В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 08 февраля 2010 года N 61-пп "Об утверждении Плана мероприятий правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года", в целях обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений качественным питанием правительство области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Модернизация школьного питания в Белгородской области" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа, прилагается).
2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) в 2012 году осуществлять финансирование Программы в пределах объемов, утвержденных законом Белгородской области от 26 декабря 2011 года N 92 "Об областном бюджете на 2012 год", в 2013 - 2014 годах при формировании проекта бюджета области предусматривать финансирование Программы.
3. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2012 - 2014 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
4. Департаментам образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.), здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.) области обеспечить выполнение Программы.
5. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать территориальные планы мероприятий во исполнение Программы.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент образования, культуры и молодежной политики области (Коврижных Ю.В.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять к 1 декабря 2012 - 2014 годов.
Губернатор |
Е. Савченко |
Долгосрочная целевая программа
"Модернизация школьного питания в Белгородской области" на 2012 - 2014 годы
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 16 января 2012 г. N 16-пп)
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Модернизация школьного питания в Белгородской области" на 2012 - 2014 годы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Модернизация школьного питания в Белгородской области" на 2012 - 2014 годы (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке долгосрочной целевой программы |
распоряжение правительства области от 31 октября 2011 года N 572-рп "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Модернизация школьного питания в Белгородской области" на 2012 - 2014 годы" |
Основание для разработки программы |
закон Белгородской области от 02 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области", постановление правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года", постановление правительства Белгородской области от 08 февраля 2010 года N 61-пп "Об утверждении Плана мероприятий правительства Белгородской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года", протокол заседания рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 03 марта 2011 года N 11 |
Государственный заказчик |
правительство Белгородской области |
Представитель заказчика |
департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области |
Основной разработчик и координатор программы |
департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области |
Фамилия, имя, отчество руководителя программы |
Коврижных Юрий Васильевич - начальник департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области - заместитель председателя правительства Белгородской области |
Исполнители программы |
департаменты образования, культуры и молодёжной политики области, здравоохранения и социальной защиты населения области, Управление Роспотребнадзора по Белгородской области (по согласованию), администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
Стратегические цели программы |
1. Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием. 2. Создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации. 3. Формирование у молодого поколения Белгородской области потребности в сохранении и укреплении здоровья, культуры питания. |
Тактические задачи программы, в том числе: по достижению стратегических целей |
1. Обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах обеспечения качественным сбалансированным питанием обучающихся общеобразовательных учреждений. 2. Создание условий для 100-процентного охвата горячим питанием обучающихся во всех государственных и муниципальных учреждениях общего образования. 3. Внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области. 4. Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции. 5. Повышение квалификации кадров системы школьного питания. Создание региональной стажировочной площадки по обучению специалистов, обеспечивающих совершенствование организации школьного питания и формирования культуры здорового питания обучающихся 6. Реализация комплекса мер по пропаганде здорового и безопасного образа жизни и культуры здорового питания 7. Снижение процента детей школьного возраста, имеющих заболевания системы пищеварения |
Важнейшие целевые показатели программы |
Предполагается, что к 2014 году показатели достигнут следующих значений: - количество обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, обеспеченных качественным горячим питанием, достигнет 100 процентов, в том числе, и обучающихся, нуждающихся в государственной поддержке; - процент обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, имеющих заболевания системы пищеварения, снизится до 4,5 процента от общего числа; - количество отремонтированных школьных базовых столовых увеличится до 80 процентов; - количество пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием, увеличится до 70 процентов; - количество работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации, составит 95 процентов от общего числа; - количество детей школьного возраста, обучающихся по образовательным программам в области культуры здорового питания, составит 90 процентов от общего числа; - показатель участников областных тематических мероприятий увеличится до 80 процентов от общего числа |
Срок реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Основные мероприятия программы |
- обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений качественным сбалансированным питанием; - модернизация материально-технической базы школьного питания, реконструкция и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области; - совершенствование информационно-образовательной системы в сфере охраны здоровья, культуры питания детей школьного возраста для удовлетворения спроса на информацию о здоровом питании; - содействие формированию моды на здоровый образ жизни, популяризация культуры питания среди детей и их родителей; - повышение квалификации кадров системы школьного питания. |
Объем и источники финансирования программы |
объем финансирования программы - 167,0 млн. рублей, в том числе: областной бюджет - 60,2 млн. рублей. местные бюджеты - 106,8 млн. рублей |
Показатели социально-экономической эффективности реализации программы |
В качестве наиболее значимых результатов реализации программы рассматривается: - индустриализация и технологизация системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов и полуфабрикатов высокой степени готовности; - создание целостной инфраструктуры системы школьного питания в области; - обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров для сферы питания; - внедрение современных научных достижений; - создание принципиально новой модели управления системой организации школьного питания, совершенствование форм и методов ее функционирования. |
Целевые показатели реализации программы |
увеличение показателей охвата обучающихся общеобразовательных учреждений, обеспеченных качественным горячим питанием |
Контроль за исполнением программы |
контроль за реализацией программы осуществляется департаментом образования, культуры и молодежной политики области |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Улучшение здоровья детей - необходимое условие обеспечения будущего нации. Питание является одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей и улучшения демографической ситуации. Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Особое значение приобретает правильное школьное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.
