Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года N 690 "О Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", в целях внедрения проектного управления в сферу профилактики наркомании в Белгородской области, создания условий для приостановления распространения наркомании, формирования негативного отношения к потреблению наркотиков и существенного снижения спроса на них, сокращения уровня преступности и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до уровня минимальной опасности для общества:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013 - 2015 годы" (прилагается).
2. Определить представителем государственного заказчика долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области (Щербаков В.В.).
3. Управлению по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области во взаимодействии с департаментами образования, культуры и молодежной политики (Коврижных Ю.В.), здравоохранения и социальной защиты населения (Белоусов Н.И.) области, управлениями по делам молодежи (Беспаленко П.Н.), социальной защиты населения (Батанова Е.П.), культуры (Курганский С.И.), физической культуры и спорта (Сердюков О.Э.), по труду и занятости населения (Полевой И.Н.) области, управлением информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области (Борисовский В.И.), Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (Пестерев В.Н.) и другими заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти сформировать к 20 апреля 2012 года постоянно действующую межведомственную рабочую группу по разработке проекта Программы.
4. Департаментам образования, культуры и молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения области, управлению информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области, управлениям по делам молодежи, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, по труду и занятости населения области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области во взаимодействии с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области, другими заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
- обеспечить внедрение проектного подхода при разработке системы мероприятий по соответствующим разделам проекта Программы;
- представить к 27 апреля 2012 года в управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области предложения к проекту Программы и их финансово-экономическое обоснование по форме согласно приложению.
5. Управлению по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора области представить в установленном порядке к 1 июля 2012 года на рассмотрение правительства области проект Программы.
6. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов принять меры по разработке муниципальных целевых антинаркотических программ на 2013 - 2015 годы с соответствующим ресурсным обеспечением.
7. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя руководителя Администрации Губернатора области - секретаря Совета безопасности области С.А. Литвинова.
Об исполнении распоряжения информировать к 30 декабря 2012 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Концепция
долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013 - 2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Белгородской области
от 9 апреля 2012 г. N 209-рп)
Концепция долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с основными федеральными и областными нормативными правовыми документами, определяет комплекс целей, задач и приоритетов региональной государственной антинаркотической политики на ближайшую и среднесрочную перспективу по обеспечению сокращения незаконного распространения и немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на территории Белгородской области.
Концепция разработана на основании Федерального закона от 08 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Указа Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", постановления правительства Белгородской области от 31 августа 2009 года N 295-пп "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности"
Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой программы "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, противодействия их незаконному обороту в Белгородской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа), направленной на решение задач по снижению распространения наркотиков на территории Белгородской области посредством обеспечения координации деятельности органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в данном направлении.
1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задачи программно-целевым методом
Предлагаемая к разработке и реализации Программа основывается на опыте реализации долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010 - 2012 годы".
По оценкам реализации текущей долгосрочной целевой программы, основные усилия были сконцентрированы на достижении результатов по следующим направлениям:
проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ними правонарушений;
обеспечение координации деятельности субъектов антинаркотической политики в соответствии с данными мониторинга наркоситуации, социологическими и иными исследованиями;
внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Анализ результатов текущей долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Белгородской области на 2010 - 2012 годы" позволяет сделать вывод о том, что основные цели и задачи, поставленные при ее утверждении, решаются.
В результате совместных действий всех исполнителей и участников программы за 2011 год удалось не допустить обострения наркоситуации на территории Белгородской области, а по некоторым ее показателям - достичь определенных положительных результатов. Согласно данным наркологической службы области, за прошедший год в сравнении с аналогичным периодом 2010 года темпы роста потребителей наркотиков с вредными последствиями среди взрослого населения практически остались на прежнем уровне. Отмечается дальнейшее снижение количества подростков, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях области с диагнозом "пагубное употребление наркотиков", за 2011 год в сравнении с 2010 годом их число снизилось немногим более чем в 2 раза и составило 75 человек, из них 4 - дети в возрасте до 14 лет.
За 2011 год правоохранительными органами на территории области зарегистрировано 1110 наркопреступлений, что на 36,4 процента меньше, чем за 2010 год. При этом почти в 2 раза снизилось количество выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, связанных со сбытом наркотиков, на 46 процентов - количество преступлений, связанных с незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. На 6,1 процента снизилось количество преступлений, связанных с содержанием наркопритонов (108 преступлений), что отмечается впервые за последние четыре года.
