии развития города Белгорода одной из приоритетных задач является - создание условий для сохранения жизни и здоровья работников предприятий города. Организация труда, при которой игнорируются требования законодательства по охране труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для устойчивой Стратегии развития города. Грамотный руководитель в современных условиях признает значимость вопросов охраны труда, уделяя приоритетное значение созданию достойных условий труда, отвечающих требованиям безопасности и санитарным требованиям.
Решение вопросов сохранения жизни и здоровья работников на территории города осуществляется через реализацию городских целевых программ "Улучшение условий и охраны труда" начиная с 2002 года.
Городская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) обеспечивает преемственность предыдущих Программ и направлена на дальнейшее совершенствование системы управления охраной труда и создания условий для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в соответствии со Стратегией развития города Белгорода.
В рамках предыдущих программ удалось добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма (количество пострадавших на производстве на 1000 работающих) с 2,8 в 2002 году до 2,1 в 2010 году, числа погибших на производстве с 17 человек в 2002 году до 6 человек в 2010 году.
В результате анализа производственного травматизма наиболее частыми причинами (75%) в общей структуре причин производственного травматизма являются причины:
- организационного характера: недостаточный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением требований охраны труда при выполнении работ; неудовлетворительная организация производства работ; недостатки в обучении работников безопасным методам труда;
- психофизиологические: нарушение работником требований безопасности, инструкций по охране труда; неприменение средств индивидуальной защиты пострадавшими;
- технические: неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест; нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Случаи производственного травматизма обусловлены определенными причинами и факторами: неправильными действиями (или бездействиями) должностных лиц или работников, нарушением установленной технологии, требований правил и инструкций по охране труда, недостаточной обученностью, возрастом пострадавших и т.д. Определение и классификация причин производственного травматизма и являются его анализом. Если предупредить неблагоприятные последствия этих причин, то и возможно уменьшить количество случаев производственного травматизма от предотвратимых причин.
За периоды реализации Программ предприятия и организации г. Белгорода активизировали работу по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с 20,3% в 2002 году до 83,1% в 2010 году. (Рост количества аттестованных рабочих мест составил 62,8%).
Увеличилось количество обученных руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда как одного из основных факторов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма на 111%, с 1236 человек в 2002 году до 2614 человек в 2010 году.
Фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы, является социальная значимость этой проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения города Белгорода.
Необходимость применения программного подхода к решению этой проблемы обуславливается:
- необходимостью усиления консолидации совместных усилий органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля и работодателей в деле улучшения условий и охраны труда в рамках полномочий, определенных соответствующими нормативно-правовыми актами;
- социальной и экономической остротой проблемы, вызванной развитием экономики города;
- необходимостью проведения анализа причин производственного травматизма для предотвращения предотвратимых причин;
- использованием средств массовой информации в целях формирования общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья граждан города;
- дальнейшим совершенствованием системы обучения руководителей, специалистов по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда с целью формирования необходимых знаний и навыков для обеспечения функционирования системы управления охраной труда;
- мотивацией руководителей к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению информированности работодателей об условиях труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Реализация Программы является частью выполнения Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и направлена на достижение стратегической цели - обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан через создание условий для сохранения жизни и здоровья работников предприятий города.
Основная цель Программы - совершенствование условий для обеспечения работодателями города Белгорода безопасности деятельности, сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности путем решения задач:
- обеспечения согласованных действий органов местного самоуправления с органами государственного надзора, контроля и работодателями по соблюдению требований законодательства по охране труда;
- обеспечения прав и гарантий работников на безопасные условия труда в соответствии с законодательством;
- снижения уровня производственного травматизма за счет предотвратимых причин (индикатор качества жизни - уровень производственного травматизма (количество пострадавших на 1000 работающих));
- снижения количества рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами, улучшения условий труда посредством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- повышения заинтересованности работодателей в увеличении финансовых затрат на мероприятия по улучшению условий охраны труда;
- организации обучения руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц в области охраны труда;
- информационного обеспечения и пропаганды охраны труда.
Для решения вышеизложенных задач необходимо выполнение мероприятий Программы:
1. Совершенствование системы управления охраной труда на территории города.
2. Улучшение системы обучения по охране труда, повышение квалификации.
3. Активизация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
4. Информационное обеспечение охраны труда, пропаганда охраны труда.