В региональной системе образования в 2010 - 2011 учебном году функционировало 600 муниципальных учреждений общего среднего образования, в которых обучались 133 036 учащихся.
В сфере школьного питания сложились следующие формы организации питания обучающихся: школьные столовые (516 столовых), работающие на сырье с полным технологическим циклом приготовления пищи в условиях школы, а также в сотрудничестве с комбинатами школьного питания, индивидуальными предпринимателями; столовые-доготовочные (49 столовых), работающие по комбинированному принципу - на сырье и полуфабрикатах, получаемых из комбинатов школьного питания (гг. Белгород и Старый Оскол); буфеты-раздаточные (3 буфета-раздаточных), школьно-базовые столовые (2 столовых), обслуживающие дополнительно по 1 школе, которые не имеют столовых (Красненский и Волоконовский районы); столовые сторонних образовательных учреждений (3 столовых; 2 детских сада и 1 учреждение начального профессионального образования), осуществляющие приготовление пищи для 3 школ, где отсутствуют пищеблоки (Волоконовский, Красногвардейский и Яковлевский районы).
Охват двухразовым горячим питанием детей школьного возраста находится в положительной динамике и составлял в 2010 - 2011 учебном году 79,6 процента: завтрак - 97,7 процента, обед - 79,6 процента; 77 процентов детей, посещающих группы продленного дня с полным режимом функционирования, получали полдник.
В общеобразовательных учреждениях региона в соответствии с нормативными правовыми актами области с 2005 года осуществляется поставка чистой минерализированной воды. Пятый год реализуется областная целевая программа "Школьное молоко", предусматривающая ежедневное включение молока и молочных продуктов в рацион питания обучающихся с 1 по 11 классы.
С января 2011 года в рацион питания школьников с 1 по 11 классы включен ежедневно натуральный мед в объеме 10 грамм.
Областной бюджет направляет средства на питание учащихся из многодетных семей из расчета 40 рублей в день на 1 учащегося; контингент таких учащихся составляет свыше 13 тыс. человек; местные бюджеты финансируют питание всех других школьников из расчета 20 - 22 рубля в день на 1 обучающегося.
Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций.
1. Недостаточна степень разработки и внедрения научных основ формирования рационального питания детей школьного возраста.
Практически отсутствуют объективные методики мониторинга индивидуального нутриентного и метаболического статуса ребенка, основанные на существующих медицинских стандартах, а также способы оценки влияния рационального и сбалансированного питания на здоровье обучающихся, технологии оптимизации пищевого рациона.
2. Не получили распространения современные индустриальные технологии производства функциональных продуктов детского питания и продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.
Сложившаяся модель приготовления пищи, при которой продовольственное сырье в учреждения общего среднего образования поставляют предприятия - организаторы питания (комбинаты школьного питания, индивидуальные предприниматели и другие субъекты), а весь цикл обработки продуктов и приготовления пищи организуется непосредственно на базе школьных столовых, требует больших временных и финансовых затрат. При этом качество приготовленных таким образом блюд невысокое, ассортимент ограниченный.
