В целях обеспечения устойчивого и эффективного производства сахарной свеклы и сахара из нее правительство области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Модернизация свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на 2013 и 2014 годы предусматривать финансирование реализации мероприятий Программы.
3. Департаменту агропромышленного комплекса области (Родионов В.Я.) осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти области, сельскохозяйственных товаропроизводителей - участников Программы по исполнению мероприятий.
4. Департаменту кадровой политики области (Сергачев В.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса области (Родионов В.Я.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 апреля до 2015 года.
Временно исполняющий обязанности |
Е. Савченко |
Долгосрочная целевая программа
"Модернизация свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 8 октября 2012 г. N 394-пп)
Белгород
2012 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Модернизация свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области на 2012 - 2014 годы"
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Модернизация свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации". |
Государственный заказчик Программы |
правительство Белгородской области |
Представитель государственного заказчика (координатор) Программы |
департамент агропромышленного комплекса области (осуществляет оперативную работу по организации управления Программой и контролю за ходом ее реализации). |
Руководитель Программы |
Родионов В.Я. - начальник департамента агропромышленного комплекса области - заместитель председателя правительства области. |
Разработчик Программы |
департамент агропромышленного комплекса области |
Исполнители и Участники Программы |
органы исполнительной власти области, хозяйствующие субъекты Белгородской области независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производственную деятельность - производство сахарной свеклы, изъявившие желание участвовать в реализации мероприятий Программы и привлеченные в установленном порядке к их реализации в соответствии с порядком субсидирования, утверждаемым постановлением правительства области |
Цель Программы |
- обеспечение устойчивого и эффективного производства сахарной свеклы и сахара из нее путем модернизации свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области |
Задачи Программы |
- увеличение производства сахарной свеклы за счет модернизации машинно-тракторного парка для возделывания и уборки; - повышение урожайности сахарной свеклы за счет внедрения интенсивных технологий возделывания и применения современных сортов и гибридов |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы I этап реализации Программы - 2012 год II этап реализации Программы - 2013 год III этап реализации Программы - 2014 год |
Объемы и источники финансирования Программы по годам |
Общий объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы на весь срок ее выполнения составляет 1440,1 млн. рублей, в том числе: 2012 - 1049,7 млн. рублей; 2013 - 231,2 млн. рублей; 2014 - 159,2 млн. рублей. - из них: собственные средства хозяйствующих субъектов - 288,0 млн. рублей, в том числе: 2012 - 209,94 млн. рублей; 2013 - 46,24 млн. рублей; 2014 - 31,82 млн. рублей заемные средства хозяйствующих субъектов - 1152,1 млн. рублей, в том числе: 2012 - 839,76 млн. рублей; 2013 - 184,96 млн. рублей; 2014 - 127,38 млн. рублей. Средства областного бюджета (в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники для выращивания и уборки сахарной свеклы) в сумме 865,8 млн. рублей (при условии софинансирования из федерального бюджета) в том числе: 2012 - 105,6 млн. рублей; 2013 - 144,0 млн. рублей; 2014 - 616,2 млн. рублей. |
Целевые показатели Программы |
- увеличение площади посева сахарной свеклы составит до 112 тыс. га к 2014 году, - увеличение производства сахарной свеклы к 2014 году в 1,2 раза по отношению к уровню 2012 года, - рост объемов производства сахара к 2014 году до 520 тыс. тонн, - прирост выручки от реализации сахара в 2014 году к уровню 2012 года 1,7 млрд рублей |
Показатели социально-экономической эффективности |
- увеличение поступлений налоговых платежей в областной бюджет и внебюджетные фонды, - внедрение инновационных технологий, - обновление и модернизация машинно-тракторного парка и оборудования свеклосахарного подкомплекса Белгородской области |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Развитие сельского хозяйства является одним из важнейших национальных приоритетов, что ставит перед отраслью новые задачи, решение которых направлено на увеличение производства продукции массового потребления, среди которых сахару отводится важное место.
Свеклосахарное производство всегда занимало одну из ключевых позиций в структуре агропромышленного комплекса Белгородской области. Наибольшее количество свеклы производилось в области в 1986 - 1990 годах, при среднегодовой площади 134 тысячи гектаров валовой сбор был 4,2 млн. тонн при средней урожайности 270 ц/га.