Раздел 3. Перечень мероприятий и работ по реализации Программы
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия по реализации городской целевой Программы "Улучшение условий и охраны труда в городе Белгороде на 2012 - 2016 годы" реализуются за счет средств бюджета городского округа "Город Белгород". Общая сумма расходов составляет 9234,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
Годы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Итого |
Финансирование Программы, тыс. руб. |
4305,1 |
2935,8 |
1407,6 |
317,0 |
269,3 |
9234,8 |
Раздел 5. Координация программных мероприятий
Координацию мероприятий, направленных на реализацию Программы, осуществляет заместитель главы администрации города по экономическому развитию с учетом фактически выделенных финансовых затрат и на основании предварительных результатов ее выполнения, уточняет промежуточные сроки реализации мероприятий Программы и объемы их финансирования. Осуществляет координацию работ по реализации Программы и согласование интересов структурных подразделений администрации города, участвующих в реализации Программы.
Раздел 6. Оценка эффективности осуществления Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать выполнению стратегической цели - обеспечение безопасности жизнедеятельности горожан через создание условий для сохранения жизни и здоровья работников предприятий города посредством достижения результатов: уровня производственного травматизма (индикатор качества жизни) и количества аттестованных рабочих мест по условиям труда.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ед. изм. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1. |
Снижение уровня производственного травматизма (количество пострадавших на 1000 работающих) |
|
2,08 |
2,07 |
2,06 |
2,05 |
2,04 |
2. |
Увеличение процента аттестованных рабочих мест на предприятиях города |
% |
86,5 |
88,1 |
89,6 |
91,1 |
92,6 |
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразиться в:
- сохранении жизни и здоровья работников;
- снижении рисков несчастных случаев на производстве;
- снижении смертности на производстве от предотвратимых причин;
- сокращении количества работников, осуществляющих деятельность в неблагоприятных условиях труда, через проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- повышении уровня знаний руководителей, специалистов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
- улучшении координации и методического руководства работой специалистов и служб охраны труда на предприятиях и организациях города.
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Программы, выразится в сокращении потерь в связи с несчастными случаями на производстве и снижении государственных затрат на выплату компенсаций пострадавшим в расчете 20,0 млн. рублей на 1 несчастный случай со смертельным исходом и 1,0 млн. рублей на 1 несчастный случай с тяжелым исходом.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.
Эффективность реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы к достигнутым показателям.
Источником информации для оценки эффективности Программы является информация о выполнении мероприятий Программы.
Раздел 7. Организация, формы и методы управления Программой
Управление по труду и социальному партнерству организует работу по реализации мероприятий Программы, по оценке результатов и подготовке ежегодного отчета о ходе выполнения Программы, осуществляет мониторинг выполнения показателей Программы, обеспечивает согласованные действия всех участников Программы по выполнению ее мероприятий.
7.1. Формы управления реализацией Программы:
- составление планов мероприятий улучшения условий и охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях города;
- составление графиков работы координационного совета по охране труда при администрации города, графиков проведения "Дней охраны труда", семинаров, совещаний;
- составление графиков мониторинга предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории города, о состоянии условий и охраны труда.
7.2. Методы управления реализацией Программы:
7.2.1. Нормативно-правовые:
- подготовка проектов нормативных правовых актов администрации города в области охраны труда в связи с изменениями федерального и областного законодательства;
- реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и организациях города.
7.2.2. Организационные и технические:
- создание и постоянное обновление базы данных о состоянии условий и охраны труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях города;
- проведение комплекса организационных мероприятий (семинаров, совещаний, конференций, координационных советов, "Дней охраны труда", выставок, смотров-конкурсов), направленных на улучшение условий и охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях города;
- совершенствование организационного и технического обеспечения управления охраной труда на территории города.
7.2.3. Информационные:
- проведение мониторинга состояния условий и охраны труда на предприятиях и в организациях города;
- освещение в средствах массовой информации аналитических и информационных материалов по охране труда;
- организация выпуска "Бюллетеня условий и охраны труда в г. Белгороде" по итогам года.
Пояснительная записка
На территории города Белгорода по данным Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Белгородской области зарегистрировано 17,0 тысяч хозяйствующих субъектов. Из них 712 крупных и средних предприятий с численностью работающих 117,9 тыс. человек.
Экономика г. Белгорода многоотраслевая, имеются крупные предприятия машиностроения, химической, пищевой промышленности, развита строительная индустрия, включая промышленность строительных материалов, индустрия среднего и малого бизнеса. В этой связи естественно наличие большого числа производств с вредными и опасными условиями труда.
Всего в городе 400 предприятий (56% от числа крупных и средних) имеют производства с вредными и опасными производственными факторами, где работают 49,3 тыс. человек (42% от работающих на крупных и средних предприятиях - 117,9 тыс. чел.). Непосредственно в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает 12,4 тыс. человек, из них женщин - 2,6 тыс. человек (21% от 12,4 тыс. чел.).