Практически повсеместно нарушается структура питания детей (соотношение основных питательных веществ: жиров, белков и углеводов). Не выполняются установленные нормы питания учащихся по таким видам продуктов, как сметана, творог, сыр, яйцо, мясо, рыба, овощи, фрукты, соки. Восполнение калорийности происходит за счет макаронных, крупяных и кондитерских изделий, что формирует углеводистую модель питания. Пищевая ценность школьных завтраков и обедов, предлагаемых в большинстве школ, не соответствует возрастным физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергии, принципам рационального, сбалансированного, здорового питания, а, следовательно, не способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, полноценному физическому и умственному развитию. Основным недостатком в организации питания школьников является тот факт, что меню составляется с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в биологически ценных веществах. В рационах питания отсутствуют продукты, обогащенные микронутриентами. В ряде школ не производится витаминизация блюд.
Система школьного питания слабо ориентирована на имеющиеся у детей алиментарно-зависимые виды заболеваний;
Несмотря на реализуемые в области мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья детей школьного возраста, общая заболеваемость детей (15 - 17 лет) в 2010 году в сравнении с 2008 годом выросла на 13,2 процента. В структуре общей заболеваемости детей болезни органов пищеварения занимают 2 место - 6,8 процента (2009 г. - 6,7 процента, 2008 г. - 7,3 процента).
При анализе состояния здоровья детей по результатам проведенной диспансеризации выявлено детей в 2010 - 2011 учебном году с I группой здоровья - 38,9 процента (2009 год. - 32,8 процента), II группа здоровья - 48,7 процента (2008 г. - 52 процента).
3. Недостаточная кадровая обеспеченность и невысокая профессиональная компетентность специалистов в значительной части школ, особенно сельских, негативно сказываются на качестве школьного питания.
В системе школьного питания работает 1131 специалист (повара, технологи, заведующие производствами), в том числе:
- специалисты муниципальных образовательных систем - 775 человек;
- специалисты других субъектов системы школьного питания - 356 человек.
При этом процесс школьного питания осуществляют 197 поваров (25,8 процента) без соответствующего образования. Не практикуется системное повышение профессионального уровня кадров: 551 повар (49,8 процента) не включались в систему повышения квалификации. В сфере школьного питания, организуемого различными субъектами, отсутствуют диетврачи (диетсестры). Малочисленна категория технологов. В значительной части общеобразовательных учреждений не организуется питание детей в условиях шестидневной рабочей недели в субботние дни по причине недостатка кадров (из-за проведенной оптимизации штатных расписаний).
4. Отсутствие условий для организации питания детей, устаревшая материально-техническая база, высокая степень износа и недостаток технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей.
35 школ не имеют столовых, в том числе 4 средних, 10 основных и 21 начальная (в 26 из них 441 учащийся), не организуется горячее питание детей.
Из общего количества действующих школьных столовых необходим капитальный ремонт в 104 (18,4 процента), 516 (91,2 процента) школьных столовых работают на сырье, не имея для этого достаточного количества помещений. Часть школьных пищеблоков не оборудованы системой водоснабжения, не имеют канализации. Инженерные коммуникации, вентиляционные системы пищеблоков не везде соответствуют предъявляемым требованиям. Обеденные залы непривлекательны.
Технологическое оборудование пищеблоков в школах обновляется крайне медленно. Физический износ технологического оборудования пищеблоков составляет в среднем 75 процентов. Холодильное, тепловое и технологическое оборудование во многих школах эксплуатируется 20 - 25 лет и требует замены. Значительная часть школ не укомплектована отдельными видами технологического оборудования. Только единицы школ обеспечены современным тепловым и технологическим оборудованием. Потребность общеобразовательных учреждений составляет:
- в оборудовании различного вида - 1414 единиц, в том числе: технологическом - 934 единицы, холодильном - 336 единиц;
- в мебели (обеденных столов и стульев) - по 8 тыс. мест.
Такое состояние пищеблоков общеобразовательных учреждений не обеспечивает качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.
5. Недостаточно эффективны сформированные механизмы управления системой школьного питания.
Существующая в сфере школьного питания управленческая структура сложна и многокомпонентна, непрозрачна, не соответствует современным условиям, не способна реагировать на происходящие изменения.
