В целях исполнения Федерального закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" правительство области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы" (далее - программа, прилагается).
2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
3. Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.) обеспечить выполнение утвержденной программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).
Информацию об исполнении постановления представлять ежегодно к 1 марта до 2014 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Областная целевая программа
"Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 21 ноября 2011 г. N 408-пп)
Паспорт
областной целевой программы "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы"
Наименование программы |
- "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы" (далее - Программа) |
|
Основание для разработки Программы |
- Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; - перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 21 апреля 2006 г.; соглашение между Федеральным медико-биологическим агентством и правительством Белгородской области о реализации мероприятий, направленных на развитие службы крови, от 26 августа 2011 года N 31 |
|
Заказчик Программы |
- правительство Белгородской области |
|
Основной разработчик и координатор Программы |
- департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
|
Цель Программы |
- повышение качества и вирусобезопасности получаемых компонентов и препаратов крови, оперативности оказания трансфузиологической медицинской помощи населению, развитие безвозмездного донорства |
|
Задачи Программы |
- обеспечение оперативной и качественной трансфузиологической медицинской помощи; - увеличение охвата населения безвозмездным донорством на территории области; - внедрение современных технологий и новых методик заготовки, обеспечения качества и безопасности компонентов и препаратов крови; - развитие материально-технической базы службы крови области; - повышение профессиональной подготовки медицинских и инженерно-технических кадров службы крови |
|
Основные исполнители Программы |
- департамент здравоохранения и социальной защиты населения области, Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" |
|
Сроки реализации Программы |
- 2012 - 2013 годы |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- общие затраты на реализацию Программы составят 126359,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 7200,0 тыс. рублей областной бюджет - 118809,0 тыс. рублей внебюджетные источники - 350,0 тыс. рублей |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- обеспечение современного уровня качества трансфузиологической помощи населению в соответствии с утверждёнными стандартами; - обеспечение увеличения объёма заготовки консервированной крови на 5 процентов ежегодно; - предотвращение возникновения посттрансфузионных осложнений; - укрепление материально-технической базы учреждений службы крови области; - повышение квалификации медицинских работников лечебно-профилактических учреждений области по оказанию трансфузиологической помощи пациентам |
|
Контроль исполнения Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства области от 22 июня 2005 года N 137-пп "О ведомственных целевых программах субъектов бюджетного планирования Белгородской области" |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
Служба крови является одной из важнейших составных частей отечественного здравоохранения, обеспечивает оказание трансфузиологической помощи населению как в мирное время, так и при чрезвычайных ситуациях. Для Белгородской области служба крови имеет особое стратегическое значение, так как затрагивает проблемы безопасности области.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании задач трансфузиологии, связанные с осознанием риска переливания крови и её компонентов с одной стороны и необходимостью их применения для оказания помощи пациентам с другой. В стране осуществлён переход на компонентную терапию пациентов, цельная кровь перестала использоваться в клинической практике. Потребность в компонентах крови меняется с изменением протоколов ведения больных. В условиях высокотехнологичной хирургической помощи наиболее востребована свежезамороженная плазма, возрастает потребность в эритросодержащих компонентах крови. В онкогематологии терапия невозможна без использования тромбоцитного концентрата, полученного аппаратным методом.
Поэтому актуальной проблемой современной медицины является своевременное обеспечение больных качественными и вирусобезопасными трансфузиологическими средами и компонентами крови.
Рост уровня заболеваемости вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией, сифилисом ставит перед современной службой крови задачу применения передовых технологий обследования донорской крови на маркеры указанных инфекций.
В 2011 году служба крови области приняла участие в Федеральной программе модернизации службы крови России, проводящейся в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". В соответствии с мероприятиями Федеральной программы в область поставляется современное медицинское и лабораторное оборудование на общую сумму 150 миллионов рублей, предусмотрено создание единой информационной сети службы крови и полная компьютеризация процесса заготовки, обследования и переработки донорской крови. Обеспечение функционирования поступающего специализированного оборудования является расходным обязательством субъекта и позволит исключить бактериальное загрязнение, обеспечить вирусную безопасность, увеличить выход компонентов из дозы цельной крови, сделать процедуру забора крови безопасной и комфортной для донора и медицинского персонала.
Перспективным направлением дальнейшей работы службы крови области является модернизация производства препаратов крови.
Крайне необходимо в области продолжение работы по карантинизации плазмы и внедрение карантинизации эритроцитной массы с использованием процесса аппаратной заморозки - разморозки эритросодержащих сред.