Резкий спад свеклосеяния произошел в начале девяностых годов XX века, в масштабах страны новая экономическая ситуация привела к беспрецедентному росту цен на материально-технические ресурсы, обусловила свёртывание производства во всех свеклосеющих зонах страны, резкое сокращение выработки свекловичного сахара и массированный импорт сахара-сырца. На Белгородчине в 1994 году собрали всего лишь 1,3 млн. тонн при урожае 120 ц/га. За период с 1990 по 2001 годы значительно снизилось поступление техники в сельхозпредприятия области. Это явилось как следствием ухудшения материального состояния основных сельхозтоваропроизводителей, так и резкого спада производства на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения. Эти и другие факторы привели к заметному снижению уровня технической оснащённости сельхозпредприятий. Всё это во многом повлияло на сокращение площадей под сахарную свёклу, снижение урожая и её валового сбора.
От стабильности сельскохозяйственного производства зависит экономическая безопасность страны, увеличение производства сахара из отечественного сырья является важнейшей задачей.
В современных условиях повышение урожайности - это единственный путь для обеспечения населения продовольствием и решения экономических проблем. Перспектива развития эффективного и устойчивого земледелия всегда связана с процессом интенсификации растениеводства в агротехнологиях, а при ограниченных возможностях товаропроизводителей возникает потребность искать пути наращивания производства сельскохозяйственной продукции с наименьшими затратами материальных и энергетических ресурсов.
В последние годы обновление машинно-тракторного парка осуществляется в рамках Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы". В 2011 году приобретено 975 единиц сельскохозяйственной техники: 236 тракторов всех модификаций, 85 комбайнов, в том числе 5 свеклоуборочных.
В период с 2009 по 2011 годы наблюдалось значительное отклонение (невыполнение) от показателей реализации Государственной программы. Это связано с тем, что в последние годы в сельскохозяйственном производстве всё большее распространение получают технологии сберегающего земледелия, что предполагает минимизацию обработки почвы, использование высокопроизводительных тракторов и комбайнов, применение широкозахватных и комбинированных агрегатов, совмещающих выполнение 3 - 5 технологических операций. Соответственно, потребность в технике в количественном показателе уменьшается. И в то же время в связи с экономическими затруднениями последних лет возможность приобретения новой техники сельскохозяйственными товаропроизводителями области была ограничена.
Машинно-технологический комплекс как инновационная база аграрного производства является важнейшей производственной системой, регулирующей объемы, качество и экономические характеристики конечной сельскохозяйственной продукции, внедрение высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий.
В настоящее время прёодолён спад производства: в 2008 году сахарная свёкла возделывалась на площади 75891 га, в 2011 году эта площадь составила 107952 га (увеличение на 30 процентов), а план на 2012 год составляет 110500 га.
Нагрузка на один свеклоуборочный комбайн в Белгородской области в 2011 году составила 316 га.
Существующий парк сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки сахарной свёклы нуждается в значительном обновлении.
Структура парка сельскохозяйственной техники Белгородской области для возделывания сахарной свёклы | ||||
Наименование техники |
Всего |
до 3-х лет |
от 3-х до 10 лет |
более 10 лет |
Сеялки свекловичные, всего, шт. |
461 |
46 |
219 |
196 |
в т.ч. импортные |
188 |
21 |
132 |
35 |
Культиваторы свекловичные, всего, |
409 |
39 |
192 |
178 |
в т.ч. импортные |
121 |
23 |
98 |
0 |
Ботвоуборочные машины всего, шт. |
202 |
29 |
68 |
105 |
в т.ч. импортные |
54 |
16 |
25 |
13 |
Свеклоуборочные комбайны, всего шт. |
342 |
20 |
160 |
162 |
в т.ч. импортные |
175 |
14 |
132 |
29 |
Свеклопогрузчики, всего шт. |
216 |
12 |
11 |
193 |
в т.ч. импортные |
23 |
12 |
11 |
0 |
Всего, шт. |
1630 |
146 |
650 |
834 |
|
|
|
|
|
На сегодняшний день 51 процент техники изношен физически, а доля морально устаревшей техники превышает 60 процентов. Из имеющихся 342 свеклоуборочных комбайнов 162 единицы (47 процентов) выработали свой ресурс и эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, 160 комбайнов имеют срок эксплуатации от 3 до 10 лет (47 процентов) и 20 единиц (6 процентов) - до 3-х лет.