Требует доработки региональная нормативная правовая база в сфере организации школьного питания.
В настоящее время финансирование организации школьного питания осуществляется в значительной степени за счет средств областного и местных бюджетов. Но из-за низкого уровня материального достатка многих семей бюджетные средства в основном направляются на оплату питания детей, а не на решение проблем развития материально-технической базы системы школьного питания.
Не всегда эффективен производственный и финансовый контроль за процессом производства школьного питания. Во многих школах из-за отсутствия медицинских работников не осуществляется контроль качества и безопасности питания.
6. У обучающихся не сформирована устойчивая мотивация к ведению здорового образа жизни и практической реализации принципов рационального питания.
Во многих общеобразовательных учреждениях не организованы обучение детей культуре питания и работа по формированию компетенций в сфере здорового питания. Только каждый пятый школьник употребляет полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки.
Таким образом, существующая в общеобразовательных учреждениях система организации питания является экономически неперспективной, трудно управляемой и контролируемой.
Как результат, многие школьники области не получают качественного горячего питания, что является основной причиной "школьных" болезней.
За последние годы в Белгородской области сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей 7 - 18 лет, которые подтверждаются результатами ежегодных углубленных медицинских осмотров состояния здоровья учащихся. Заболеваниями эндокринной системы страдают 6,4 процента детей от общего числа, болезнями органов пищеварения - 5,7 процента.
Не уделяется должного внимания научным рекомендациям, не выдерживаются принципы сбалансированности, не обеспечиваются потребности школьников в пищевых веществах, макро и микронутриентах.
Наличие многочисленных проблем в системе школьного питания требует ее модернизации на условиях межведомственного взаимодействия и комплексного решения в этой сфере медицинских, финансовых, правовых, образовательных, социальных, а также технологических аспектов по всей технологической цепочке: от производства и поставки исходных продуктов до организации питания непосредственно в образовательных учреждениях.
II. Стратегические цели и тактические задачи, важнейшие целевые индикаторы программы
Стратегические цели программы:
1. Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием.
2. Создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации.
3. Формирование у молодого поколения Белгородской области потребности в сохранении и укреплении здоровья, культуры питания
Для достижения стратегических целей предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах обеспечения качественным сбалансированным питанием обучающихся общеобразовательных учреждений;
- создание условий для 100-процентного охвата горячим питанием обучающихся во всех государственных и муниципальных учреждениях общего образования;
- внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области;
- создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции;
- повышение квалификации кадров системы школьного питания. Создание региональной стажировочной площадки по обучению специалистов, обеспечивающих совершенствование организации школьного питания и формирования культуры здорового питания обучающихся;
- реализация комплекса мер по пропаганде здорового и безопасного образа жизни и культуры здорового питания;
- снижение процента количества детей школьного возраста, имеющих заболевания системы пищеварения.
III. Система мероприятий и проектов и их финансово-экономическое обоснование
Достижение целей и решение задач программы обеспечивается путем реализации пяти проектов и комплекса программных мероприятий.
Включенные в программу мероприятия сгруппированы с учетом их функциональной однородности, взаимосвязанности и рационального управления реализацией программы.
Проекты программы
Проект 1 "Развитие инфраструктуры школьных пищеблоков"
Цель: увеличить количество школьных пищеблоков, обеденных залов, отремонтированных и оснащенных современным технологическим оборудованием, мебелью.
Целевые показатели:
|
Показатель |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Показатель количества пищеблоков общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием |
процент |
36 |
60 |
70 |
2. |
Показатель количества обеденных залов общеобразовательных учреждений, укомплектованных современной мебелью |
процент |
35 |
45 |
70 |
3. |
Показатель количества отремонтированных школьных пищеблоков |
процент |
36 |
50 |
80 |
Содержание мероприятий и основных работ по проекту:
1. Приобретение современного технологического оборудования для 370 школьных пищеблоков
Общий объем затрат составляет - 92,5 млн. рублей из расчета 0,250 млн. руб. на один пищеблок, в том числе
из местных бюджетов - 51,1 млн. руб.
из областного бюджета - 41,4 млн. руб.
в 2012 году - 9,8 млн. руб.
из местных бюджетов - 9,8 млн. рублей
в 2013 году - 32,2 млн. руб.