Под воздействием шума работает около 4,3 тыс. человек, в том числе: 1,0 тыс. чел. женщин - 23%;
- химических факторов - 1,5 тыс. человек, из них женщин 492 чел. - 33%;
- пыли - 1,6 тыс. человек, из них женщин 294 чел. - 18%;
- тяжесть и напряженность труда - 4,4 тыс. человек, из них женщин 665 чел. - 15%.
Неблагоприятное состояние условий труда приводит не только к росту потерь рабочего времени в связи с временной нетрудоспособностью, но и при длительном воздействии вредных производственных факторов к развитию профессиональных заболеваний, которые в 2010 году выявлены у 1 человека на предприятии ЗАО "Энергомаш (Белгород) - БЗЭМ".
В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса РФ работники управления по труду и социальному партнерству в составе комиссии по расследованию несчастных случаев принимают участие в расследованиях всех тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве. По состоянию на 01.10.2011 по данным ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в городе Белгороде зарегистрировано 190 пострадавших на производстве, из них:
- 3 человека погибли на производстве, 11 человек пострадали в результате несчастного случая с тяжелым исходом, 176 человек получили травму на производстве легкой степени тяжести.
Основными причинами тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве являются:
1. Неудовлетворительная организация производства работ.
2. Нарушение требований инструкций, правил и других нормативных актов по охране труда.
3. Нарушение сроков проведения инструктажей и обучения по охране труда.
4. Отсутствие контроля со стороны должностных лиц и ИТР за организацией охраны труда и безопасным производством работ.
На основе анализа причин, приводящих к несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям, определяются наиболее эффективные направления деятельности по управлению охраной труда в городе, что конкретно определяет мероприятия по улучшению условий и охраны труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости для включения их в Стратегию развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления на 2012 - 2016 годы, в городское трехстороннее соглашение между областным объединением профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией города и в городскую целевую Программу по улучшению условий и охраны труда.
За период реализации Программы 2009 - 2011 г.г. проведено:
- 15 заседаний координационного совета по охране труда, на которых заслушаны 437 руководителей предприятий, из них 62 руководителя, допустившие несчастные случаи на производстве с тяжелым и смертельным исходом, и 375 руководителей, нарушившие законодательные требования по охране труда;
- организовано обучение 5786 человек, из них: руководителей - 2326 чел. (2034,3 тыс. рублей.), специалистов - 2940 чел. (2681,3 тыс. руб.), уполномоченных (доверенных) лиц и членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда - 520 чел. (494,6 тыс. руб.);
- обследовано 700 крупных и средних предприятий города по вопросу создания служб охраны труда, из них на 679 созданы службы охраны труда или введена должность инженера по охране труда, на 21 предприятии (численность работающих до 50 человек) - должность специалиста по охране труда совмещенная (ст. 217 Трудового кодекса РФ);
- оказана методическая помощь предприятиям в виде практического пособия "Рекомендации по организации работы по охране труда на предприятии". По итогам реализации Программы тираж составил 983 пособия на сумму 57,6 тыс. рублей;
- проведено 23 совещания с рассмотрением вопросов организации охраны труда на предприятиях города, применения средств индивидуальной защиты, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (приняли участие 672 руководителя и представителя организаций).
В результате по состоянию на 01.10.2011 аттестация рабочих мест по условиям труда проведена на рабочих местах 118,5 тыс. работников и составляет 85,0%, что по сравнению с началом реализации мероприятий Программы выше на 6% (2009 г. - 79,8%), по сравнению с областным показателем (81%) выше на 4%.
В сфере материального производства аттестация рабочих мест по условиям труда проведена на 87,4% рабочих мест.
Промышленность - 88,4%;
строительство - 89,3%;
транспорт - 78,2%;
связь - 89,1%,
ЖКХ - 76,0%;
муниципальные учреждения здравоохранения, образования, культуры - 88,6%;
- организовано 12 "Дней охраны труда", в том числе 3 "Всемирных дня охраны труда" (участвовало 618 руководителей и представителей организаций);
- оказана практическая и консультативная помощь в организации работы по охране труда 941 предприятию города;
- организовано 76 выступлений в средствах массовой информации.
Всего на реализацию мероприятий Программы улучшения условий и охраны труда в 2009 г. - 7 месяцев 2011 г. затрачено 1481,6 тыс. руб., при плане 1964,6 тыс. руб. (75%), в том числе:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в муниципальных учреждениях - 1462,5 тыс. руб.;
- изготовление и размещение плакатов по охране труда при проведении "Всемирного дня охраны труда" - 11,8 тыс. руб.;
- повышение квалификации работников управления по труду и социальному партнерству - 7,25 тыс. руб.