Все это приводит к возрастанию нагрузки на вновь приобретаемые комбайны и увеличению сроков уборки.
Недостаточность парка сельхозтехники ограничивает технические возможности сельхозпроизводителей и снижает производительность труда в сельском хозяйстве.
С учетом роста площадей под сахарную свёклу, а также прогнозируемой динамики выбытия техники (для её возделывания) вследствие морального и физического износа остаточное количество будет находиться за пределами нормативных нагрузок. В сложившейся ситуации только помощь государства может исправить ситуацию. С этой целью разработана долгосрочная целевая программа "Модернизация свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа), которая направлена на увеличение производства сахарной свеклы за счет приобретения современной высокопроизводительной техники.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
2.1. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы на 2012 - 2014 годы является обеспечение устойчивого и эффективного производства сахарной свеклы и сахара из нее путем модернизации свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- увеличение производства сахарной свеклы за счет модернизации машинно-тракторного парка для ее возделывания и уборки;
- повышение урожайности сахарной свеклы за счет внедрения интенсивных технологий ее возделывания и применения современных сортов и гибридов.
2.2. Сроки и этапы реализации Программы.
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы.
I этап реализации Программы - 2012 год.
Привлечение средств в объеме 1049,7 млн. рублей на приобретение оборудования.
II этап реализации Программы - 2013 год.
Привлечение средств в объеме 231,2 млн. рублей на проведение технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий с использованием инновационных технологий.
III этап реализации Программы - 2014 год.
Привлечение средств в объеме 159,2 млн. рублей для завершения реализации Программы.
3. Система программных мероприятий
В рамках реализации Программы будут осуществлены следующие мероприятия:
- приобретение сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки сахарной свеклы:
Вид техники |
Объем инвестиций на реализацию Программы, всего, млн. руб. |
в том числе по годам, млн. руб. |
Исполнители мероприятий и участники |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Почвообрабатывающая техника |
114,7 |
100,8 |
8,8 |
5,1 |
Хозяйствующие субъекты Белгородской области независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство сахарной свеклы, изъявившие желание участвовать в реализации мероприятий Программы и привлеченные к реализации мероприятий Программы в соответствии с порядком субсидирования, утверждаемым постановлением правительства области |
Сеялки |
124,4 |
104,0 |
14,9 |
5,5 |
|
Опрыскиватели |
56,4 |
42,1 |
10,3 |
4,0 |
|
Машины для внесения удобрений |
11,2 |
8,1 |
1,0 |
2,1 |
|
Свеклоуборочные комбайны |
221,6 |
115,8 |
65,8 |
40,0 |
|
Ботвоуборочные машины |
3,2 |
1,7 |
1,4 |
0,0 |
|
Погрузчики |
169,9 |
107,2 |
41,6 |
21,1 |
|
Тракторы |
588,1 |
447,3 |
77,3 |
63,5 |
|
Автомобили |
40,0 |
12,0 |
10,0 |
18,0 |
|
Прицепы |
110,6 |
110,6 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого |
1440,1 |
1049,7 |
231,2 |
159,2 |
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета (в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки сахарной свеклы) и внебюджетные средства хозяйствующих субъектов Белгородской области, осуществляющих деятельность по производству сахарной свеклы, изъявивших желание участвовать в реализации мероприятий Программы и привлеченные в установленном порядке к реализации мероприятий Программы.
Общий объем финансирования на реализацию Программы на весь срок ее выполнения составляет 1440,1 млн. рублей, в том числе:
2012 - 1049,7 млн. рублей;
2013 - 231,2 млн. рублей;
2014 - 159,2 млн. рублей
- из них: собственные средства хозяйствующих субъектов - 288,0 млн. рублей, в том числе:
2012 - 209,94 млн. рублей;
2013 - 46,24 млн. рублей;
2014 - 31,82 млн. рублей
заемные средства хозяйствующих субъектов - 1152,1 млн. рублей, в том числе:
2012 - 839,76 млн. рублей;
2013 - 184,96 млн. рублей;
2014 - 127,38 млн. рублей.