из местных бюджетов - 16,1 млн. рублей, из областного бюджета - 16,1 млн. руб.
в 2014 году - 50,5 млн. руб.
из местных бюджетов - 25,2 млн. рублей, из областного бюджета - 25,3 млн. руб.
2. Оснащение обеденных залов общеобразовательных учреждений современной мебелью (210 обеденных залов).
Объем затрат составляет - 73,5 млн. рублей из расчета 0,350 млн. руб. на 1 пищеблок, в том числе из
местных бюджетов - 55,7 млн. руб.
областного бюджета - 17,8 млн. руб.
в 2012 году - 18,4 млн. руб.
из местных бюджетов - 18,4 млн. рублей,
в 2013 году - 27,3 млн. руб.
из местных бюджетов - 18,6 млн. рублей, из областного бюджета - 8,7 млн. руб.
в 2014 году - 27,8 млн. руб.
из местных бюджетов - 18,7 млн. рублей, из областного бюджета - 9,1 млн. руб.
3. Разработка бренда предприятия - организатора школьного питания, дизайн-проекта школьных столовых
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,1 млн. рублей (в 2013 году - 0,05 млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.)
Общий объем финансирования проекта составляет 166,1 млн. руб., в том числе из:
местных бюджетов - 106,8 млн. руб.
областного бюджета - 59,3 млн. руб.
Проект 2 "Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля качества реализуемой продукции"
Цель: создание принципиально новой модели управления системой организации школьного питания, совершенствование форм и методов ее функционирования.
Целевые показатели:
|
Показатель |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием |
процент |
79,6 |
80 |
100 |
2. |
Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения |
процент |
5,9 |
5,4 |
4,5 |
3. |
Количество школьников, прошедших полное медицинское обследование |
процент |
97 |
98,5 |
100 |
Содержание мероприятий и основных работ по проекту:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы по организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений. Разработка и утверждение примерных региональных положений:
- примерное положение о комиссии по контролю за организацией горячего питания;
- примерное положение об организации питания обучающихся в общеобразовательном учреждении;
- примерные цикличные перспективные меню для обучающихся общеобразовательных учреждений с учетом сезонности;
- региональный план действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся образовательных учреждений.
2. Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение модернизации сферы школьного питания.
3. Создание системы производственного контроля качества и безопасности сырья и вырабатываемой пищевой продукции, оборудование пищевой технологической лаборатории.
4. Проведение мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях области.
5. Создание условий для обследования состояния здоровья обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений области.
6. Проведение исследований влияния сбалансированного питания на основные параметры здоровья детей школьного возраста.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,05млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.).
Общий объем финансирования проекта составляет 0,100 млн. руб. из областного бюджета.
Проект 3 "Создание региональной стажировочной площадки для обучения специалистов, обеспечивающих совершенствование организации школьного питания, формирования культуры здорового питания у обучающихся"
Цель: обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров для сферы питания.
Целевые показатели:
|
Показатель |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Количество работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации |
процент |
51,2 |
70 |
95 |
2. |
Количество участников областных мероприятий |
процент |
45 |
68 |
80 |
3. |
Число публикаций по пропаганде лучшего опыта работы общеобразовательных учреждений по формированию культуры здорового питания у обучающихся |
количество |
12 |
18 |
25 |
Содержание мероприятий и основных работ по проекту:
1. Повышение квалификации работников системы школьного питания (руководителей и заместителей руководителя общеобразовательных учреждений, классных руководителей, работников школьных пищеблоков).
2. Организация и проведение областных мероприятий (тематических семинаров со специалистами, конкурсов, круглых столов по обмену опытом).
3. Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и работников школьных пищеблоков.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,200 млн. рублей (в 2013 году - 0,100 млн. рублей, в 2014 году - 0,100 млн. руб.).
4. Освещение в средствах массовой информации лучшего опыта работы общеобразовательных учреждений по организации качественного питания детей, культуры питания.
5. Разработка и издание буклетов, плакатов, памяток по вопросам организации школьного питания, формирования культуры здорового питания у обучающихся.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,05 млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.)
6. Участие специалистов органов управления образованием, педагогических работников во всероссийских семинарах, конференциях, конкурсах.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,05 млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.).