В отчетный период выявлено 3 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных несовершеннолетними, что в 2,6 раза меньше, чем за 2010 год. Кроме того, на 46,7 процента снизилось число подростков, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота.
Отмечается снижение на 24 процента количества лиц, заразившихся ВИЧ-инфекцией, за отчетный период выявлено 19 случаев заражения при внутривенном потреблении наркотиков, что составляет 19,4 процента от общего их числа.
Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в состоянии распространенности и заболеваемости наркологическими расстройствами, ситуация, сложившаяся в Белгородской области в связи с распространением и потреблением наркотиков, остается сложной.
За 2011 год на территории области зарегистрировано 83 случая отравлений наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, что на 24,7 процента выше уровня 2010 года, из них острых отравлений со смертельным исходом - 23 (2010 год - 15).
Снижение темпов роста потребителей наркотиков является отражением только выявленных случаев. О наличии скрытой проблемы, латентных потребителей говорят результаты социологических исследований, наличие отравлений наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, а также рост смертности от передозировки наркотиками.
Наличие значительного числа лиц, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в Белгородской области также является одним из факторов, ухудшающих криминальную обстановку в сфере преступлений общеуголовной направленности, таких как кражи, грабежи и разбои, совершаемые с целью получения средств для приобретения наркотиков, а также преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
В прошедшем году при этом снизилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, с 1514 в 2010 году до 1110 в 2011 году. Уменьшилось на 7,7 процента в сравнении с 2010 годом и количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. До 18 человек уменьшилось число потребителей наркотиков, работающих на техногенно опасных предприятиях и объектах обеспечения жизнедеятельности области.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы влекут за собой целый ряд экономических потерь: повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением наркотиков и их аналогов, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Таким образом, использование программно-целевого метода является единственным эффективным вариантом в решении поставленных задач по сокращению незаконного распространения и потребления наркотиков, в особенности подростками и молодежью, на территории Белгородской области, поскольку позволит:
определить основные направления и создать скоординированную систему взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, правоохранительных органов и институтов гражданского общества региона;
систематически наблюдать за ходом реализации Программы (в рамках проведения мониторинга) с целью оценки, контроля и прогнозирования реализации программных мероприятий, а также значений целевых показателей, характеризующих изменение ситуации и достижение заявленной цели;
сконцентрировать финансовые ресурсы.
2. Соответствие предлагаемой к решению задачи приоритетным направлениям социально-экономического развития Белгородской области
Программа соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития Белгородской области, системе целей и задач по снижению смертности, сокращению социальной базы преступности, формированию у населения потребности здорового образа жизни, определенных в постановлении правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года".
3. Возможные варианты решения задачи, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения
Приоритетными направлениями деятельности по сокращению незаконного распространения и потребления наркотиков, в том числе и среди подростков и молодежи, являются:
определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере противодействия наркомании;
проведение эффективной информационной политики, обеспечивающей пропаганду отказа от употребления наркотиков и формирование здорового образа жизни;
вовлечение общественных организаций в решение проблем наркопотребителей и членов их семей;
внедрение методов лечения наркологических расстройств с применением инновационных технологий.
Возможны два варианта реализации указанных приоритетных направлений деятельности:
первый вариант предполагает реализацию мероприятий исполнительными органами государственной власти Белгородской области, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями в соответствии со своими полномочиями;
второй вариант позволяет скоординировать деятельность заинтересованных сторон и их ресурсы.
В рамках реализации первого варианта рассматривалось решение проблемы силами исполнителей и участников Программы за счет текущего бюджетного финансирования. Однако для всех исполнителей реализация мероприятий обернется дополнительными финансовыми затратами.
В рамках реализации второго варианта предлагается комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон, концентрацией усилий и финансовых затрат, что в свою очередь обеспечит комплексный эффект.
Анализ вариантов показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение поставленных задач.
4. Предполагаемые разработчики и исполнители Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта Программы, реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе предполагается управление по взаимодействию с правоохранительными, судебными и контрольно-надзорными органами Администрации Губернатора Белгородской области.
С целью своевременной и качественной разработки проекта Программы создается межведомственная рабочая группа из представителей исполнительных органов государственной власти Белгородской области, государственных учреждений здравоохранения области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Исполнителями Программы являются: департаменты образования, культуры и молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения области, управления по делам молодежи, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, по труду и занятости населения области, управление информации и массовых коммуникаций Администрации Губернатора области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области.
При реализации Программы исполнители осуществляют взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, обладающими полномочиями по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
5. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - существенное сокращение незаконного распространения и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, масштабов их последствий для безопасности и здоровья личности и общества в целом.
Достижение цели осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:
1. Сокращение предложения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота на территории Белгородской области, противодействия наркоагрессии.
В этих целях необходимо решение следующих первоочередных задач:
формирование системы уничтожения инфраструктуры нелегального (кустарного) производства наркотиков, совершенствование системы ликвидации сырьевой базы незаконного наркопроизводства, транспортировки и распространения наркотических средств на территории Белгородской области;
пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психотропных, сильнодействующих веществ и их аналогов, используемых для немедицинского потребления.
2. Сокращение спроса на наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
В этих целях необходимо решение следующих первоочередных задач:
формирование системы ценностей у детей и молодежи, ориентированной на ведение здорового образа жизни, с использованием проектного подхода в формировании имиджа субъектов антинаркотической политики;
обеспечение раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
стимулирование и поддержание гражданских инициатив, направленных против потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, привлечение к деятельности по профилактике наркомании, в том числе третичной (реабилитации), общественных организаций, социально ответственного бизнеса;
расширение лечебного и реабилитационного пространства, повышение качества лечебных и реабилитационных услуг наркологического профиля путем внедрения методов лечения наркологических расстройств с применением инновационных технологий.
6. Основные разделы и подразделы Программы
1. Совершенствование в регионе организационного и нормативно-правового обеспечения антинаркотической деятельности.
2. Внедрение региональной государственной системы мониторинга наркоситуации.
3. Создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории области.
4. Выработка и реализация мер противодействия контрабанде наркотиков на территорию Российской Федерации на Белгородском участке государственной границы.
5. Осуществление государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров.
6. Развитие и укрепление региональной государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с приоритетом мероприятий первичной профилактики наркомании.
6.1. Комплексная антинаркотическая пропаганда и антинаркотическое просвещение. Формирование здорового образа жизни.
6.2. Организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков.
6.3. Организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах.
6.4. Развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в частности посредством ежегодной диспансеризации.
6.5. Создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность.
6.6. Формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ их аналогов.
7. Информационно-пропагандистское и методическое сопровождение профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ их аналогов. Разработка научно-методических основ противодействия распространению наркомании и экспериментальная работа.
8. Совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи потребителям наркотиков и их реабилитация.
9. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами профилактики немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ их аналогов, выявлением и лечением больных наркоманией.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможные формы и методы оценки ее эффективности
Реализация Программы, по предварительной оценке, к 2015 году позволит:
снизить уровень заболеваемости наркологическими расстройствами на 5 процентов;
снизить уровень распространенности наркологических расстройств на 10 процентов;
увеличить объем изымаемых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на 5 процентов;
увеличить количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на 5 процентов;
увеличить долю выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на 3 процента;
снизить уровень распространенности потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних, состоящих на учете в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, от общей численности несовершеннолетних на 22 процента;
увеличить долю больных наркологическими расстройствами, находящихся в ремиссии свыше 5 месяцев, на 17 процентов;
увеличить долю направленных на социальную реабилитацию от общего количества больных наркоманией, состоящих на учете в пилотных территориях, до 22 процентов;
увеличить долю наркопотребителей, находящихся в ремиссии, от общего количества лиц, прошедших реабилитацию до 45 процентов.
8. Период реализации и основные этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2013 по 2015 годы. Программа не имеет строгой разбивки на этапы, мероприятия реализуются в течение всего периода реализации Программы.
9. Целевые показатели, позволяющие оценивать итоги реализации Программы
Целевыми показателями Программы являются:
уровень заболеваемости наркологическими расстройствами;
уровень распространенности наркологических расстройств;
объем изымаемых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
уровень распространенности потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов среди несовершеннолетних, состоящих на учете в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, от общей численности несовершеннолетних;
доля больных наркологическими расстройствами, находящихся в ремиссии свыше 5 месяцев;
доля направленных на социальную реабилитацию от общего количества больных наркоманией, состоящих на учете, в пилотных территориях;
доля наркопотребителей, находящихся в ремиссии, от общего количества лиц, прошедших реабилитацию.
Значения целевых показателей реализации Программы планируется рассчитать в ходе ее разработки.
10. Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы
Объем финансирования на реализацию Программы полежит ежегодной корректировке при формировании проекта бюджета Белгородской области и утверждается законом Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.