Средства областного бюджета (в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники для выращивания и уборки сахарной свеклы) в сумме 850,9 млн. рублей (при условии софинансирования из федерального бюджета), в том числе:
2012 - 90,7 млн. рублей;
2013 - 144,0 млн. рублей;
2014 - 616,2 млн. рублей.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут ежегодно корректироваться на основе анализа полученных результатов.
Источники государственной поддержки при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год подлежат уточнению с учетом прогнозируемых объемов финансовых ресурсов.
5. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации
5.1. Механизм реализации.
К реализации Программы в качестве исполнителей привлекаются хозяйствующие субъекты Белгородской области независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производственную деятельность - производство сахарной свеклы, изъявившие желание участвовать в реализации мероприятий Программы и привлеченные в установленном порядке к их реализации.
Порядок, условия и сроки определения участников Программы регламентируются приказом департамента агропромышленного комплекса области.
5.2. Контроль за ходом реализации Программы.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - правительство области. От имени государственного заказчика Программы оперативную работу по организации управления Программой и контролю за ходом её реализации осуществляет департамент агропромышленного комплекса области.
Участники Программы ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информируют департамент агропромышленного комплекса области о ходе выполнения Программы в части, их касающейся.
Департамент агропромышленного комплекса области для проведения ежеквартального мониторинга представляет в департамент экономического развития области до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о ходе реализации Программы. Для проведения ежегодного мониторинга департамент агропромышленного комплекса области представляет в департамент экономического развития области годовой отчет о ходе реализации Программы до 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Департамент агропромышленного комплекса области ежегодно к 1 апреля до 2015 года направляет в правительство Белгородской области информацию о ходе реализации Программы.
6. Оценка рисков реализации Программы
Достижение показателей Программы сопряжено с определенными рисками, связанными с финансово-экономическим кризисом, конъюнктурой агропродовольственного рынка и внешнеэкономическими факторами.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- риски, связанные с нестабильным экономическим состоянием в стране, которые могут привести к неплатежам, непредоставлению кредитными организациями в намеченные сроки кредитов, высоким ставкам по кредитам;
- риски, возникающие из-за колебаний рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, колебаниям спроса на продукцию;
- неблагоприятные природно-климатические условия;
б) внутренние риски:
- производственные и технологические риски (обеспечение сельскохозяйственной техникой, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, семенами и т.д.).
Оперативное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
7.1. Эффективность реализации Программы определяется путем оценки целевых показателей, представленных в таблице.
Целевой показатель |
Единица измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Конечные результаты Программы |
Площадь посева сахарной свеклы |
тыс. га |
110 |
111 |
112 |
Увеличение площади посева сахарной свеклы до 112 тыс. га к 2014 году |
Валовой сбор сахарной свеклы |
тыс. тонн |
3700 |
4000 |
4270 |
Модернизация свеклосахарного подкомплекса позволит увеличить производство сахарной свеклы к 2014 году в 1,2 раза по отношению к уровню 2012 года |
Объем производства сахара из сахарной свеклы |
тыс. тонн |
440 |
480 |
520 |
Рост объемов производства сахара к 2014 году достигнет 520 тыс. тонн |
Выручка от реализации сахара, произведенного из сахарной свеклы |
млн. руб. |
9350 |
10200 |
11050 |
Прирост выручки от реализации сахара в 2014 году к уровню 2012 года составит 1,7 млрд. рублей, или в 1,2 раза |
7.2. К показателям социально-экономической эффективности относятся:
- увеличение поступлений налоговых платежей в областной бюджет и внебюджетные фонды;
- внедрение инновационных технологий;
- обновление и модернизация машинно-тракторного парка и оборудования свеклосахарного подкомплекса Белгородской области.
В ходе реализации Программы будет создана высокоэффективная материально-техническая база для увеличения производства сахарной свеклы и снижения потерь при уборке.
Реализация Программы будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции, создаст условия для устойчивого развития подкомплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 8 октября 2012 г. N 394-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Модернизация свеклосахарного подкомплекса в Белгородской области на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 10 ноября 2012 г. N 207 (3277)
Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. N 439-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 23 сентября 2013 г. N 388-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 15 июля 2013 г. N 291-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 3 июня 2013 г. N 221-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 17 декабря 2012 г. N 524-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 27 ноября 2012 г. N 485-пп