Общий объем финансирования проекта из областного бюджета составляет 0,400 млн. руб.
Проект 4 "Учимся быть здоровыми"
Цель: формировать устойчивую мотивацию к ведению здорового образа жизни и практической реализации принципов рационального питания
Целевые показатели:
|
Показатель |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
1. |
Доля обучающихся по образовательным программам в области формирования здорового образа жизни и культуры питания |
процент |
40 |
75 |
90 |
2. |
Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни и питания |
процент |
55 |
70 |
80 |
Содержание мероприятий и основных работ по проекту:
1. Реализация образовательной программы "Разговор о правильном питании" в общеобразовательных учреждениях области.
2. Проведение мероприятий, конкурсов, детских праздников, исследовательских проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и питания.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,05 млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.).
3. Проведение дней национальной кухни в общеобразовательных учреждениях области.
4. Обучение школьников культуре и основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, основам безопасности жизнедеятельности.
5. Проведение родительских лекториев, собраний по проблеме формирования у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Общий объем финансирования проекта из областного бюджета составляет 0,100 млн. руб.
Проект 5 "Внедрение научных основ формирования рационального питания детей школьного возраста"
Цель: внедрение современных научных достижений в области здорового питания.
Целевые показатели:
|
Показатель |
Единицы измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. |
1. |
Количество общеобразовательных учреждений, использующих современные научные достижения в области здорового питания |
процент |
15 |
45 |
80 |
2. |
Количество обучающихся, имеющих индивидуальные паспорта здоровья по результатам проведения мониторинга |
процент |
7 |
20 |
35 |
Содержание мероприятий и основных работ по проекту:
1. Проведение комплексного медико-экологического и климатогеографического исследования здоровья школьников региона, существующих рационов питания детей.
2. Введение мониторинга нутриентного и метаболического статуса учащихся, индивидуальных паспортов здоровья обучающихся с использованием медико-диагностического оборудования.
3. Разработка и внедрение единого научно обоснованного сбалансированного рациона питания школьников региона на основе единых федеральных норм и указаний по составлению рациона питания учащихся, а также рекомендаций по обогащению школьного меню витаминами, микроэлементами, биологически активными веществами. Разработка и реализация лечебных и диетических программ для детей с особыми потребностями.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,100 млн. рублей).
4. Разработка технологий производства специализированных продуктов для детей школьного возраста, функциональных продуктов здорового питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,05 млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.)
5. Разработка регионального плана действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также технологий, апробированных в экспериментальных пилотных проектах.
6. Проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам школьного питания совместно с вузами области, РАН, РАМН.
Объем затрат из областного бюджета составляет - 0,100 млн. рублей (в 2013 году - 0,05 млн. рублей, в 2014 году - 0,05 млн. руб.).
Общий объем финансирования проекта составляет 0,300 млн. руб. из областного бюджета.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Проекты программы реализуются за счет средств областного и местных бюджетов.
Общие расходы на реализацию проектов Программы:
Всего по Программе -167,0 млн. руб.,
в том числе:
областной бюджет - 60,2 млн. руб.
местные бюджеты - 106,8 млн. руб.
Объемы финансирования программных проектов за счет средств областного бюджета согласовываются с департаментом финансов и бюджетной политики области и подлежат ежегодному уточнению.
Объемы финансирования программы приведены в приложениях NN 1, 2.
V. Механизм реализации программы
Механизм реализации определяет комплекс мер, осуществляемых государственным заказчиком, координатором и исполнителями программы в целях повышения эффективности реализации проектов программы и достижения планируемых результатов.
Выполнение поставленных в программе задач предполагает реализацию целостного комплекса проектов, составляющих функциональное единство. Исполнение программы осуществляется на основе развития конкурентных начал, информационной открытости, прозрачности финансирования.
Программа разработана в соответствии с постановлением правительства области от 31 августа 2009 года N 295-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности".
Общий контроль за реализацией программы осуществляет департамент образования, культуры и молодежной политики области.