Особое внимание необходимо уделить мероприятиям, обеспечивающим иммунологическую безопасность гемотрансфузий. С учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1230 "Об утверждении правил и методов исследований и правил отбора образцов донорской крови, необходимых для применения и исполнения технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии" значительно увеличены объемы иммуногематологических исследований, выполняемых высокочувствительными и высокотехнологичными методами, прежде всего с применением гелевых технологий. В настоящий момент данные тесты стали основными при обследовании доноров Белгородской области. Дальнейшее совершенствование работы по повышению качества иммунологической безопасности гемотрансфузий связано с автоматизацией данных исследований, которая будет обеспечена поступлением в ОГУЗ "Белгородская областная станция переливания крови" по Федеральной программе модернизации службы крови России двух роботизированных иммуногематологических анализаторов . Использование этих анализаторов позволит создать информационную базу фенотипированных по антигенам эритроцитов доноров, что в свою очередь обеспечит качество работы по карантинизации эритроцитов.
Внедрение процедуры вирусинактивации и обследования образцов донорской крови с использованием полимеразной цепной реакции совместно с карантинизацией компонентов крови позволит обеспечить максимальную вирусную безопасность получаемых трансфузионных сред и избежать посттрансфузионных осложнений.
Для получения инфекционно безопасных компонентов и препаратов крови важное значение имеет качество формирования донорских кадров, состояние здоровья каждого донора, полнота обследования и, конечно, постоянное пополнение донорского состава.
Одним из главных моментов в этом является развитие донорского движения как основополагающего фактора стабильности и эффективности работы службы крови.
В области с каждым годом происходит уменьшение количества кроводач от безвозмездных доноров. В сложившейся ситуации необходимо активизировать пропаганду безвозмездного донорства с привлечением общественных организаций, создать Общественный совет по донорству, развивать систему корпоративного донорства и поощрения лучших активистов - организаторов донорского движения. Параллельно с указанными мероприятиями целесообразно обеспечить рациональное использование имеющегося донорского контингента с применением современных методов заготовки и переработки крови.
Таким образом, разработка областной целевой программы "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы" обусловлена необходимостью принятия неотложных мер по совершенствованию деятельности службы крови, имеющей стратегическое значение для области.
Реализация данной Программы позволит качественно повысить уровень оказания специализированной трансфузиологической помощи населению в мирное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - повышение качества и вирусобезопасности получаемых компонентов и препаратов крови, оперативности оказания трансфузиологической медицинской помощи населению, развитие безвозмездного донорства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить современный уровень качества трансфузиологической помощи населению в соответствии с утверждёнными стандартами;
- обеспечить увеличение объёма заготовки консервированной крови на 5 процентов ежегодно;
- предотвратить возникновение посттрансфузионных осложнений;
- укрепить материально-техническую базу учреждений службы крови области;
повысить квалификацию медицинских работников лечебно-профилактических учреждений области по оказанию трансфузиологической помощи пациентам.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы предполагает общий объем финансовых затрат в 126359,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 7200,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 118809,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 350,0 тыс. рублей.
IV. Система программных мероприятий
В программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- пропаганда и развитие безвозмездного донорства;
- обеспечение инфекционной и иммунологической безопасности трансфузий компонентов, препаратов крови и кровезаменителей в лечебно-профилактических учреждениях области;
- укрепление материально-технической базы службы крови;
- повышение квалификации медицинских работников и инженерно-технического персонала по клинической и производственной трансфузиологии.
Мероприятия по реализации Программы представлены в приложении.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является правительство Белгородской области.
Представителем заказчика, разработчиком и координатором Программы является департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.
Исполнителями Программы являются департамент здравоохранения и социальной защиты населения области, Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест".
Программа реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Контроль за исполнением Программы осуществляет департамент здравоохранения и социальной защиты населения области в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства области от 22 июня 2005 года N 137-пп "О ведомственных целевых программах субъектов бюджетного планирования Белгородской области".
VI. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит значительно улучшить качество оказания специализированной трансфузиологической помощи больным, в первую очередь нуждающимся в высокотехнологичных методах лечения, увеличить объём и качество выпускаемых компонентов и препаратов крови, предотвратить возникновение посттрансфузионных осложнений.
Проведение агитационных мероприятий и применение высокотехнологичных методик заготовки крови позволит увеличивать объём заготовки донорской крови на 5 процентов ежегодно, предотвратить возникновение посттрансфузионных осложнений. Активное привлечение молодёжи в ряды доноров создаст донорский резерв для дальнейшего функционирования службы крови области, что имеет важное стратегическое значение в обеспечении безопасности на территории области.