В рамках реализации мероприятий Программы, по итогам 2010 года, в городе всеми отраслями экономики на мероприятия по улучшению условий и охраны труда затрачено 396,2 млн. рублей, это на 77,4 млн. рублей больше, чем на начало реализации Программы (318,8 млн. руб.). Затраты в расчете на одного работающего на проведение работ по созданию безопасных условий труда на производстве в 2010 г. составили 4,7 тыс. рублей, что на 17% выше 2009 г. (3,9 тыс. руб.). В 2010 г. на 6% снизились потери рабочего времени в результате нетрудоспособности из-за травм по сравнению с 2009 г. (2009 г. - 10,9 тыс. чел./дней, 2010 г. - 10,3 тыс. чел./дней).
Выполнение всех мероприятий Программы "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2009 - 2011 годы" позволило усилить внимание руководителей предприятий к проблемам охраны труда, снизить общее количество пострадавших на предприятиях города на 16% (на 01.10.2010 - 226 чел., на 01.10.2011 - 190 чел.), количество погибших - на 50% (на 01.10.2010 - 6 чел., на 01.10.2011 - 3 чел.), с легким исходом - на 14% (на 01.10.2010 - 205 чел., на 01.10.2011 - 176 чел.)
|
2009 г. |
2010 г. |
на 01.10.10 г. |
на 01.10.11 г. |
Изменения 2011 г. к 2010 г., % |
Всего пострадавших на производстве, чел., в том числе: |
254 |
284 |
226 |
190 |
-16% |
смертельный исход |
6 |
6 |
6 |
3 |
-50% |
тяжелый исход |
24 |
22 |
15 |
11 |
-27% |
легкий исход |
224 |
256 |
205 |
176 |
-14% |
Фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы, является социальная значимость этой проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения города Белгорода. В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации мероприятий, направленных на достижение главной стратегической цели - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников, улучшение условий и охраны труда в процессе трудовой деятельности. Выполнение этой цели осуществляется за счет решения следующих задач:
- обеспечение согласованных действий органов местного самоуправления с органами государственного надзора, контроля и работодателями по соблюдению требований законодательства по охране труда;
- обеспечение прав и гарантий работников на безопасные условия труда в соответствии с законодательством;
- снижение производственного травматизма за счет предотвратимых причин (индикатор - уровень травматизма на производстве на 1000 работающих);
- снижение количества рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами посредством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (индикатор - количество аттестованных рабочих мест на крупных и средних предприятиях города);
- повышение заинтересованности и ответственности работодателей в увеличении финансовых затрат на мероприятия по улучшению условий охраны труда;
- организация обучения руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц в области охраны труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Для решения этих задач в Программе запланированы мероприятия по основным направлениям организации охраны труда, которые сформированы исходя из законодательных требований, положительного опыта реализации предыдущих программ, а также на основе предложений участников Программы:
1. Совершенствование системы управления охраной труда на территории города.
2. Улучшение системы обучения по охране труда, повышение квалификации.
3. Активизация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.
4. Информационное обеспечение охраны труда, пропаганда охраны труда.
Особенностью Программы является организационно-методическая и координирующая направленность программных мероприятий. Это обусловлено спецификой государственного управления охраной труда, переданными государственными полномочиями в сфере охраны труда.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств городского бюджета. Планируемый общий объем финансовых ресурсов для реализации Программы на 2012 - 2016 годы составляет 9234,8 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 4305,1 тыс. рублей;
2013 год - 2935,8 тыс. рублей;
2014 год - 1407,6 тыс. рублей;
2015 год - 317,0 тыс. рублей;
2016 год - 269,3 тыс. рублей.
В итоге единой системой организации работы по охране труда на предприятиях города является городская целевая Программа "Улучшение условий и охраны труда в городе Белгороде", которая разработана в соответствии со Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и планом действий органов местного самоуправления и направлена на снижение производственного травматизма в городе.
Начальник управления по труду |
Р. Погребняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Белгорода от 2 февраля 2012 г. N 15 "О городской целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы"
Городская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в г. Белгороде на 2012 - 2016 годы" вступает в силу после внесения изменений в бюджет городского округа "Город Белгород" на 2012 год
Текст постановления опубликован в газете "Наш Белгород" от 8 февраля 2012 г. N 9
Постановлением администрации города Белгорода от 15 ноября 2013 г. N 237 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации города Белгорода от 13 августа 2012 г. N 150