Департамент образования, культуры и молодежной политики области как координатор программы обеспечивает:
- принятие необходимых правовых актов правительства области;
- планирование реализации проектов программы, в том числе контроль соответствия требованиям и содержанию программы, обеспечение согласованности их выполнения;
- мониторинг эффективности выполнения программы на основе анализа представляемой исполнителями информации, подготовку отчетов о ходе реализации программы и представление их заинтересованным органам исполнительной власти;
- внесение изменений, дополнений в программу в соответствии с приоритетами социально-экономического развития области в сфере питания детей школьного возраста;
- освещение хода и результатов реализации программы в средствах массовой информации, на сайте департамента образования, культуры и молодежной политики области.
При отсутствии финансирования мероприятий программы государственный заказчик и ответственные исполнители вносят предложения об изменении сроков их реализации.
VI. Оценка эффективности реализации программы
В качестве наиболее значимых результатов реализации программы рассматривается:
- индустриализация и технологизация системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов и полуфабрикатов высокой степени готовности;
- создание целостной инфраструктуры системы школьного питания в области;
- обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров для сферы питания;
- внедрение современных научных достижений;
- создание принципиально новой модели управления системой организации школьного питания, совершенствование форм и методов ее функционирования.
Оценка эффективности реализации программы определяется на основе использования системы целевых индикаторов, отражающих степень обеспеченности обучающихся общеобразовательных школ области качественным сбалансированным питанием, содержательный и организационный характер данного процесса.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Модернизация школьного питания
в Белгородской области"
на 2012 - 2014 годы
Объемы финансирования программы
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | |||||||
N п/п |
Система мероприятий и проектов |
Источник финансирования |
2012 - 2014 годы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Основные исполнители |
Проекты программы | |||||||
Проект 1 "Развитие инфраструктуры школьных пищеблоков" | |||||||
1.1. |
Приобретение современного технологического оборудования для школьных пищеблоков |
Областной бюджет |
41,4 |
|
16,1 |
25,3 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, администрации муниципальных районов и городских округов |
Местный бюджет |
51,1 |
9,8 |
16,1 |
25,2 |
|||
1.2. |
Оснащение обеденных залов общеобразовательных учреждений современной мебелью |
Областной бюджет |
17,8 |
|
8,7 |
9,1 |
Администрации муниципальных районов и городских округов, департамент образования, культуры и молодежной политики области |
Местный бюджет |
55,7 |
18,4 |
18,6 |
18,7 |
|||
1.3. |
Разработка бренда предприятия - организатора школьного питания, дизайн-проекта школьных столовых |
Областной бюджет |
0,1 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, органы управления образования муниципальных районов и городских округов |
|
Итого по проекту 1 |
Областной бюджет |
59,3 |
|
24,85 |
34,45 |
|
Местный бюджет |
106,8 |
28,2 |
34,7 |
43,9 |
|||
Проект 2 "Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля качества реализуемой продукции" | |||||||
2.1. |
Совершенствование нормативно-правовой базы по организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений. Разработка и утверждение примерных региональных положений: - примерное положение о комиссии по контролю за организацией горячего питания; - примерное положение об организации питания обучающихся в общеобразовательном учреждении; - примерные цикличные перспективные меню для обучающихся общеобразовательных учреждений с учетом сезонности - региональный план действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся образовательных учреждений |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, администрации муниципальных районов и городских округов, Управление Роспотребнадзора по Белгородской области |
2.2. |
Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение модернизации сферы школьного питания |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, органы управления образования муниципальных районов и городских округов, Управление Роспотребнадзора по Белгородской области |
2.3. |
Создание системы производственного контроля качества и безопасности сырья и вырабатываемой пищевой продукции, оборудование пищевой технологической лаборатории |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, органы управления образования муниципальных районов и городских округов, Управление Роспотребнадзора по Белгородской области |
2.4. |
Проведение мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях области |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
2.5. |
Создание условий для обследования состояния здоровья обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений области |
|
|
|
|
|
Органы и учреждения образования муниципальных районов и городских округов, |
2.6. |
Проведение исследований влияния сбалансированного питания на основные параметры здоровья детей школьного возраста |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
Итого по проекту 2 |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
|
Проект 3 "Создание региональной стажировочной площадки для обучения специалистов, обеспечивающих совершенствование организации школьного питания, формирования культуры здорового питания у обучающихся" | |||||||