Приложение
"Безопасное донорство и перспективное развитие
службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы"
Мероприятия
областной целевой программы "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы"
Мероприятия программы |
Исполнители и участники |
Сроки реализации |
Стоимость (тыс. руб.) |
|||
Всего |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Пропаганда и развитие безвозмездного донорства | ||||||
1.1 Обеспечение пропаганды безвозмездного донорства путём: - проведения пресс-конференций, выступлений врачей-трансфузиологов в средствах массовой информации; - проведения цикла лекций на предприятиях и учебных учреждениях; - издания тематических памяток, буклетов, листовок; - создания системы корпоративного донорства; - организации и работы в составе Общественного совета по донорству |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" (по согласованию) |
2012 г. 2013 г. |
40,0 40,0 |
|
40,0 40,0 |
|
1.2. Создание системы поощрения лучших активистов, волонтёров и организаторов донорского движения |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области Белгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" (по согласованию) |
2012 г. 2013 г. |
350,0 |
|
|
350,0 |
II. Обеспечение качества заготавливаемых компонентов крови, инфекционной и иммунологической безопасности трансфузий компонентов, препаратов крови и кровезаменителей в лечебно-профилактических учреждениях области | ||||||
2.1 Обеспечение бесплатного обследования всех доноров на сифилис, вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекцию (приобретение тест-систем, обеспечение функционирования автоматических ИФА-анализаторов) |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
6 755,0 10 095,0 |
3 600,0 3 600,0 |
3 305,0 6 495,0 |
|
2.2 Обеспечение иммунологической безопасности гемотрансфузий, создание банка фенотипированной эритроцитной массы (приобретение моноклональных антител, гелевых карт и др. реагентов и расходных материалов, обеспечение функционирования автоматических иммуногематологических анализаторов) |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
9 604,0 16 221,0 |
|
9 604,0 16 221,0 |
|
2.3 Обследование доноров и исследование производственного сырья с применением NAT-технологий, включая обеспечение функционирования роботизированной станции выделения нуклеиновых кислот |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
2 774,0 4 697,0 |
|
2 774,0 4 697,0 |
|
2.4 Проведение анкетирования доноров с целью выявления групп риска для донорства |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 - 2013 гг. |
|
|
|
|
2.5 Обеспечение акушерских и педиатрических стационаров карантинизированными и фильтрованными эритросодержащими компонентами крови |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
1 505,0 2 660,0 |
|
1505,0 2 660,0 |
|
2.6 Обеспечение лечебно-профилактических учреждений карантинизированной плазмой |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 - 2013 гг. |
|
|
|
|
2.7 Обеспечение заготовки плазмы методом автоматического плазмофереза, получение тромбоконцентрата на автоматических клеточных сепараторах (приобретение расходных материалов) |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
8 400,0 25 880,0 |
|
8 400,0 25 880,0 |
|
2.8 Внедрение методики заморозки и получения размороженной эритроцитной массы аппаратным методом |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
1 444,0 2 040,0 |
|
1 444,0 2 040,0 |
|
2.9 Внедрение методики вирусинактивации плазмы и тромбоконцентрата (приобретение расходных материалов к аппаратам для вирусинактивации) |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
3 239,0 13 055,0 |
|
3 239,0 13 055,0 |
|
2.10. Биохимические, гематологические обследования доноров. Бактериологические исследования. Обеспечение функционирования биохимического, гематологических, бактериологического анализаторов. |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
4 800,0 |
|
4 800,0 |
|
III. Укрепление материально-технической базы службы крови | ||||||
3.1 Оснащение современным медицинским, лабораторно-диагностическим и прочим оборудованием |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
12 610,0 |
|
12 610,0 |
|
IV. Повышение квалификации медицинских работников и инженерно-технического персонала | ||||||
4.1 Организация циклов подготовки специалистов общелечебной сети по клинической трансфузиологии |
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
2012 г. 2013 г. |
|
|
В рамках текущего финансирования |
|
Тыс. руб. | |||
|
Всего |
2012 |
2013 |
Федеральный бюджет |
7200,0 |
3600,0 |
3600,0 |
Областной бюджет |
118809,0 |
30311,0 |
88498,0 |
Внебюджетные источники |
350,0 |
- |
350,0 |
Всего по программе |
126359,0 |
33911,0 |
92448,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 г. N 408-пп "Об областной целевой программе "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2012 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 31 декабря 2011 г. N 232
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. N 428-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 16 июля 2012 г. N 289-пп