Решение Белгородского областного суда
от 23 декабря 2011 г.
(извлечение)
27 октября 2011 г. Белгородской областной Думой принят закон Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям", подписанный Губернатором Белгородской области 8 ноября 2011 г. за N 74, опубликованный в газете "Белгородские Известия", 2011 г., 12 ноября.
Статья 2 названного Закона содержит применяемые в нем понятия.
Статьей 3 Закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков, статьей 4 - порядок предоставления земельных участков, статьей 5 определено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются правовыми актами органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 6 предусмотрен порядок вступления закона в силу.
Оспаривая статьи 2, 3, 4, 5, 6 данного Закона, заявители ссылаются на несоответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации требованиям федерального законодательства Российской Федерации - Федеральному закону от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации", части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, на нарушение их прав на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
Просили суд признать положения статей 2 - 6 закона Белгородской области от 8 ноября 2011 г. N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" противоречащими требованиям Федерального закона от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации".
Признать положения статей 2 - 6 закона Белгородской области от 8 ноября 2011 г. N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" противоречащими требованиям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Признать статьи 2, 3, 4, 5, 6 закона Белгородской области от 8 ноября 2011 г. N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" недействующими в связи с их несоответствием требованиям Федерального закона от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации".
Признать недействующими положения статей 2 - 6 закона Белгородской области от 8 ноября 2011 N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" со дня его издания, а именно с 8 ноября 2011 г.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и при рассмотрении дела Б.Я.В. требования уточнил, просил суд признать положения абзаца 4 статьи 2, подпунктов 1, 3, 4 пункта 2 статьи 3, абзац 2 пункта 3, пункты 5, 9, 11, 12 статьи 4 закона Белгородской области от 8 ноября 2011 г. N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" противоречащими требованиям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, признать указанные положения закона Белгородской области от 8 ноября 2011 г. N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" не действующими со дня его издания, а именно с 8 ноября 2011 г.
Б.С.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц - Белгородской областной Думы - С.Л.И., Губернатора Белгородской области - И.Н.И. возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на соответствие оспариваемого нормативного правового акта Белгородской области требованиям действующего законодательства, недоказанности заявителями нарушения их прав.
Участвующий в деле прокурор Б.В.В. полагал заявление подлежащим отклонению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив оспариваемый нормативный правовой акт по содержанию, компетенции издавшего его органа, проанализировав применительно к рассматриваемому предмету требований действующее законодательство, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей по делу.
Установлено, что 27 октября 2011 г. принят закон Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" N 74, который является нормативным правовым актом, вступил в законную силу со дня его опубликования с 12 ноября 2011 г.
Оспариваемыми статьями предусмотрены основные понятия, используемые в законе, случаи бесплатного предоставления земельных участков, порядок предоставления земельных участков, предельные размеры земельных участков и порядок вступления в силу оспариваемого закона.
Суд не усматривает противоречий оспариваемых статей закона области требованиям федерального законодательства, на которые ссылаются заявители.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Закон Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" принят во исполнение указанного положения Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 оспариваемого нормативного правового акта предусмотрены следующие понятия:
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности муниципальных образований в Белгородской области, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;
граждане, имеющие трех и более детей, лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет и (или) детей, обучающихся в учреждениях высшего или среднего профессионального образования по очной форме обучения в возрасте до 23 лет, и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, совместно проживающих с родителями (одинокой матерью, одиноким отцом);
многодетная семья - семья, состоящая из двух родителей, находящихся в зарегистрированном браке, либо одинокой матери (одинокого отца), имеющих трех и более детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет и (или) детей, обучающихся в учреждениях высшего или среднего профессионального образования по очной форме обучения в возрасте до 23 лет, и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, совместно проживающих с родителями (одинокой матерью, одиноким отцом), все члены которой являются гражданами Российской Федерации.
Для целей настоящего закона при определении состава многодетной семьи не учитываются дети:
- в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
- в отношении которых отменено усыновление;
- отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.
В настоящее время действующее федеральное законодательство не устанавливает, какая семья считается многодетной.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" определение категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, отнесено к компетенции правительств республик в составе Российской Федерации, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Заявителями не доказано, в чем именно выразилось нарушение их прав статьей 2 оспариваемого закона.