3.1. |
Повышение квалификации работников системы школьного питания |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
3.2. |
Организация и проведение областных мероприятий (тематических семинаров со специалистами, конкурсов, круглых столов по обмену опытом и др.) |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
3.3. |
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и работников школьных пищеблоков |
Областной бюджет |
0,200 |
|
0,100 |
0,100 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
3.4. |
Освещение в средствах массовой информации лучшего опыта работы общеобразовательных учреждений по организации качественного питания детей, культуры питания |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
3.5. |
Разработка и издание буклетов, плакатов, памяток и др. по проблемам организации школьного питания, формирования культуры здорового питания у обучающихся |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
3.6. |
Участие специалистов органов управления образованием, педагогических работников во всероссийских семинарах, конференциях, конкурсах |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области |
|
Итого по проекту 3 |
Областной бюджет |
0,400 |
|
0,200 |
0.200 |
|
Проект 4 "Учимся быть здоровыми" | |||||||
4.1. |
Реализация образовательной программы "Разговор о правильном питании" в общеобразовательных учреждениях области |
|
|
|
|
|
Органы и учреждения образования муниципальных районов и городских округов |
4.2. |
Проведение мероприятий, конкурсов, детских праздников, исследовательских проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и питания |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
4.3. |
Проведение дней национальной кухни в общеобразовательных учреждениях области |
|
|
|
|
|
Органы и учреждения образования муниципальных районов и городских округов |
4.4. |
Обучение школьников культуре и основам здорового питания в рамках реализации учебных программ по биологии, химии, основам безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
Органы и учреждения образования муниципальных районов и городских округов |
4.5. |
Проведение родительских лекториев, собраний по проблеме формирования у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
Органы и Учреждения образования муниципальных районов и городских округов |
|
Итого по проекту 4 |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
|
Проект 5 "Внедрение научных основ формирования рационального питания детей школьного возраста" | |||||||
5.1. |
Проведение комплексного медико-экологического и климатогеографического исследования здоровья школьников, существующих рационов питания детей |
|
|
|
|
|
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
5.2 |
Введение мониторинга индивидуальных паспортов здоровья обучающихся с использованием медико-диагностического оборудования |
|
|
|
|
|
Органы, учреждения образования и здравоохранения муниципальных районов и городских округов |
5.3. |
Разработка и внедрение единого научно-обоснованного сбалансированного рациона питания школьников региона на основе единых федеральных норм и указаний по составлению рациона питания учащихся, а также рекомендаций по обогащению школьного меню витаминами, микроэлементами, биологически активными веществами. Разработка и реализация лечебных и диетических программ для детей с особыми потребностями |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,100 |
- |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области |
5.4. |
Разработка технологий производства специализированных продуктов для детей школьного возраста, функциональных продуктов здорового питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, комбинаты школьного питания области, образовательные учреждения области |
5.5. |
Разработка регионального плана действий по внедрению государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также технологий, апробированных в экспериментальных пилотных проектах |
|
|
|
|
|
Департамент образования, культуры и молодежной политики области |
5.6. |
Проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам школьного питания совместно с вузами области |
Областной бюджет |
0,100 |
|
0,05 |
0,05 |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области, областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов" |
|
Итого по проекту 5 |
|
0,300 |
|
0,200 |
0,100 |
|
|
Итого по проектам |
Областной бюджет |
60,2 |
|
25,35 |
34,85 |
|
Местный бюджет |
106,8 |
28,2 |
34,7 |
43,9 |
|||
|
Итого по программе |
|
167,0 |
28,2 |
60,05 |
78,75 |
|
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Модернизация школьного питания
в Белгородской области"
на 2012 - 2014 годы
Объемы финансирования мероприятий из областного бюджета в разрезе главных распорядителей бюджетных средств (млн. руб.)
Название |
2012 - 2014 г.г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Департамент образования, культуры и молодежной политики области |
60,1 |
- |
25,3 |
34,8 |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
0,1 |
- |
25,35 |
34,85 |
Итого |
60,2 |
- |
25,35 |
34,85 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 16 января 2012 г. N 16-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация школьного питания в Белгородской области" на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Белгородской области от 1 марта 2012 г. N 30
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 91-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 24 декабря 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 14 мая 2012 г. N 202-пп