Доводы Б.Я.В. о том, что нарушено право лиц, которые лишены родительских прав, подлежат отклонению, поскольку родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Семейного кодекса РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей (п. 1 ст. 71 Семейного кодекса РФ).
Статьей 3 Закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" предусмотрены следующие случаи бесплатного предоставления земельных участков:
1. В порядке, установленном настоящим законом, гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются земельные участки из состава земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки).
2. В порядке, установленном настоящим законом, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право однократно приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на территории Белгородской области при одновременном соблюдении следующих условий:
1) такие граждане зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают на территории Белгородской области не менее трех лет;
2) ранее членам многодетной семьи не предоставлялся в собственность земельный участок, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок);
3) ранее члены многодетной семьи не приобретали земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Белгородской области в рамках реализации областных программ развития индивидуального жилищного строительства;
4) члены многодетной семьи не имеют в собственности и не отчуждали в течение последних трех лет индивидуального жилого дома, площадь которого в расчете на одного члена семьи составляет более установленной в соответствии с жилищным законодательством учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
3. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на приобретение в порядке, установленном настоящим законом, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, независимо от постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с жилищным законодательством.
Судом не установлено нарушение прав заявителей приведенными выше положениями оспариваемого закона.
Доводы Б.С.А. о нарушении ее прав положениями приведенной нормы закона, доводы Б.Я.В. о нарушении его прав положениями подпунктов 1, 3, 4 пункта 2 данной статьи закона неубедительны.
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Раскрывая содержание принципа равенства, закрепленного в приведенной норме, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что данный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования правоотношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Следовательно, установление в законе области таких условий для приобретения земельного участка, как срок проживания на территории Белгородской области, наличие индивидуального жилого дома и не отчуждение такового в течение последних трех лет (ухудшение жилищных условий), не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав гражданина.
Кроме того, заявители по делу не относятся к указанной категории граждан.
Статьей 4 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" предусмотрено следующее:
1. Формирование земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками в соответствии с действующим земельным законодательством, с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
2. Земельные участки в соответствии с настоящим законом предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, однократно.
3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов на основании решений органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение земельными участками в соответствии с действующим земельным законодательством.
Земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду на срок сорок девять лет. По истечении трех лет, а в случае завершения строительства на предоставленном в аренду земельном участке индивидуального жилого дома и регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом до истечения трех лет граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести соответствующий земельный участок в собственность бесплатно. При этом решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан, имеющих трех и более детей, принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками в соответствии с действующим земельным законодательством, в течение тридцати дней со дня обращения указанных граждан с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно.
4. В случае если гражданину, имеющему трех и более детей, до вступления в силу настоящего закона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, был предоставлен в аренду для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства, гражданин имеет право на приобретение бесплатно в собственность указанного земельного участка при соблюдении следующих условий:
1) размер земельного участка соответствует предельным размерам, установленным настоящим законом;
2) использование земельного участка с момента его предоставления осуществлялось в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования;
3) отсутствует задолженность по арендной плате за пользование земельным участком;
4) земельный участок находится в аренде у гражданина более трех лет, и (или) зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, построенный на земельном участке.
5. В целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о постановке на учет для предоставления земельного участка (далее - заявление) в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого они зарегистрированы по месту жительства.
Граждане, имеющие трех и более детей, проживающие на территории городского округа "Город Белгород", имеют право обратиться с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления другого муниципального района (городского округа). При этом обращение таких граждан в уполномоченные органы местного самоуправления нескольких муниципальных районов (городских округов) не допускается.
В случае, указанном в части 4 настоящей статьи, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право обратиться с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого им был предоставлен в аренду земельный участок.
Заявление подается гражданами, имеющими трех и более детей, совместно, а в случае, указанном в части 4 настоящей статьи, гражданином, являющимся арендатором земельного участка.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается Правительством Белгородской области.
В течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) заявления данным органом принимается решение о постановке граждан на учет для предоставления земельного участка или об отказе в постановке на такой учет.
6. Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете для предоставления земельного участка, в порядке очередности, исходя из времени постановки таких граждан на учет для предоставления земельного участка, за исключением случаев, указанных в частях 7, 8 настоящей статьи.
7. Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством, имеют право на первоочередное предоставление земельных участков в аренду. Для учета таких граждан в целях предоставления земельных участков в аренду органом местного самоуправления формируются отдельные списки очередности.
8. В случае, указанном в части 4 настоящей статьи, решение о предоставлении земельного участка гражданину, имеющему трех и более детей, в собственность бесплатно принимается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками в соответствии с действующим земельным законодательством, в течение четырнадцати рабочих дней со дня постановки такого гражданина на учет для предоставления земельного участка.
9. В случае отказа граждан, имеющих трех и более детей, от предложенного им в аренду земельного участка данный земельный участок предлагается другим гражданам, состоящим на учете для предоставления земельного участка, в порядке очередности. При этом граждане, отказавшиеся от предложенного им земельного участка, из списка очередности на предоставление земельного участка по данному основанию не исключаются, и за ними сохраняется очередность.
10. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с настоящим законом в границах муниципального района (городского округа), на территории которого они состоят на учете для предоставления земельного участка.
11. Порядок учета граждан, имеющих трех и более детей, для предоставления земельного участка и порядок организации работы по формированию и предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков устанавливаются постановлением Правительства Белгородской области и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными нормативными правовыми актами.
12. Использование земельных участков, предоставленных на основании настоящего закона, должно осуществляться в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, определенными при предоставлении земельных участков гражданам.
13. Земельные участки, находящиеся в собственности Белгородской области, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии с настоящим законом.
Решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области, пригодных для использования в целях реализации настоящего закона, принимаются Правительством Белгородской области на основании предложений органов местного самоуправления.
14. Проведение инженерного обустройства земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим законом, осуществляется в рамках реализации областных и местных программ инженерного обустройства населенных пунктов Белгородской области.
Как следует из заявления, а также пояснений Б.Я.В., заявителями оспариваются положения, предусматривающие поэтапную передачу в собственность земельных участков, а также порядок постановки граждан, подавших соответствующие заявления, на учет (пункты 3, 5, 9, 11, 12).
Приведенный выше порядок и условия передачи земельных участков в собственность многодетным семьям не противоречат положениям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку порядок и условия предоставления земельных участков в собственность указанной категории граждан отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.
Закон Белгородской области в указанной части также не ограничивает прав заявителей, поскольку передача земельного участка в собственность по истечении трех лет со дня заключения договора аренды, либо ранее указанного срока при завершении строительства на предоставленном в аренду земельном участке индивидуального жилого дома и регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, соответствует целям предоставления земельного участка - для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, закрепленным Земельным кодексом Российской Федерации, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Учет граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка в собственность, не нарушает прав заявителей. Как следует из пояснений представителей заинтересованных лиц, данный учет необходим для образования земельных участков, что соответствует требованиям статей 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 5 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим законом, устанавливаются равными соответственно предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, установленным на территории соответствующего муниципального образования нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения указанной статьи не противоречат статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
В чем заключается нарушение прав заявителей оспариваемой нормой закона, ими не приведено.
Статья 6 закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям", согласно которой настоящий закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, соответствует положениям статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Доводов о противоречии оспариваемого закона области Федеральному закону от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в заявлении не приведено.
Изложенные в заявлении доводы о противоречии оспариваемых положений закона Белгородской области "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" Федеральному закону от 14 июня 2011 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" подлежат отклонению, поскольку данный Федеральный закон не содержит самостоятельных обязательных для исполнения правовых норм, а вносит изменения в другие положения законодательства на предмет соответствия которым оспариваемых положений судом дана оценка в настоящем решении.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемый закон Белгородской области принят в пределах полномочий Белгородской областной Думы, не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам и не нарушает прав заявителей.
Руководствуясь ст.ст. 251 - 253, 195, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Б.Я.В. и Б.С.А. в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений статей 2 - 6 закона Белгородской области от 08.11.2011 г. N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Белгородского областного суда от 23 декабря 2011 г. (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании